Просмотр содержимого документа
«Применение игровой технологии на уроках истории в Лозымском филиале»
«Применение игровой технологии на уроках истории в Лозымском филиале»
Автор — Ненев О.С., учитель истории и обществознания Лозымского филиала ГОУ РК «Республиканский центр образования».
Сегодняшняя школа не остается в стороне от перемен, происходящих в нашей стране. Нынче другие школьники, другие программы, другая история. Требуется высокий уровень мотивации осознанной потребности в усвоении знаний, умений, навыков, чтобы школьник, стал активным и заинтересованным на уроке. Одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной работу учащихся не только на творческо-поисковом уровне, но и в будничных «шагах» по изучению и усвоению фактов, дат, имен, является дидактическая игра; актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Телевидение, радио, компьютерные сети значительно увеличили поток получаемой детьми информации. Но все эти источники представляют в основном материал для пассивного восприятия. Важной задачей учителя становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобные умения поможет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.
Одним из способов активизации и интенсификации деятельности учащихся является дидактическая игра. Игра - универсальная форма дидактического взаимодействия с учеником. Она является древнейшей формой передачи знаний, поскольку не знает возрастных границ и позволяет играющим чувствовать себя субъектами процесса.
Игра — вид активной деятельности, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление ученика личностно-оценочным поведением.
Игра - это естественная форма обучения, поэтому учитель, организующий игру, исходит из естественных потребностей детей. В процессе игры осуществляется жизненный баланс между ребенком и взрослым человеком. В игре дети создают собственную реальность, творят свой мир.
Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
Дидактическая игра - условная занимательная деятельность, которая направлена на формирование знаний, умений и навыков.
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности - усвоение фактов, дат, имен и др.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом,
она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности.
В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
1.в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
2.как элементы более обширной технологии;
3.в качестве урока (занятия) или его части (объяснения, закрепления, контроля и т.п.);
4.как технологии внеклассной работы.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Педагогическая игра должна обладать важнейшим признаком - четко поставленной целью общения и соответствующим ей педагогическим результатом.
Дидактическая игра выполняет следующие целевые ориентации:
1.Дидактическую. Расширяет кругозор, активизирует познавательную деятельность, формирует необходимые умения и навыки, способствует усвоению учебного материала, позволяет быстро проверить результат.
2.Развивающую. Способствует развитию внимания, памяти, речи, мышления, умению сопоставлять, находить аналоги, принимать оптимальное решение. Активизируется развитие мотивационной направленности учебной деятельности, творческих способностей, фантазии, воображения.
Поскольку в настоящее время интерес к игре вообще и к дидактической игре в частности быстро растет, это приводит к увеличению числа игр, а также к их разнообразию. Ориентироваться в них становится сложнее. Поэтому актуальность вопроса повышается с каждым днем.
Классификационная модель по структурным элементам урока в зависимости от дидактических целей игры:
-игры для изучения нового материала;
-игры для закрепления;
-игры для проверки знаний;
-обучающие игры;
-релаксационные игры-паузы.
Иногда, планируя учебный процесс, необходимо разделить обучающие игры но источнику познания;
-игры на основе работы с наглядностью;
-игры на основе практической работы;
- игры на основе устного изложения учебного материала.
В определенных случаях важно разделять игры по коллективу участников:
-на групповые;
-индивидуальные;
-диалоговые (парные);
-массовые.
Использование дидактических игр помогает решать следующие задачи:
развитие познавательного интереса к истории;
глубокое усвоение материала даже слабоуспевающими учащимися;
активизация познавательной деятельности;
создание условий для самовыражения личности;
повышение творческого потенциала учащихся;
разнообразие учебной деятельности;
развитие навыков коммуникации, чувство коллективизма, отношений доброжелательности.
Чем привлекательна эта педагогическая технология?
Она интересна учителю, работающему со средним звеном школьников. А подростковый возраст характеризуется психологами как «переломный» период в развитии личности, отличающийся трудностью в обучении, быстрой утомляемостью, неустойчивостью психики. Основой успешного усвоения предмета, и истории в том числе, у подростков является познавательная потребность, основанная на эмоциональном восприятии мира и на привлекательности самого процесса деятельности. Все это прекрасно реализуется в игре. Она позволяет расширить границы собственной жизни ребенка, исчезает робость, происходит внутреннее раскрепощение, Ребенок осуществляет самостоятельный поиск знаний.
Я в своей преподавательской деятельности применяю различные виды дидактических игр: игры-викторины, кроссворды, игра «О ком речь?», ролевые игры, игра «Три направления» и т.д.
В игровой форме можно проводить изучение нового материала по темам «Великие географические открытия» в 7 классе и «Тайные общества декабристов» в 8 классе (обе игры являются ролевыми). Для игры «Великие географические открытия» класс делится на группы, каждая из которых представляет какую-либо из экспедиций: экспедицию Колумба, экспедицию Магеллана, и т.д. Учащиеся самостоятельно (дома) знакомятся с материалом с помощью учебника и дополнительной литературы и готовят отчет о своей экспедиции, с которым выступают на уроке. В каждой группе существует распределение ролей: капитан, штурман, летописцы, художники, матросы. У каждой роли - свое задание, свои функции. Например, летописцы имеют творческое задание: написать дома и зачитать на уроке страничку из путевого дневника своей экспедиции. А суть игры «Тайные общества декабристов» сводится к тому, что разыгрывается совместное заседание Северного и Южного обществ, на котором рассматриваются и обсуждаются программы этих обществ.
Для закрепления и проверки знаний можно использовать разного рода викторины: чаще - командные, реже - индивидуальные. При этом стараться так подбирать и формулировать вопросы для игры-викторины, чтобы они были ориентированы не только на знание, а также и на сообразительность, на применение детьми знаний по другим предметам (т.е. включаю межпредметные связи). Традиционно проводят игры-викторины для закрепления или проверки знаний по темам. Эти викторины можно провести в форме игры «Что? Где? Когда?» на целый урок. Используются и другие формы, в которых ученики группами (командами) выполняют разные занимательные задания типа «Найдите лишнее в ряду», «Найдите соответствие». «Расставьте в хронологической последовательности», отгадывают кроссворды и т.п. Много заданий такого рода содержится в рабочих тетрадях по истории. Большинство учащихся Лозымского филиала не привозят с собой рабочие тетради по истории, которые являются дополнением к учебнику, и я распечатываю оттуда игровые задания. Особенно детям нравится отгадывать кроссворды. Часто рисую кроссворды на доске (из 6-8 вопросов с ключевым словом — основной термин изучаемого раздела или темы), рисую на перемене. Дети кроссворд не перерисовывают, а я диктую вопросы к кроссворду, дети записывают вопросы в тетрадь. Потом говорю правило игры: работаем парами, учебником пользоваться можно. Та пара, которая первой правильно отгадает весь кроссворд целиком, показывает работу, если она правильно выполнена, получают оценку «5», игра заканчивается и эти учащиеся на доске пишут правильные ответы. В 5-6 классах я редко практикую на уроках масштабные (на целый урок) командные игры, поскольку дети этого возраста не всегда умеют спокойно и организованно работать в команде. В этих классах я чаще использую отгадывание кроссвордов (индивидуальное и фронтальное), элементы парной и групповой работы. А масштабные игры для этого возраста использую во внеклассной работе.
Довольно часто на уроках проводится игра «Три направления»(исторический диктант). При повторении «Передняя Азия в древности» ученики распределились на страны: «Финикия», «Ассирия», «Вавилон». Медленно называю слово, которое относится к истории одной из этих стран. Задача каждого ряда встать сразу, как сказано слово, относящееся к стране. Примеры заданий: Хаммурапи, алфавит, железо, пурпурная краска, Вавилон, клинопись, колонии, таран, Ниневия, Библ, библиотека глиняных книг, законы, Ливанские горы.
Данную игру можно провести:
-Представители направлений в общественном движении России конца XIX века: консерваторы, либералы, социалисты.
-Представители разных областей культуры: наука, живопись, музыка, театр.
-Представители разных направлений в культуре: классицизм, романтизм, реализм.
Игра «О ком речь?» Учитель зачитывает поэтические (возможно, и прозаические) описания кого-либо из исторических героев. Участникам игры нужно после каждого описания громко сказать имя героя, о котором шла речь.
Рассказ от имени героя. Ролевая игра. Ученики должны рассказать от имени героя. Данная ролевая игра позволяет творчески переработать полученную традиционными способами историческую информацию.
Кроссворды, крестословищы, чайнворды, головоломки, криптограммы, ребусы и т. д. Эти игры позволяют эффективно развивать память, вниамние, быстроту реакции, оперативность и гибкость мышления, умение слушать другого человека и помогают закрепить пройденный материал.
Живая картина. Ученики оживляют какое-либо историческое событие по учебной картине: "Сбор дани", "Продажа крепостных"и т. д.
Игра «Слово по вертикали» может быть сконструирована по любой теме, например по теме «Двуречье (Месопотамия)». В этой игре потребуется знания городов. Слева пишутся необычные слова это названия городов Месопотамии, в которых нарушен порядок букв, кроме того, в каждом слове есть еще лишняя буква. Необходимо восстановить порядок букв и написать получившееся название рядом с необычным словом, а лишнюю букву вписать между двумя звездочками. Если задание выполнено правильно, то из лишних букв по вертикали можно будет прочесть название еще одного города этой страны.
КУВУР __________________ Ответ: Урук Лишняя буква: В
АШАГАЛ ________________ Лагаш А
РЭВУДЭ _________________ Эруду В
ИРИАМ _________________ Мари И
ШРУШАЛ _______________ Ашшур Л
ИНЕЯВИНО _____________ Ниневия О
НУР ___________________ Ур Н
Эта игра в увлекательной форме позволит закрепить сложные для запоминания слова.
Игра «Три предложения». Применяется при изучении нового материала. В ее основе – логическая операция по выделению главного. Условный компонент, делающий игру занимательной, достигается посредством правила – изложить это «главное» в трех простых предложениях. Без него нет игры – есть обычное учебное задание. Один из вариантов – работа с печатным текстом. Это может быть пункт из параграфа или документ. Побеждает тот, у кого рассказ короче, при этом точно передается содержание. Эта игра позволяет развивать очень важное умение – выделять главное.
Найти третье лишнее и объяснить, почему оно лишнее.
1.Амон-Ра, Осирис, Тутмос
2.Тигр, Урук, Евфрат
Практика показывает, что игра на уроке - дело серьезное. Методически верно организованная игра требует много времени для подготовки, максимальной активности учеников в деятельности не только на уровне воспроизведения и преобразования, но и на уровне творческого поиска, способствует сотрудничеству учителя и учащихся в процессе обучения.
Игра обеспечивает овладение знаниями, умениями, навыками. Она представляет собой одну из форм учета, контроля и самоконтроля учащихся. Это показатель успеха учащихся в овладении учебным материалом. Психологическое влияние игры проявляется в интеллектуальном росте учащихся, развитии инициативы.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующий вывод: игра является одним из современных средств обучения и воспитания, обладающим образовательной, воспитательной и развивающей функциями, которые действуют в органическом единстве.