Практико-значимый проект "Система школьного образования в условиях регионализации"
Практико-значимый проект "Система школьного образования в условиях регионализации"
Данный проект раскравает проблему регионолизации в рамках реализации концептуальных основ историко-культурного стандарта, на примеме историко-краеведческой работы, проводимой в Государственном автономном профессиональном образовательном учреждении "Егорьевский промышленно-экономический техникум"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Практико - значимый проект на тему «Система школьного образования в условиях регионализации в рамках реализации концептуальных основ историко-культурного стандарта ».
Автор проекта - заслуженный работник образования Московской области, преподаватель истории и обществознания - Марина Борисовна Бурмистрова
г.Егорьевск 2015 г.
Одной из концептуальных основ историко – культурного стандарта является этнокультурный компонент: история страны через историю регионов . В школьном курсе истории необходимо усилить акцент на многонациональном и поликонфессиональном составе населения страны как важнейшей особенности отечественной истории. Преподавание региональной истории в контексте истории России является необходимой составляющей развития демократического государства, формирования современной толерантной личности, готовой к восприятию этнического и конфессионального многообразия мира. Для каждого из регионов России должен быть сформирован перечень «сквозных» исторических сюжетов, основанных на балансе между историей государства, общества и отдельных людей, между политической, социальной и культурной историей, между историей национальной, мировой и локальной.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ"Об образовании в Российской Федерации" в Статье 12. Образовательные программы указывает следующее: 1. Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Регион - это не просто административная система, а действующая общность, отличающаяся единством экономической, политической и духовной жизни. Это пространство, способствующее социализации человека, формированию, сохранению и передаче норм жизни, сохранению и развитию природных и культурных богатств. Это и образовательное пространство, т.е. совокупность образовательных учреждений, расположенных на данной территории, где крепнут основные социально-экономические связи, определяющие особенности социально-культурной инфраструктуры.
В социокультурном плане именно на уровне региона, прежде всего, решаются задачи учета в образовании местных культурно-исторических особенностей и традиций, специфики общественных образовательных запросов, связи образования с другими сферами общественной жизни и, соответственно, задачи превращения образования в фактор социокультурного развития конкретной территории.
Современная ситуация обнаруживает острую потребность в регионализации образования, которая предполагает наличие развитого регионального образовательного пространства. Существенным фактором развития регионального образовательного пространства может стать интеграция географических, исторических, экологических, биологических и других компонентов в рамках краеведческой деятельности.
Целью краеведческого образования является формирование у учащихся системного представления о территории проживания (области, крае, республике) как целостном географическом регионе и одновременно как субъекте Российской Федерации и мирового (глобального) географического пространства, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления, а также развитие представлений о регионе как сложном, динамически развивающемся географическом пространстве, в котором осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение и саморазвитие личности; в котором взаимосвязи природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений имеют большое практическое значение. Цель краеведческого образования состоит и в том, чтобы сформировать общечеловеческую культуру учащихся через приобщение к конкретным знаниям по географии, истории, биологии, литературе и экологии своего региона.
К краеведению наиболее близки такие передовые участки гуманитарной науки как локальная история, история повседневности . Комплексные науки связаны не столько с объектами реальности, сколько с различными аспектами деятельности человека, преобразующего эту реальность. Краеведение предстаёт прекрасным и убедительным примером междисциплинарного знания, которое включает в себя географические, исторические, биографические, демографические, фольклорные, литературоведческие, экологические, социологические, музееведческие, бытописательские, библиографические аспекты . Эту идею подчёркивает и С. О. Шмидт, утверждая, что краеведческое знание - комплексное знание: географическое, экологическое, историческое и шире - историко-культурное (историко-литературное, историко-экономическое), что метод краеведения опирается на междисциплинарные научные связи, учитывает и выводы научных теорий и первичные наблюдения обычной житейской практики, что краеведение соединяет научную, научно-популяризаторскую и общественную деятельность, к которой причастны и учёные-специалисты и значительно более широкий круг лиц, преимущественно местные жители . Взаимодействие в краеведческой работе различных видов человеческих знаний и деятельности способствует постепенному формированию научно-теоретического ядра краеведения в тесной связи с общекультурной просветительской работой.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» указано, что главные задачи современной школы – воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. В решении данной задачи важное значение придается изучению дисциплины История.
В нашем техникуме краеведением занимаются преподаватели различных дисциплин гуманитарного цикла. Под руководством опытных наставников студенты проводят исследовательскую работу, результатом которой, в частности, может быть устный журнал. При подготовке журнала используются различные методы работы. Метод исследования, который строится на четком понимании исследователем, что необходимо найти, узнать, сопоставить. Важным аспектом исследовательской работы является формирование воспитательной функции. Необходимо показать исследователю как переплетается история родного края с историей страны. Научно - исследовательская работа тогда считается законченной, когда становится достоянием общественности. Это может быть выступление на конференциях, печать в периодических изданиях, доклады на уроках и занятиях, презентации и т.д. с последующей оценкой, разбором ситуаций, критикой со стороны общественности. Все это делает исследование - продуктивным, заинтересовывает студента в дальнейшем продолжении работы, активизирует познавательную деятельность, развивает креативное мышление, интерес к краеведческой работе.
Метод проектов. Метод проектов направлен на развитие самостоятельной деятельности учащихся , что не мало важно в изучении истории родного края. Особенность проектного метода в том, что после сбора материалов, вещественных доказательств и их анализа на конечном этапе работы студенты должны получить конкретные, «осязаемые» результаты готовые к внедрению. Проектный метод ориентирован как на индивидуальную, так и групповую самостоятельную деятельность учащихся. Этот метод предполагает решение какой-либо проблемы, предусматривающей использовать разнообразные методы обучения. Это могут быть темы, связанные с историей родного города, семьи, декоративным искусством Малой Родины, в которых студенты решают ту или иную проблему. Итогом такой работы стало проведение открытого мероприятия в форме устного журнала. При подготовке преподаватели провели анализ фактического материала, который может служить темой бинарного урока. Затем проанализировали, в какой степени этот материал поможет повысить мотивацию деятельности студентов. Следующим шаг - поиск наиболее рациональной формы проведения урока. Такой формой стало открытое мероприятие, в ходе которого была представлена мультимедийная презентация о городе Егорьевске, в актовом зале техникума были представлены – выставка книг по теме, выставка рисунков и других творческих работ. Культурно – досуговый Центр народного творчества «Родник» был гостем и активным участником мероприятия. Активисты Центра провели викторину о Егорьевске в форме кроссворда, различные конкурсы, продемонстрировали фильм о Егорьевске. Студенты техникума прочитали стихи собственного сочинения.
Компьютерные технологии. Компьютерные технологии - система получении, анализа, обработки информации с помощью современных технических возможностей. В век глобальной компьютеризации человеку из провинции можно получить информацию, не выходя из дома (Интернет), это значительно сокращает поиск исторических справок, документов, информации, дает возможность доступа в архивы, библиотеки, на интернет - страницах. С внедрением компьютерных технологий поиск и исследование проходит быстрее и качественнее. Студенты не только могут получать информацию, но и делиться ею, общаться с другими заинтересованными краеведением людьми. Итогом работы стала презентация полученного материала. Мотивация и стимулирование деятельности студента – принять свое посильное участие в благородном деле сохранения памяти об истории нашего родного города. Целевая установка – затронуть тонкие струны души каждого студента – ведь все мы – жители России, творцы ее истории. Активизация необходимых знаний – при подготовке к уроку студенты активизировали свои знания краеведческого материала, прошлого, настоящего родного края, его природы, достопримечательностей, творчества. План устного журнала «Мое родное Подмосковье».
Тема программы – Российская история и литература, как отражение знаменательных событий прошлого.
Тема мероприятия – «Люби свой край».
Тип урока – обобщение и систематизация знаний, полученных в процессе подготовительной работы.
Вид урока – устный журнал.
Цели образования -
- Формирование знаний об истории, культуре, традициях родного края, развитие умения сопоставлять эти знания, формирование навыков составления и выполнения доклада, используя как исторические официальные источники, так и материалы литературных произведений.
- Воспитание патриотических взглядов, воспитание личностных качеств – гордость за свою родину.
- Развитие интереса к чтению художественной и публицистической литературы, просмотру познавательных фильмов.
Методическая цель - создание условий для формирования знаний о родном крае. Такие условия создаются благодаря предварительной творческой, исследовательской, проектной работе студентов по составлению докладов, презентации на заданную тему, консультации педагога, работе с рекомендуемой литературой, Интернет - ресурсами, выполнению рисунков на тему, подбору видеосюжетов, эстетическому оформлению аудитории, в которой будет проходить устный журнал.
Материально - техническое обеспечение урока включает в себя мультимедийную систему , рисунки студентов, экспонаты уголка боевой славы, книги , фотогазета, аудио и видеозаписи.
Межпредметные связи – история и литература.
Дидактическая структура урока. Мотивация и стимулирование деятельности студента – принять свое посильное участие в благородном деле сохранения памяти о патриотической истории нашей Родины, ее участниках и героях.
Целевая установка – затронуть тонкие струны души каждого студента – гражданина России, гражданина Подмосковья.
Цель урока: сформировать представление о долге, чести, ответственности, нравственности, понимание того, что без патриотизма невозможно привести Россию к возрождению. Задачи: 1) познакомить с достопримечательностями, культурой, традициями родного края ; 2) воспитывать уважение молодёжи к истории родного края; 3) способствовать формированию у молодёжи готовности к защите Родины, к трудовым свершениям на благо своей малой Родины.
Краткое описание: Растить патриотов в наше время непросто. Среди наиболее действенных средств подготовки молодежи к служению Отечеству, воспитания ее в духе любви к Родине, российскому народу важное место занимают открытые мероприятия. Использование новых информационных технологий в ходе проведения мероприятия позволит вызвать глубокий эмоциональный отклик в душах студентов. Подготовительная работа включала в себя: 1) изучение информации по вопросам: история г. Егорьевска 2) диагностика студентов: «Каков он, патриот современной России?» 3) проведение «Экскурсии в личную историю» методом интервьюирования участников боевых действий, членов семьи, знакомых, ветеранов.
Активизация необходимых знаний – при подготовке к уроку каждый студент активизировал свои знания истории, литературы, по знаменательным историческим событиям, дополнял их , а во время выступления активизирует знания слушателей, через эмоциональное воспроизведение событий.
Мероприятие можно считать успешным в том случае, когда оно достигло своей цели, способствовало патриотическому воспитанию молодежи на примере патриотических страниц нашей истории, подвигов героев, ополченцев, тружеников тыла. Подобные мероприятия проходят на высоком эмоциональном уровне. У студентов проявляется интерес к истории и культуре родного края, его прошлому и настоящему, желание узнать больше о своих близких – участниках военных событий, стремление побывать на экскурсии в уникальных местах нашей малой родины, родного города Егорьевска. В ходе подготовки и проведения подобных мероприятий формируется гражданская общероссийская идентичность, чувство гордости военными победами предков, что является неотъемлемой частью отечественного исторического сознания. Изучая краеведение, студенты узнают историю повседневности, историю религий, в первую очередь православия. Выстраивается логическая цепочка – история малой Родины-история России – история человечества.
Литература.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
Проект историко – культурного Стандарта.
Литература по краеведению г. Егорьевска «Книга Памяти23, В.И.Смирнов «Мы-егорьевсцы», энциклопедия российских сел и деревень.