Просмотр содержимого документа
«Профильный интегрированный курс истории и обществознания»
Профильный интегрированный курс
истории и обществознания
Валиева Г.М.,
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №7 г.Бирска
Новое содержание исторического и обществоведческого образования предполагает изменение форм обучения, внедрение в практику приемов, методов, технологий, максимально соответствующих возрастным и личностным особенностям старших школьников. Учащиеся профильных классов должны получить общеобразовательную подготовку, которая позволила бы им вести разнообразную деятельность в современном обществе, учителя становятся организаторами полноценной и разнообразной учебно-познавательной работы.. Несомненно, что в данных условиях должна быть скорректирована логика представления материала: предпочтительнее выглядит его подача по принципу «от общего к частному», при опоре на уже сформированные у учащихся знания.
Важно и создание условий для расширения общеучебных и специальных компетенций, а также для постоянного возрастания их сложности. Старшеклассники должны представлять теперь уже всю систему общественных связей в их многообразии и единстве, при том, что особую актуальность для них представляет проблема взаимоотношений личности и общества.
Одной из самых значительных проблем современного образования является проблема оптимизации объема и содержания знаний. Процесс отбора необходимой информации наиболее эффективен, если он осознан и управляем: речь идет не о наращивании объемов информации, а о выделении наиболее существенной ее части, которая и должна лежать в основе получаемых в процессе обучения знаний.
Названная проблема позволяет поставить задачу определения содержания и структуры курсов истории и обществознания в профильном социально-гуманитарном классе. Известно, что каждая общественная наука (в том числе и история) имеет собственный понятийный аппарат и научный язык. Учащиеся профильных классов должны усвоить базовые обществоведческие и исторические понятия и, одновременно, выработать навыки работы с первоисточниками. Следовательно, можно говорить о необходимости приобретения учащимися компетентности в сфере познавательной деятельности (способности понимать научные термины, знать базовые понятия социально-гуманитарных наук, самостоятельно получать информацию из различных текстов и разнообразных носителей).
На современном этапе общественного развития, когда дифференциация знаний достигла своего предела, на первый план выдвигаются задачи синтеза наук с достаточно высоким уровнем обобщений.
В этой связи важно, что изучение обществознания на всех ступенях, а особенно в социально-гуманитарных классах строится с опорой на содержание курса истории, на фактический материал и категориальный аппарат, полученный школьниками при изучении истории. В свою очередь, обществоведческие знания помогают глубже понять исторические и современные процессы. Концепции исторического и обществоведческого образования предлагают обратить особое внимание на изучение общих для названных предметов проблем, в том числе – на усвоение понятийного аппарата обществознания и истории, приобретение навыков свободного оперирования им в устной и письменной речи. Кроме того, в качестве особых целей, характерных для профильного образовании, выделяются:
-совершенствование умений самостоятельно получать, анализировать, систематизировать и творчески перерабатывать информацию, поступающую из различных источников;
- освоение способов учебно-познавательной деятельности, знакомство с научным инструментарием, методами познания, основными направлениями научных поисков в общественных науках.
Прикладное значение данных вопросов вновь ставит проблему соотношения социально-гуманитарных предметов в школе, особенно - в профильной. Думается, что для всех работающих в старших классах не секрет, что курс истории мировых цивилизаций (и соответствующий ему учебник В.М.Хачатурян) предлагает нам не историческое, а обществоведческое содержание, которое требует достаточно высокого уровня владения соответствующим понятийным аппаратом и навыками абстрагирования. В то же время собственно историческая - категориальная, фактологическая, словарная и т.п. – часть содержания в данном случае разработана крайне слабо. Как нам представляется, на этой же основе построен и интегрированный курс «Россия и мир» авторского коллектива в составе Данилова Д.Д., Косулиной Л.Г. и Брандт М.Ю. В то же время в учебнике названных авторов вводная часть («История и исторический процесс», «История и познание истории») традиционно преподается в курсе истории. Материал, посвященный особенностям различных цивилизаций, повторяется и в учебнике «Человек и общество» для 11го класса (раздел «На пути к современной цивилизации»), что находит свое обоснование в программных требованиях и стандартах образования. Этот ряд можно легко продолжить.
Названные выше противоречия, как это ни парадоксально, служат основой для проявления индивидуального творческого потенциала каждого учителя. Несомненно, что историческая составляющая для историков является приоритетной, ее разработка позволяет нам находить разнообразные подходы, активизировать познавательную и поисковую деятельность самих педагогов как субъектов учебного процесса и, конечно же, учащихся.
Отметим, что подобную активизирующую роль в разработке учебных курсов, блоков и отдельных уроков играет и отсутствие единой линии учебников (мы в своей практике все же пользуемся теми учебниками, что есть в наличии).Множественность концепций, которые исповедуют авторы, различия в методических и дидактических подходах, манере изложения, оформления – с подобными трудностями учителя истории и обществознания сталкиваются ежедневно. Нельзя не заметить, что необходимость в течение недели заниматься по разным учебникам, да еще и асинхронно, не добавляет энтузиазма и нашим воспитанникам. В результате формируется характерная для наших выпускников бессистемность и отрывочность видения исторического процесса, непонимание логики как истории, так и обществоведения и другие проблемы. Преодоление этих негативных процессов и является одной из задач профильной школы.
Невозможно в данной ситуации переоценить роль личности учителя, который вынужден связывать все эти разноплановые, сложные курсы в нечто единое и цельное, разрабатывая систему заданий, используя индивидуальную подачу материала и т.д.
Опыт подобной работы и многочисленные проблемы преподавания цикла общественных предметов с неизбежность подводит нас к максимальному использованию межпредметных связей и, на следующем этапе, к созданию интегрированного курса истории и обществознания. Думается, во-первых, что практически все учителя так или иначе использовали названный прием в синхронизации и интеграции курсов истории Башкортостана и истории России XX века. Во-вторых, у нас существует позитивный пример продуманного использования тесных межпредметных связей в методическом аппарате учебников истории для основной школы образовательной системы «Школа -2100». Кстати, в названных учебниках разумно используются и обществоведческие термины и понятия, которые логично вводятся в канву исторического повествования. (Интересно и то, что пропедевческий курс «Окружающий мир: Мое Отечество», созданный тем же авторским коллективом для начальной школы, по сути своей интегрирует исторические и обществоведческие знания, умения и навыки). В-третьих, даже название нового методического комплекса «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке» и, уж тем более его содержание убеждают нас в правильности именно такого подхода к планированию курса общественных дисциплин в профильных социально-гуманитарных классах.
Условиями интеграции учебных предметов являются:
- совпадение либо достаточная близость объектов исследования;
- использование одинаковых методов исследования;
- общие теоретические концепции и общие закономерности.
Нет сомнения, что все, кто знаком с содержание и структурой современных курсов истории и обществознания, признают наличие всех названных условий. Кроме того, интеграция общественных и гуманитарных наук в профильной школе позволяет учителю стимулировать деятельность старшеклассников, сохраняя при этом необходимую степень свободного распределения образовательных компонентов, и обеспечивать саморегуляцию и саморазвитие учебного процесса.
Представленный вариант интегрированного планирования рассчитан на следующую недельную нагрузку: 10 класс – по 2 часа истории и обществознания; 11 класс – 2 часа обществознания и увеличение до 3х количества часов на историю; предполагается также изучение курса правоведения в 10м классе (2 часа) и экономики – в 11м (2 часа). Такое распределение учебной нагрузки позволило часть материала по истории России XIX века перенести в 11 класс, что вполне логично вписывается в изучение темы «Индустриальное общество». Темы, предполагающие углубленное изучение законодательных источников, включаются в курс правоведения; сюда же переносится и правовой блок обществознания. Курс обществознания, в свою очередь, расширен за счет базовых экономических понятий и категорий, а также более глубокого изучения системы философских знаний.
Блочно-модульное планирование создает основу для достаточно свободного оперирования темами и отдельными уроками (единицами содержания образования), для выбора объектов изучения и конкретных заданий, отбора способов действий учащихся и форм организации учебного процесса. Конечно, это ни в коей мере не позволяет нам забывать о программных требованиях и стандартах образовательной линии.
Основной особенностью данного курса является двухуровневое интегрирование. Первый из них предполагает синхронизацию курсов всеобщей истории и истории России, что позволяет системно анализировать исторический процесс, рассматриваяего по основным содержательным линиям. Второй уровень интегрирует историю в курс обществознания. Наиболее сложным был выбор базового предмета, ядра курса. В результате таковой стала все же обществоведческая составляющая курса. Первый опыт преподавания курса подтвердил верность данного решения: десятиклассники проявили неожиданный интерес именно к обществоведческим проблемам, что позволило расширить круг изучаемых вопросов, в том числе и исторических (семинар «Антропогенез и социогенез. Неолитическая революция»).
Использование различных, достаточно «затратных» технологий и методик стало возможным, в первую очередь, благодаря комплексной интеграции истории и обществознания – это стало очевидным средством повышения качества знаний при снижении нагрузки учащихся.
При разработке интегрированного учебного курса было учтено существование различных уровней и видов интеграции ,что позволило создать условия для систематизации и обобщения знаний из различных дисциплин и их переноса в новые отрасли. Используются и различные формы интеграции:
- объективная, формирующая обществоведческие и исторические знания на основе одного объекта изучения;
- понятийная, предполагающая изучение одних и тех же понятий, фактов, имен;
- концептуальная (теоретическая), рассматривающая законы, явления, гипотезы и т.п.
Интеграция создает наиболее благоприятные условия для формирования базисных (ключевых) компетентностей, в том числе языковых. Значительное внимание уделяется выработке навыков трансформации информации. В то же время упростился процесс выработки специальных умений и навыков. Высокий уровень интереса к предмету стимулирует развитие логического мышления и навыков абстрагирования.
Положительным моментом является и то, что при необходимости десятиклассники имеют возможность вернуться к ранее изученному (чаще на этапе входного контроля или рефлексии) либо ознакомиться с материалом на опережение. Отметим, что интегрированный курс предоставляет большие возможности для использования модульной технологии; интересным было бы и использование технологии Штейнберга.
Надеюсь, что представленные тезисы доказывают: интегрированный курс истории и обществознания помогает старшим школьникам сформировать целостное представление о современном обществе и сформировать научную картину мира и научное мировоззрение.