Просмотр содержимого документа
«Работа в Государственном архиве Курской области и его потенциальные возможности»
Работа в Государственном архиве Курской области и его потенциальные возможности, способствующие дальнейшему становлению патриотизма и гражданственности у подрастающего поколения
Насаев Игорь Олегович, учитель истории и обществознания
МБОУ «Лицей № 21» г. Курска
Анализ работы с обучающимися лицея № 21 города Курска в Государственном архиве Курской области хотелось бы предварить подробным разъяснением следующих терминов, лежащих в ее основе.
1) Патриотизм (от древнегреческого «патрис» - Отечество) – это нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Родине и готовность пожертвовать личными интересами ради ее блага и дальнейшего процветания. На личностном уровне он выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, ценностях и идеалах, нормах поведения, поступках и деятельности.
2) Гражданственность – это сугубо личное качество, выражающееся в глубоком осознании человеком своей принадлежности к обществу, в котором он живет, совокупности своих прав и обязанностей по отношению к нему, готовности добровольно, четко понимая их необходимость, следовать предписаниям государственных законов и общественной морали. В ее основе лежит идея исполнения субъектом гражданского долга перед Отечеством, в том числе публичное выражение собственной позиции по злободневным проблемным вопросам его сегодняшнего дня и перспектив развития, возможно, не совпадающей с официальной точкой зрения. Последнее именуется активной гражданской позицией.
Ключевую роль в формировании и развитии данных качеств личности, безусловно, играет семья, ведь именно здесь закладываются все основы личностного спектра ребенка. Далее, на помощь ей приходят детский сад, школа и другие социальные институты, способные внести элементы позитивной целенаправленной новизны в этот важнейший для государства, общества и самого человека процесс. Одними из них являются архивы. Их разнообразие, уникальность и глубина буквально поражают и завораживают юного археографа: личные (дневниковые), семейные (династийные), материалы об истории зданий, промышленных предприятий, организаций, государственных учреждений и т.п.
Но сегодня речь пойдет об учреждении, вобравшем в себя все вышеперечисленное – Государственном архиве Курской области (далее ГАКО) и его потенциальных возможностях, способствующих дальнейшему становлению патриотизма и гражданственности у подрастающего поколения. Не будем концентрироваться на выборе интересной темы каждого отдельного исследования, правильно поставленных цели и задачах, грамотно выдвинутой научной гипотезе… Попробуем выделить и обосновать те перспективные варианты, которые наставник может извлечь и использовать в совместной архивной деятельности со своими воспитанниками, стремясь упрочить в них осознанные убеждение и веру в истинность когда-то определенных ими вышеперечисленных качеств, или же, возможно, усомниться в состоявшемся личностном выборе.
Потенциал работы с архивными документами в становлении и развитии патриотизма и гражданственности у подрастающего поколения.
Семья, как основная социальная ячейка общества, формирует эти качества у ребенка через такие понятия как: «мама», «папа», «дом», «двор», «место жительства» - а, в целом, «малая родина». Именно целенаправленная деятельность в архиве позволяет существенно расширить, сделать более осознанными, а, следовательно, и лично привлекательными новые сведения о нюансах истории родного края (города, села, улицы, дома, семьи).
- Архивная информация приводит позитивные примеры (некие образцы для подражания для нынешних поколений) из жизни и деятельности во благо Отечества исторических персоналий, связанных с малой родиной.
Текущая работа в архиве (особенно с дореволюционными документами) позволяет чувственно соприкоснуться с атмосферой предшествующих эпох, их непосредственными обывателями, сравнить мысли и деяния населения тех периодов с современными позициями человечества.
- Она дает возможность попробовать свои силы, приобрести неоценимый опыт научно-исследовательской и практической архивной деятельности для укрепления собственных более объективных убеждений и личностных позиций (как позитивных, так и негативных) через призму разнообразных аспектов в истории и современном состоянии родного края, государства и общества в целом.
- Научные методы, используемые при исследовании различных документов в фондах архива, можно легко перенести на почву социальной действительности, чтобы максимально логично сформировать для себя реальную картину мира, все ее плюсы и минусы.
Целенаправленное систематическое сотрудничество МБОУ «Лией № 21» т. Курска с ГАКО в лице его директора Елагиной Н.А. и заместителя директора Пешехоновой О.В. началось еще в 2011 – 2012 учебном году и не прекращается по сей день. За что им огромное спасибо от нашего учреждения. Первоначально группу обучающихся 9 – 11-х классов заинтересовала идея краеведческого исследования сохранившихся захоронений дореволюционного некрополя Успено-Никитского (Московского) кладбища, находящегося в городской черте. Но когда они вдруг столкнулись с ужасной, ошеломляющей статистикой этого погоста (из 118 захоронений, указанных в кладбищенской метрике было обнаружено и идентифицировано лишь 31 (32-е предположительно определено позже, на основании сведений, добытых из архивных документов) было принято решение о продолжении данного исследования с целью поиска, отбора, систематизации, сохранения и распространения добытой информации о жизнедеятельности этих исторических для губернии лиц. Разве в данном поступке не читается проявление истинного патриотизма и гражданственности по отношению к прошлому своей малой родины.
И началась рутинная и, в тоже время, абсолютно незнакомая, принципиально неизвестная, а, значит, крайне увлекательная поисково-архивная деятельность, которая растянулась на изначально достаточно длительный период. Но ее приятным результатом стала публикация добытой и обработанной исследовательской группой МБОУ «Лицей № 21» соответствующей информации, касающейся жизненного пути и ярких заслуг наших дореволюционных предков – курян-земляков. Исследование было издано в печати в декабре 2013 года под эгидой Комитета образования г. Курска и МКУ «Научно-методический центр города Курска» в сборнике исследовательских работ обучающихся школ г. Курска «Наши земляки – образцы высокой духовности и нравственности». Наряду с интересными биографическими сведениями о достаточно известном курянине астрономе-самоучке Ф.А. Семенове была опубликована принципиально новая, ранее неизвестная широкому кругу читателей, информация о высоконравственных деяниях курских священнослужителей И.И. Ковалевского и А.И. Преображенского, первого директора Курской духовной учительской семинарии И.И. Шалфеева. Кроме того, данная инициатива способствовала созданию целевой программы для кружка «Знаменитые люди Курского края от Киевской Руси до октября 1917 года», в котором в течение нескольких лет обучающиеся МБОУ «Лицей № 21» на базе ГАКО плодотворно занимались поисково-исследовательской деятельностью. Ее итогом стало создание ряда удачных исследований духовно-гражданской направленности: «История Курско-Рыльской епархии», «Знаменский кафедральный собор: история и современность», «История женской Мариинской гимназии г. Курска», «Жизненный путь, канонизация и чудотворные исцеления Преподобного Иоасафа Белгородского». Эти работы в течение 2014 – 2017 гг. неоднократно участвовали в различных конкурсах всероссийского, регионального, муниципального характера, зачастую, удостаиваясь званий их победителей и призеров. Перечислим некоторые из их: Всероссийские дистанционные конкурсы «Ступень в науку», «Гордость России», «Леонардо»; областная итоговая конференция юных краеведов, участников туристско-краеведческого движения «Отечество»; ежегодная открытая детская краеведческая конференция «Я Родину люблю» в рамках городской целевой воспитательной программы «Эрудит».
С 2018 – 2019 учебного года кружковая программа ПДО была существенно изменена с учетом введения в процесс обучения обязательной разработки и последующей защиты индивидуальных исследовательских проектов в 8 – 9-х классах. Она стала носить название «Страницы истории Курской губернии», что значительно расширило рамки тематики потенциальных научно-исследовательских работ, обучающихся лицея, изучающих дореволюционный период провинциальной жизни своей малой родины. В результате двухлетней деятельности в данном направлении было представлено 6 самостоятельных разноплановых исследования по истории Курского края. Вот их тематика: «Августейшие особы России в Курске», «Старое здание КГМУ: история и современность», «Курские губернские ведомости (Официальная часть)», «Деятельность курских краеведов А.А. Танкова и Н.И. Златоверховникова», «Дореволюционная история здания Сергиево-Казанского собора г. Курска», «Деятельность Курского общества имени Преподобного Ф. Печерского». В итоге официальной защиты 2 работы получили отметку «хорошо», а 4 были оценены на «отлично». Далее, некоторые исследования приняли участие в текущих конкурсах различных уровней. И вот их промежуточные результаты:
Всероссийский конкурс талантов в номинации «Мой дом – Россия»:
- Рюмина Серафима – победитель (1 место)
- Мартаков Максим – победитель (1 место)
- Бартенева Ангелина – призер (2 место)
Городской конкурс письменных работ на тему «Времен связующая нить», посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, в рамках городской воспитательной программы «Наследие предков в достойных руках»:
- Рюмина Серафима – 1 место
- Мартаков Максим – 1 место
- Бартенева Ангелина – 2 место
XV открытая городская детская краеведческая конференция «Я Родину люблю» в рамках городской воспитательной программы «Эрудит»:
- Шумский Владимир – 1 место в номинации «История Курского края»
- Войтов Роман - 1 место в номинации «История Курского края»
- Николенко Ангелина – 2 место в номинации «История Курского края»
- Бартенева Ангелина – 1 место в номинации «История моей семьи в истории страны»
- Мартаков Максим – 2 место в номинации «История моей семьи в истории страны»
VII Международный конкурс «Гордость России» в номинации «Исследовательские работы»:
- Николенко Ангелина – диплом 1 степени
- Шумский Владимир – диплом 1 степени
- Войтов Роман – диплом 1 степени
VII Международный конкурс для детей и молодежи «Все талантливы» в номинации «Исследовательские проекты»:
Таким образом, целенаправленная системная поисково-исследовательская-деятельность в ГАКО, как показывает опыт многолетней работы в данном направлении, открывает многогранные, зачастую, увлекательнейшие (как для учителя, так и его воспитанников) возможности к самосовершенствованию, познанию собственного «Я» в этом мире, а, следовательно, четкому определению своего гражданского долга, своей устойчивой личностно выработанной гражданской позиции по отношению к своей Родине и готовности в любой момент встать на ее защиту.