kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект на тему: Людвиг ван Бетховен

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: изучить страницы биографии Людвига ван Бетховена.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект на тему: Людвиг ван Бетховен»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Коржевская средняя школа
















Проект на тему:

«Людвиг ван Бетховен»







Автор: Драгунов Павел

6 класс

Руководитель: Маськова Ю.Н.,

учитель истории

Телефон школы: 88424177555






2015 год

Оглавление



  1. Введение.


II.Основной ресурс

  1. Бетховен Людвиг ван (1770—1827), немецкий композитор.

  2. Знаменитые произведения Бетховена.

III.Выводы.


IV.Заключение.


V.Список используемой литературы.










Введение.

Тема  Людвиг ван Бетховен.

Эта тема привлекла меня своей актуальностью т.к. Бетховен, Людвиг ванн, немецкий композитор, которого нередко считают величайшим творцом всех времен. Его творчество относят как к классицизму, так и к романтизму; на самом же деле оно выходит за рамки подобных определений: сочинения Бетховена - прежде всего выражение его гениальной личности.

Цель: изучить страницы биографии Людвига ван Бетховена.

Задачи:

    1. Прочитать книги по данной теме;

    2. Просмотреть ресурсы по данной теме.

Гипотеза: открытия и изобретения древних людей имеют огромную значимость в истории человечества

Предмет    работы   -   изобретения и открытия первобытных людей.

Практическая значимость данного исследования заключается в использовании данного материала на классных часах, дополнительной информации на уроках истории средних веков.

Методы исследования: 

  • Поиск достоверных источников информации с помощью документов, книг, использование компьютерных технологий;

Этапы проведения проекта:

  1. Подготовительный: - выбор темы и её конкретизация (актуальность - определение целей и формулировка задач).

  2. Поисково-исследовательский: - обращение к родителям с просьбой включиться в работу проекта; - коррекция сроков и графиков - проведение поисково-исследовательской деятельности.

  3. Трансляционно - оформительный: - работа над презентацией - оформление проекта - предзащита проекта 4.Доработка проекта с учетом замечаний и предложений: - написание сценария защиты проекта - подготовка к публикации проекта. 5.Заключительный:  защита проекта.

Глава 1. Бетховен Людвиг ван (1770—1827), немецкий композитор.

Родился в Бонне в семье музыкантов. Первым учителем музыки стал для Бетховена отец, чей вспыльчивый и грубый характер почти полностью отвратил мальчика от занятий.

Гораздо больше ему дали уроки придворного капельмейстера (руководитель капеллы) К. Г. Нефе.

В 1785 г. Бетховен был назначен на должность органиста курфюрстской капеллы. В 1792 Г. по распоряжению курфюрста (правителя) Макса Франца II он уехал в Вену для совершенствования своего мастерства. Музыкант занимался у И. Шенка и Й. Гайдна, а после отъезда Гайдна в Англию в 1794 г. — у А. Сальери и И. Г. Альбрехтсбергера.

Наиболее значительные сочинения, созданные Бетховеном к середине 80-х гг. XVIII в.: фортепианные сонаты № 8 («Патетическая») и № 14 («Лунная»; название дано уже после смерти автора), оратория «Христос на Елеонской горе» (1802— 1803 гг.), «Крейцерова соната» для скрипки и фортепиано (1803 г.), Третья («Героическая») симфония (1804 г.; сначала автор хотел посвятить это произведение Наполеону I, но, когда тот провозгласил себя императором, снял посвящение), опера «Фиделио» (1805 г., поставлена в Вене).

В 1809 г. эрцгерцог Рудольф, князь Лобковиц и граф Кинский предложили Бетховену остаться работать и концертировать в Вене. С тех пор он постоянно жил в этом городе. Его выступления проходили с неизменным успехом; в 1814 г. композитор достиг пика своей славы. Но жизнь его омрачалась прогрессирующей глухотой, впервые давшей о себе знать ещё в 1797 г. Болезнь заставила полностью отказаться от концертной деятельности.

Однако, даже полностью потеряв слух, Бетховен продолжал писать музыку. В последние годы жизни он создал пять фортепианных сонат (всего их 32), пять струнных квартетов и др.

Своеобразным синтезом и вершиной всего творчества Бетховена явилась Девятая симфония (1823 г.) с хором в финале на слова оды Ф. Шиллера «К радости». Это произведение он писал, уже будучи тяжело больным, мучимый одиночеством и разочарованием в людях.

Пожалуй, основной темой творчества Бетховена можно назвать идею героической борьбы за свободу, созвучную революционной эпохе. Вместе с тем его музыка передаёт и тончайшие лирические переживания.

Скончался в Вене 26 марта 1827 г.
























Глава 2. Знаменитые произведения Бетховена.

Но вернемся к композитору Бетховену. Все разнообразие чувств, переживаемое им в этот период, было отражено и в его произведениях. Активная деятельность, страсть, жажда покоя и смирение – эти противоположные чувства гармонично соприкасаются в произведениях, написанных в этот сложный для Бетховена период.

Не могу утверждать, что страдания человека способствуют его творческому раскрепощению, но судите сами: Третий фортепианный концерт c-moll, ор. 37 (1800); соната As-dur, ор. 26 с похоронным маршем и “Соната вроде фантазии” (“Лунная соната”, кстати, посвящена она была Джульетте Гвиччарди) (1802);эмоционально-импульсивная соната d-moll с речитативом, ор. 31 (1802); “Крейцерова” соната для скрипки и фортепиано (1803) и ряд других сочинений. Они великолепны!

 Сейчас, спустя года, оценивая и анализируя всю жизнь великого композитора, мы можем утверждать, что спастись, сохранить свою жизнь и здравый рассудок, ему удалось благодаря все той же музыке. Умирать Бетховену было просто некогда. Жизнь для него всегда была борьбой, со своими победами и поражениями, ион продолжал бороться, иначе он не мог.

 Огромное количество идей и проектов заполнило сознание Людвига, их так много, что приходится работать над несколькими произведениями одновременно. Создается Третья симфония (Героическая симфония), в этот же период появляются наброски Пятой симфонии и “Аппассионаты”. Близится окончание работы над героической симфонией и сонатой “Аврора”, а Бетховен уже берется за работу над оперой “Фиделио”, дорабатывает “Аппассионату”. После оперы опять возобновляется работа над Пятой симфонией, но не надолго, так как пишет Четвертую. В период между 1806-1808 годами выходят: Четвертая, Пятая и Шестая(“Пасторальная”) симфонии, увертюра “Криолан”, Фантазия для фортепиано, хора и оркестра. Безумная работоспособность! И каждое последующее произведение абсолютно не похоже на предыдущее, они все лежат в разных плоскостях и каждое из них гениально! "На заглавном листе Героической симфонии, в честь которой и был назван этот период жизни композитора, рукой Бетховена было написано “Буонапарте”, а чуть ниже “Луиджи ван Бетховен”. Тогда, весной 1804 года, Наполеон был кумиром многих людей, ожидавших перемен в мировой идеологии, мировом устройстве, людей, жаждущих сбросить со своих плеч груз старых предрассудков. Бонапарте был олицетворением республиканских идеалов, героем, который был достоин Героической симфонии. Но еще одна иллюзия была развеяна, когда Наполеон провозгласил себя императором.

 - Этот - тоже обыкновенный человек! Теперь он будет топтать ногами все человеческие права, следовать только своему честолюбию, он будет ставить себя выше всех других и сделается тираном! – заглавный лист был разорван автором в клочья. “Eroica” - новое заглавие симфонии.

 После Третьей симфонии в свет выходит опера “Фиделио”, единственная опера, написанная Бетховеном, и одно из самых любимых им самим произведений, он говорил: “Из всех моих детей, она стоила мне наибольших мук при рождении, она же доставила мне наибольшие огорчения, - поэтому-то она мне дороже других”.

 После этого периода, столь насыщенного симфониями, сонатами и другими сочинениями, Бетховен и не думал отдыхать. Он создает Пятый фортепианный концерт, седьмую и Восьмую симфонии (1812). Людвиг задумывает написать музыку к трагедии Гете “Эгмонт”, он очень любил поэзию своего кумира, она легко ложилась на музыку. Два великих современника некоторое время переписывались, свидетельством их сотрудничества стала музыка к “Эгмонту”. Однажды они даже встретились, но об этом чуть позже...

 Но чем же живет сам Бетховен, как устроилась его жизнь в Вене? Несмотря на довольно большую популярность, он время от времени имеет определенные проблемы в финансовом плане. Во многом из-за своей пресловутой независимости, но, как мне кажется, благодаря этому он и сохранил свой собственный стиль, который и сейчас выделяет его среди других великих композиторов во всем мире. Изменения коснулись и личной жизни. Еще в 1799 году Людвиг начал преподавать у двух милых сестер Терезе и Жозефине Брунсвик. До недавнего времени считалось, что влюблен он был именно в Терезу, но уже в двадцатом веке были найдены письма Бетховена, относящиеся к тому периоду, и адресованы они были к Жозефине. Вот так официальные отношения переросли в крепкую и сердечную дружбу, а дружба в любовь.

Одновременно он предлагает свои услуги композитора, написав письмо в дирекцию королевско-императорских придворных театров, они же в свою очередь даже не удосужились ответить. Почему же профессионал с именем известным на всю старушку Европу обязан выпрашивать себе работу? В очередной раз убеждаешься, что история всегда идет по спирали… В прочем он сам объяснил свое положение все в том же письме: “путеводной нитью для нижеподписавшегося (Бетховена.? авт.) искони являлось не столько добывание хлеба насущного, сколько – в гораздо большей степени – служение искусству, облагораживание вкуса и устремления музыкального гения к высоким идеалам и к совершенству… он был вынужден бороться со всевозможными трудностями и до сих пор ему не выпало счастья создать себе здесь положение, сообразное сего желанием посвятить свою жизнь исключительно искусству…”. Это вам не попса!.. Ответ так и не пришел, асам Бетховен охарактеризовал “почтенную” дирекцию очень просто и лаконично – княжеская сволочь.

 Под гнетом всех этих неудач, гонимый обстоятельствами, Людвиг принимает решение покинуть Вену. Вот тут то наши “дорогие” меценаты и поняли что теряют. Эрцгерцог Рудольф, граф Кинский и князь Лобковиц в1809 году обязуются выплачивать композитору ежегодную пенсию, взамен же он обещает не покидать Австрию. Позже об этой пресловутой пенсии, обязательство по которой выполнял лишь эрцгерцог Рудольф, скажут, что Бетховену она принесла больше неприятностей, чем помощи. “Чувствовать себя способным к великому делу и не выполнить его, рассчитывать на обеспеченную жизнь и быть лишенным ее вследствие ужасных обстоятельств, которые не уничтожают во мне потребности в семейной жизни, а лишь мешают устроить ее. О, боже, боже, сжалься над несчастным Б.!”. Нужда и одиночество сопровождают его жизнь.

 Все сейчас знакомы со знаменитой Пятой симфонией, именно так судьба стучится в двери. Она постучалась ив дверь Бетховена. Бесконечные наполеоновские войны, вторичная оккупация Вены, массовый отъезд из столицы Австрии – на фоне этих событий и приходится работать Людвигу. Но еще одно обстоятельство повлияло на столь стремительный взлет популярности Бетховена, да и на развитие музыки в целом –изобретение метронома. Имя известного механика-изобретателя Мельцеля навсегда вошло в историю благодаря метроному. “Битва при Виттории”– сочинение на очень популярную военную тему – была написана по предложению того же Мельцеля для сконструированного им прибора. Произведение было очень эффектным, игралось оно симфоническим оркестром, усиленным двумя военными оркестрами, различные приспособления воспроизводили ружейную и пушечную пальбу. Огромный успех у публики превознес Бетховена на вершину его прижизненной славы. Императорский театр вдруг вспоминает о бетховенской опере “Фиделио”, но глухота сильно мешает автору дирижировать, за его спиной капельмейстер Умлауф осторожно исправляет ошибки…Мода, именно мода, на Бетховена растет. Его приглашают на презентации, простите, на светские приемы, тогда это были еще приемы. К чести великого композитора он все еще предпочитает круг близких друзей в скромном ресторанчике. Там, в кругу друзей, он давал волю своим эмоциям, он говорил все что думает, не боясь ни шпионов и доносчиков. Доставалось всем, и австрийскому правительству, и католической религии, и императору. Слух был практически уже утерян, поэтому Людвиг пользовался специальными “Разговорными тетрадями”, в который записывались вопросы и ответы. До нас дошло около 400 таких тетрадей, записи в них более, чем смелые: “Правящая знать ничему не научилась!”, “Наше время нуждается в могучих умах, чтобы хлестать эти подлые человеческие душонки!”, “Через пятьдесят лет повсюду будут республики... ”. Бетховен все-таки остался самим собой. А в это время, в этом же ресторанчике, за дальним столиком сидит молодой человек, который восторженно наблюдает за своим кумиром, имя этого человека – Франц Шуберт.

 С 1813 по 1818 год Бетховен сочиняет довольно мало и медленно, но даже написанные в состоянии депрессии его произведения великолепны. Соната для фортепиано ор. 90, e-moll, две виолончельные сонаты, выходят его обработки народных песен. Не много, но в этот период можно заметить изменение манеры, стиля написания, в наше время он получил название “позднего стиля” Бетховена. Следует выделить цикл песен “К далекой возлюбленной”, абсолютно оригинальный, от него повеяло новизной. Именно это произведение оказало не малое влияние на романтические вокальные циклы Шуберта и Шумана. В период с 1816 по 1822 год появляются пять последних фортепианных сонат, их композиция довольно сложна, как, впрочем, и композиция поздних квартетов (1824-1826). Он отступает от классических форм сонат, в очередной раз разрушает все рамки, скорее всего, это связано с его философско-созерцательным настроением.

 Словно самый крупный драгоценный камень в королевской короне, Девятая симфония заняла свое, господствующее, место среди произведений великого Бетховена. Спустя почти 170 лет что-то подобное еще будет, хотя конечно в других масштабах, уже в наши девяностые годы двадцатого столетия такое же место в дискографии Фредди Меркьюри займет его великая, и ставшая уже нарицательной, “The Show Must Go On”. Кто знает, может быть, еще через пару веков, уже наша современная музыка последних тридцати лет будет значить для наших потомков то, что для нас значит классическая музыка сейчас.

 Задумывалась Девятая симфония еще в годы кризиса, но реализовываться эта идея стала только в 1822 году, параллельно с Торжественной мессой (Missa solemnis). В 1823 году Бетховен заканчивает мессу, а через год и симфонию. В финальную часть своего бессмертного творения автор ввел хор и певцов-солистов, поручая им слова из оды Шиллера “К радости”: Люди - братья меж собой! Обнимитесь, миллионы! Слейтесь в радости одной!

 Для столь грандиозных идей было найдено и столь же грандиозное воплощение в музыке. Девятая симфония является развитием темы знаменитых “Героической” и Пятой, “Пасторальной” и Седьмой симфоний, оперы “Фиделио”. Но она все-таки наиболее значимая во всем творчестве Бетховена, наиболее совершенная во всех отношениях.

 Вскоре скоротечная слава прошла, и о Людвиге опять все забыли, многие друзья уже давно покинули Вену, некоторые умерли.… Где же сам Бетховен? Давайте попробуем найти композитора в суетливой столице Австрии с помощью одного из его современников.

 - Кажется, г-н Бетховен живет здесь рядом, я часто видел, как он сюда входил… - Продавец селедок указал на соседский дом.

 Дом выглядит очень жалким, опровергнув все наши ожидания. Каменные ступеньки, от которых веет холодом и сыростью, ведут на третий этаж, прямо в комнату мастера. Маленького роста, плотный, с зачесанными назад волосами с сильной проседью человек обязательно выйдет вам навстречу:

- Я имею несчастье быть покинутым всеми своими друзьями и торчу один в этой безобразной Вене, - скажет он, затем он попросит говорить громко, так как теперь слышит очень плохо. Он немного смущен, отчего говорит очень много и громко. Говорит, что часто нездоровится, мало сочиняет.… Всем недоволен, особенно проклинает Австрию и Вену.

 - Меня приковывают здесь обстоятельства, - скажет он, ударив кулаком по роялю, - но здесь все мерзко и грязно. Все сверху до низу – мерзавцы. Никому нельзя доверять. Музыка тут в совершенном упадке. Император ничего не делает для искусства, и остальная публика довольствуется тем, что есть… - Когда он молчит его лоб морщится, и композитор выглядит особенно мрачным, иногда это даже пугает.

 Много сил Бетховен тратит на помощь своему племяннику, после смерти брата он смог отдать всю неутоленную потребность в любви. Но и тут Людвигу опять пришлось бороться, оставив много сил и здоровья в зале заседаний суда, где проходили слушанья по вопросу опеки над Карлом. Оппонентом композитора стала мать мальчика, корыстная и неблаговидная стерва. Сам племянник не оценил по достоинству всего того, что сделал для него дядя, который тратил со столь большим трудом добываемые средства на то, чтобы замять многочисленные скандальные истории, связанные с Карлом. Ценой неимоверных усилий близких друзей Бетховена, 7 мая 1824 года была исполнена Девятая симфония. Это событие примечательно еще и тем, что в это время наибольшую популярность приобрели эффектные сочинения, исполненные виртуозами, когда Бетховен, особенно его произведения позднего периода, отличаются своей глубиной и величием. Оркестром дирижировал Умлауф. Сам композитор же стоял у рампы, давал темпы для каждой части, хотя к тому времени он совершенно потерял слух. Публика была в восторге, гром аплодисментов! Музыканты и певцы были потрясены успехом симфонии, и лишь один человек стоял по прежнему, не реагируя на восторженные возгласы, он просто их не слышал.… В его голове все еще играла симфония. Молодая певица по имени Унгер подбежала к композитору, взяла его за руку и повернула лицом к публике. Только в этот момент он смог убедится в успехе своего произведения. Второе исполнение Девятой симфонии проходило полупустом зале, что еще раз подтвердило вкусы, а вернее их отсутствие, у тогдашней публики.

 

 










Заключение.

Незадолго до смерти Бетховен едет к одному из своих братьев Иоганну. Людвиг предпринял это обременительное для него путешествие ради того, чтобы уговорить Иоганна составить завещание в пользу племянника Карла. Не добившись желаемого результата, взбешенный Бетховен возвращается домой. Эта поездка стала для него роковой. На обратном пути Людвиг тяжело простудился, ему так и не удалось встать на ноги, слишком много сил было потрачено, после нескольких месяце тяжелой болезни Людвиг ван Бетховен умер. Вена довольно безучастно относилась к его болезни, но когда весть о его смерти облетела столицу, потрясенная многотысячная толпа проводила великого композитора на кладбище. Все учебные заведения в этот день были закрыты. Послесловие В 1812 году на известном в то время чешском курорте Теплице встретились два великих творца своего времени, имена которых были записаны золотыми буквами в истории искусства Бетховен и Гете. На одной из аллей поэт и композитор повстречались с группой австрийской знати, окружавшей императрицу. Гете, сняв шляпу, посторонившись к краю дороги, приветствовал “высоких” гостей почтительными поклонами. Бетховен, напротив, низко надвинул на глаза шляпу и, заложив руки за спину, быстро прошел сквозь гущу великосветской толпы. Лицо его было сурово, голова высоко поднята. Он лишь слегка прикоснулся к полям своей шляпы.

 Миновав гуляющих, Бетховен обратился к Гете:

 - Я подождал Вас, потому что уважаю и почитаю Вас, как Вы этого заслуживаете, но Вы оказали этим господам слишком уж много чести. Непреклонный в отстаивании своих убеждений как художественных, так и политических, ни перед кем не сгибая спины, с высоко поднятой головой, прошел свой жизненный путь великий композитор Людвиг ван Бетховен.







Список используемой литературы.

  1. Кенигсберг А., Людвиг Ван Бетховен. Л.: Музыка, 1970.

  2. Климовицкий А. И. О творческом процессе Бетховена: Исслед.–Л.: Музыка, 1979.–176 с., ил.

  3. Хентова С. М. «Лунная соната» Бетховена. М., «Музыка», 1975.–40 с.

  4. http://www.refcentr.ru/

  5. http://www.piplz.ru/page.php?id=18






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Проект на тему: Людвиг ван Бетховен

Автор: Драгунов Павел

Дата: 26.01.2016

Номер свидетельства: 283236


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства