kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Реализация аксиологического компонента современного образования на уроках истории и обществознания через технологию трансляции ценностей

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке описывается содержание технологии трансляции ценностей и ее реализация на уроках истории и обществознания

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Реализация аксиологического компонента современного образования на уроках истории и обществознания через технологию трансляции ценностей»

Первый этап Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Воспитать человека»



Номинация: «Воспитание в учебной деятельности»








Реализация аксиологического компонента современного образования на уроках истории и обществознания через технологию трансляции ценностей










Разработала:

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ№15 с. Казинка

Шпаковского муниципального округа Ставропольского края

Костина Оксана Васильевна

Человек не подобен бабочке-однодневке, весело порхающей при солнце, не знающей о том, что было вчера и что сулит ей завтра. В его судьбе в единый узел сплетаются былое, нынешнее, завтрашнее. Человек - сын своей страны, своего времени. А чувство родины всегда неотделимо от чувства истории. Не случайно в годины лихолетий люди обращаются к памятным страницам своей истории, ища в отшумевших веках ответы на загадки современности.

Как научить? – первый и самый главный вопрос каждого учителя. Как воспитать, сформировать достойного гражданина? – этот вопрос задают себе гораздо реже и далеко не все. В погоне за результатами ОГЭ и ЕГЭ мы часто оставляем решение этих важнейших проблем на потом, не считая их главными.

А между тем, уже вблизи наших границ пересматриваются итоги второй мировой войны, рушатся памятники советским воинам- освободителям, сжигаются георгиевские ленточки, отрицаются нормы и ценности традиционной семьи. Идёт информационная борьба за умы и души молодого поколения. Меня, как учителя волнует сложившаяся ситуация. А поэтому магистральным направлением в моей работе стала трансляция ценностей учащимся с позиции активного диалогового режима, формирование критического мышления.

Вчитываюсь в программные документы. Содержание ФГОС, Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся», программу воспитания. Вот передо мной портрет современного ученика:

- любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

- осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность к судьбе Отечества;

- креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;

- готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность исследовательскую проектную и информационную деятельность

Понимаю роль учителя в современном образовательном пространстве, в деле формирования такого ученика.

Всё это позволило сформировать собственной механизм творческой трудовой деятельности, основными составляющими которого являются:

1.Развитие интеллектуальных умений учащихся.

2. Привитие нравственных качеств личности.

Выделила для себя и стратегическую цель воспитательной деятельности: создание воспитательной технологии, направленной на поиск путей формирования достойного гражданина России, через трансляцию ценностей.

Определила основные задачи деятельности:

1.Формирование сознания учащихся, мировоззренческой позиции по острейшим вопросам современного понимания истории, по недопущению фальсификации истории

2. Отработка совокупности методических приёмов, позволяющих решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий школьников с обязательной презентацией результатов.

3. Развитие социальной и гражданской позицию учащихся

5. Ориентирование учащихся на применение актуализированных знаний и приобретение новых, освоение новых способов человеческой деятельности в социокультурной среде.

В созданной модели выделены основные субъекты воспитательной деятельности:

Транслятор – тот, кто транслирует нравственные ценности. В этой роли могут выступать: учащиеся, учителя, классный руководитель, семья, психолог, социальный педагог, литературные герои, исторические личности, современники.

Интегратор – личность, способная к интеграции духовно-нравственных ценностей. Я делаю акцент на учащихся, как интеграторах духовно-нравственных ценностей.

Трансляция ценностей в созданной модели, осуществляется через два типа трансляции: трансляция в норме и аварийная трансляция.

Трансляция в норме, когда порождение происходит естественным путём как порождение личности (системы деятельности) отца в сыне, матери в дочери, учителя в ученике.

Аварийный способ трансляции ценностей, который заключается в непосредственном обращении к первоучителю традиции и порождение личности от него, минуя промежуточных учителей.

В ходе практической реализации модели трансляции ценностей накоплен банк активных форм педагогической деятельности для формирования ценностно-смысловых установок учащихся, многие из которых являются авторскими.

Методические приемы реализации воспитательной практики трансляции ценностей

Социодрама – активная форма обучения, по формированию ценностных ориентиров учащихся. Учащимся предлагается две диаметрально противоположных позиции. Организуются две группы, так называемые древнегреческие хоры, которым необходимо привести аргументы в поддержку той или иной точки зрения. Важны является тот факт, что с собственной позицией учащийся определиться не может, а аргументы необходимо приводить перекрестно.

Открытая кафедра – активный приём организации учебной деятельности. На открытую кафедру восходит школьник в роли гражданина мира, человека, жителя Земли: он говорит о своих общественных интересах, личностной озабоченности всем происходящим в мире, как если бы ему предоставили такую кафедру, с которой можно было бы говорить со всем человечеством. Важно, чтобы максимально соблюдался принцип добровольности: на кафедру свободно восходит тот, кто сам изъявляет желание публично высказать свое мнение. Отправным моментом мог бы стать вопрос: «Что я сказал бы, если бы..». Варианты поставленного вопроса: «Если бы в моей власти было изменить мир», «Если бы меня услышало человечество», «Если бы все государственные деятели сидели передо мной». В случае необычайных событий в школьной жизни или в общественной жизни «открытая кафедра» предоставляет возможность гражданского отклика на случившееся. Участвовать в «открытой кафедре» могут и педагоги, предварительно обдумав тактику, чтобы не подавить свободы детей и не навязать им своей жизненной позиции.

Презентация мира

Избирается любой предмет из окружающей школьника действительности и ставится вопрос о его роли в жизни человека, утилитарном и духовном предназначении, в том числе и вопрос о личном отношении к предмету.

Предмет должен быть представлен для общего восприятия так, чтобы все его достоинства и особенности были подчеркнуты, обставлен как некая ценность общечеловеческой культуры. Например, на драпированном столике – очки, на красивом блюде – красное яблоко; через эпидиаскоп на экране – иголка с ниткой; на демонстрационном кубе – кусочек мела.

Педагог предлагает взглянуть на этот предмет по-новому, отыскать в предмете весь спектр пользы и ценности для людей или, подойдя от обратного, представить жизнь без этого предмета.

Дети поочередно высказывают свои соображения. При этом они подходят к предмету, берут его в руки, демонстрируют всей группе через призму своего видения, раскрывая то содержание, которое обнаружено ими.

Сократовская беседа

«Сократовская беседа» – это одна из форм культивирования искусства думать, умения ставить вопросы там, где они не лежат на поверхности, взрывая очевидность общепринятых расхожих суждений.

Данная форма получила название по имени философа Сократа, обучающего учеников путём постановки системы вопросов.
К предложенному суждению или вопросу учитель и ученики ставят ряд предварительных вопросов, от решения которых зависит выбор ответа. Вопросы фиксируются на доске, но на них не ищут правильного ответа. Предполагается, что каждый участник сделает для себя свой собственный выбор.

Волшебный стул

Цель группового дела – развивать у школьников интерес к человеку как таковому и содействовать формированию достоинства как черты личности. Присутствующие громогласно объявляют то, что видят их глаза. Все положительные стороны личности ярко представлены для глаз присутствующих.

Дети называют качества (умный, нежный, добрый) или указывают на поведенческие характеристики (он всегда помогает и т. д.), иногда сообщают о случаях, во время которых проявилась личность (когда я болел, он ко мне приходил). Для старших школьников очень важны провозглашения достоинств внешнего портрета (красивая, грациозная, сильный).

Философский стол

Быть философом – значит отдавать себе отчет в собственной жизни. Содержание "философского стола" самое разнообразное, потому что любой вопрос жизни может быть проанализирован с высоты общего взгляда на существующий мир. Назначение данного группового дела и заключается в развитии у школьника умений всматриваться в текущую действительность, обнаруживая объективные закономерности в частном и случайном.
Составляется программа "стола" в виде трех-пяти вопросов. Эти вопросы логически связаны и, тем самым, определяют движение коллективной мысли в деловом разговоре.

Открытая кафедра

На открытую кафедру восходит школьник в роли гражданина мира, человека, жителя Земли: он говорит о своих общественных интересах, личностной озабоченности всем происходящим в мире, как если бы ему предоставили такую кафедру, с которой можно было бы говорить со всем человечеством.

Участвовать в "открытой кафедре" могут и педагоги, предварительно обдумав тактику, чтобы не подавить свободы детей и не навязать им своей жизненной позиции.

Диалог с веком

Диалог с великим базируется на фактах, предоставляемых детям в рассказе педагога. Интересно вести разговор с человеком, чьи поступки известны, чья деятельность обрисована. Поэтому педагог, наряду с наглядно-художественным обликом великого, развертывает вербально иллюстративный, поведенческий или характерологический материал персоны. Двух-трех ярких событий бывает достаточно, чтобы у детей появились вопросы и родилось желание вступить в общение с великим. Противопоказание к этой форме работы – отсутствие у педагога личного желания говорить с веком или с великим.

1. Школьники ведут диалог с представителями разных веков.

2.Образ прошлого века преподносят школьнику произведения искусства любого вида и жанра (живописный портрет, музыкальный отрывок, скульптура, поэтический отрывок, репродукция, слайд, фотография и др.).

3.Не имеет значения авторитет и статус художника. Здесь главное – представительство века, отраженное в портрете.

4.Предмет экспонируется на экран, и все дети ведут беседу с одним героем, а вернее, беседы, так как школьник индивидуален в восприятии и проявлении.

5.Беседа ведется тихо, "глаза в глаза", "наедине" – субъекта ХХI века с субъектом века прошедшего.

6.Если разговор состоялся и автор хочет его обнародовать, то диалог воспроизводится при всеобщем внимании и инструментованном педагогом интересе.

Пять минут с искусством

Это гибкая, легкая форма приобщения детей к искусству, в ней реализуется, прежде всего, исходный принцип "малой дозировки».
Дети в течение коротких, но насыщенных по эмоциональному напряжению минут воспринимают одно или несколько (согласно замыслу) произведений. Ни анализа, ни оценок не производится. Свободное общение и свободное впечатление, даже если речь идет о всемирно известном художнике, композиторе, скульпторе.

Методически такой миг общения основательно продумывается. Здесь важно все: интерьер, расположение стульев, демонстрационное место, момент представления произведения, вступительное слово для психологического настроя, расположение педагога, видимого детьми в момент восприятия художественного произведения, заключительный аккордно-финальный момент. Очень важна и поставленная перед детьми перспектива будущей "пятиминутки": "В следующий раз мы с вами…"

Назначение "Пяти минут с искусством" не в изучении шедевров, а в развитии способности воспринимать шедевры.

Содержание зависит целиком от запасника школы: наличия репродукций, фонозаписей, слайдов, художественных альбомов, фотографий и т. п.

Принципы отбора: в связи с юбилейной датой, в связи с учебным материалом, в соответствии с настроением, хронологический, тематический, жанровый отбор.

Наилучшее методическое решение - двойной художественный ряд (аудио-визуальный), когда одновременно демонстрируются разновидовые произведения и одно из них выступает в роли фона, усилителя впечатлений. Например, картина Боттичелли "Весна" – музыка Вивальди, портрет Струйской кисти художника Рокотова – ноктюрн Шопена.

Ценность приёма: в коллективе заметно повышается интерес к искусству, растет лидерство тех, кто любит искусство, увеличивается количество детей, желающих заниматься художественной деятельностью.

Мысли во времени

Рефлексивный прием, способствующий развитию умения осмысливать свой опыт и давать личностную оценку проживаемому опыту. Учитель называет ключевое слово. как правило, оно тесно связано с темой урока. В течение 1 минуты учащимся необходимо непрерывно записывать свои мысли, которые "приходятв голову" и связаны с заданным словом. По истечении времени. Ученики читают записи про себя. Затем мысленно отвечают на следующие вопросы.

Почему я записал именно эти слова?

О чем я думал, когда писал эти слова?

Чтобы я хотел в записях изменить?

Написанное мной имеет или не имеет для меня значение?

Прием нравственного противопоставления

Важность его реализации состоит в том, что сегодня активизировалась информационная атака на сознание наших граждан, особенно молодого поколения. Учащимся предлагается 2 диаметрально противоположных видеофрагмента, которые учащиеся переживают эмоционально, пытаются критически осмыслить. А далее начинается диалог, высказывание собственных позиций.

Прием проигрывания ситуаций нравственно-правового выбора и нравственных дилемм.

Следует отметить, что в силу особенностей возраста, и негативных примеров социума (СМИ, Интернет) учащимися часто нарушаются этические нормы. Средством коррекционного воздействия при формировании нравственных ориентиров моих воспитанников является использование ситуаций нравственно-правового выбора и нравственных дилемм, которые часто применяем в курсе изучения обществознания и истории (при анализе деятельности исторических личностей). При проигрывании ситуаций педагог выступает для учащихся в роли наставника и предлагает действовать в рамках разработанного алгоритма.

Основные критерии результативности и продуктивности реализации технологии трансляции ценностей:

1.Мониторинговое исследование по определению жизненных сценариев учащихся Эрика Берна

2. Диагностическое исследование по определению уровня воспитанности учащихся

3.Мониторинговое исследование - характер взаимоотношений в классе и школе в оценках учащихся

4. Мониторинг выявления общечеловеческих ценностей у учащихся

Системная целенаправленная деятельность по формированию основ гражданской идентичности помогла создать конструктор урока истории и обществознания, наполненный методическим приемами, позволяющими в полной мере реализовать социальный заказ государства через реализацию ФГОС.

Помимо этого, основными результатами технологии трансляции ценностей, как формы воспитательной практики являются следующие целевые результаты.

1. Существенный багаж знаний по истории России и историческому опыту региона.

2. Высокий уровень сформированности интеллектуальных умений и нравственных качеств личности у учащихся

3. Сформированность у школьников системного видения исследуемых проблем, их значимости; направленность их на себя (жизнь в себе) и на общество (жизнь в обществе).

4. Формирование позитивного жизненного сценарии учащихся

5. Высокие результаты участия в олимпиадах, интеллектуальных играх, конкурсах, конференциях всех уровней.

6. Осуществление мониторинга эффективности учебных занятий на основе системного анализа результатов выполнения заданий.

7. Определение степени влияния на профессиональное самоопределение выпускников по гуманитарно – обществоведческому направлению.

8. Выход на формирование основных черт прогностической модели выпускника Казинской средней школы.

Считаю, работа по формированию ценностно-смысловых установок учащихся является наиважнейшей, поскольку решает сложнейшие образовательные задачи:

- формировать человека деятельным, ибо бездеятельный не имеет будущего;

- формировать человека, имеющего систему знаний, ибо «пустая голова» не мыслит;

- формировать человека мыслящего, ибо бездумный опаснее врага;

- формировать человека нравственного, ибо общество заинтересовано в гражданине, знающем и понимающем, в чём именно заключается национальный интерес страны и её граждан в современном мире.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Костина Оксана Васильевна

Дата: 13.04.2023

Номер свидетельства: 629559


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства