kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рекомендации к изучению темы «становление средневековой европы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Главные задачи изучения темы состоят в том, чтобы показать:

1) процесс перехода народов Западной и Центральной Европы к классовому обществу;

2) основные и существенные признаки сложившегося феодального общественного строя.

Эти признаки усваиваются более прочно и сознательно в сопоставлении с признаками рабовладельческого строя, известными из истории древнего мира.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации к изучению темы «становление средневековой европы»»

РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ

«СТАНОВЛЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ»


И.И. Бадикова,

учитель истории

МОУ «ОШ № 36»



Главные задачи изучения темы состоят в том, чтобы показать:

1) процесс перехода народов Западной и Центральной Европы к классовому обществу;

2) основные и существенные признаки сложившегося феодального общественного строя.

Эти признаки усваиваются более прочно и сознательно в сопоставлении с признаками рабовладельческого строя, известными из истории древнего мира.

Центральное, наиболее широкое понятие в истории средних веков – феодальный строй. Сначала оно формируется в динамике, т.е. как процесс феодального строя. Исходным моментом для объяснения этого процесса служит показ разложения первобытнообщинного строя у германцев с привлечением знаний учащихся о разложении и упадке рабовладельческого строя в поздней Римской империи. Тем самым становление феодализма на значительной части территории Западной Европы характеризуется как синтез двух параллельно протекавших процессов, ускоренных завоеваниями германцев.

Предпосылки перехода к феодализму складывались в варварском обществе. Основной этого процесса было появление имущественного и социального неравенства, выделение знати. Разложение родового строя в варварском обществе было ускорено завоеваниями, в ходе которых началось складывание соседской общины.

Одно из главных понятий темы – классы феодального общества. Формирование этих классов показывается как результат двух взаимосвязанных процессов – роста крупного землевладения и превращение свободных людей в зависимых крестьян. В развитии феодальных отношений у франков рассматриваются два основных этапа:

1) возникновение крупного землевладения короля после завоевания Галлии, а затем и знати в результате королевских пожалований, когда широко применялся труд рабов и колонов, сохранившихся от римских времен;

2) переход земельных наделов свободных галло-римлян и германцев к феодализирующейся знати и церкви.

Чтобы раскрыть суть синтеза двух взаимосвязанных процессов, важно показать, что, с одной стороны, из галло-римских землевладельцев и франкской знати складывался класс феодалов, а с другой – попадавшие в зависимость свободные люди и сохранившиеся рабы и колоны сливались в класс зависимых крестьян.

Класс феодалов характеризуется как господствующий класс крупных земельных собственников, эксплуатирующий зависимых крестьян. Среди феодалов выделяются отдельные разновидности: крупные, средние, мелкие; светские и духовные. Характеризуя класс зависимых крестьян, надо создать представление о разных формах зависимости крестьян, надо создать представление о разных формах зависимости, прежде всего о поземельной и личной.

Признаки феодализма в том виде, как они сложились в ряде стран Западной Европы в 9 – 11 в., выясняются при изучении феодального поместья как основной экономической ячейки этого строя. Важно при этом выявить связь между поместьем как средством эксплуатации подвластного феодалам трудового населения и крестьянской общиной, превратившейся в зависимую.

Феодальная собственность на землю раскрывается через понятие феод, как наследственное земельное владение представителя господствующего класса, предоставленное сеньором вассалу под условием военной службы. Хотя термин «условный характер феодальной собственности» не вводится, создается представление, что всякое феодальное земельная собственность была «держанием» от лица, стоящего на более высокой ступени иерархической лестницы. Владение крестьянина землей раскрывается как пользование наделом. Надел служил и средством существования крестьянина, и средством обеспечения господина рабочими руками и инвентарем. Сущность феодальной эксплуатации раскрывается в введением понятия о феодальных повинностях зависимых крестьян. В теме охарактеризованы такие виды повинностей, как барщина, оброк (натуральный), церковная десятина, баналитеты(без введения термина), а также ряд поборов и повинностей, связанных с личной зависимостью крестьян. Важно выяснить, что зависимые крестьяне были вынуждены нести повинности, так как:

1)земля была собственностью класса феодалов;

2) применялась внеэкономическое принуждение, сущность которого раскрывается в понятие власть феодалов над крестьянами.

В результате роста крупяного землевладения в руках феодалов сосредоточились судебные, военные и финансовые функции, поскольку «... в феодальную эпоху высшая власть в военном деле и в суде была атрибутом земельной собственности»1.

Низкая, рутинная состояние техники земледелия рассматривается как следствие мелких размеров крестьянского хозяйства. Наряду со слабым разделением труда оно было основной предпосылкой натурального хозяйства, для которого характерно соединение земледелия с поместным ремеслом, крайне слабое развитие товарного обмена, производство с целью удовлетворения в основном собственных потребностей.

Классовая борьба периода раннего средневековья характеризуется как борьба крестьян за сохранение прежних общинных порядков и личной свободы, за облегчение феодальной эксплуатации.

Формирование понятия феодальное государство предусматривает раскрытие как его внутренней функции, заключавшейся в утверждении и укреплении собственности феодалов на землю и их власти над зависимыми крестьянами, так и тесно связанной с ней внешней функцией – завоевание чужих территорий с целью приобретения феодалами новых земель и зависимых людей. В теме показаны две формы феодального государства: раннефеодальное государство и феодальная раздробленность. Первое из названных форм еще носила некоторые черты варварских государств с их пережитками племенного управления; будучи политической надстройкой, она способствовала ускорению процесса феодализации общества.

Раскрытие причин феодальной раздробленности достигается, с одной стороны показан изменений классовых интересов феодализирующейся знати по мере утверждения крупного землевладения, а с другой – выяснением связи между экономической замкнутостью феодальных владений и политической организации общества. При изучении феодальной раздробленности формируются знания учащихся о таких присущих ей явлениях, как организация классов феодалов в виде феодальной лестницы, слабость королевской власти, независимость крупных феодалов, междоусобные войны, отношения между сеньорами и вассалами. В дальнейшем понятие феодальная раздробленность послужит отправным моментом для формирования понятия централизованное государство.

В ходе изучения темы продолжается работы оп выяснению роли христианской религии и церкви в эксплуататорском обществе. Показываются экономические и политические основы союза королевской власти у франков с христианской церковью. Учащиеся получают представление о церковной иерархии, о путях роста церковно – монастырского землевладения, у некоторых средствах идеологического воздействия духовенства на верующих. В связи с изучением культуры раннего средневековья выясняется, что низкий уровень развития и науки и техники был основной причиной религиозного характера господствующего в обществе мировоззрения.

Тема открывает достаточно широкие возможности для трудового и нравственного воспитания школьников. Изучение жизни крестьян позволяет привлечь внимание к особенностям их труда, воспитывать к нему уважение.

На уроках о жизни феодалов характеризуются и критически оцениваются некоторые нормы рыцарской морали, показывается реальное поведение феодалов



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Рекомендации к изучению темы «становление средневековой европы»

Автор: Бадикова Ирина Игоревна

Дата: 17.11.2018

Номер свидетельства: 486101


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства