kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применение технологии системно-деятельностного подхода как основы изучения истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где методологической основой является системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического, гражданского общества.

В связи с этим я прихожу к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.

Цель работы:

- изучить методологические основы системно – деятельностного подхода в образовательном процессе;

- изучить организацию работы на уроке с использованием технологии системно – деятельностного подхода.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Применение технологии системно-деятельностного подхода как основы изучения истории»

Преподаватель истории Грязева Л.Ю.

Федеральное государственное казенное

общеобразовательное учреждение

«Екатеринбургское суворовское военное

училище» Министерства Обороны РФ


ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА КАК ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ

Актуальность данной темы в том, что существует несоответствие между деятельностью, диктуемой природой, и той, которую начинают требовать выполнять в школе, что порождает социальную проблему: неподготовленность выпускников к самостоятельной жизни и работе.

Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где методологической основой является системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического, гражданского общества.

В связи с этим я прихожу к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.

Цель работы:

- изучить методологические основы системно – деятельностного подхода в образовательном процессе;

- изучить организацию работы на уроке с использованием технологии системно – деятельностного подхода.

В связи с поставленной целью сформулированы следующие задачи:

- изучить литературу по данной теме;

- рассмотреть этапы развития и становления идеи системно-деятельностного подхода в образовании;

- подобрать различные технологии преподавания истории и обществознания в контексте системно-деятельностного подхода.

Теоретическая значимость работы в организации такого учебного процесса, в котором главное место отводится активной, разносторонней и самостоятельной познавательной деятельности обучающихся.

Идея системно - деятельностного подхода принадлежит в основном отечественным учёным и рассматривалась, в первую очередь, в работах философов марксистской школы. Проблемы деятельности разрабатывались в разных гуманитарных дисциплинах, прежде всего в философии (Э.В. Ильенков, М.С. Каган, П.В. Копнин, В.А. Лекторский, Э.Г. Юдин и др.) и психологии (А.Г. Асмолов, М.Я. Басов, Г.С. Костюк, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Рубцов и др.). Значительный импульс развитию этой идеи придали работы зарубежных и отечественных психологов и педагогов 1960-90-х гг., разрабатывавших вопросы обучения и воспитания ребенка (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, Д.И. Фельдштейн, Л.М. Фридман, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин, К. Ван Парререн, Ж. Карпей, Э. Эриксон). Известных методистов-ученых, разрабатывающих проблемы развивающего обучения (А.Б. Воронцов, А.К. Дусавицкий, В.В. Репкин и др.). Разработка общепсихологической теории деятельности, начатая отечественными психологами (среди которых важнейшая роль принадлежит А.Н. Леонтьеву и С.Л. Рубинштейну), продолжена в Германии (К. Хольцкамп), Великобритании (М. Коул), Финляндии (Ю. Энгештрём) и других странах.

Так в работе П.Я. Гальперина «Психология как объективная наука» приоритет деятельностных целей отводится новым подходам к организации учебного процесса, новой системе взаимодействия учителя и ученика. Таковым, на его взгляд, является деятельностный метод, технология которого обеспечивает «системное включение ребёнка в самостоятельное построение им нового знания».

В.П. Зинченко - «Психологические основы педагогики», говорит о том, что деятельность учения, или учебная деятельность ученика заключается в развитии собственных способностей, необходимых для освоения культурных ценностей общества.

В.Е. Клочко в работе «Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности» акцентирует внимание на то, что деятельностный подход в обучении обеспечивает социальную компетентность, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Н.С. Сердюкова в статье «Реализация ФГОС второго поколения в системе урочной и внеурочной деятельности» во главу процесса обучения ставят термин универсальные учебные действия как главную составляющую системно-деятельностного подхода в обучении - «ориентация на результаты образования, где развитие личности обучающегося на основе усвоения УУД составляет цель и основной результат образования». Таким образом, при подготовке урока преподаватель должен четко представлять себе, какие универсальные учебные действия он должен развивать и каких результатов достичь.

В.В. Сериков в работе «Личностный подход в образовании, концепции и технологии», процесс взаимодействия между учителем и учеником характеризует как два типа деятельности: деятельность учения, или учебная деятельность ученика, суть которой заключается в развитии собственных способностей, необходимых для освоения культурных ценностей общества и деятельность обучения – это деятельность учителя, предназначением которой является совершенствование учебных средств, необходимых для снятия затруднений ученика.

И.В. Абакумова И.В. – «Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе», считает, что вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.

Деятельность, в том числе социально ведущая деятельность, - это всегда целеустремлённая система, или, иначе, система, нацеленная на результат. Говоря об образовании как ведущей социальной деятельности общества, мы тем самым предполагаем нацеленность на результат как системообразующий фактор деятельности. Этот результат в истории нашей науки называли по-разному, например: «образ потребного будущего» (Н.А. Бернштейн), «системообразующий результат» (П.К. Анохин), «результат как мотив и ценность деятельности» (А.Н. Леонтьев).

Таким образом, с самого начала в системно - деятельностном подходе выделяется результат деятельности, а деятельность в свою очередь рассматривается как целенаправленная система.

Кроме того, системно - деятельностный подход предполагает, что результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь (Н.А.Бернштейн называл её «коррекцией», П.К.Анохин - «обратной ориентацией»). Обратная связь позволяет увидеть все процедуры образовательного процесса не изолированно, а в целостном системно - деятельностном анализе. Поэтому для педагогов практиков очень важно, во - первых, овладеть приёмами самоанализа, а во - вторых, научиться осуществлять «обратную связь» с каждым учеником на любом этапе изучения учебной темы.

Планируемые результаты в освоении технологии системно-деятельностного подхода:

- личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно - смысловые установки учащихся, отражающие их индивидуально - личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;

- сформированность основ российской, гражданской идентичности;

- метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

- предметные результаты - освоенный обучающимися в ходе изучения предмета опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Системно - деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности. Такой подход требует применения соответствующих образовательных технологий - технологий деятельностного типа.

Приёмы реализации технологий деятельностного типа:

  • учить определять границы своего знания, ставить проблему;

  • учить осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями;

  • организовывать учебное сотрудничество обучающихся, совместно-распределенную деятельность при решении учебных задач, учить работе в группе;

  • создавать условия для выстраивания индивидуальной траектории изучения предмета;

  • использовать современные информационные технологии для формирования способности самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве;

  • организовывать проектные и событийные формы работы;

  • организовывать совместно-распределенную деятельность во внеурочной деятельности;

  • обеспечивать включение обучающихся в проектную деятельность;

  • обучение на основе «учебных ситуаций» (на основе игровой, творческой, конструкторской, социальной, исследовательской деятельности);

  • проблемно-диалогическая технология.

Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

  1. Мотивирование к учебной деятельности.

  2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

  3. Выявление места и причины затруднения.

  4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

  5. Реализация построенного проекта.

  6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

  7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

  8. Включение в систему знаний и повторение.

  9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

При подготовке к уроку с использованием педагогической технологии системно - деятельностного подхода в соответствии с требованиями ФГОС необходимо провести следующую работу:

1. Осуществлен отбор содержания урока в соответствии с целью урока и его задачами.

2. Подготовлена информационно - образовательная среда.

Ключевые компетенции, которые формируются в ходе урока:

а) учебно - познавательная;

б) коммуникативная;

в) информационная.

УУД, которые формируются в ходе урока:

а) регулятивные: целеполагание, планирование;

б) познавательные: поиски и выделение необходимой информации, умение осознано строить речевое высказывание в устной и письменной формах, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, восполнение недостающих компонентов, установление причинно - следственных связей;

в) коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками - определение целей, функций участников, способов взаимодействия, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.

Развивая деятельностные способности детей, я убедилась, что особое внимание надо направлять на формирование положительной мотивации учащихся, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в изучении истории. На первое место выходят формы самостоятельной работы учащихся, основанные не только на применении полученных знаний и умений, но и на получение на их основе новых. Развивается умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.

Изучив данную тему, я сделала следующие выводы:

1. При системно-деятельностном подходе в обучении к деятельности преподавателя предъявляются следующие требования:

- побуждать учащихся формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в явном виде;

- сталкивать учащихся с явлениями, которые входят в противоречие с имеющимися представлениями;

- побуждать учащихся выдвигать альтернативные объяснения, предположения, догадки;

- давать учащимся возможность исследовать свои предположения, например, путем проведения опроса, исследования или обсуждения в малых группах;

- давать учащимся возможность применить новые представления к широкому кругу явлений, ситуаций для того, чтобы они поняли и оценили их прикладное значение.

2. В ходе системно-деятельностного обучения у учащихся формируются УУД:

- поиска знания;

- обучение основным мыслительным действиям и операциям – анализу, синтезу, обобщению;

- формирование культуры рефлексивного мышления;

- формирование навыков выбора направления деятельности и принятия решений;

- обучение процедурам обсуждения, формирование дискуссионной культуры;

- эмоциональное и личностное развитие в процессе учебной деятельности.

3. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, обучающиеся овладевают нормами взаимоотношений с разными умениями переходить от одного вида деятельности и общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе.

4. Говоря о системно-деятельностном подходе в образовании, нельзя отрывать это понятие от воспитательного процесса. Только в условиях деятельностного подхода, а не потока информации, нравоучений человек выступает как личность. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и самоанализировать свои действия. Поэтому проектная деятельность, деловые игры, коллективные творческие дела, экскурсии – это все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и преполагает создание у учащихся установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их жизни – это и есть системно-деятельностный подход, который приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но ведет к достижениям.

Итак, системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность преподавателю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.

Используемая литература

  1. Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе (психолого-дидактический подход). Ростов-на-Дону: Издательство Рост. ун-та, 2013

  2. Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. М.: Смысл, 2007

  3. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Изд-во МГУ, 2015

  4. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.: Изд-во «Институт практической психологии», 2008

  5. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТЕРО, 1996

  6. Занков Л.В. Развитие и обучение. М.: Педагогика, 1962

  7. Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности. Томск: Изд-во Томск. гос. ун-т, 2005

  8. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. // Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2006




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Применение технологии системно-деятельностного подхода как основы изучения истории

Автор: Грязева Любовь Юрьевна

Дата: 05.04.2019

Номер свидетельства: 506172


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства