Проведение серии последовательных уроков, подтверждающий внедрение и управление изменениями в преподавании и обучении
Проведение серии последовательных уроков, подтверждающий внедрение и управление изменениями в преподавании и обучении
Теоретические основы Кембриджские подхода к преподаванию используемых различными системами среднего образования, наиболее популярными и получившими высокое мировое признание, являются подходы, основанные на конструктивистских теориях. В основу Кембриджской программы, несмотря на множество рассматриваемых в ней научных подходов, заложена конструктивистская теория обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проведение серии последовательных уроков, подтверждающий внедрение и управление изменениями в преподавании и обучении»
Рефлексивный отчет о проведении серии последовательных уроков, подтверждающий внедрение и управление изменениями в преподавании и обучении
Величие человека заключается в его силе мысли.
Блез Паскаль.
Теоретические основы Кембриджские подхода к преподаванию используемых различными системами среднего образования, наиболее популярными и получившими высокое мировое признание, являются подходы, основанные на конструктивистских теориях. В основу Кембриджской программы, несмотря на множество рассматриваемых в ней научных подходов, заложена конструктивистская теория обучения. Конструктивистские представления о преподавании требуют, чтобы учитель, сосредоточенный на ученике, организовывал занятия в соответствии с задачами, способствующими развитию знаний, идей, навыков у учеников. Подобные задачи разрабатываются таким образом, чтобы ученикам была предоставлена возможность продемонстрировать свои знания по изучаемой теме, подвергнуть сомнению определенные предположения, скорректировать убеждения и сформировать новое понимание. Важным аспектом деятельности учителя является стремление понять, как отдельным ученикам постигается тема, осознать необходимость работы с учениками в целях улучшения или реконструкции их понимания, а также осознание того, что отдельными учениками восприятие темы может происходить довольно уникальным способом.(стр 111 из Руководство для учителя). Данные подходы в обучении были применены в четырех последовательных уроках с целью предоставить ученикам возможность размышлять над своими знаниями и убеждениями, задавать соответствующие вопросы, пополнять объем знаний, перестраивать свое понимание определенных тем на стадии изучения. При внедрении и использовании семи модулей в период прохождения практики, ученики активно конструируют знания посредством социального взаимодействия со сверстниками. Например при использовании метода критического мышления на первом из четырех последовательных уроках были применены метод «Кластер» и «Синквейн». «Кластер» был применен на этапе закрепления темы «Арабы в 5 -10 веках», сцелью раскрыть основные ключевые понятия темы, группам было дано задание как можно больше написать ассоциации к данному ключевому слову «Арабский халифат», учащиеся зачитав свои варианты ответов, определяют для себя степень уяснения и понимания данного материала.
Это педагогическая стратегия, которая помогает учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Она требует выделения лишь тех структур, которые дают возможность стимулировать размышления о связях между идеями. Это нелинейная форма мышления. Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии в основном для стимулирования мыслительной деятельности до того, как определённая тема будет изучена более тщательно, но может применяться и в качестве средства для подведения итогов того, что учащиеся прошли.
Учебный процесс, при котором учитывается уровень понимания учеников, способствует более глубокому пониманию и усвоению материала.
Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе.
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях
На втором уроке из серии последовательных уроков на этапе опроса домашнего задания применила метод «Перестрелка» где постановка вопросов типа «побуждение» использовалось для всесторонней поддержке обучения учеников. В диалогической беседе вопросы учеников столь же важны, как и вопросы учителей, и ответы учеников. В ходе двух последовательных уроков мною были даны задания – вопрос на урок «Что способствовало объединению арабов», «Как повлияла культура халифата на мировую культуру» . Данная постановка вопросов является ключевым навыком так как он может поддерживать, улучшать, расширять обучение ученика. Данные вопросы я использовала для того, чтобы предоставить возможность ученикам размышлять и развивать свое мышление. Для всесторонней поддержке обучения учеников использовались различные техники постановки вопросов такие как: побуждение и апробирование.
Для определения цели и задач использовала метод критического мышления стратегия З-У-Х. Учение начинается с активизации того, что дети уже знают по данной теме
На третьем уроке из серии последовательных уроков использовала «Диаграмму Венна»
С заданием определить сходство и различие «культуры в Арабском мире и в государстве эфталитов». Задания с каждым уроком усложнялись с целью помочь ученикам отслеживать и оценивать свое дальнейшее обучение посредством обратной связи.
На четвертом из серии последовательных уроков была применена стратегия «Горячий стул » на этапе опроса домашнего задания. На данном этапе были применены учениками вопросы низкого и высокого порядка, направленные на умение ученика применять реорганизовывать, расширять, оценивать, какую либо информацию. Таким образом, роль учителя в поддержке социальной вовлеченности в процесс обучения является решающей для развития обучения ученика.
Социальное взаимодействие в ходе выполнения задания играет важную роль в обучении. Определенные модели взаимодействия: исследовательский разговор, аргументация и диалог – способствуют развитию уровня мышления, интеллектуальному развитию через вовлечение учеников и учителей в совместные действия по постижению смысла и знаний. (стр 155 из Руководства для учителя) Социальное взаимодействие в обучении были применены в групповых работах, в умении добывать самостоятельно дополнительную информацию используя интернет ресурсы, умение выделить из общего главное, изложить на постерах и защитить. На данном этапе изучения нового материалов на 4 последовательных уроках, учащиеся работали совместно в группах с целью создания совместного понимания задания, умение обмениваться идеями и мнениями, обсуждать и оценивать идеи друг друга, создать коллективное знание и понимание. В ходе применения новых подходов в обучении задания усложнялись, если на первых двух уроках ученики излагали свои суждения по теме на постерах, то на последующих уроках они готовили слайды то есть проводили исследовательскую работу. На данном этапе был применен метод «Применение ИКТ « , где учащиеся самостоятельно добывали информацию используя интернет – ресурсы и составляли слайды при помощи программы поер пойнд. Данный модуль был применен на всех четырех последовательных уроках. На первом уроке учащиеся писали на интерактивной доске ассоциации к слову «Арабский халифат», на втором уроке - учащиеся при помощи программы Актив Студио выполняли задание «Исторические личности», домашнее задание было составить слайд на тему «Древние памятники халифата», на третьем и четвертых уроках проводилась исследовательская работа по темам «Феодальные отношения в Центральной Азии в раннем средневековье», «Славяне в раннем средневековье», здесь проводилась исследовательская работа с составлением слайдов, провела упражнения письменные «Найди ошибку в тексте» «Дайте правильный ответ», также учащиеся находили в интернет – ресурсах исторические документы (летописи), для выполнения разноуровневые заданий.
Разноуровневые задания применялись для обучения талантливых и одаренных учеников. В четырех последовательных уроков разноуровневые задания были даны на трех уроках на этапах закрепления в процессе от низкого порядка к высокому. На втором уроке было дано задание для учащихся низкого уровня - вопросы низкого порядка, для учащихся среднего уровня – заполнение таблицы по теме, для учащихся высокого уровня – апробированные вопросы. На последующих двух уроках обучение проводилось по историческим документам (летописям). При выполнении каждого задания важно обнаружить таланты и способности учащихся и развить их в процессе обучения (стр 117)
Обучение – это социальный процесс и учащиеся могут развиваться как в процессе взаимодействия с другими учащимся, так и самостоятельно. В этой связи, в настоящее время большое внимание уделяется парной и групповой работе. Для учащихся как членов классного коллектива, одними из основных требований являются: слушание, понимание, говорение и чёткое и ясное выражение своих мыслей, корректные ответы, коллективная работа и игры.Мотивационная саморегуляция «ориентация усвоения».
В области мотивации исследования показали ключевое развитие у детей чувства контроля и чувства уверенности в собственных силах, или то, что называется в научной литературе развитием "ориентации усвоения". что приводит к развитию стойкости в ситуациях, связанных с риском; умений учиться на ошибках и получать удовольствие от решения сложных задач. На данном этапе, по моему мнению, учитель направляет детей к саморегуляции.
При внедрении и использовании модуля «Новые подходы в преподавании и обучении» мною была проведена серия работ по диалогическому обучению на разных этапах урока, так как было необходимо предоставить возможность учащимся работать в группе, чтобы они ощутили поддержку сверстников; например на этапе опроса домашнего задания, мною был проведен опрос в форме игры, где учащиеся, встав в круг, задавали друг другу вопросы по пройденному материалу, а далее оценивали друг друга, в результате учащиеся самостоятельно определяли степень понимания данного материала. На начало урока всегда активно проводила вводную часть с целью создания для детей комфортной обстановки, ситуацию успеха.;Диалоговая беседа проходила в ходе работы над постером, где учащиеся активно выдвигали свои идеи по теме «Развитие культуры в Арабском мире», излагали свои суждения и идеи на постреах затем защищали. При постановке вопроса друг другу учащиеся также вступают в диалоговое обучение, после озвучивания вопросов, обстоятельного обсуждения и принятия группового решения, договоренность о коллективной ответственности должна быть использована для движения группы вперед. Данный модуль мотивируют учащихся к правильной постановке вопроса и умение также грамотно ответить, так как социальное взаимодействие в ходе занятий играют важную роль в обучении. Общение в ситуациях учитель – ученик и ученик – ученик составляет значимую часть построения знания и развития понимания.(стр135 из Руководства для учителя). Поощряла постановку вопросов учащихся , которые помогали определить уровень их понимания;
На этапе применения данного модуля были проведены различные обсуждения в группе, сотрудничество, совместное построение знаний, что очень заинтересовало учащихся. Александер (2008) считает, что преподавание в форме диалога позволяет использовать силу разговора для стимулирования и развития учащихся, что именно посредством диалога можно выявить повседневные перспективы , работать с их развивающимися идеями помогать им преодолевать свое недопонимание. Таким образом, можно сделать вывод, что диалоговое обучение занимает центральное место на уроке. Данный модуль помог многим учащимся более свободно выражать свои суждения, вступать в беседу со сверстниками, более грамотно излагать свои мысли.
При проведении серии последовательных уроков, в ходе разбивки на группы, всегда выбирался лидер группы, который зачастую выполнял функции оценщика, так как всем лидерам групп было дано задание наблюдать работу в группе, кто какой вклад внес на этапах проводимых заданий и упражнений. Лидеры на моих уроках всегда оказывали помощь мне, своим одноклассникам, оценивали работу своих сверстников, сами активно участвую в ней. Зачастую они были в роли наблюдателей, мои лидеры честно выполняли доверенное им задание, на каждом этапе и в конце урока лидеры групп знакомили учеников, с результатами их работ, в конце урока суммируя все оценки, выставляли за урок одну на оценочных листах. Целью данного оценивания является получение суммативной и формативной обратной связи о потенциале и направлениях развития обучения, так как всем нам известно, что именно оценивание формирует ученика для дальнейшего его развития. Не случайно категория «оценивания» означает в переводе с латинского «сидеть рядом» поскольку характерным признаком оценивания является то, что один субъект внимательно наблюдает за тем, что говорит или делает другой, либо в случае самооценивания размышляет о своих собственных знаниях, понимании или поведении. На своих уроках мною были проведены различные формы оценивания, которые способствовали развитию обучения учеников. На этапе опроса домашнего задания провела исторический диктант где учащиеся изначально ответили, затем получив правильные варианты ответов скрытых рисунками по теме, провели самооценивание.
При защите постеров было применено групповое оценивание по разработанным критериям, где ученики удивили меня своей объективностью и желанием свое оценивание прокомментировать, взаимооценивание было проведено при выполнении упражнений «Дайте правильный ответ » учениками. Часто при оценивании работ и ответов учеников использовала похвалу, поощрения формируя при этом навыки дальнейшего развития .Таким образом, я выявила, что эффективное содержательное образование возможно при условии: где ученики в процессе обучения будут знать, что они изучают, что им нужно делать и какие критерии оценивания будут использованы по отношению к как групповой, так и к индивидуальной работе.
При использовании модуля «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников» использовала задания с учетом возрастных особенностей. Все мои ученики являлись одного года рождения, учащиеся 7 класса и проходили программу этого же класса, Так как они являлись учениками среднего звена старалась давать им задания от простейшего к сложному, постепенно направляя их к самостоятельному обучению.
Анализируя свою работу, хотелось бы подчеркнуть что использование семи модулей Кембриджской программы, помогли многим ученикам свободно и без страха выражать свои собственные суждения, идеи, критически мыслить, анализировать, сопоставлять, дети научились выделять из общего главное, проводить исследовательскую работу, самостоятельно добывать информацию, научились поддерживать обратную связь, объективно оценивать, сотрудничать и взаимодействовать в группе, оценивая себя ученики поняли как улучшить свое обучение, принимать активное участие в собственном обучении.