Просмотр содержимого документа
«Ратный подвиг бронепоезда №2 «За Родину!»»
ВВЕДЕНИЕ
В 1861 году на территории Ростовской области начал эксплуатироваться участок железнодорожного пути из Аксая в Шахты. Таким образом, в 2016 году железнодорожному транспорту в Ростовской области исполнилось 155 лет. [7]
Политические, военные и экономические интересы страны зависели от надежных путей сообщения, позволяющих перемещать большие массы грузов с минимальной затратой сил и средств. Однако в отечественной истории существует незначительный пробел, касающийся конкретных подвижных составов, непосредственного участия железнодорожной техники и людей в Великой Отечественной войне. Из школьных учебников мы знаем легендарные корабли, которые меняли ход развития истории, мы читали о легендарных экипажах самолетов, на постаментах многих городов стоят легендарные танки, но, к сожалению, почти ничего не знаем о легендарных бронепоездах. Еще меньше информации хранит историческая память о таких бронепоездах в истории Ростовской области и Красносулинского района.
В данной исследовательской работе мы попытались освятить факты, касающиеся роли бронепоездов в истории Ростовской области в самый трудный период – летом и осенью1941 года.
Итак, объектом исследования стали боевые действия с участием бронепоездов на территории Ростовской области летом и осенью 1941 года, а предметом исследования является боевой путь бронепоезда №2 «За Родину!».
Цель исследования заключалась в изучении фактов участия бронепоезда №2 «За Родину!» в боевых действиях на донской земле.
Исходя из цели, решались следующие задачи:
обнаружить и изучить исторические источники по данной теме;
осветить роль бронепоезда №2 «За Родину!»в оборонительных боях летом и осенью 1941 года ;
сделать выводы по результатам исследования.
Гипотеза исследования заключается в следующем: отдельно взятый, конкретный бронепоезд сыграл значительную роль в оборонительных боях на территории Ростовской области летом-осенью 1941 года.
По данной проблематике изучалась статья В. Снегирёва, посвященная советским бронепоездам периода Великой Отечественной войны и В. Спектора о бронепоезде №2 «За Родину!», опубликованной в издании «Наша газета», Луганского областного совета 13.08.2009 года. Были обнаружены монографии и коллективные работы, которые затрагивают тему исследования: книги Максима Коломийца «Бронепоезда Великой Отечественной» и «Бронепоезда в бою». «Стальные крепости» Красной Армии», книга Игоря Дроговоза «Крепости на колесах: История бронепоездов» и книга А. В. Ефимьева, А. Н. Манжосова, П. Ф. Сидорова «Бронепоезда в Великой Отечественной войне гг.». Все работы посвящены в основном материальному оснащению и боевому применению бронепоездов в общем широком смысле.
Таким образом, актуальность темы доказывается тем, что Великая Отечественная война является одной из самых востребованных тем в истории Ростовской области и Красносулинского района, а также общественной значимостью исследования в рамках празднования 155-летия Северо-Кавказской железной дороги. Кроме того, затронутая историческая связь Луганской Народной Республики и Ростовской области является сейчас актуальной.
1 Бронепоезд №2 «За Родину!»в боях летом и осенью1941 г.
1.1 Создание «стальной крепости»
Строительство этого бронепоезда было начато на заводе «Красный Профинтерн» в г. Брянск («Особый бронепоезд№ 2»). Однако вскоре Брянск оказался прифронтовым городом. [5] В первой половине августа погрузили в вагоны и на платформы весь задел по бронепоезду и вместе с добровольцами, специалистами и их семьями отправили в Луганск. Когда эшелон прибыл на завод, сразу закипела работа по достройке бронепоезда. В комплект бронепоезда входили: паровоз серии ОВ с броневой защитой, две бронеплощадки, две броневые платформы со средствами противовоздушной обороны, бронеплатформа для тяжелой пушки, четыре платформы прикрытия, две тяжелые и две легкие бронедрезины, два бронеавтомобиля, бронемотовоз. Кроме этого к боевой части бронепоезда придавалась вспомогательная материальная база с самостоятельной тягой: паровоз серии Щ, получивший название «черный», два пассажирских вагона, 10 товарных пульманов, два вагона - склад боеприпасов, вагон - технический склад, вагон для горюче-смазочных материалов.[1] На заводе имени Октябрьской революции во главе с парторгом М.Н. Хахаревым велась вся работа, связанная со строительством бронепоезда. Работа шла беспрерывно, в три смены. На каждом участке изготовления, сборки оборудования и бронеплощадок были закреплены опытные специалисты. Параллельно уже в начале сентября приступили к формированию команды бронепоезда и десантной роты. График строительства бронепоезда стал непреложным законом военного времени. Отлично работали электросварщики Коновалов и Шкода вместе со своими коллегами из Брянска И. Никитиным и А. Серковым. Они сваривали стыки башни бронепоезда. По инициативе специалистов была усилена броневая защита. Для повышения огневой мощи бронепоезда решили дополнительно построить три бронированные площадки со средствами противовоздушной обороны и одну бронеплощадку под 107-миллиметровую пушку (см. Приложение Б) и оборудовать несколько четырехосных вагонов под жилье, клуб, баню, дегазационную камеру. Основной костяк команды был сформирован из добровольцев в сентябре 1941 года. Организация бронепоезда состояла из семи групп. Бронепоезд №2 «За Родину!» получил приписку на все виды войскового довольствия к штабу Южного фронта. В первых числах октября 1941 года из Ленинградского высшего танкового училища прибыл назначенный командиром бронепоезда «За Родину!» Аким Бондаренко. Ему пришлось оставить в училище место преподавателя и возглавить боевую воинскую единицу. 6 октября военный комиссар А.Н. Енин по вызову отправился в Москву для доклада о боевой готовности бронепоезда. ( см. Приложение В) Обратно А.Н. Енин возвращался вместе с А.П. Цуповым, бывшим рабочим завода, назначенным заместителем командира бронепоезда.[ 2] Положение на фронте ухудшилось. Фашистские оккупанты подходили к Ровенькам, Дебальцево. В середине октября 1941 года командир и комиссар бронепоезда были вызваны в Алчевск, в штаб Южного фронта.
1.2 Участие в боевых действиях
Днем 23 октября 1941 года состоялась торжественная передача команде построенного бронепоезда. (см. Приложение А ). Ночью бронепоезд прибыл на свой боевой участок Родаково – Дебальцево – Алмазная. Местом его стоянки было определено депо станции Родаково. Несмотря на огромные потери в живой силе и технике, немецко-фашистские оккупанты упорно продвигались к Ростову-на-Дону – воротам Кавказа. По приказу штаба Южного фронта бронепоезд №2 «За Родину!» в начале ноября 1941 года направляется в Ростов-на-Дону, в распоряжение командующего 18-й армией.[3] С этого времени команда бронепоезда «За Родину!» беспрерывно ведет боевые операции по сдерживанию противника: с помощью десантной роты (см. Приложение Д) и артиллерийского огня удерживалась оборона на линии между Заповедная – Ровеньки, обеспечивалось движение по главному железнодорожному пути Донбасс – Ростов – Москва. Бронепоезд под Новошахтинском вел огонь по прорвавшимся немецким танкам, отбивал налеты вражеской авиации. Сражался ина участке железной дороги Горная – Новошахтинск. Там, где проходили огненные рейсы стальной крепости, где шли ожесточенные бои с участием бронепоездников, воздвигнуты памятники, обелиски, мемориальные доски. Одна из них была установлена на здании депо станции Юбилейная. Бронепоезд также охранял участок железной дороги Новочеркасск – Шахты (см. Приложение Г), громил вражеские десанты. Под Александровкой только за один день 28 ноября 1941 г. по гитлеровским позициям было выпущено до тысячи снарядов.[5] Ночью 28 ноября советские войска завязали бои на окраинах Ростова, за неделю до того захваченного гитлеровцами. На второй день части 9-й и 56-й советских армий ворвались в город и заняли его. Эта наступательная операция советских войск сорвала вражеские планы вторжения на Северный Кавказ, сковала главные силы группы фашистских армий «Юг» и в немалой степени способствовала успешному контрнаступлению Красной армии под Москвой.
1.3 Бои на Донбассе
Вскоре немецкое командование предприняло массированный удар в направлении Дебальцево, угрожая Алчевску. Бронепоезд «За Родину!» получил приказание вернуться в Донбасс. 6 декабря 1941 года он прибыл на станцию Дебальцево-Сортировочная. Выходя оттуда на линию, бронепоезд в бой с врагом не вступал, вел активную разведку. Но однажды ночью, при отходе на свою базу, попал в западню, которую устроили ему фашисты, взорвав железнодорожный путь. Взорванный путь был восстановлен, бронепоезд ушел из опасной зоны. Неудачи на Ростовском направлении вынудили гитлеровцев перейти к обороне. Под Дебальцево попал в окружение особый полк НКВД. Бронепоезд «За Родину!» по приказу штаба армии поспешил на выручку. Большую часть окруженных удалось тогда вывести. Эффективные боевые операции бронепоезда вызвали ответные действия. Немецкие самолеты начали охотиться за бронепоездом. После очередного рейда на Дебальцево, 28 декабря, бронепоезд возвращался на свою базу. На перегоне Баронская — Мануиловка среди белого дня на него напали 9 юнкерсов. Зенитчики успели сбить два «юнкерса». Последствия этого налета оказались тяжелыми. Авиабомбой большой мощности было разрушено железнодорожное полотно. Паровоз и тендер стояли под углом друг к другу. Ранения получили командир бронепоезда Бондаренко, машинист Рубежанский, военфельдшер Васильев, командир зенитчиков Андреев и еще несколько бойцов. Ночью железнодорожный путь в сторону Мануиловки был восстановлен. Из Алчевска прибыл на помощь паровоз и по частям растащил состав. После основательного ремонта бронепоезд с командой и десантной ротой отбыл в Родаково.[6] В январе 1942 года бронепоезд «За Родину!» был направлен в район г. Попасная, занятый немцами. Перед ним была поставлена задача — парализовать работу станции, которую гитлеровцы активно эксплуатировали. С закрытых позиций Попасная беспрерывно обстреливалась. Появление вновь на позициях бронепоезда «За Родину!» явилось неожиданностью для немцев, которые полагали, что он уже выведен из строя. В апреле 1942 года командир бронепоезда А.Л. Бондаренко и его заместитель А.П. Цупов вместе с частью команды были откомандированы на формирование новых бронетанковых подразделений. Новым командиром назначается И.М. Бобриков, а бронепоезд «За Родину!» включается в дивизион вместе с бронепоездом №6 "За Родину!" под командой Шурыгина, прибывшим из Полтавы. В начале мая в распоряжение штаба фронта отбыла десантная рота. На ее базе был сформирован истребительный батальон. А дивизион бронепоездов продолжал боевые операции в районе Дебальцево до начала июля. Но когда советские войска вынуждены были отходить под воздействием превосходящих сил противника за р. Северский Донец, для дивизиона бронепоездов возникла опасность окружения. 13 июля под станцией Родаково дивизион бронепоездов встретил передовые немецкие части. Два дня подряд бронепоезда совершали неожиданные, смелые рейды в Зимогорье, на ст. Славяносербск и прямой наводкой громили пехоту противника.[4]
1.4 Геройсская гибель бронепоезда
15 июля 1942 г. бронепоезд №2 «За Родину!» на разъезде 61-го километра между станциями Родаково и Меловая подвергся массированному налету немецких «юнкерсов». Рано утром первая атака вражеских самолетов была отбита огнем «стальной крепости». Немцы совершили второй налет. В середине того тяжелого дня гитлеровская авиация совершает массированный третий налет. На этот раз в нем участвуют более 30 «юнкерсов». На неподвижный, лишенный возможности маневрировать бронепоезд волнами из-за облаков пикируют вражеские бомбардировщики. Вышел из строя бронепаровоз, тяжелая бомба попала в тендер. Сброшены с рельсов платформа с тяжелой пушкой и платформа противовоздушной обороны. Загорелись платформы прикрытия. Рвались запасные комплекты снарядов. А налеты не прекращались. (см. Приложение Е) Бронепоезд №2 был выведен из строя и не мог уйти на новую позицию из-за разрушений железнодорожного полотна. И тогда было принято решение под огнем противника вывести с бронепоездов команды. Специально выделенной группе бойцов было приказано ночью демонтировать и вывезти в тыл уцелевшее вооружение, а оставшуюся материальную часть подорвать. [6]
Выводы:
1) По тематике участия бронепоездов в Великой Отечественной войне существует достаточно документальных источников.
2)Бронепоезд №2 «За Родину!» действовал в том числе на территории Красносулинского района у станций Горная и Юбилейная.
3)Действия бронепоезда способствовали освобождению города Ростова-на-Дону и срыву наступления фашистов на Северный Кавказ.
4) В результате исследования мы пришли к выводам о том, что в истории Ростовской области и Красносулинского района бронепоезд «За Родину!» сыграл значительную роль.
Заключение
Действия бронепоездов в Великой Отечественной войне показали, что они нашли свое применение во всех видах боя и являлись надежным средством борьбы с противником в полосе железных дорог, а в череде неудач начального этапа войны, бронепоезда являлись почти единственной силой, способной противостоять врагу. Исследование показало важность железных дорог для обороны страны.
Результаты исследования имеют практическое значение и могут использоваться при изучении школьного курса истории России и подготовке внешкольных занятий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Дроговоз, И. Г. Крепости на колесах: История бронепоездов/ И. Г. Дроговоз – Минск.: Харвест, 2002 – 398 с.
2 Ефимьев А. В., Манжосов А. Н., Сидоров П. Ф. Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945/ А. В. Ефимьев, А. Н. Манжосов, П. Ф. Сидоров – Москва.: Транспорт, 1992. – 246 с.
3 Коломиец, М. В. Бронепоезда в бою . «Стальные крепости» Красной Армии/ М. Коломиец. – Москва.: Стратегия КМ, 2010. – 160 с.
4 Кузнецова-Тимонова А., Фиринович Е. Лето сорок первого / А. Кузнецова-Тимонова, Е. Фиринович// Транспортная газета. – 2012. №6
5 Спектор В. Бронепоезд №2 «За Родину» / В. Спектор // Наша газета . – 2009.№24.
6 ru.wikipedia.org›Бронепоезд ( дата обращения 25.10.2016)
7 dfcbkbx.livejournal.com›384461.html (дата обращения 29.10.2016)
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Рабочие Ворошиловградского паровозостроительного завода имени Октябрьской революции провожают на фронт особый бронепоезд 2 "За Родину". 23 октября 1941 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Бронеплатформа для усиления бронепоезда
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Командир бронепоезда №2 «За Родину!» А. Бондаренко и комиссар А. Енин.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Действия бронепоезда бронепоезд №2 «За Родину!» на участке Горная – Шахтная.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Десант бронепоезда №2 «За Родину!»
ПРИЛОЖЕНИЕ Е
Бронепоезд №2 «За Родину!» разбитый вражеской авиацией.