Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по модулю "Брянский край. Археология"»
Модуль по истории Брянский край. Археология.» (35 часов)
Пояснительная записка
Предлагаемая программа по курсу «Брянский край. Археология Брянского края» составлена на основе регионального (национально-регионального) компонента под общим названием «Брянский край». К данному курсу рекомендуется учебное пособие «Археология Брянского края», 2013 год издания, подготовленная Г.П.Поляковым, А.А.Чубур, «Издательство Курсив»; «Брянские археологи- школьникам об археологии», авторы Г. П. Поляков, А. А. Чубур, Издательство «Курсив»2012;
Материалы рабочей программы составлены на основе:
1.Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29/12/2012 №273-ФЗ;
2.САНПиН 2.4.2 №2821-10 зарегистрированные в Министерстве России 29.12.2010г. регистрационный номер №189;
4.Федерального Государственного Образовательного Стандарта Основного Общего Образования,Утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»декабря 2010г. №1897;
5.Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию при реализции образоваельных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования утвержденного приказом № 253 от 31. 03. 2014 г с учётом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта основного общего образования.
6. Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО второго поколения примерной программы основного общего образования по истории: авторской программы «Брянские археологи школьникам об археологии» для 7 класса общеобразовательных учреждений Брянской области 2012 года Поляков Г.П, Чубур А.А.
7.Авторского тематического планирования учебного материала.
8.Учебного плана МБОУ Спиридоновобудской ООШ на 2018-2019 уч.г.
Региональный компонент представляет собой систему знаний и культурного опыта учащихся, отражающую особенности культурно-исторического, природно-географического, социально-экономического развития региона и формирующую целостное представление о социуме и путях самоопределения в нём.
Место предмета в учебном плане
Региональный компонент предусматривает изучение дисциплины в 7 классе 1 час в неделю в течение года – 35 часов в год. Курс «Брянский край» для семиклассников состоит из самостоятельного модуля: «Археология» Построение программы на местном материале способствует воспитанию уважения к своему дому, родной земле; приобщение ребенка к национальному культурному наследию.
Цель курса - расширение и углубление знаний учащихся по истории, культуре, литературе и природе родного края. Только так, на наш взгляд, можно дать целостное представление об окружающем мире, воспитать чувство национальной гордости и любви к своей малой родине.
Главная идея курса – всестороннее личностное развитие ребенка, воспитание патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов.
Учебно-методическое обеспечение
Под региональным (национально-региональным) компонентом понимается педагогически отобранный материал, раскрывающий:
Историческое, культурное, национальное, географическое, демографическое, природно-экологическое своеобразие региона, дополняющее содержание Федерального компонента;
Региональную специфику социальной жизни общества
Это реализуется в результате освоения содержания образования, дополняющего и конкретизирующего содержание разделов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Это позволит помочь ученикам осмыслить события и явления на пересечении глобальных российских тенденций, представлять различие и сходство процессов, общность судеб Брянской области и России в целом, будет способствовать формированию мировоззренческой, нравственной. Политической культуры учащихся, ориентации на гражданские и патриотические ценности, формированию позитивного и заинтересованного отношения к своей малой Родине.
Важным является формирование проектно- ориентированного мышления, умение выстраивать стратегию жизни и последовательно реализовывать её через систему практических действий на основе адекватной оценки своих возможностей и сложившееся ситуации.
С учётом специфики региона в качестве определяющей выбрана социокультурная модель регионального компонента. Центральной частью социокультурной модели является краеведческое содержание компонента. Краеведение включает в себя системный курс знания краеведения и деятельностное краеведение в сфере основного общего и среднего( полного) общего образования. Содержательные аспекты социокультурной модели могут быть реализованы через обогащение содержания федерального компонента государственного образовательного стандарта на базе местного материала.
Основные подходы при реализации минимума содержания образования предметов регионального компонента :
Краеведческий подход- выявление историко-культурных связей, знакомство с социальным и культурным пространством региона для развития самосознания школьника;
Содержательно-деятельностный подход- включение учащихся в активную творческую проектно- исследовательскую деятельность;
Личностно-ориентированный подход- создание условий для формирования готовности и потребности личности к самообразованию, ориентации в современном информационном пространстве социума, культуры и истории в рамках собственных проектов;
Практико-ориентированный подход с учётом условий местности;
Интегративный подход предполагает внутрипредметную интеграцию и межпредметные связи.В отборе содержания образования процесс интеграции призван обеспечить целостность взгляда на окружающий мир, в контексте которого видятся аспекты региональной жизни.
На занятиях курса учащиеся должны не только усвоить основы, элементы демократической, политической и правовой культуры и правосознания личности:
Получить дальнейшее развитие нравственных качеств, заложенных в начальной школе;
Продолжить процесс формирования элементарных правовых знаний(право, права, ответственность)
Закладываются представления о статусе гражданина, о государстве и обществе;
Знания полученные, при изучении этого курса способствуют становлению общественно-активной личности , обладающей гражданскими качествами.
Содержание модуля «Археология. Брянский край»
Введение. История археологических находок в Брянском крае
Древние курганы. Первое документальное упоминание археологического памятника. Первые любительские раскопки памятника. Первые любительские раскопки археологических древностей. Знакомство с руководителями первых раскопок.
Первые профессиональные археологические исследования конца XIX – начала XX веков
Первые шаги археологии. Деятельность первого профессионального ученого-археолога Д.М Самоквасова. Первые краеведческие общества. Краткая летопись. Деятельность пионеров Брянской археологии.
1920-е годы – «Золотое десятилетие» краеведческой археологии.
Деятельность археологов-краеведов: С.С Деева; Н.И. Лелянова; Г.М. Поршнякова, А.М. Романова и др.
Археология Брянского края накануне Великой Отечественной войны.
Годы «великого перелома». Экспедиции археологов- краеведов К.М Поликарповича, В.А. Городцова, Е.А. Калитиной. Предприятие «Десна» профессора М.В. Воеводского. Деснинская экспедиция – как кузница археологических кадров.
Известные брянские археологи.
Константин Михайлович Поликарпович, Всеволод Протасьевич Левенок, Федор Михайлович Заверняев, Василий Андреевич Падин.
Повторительно-обобщающий урок: археология, устремленная в будущее.
Систематизация накопленной информации об археологии Брянского края. Возобновление раскопок палеолита в Юдиново, возрождения Брянской региональной археологии.
Повторительно-обобщающий урок. Проблемы сохранения историко-культурного наследия
Археологические памятники Брянской области Общая характеристика археологических памятников края, их значимость.
Изучение материалов школьного краеведческого музея, помощь в оформлении экспозиций.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс «Брянские археологи школьникам об археологии»
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
Основные этапы развития археологической науки Брянского края.
Учащиеся должны иметь представление как совершались важнейшие археологические открытия в Брянском крае.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
Систематизировать и пополнять знания о теоретической науке Брянского края
Вести поисковую работу в сети Интернет в целях ознакомления с материалами сайтов об истории Брянского края
Самостоятельная работа учащихся
1. Выполнения заданий в конце урока
2. Составление кроссвордов
3. Подготовка письменных учебных работ (эссе)
4. Составление тематических словариков
5. Посещение вернисажей, выставочных залов.
6. Поисковая работа в сети Интернет в целях ознакомления с сайтами на которых размещены биографические сведения о Брянских художниках и б изобразительном искусстве в частности.
Учебно- тематический план:
№ п/п
Название раздела
Количество часов
1.
Введение.
1 час
2.
Археологи Брянского края
10 часов
3.
Природа Брянского края в древности и в средневековье и её влияние на жизнь людей
3 часа
4.
Каменный век
4 часа
5.
Бронзовый век
2 часа
6.
Железный век.
3 часа
7.
Древнерусская эпоха (X-XIIIв.в.)
10
8.
Заключение
2час
Итого: 35 часов
Учебно-методический комплект
Поляков Г. П., Чубур А. А. Брянские археологи школьникам об археологии. – Брянск: Изд-во «Курсив», 2012.
Резникова О.И. Памятники культуры земли Брянской (архитектура). – Брянск. Изд-во «Курсив», 2012
Тематическое планирование уроков по курсу «Брянский край»7 класс.
№
урока
Тема урока
Кол-во часов
Дата проведения по плану
Дата проведения по факту
1.
До науки
1
2.
Первые шаги
1
3.
«Золотое десятилетие» краеведческой археологии
1
4.
В годы «Великого перелома»
1
5.
«Предприятие Десна» профессора Воеводского
1
6.
Очарованный наукой: Константин Михайлович Поликарпович