kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа специального курса "Вспомогательные исторические дисциплины или ключи к тайнам Клио"

Нажмите, чтобы узнать подробности

I Пояснительная записка
  Необходимость изучения истории в школе обуславливается ее познавательными и мировоззренческими свойствами. Главной  задачей школьного исторического образования является  формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно- ориентированной личности. Именно на уроках истории происходит  формирование исторических ориентиров самоидентификации. Создание полной исторической картины невозможно без изучения денежных систем, мер веса, длины, происхождения имен собственных, гербов и символов,  алфавитов и пр., которые не отражены в существующих  УМК по истории (А.А. Данилов, Л.Г. Косулина., В.А. Ведюшкин., М.А. Бойцов, Р.М. Шукуров)  все это затрудняет изучение истории и создает определенные трудности, именно эти науки и включены  в содержании данного курса. Этим и обусловлена актуальность курса.   Основной  целью данной программы является духовно-нравственное развитие личности обучающегося для становления и развития его гражданственности, через расширение знаний обучающихся по истории. Вышесказанное определяет новизну данного курса, основными характеристиками которого являются: вариативность, системно- деятельностный подход, творческая направленность и оригинальность содержания.
Задачи курса: 
 1.повысить мотивацию к изучению истории, как дисциплине направленной на развитие гражданской позиции школьников;
 2. формировать интерес к культурному наследию   предков;
 3.создать условия для развития творческих  и коммуникативных   способностей учащихся.
      Данный специальный курс составлен на основе программы «Введение в историю» под редакцией Л. С. Улановой  издательство «Сфера», год издания: 2005г.
 Курс «Вспомогательные исторические дисциплины или Ключи к тайнам Клио» предназначен для  школьников 7 класса и рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. В основу данного курса положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Курс повышает ответственность, стремление к организации свободного времени, интерес к обучению, коммуникативную компетенцию, мотивацию к самообразованию. Данная программа разработана в рамках функционирования «Школы Здоровья» (МБОУ «СОШ № 5» г. Саянска) и основана на здоровье - сберегающих технологиях: рациональной смене деятельности школьников, ролевых играх, защита проектов, экскурсиях.
 Данный курс  предполагает формирование у учащихся общественной системы ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития и осознания приоритета общественного интереса над личностным и уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество.
Ожидаемый результат:
1.повысится мотивация к изучению истории, как дисциплине направленной на развитие гражданской позиции школьников;
 2.сформируется интерес к культурному наследию   предков;
 3.создадутся условия для развития творческих  и коммуникативных   способностей учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа специального курса "Вспомогательные исторические дисциплины или ключи к тайнам Клио" »



I Пояснительная записка

Необходимость изучения истории в школе обуславливается ее познавательными и мировоззренческими свойствами. Главной задачей школьного исторического образования является формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно- ориентированной личности. Именно на уроках истории происходит формирование исторических ориентиров самоидентификации. Создание полной исторической картины невозможно без изучения денежных систем, мер веса, длины, происхождения имен собственных, гербов и символов, алфавитов и пр., которые не отражены в существующих УМК по истории (А.А. Данилов, Л.Г. Косулина., В.А. Ведюшкин., М.А. Бойцов, Р.М. Шукуров) все это затрудняет изучение истории и создает определенные трудности, именно эти науки и включены в содержании данного курса. Этим и обусловлена актуальность курса. Основной целью данной программы является духовно-нравственное развитие личности обучающегося для становления и развития его гражданственности, через расширение знаний обучающихся по истории. Вышесказанное определяет новизну данного курса, основными характеристиками которого являются: вариативность, системно- деятельностный подход, творческая направленность и оригинальность содержания.

Задачи курса:

1.повысить мотивацию к изучению истории, как дисциплине направленной на развитие гражданской позиции школьников;

2. формировать интерес к культурному наследию предков;

3.создать условия для развития творческих и коммуникативных способностей учащихся.

Данный специальный курс составлен на основе программы «Введение в историю» под редакцией Л. С. Улановой издательство «Сфера» , год издания: 2005г.

 Курс «Вспомогательные исторические дисциплины или Ключи к тайнам Клио» предназначен для школьников 7 класса и рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. В основу данного курса положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Курс повышает ответственность, стремление к организации свободного времени, интерес к обучению, коммуникативную компетенцию, мотивацию к самообразованию. Данная программа разработана в рамках функционирования «Школы Здоровья» (МБОУ «СОШ № 5» г. Саянска) и основана на здоровье - сберегающих технологиях: рациональной смене деятельности школьников, ролевых играх, защита проектов, экскурсиях.

Данный курс  предполагает формирование у учащихся общественной системы ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития и осознания приоритета общественного интереса над личностным и уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество.

Ожидаемый результат:

1.повысится мотивация к изучению истории, как дисциплине направленной на развитие гражданской позиции школьников;

2.сформируется интерес к культурному наследию предков;

3.создадутся условия для развития творческих и коммуникативных способностей учащихся.





II Требования к уровню подготовки учащихся





Предметные знания

Метапредметные умения

Личностные отношения

-знать особенности науки, называть основные виды исторических источников;


-знать данные об основных этапах Российской палеографии;


-Знать и распознавать разные виды русских печатей, различные монетные системы .

-способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом.

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.).





-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;



- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению.

-формирование познавательного интереса к изучению нового, способам обобщения и систематизации знаний.




III Учебно-тематический план

Тема

Кол-во уроков

1

Вводное


1

2-3

Археология


2

4-6

Генеалогия

3

7

Практическая работа

1

8-9

Палеография

2

10-12

Топонимика

2

13-15

Письменность Восточных славян

3

16-19

Нумизматика

4

20-23

Монетная система

4

24-26

Историческая метрология

2

27

Ономастика

1

28-29

Сфрагистика

2

30-33

Геральдика

4

34

Итоговое занятие

1

Итого: 34часа.




IV Календарно-тематическое планирование



дата

тема

УУД

корректировка

1


Вводное

Знать особенности науки. Применять знания на практике (сообщение, презентация )

определять значение исторического прошлого.


Раздел1. Археология

2


Виды исторических источников


Определять значение исторического прошлого; называть и описывать основные виды исторических источников;


3


Особенности археологических исследований.


Раздел2. Генеалогия

4


Что такое родословие



5


Источники генеалогических знаний



6


Генеалогическое древо


Уметь составлять генеалогическое древо


7


Практическая работа «Мое генеалогическое древо»




Раздел3. Палеография


8


Что такое палеография.


Знать и уметь применять данные об основных этапах Российской палеографии. Понимать историческую обусловленность современного алфавита


9


История развития палеографии в России и за рубежом.



Раздел4. Топонимика

10


Что такое топонимика.




11


Способы образования географических названий


Раздел5. Письменность Восточных славян


12


Возникновение письменности у восточных славян.

Понимать историческую обусловленность современного алфавита.


13


Славянские алфавиты.


14


Украшения рукописей.



Раздел6. Нумизматика.

15


Что такое нумизматика.



Объяснять значение условных знаков;

владеть элементарными методами исторического познания

составлять небольшие устные монологические высказывания


16


Роль нумизматики в историческом исследование.



17


Монеты и денежное обращение древнерусского государства.


18


Возникновение русской денежно-весовой системы.



Раздел7. Монетная система.

19


Русская монетная система в XVII – начале ХХ веках.


Сопоставление товарной стоимости денег различной исторических периодов.



20


Русская монетная система в 14-20 веках


21


Монеты ХХ века


22


Различные монетные системы.



Раздел8. Историческая метрология.

23


Различные системы метрологии

Соотнесение мер различных исторических периодов



24


Источники метрологии.


Раздел9. Историческая ономастика.

25


Историческая ономастика.




26


Предмет и задачи исторической ономастики



Раздел10.Сфрагистика.

27


Происхождение печатей.

Уметь распознавать разные виды русских печатей


28


Особенности печатей как исторического источника


Раздел11. Геральдика.

29


Происхождение гербов.


Объяснять значение условных знаков;

владеть элементарными методами исторического познания ; чтение и составление гербов


30


Развитие геральдики в России.



31


Государственный герб России.



32


Городские и областные гербы.



33


Практическая работа «Герб моей семьи»



34


Защита проектов «Моя родословная»




























V. Содержание учебного курса

Содержание учебного курса представлено следующими темами:

1.Вводное.

Раздел1.Археология.

2. Виды исторических источников.

3.Особенности археологических исследований.

Раздел2.Генеалогия.

4.Что такое родословие.

5. Источники генеалогических знаний.

6.Генеалогическое древо

7.Практическая работа «Мое генеалогическое древо»

Раздел3.Палеография.

8. Что такое палеография.

9.История развития палеографии в России и за рубежом.

Раздел4.Топонимика.

10. Что такое топонимика.

11.Способы образования географических названий.

Раздел5.Письменность Восточных славян.

12.Возникновение письменности у восточных славян.

13.Славянские алфавиты.

14.Украшения рукописей.

Раздел6. Нумизматика.

15. Что такое нумизматика.

16.Роль нумизматики в историческом исследование.

17.Монеты и денежное обращение древнерусского государства. 18.Возникновение русской денежно-весовой системы.

Раздел7. Монетная система.

19.Русская монетная система в XVII – начале ХХ веках.

20. Русская монетная система в 14-20 веках.

21.Монеты ХХ века.

22.Различные монетные системы.

Раздел8.Историческая метрология.

23.Различные системы метрологии.

24.Источники метрологии.

Раздел9.Историческая ономастика.

25. Историческая ономастика.

26.Предмет и задачи исторической ономастики.

Раздел10.Сфрагистика.

27.Происхождение печатей.

28 Особенности печатей как исторического источника.

Раздел11.Геральдика.

29.Происхождение гербов. Теоретическая геральдика.

30.Развитие геральдики в России.

31.Государственный герб России.

32.Городские и областные гербы.

33.Практическая работа «Герб моей семьи».

34.Защита проектов по теме «Моя родословная».



VI. Формы и средства контроля

1.текущий– тестовые задания (приложение I)

2.промежуточный - тестовые задания.

3.итоговый– тестовые задания.

4. викторина (приложение II)

5.защита проекта с применением ИКТ.

6. практические работы.

7.создание презентации.

8.написание реферата.



Система оценки достижений учащихся в рамках элективного курса происходит в течение всего срока обучения в виде викторин, защиты проекта с применением ИКТ, тестовых заданий различного уровня сложности для текущего, промежуточного и итогового контроля, а также для коррекции ошибок.


VII. Перечень учебно-методических средств обучения


Литература для учителя

  1. Веселовский С.Б. Ономастика. Древнерусские имена, прозвища, фамилии. М., 1974

  2. Каменцева Е.И., Устюгов Н.В. Русская сфрагистика и геральдика. М., 1974

  3. Кобрик В.Б, Леонтьева Г.А., Шорин П.А. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 1984

  4. «Преподавание истории в школе», подборка журналов

  5. «Родина», подборка журналов

  6. Спасский И.Г. Русская монетная система. Л., 1970

  7. Хрестоматии по истории России из фондов школьной библиотеки

  8. Черепнин Л.В. Русская палеография. М., 195

Литература для учащихся

  1. Хрестоматии по истории России из фондов школьной библиотеки

  2. Кобрик В.Б, Леонтьева Г.А., Шорин П.А. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 1984









Список использованной литературы

1.​ Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (пояснительная записка) / История в школе - 2004 год, №4.

2.​ Новые государственные стандарты школьного образования по истории. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2004

3. Веселовский С. Б. Ономастика. Древнерусские имена, прозвища, фамилии. М., 1974.

4. Герб и флаг России X – XX вв. М., 1997 г.

5. Гербы городов России. М., 1998 г.

6. Драчук В. С. Рассказывает геральдика. М.,1977 г.

7. Каменцева Е. И. Хронология. М., 1967 г.

8. Каменцева Е. И., Устюгов Н. А. Русская метрология. М., 1973 г.

9. Каменцева Е. И., Устюгов Н. А. Русская сфрагистика и геральдика. М., 1974 г.

10. Кобрин В. Б., Леонтьева Г. А., Шорин П. А. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 1984 г.

11. Круглов В. Е. Что такое фалеристика. М., 1975 г.

12. Кучеренко Э. И. Нумизматика в школе. М., 1968 г.

13. Лавренов В. И., Борисов А. В. Вспомогательные дисциплины исторической науки. М., 1996 г.

14. Лавренов В. И. Герб Твери. Тверь, 1994 г.

15. Леонтьева Г. А., Шорин П. А., Кобрин В. Б. Ключи к тайнам Клио. М., 2002 г.

16. Линко Г. М., Петрова Е. В. Работа с хронологией в школе. М., 1964 г.






























Приложение I

Тесты для контроля знаний.


Тема: Исторические источники.


1. История – это наука, которая изучает развитие:

а) нашей планеты;

б) живых организмов на земле;

в) геологического процесса в недрах земли;

г) растительности на земле;

д) человеческого общества.


2. Исторические источники бывают:

а) речные;

б) горные;

в) вещественные;

г) морские;

д) письменные;

е) хозяйственные;

ж) устные.


3. К вещественным источникам относятся:

а) документы;

б) орудия труда;

в) грамоты;

г) одежда;

д) монеты;

е) хроники;

ж) оружие;

з) предметы быта;

и) былины;

з) жилище.

4.К письменным источникам относятся:


а) гербы;

б) медали;

в) летописи;

г) дневники;

д) сказания;

ж) грамоты;

з) обувь;

и) документы;

к) договоры;

л) указы.

5. К устным историческим источникам относятся:

а) летописи;б) домашняя утварь;

в) предания;

г) монеты;

д) одежда;

е) сказания;

ж) легенды;

з) жилище;

и) былины;

к) договоры.


6. Исторический источник – это:

а) растительный мир планеты;

б) животный мир планеты;

в) все предметы и вещи, которые нас окружают;

г) полезные ископаемые земли;

д) сохранившиеся свидетельства прошлого, связанные с деятельностью

человека.








Тема: Генеалогия.

1. Что такое генеалогия?

а) наука о наследственности;

б) наука о строении земли;

в) наука о людях, обладающих гениальными способностями;

г) наука, изучающая и составляющая родословные.


2. Для чего раньше нужны были родословные?

а) чтобы знать, кто твои предки;

б) чтобы похвастаться своим происхождением;

в) для доказательства наследственного права на имущество и власть.


3. По какой линии ведется родословная?

а) по женской;

б) по мужской;

в) по обеим.


4. Что указывается в родословной?

а) возраст человека;

б) фамилия;

в) адрес;

г) имя;

д) профессия;

е) отчество;

ж) друзья и знакомые;

з) годы жизни;и) степень родства;

к) черты характера.










Тема: Геральдика.

1. Как называется наука, занимающаяся составлением и описанием гербов?

а) нумизматика;

б) хронология;

в) геральдика;

г) археология.


2. Какой формы бывают гербы?

а) ромбовидной;

б) треугольной;

в) цилиндрической;

г) овальной;

д) круглой;

е) четырехугольной;

ж) квадратной;

з) пирамидальной;

и) фигурной.


3. Какие цвета применяются в геральдике?

а) алый;

б) синий;

в) коричневый;

г) голубой;

д) зеленый;

е) желтый;

ж) пурпурный;

з) черный;

и) красный;

к) золотой;

л) серебряный;

м) оранжевый.


4. Какие естественные фигуры изображали на гербах?

а) лук;

б) подкова;

в) замок;

г) человек;

д) зверь;

е) стихия;

ж) дракон;

з) сфинкс;и) птица;

к) зведы;

л) единорог;

м) улей;

н) пушка;

о) пчелы.


5. Какие искусственные фигуры изображали на гербах?

а) лук;

б) молоток;

в) человек;

г) зверь;

д) двуглавый орел;

е) дракон;

ж) книга;

з) корзина;

и) пегас;

к) звезды;

л) птица;

м) пушка;

н) замок;

о) колесо.


6. Как называется надпись на гербе?

а) легенда;

б) девиз;

в) реклама;

г) афоризм;

д) пословица;

е) афиша.


7. Что такое девиз?

а) название герба;

б) форма герба;

в) украшение над гербом;

г) краткое изречение, отражающее суть жизни владельца герба.




Приложение II



Викторина

Тема: нумизматика

  1. Назовите вспомогательную историческую дисциплину , изучающую монеты, как вещественные памятники культуры?

  2. Латинское название денег «pecunia» и русское слово «товар» происходят от слова….

  3. Когда монеты стали чеканить?

  4. Слово «монета» произошло от слова богини Монеты. Назовите ее более известное имя?

  5. Назовите денежную весовую единицу для измерения золота и серебра в Древней Руси

  6. При каком царе в России появились серебряные номиналы: гривенники , полтинник?

  7. В 30-х годах XXвека в России большинство номиналов имело прозвища. Какому номиналу было присвоено прозвище «лимона»?

  8. В какой стране впервые изобрели бумажные деньги?

  9. Как называется лицевая сторона монеты?

  10. В Московском государстве в XVII-XVIII веках чеканили три монеты: «деньгу», «копейку», «полушку», но счет вели на алтыне. Сколько денег стоит товар, если за него заплатили 7 алтынов и 4 «деньги»?





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Сморода Анастасия Викторовна

Дата: 31.08.2015

Номер свидетельства: 227902


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства