Проектная деятельность учащихся на уроках истории, обществознания, во внеурочной деятельности в условиях ФГОС: успехи и проблемы
Проектная деятельность учащихся на уроках истории, обществознания, во внеурочной деятельности в условиях ФГОС: успехи и проблемы
Согласно ФГОС, системно-деятельностный подход является основным в формировании универсальных учебных действий. Одним из наиболее эффективных методов реализации данного подхода является проектная деятельность. Главный результат – компетентность учащихся в области истории и обществознания, конкретные умения и навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности. Проектная деятельность способствует более глубокому осмыслению учащимися прошлого и настоящего России, ведет к формированию собственных оценок, развитию критического мышления учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность учащихся на уроках истории, обществознания, во внеурочной деятельности в условиях ФГОС: успехи и проблемы»
Тема: «Проектная деятельность на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС»
Согласно ФГОС, системно-деятельностный подход является основным в формировании универсальных учебных действий. Одним из наиболее эффективных методов реализации данного подхода является проектная деятельность. Ее использование на уроках и во внеурочное время предполагает, что учащимся предлагаются практические ситуации (часто в форме самих проектов, упражнений, исследований), для того чтобы они могли развивать свои способности и пополнять знания. При этом под развитием способностей понимается предоставление учащимся возможности работать самостоятельно, быть активными в проектировании, исследовать, анализировать, размышлять, принимать решения и осуществлять их.
Образовательный проект рассматривается сегодня как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата.
Учебные программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Экзамены в 9-х и 11-х классах предполагают защиту проекта как один из видов итоговой аттестации. Таким образом, проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике.
Что же такое метод проектов?
Методпроектов - это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата. Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности.
Учебный проект - это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до ее воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем учителя.
Структура учебного проекта.
Кратко и содержательно определил структуру проекта И. С. Сергеев в методическом пособии «Как организовать проектную деятельность».
Проект — это«пять «П»»:
Проблема (постановка проблемы, компоненты которой требуют решения).
Проектирование (планирование деятельности).
Поиск информации (сбор, систематизация, структурирование информации).
Продукт (изготовление, оформление продукта).
Презентация (выбор формы, подготовка и презентация, а также самооценка и самоанализ).
Шестое «П» проекта - его Портфолио, то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, промежуточные отчеты и другое.
Стадии работы над проектом.
Обычно в работе над проектом выделяют шесть стадий:
подготовка (формулирование темы и целей проекта);
планирование (определение источников информации, формы отчета, распределение обязанностей в группе и т.п.);
исследование (сбор информации, решение промежуточных задач);
оформление результатов и выводов;
представление или отчет;
оценка результатов и процесса.
Организация работы над проектом.
1.Подготовительный - планирование работы над проектом:
перечисление интересующих высказывание пожеланий и возможных путей разрешения основных вопросов;
обсуждение возникших учащихся тем проектов;
2. Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний):
уточнение намеченной цели и задач;
поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся;
обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами и т. д.);
интерпретация данных;
сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.
Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):
1.систематизация полученных данных;
2.построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т. д.).
Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников):
осмысление полученных данных и способов достижения результата;
обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом (на уровне школы, города и т. д.).
Виды проектов:
1. Классификация проектов по количеству участников
Индивидуальные.
Парные.
Групповые.
2. Классификация проектов по доминирующей деятельности
Виды проектов
Сущность проекта
Представление результатов
1.Исследовательский
Имеет структуру, приближенную к научным исследованиям по истории и обществознанию. Включает обоснование актуальности избранной темы, определение проблемы, предмета, объекта, целей, задач исследования, его методов.
Письменное оформление, формулировка выводов и обозначение проблем на дальнейшую перспективу.
Примерные темы:
- «17 октября 1905 г.: Манифест или Конституция»;
- «Роль местного самоуправления в развитии области, города»;
-«Демографические проблемы региона».
- Повседневная жизнь блокадного Ленинграда.
2.Информационный
Направлен на обучение учащихся добывать и анализировать информацию. Такой проект может интегрироваться в более крупный проект. Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации (анализ литературы, СМИ, баз данных, в том числе и электронных, методы анкетирования, интервьюирования), ее обработка (анализ, обобщение, сопоставление и т. д.)
.
Публикация в СМИ статей, например, об истории родного края (в годы Вов-факты, что летом и осенью 1942 г. решалась судьба страны).
Размещение в сети Интернет информации об истории и жизни школы.
Анализ данных социологического опроса, например: «Считаете ли вы необходимым восстановление Троицкого храма в нашем городе?».
Сравнительно-сопоставительный анализ, например: «Политика Ивана Грозного и И. В. Сталина: сравнительная характеристика» и др.
3.Ролевой (игровой) имитируют социальные или деловые отношения
4.Творческий – нацелен на результат в жанрах художественного творчества
5.Практико-ориентированный - предполагают подготовку общественно значимых результатов проекта: закона, письма к администрации города, района, словаря, анкеты для социологического опроса и т.д.).
3.Классификация проектов попродолжительности
1.Мини-проекты могут укладываться в один урок.
Пример. Тема «Семья в современном обществе» (обществознание, 11 класс).
Каждая группа получает задание: составить социальную рекламу, которая могла бы обратить внимание на проблемы семьи в современном обществе. В процессе работы на уроке учащиеся выдвигают проблемы, продумывают способ подачи материала, создают рекламные буклеты и в конце урока представляют их классу.
Долгосрочные проекты (создаются в течении нескольких месяцев, года
Тема «Жизнь и быт крестьян Чердаклинского района в XIX веке» (история, 6 класс). Проект «Создание отчетного мероприятия, видеоролика».
В группе обсуждается тема, дети получают индивидуальные задания
Обсуждается сюжет, объединяются работы детей, создание мероприятия.
Ученики работают индивидуально или в парах, создавая несколько «кадров».
Презентация групповых проектов. Проведение мероприятия.
Используется работа на уроках, экскурсиях в музее демонстрация видеоролика.
3.Среднесрочные проекты выполняются в рамках проектной группы или индивидуально в течение нескольких месяцев во внеурочной деятельности. Например, создание электронного пособия «Защити свои права», создание фильма «История моего края, города» и др.
4. Долгосрочные проекты могут выполняться в течение года. Чаще всего такие проекты проводятся в рамках ученических научных обществ. Выполняются во внеурочное время.
Социальные проекты, как правило, часто бывают долгосрочными. Все зависит от проблемы и способов решения, которые ставят участники проекта.
Пример. Социальный проект «Малая родина в сердце России». В процессе данного проекта создан экскурсионный маршрут по памятным местам района, города.
Работа предполагает:
1) определение конкретного экскурсионного маршрута по историческим местам района;
2) социальное взаимодействие с органами местной власти с целью привлечения к проблеме сохранения памятников на территории нашего края;
3) историческое просвещение детей и родителей.
4. Классификация проектов по комплексности
(по предметно-содержательной области)
Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания.
Межпредметные проекты выполняются во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
Надпредметные (социальные) проекты.
Пример. Тема «СССР в первые послевоенные десятилетия».
Предметный проект: «Они восстанавливали страну в послевоенные годы» (о земляках-ветеранах труда, восстанавливавших страну после войны).
Межпредметный: «Произведения художественной литературы как источник для изучения истории первых послевоенных десятилетий» (история и литература). «Изменение границ СССР после Великой Отечественной войны» (история и география).
Надпредметный: Программа помощи ветеранам труда.
Примерные продукты проектной деятельности по истории и обществознанию
данные социологического опроса;
бизнес-план (11 класс «Фирмы в экономике», «Правовые основы предпринимательской деятельности»);
электронное учебное пособие;
рукописный учебник истории;
исторический журнал;
законопроект («Законотворческая инициатива»);
ролевая игра;
письмо в…прошлое (письмо участнику Вов);
статья;
мультимедийный продукт;
сравнительно-сопоставительный анализ;
сценарий;
праздник;
костюм;
видеофильм;
видеоклип;
социальная реклама;
стенгазета;
разработанный маршрут экскурсии;
театрализация;
справочник; интернет-список;
учебный web-сайт;
игра;
путеводитель и др.
Роль учителя в проектной деятельности.
Учитель-руководитель проекта должен обладать высоким уровнем общей культуры, творческими способностями. Он является инициатором интересных начинаний, но при этом не лишает учащихся самостоятельности в осуществлении проектной деятельности, чтобы каждый участник проекта мог с гордостью сказать: «Я сделал это сам!». Учитель берет на себя тьютерские функции:
-разрабатывает паспорт проекта, краткое описание, календарь работы
- является консультантом на всех этапах проектной деятельности;
- инициирует рождение и развитие проекта, поддерживает «огонь» любознательности в учениках;
- предъявляет образцы самообучения в освоении нового материала (вместе с учеником «проживает» его проект);
- помогает ученику осуществлять самостоятельное исследование;
- «человек, который задает вопросы» (организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов; обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь);
-он координатор всего группового процесса;
-является также экспертом, так как дает четкий анализ результатов выполненного проекта.
На протяжении последних лет технология проектного обучения стала активно осваиваться учителями нашей школы. Анализируя опыт использования метода проектов на уроках истории и обществознания, необходимо отметить тот факт, что учителя истории данный вид деятельности использовали постоянно в своей работе. Проекты используется достаточно давно и в нашем городе при подготовке к различного рода конференциям «Ломоносовские чтения» (2011 г.), «Моя малая Родина», «Юность Поморья», учебно-исследовательские конференции по предметам: «Три года по команде к бою», «Глобальные проблемы современности», «Культура Серебряного века».
В своей педагогической практике на уроках истории и обществознания я чаще всего использую такие типы проектов, как практико-ориентированные, информационные, игровые, исследовательские, творческие. Тип проекта зависит от возраста учащихся и темы. Рекомендуют проекты на уроках вводить как можно раньше на уроках. Так, в 5 классе, при изучении истории Древнего мира, ребята готовили исследовательские проекты «Находки останков мамонтов на территории России», проект-рисунок «Орудия труда первобытного человека», «Тайны египетских пирамид», «Древнегреческие мифы».
В ходе изучения темы «Древний Египет» составляли рассказ от имени земледельца, как прошел его день. Ребята включали в рассказ описание одежды земледельца, его дома, обеда, работы на поле. По теме «Искусство Древнего Египта» пятиклассники составляли рассказ от имени египтянина о посещении храма. Интересными были рассказы учащихся об Олимпийских играх, составленные от имени участников или зрителей, а также рассказы, написанные от имени воинов – участников греко-персидских войн и от имени гладиаторов. На уроке «Религия древних греков» ученики демонстрировали свои рисунки, на которых они изобразили олимпийских богов, о которых узнали из книги «Мифы Древней Греции». Ребята в группах готовили экскурсию по древнегреческому городу Афины. Каждая группа должна была представить разные районы: Керамик, Агору, Акрополь.
В 5-6-х классах, на мой взгляд, наиболее приемлемы следующие типы проектов: прикладной «Наскальная живопись-первая картинная галерея», игровой – «Я – ученик спартанской школы», информационный – «Семь чудес света», «Великая Отечественная война в судьбе семьи», «Моя родословная», «Семейная реликвия», «Биография моего предка» и др.
На уроках истории средних веков и истории России в 6 классе возможны небольшие по объему исследовательские творческие работы, например: «Научные открытия и изобретения средневековья», «Византийская мозаика, «Сказки тысячи и одной ночи», «Рыцарский замок», «Путешествие по памятным местам средневековых городов», «Экскурсия по древнерусскому городу». 6-7 класс «Символ эпохи» - нарисовать символ раздробленности, опричнины, смуты и т.д. По продолжительности это в основном мини-проекты и краткосрочные проекты.
Они повышают мотивацию учащихся в получении дополнительных знаний, воспитывают чувство ответственности, самодисциплины, развивают исследовательские и творческие способности. Результатами данной работы стали: красочно оформленные презентации, доклады, выставка рисунков и портретов. Особенно популярен данный метод на среднем этапе обучения, поскольку именно в подростковом возрасте развивается абстрактное мышление и логическая память. Особое внимание я обращаю на придание процессу обучения проблемного характера, развиваю навыки учеников самим находить и формулировать проблемы, делать теоретические обобщения.
Широко использую проектную деятельность и на уроках обществознания. Например, в 5-х классах особый интерес вызвала работа над проектом «Идеальная семья», «Роль образования в моей жизни», «Моя малая Родина», «Моё свободное время», «Я и мой класс», «Школа моей мечты». Всегда очень интересно проходят уроки-презентации «Мои увлечения». К этим урокам ребята готовят не только мультимедийные проекты, но и устраивают выставки своих работ (картины, подделки, коллекции). Ребята, которые занимаются спортом, часто приносят свои грамоты, медали, Кубки. Многие демонстрируют внушительные портфолио своих достижений. В ходе таких уроков ребята раскрываются совсем по-другому и для учителя, и для своих одноклассников.
в 6-7-х классах такие проекты – «Полезные дела в группе», «Я в этом мире», «Учимся защищать свои права». Учащиеся проводили анкетирование, представили доклады, защищали свою точку зрения.
Хочу отметить, что проекты в 7-8-х классах являются в основном краткосрочными и несколько упрощенными по оформлению, что не умаляет их значимость, а лишь говорит о соответствии возрастным особенностям школьников данного возраста.
Для оформления презентаций по обществознанию по проектам в 8-9 классах «Конституция РФ – путь к правовому государству», «Молодежь. Молодежные субкультуры», «Избирательная кампания», «Институт президентства в РФ», «Деловой портрет современного работника», «Права и свободы человека и гражданина», по истории «Человек и война», «Опасность возрождения фашизма», «Тоталитарные режимы в 30-е гг.», «Холодная война», «Культура 1 половины XX в.» были подготовлены диаграммы, отобраны фотографии, видеоклипы, музыкальное оформление. Представление проектов было очень красочным и эмоциональным. На старшем этапе обучения проектная деятельность учащихся приобретает характер научно-исследовательской работы с определением целей и задач, выдвижением гипотезы исследования.
По составу участников проекты могут быть индивидуальными, групповыми и коллективными:
групповая форма – основана на работе творческих микрогрупп при выполнении заданий, ролевых игр. Группа, как правило, состоит из 3-5 человек. Например, в 10-м классе при изучении темы «Культура России I половины XVIII века» класс делится на микрогруппы, каждая из которых проводит воображаемую экскурсию по Третьяковской галерее и Русскому музею;
индивидуальная форма – данная форма работы используется при выполнении проектов, исследовательских работ, при развитии монологической речи и умений работать с документами («Законотворческая инициатива»);
коллективная форма – данную форму работы используется для сплочения классного коллектива. Это помогает формированию у учащихся чувства ответственности за принимаемые решения. Например, урок-конференция по теме «Глобальные проблемы современности», «Листая страницы Великой Победы».
В курсе обществознания использования проектного метода раскрывает другие возможности. К примеру, при изучении темы «Глобальные проблемы современности» учащимся были предложены темы: «Военные конфликты и угроза миру», «Проблемы ресурсов», «Экологические проблемы» и другие, раскрыть которые полно возможно только при использовании Интернет-ресурсов. Начинается освоение информационных технологий, групповая работа. Обозначив проблематику проекта, ученики выдвигают гипотезы, ведут напряженный поиск путей решения с помощью технологии «мозгового штурма». Публичное представление продукта, выступление на презентации со своей работой - завершающий этап творческой деятельности. Таким образом, формируются знания сразу по нескольким предметам, и творческий потенциал получает возможность для выражения.
В ходе изучения проектных педагогических технологий и работы по организации проектной деятельности учащихся можно отметить то, что в проектном методе обучения заложен огромный образовательный, воспитательный и развивающий потенциал. Конечно, этот метод не является универсальным, но он имеет большие преимущества:
- развивает интеллект ученика, его умение планировать и отслеживать последовательность выполняемых действий, усваивать знания и применять их в практической деятельности;
- развивает творческие способности и самостоятельность;
- он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которая предполагает владение определенными умениями: анализа, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования;
- он творческий по самой своей сути, т. к. предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов;
- позволяет обучить детей умению получать знания через свою деятельность.
Учебным результатом опыта проектирования является способность создавать и защищать свой продукт. Через эмоциональное переживание, погружение в проблему, переживание «ситуации успеха». Учащийся делает открытие в самом себе, в товарищах, в предмете исследования. Реализуется принцип связи обучения с жизнью.
Главный результат – компетентность учащихся в области истории и обществознания, конкретные умения и навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности. Проектная деятельность способствует более глубокому осмыслению учащимися прошлого и настоящего России, ведет к формированию собственных оценок, развитию критического мышления учащихся.
Немало этот метод дает и мне как учителю. Это и возможность творчества, и новые умения, и, главное, новый этап сотрудничества и взаимодействия с ребятами. Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным.