«Ступинский техникум им. А.Т.Туманова»
г. о. Ступино
2021 г.
Рабочая программа учебного предмета разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413 (Зарегистрирован в Минюсте России 07.06.2012 № 24480), Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистике, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июля 2014 г. № 834 (Зарегистрировано в Минюсте России 21.08.2014 № 33727), с учётом примерной основной образовательной программы среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з) и рабочей программы воспитания по образовательной программе среднего профессионального образования по специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистике.
Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета ОУП.05. История реализуется в пределах основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистике в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413, Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистике, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июля 2014 г. № 834 и с учётом примерной основной образовательной программы среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
Общеобразовательный учебный предмет ОУП.05 История является частью обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования. В соответствии с учебным планом предмет изучается на базовом уровне в рамках общеобразовательного цикла и входит в перечень общих для включения во все учебные планы учебных предметов.
Изучение общеобразовательного учебного предмета ОУП.05 История направлено на достижение следующих целей:
Освоение содержания учебного предмета ОУП.05 История обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета ОУП.05 История направлена на создание условий для достижения обучающимися следующих личностных результатов освоения образовательной программы в соответствии с ФГОС СОО:
ЛР 11. принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятию вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
ЛР 12. бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как к собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь.
Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета ОУП.05 История направлена на создание условий для достижения обучающимися следующих метапредметных результатов освоения образовательной программы в соответствии с ФГОС СОО:
Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета ОУП.05 История направлена достижение обучающимися следующих предметных результатов освоения предмета в соответствии с ФГОС СОО:
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объём часов | Планируемые результаты |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Древнейшая стадия истории человечества | 5 | |
Тема 1.1. Первобытный мир и зарождение цивилизаций | Содержание учебного материала | 3 | ЛР 9, ЛР 11 МР 1-МР 9 ПР 1, ПР 3 ПР 5 |
Инструктаж по технике безопасности. Входящий контроль. Основы исторического знания. Понятие «история» и современные подходы к его пониманию. Проблемы достоверности исторических знаний. Исторические источники. Формационная концепция, цивилизационная концепция истории. Факторы исторического развития. Периодизация всемирной истории. Общественная роль и функции истории. Происхождение человека. Люди эпохи палеолита. Выделение человека из животного мира. Антропогенез. Периодизация предцивилизационной стадии развития человечества. Проблемы социогенеза. Праобщина. Родовая община. Возникновение религиозных верований. Неолитическая революция. Социальные последствия перехода от присваивающего хозяйства к производящему. Предпосылки возникновения цивилизации. Палеолит на территории России |
Самостоятельная работа обучающихся Неолитическая революция и её последствия (мини-расследование). Палеолит на территории России (мини-расследование) | 2 |
Раздел 2. Цивилизации Древнего мира. | 8 | |
Тема 2.1. Цивилизации Древнего мира. | Содержание учебного материала | 5 | ЛР 9, ЛР 11 МР 1-МР 9 ПР 1, ПР 3 ПР 5 |
Ранние цивилизации, их отличительные черты. (Цивилизации речных долин.) Хронологические и географические рамки истории Древнего мира. Традиционное общество. Социальная пирамида. Основные сословия и социальные группы в древних обществах. Политический строй. Типы государств древности. Общее и особенное в развитии древних цивилизаций. Ранние цивилизации, их отличительные черты. (Цивилизации речных долин.) Хронологические и географические рамки истории Древнего мира. Традиционное общество. Социальная пирамида. Основные сословия и социальные группы в древних обществах. Политический строй. Типы государств древности. Общее и особенное в развитии древних цивилизаций. Великие державы Древнего Востока. Предпосылки появления первых держав. Хеттское царство. Ассирия и Урарту. Мидийско-Персидское царство. Индийские державы. Объединение Китая. Империи Цинь и Хань. Древняя Греция. Родина первой цивилизации Европы. Минойская и микенская цивилизации. Дорийское завоевание. Древнегреческий полис. Великая греческая колонизация. Тирания. Афины. Спарта. Греко-персидские войны. Кризис полиса. Македонские завоевания Греции. Походы Александра Македонского. Эллинистические государства. Древний Рим. Царский Рим. Управление в Римской республике. Борьба патрициев и плебеев. Римские завоевания. Пунические войны. Гражданские войны. Рождение Римской империи. Периоды принципата и домината. Падение Западной Римской империи. Культура и религия Древнего мира. Особенности культуры и религиозных воззрений Древнего Востока. Понятие «культура». Вклад древних греков и римлян в мировую культуру. Политеистические и монотеистические религии. Влияние христианства на нравы людей и взаимоотношения в обществе. |
Самостоятельная работа обучающихся Биографический очерк об одном из политических деятелей Древней Греции. Биографический очерк об одном из политических деятелей Древнего Рима. Вклад древних греков и римлян в мировую культуру (мини-расследование) | 3 |
Раздел 3. Цивилизации Запада и Востока в Средние века. | 14 | |
Тема 3.1. Запад и Восток в Средние века. | Содержание учебного материала | 8 | ЛР 9, ЛР 11 МР 1- МР 9 ПР 1, ПР 3 ПР 4, ПР 5 |
Переход от Древнего мира к Средневековью. Временные границы Средневековья. Главные черты средневекового общества. Причины падения Западной Римской империи. Великое переселение народов. Образование варварских королевств. Варварские правды. Возникновение ислама. Арабские завоевания. Проповедь Мухаммеда. Мусульманство. Причины арабских завоеваний. Роль ислама в арабо-мусульманском мире. Арабский халифат как государство. Распад. Халифата. Арабская культура. Византийская империя. Восточная Римская империя. Попытки восстановления Римской империи. Славянизация Балкан. Её последствия. Влияние византийской культуры на культуру многих стран и народов, в частности Древней Руси. Восток в Средние века. Политическое развитие Индии в Средние века. Возникновение Делийского султаната. Достижения индийской культуры периода средних веков. Китай в III-XIIIвв. Период правления династии Тан. Возникновение Монгольской империи. Монгольские завоевания. Особенности развития Китая в период династии Мин. Особенности развития Японии. Самураи и их роль в истории Японии. Империя Карла Великого и её распад. Королевство франков. Военная реформа Карла Мартелла и ее последствия. Завоевание Карла Великого и воссоздание Римской империи в западной Европе. Каролингское возрождение. Распад империи. Причины феодальной раздробленности. Западноевропейский феодализм. Аграрный характер средневековой цивилизации. Феод. Социальная структура. Сословное общество. Отношения собственности. Феодальная община. Вассальные связи. Средневековый западноевропейский город. Феномен средневекового города. Возникновение городов как центров ремесла и торговли. Причины и способы, результаты борьбы городов с сеньорами. Внутрицеховые отношения. Противоречия внутри городских общин. Роль города в истории Европы. Католическая церковь. Крестовые походы. Раскол христианской церкви между православной и католическими церквями. Цели и последствия Клюнийской реформы. Возникновение монашеских орденов. Борьба пап и императоров Священной Римской империи. Причины крестовых походов, их результаты и последствия. Духовно-рыцарские ордена. Борьба католической церкви с ересями. Упадок папства. Зарождение централизованных государств в Европе. Результаты и последствия Столетней войны. Причины и итоги Реконтисты. Гуситские войны: причины, ход, результаты, последствия. Начало османских завоеваний. Падение Византии. Перемены во внутренней жизни европейских государств. Складывание централизованных госуарств во Франции и Англии. Средневековая культура Западной Европы. Начало Ренессанса. Особенности общественной мысли в Средние века. Наука и богословие. Развитие образования. Значение появление и распространения университетов. Романтический и готический стиль в архитектуре. Изобретение книгопечатания. Раннее Возрождение (Ренессанс). |
Практические занятия Зарождение централизованных государств в Европе. Падение Византии. Перемены во внутренней жизни европейских государств. Складывание централизованных государств во Франции и Англии.) Средневековая культура Западной Европы. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Арабская культура (мини-расследование). Влияние византийской культуры на культуру многих стран и народов, в частности Древней Руси (мини-расследование). Самураи и их роль в истории Японии (мини-расследование). Роль города в истории Европы (подготовить сообщение). | 4 |
Раздел 4. От Древней Руси к Российскому государству. | 36 | |
Тема 4.1. Древняя Русь (IX-XIVв.в.) | Содержание учебного материала | 8 | ЛР 1-ЛР 6, ЛР 9, ЛР 11 МР 1-МР 9 ПР 2-ПР 5 |
Восточные славяне в древности. Народы и древнейшие государства на территории России. Греческая колонизация Причерноморья. Скифское государство. Тюркские народы и государства Норманны – варяги – русы. Быт и хозяйство восточных славян. Формы хозяйствования. Общественные отношения. Семья. Верования. Славянский пантеон и языческие обряды. Этапы формирования Древнерусского государства. Предпосылки зарождения государства у восточных славян. Киевская Русь. Возникновение территориальных политических союзов: поляне, северяне, древляне, радимичи, вятичи, полочане, словенеильменские, дреговичи, волыняне, белые хорваты, уличи, тиверцы. Возникновение государства Русь. Древнерусские князья и их политика. Первые русские князья (Олег, Игорь, Ольга. Святослав) и их деятельность, политика. Принятие христианства на Руси. Начало правления Владимира Святославович. Защита Руси от кочевников. Крещение Руси. Введение монотеистической религии для укрепления государственной власти. Русская православная церковь. Культурно-историческое значение христианизации. Общество Древней Руси. Система управления Русским государством. Возникновение Боярской думы. Социальная структура общества. Основные категории населения. Князь и боярство. Знатные и простолюдины. Свободные и несвободные. Город и горожане. Правление Ярослава Мудрого и его потомков. Вклад Ярослава Мудрого в развитие Руси. Последствия усобицы его сыновей. Деятельность Владимира Монамаха. Решение съезда в Любече в 1097 г. Борьба с половцами. Федерация княжеств. Культура и быт Руси. Культура Киевской Руси и быт. Истоки, особенности. Значение принятия христианства в становлении национальной культуры. Устное народное творчество. Славянская письменность. Кирилл и Мефодий. Поездка княгини Ольги в Константинополь. Архитектурные памятники Древней Руси. |
Самостоятельная работа обучающихся Историческое эссе на тему: «Роль княгини Ольги в истории России». Подготовить сообщение об одном из выдающихся князей периода раздробленности. Подготовить презентацию: «Архитектурные памятники Древней Руси». Историческое эссе: «Кирилл и Мефодий». | 4 |
Тема 4.2. От Древней Руси к Российскому государству | Содержание учебного материала | 5 | ЛР 1 – ЛР 6, ЛР 9, ЛР 11 МР 1- МР 9 ПР 2 -ПР 5 |
Раздробленность на Руси. Причины. Междоусобная борьба князей. Крупнейшие земли и княжества Руси, их особенности. Монгольское нашествие. Поражение на реке Калке. Поход Батыя и начало ордынского владычества. Государство Батыя и его приемников - Золотая Орда. Причины успехов завоевателей. Политическое и культурное значение распространения ислама. Агрессия с Запада в XIII веке. Великое княжество Литовское. Разгром шведов на Неве. Ледовое побоище. Князь Александр Невский: политика подчинения Орде. Русь и Золотая Орда в XIV веке. Возвышение Москвы. Причины и предпосылки объединения русских земель вокруг Москвы и Твери. Московские князья и их политика. Феодальная война. Борьба за первенство между Московским и Тверским княжествами. Политика Ивана Калиты. Начало борьбы с ордынским владычеством. Сергей Радонежский. Тематическая беседа: «День зарождения Российской государственности (862 год)». |
Самостоятельная работа обучающихся Политическое и культурное значение распространения ислама (мини-расследование). Александр Невский-государственный деятель и полководец (подготовить доклад). «Сергий Радонежский. Его роль и значение для русской истории» (подготовить доклад). Составить исторический портрет Ивана Калиты. | 4 |
Тема 4.3. Образование единого Русского государства (XIV-XVI века) | Содержание учебного материала | 7 | ЛР 1-9, ЛР 11, МР 1-9, ПР 2-5 |
Причины возвышения Москвы. Политика русских князей. Начало борьбы с ордынским владычеством. Отличие политики Ивана Калиты от политики Дмитрия Донского. Куликовская битва. Дальнейшее усиление Московского княжества. Политика князей Василия I и Василия II по отношению к монгольским завоевателям. Начало правления Ивана III. Присоединение Новгорода 1478 г. Ликвидация зависимости от Орды. Приход к власти князя ВасилияIII. Внешняя и внутренняя политика Василия III. Завершение образования единого Русского государства. Начало правления Ивана Грозного. Внешняя политика. Опричнина. Значение присоединения к России Казанского и Астраханского ханств. Войны с Турцией и Крымом. Конец опричнины. Завершение Ливонской войны. Поход Ермака. Присоединение Сибири к России. Разорение страны. Русская культура конца XIII-XVI веков. Условия развития культуры. Влияние на развитие русской культуры монгольского нашествия и ордынского владычества. Возникновение книгопечатания. Русская архитектура. Открытие в 1687 г. первого высшего учебного заведения – Славяно-греко-латинской академии. Тематические беседы: «День победы русских полков во главе с Великим князем Дмитрием Донским (Куликовская битва, 1380 год), «День народного единства» (4 ноября). |
Самостоятельная работа обучающихся Историческое эссе на тему: «Роль Ивана III в истории России». Историческое эссе на тему: «Роль Василий III в истории России». | 2 |
Тема 4. 4. Россия в XVII веке. | Содержание учебного материала | 4 | ЛР 1-9, ЛР 11 МР 1-9 ПР 2 -5 |
Причины и начало Смуты. Политика Василия Шуйского. Особенности движения под предводительством И.И. Болотникова. Роль Лжедмитрия II в ходе смуты. Польская и щведская интервенция. Основные события Смутного времени. Семибоярщина. Первое, второе ополчение. Избрание на царство Михаила Романова. Начало царствования Алексея Михайловича. Усиление крепостничества. Внутренняя и внешняя политика в царствование Алексея Михайловича Романова. Народные восстания. Проекты и реформы Федора Алексеевича. Россия в годы регентства Софьи Алексеевны. Узурпаторство власти Софьи Алексеевны. Культурное пространство Руси конца XIII- XVII вв. Процесс обмирщения культуры, выхода из-под влияния Церкви в России на протяжении XVII в. Существенные изменения в архитектуре. Расцвет русской общественной мысли. |
Самостоятельная работа обучающихся Составить исторический портрет Василия Шуйского. Составить исторический портрет Алексея Михайловича. | 2 |
Раздел 5. Цивилизации в эпоху начала Нового времени | 13 | |
Тема 5. Страны Европы, Азии и Америки в XVI-XVIII вв. | Содержание учебного материала | 7 | ЛР 1, ЛР 4-9, ЛР 11, ЛР 12, МР 1-9, ПР 2-5 |
Начало географических исследований. Открытие Америки. Путь в Индию. Плавание Магеллана. Испанские завоевания в Америке. Испанские и португальские колонии. Экономическое развитие и перемены в западноевропейском обществе. Открытия в науке и технике, развитие производства. Развитие военной техники. Революция цен. Развитие торговли и товарно-денежных отношений. Высокое возрождение. Великие гуманисты. «Титаны Возрождения». Культура эпохи Возрождения. Причины Реформации. Выступление Мартина Лютера. Крестьянская война в Германии. Жан Кальвин и его учение. Контрреформация. Религиозные войны. Причины складывания абсолютизма. Абсолютизм во Франции, Испании, Англии. Важнейшие черты складывания абсолютизма в странах Западной Европы и в России в XVII в. Страны Востока в XVI-XVIII вв. Османские завоевания. Борьба европейских стран с османской агрессией. Упадок Османской империи. Маньчжурские завоевания Китая. Проникновение европейцев в Китай. Страны Востока и колониальная экспансия европейцев. Международные отношения в XVII- XVIII вв. Причины и последствия Тридцатилетней войны. Вестфальский мир. «Славная революция» 1688-1689 гг. Семилетняя война 1756-1763 гг. Предпосылки и причины буржуазных революций XVIII. Влияние итогов революций на построение индустриального общества в Европе. Основные стиль и течения в европейской культуре XVII- XVIII вв. Писатели, композиторы, художники. Развитие науки. Образование английских колоний в Северной Америке. причины их борьбы за независимость. Декларация независимости. Образование США. Война за независимость. Конституция США 1787 г. |
Практические занятия Развитие европейской культуры и науки в XVII- XVIII вв. Война за независимость и образование США. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Китай в XVI-XVIII вв.(мини-расследование). Семилетняя война 1756-1763 гг. (мини-расследование). Английская революция XVII века (доклад). Конституция США 1787 г. (подготовить доклад). | 4 |
Раздел 6. Российская империя XVIII в. | 21 | |
Тема 6. Россия в конце XVII-XVIII вв. | Содержание учебного материала | 9 | ЛР 1-9, ЛР 11, ЛР 12, МР 1-9 ПР 1-5 |
Россия в годы правления Петра I. Споры о Петре I. Приход к власти и начало царствования Петра I. Начало преобразований в России Петра Великого. Северная война 1700-1721 гг. Изменение места России в мире, провозглашение её империей. Изменения в области экономики и социального строя России. Реформы Петра Великого в области управления. Экономическая и социальная политика. Важнейшие события. Итоги правления. Россия в эпоху дворцовых переворотов 1725 – 1801 гг. Правление Екатерины I в 1725-1727 гг. Приход к власти и правление Елизаветы Петровны 1741-1761 гг. Последний государственный переворот 1801 года в династии Романовых. Убийство Павла I. Экономическое и социальное развитие России во второй половине 18 века. Внутренняя политика во второй половине 18 века. Развитие науки. Просвещённый абсолютизм Екатерины II и его черты. Характер и направленность реформ Екатерины Великой во внутренней политике. Внешняя политика во второй половине XVIII в. Цели. Направления. Основные события. Итоги: выход России к Черному морю, разделы Речи Посполитой, вхождение украинских и белорусских земель в состав Российской империи. Завоевание Крыма. Великие русские полководцы и флотоводцы. Адмирал Григорий Спиридов, адмирал Федор Федорович Ушаков, генерал-фельдмаршал Петр Александрович Румянцев-Задунайский, генерал-фельдмаршал Петр Салтыков, военачальник Никита Иванович Репнин, полководец Петр Панин, Генералиссимус Александр Васильевич Суворов. Культура России XVIII века. Идеи Просвещения и просвещенное общество в России. Достижения архитектуры и изобразительного искусства. Барокко и классицизм в России. |
Самостоятельная работа обучающихся Юность Петра (мини-расследование). Северная война 1700 – 1721 гг. и роль флота в победе России над Швецией. (Составление опорного конспекта и хронологической таблицы). Роль Петра I в истории России (подготовить доклад). Анна Иоановна. (Составление исторического портрета). Елизавета Петровна (Составление исторического портрета). Павел I. (Составление исторического портрета). Екатерина II. (Составление исторического портрета). Е. Пугачёв (Составление исторического портрета). Суворов А.В. (Составление исторического портрета). Великие полководцы (Мини-расследование). Ушаков Ф.Ф. (Составление исторического портрета). Великие флотоводцы. (Мини-расследование) | 12 |
Раздел 7. Новое время: рождение индустриальной цивилизации XIX в. – начало XX в. | | |
Тема 7. Становление индустриальной цивилизации в Европе и Америке в XIX веке | Содержание учебного материала | 5 | ЛР 4-9, ЛР 11, ЛР 12, МР 1-9, ПР 1-5 |
Промышленный переворот и его последствия в Европе. Начало промышленного переворота. Различные европейские модели перехода к индустриальному обществу. Экономическое развитие Великобритании и Франции XIX в. Картель, синдикат, трест, концерн. Роль государства в экономике. Международные отношения в первой половине XIX в. Наполеоновские войны. Возникновение антифранцузских коалиций. «Священный союз» 1815 г. Международные отношения во второй половине XIX в. Восточная (Крымская) война 1853-1856 гг. Франко-прусская война 1870-1871 гг. Политика Наполеона III. «Союз трех императоров» (Россия, Австро-Венгрия, Германия) Страны Европы после наполеоновских войн. Революции 1848-1849 гг. в Европе. Эволюция политической системы Великобритании. Объединение Италии и Германии. Социалистические учения. Марксизм. Социалистические организации. Итоги политического развития стран Европы. Гражданская война в США. Захват индейских земель. Образование новых штатов. Конфедерация. Причины победы северян. Развитие западноевропейской культуры. «Революция в умах» в 18-19 вв. Направления и течения в западноевропейской литературе. Творчество крупнейших живописцев и композиторов XIX в. Важнейшие открытия в науке. Автомобили и воздухоплавание. |
Практические занятия Гражданская война в США. Развитие западноевропейской культуры | 2 |
Тема 8. Российская империя в XIX в. | Содержание учебного материала | 11 | ЛР 1-9, ЛР 11, ЛР 12 МР 1-9 ПР 1-5 |
Вступление в престол Александра I. Внешняя политика до 1812 г. Тильзитский мир. Союз России и Франции. Блокада торговых отношений с Великобританией. Поражение Швеции, Присоединение Финляндии, Бессарабии. Отечественная война 1812 г. и заграничные походы русской армии. 12 (24) июня 1812 г. вторжение Наполеона на территорию Российской империи без объявления войны. Бородинское сражение. Сдача Москвы. Разгром Наполеона. Заграничные походы русской армии 1813-1815 гг., итоги. Проект управления России по М.М. Сперанскому. Реформы Александра I. Возникновение тайных обществ. Внутренняя и внешняя политика в годы правления Николая I. Восстание декабристов. «Чугунная» цензура. Реформы Николая I по крестьянскому вопросу, в армии, в образовании, в управлении государством. Результаты русско-иранской и русско-турецкой войн при НиколаеI. Кавказская война. Ход Крымской войны, обороны Севастополя. Возникновение «официальной народности» при Николае I. Отношения Николая I и А.С.Пушкина. Формирование гражданского правосознания. Основные течения общественной мысли. Российские реформы XIX века. Причины. Цели. Реформаторы. Источники финансирования реформ. Итоги и цена реформ. Экономическое развитие России после реформы 1861 г. Отмена крепостного права. Условия освобождения крестьян. Земская и государственная дума. Судебная реформа. Военная реформа. Реформы в области образования и печати. Общественное движение в годы правления Александра II. Земско-либеральное движение. И.И. Петрункевич. Народовольчество. «Земля и воля». «Черный передел». «Народная воля». Многогранное развитие внешней политики Александра II в западном, восточном, среднеазиатском направлении. Преодоление дипломатической изоляции. Улучшение отношений с Китаем. Пекинский договор, согласно которому Китай признал Приморский край российским. В 1867 году состоялась продажа Аляски США. Программа присоединения и освоения Средней Азии. Причины и цели контрреформ Александра III. Точки зрения историков на политику контрреформ. Внешняя политика Александра III как миротворца. Культура России во второй половине XIX в. Развитие науки. Успехи в медицине, математике, химии, физике. Географические открытия русских путешественников. Развитие образования. Золотой век в истории русской литературы. Расцвет пейзажной живописи. Картины И.И.Шишкина, И.И.Левитана, А.И.Куиджи, А.К.Саврасова, В.Д.Поленова, И.К.Айвазовского. Драматургия А.Н. Островского. Объединение «Могучая кучка»: М.А.Балакирев, Ц.А.Кюи, М.П.Мусоргский, А.П.Бородин, Н.А.Римский-Корсаков. |
Самостоятельная работа обучающихся Исторический портрет Александра I. Составить исторический портрет Наполеона. Составить исторический портрет Кутузова М.Л. Составить исторический портрет Багратиона П.И. Александр II (Составление исторического портрета). Николай I. (Составление исторического портрета). Кавказская война (мини-расследование). Роль Александра II в истории России (подготовить доклад). Роль Александра III в истории России (подготовить доклад). Золотой век в истории русской литературы (подготовить презентацию). | 10 |
Тема 9. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока. | Содержание учебного материала | 2 | ЛР 4 - ЛР 9, ЛР 11, ЛР 12 МР 1 - МР 9 ПР 1 - ПР 5 |
Колониальная экспансия европейских стран. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока. Колониальный раздел мира между европейскими державами. Последствия для народов колоний и метрополий. Главные события в истории Индии, Китая, Японии в XIXв. Противостояние натиску европейцев. |
Раздел 8. ХХ век: к постиндустриальной цивилизации. | | |
Тема 10. От Новой истории к Новейшей. | Содержание учебного материала | | ЛР 1 - ЛР 9, ЛР 11, ЛР 12 МР 1 – МР 9 ПР 1 -ПР 5 |
Мир в начале ХХ века. Изменения в системе международных отношений на рубеже XIX—XX вв. Технические достижения. Завершение процесса модернизации в странах Европы, в Северной Америке, Японии. Индустриальное общество. Деспотические режимы в республиках. Колонизация со стороны США. Захват территорий в Африке. Планы военно-политических блоков в Европе. Пробуждение Азии. Синьхайская революция. Младотурецкая революция. Революция в Иране. Национально-освободительная борьба в Индии. Русско-Японская война 1904-1905 гг. Мирный договор , заключенный 23 августа 1905 г., в г. Портсмуте. Уступки Японии. Экономическое развитие России. Высокая концентрация промышленного производства. Развитие монополистических объединений. Неограниченная власть монарха. Первая российская революция 1905-1907 гг. Причины и начало революции. «Кровавое воскресенье». Октябрьская стачка и Манифест 17 сентября. Забастовки. Кульминация революции. Спад и итоги революции. Появление легальных политических партий. Начало российского парламентаризма. Общество и власть после революции. Появление легальных политических партий. Начало российского парламентаризма. Реформы П.А. Столыпина. Аграрный вопрос. Экономический подъем. Общественное движение. Осторожная внешняя политика России. Расцвет культуры. Серебряный век российской культуры, Новые направления в литературе и искусстве. Первая мировая война. Причины, характер, основные события на Западном и Восточном фронтах. Развитие военной техники в годы войны. Влияние войны на экономическую, политическую и социальную сферы общества Итоги войны. Великая российская революция. Февраль. Причины, цели, характер и ход революции. Отречение от власти Николая II и его брата Михаила Александровича Романова. Кризисы Временного правительства. Великая российская революция. Октябрь. Причины, цели, характер и ход революции. Значение Октябрьская революция 1917 года. Гражданская война в России, и ее последствия. Причины и особенность гражданской войны, итоги и ее историческое значение. | 8 |
Практические занятия Первая российская революция 1905-1907 гг. Общество и власть после революции. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся В. И. Ульянов – Ленин. (Составление исторического портрета). Врангель П.Н. (Составление исторического портрета). Колчак А.В. (Составление исторического портрета). Деникин А.И. (Составление исторического портрета). | 4 |
Тема 11. Мир между двумя мировыми войнами. | Содержание учебного материала | 8 | ЛР 3 - ЛР 9, ЛР 11, ЛР 12 МР 1 - МР 9 ПР 2 -ПР 5 |
Европа и США в 1920 – 30-е годы. Территориальные изменения после Первой мировой войны. Версальский мирный договор для Германии. Причины установления недемократических режимов. Приход фашистов к власти в Италии. Приход нацистов к власти в Германии. Гражданская война в Испании. Турция в годы деятельности М.Кемаля. Результаты Великой национальной революции в Китае. Гражданская война в Китае. Хроника борьбы Индии за независимость в 1920-1930-е гг. Международные отношения. Мировой экономический кризис и Великая депрессия: истоки, развитие, последствия. «Новый курс» президента Рузвельта в США Лига наций. Очаги напряженности на Дальнем Востоке. Нарастание угрозы войны в Европе. Мюнхенский сговор. Новая экономическая политика в Советской России. Образование СССР. Причины новой экономической политики(нэпа). Сущность и итоги нэпа. Причины и ход образования СССР. Конституция СССР 1924 г. Схема управления в СССР в 1920-1930-е гг. Советская внешняя политика СССР. «Великий перелом»: индустриализация и коллективизация. От нэпа к форсированному строительству социализма. Цели индустриализации. Стройки первых пятилеток. Взрыв экономического развития. Основное направление коллективизации на индустриализации СССР. Объединение частных владений в коллективные формы хозяйствования. Итоги коллективизации. Советский Союз в 1929-1941 г.г. Мобилизационное развитие. Идеология. Причины и последствия массовых репрессий. Стахановское движение и его значение. Конституция СССР 1936. Культурное пространство советского общества в 1920-1930-е гг. Культура эпохи революции. Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. Искусство плаката. Многообразие культурного развития, попытки удушения «классово чуждых» направлений. Формирование новой интеллигенции, преданной идеям социализма. Социалистический реализм в литературе и искусстве. Важные исследования в области науки |
Тема 12. Вторая мировая война 1939 – 1945 гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. | Содержание учебного материала | 17 | ЛР 1 - ЛР 9, ЛР 11, ЛР 12 МР 1 - МР 9 ПР 1 -ПР 5 |
Мир накануне Второй мировой войны. Три центра власти. Агрессивные государства – Германия, Италия, Япония – первый центр силы. Второй центр Великобритания, Франция, США. СССР- третий центр силы. Аншлюс Австрии. 13.03.1938 «Мюнхенское соглашение» 30.09.1938 г. Пакт Молотова-Риббентропа. Военно-политические планы сторон. Первый период Второй мировой войны. Начало Второй мировой войны. Укрепление боеспособности и расширение западных границ СССР. Нападение Германии на СССР. Причины и цели нападения Германии на СССР. «Операция Барбаросса». Причины поражения Красной армии. Московская битва». Историческое значение победы под Москвой. Боевые действия в Тихом океане. Второй период Второй мировой войны. Сталинградская битва и её значение. Начало перелома в Великой Отечественной войне. Военные действия в Северной Африке. Антигитлеровская коалиция. Коренной перелом в ходе войны. (Курская дуга). Оккупационный режим. Движение Сопротивления. Партизанское движение. Советский тыл в голы войны. Военные операции на советско-германском фронте. Завершающий этап Второй мировой войны. Разгром Японии. Итоги и уроки войны. Тематические беседы: «Праздник весны и труда» (1 мая), «День Победы» (9 мая). |
Самостоятельная работа обучающихся Аншлюс Австрии 13.03.1938 г (Доклад). Мюнхенское соглашение 1938 г. (Доклад). Пакт Молотова – Риббентропа (Договор о ненападении) 13.08.1939 г. (подготовить сообщение). Церковь в годы войны (подготовить доклад). Потсдамская конференция (подготовить сообщение). Военные конструкторы, прославившие Россию (подготовить презентацию). Ветераны ВОВ в нашем городе (подготовить презентацию). | 7 |
Промежуточная аттестация в форме рубежного контроля, дифференцированного зачёта | 2 | |
ВСЕГО: | 175 | |
Содержание обучения | Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) |
Введение | Актуализация знаний о предмете истории. Высказывание собственных суждений о значении исторической науки для отдельного человека, государства, общества. Высказывание суждений о месте истории России во всемирной истории |
1. ДРЕВНЕЙШАЯ СТАДИЯ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА |
Происхождение человека. Люди эпохи палеолита | Рассказ о современных представлениях о происхождении человека, расселении древнейших людей (с использованием исторической карты). Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «антропогенез», «каменный век», «палеолит», «родовая община». Указание на карте мест наиболее известных археологических находок на территории России |
Неолитическая революция и ее последствия | Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «неолит», «неолитическая революция», «производящее хозяйство», «индоевропейцы», «племя», «союз племен», «цивилизация». Раскрытие причин возникновения производящего хозяйства, характеристика перемен в жизни людей, связанных с этим событием. Называние и указание на карте расселения древних людей на территории России, территории складывания индоевропейской общности. Обоснование закономерности появления государства |
2. ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО МИРА |
Древнейшие государства | Локализация цивилизации Древнего Востока на ленте времени и исторической карте, объяснение, как природные условия влияли на образ жизни, отношения в древних обществах. Характеристика экономической жизни и социального строя древневосточных обществ |
Великие державы Древнего Востока | Раскрытие причин, особенностей и последствий появления великих держав. Указание особенностей исторического пути Хеттской, Ассирийской, Персидской держав. Характеристика отличительных черт цивилизаций Древней Индии и Древнего Китая Рассказ с использованием карты о древнегреческой колонизации, оценка ее последствий. Раскрытие причин возникновения, сущности и значения эллинизма. Характеристика с использованием карты основных этапов истории Древней Италии, становления и развития Римского государства. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «патриций», «плебей», «провинции», «республика», «империя», «колонат». Раскрытие причин военных успехов Римского государства, особенностей организации римской армии. |
Культура и религия Древнего мира | Систематизация материала о мифологии и религиозных учениях, возникших в Древнем мире. Раскрытие предпосылок и значения распространения буддизма, христианства. Объяснение причин зарождения научных знаний. Объяснение вклада Древней Греции и Древнего Рима в мировое культурное наследие |
3. ЦИВИЛИЗАЦИИ ЗАПАДА И ВОСТОКА В СРЕДНИЕ ВЕКА |
Великое переселение народов и образование варварских королевств в Европе | Раскрытие оснований периодизации истории Средних веков, характеристика источников по этой эпохе. Участие в обсуждении вопроса о взаимодействии варварского и римского начал в европейском обществе раннего Средневековья |
Возникновение ислама. Арабские завоевания | Рассказ с использованием карты о возникновении Арабского халифата; объяснение причин его возвышения и разделения. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «ислам», «мусульманство», «халифат». Характеристика системы управления в Арабском халифате, значения арабской культуры |
Византийская империя | Рассказ с использованием карты о возникновении Византии; объяснение причин ее возвышения и упадка. Рассказ о влиянии Византии и ее культуры на историю и культуру славянских государств, в частности России, раскрытие значения создания славянской письменности Кириллом и Мефодием |
Восток в Средние века | Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «хан», «сёгун», «самурай», «варна», «каста». Характеристика общественного устройства государств Востока в Средние века, отношений власти и подданных, системы управления. Представление описания, характеристики памятников культуры народов Востока (с использованием иллюстративного материала) |
Империя Карла Великого и ее распад. Феодальная раздробленность в Европе | Раскрытие сущности военной реформы Карла Мартелла, его влияния на успехи франкских королей. Рассказ о причинах, ходе и последствиях походов Карла Великого, значении образования его империи. Объяснение термина каролингское возрождение. Объяснение причин походов норманнов, указание на их последствия |
Основные черты западноевропейского феодализма | Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «феодализм», «раздробленность», «вассально-ленные отношения», «сеньор», «рыцарь», «вассал». |
Средневековый западноевропейский город | Раскрытие современных подходов к объяснению сущности феодализма. Рассказ о жизни представителей различных сословий средневекового общества: рыцарей, крестьян, горожан, духовенства и др. (сообщение, презентация) Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «цех», «гильдия», «коммуна». Систематизация материала о причинах возникновения, сущности и значении средневековых городов. Характеристика взаимоотношений горожан и сеньоров, различных слоев населения городов |
Католическая церковь в Средние века. Крестовые походы | Характеристика роли христианской церкви в средневековом обществе. Рассказ о причинах и последствиях борьбы римских пап и императоров Священной Римской империи. Систематизация материала по истории Крестовых походов, высказывание суждения об их причинах и последствиях |
Зарождение централизованных государств в Европе | Раскрытие особенностей развития Англии и Франции, причин и последствий зарождения в этих странах сословно-представительной монархии. Характеристика причин, хода, результатов Столетней войны. Систематизация знаний о важнейших событиях позднего Средневековья: падении Византии, реконкисте и образовании Испании и Португалии, гуситских войнах. Показ исторических предпосылок образования централизованных государств в Западной Европе. Рассказ о наиболее значительных народных выступлениях Средневековья |
Средневековая культура Западной Европы. Начало Ренессанса | Подготовка сообщения, презентации на тему «Первые европейские университеты». Характеристика основных художественных стилей средневековой культуры (с рассмотрением конкретных памятников, произведений). Высказывание суждений о предпосылках возникновения и значении идей гуманизма и Возрождения для развития европейского общества |
4. ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ |
Образование Древнерусского государства | Характеристика территорий расселения восточных славян и их соседей, природных условий, в которых они жили, их занятий, быта, верований. Раскрытие причин и указание времени образования Древнерусского государства. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «князь», «дружина», «государство». Составление хронологической таблицы о деятельности первых русских князей |
Крещение Руси и его значение | Актуализация знаний о возникновении христианства и основных его постулатах. Рассказ о причинах крещения Руси, основных событиях, связанных с принятием христианства на Руси. Оценка значения принятия христианства на Руси |
Общество Древней Руси | Характеристика общественного и политического строя Древней Руси, внутренней и внешней политики русских князей. Анализ содержания Русской Правды. Указание причин княжеских усобиц. Составление характеристики личности, оценка, сравнение исторических деятелей (на примере князей Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха) |
Раздробленность на Руси | Называние причин раздробленности на Руси, раскрытие последствий раздробленности. Указание на исторической карте территорий крупнейших самостоятельных центров Руси. Характеристика особенностей географического положения, социально-политического развития, достижений экономики и культуры Новгородской и Владимиро-Суздальской земель |
Древнерусская культура | Рассказ о развитии культуры в Древней Руси. Характеристика памятников литературы, зодчества Древней Руси. Высказывание суждений о значении наследия Древней Руси для современного общества |
Монгольское завоевание и его последствия | Изложение материала о причинах и последствиях монгольских завоеваний. Приведение примеров героической борьбы русского народа против завоевателей. Рассказ о Невской битве и Ледовом побоище. Составление характеристики Александра Невского. Оценка последствий ордынского владычества для Руси, характеристика повинностей населения |
Начало возвышения Москвы | Раскрытие причин и следствий объединения русских земель вокруг Москвы. Аргументация оценки деятельности Ивана Калиты, Дмитрия Донского. Раскрытие роли Русской православной церкви в возрождении и объединении Руси. Раскрытие значения Куликовской битвы для дальнейшего развития России |
Образование единого Русского государства | Указание на исторической карте роста территории Московской Руси. Составление характеристики Ивана III. Объяснение значения создания единого Русского государства. Изложение вопроса о влиянии централизованного государства на развитие хозяйства страны и положение людей. Изучение отрывков из Судебника 1497 года и использование содержащихся в них сведений в рассказе о положении крестьян и начале их закрепощения |
5. РОССИЯ В XVI - XVII ВЕКАХ: ОТ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА К ЦАРСТВУ |
Россия в правление Ивана Грозного | Объяснение значения понятий: «Избранная рада», «приказ», «Земский собор», «стрелецкое войско», «опричнина», «заповедные годы», «урочные лета», «крепостное право». Характеристика внутренней политики Ивана IVв середине XVI века, основных мероприятий и значения реформ 1550-х годов. Раскрытие значения присоединения Среднего и Нижнего Поволжья, Западной Сибири к России. Объяснение последствий Ливонской войны для Русского государства. |
Смутное время начала XVIIвека | Объяснение причин, сущности и последствий опричнины. Обоснование оценки итогов правления Ивана Грозного. Объяснение смысла понятий: «Смутное время», «самозванец», «крестоцеловальная запись», «ополчение», «национальноосвободительное движение». Раскрытие того, в чем заключались причины Смутного времени. Характеристика личности и деятельности Бориса Годунова, Лжедмитрия I, Василия Шуйского, Лжедмитрия II. Указание на исторической карте направлений походов отрядов под предводительством Лжедмитрия I, И. И. Болотникова, Лжедмитрия II, направлений походов польских и шведских войск, движения отрядов Первого и Второго ополчений и др. Высказывание оценки деятельности П. П. Ляпунова, К. Минина, Д. М. Пожарского. Раскрытие значения освобождения Москвы войсками ополчений для развития России |
Экономическое и социальное развитие России в XVIIвеке. Народные движения | Использование информации исторических карт при рассмотрении экономического развития России в XVIIвеке. Раскрытие важнейших последствий появления и распространения мануфактур в России. Раскрытие причин народных движений в России XVIIвека. Систематизация исторического материала в форме таблицы «Народные движения в России XVIIвека» |
Становление абсолютизма в России. Внешняя политика России в XVII веке | Объяснение смысла понятий: «абсолютизм», «церковный раскол», «старообрядцы». Раскрытие причин и последствий усиления самодержавной власти. Анализ объективных и субъективных причин и последствий раскола в Русской православной церкви. Характеристика значения присоединения Сибири к России. Объяснение того, в чем заключались цели и результаты внешней политики России в XVIIвеке |
Культура Руси конца XIII—XVIIвеков | Составление систематической таблицы о достижениях культуры Руси в XIII— XVIIвеках. Подготовка описания выдающихся памятников культуры XIII—XVII веков (в том числе связанных со своим регионом); характеристика их художественных достоинств, исторического значения и др. Осуществление поиска информации для сообщений о памятниках культуры конца XIII—XVШ веков и их создателях (в том числе связанных с историей своего региона) |
6. СТРАНЫ ЗАПАДА И ВОСТОКА В XVI — XVIII ВЕКАХ |
Экономическое развитие и перемены в западноевропейском обществе | Объяснение причин и сущности модернизации. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «мануфактура», «революция цен». Характеристика развития экономики в странах Западной Европы в ХУТ—ХУШ веках. Раскрытие важнейших изменений в социальной структуре европейского общества в Новое время. Рассказ о важнейших открытиях в науке, усовершенствованиях в технике, кораблестроении, военном деле, позволивших странам Западной Европы совершить рывок в своем развитии |
Великие географические открытия. Образования колониальных империй | Систематизация материала о Великих географических открытиях (в форме хронологической таблицы), объяснение, в чем состояли их предпосылки. |
Возрождение и гуманизм в Западной Европе | Характеристика последствий Великих географических открытий и создания первых колониальных империй для стран и народов Европы, Азии, Америки, Африки. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «Возрождение», «Ренессанс», «гуманизм». Характеристика причин и основных черт эпохи Возрождения, главных достижений и деятелей Возрождения в науке и искусстве. Раскрытие содержания идей гуманизма и значения их распространения. Подготовка презентации об одном из титанов Возрождения, показывающей его вклад в становление новой культуры |
Реформация и контрреформация | Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «Реформация», «протестантизм», «лютеранство», «кальвинизм», «контрреформация». Раскрытие причин Реформации, указание важнейших черт протестантизма и особенностей его различных течений. Характеристика основных событий и последствий Реформации и религиозных войн |
Становление абсолютизма в европейских странах | Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «абсолютизм», «просвещенный абсолютизм». Раскрытие характерных черт абсолютизма как формы правления, приведение примеров политики абсолютизма (во Франции, Англии). Рассказ о важнейших событиях истории Франции, Англии, Испании, империи Габсбургов. Участие в обсуждении темы «Особенности политики “просвещенного абсолютизма” в разных странах Европы» |
Англия в XVII—XVIII веках | Характеристика предпосылок, причин и особенностей Английской революции, описание ее основных событий и этапов. Раскрытие значения Английской революции, причин реставрации и «Славной революции». Характеристика причин и последствий промышленной революции (промышленного переворота), объяснение того, почему она началась в Англии |
Страны Востока в XVI—XVIIIвеках | Раскрытие особенностей социально-экономического и политического развития стран Востока, объяснение причин углубления разрыва в темпах экономического развития этих стран и стран Западной Европы. Характеристика особенностей развития Османской империи, Китая и Японии |
Страны Востока и колониальная экспансия европейцев | Рассказ с использованием карты о колониальных захватах европейских государств в Африке в XVI— XIXвеках; объяснение, в чем состояли цели и методы колониальной политики европейцев. Высказывание и аргументация суждений о последствиях колонизации для африканских обществ. Описание главных черт и достижений культуры стран и народов Азии, Африки |
Международные отношения в XVII—XVIIIвеках | Систематизация материала о причинах и последствиях крупнейших военных конфликтов в XVII— середине XVIIIвека в Европе и за ее пределами. Участие в обсуждении ключевых проблем международных отношений XVII— середины XVIII веков в ходе учебной конференции, круглого стола |
Развитие европейской культуры и науки в XVII—XVIIIвеках. Эпоха Просвещения | Характеристика причин и основных черт культуры, ее главных достижений и деятелей в науке и искусстве. Составление характеристик деятелей Просвещения |
Война за независимость и образование США | Рассказ о ключевых событиях, итогах и значении войны североамериканских колоний за независимость (с использованием исторической карты). Анализ положений Декларации независимости, Конституции США, объяснение, в чем заключалось их значение для создававшегося нового государства. Составление характеристик активных участников борьбы за независимость, «отцов-основателей» США. Объяснение, почему освободительная война североамериканских штатов против Англии считается революцией |
Французская революция конца XVIIIвека | Систематизация материала по истории Французской революции. Составление характеристик деятелей Французской революций, высказывание и аргументация суждений об их роли в революции (в форме устного сообщения, эссе, участия в дискуссии). Участие в дискуссии на тему «Является ли террор неизбежным спутником настоящей революции?» |
7. РОССИЯ В КОНЦЕ XVII—XVIIIВЕКЕ: ОТ ЦАРСТВА К ИМПЕРИИ |
Россия в эпоху петровских преобразований | Систематизация мнений историков о причинах петровских преобразований. Представление характеристики реформ Петра I: 1) в государственном управлении; 2) в экономике и социальной политике; 3) в военном деле; 4) в сфере культуры и быта. Систематизация материала о ходе и ключевых событиях, итогах Северной войны. Характеристика отношения различных слоев российского общества к преобразовательской деятельности Петра I, показ на конкретных примерах, в чем оно проявлялось |
Экономическое и социальное развитие в XVIIIвеке. Народные движения | Характеристика основных черт социально-экономического развития России в середине — второй половине XVIIIвека. Рассказ с использованием карты о причинах, ходе, результатах восстания под предводительством Е. И. Пугачева |
Внутренняя и внешняя политика России в середине — второй половине XVIIIвека | Систематизация материала о дворцовых переворотах (причинах, событиях, участниках, последствиях). Сопоставление политики «просвещенного абсолютизма» в России и других европейских странах. Характеристика личности и царствования Екатерины II. Объяснение, чем вызваны противоречивые оценки личности и царствования Павла I; высказывание и аргументация своего мнения. Раскрытие с использованием исторической кА рты, внешнеполитических задач, стоящих перед Россией во второй половине XVIIIвека; характеристика результатов внешней политики данного периода |
Русская культура XVIII века | Систематизация материала о развитии образования в России в XVIIIвеке, объяснение, какие события играли в нем ключевую роль. Сравнение характерных черт российского и европейского Просвещения, выявление в них общего и различного. Рассказ о важнейших достижениях русской науки и культуры в XVIIIвеке, подготовка презентации на эту тему. Подготовка и проведение виртуальной экскурсии по залам музея русского искусства XVIII века |
Промышленный переворот и его последствия | Систематизация материала о главных научных и технических достижениях, способствовавших развертыванию промышленной революции. Раскрытие сущности, экономических и социальных последствий промышленной революции |
Международные отношения | Систематизация материала о причинах и последствиях крупнейших военных конфликтов XIXвека в Европе и за ее пределами. Участие в обсуждении ключевых проблем международных отношений XIX века в ходе конференции, круглого стола, в том числе в форме ролевых высказываний. Участие в дискуссии на тему «Был ли неизбежен раскол Европы на два военных блока в конце XIX— начале XXвека» |
Политическое развитие стран Европы и Америки | Систематизация материала по истории революций XIXвека в Европе и Северной Америке, характеристика их задач, участников, ключевых событий, итогов. Сопоставление опыта движения за реформы и революционных выступлений в Европе XIXвека, высказывание суждений об эффективности реформистского и революционного путей преобразования общества. Сравнение путей создания единых государств в Германии и Италии, выявление особенностей каждой из стран. Объяснение причин распространения социалистических идей, возникновения рабочего движения. Составление характеристики известных исторических деятелей XIXвека с привлечением материалов справочных изданий, Интернета |
Развитие западноевропейской культуры | Рассказ о важнейших научных открытиях и технических достижениях XIXвека, объяснение, в чем состояло их значение. Характеристика основных стилей и течений в художественной культуре XIXвека с раскрытием их особенностей на примерах конкретных произведений. Объяснение, в чем выразилась демократизация европейской культуры в XIXвеке |
9. ПРОЦЕСС МОДЕРНИЗАЦИИ В ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВАХ ВОСТОКА |
Колониальная экспансия европейских стран. | Раскрытие особенностей социально-экономического и политического развития стран Азии, Латинской Америки, Африки. Характеристика предпосылок, участников, крупнейших событий, итогов борьбы народов Латинской Америки за независимость, особенностей развития стран Латинской Америки в XIXвеке. Рассказ с использованием карты о колониальных захватах европейских государств в Африке в XVI—XIXвеках; объяснение, в чем состояли цели и методы колониальной политики европейцев. Описание главных черт и достижений культуры стран и народов Азии, Африки и Латинской Америки в XVI—XIXвеках. Сопоставление практики проведения реформ, модернизации в странах Азии; высказывание суждений о значении европейского опыта для этих стран |
Внутренняя и внешняя политика России в начале XIXвека | Систематизация материала о политическом курсе императора Александра Iна разных этапах его правления (в форме таблицы, тезисов и т. п.). Характеристика сущности проекта М.М.Сперанского, объяснение, какие изменения в общественно-политическом устройстве России он предусматривал. Представление исторического портрета Александра Iи государственных деятелей времени его правления с использованием историко-биографической литературы (в форме сообщения, эссе, реферата, презентации). Систематизация материала об основных событиях и участниках Отечественной войны 1812 года, заграничных походах русской армии (в ходе семинара, круглого стола с использованием источников, работ историков |
Движение декабристов | Характеристика предпосылок, системы взглядов, тактики действий декабристов, анализ их программных документов. Сопоставление оценок движения декабристов, данных современниками и историками, высказывание и аргументация своей оценки (при проведении круглого стола, дискуссионного клуба и т.п.) |
Внутренняя политика Николая I | Характеристика основных государственных преобразований, осуществленных во второй четверти XIXвека, мер по решению крестьянского вопроса. Представление характеристик Николая Iи государственных деятелей его царствования (с привлечением дополнительных источников, мемуарной литературы) |
Общественное движение во второй четверти XIXвека | Характеристика основных направлений общественного движения во второй четверти XIXвека, взглядов западников и славянофилов, выявление общего и различного. Высказывание суждений о том, какие идеи общественно-политической мысли России XIXвека сохранили свое значение для современности (при проведении круглого стола, дискуссии) |
Внешняя политика России во второй четверти XIXвека | Составление обзора ключевых событий внешней политики России во второй четверти XIXвека (европейской политики, Кавказской войны, Крымской войны), их итогов и последствий. Анализ причин и последствий создания и действий антироссийской коалиции в период Крымской войны |
Отмена крепостного права и реформы 60—70-х годов XIX века. Контрреформы | Раскрытие основного содержания Великих реформ 1860— 1870-х годов (крестьянской, земской, городской, судебной, военной, преобразований в сфере просвещения, печати). Представление исторического портрета Александра IIи государственных деятелей времени его правления с использованием историко-биографической литературы (в форме сообщения, эссе, реферата, презентации). Характеристика внутренней политики Александра IIIв 1880—1890-е годы, сущности и последствий политики контрреформ |
Общественное движение во второй половине XIXвека | Систематизация материала об этапах и эволюции народнического движения, составление исторических портретов народников (в форме сообщений, эссе, презентации). Раскрытие предпосылок, обстоятельств и значения зарождения в России социал-демократического движения |
Экономическое развитие во второй половине XIXвека | Сопоставление этапов и черт промышленной революции в России с аналогичными процессами в ведущих европейских странах (в форме сравнительной таблицы). Систематизация материала о завершении промышленной революции в России; конкретизация общих положений на примере экономического и социального развития своего края. Объяснение сути особенностей социально-экономического положения России к началу XIXвека, концу XIXвека |
Внешняя политика России во второй половине XIX века | Участие в подготовке и обсуждении исследовательского проекта «Русско-турецкая война 1877 — 1878 годов: военные и дипломатические аспекты, место в общественном сознании россиян» (на основе анализа источников, в том числе картин русских художников, посвященных этой войне) |
Русская культура XIX века | Раскрытие определяющих черт развития русской культуры в XIXвека, ее основных достижений; характеристика творчества выдающихся деятелей культуры (в форме сообщения, выступления на семинаре, круглом столе). Подготовка и проведение виртуальных экскурсий по залам художественных музеев и экспозициям произведений живописцев, скульпторов и архитекторов XIX века. Осуществление подготовки и презентации сообщения, исследовательского проекта о развитии культуры своего региона в XIXвека. Оценка места русской культуры в мировой культуре XIX века |
ОТ НОВОЙ ИСТОРИИ К НОВЕЙШЕЙ |
Мир в начале ХХ века | Показ на карте ведущих государств мира и их колонии в начале XXвека. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «модернизация», «индустриализация», «империализм», «урбанизация», «Антанта», «Тройственный союз». Характеристика причин, содержания и значения социальных реформ начала XXвека на примерах разных стран. Раскрытие сущности причин неравномерности темпов развития индустриальных стран в начале XX века |
Пробуждение Азии в начале ХХ века | Объяснение и применение в историческом контексте понятия «пробуждение Азии». Сопоставление путей модернизации стран Азии, Латинской Америки в начале XXвека; выявление особенностей отдельных стран. Объяснение, в чем заключались задачи и итоги революций в Османской империи, Иране, Китае, Мексике |
Россия на рубеже XIX—XXвеков | Объяснение, в чем заключались главные противоречия в политическом, экономическом, социальном развитии России в начале XXвека. Представление характеристики Николая II(в форме эссе, реферата). Систематизация материала о развитии экономики в началеXXвека, выявление ее характерных черт |
Революция 1905—1907 годов в России | Систематизация материала об основных событиях российской революции 1905 — 1907 годов, ее причинах, этапах, важнейших событиях (в виде хроники событий, тезисов). Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «кадеты», «октябристы», «социал-демократы», «Совет», «Государственная дума», «конституционная монархия». |
Россия в период столыпинских реформ | Сравнение позиций политических партий, созданных и действовавших во время революции, их оценка (на основе работы с документами). Раскрытие причин, особенностей и последствий национальных движений в ходе революции. Участие в сборе и представлении материала о событиях революции 1905—1907 годов в своем регионе. Оценка итогов революции 1905—1907 годов Раскрытие основных положений и итогов осуществления политической программы П.А. Столыпина, его аграрной реформы. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «отруб», «хутор», «переселенческая политика», «третьеиюньская монархия» |
Серебряный век русской культуры | Характеристика достижений российской культуры начала ХХ века: творчества выдающихся деятелей науки и культуры (в форме сообщений, эссе, портретных характеристик, реферата и др.). Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «модернизм», «символизм», «декадентство», «авангард», «кубизм», абстракционизм, «футуризм», «акмеизм». Участие в подготовке и презентации проекта «Культура нашего края в начале ХХ века» (с использованием материалов краеведческого музея, личных архивов) |
Первая мировая война. Боевые действия 1914—1918 годов | Характеристика причин, участников, основных этапов и крупнейших сражений Первой мировой войны. Систематизация материала о событиях на Западном и Восточном фронтах войны (в форме таблицы), раскрытие их взаимообусловленности. Характеристика итогов и последствий Первой мировой войны |
Первая мировая война и общество | Анализ материала о влиянии войны на развитие общества в воюющих странах. Характеристика жизни людей на фронтах и в тылу (с использованием исторических источников, мемуаров). Объяснение, как война воздействовала на положение в России, высказывание суждения по вопросу «Война — путь к революции?» |
Февральская революция в России. От Февраля к Октябрю | Характеристика причин и сущности революционных событий февраля 1917 года. Оценка деятельности Временного правительства, Петроградского Совета. Характеристика позиций основных политических партий и их лидеров в период весны — осени 1917 года |
Октябрьская революция в России и ее последствия | Характеристика причин и сущности событий октября 1917 года, сопоставление различных оценок этих событий, высказывание и аргументация своей точки зрения (в ходе диспута). Объяснение причин прихода большевиков к власти. Систематизация материала о создании Советского государства, первых преобразованиях (в форме конспекта, таблицы). Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «декрет», «национализация», «рабочий контроль», «Учредительное собрание». Характеристика обстоятельств и последствий заключения Брестского мира. Участие в обсуждении роли В. И. Ленина в истории ХХ века (в форме учебной конференции, диспута) |
Гражданская война в России | Характеристика причин Гражданской войны и интервенции, целей, участников и тактики белого и красного движения. Проведение поиска информации о событиях Гражданской войны в родном крае, городе, представление ее в форме презентации, эссе. Сравнение политики «военного коммунизма» и нэпа, выявление их общие черт и различий |
МЕЖДУ ДВУМЯ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ |
Европа и США | Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «Версальско-Вашингтонская система», «Лига Наций», «репарации», «новый курс», «Народный фронт». Систематизация материала о революционных событиях 1918 — начала 1920-х годов в Европе (причин, участников, ключевых событий, итогов революций). Характеристика успехов и проблем экономического развития стран Европы и США в 1920-е годы. Раскрытие причин мирового экономического кризиса 1929— 1933 годов и его последствий. Объяснение сущности, причин успеха и противоречий «нового курса» президента США Ф. Рузвельта |
Недемократические режимы | Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «мировой экономический кризис», «тоталитаризм», «авторитаризм», «фашизм», «нацизм». Объяснение причин возникновения и распространения фашизма в Италии и нацизма в Германии. Систематизация материала о гражданской войне в Испании, высказывание оценки ее последствий |
Турция, Китай, Индия, Япония | Характеристика опыта и итогов реформ и революций как путей модернизации в странах Азии. Раскрытие особенностей освободительного движения 1920— 1930-х годов в Китае и Индии. Высказывание суждений о роли лидеров в освободительном движении и модернизации стран Азии. Высказывание суждений о причинах и особенностях японской экспансии |
Международные отношения | Характеристика основных этапов и тенденций развития международных отношений в 1920—1930-е годы. Участие в дискуссии о предпосылках, характере и значении важнейших международных событий 1920 — 1930-х годов |
Культура в первой половине ХХ века | Характеристика основных течений в литературе и искусстве 1920—1930-х годов на примерах творчества выдающихся мастеров культуры, их произведений (в форме сообщений или презентаций, в ходе круглого стола). Сравнение развития западной и советской культуры в 1920— 1930-е годы, выявление черт их различия и сходства |
Новая экономическая политика в Советской России. Образование СССР | Участие в дискуссии на тему «Нэп как явление социально-экономической и общественно-политической жизни Советской страны». Сравнение основных вариантов объединения советских республик, их оценка, анализ положений Конституции СССР (1924 года), раскрытие значения образования СССР. Раскрытие сущности, основного содержания и результатов внутрипартийной борьбы в 1920 — 1930-е годы |
Индустриализация и коллективизация в СССР | Представление характеристики и оценки политических процессов 1930-х годов. |
Советское государство и общество в 1920—1930-е годы | Характеристика причин, методов и итогов индустриализации и коллективизации в СССР. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «пятилетка», «стахановское движение», «коллективизация», «раскулачивание», «политические репрессии», «враг народа», «ГУЛАГ». Проведение поиска информации о ходе индустриализации и коллективизации в своем городе, крае (в форме исследовательского проекта) |
Советская культура в 1920—1930-е годы | Систематизация информации о политике в области культуры ры в 1920—1930-е годы, выявление ее основных тенденций. Характеристика достижений советской науки и культуры. Участие в подготовке и представлении материалов о творчестве и судьбах ученых, деятелей литературы и искусства 1920— 1930-х годов (в форме биографических справок, эссе, презентаций, рефератов). Систематизация информации о политике власти по отношению к различным религиозным конфессиям, положении религии в СССР |
ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА |
Накануне мировой войны | Характеристика причин кризиса Версальско-Вашингтонской системы и начала Второй мировой войны. Приведение оценок Мюнхенского соглашения и советско-германских договоров 1939 года |
Первый период Второй мировой войны. Бои на Тихом океане | Называние с использованием карты участников и основных этапов Второй мировой войны. Характеристика роли отдельных фронтов в общем ходе Второй мировой войны. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «странная война», «план “Барбаросса”», «план “Ост”», «новый порядок», «коллаборационизм», «геноцид», «холокост», «антигитлеровская коалиция», «ленд-лиз», «коренной перелом», «движение Сопротивления», «партизаны». Представление биографических справок, очерков об участниках войны: полководцах, солдатах, тружениках тыла. Раскрытие значения создания антигитлеровской коалиции и роли дипломатии в годы войны. Характеристика значения битвы под Москвой |
Второй период Второй мировой войны | Систематизация материала о крупнейших военных операциях Второй мировой и Великой Отечественной войн: их масштабах, итогах и роли в общем ходе войн (в виде синхронистических и тематических таблиц, тезисов и др.). Показ особенностей развития экономики в главных воюющих государствах, объяснение причин успехов советской экономики. Рассказ о положении людей на фронтах и в тылу, характеристика жизни людей в годы войны с привлечением информации исторических источников (в том числе музейных материалов, воспоминаний и т. д.). Высказывание собственного суждения о причинах коллаборационизма в разных странах в годы войны. Характеристика итогов Второй мировой и Великой Отечественной войн, их исторического значения. Участие в подготовке проекта «Война в памяти народа» (с обращением к воспоминаниям людей старшего поколения, произведениям литературы, кинофильмам и др.) |
Учебный предмет ОУП.05 История реализуется в учебном кабинете «Общеобразовательных предметов», минимально необходимое материально-техническое обеспечение включает в себя:
Шкафы-стеллажи для размещения учебно-наглядных пособий и документации.
Компьютер, видеопроектор, экран, аудиоколонки.
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательного учебного предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, самостоятельных работ, выполнения обучающимися индивидуальных заданий (защиты докладов или презентаций), проведения промежуточной аттестации. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательного учебного предмета осуществляются в соответствии с фондами оценочных средств для текущего контроля и фондами оценочных средств для промежуточной аттестации по данному предмету. Порядок проведения и периодичность текущего контроля и промежуточной аттестации закреплены в положении о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся ГБПОУ МО «Ступинский техникум им. А.Т. Туманова».
Код результатов | Результаты обучения (личностные, метапредметные, предметные) | Проверяемые умения и знания | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Текущий контроль | Промежуточная аттестация |
Личностные: |
ЛР 1 | российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); | ЗНАТЬ: о роли истории своей Родины в жизни человека, общества, государства, прошлое и настоящее многонационального народа России, свободно общаться на разные исторические темы | - | - |
ЛР 2 | гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и порядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; | ЗНАТЬ: свои конституционные права и обязанности, уважать закон и порядок | - | - |
ЛР 3 | готовность к служению Отечеству, его защите; | ЗНАТЬ: историю своего Отечества от образования государственности до настоящего времени, свои конституционные обязанности | - | - |
ЛР 4 | сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознания своего места в поликультурном мире; | ЗНАТЬ: о роли своего места в поликультурном мире; современном уровне развития науки и общественной практики | - | - |
ЛР 5 | сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; | ЗНАТЬ: основы саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества | - | - |
ЛР 6 | толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации, по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; | ЗНАТЬ: идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации, по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям с целью им противостоять | - | - |
ЛР 7 | навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; | ЗНАТЬ: инструменты сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности | - | - |
ЛР 8 | нравственное сознание и поведение на основе освоения общечеловеческих ценностей; | ЗНАТЬ: принципы нравственного сознания и поведения на основе освоения общечеловеческих ценностей | - | - |
ЛР 9 | готовность и способность к образованию, в том числе к самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; | ЗНАТЬ: о необходимости к образованию, в том числе к самообразованию, на протяжении всей жизни; о сознательном отношении к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности | - | - |
ЛР 11 | принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятию вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; | ЗНАТЬ: основы здорового и безопасного образа, о потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, о вреде курения, употребления алкоголя, наркотиков | - | - |
ЛР 12 | бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как к собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь | ЗНАТЬ: инструкцию по оказанию первой медицинской помощи | - | - |
Метапредметные: |
МР 1 | умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; | ЗНАТЬ: как построить и реализовать жизненные планы во временной перспективе УМЕТЬ: самостоятельно реализовываться, управлять временем, контролировать и корректировать деятельность на основе предварительного планирования, умение использовать ресурсные возможности для достижения целей | Практическая работа, самостоятельные работы проблемного характера | Рубежный контроль, дифференцированный зачет |
МР 2 | умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; | ЗНАТЬ: навыки продуктивного общения и взаимодействия в процессе совместной деятельности, УМЕТЬ: распознавать конфликтогенные ситуации и эффективно разрешать межличностные конфликты, учитывать позиции других участников деятельности распознавать и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. | Практическая работа, устные ответы | Рубежный контроль, дифференцированный зачет |
МР 3 | владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; | ЗНАТЬ: основы учебно-исследовательской и проектной деятельности УМЕТЬ: самостоятельно решать практические задачи, применять различные методы познания | практические задания по работе с информацией, документами, литературой; защита индивидуальных и групповых заданий проектного характера. | Рубежный контроль, дифференцированный зачет |
МР 4 | готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; | ЗНАТЬ: навыки получения необходимой информации из словарей разных типов, других источниках информации УМЕТЬ: искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые задачи | практические задания по работе с информацией, документами, литературой; защита индивидуальных и групповых заданий проектного характера | Рубежный контроль, дифференцированный зачет |
МР 5 | умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; | ЗНАТЬ: средства ИКТ, нормы информационной безопасности УМЕТЬ: критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; | Практическая работа | Рубежный контроль, дифференцированный зачет |
МР 6 | умение определять назначение и функции различных социальных институтов; | ЗНАТЬ: социальные институты современного мира и их различия УМЕТЬ: определять их назначение и функции | Практическая работа | Рубежный контроль, дифференцированный зачет |
МР 7 | умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; | ЗНАТЬ: гражданские и нравственные ценности современного мира УМЕТЬ: самостоятельно оценивать и принимать решения, определять стратегию поведения | Практическая работа | Рубежный контроль, дифференцированный зачет |
МР 8 | владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; | ЗНАТЬ: устные и письменные языковые средства УМЕТЬ: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения | Практическая работа, устный ответ | Рубежный контроль, дифференцированный зачет |
МР 9 | владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. | ЗНАТЬ: навыки познавательной рефлексии УМЕТЬ: использовать результаты познавательной рефлексии для осознания совершаемых действий и мыслительных процессов | Практическая работа | Рубежный контроль, дифференцированный зачет |
Предметные: |
ПР 1 | сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире; | ЗНАТЬ: историческое наследие своего народа; традиции своего народа; УМЕТЬ: сравнивать и обобщать исторические события российской и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль России в мировом сообществе | Практическая работа, устный опрос – индивидуальный и фронтальный; устный контроль в форме дискуссии, дебатов; письменная работа в форме тестирования; | Рубежный контроль, дифференцированный зачет |
ПР 2 | владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе; | ЗНАТЬ: о значении исторической науки для отдельного человека, государства, общества; о месте истории России во всемирной истории УМЕТЬ: Ориентироваться в современном мире | Практическая работа, устный опрос – индивидуальный и фронтальный; устный контроль в форме дискуссии, дебатов; письменная работа в форме тестирования; | Рубежный контроль, дифференцированный зачет |
ПР 3 | сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении; | ЗНАТЬ: историю мирового развития общества УМЕТЬ: применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении; | Практическая работа, устный опрос – индивидуальный и фронтальный; устный контроль в форме дискуссии, дебатов; письменная работа в форме тестирования; | Рубежный контроль, дифференцированный зачет |
ПР 4 | владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников; | ЗНАТЬ: пути нахождения различных источников информации УМЕТЬ: определять место и время создания исторических документов; проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении политической деятельности современных руководителей России и ведущих зарубежных стран; | Практическая работа, устный опрос – индивидуальный и фронтальный; устный контроль в форме дискуссии, дебатов; письменная работа в форме тестирования; | Рубежный контроль, дифференцированный зачет |
ПР 5 | сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике. | ЗНАТЬ: правила ведения диалога УМЕТЬ: вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике. | устный опрос – индивидуальный и фронтальный; устный контроль в форме дискуссии, дебатов; | Рубежный контроль, дифференцированный зачет |