Краткое описание проекта: в проекте рассматриваются возможности формирования национального самосознания, гражданственности и патриотизма учащихся, развития у них исторической и социальной памяти, ценностного отношения к национальной культуре, духовному наследию казахского народа, народа Казахстана в целом; становление интеллектуальной и конкурентоспособной личности, обладающей навыками межкультурной коммуникации, способной преодолевать этнические стереотипы и строить конструктивный диалог с представителями других культур; даются методические рекомендации по реализации национальной идеи; приводится пример сценария урока (фрагмент) по внедрению национальной идеи «М?нгілік Ел».
Тип проекта по методу: исследовательский
по цели: практико-ориентированный
по времени реализации: долгосрочный.
«Общенациональная идея «M??гілік Ел» должна стать крепкой идейной основой не только Стратегии «Казахстан-2050», но и нерушимой, непоколебимой идейной основой становления государства Казахстан ХХI века». Н.А. Назарбаев.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ «М?нгілік Ел»».»
САБАҚТАРДА ЖӘНЕ СЫНЫПТАН ТЫС ЖҰМЫСТАРДА
«Мәңгілік Ел» ҰЛТТЫҚ ИДЕЯСЫНЫҢ МӘНМӘТІНІНДЕ
ЖЕКЕ ТҰЛҒАНЫ ТӘРБИЕЛЕУДІҢ» ПРАКТИКАЛЫҚ-БАҒЫТТАЛҒАН ИННОВАЦИЯЛЫҚ ЖОБАСЫ
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
«ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ «Мәнгілік Ел» НА УРОКАХ И ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».
И.П. Триханова
Учитель истории, обществознания и религиоведения КГУ «Средняя школа № 7 г. Зыряновска»
Краткое описание проекта: в проекте рассматриваются возможности формирования национального самосознания, гражданственности и патриотизма учащихся, развития у них исторической и социальной памяти, ценностного отношения к национальной культуре, духовному наследию казахского народа, народа Казахстана в целом; становление интеллектуальной и конкурентоспособной личности, обладающей навыками межкультурной коммуникации, способной преодолевать этнические стереотипы и строить конструктивный диалог с представителями других культур; даются методические рекомендации по реализации национальной идеи; приводится пример сценария урока (фрагмент) по внедрению национальной идеи «Мәнгілік Ел».
Тип проекта по методу: исследовательский
по цели: практико-ориентированный
по времени реализации: долгосрочный.
«Общенациональная идея «Mәңгілік Ел» должна стать крепкой идейной основой не только Стратегии «Казахстан-2050», но и нерушимой, непоколебимой идейной основой становления государства Казахстан ХХI века». Н.А. Назарбаев.
Актуальность проектирования.
В «Плане нации - 100 шагов по реализации пяти институциональных реформ» Главы Республики Казахстан Н.А. Назарбаева (май 2015 г.), 85 и 89 шаги посвящены идее «Мәңгілік Ел» в виде задачи по созданию проекта патриотического акта и задачи внедрения ценностей «Мәңгілік Ел» в действующие учебные программы школьного образования.
Идея «Мәңгілік Ел» волновала Президента нашей страны с 2010 года, впервые прозвучавшая на торжественном собрании, посвященном Дню Независимости Республики Казахстан, 15 декабря 2010 года, и она нашла отражение в одноименной триумфальной арке, названной «новым символом современного Казахстана и триумфа казахстанского народа, реализовавшего многовековую мечту о Независимости и суверенитете своей страны», которая была открыта 16 декабря 2011 года.
Идею «Мәңгілік Ел» в расширенном варианте Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев озвучил в своем Послании народу Казахстана «Стратегия "Казахстан-2050": Новый политический курс состоявшегося государства» от 14 декабря 2012 года.
Возвращение к идее «Мәңгілік Ел» произошло 14 декабря 2013 года, когда с участием Президента РК Н. Назарбаева состоялось торжественное собрание, посвященное Дню Независимости Республики Казахстан. Обращаясь к участникам собрания, Президент страны отметил, что 16 декабря 1991 года в созвездии наций мира зажглась новая звезда – Республика Казахстан и назвал семь бесценных достояний, первое которых – «наша священная и достойная страна, «Мәңгілік Ел».
В наиболее полной форме идея «Мәңгілік Ел» прозвучала в Послании Президента «Нурлы жол – путь в будущее» от 17 января 2014 года: «"Мәңгілік Ел" – это национальная идея нашего общеказахстанского дома, мечта наших предков. За 22 года суверенного развития созданы главные ценности, которые объединяют всех казахстанцев и составляют фундамент будущего нашей страны. Они взяты не из заоблачных теорий. Эти ценности – опыт Казахстанского Пути, выдержавший испытание временем.
В этом же Послании глава государства поручил организовать разработку и принятие Патриотического акта "Мәңгілік Ел", призвав все политические и общественные силы страны не быть равнодушными и подключиться к работе.
Так же он отметил: «В системе общегражданских ценностей должна выступать идея Мәңгілік Ел — должна быть, как вторая Конституция. Обсудить на сессии Ассамблеи народа Казахстана и выработать документ Мәңгілік Ел, который понятен всем. В школах необходимо ввести программу обучения преподавания ценности всеказахстанской идеи Мәңгілік Ел». Н.А. Назарбаев.
В связи с этим выбранная мною тема не случайна и имеет большую значимость в учебно-воспитательном процессе.
Постановка проблемы, на решение которой направлен проект.
Республика Казахстан на сегодняшний день успешно преодолевает период развития своей независимости и коренных преобразований в многосторонних отраслях государственных структур, соответствующих образцовым моделям цивилизованных стран мира.
В динамично меняющихся условиях сегодняшней жизни возникает современный социальный заказ общества на формирование политически грамотной личности с активной гражданской позицией, которая сможет не только адаптироваться к быстро меняющимся социально-экономическим условиям жизни, но и самостоятельно ориентироваться в ситуациях окружающей жизни, отвечая за свои поступки.
В процессе реформирования и модернизирования общества незаменимую роль в становлении социально-политического сознания и взгляда, политической культуры и менталитета казахстанской молодёжи играет процесс социализации.
Динамизм изменения общества требует от общеобразовательных учреждений адекватной реакции на реализацию социального заказа. Совместная деятельность школы, семьи, других социальных институтов должна помочь обучающимся обрести определённый уровень гражданской зрелости — комплекс компетентностей гражданина, сознательно, активно и конструктивно участвующего в общественной жизни, в решении задач развития общества. Будущие выпускники должны овладеть относительно завершённой системой знаний, умений и представлений в области наук о природе, обществе и человеке. Итогом должны стать компетентности, позволяющие осуществлять типичные социальные роли современного человека.
Гипотеза: реализация национальной идеи «Mәңгілік Ел» обеспечит решение проблем, связанных с формированием национального самосознания, гражданственности и патриотизма обучающихся, развития у них исторической и социальной памяти, ценностного отношения к национальной культуре, духовному наследию казахского народа, народа Казахстана в целом; становление интеллектуальной и конкурентоспособной личности, обладающей навыками межкультурной коммуникации, способной преодолевать этнические стереотипы и строить конструктивный диалог с представителями других культур.
Объект и предмет проектирования.
Объект: деятельность участников учебно-воспитательного процесса
Предмет: национальная идея «Mәңгілік Ел»
Цель и задачи проекта.
Цель: раскрытие возможностей национальной идеи «Mәңгілік Ел» на уроках и внеклассной деятельности в формировании национального самосознания, гражданственности обучающихся и воспитании социально адаптированной личности.
Задачи:
1.Изучить и проанализировать различные информационные источники по теме проекта.
2.Составить и апробировать сценарии уроков и внеклассных мероприятий на основе национальной идеи «Mәңгілік Ел».
3.Составить методические рекомендации для учителей.
4.Расширить «образовательное пространство» кабинета истории.
Принципы проекта.
Открытость-возможность включения в разработку и реализацию проекта всех заинтересованных субъектов.
Сотрудничество- комплексная работа и взаимодействие с максимальным количеством партнёров из разных сфер общественной жизни.
Ожидаемые результаты.
Прямые:
-Систематизация информационных источников по теме проекта.
-Сценарии уроков, внеклассных мероприятий и мультимедийное сопровождение.
-Пакет заданий для обучающихся на основе национальной идеи «Mәңгілік Ел».
-Методические рекомендации для учителя.
-Продукты деятельности учащихся.
Косвенные:
-Повышение уровня гражданственности и патриотизма обучающихся.
-Повышение интереса у учащихся к предметам гуманитарного цикла, проектно-исследовательской деятельности.
-Включение родителей в учебно-воспитательный процесс.
Деятельность в рамках проекта.
Проект предполагает достижение поставленных целей и задач через три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
Подготовительный этап.
1.Сбор, анализ, подбор необходимых информационных источников по теме проекта.
2. Разработка плана-графика проектной деятельности.
3.Информирование участников учебно-воспитательного процесса о проекте, его значимости, потенциале и пользе на заседаниях МО и педагогическом совете.
3.Создание сценариев уроков и внеклассных мероприятий на основе национальной идеи «Mәңгілік Ел».
4. Моделирование заданий для обучающихся на основе национальной идеи «Mәңгілік Ел».
5.Разработка, редактирование и дизайн мультимедийного сопровождения.
6.Апробация уроков и внеклассных мероприятий.
7.Создание методических рекомендаций для учителей.
8.Рецензирование уроков и внеклассных мероприятий на основе национальной идеи «Mәңгілік Ел».
Заключительный этап.
1.Подведение итогов.
2.Оценка и мониторинг эффективности проекта.
Возможности развития. Устойчивость проекта.
По времени реализации проект долгосрочный. Особенностью проекта может быть его масштабируемость, дополняемость и изменяемость.
На основе данного проекта планируется:
-участие в различных педагогических конкурсах,
-публикации и распространение опыта.
Основной этап деятельности.
В рамках работы над проектом мною был систематизирован информационный материал по теме проекта - это Послания Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана, Концепции по формированию и развитию казахстанской идентичности от 23.05.1996 года и 28.12.2015 года, изучен и проработан учебник для ВУЗОВ ««Mәңгілік Ел» 2015 года издания, сопутствующие ему документы и литература.
Национальная идея «Мәңгілік Ел», как компонент духовной жизни общества, выполняет смыслообразующую, этноформирующую, ценностно ориентирующую и общественно консолидирующую функции. В ее основе лежат такие ценности, как духовность нации, любовь к историческому облику и творческому акту своего народа, вера в его духовную силу, его духовное призвание, понимание народом своей культурной самобытности и духовной миссии, глубин и перспектив общественного развития, единство исторической памяти и образа будущего.
Таким образом, воспитание и социализация личности ребёнка должны осуществляться в контексте трех важнейших составляющих национальной идеи «Мәңгілік Ел»:
-Этноформирующей, осуществляется за счет этнического воспитания, направленного на развитие этнической идентификации и этнической социализации;
-Гражданской, осуществляется за счет поликультурного воспитания, направленного на развитие гражданской идентификации;
-Общенациональной, осуществляется за счет интеллектуального воспитания, направленного на развитие конкурентоспособности.
1. Этническое воспитание-
это целенаправленный процесс формирования национального самосознания, гражданственности, патриотизма, уважения к законности и правопорядку, внутренней свободы и чувства собственного достоинства;
• понятие о конфессиональной принадлежности своего народа, признание ее нравственных принципов;
• сформированность представления о богатстве этнокультуры Казахстана.
Механизм реализации.
Через учебный предмет, включая в процесс урока высказывания и тексты произведений Президента Республики, внеурочную деятельность, в частности популяризацию государственных символов Республики Казахстан, краеведческую работу и другое. (см. Приложение 1, 2)
2. Поликультурное воспитание.
В контексте поликультурного похода осуществляется полиэтническое, поликультурное воспитание и образование.
Целью полиэтнического воспитания должно быть привитие гармоничных, естественно-позитивных, осмысленно-гуманных без оглядки на этнос,
отношений.
Поликультурное образование «понимается как процесс формирования человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.
Поликультурное образование - это педагогический процесс, в котором репрезентированы две или более культуры, отличающиеся по языковому,
этническому, национальному или расовому признаку.
Механизм реализации.
Через учебный предмет, дополнительное образование, внеурочную деятельность, которые расскрывают самобытную культуру не только государствообразующей нации, но и представителей других этносов и народностей, проживающих в Казахстане. (см. Приложение 3)
3. Интеллектуальное воспитание —
- это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая обеспечивает оказание каждому обучаемому индивидуальной педагогической помощи с целью развития его интеллектуальных возможностей. Цель развития интеллектуального потенциала личности направляется на формирование конкурентоспособной нации в моральном и интеллектуальном плане.
Критерии:
желание и готовность учиться на протяжении всей жизни;
умение самостоятельно добывать знания и пользоваться информацией для улучшения условий жизни или развития у себя способностей к познанию;
способность мыслить критически, анализировать и эффективно использовать полученную информацию;
овладение навыками ведения дискуссии
Механизм реализации.
Через учебный предмет, кружки и занятия по интересам, например, «Музейное дело», совместные проектные работы с учащимися (работа над проектом по теме «Людей не интересных на свете нет. Е. Евтушенко», олимпиады, научно-практические конференции. (см. Приложение 4)
Таким образом, воспитание и социализация личности ребёнка происходит на основе трёх составляющих национальной идеи «Мәңгілік Ел», в механизм реализации которой включены разнообразные уроки, внеклассные мероприятия, индивидуальная работа с детьми, базирующиеся на национальной идее.
Так как проект долгосрочный, работа над ним продолжается, пополняется банк разработок уроков, внеклассных мероприятий, заданий для учащихся, видеотеки по предмету и внеклассным мероприятиям, разрабатываются методические рекомендации для учителей.
Педагогические усилия должны быть направлены на то, чтобы вырастить человека творческого и талантливого, любящего родных и близких, свой народ, свою Родину, настоящего гражданина своей страны. Для достижения эффективности необходимо не только дать знания и умения, способствующие формированию соответствующих идеалов, принципов и мировоззрения, но и развивать необходимые личностные качества, духовный мир детей и учащейся молодежи, чтобы они стали достойными гражданами своей страны.
В этом нас объединяет национальная идея «Мәңгілік Ел», провозглашённая Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым в своём очередном ежегодном Послании народу Казахстана в 2014 году.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Выступление Президента Казахстана Н. Назарбаева на торжественном собрании, посвященном Дню Независимости Республики Казахстан. 15 декабря 2014 года.
Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Нұрлы Жол - путь в будущее», г. Астана, 11 ноября 2014 года.
Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее», 17 января 2014 года.
Послание Президента Республики Казахстан - Лидера Нации Н.А. Назарбаева Народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства», Астана, 14 декабря 2012 года.
Концепция укрепления и развития казахстанской идентичности и единства, 28 декабря 2015 года.
Концепция формирования государственной идентичности Республики Казахстан, 23 мая 1996 год.
Учебник для вузов «МӘҢГІЛІК ЕЛ» под ред. д.п.н., академика Пралиева С.Ж., г. Алматы, издательство «Ұлағат», 20015 год.
Г. Илеуова «МӘҢГІЛІК ЕЛ: между национальной идеей и патриотическим актом».
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Приложение 1.
СЦЕНАРИЙ УРОКА ПО ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА. 7 класс.
Раздел 7:Этнические процессы на территории Казахстана в XIV-XV веках. Формирование казахской нации. 2 часа.
Тема 1: Этнополитические процессы в Казахстанев XIV-XV веках. 1 час.
§ 31. (уч.2012 г. изд.)
Цели : познакомить учащихся с процессом становления казахского народа.
Задачи: 1. Образовательные: - рассмотреть и уяснить понятия «этнос», «этнополитическая общность», «народ», «народность», «нация».
-выделить этапы становления казахского народа.
-показать роль государств на территории Казахстана в консолидации казахского народа.
2. Воспитательные:
-Способствовать социализации личности ребёнка на основе этнической идентификации с Родиной
-Способствовать формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства гордости за свою страну 3. Развивающие: -умения анализировать, делать выводы, используя текст учебника, дополнительную литературу.
УМК: ГОСО, утвержденным постановлением Правительства РК от 23 августа 2012 года №1080.
Учебная программа «История Казахстана», утвержденной Приказом МОН РК №115 от 3. 04. 2013 г. НАО им. Ы. Алтынсарина, Астана, 2013
Внесены изменения и дополнения согласно приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 июня 2015 года №393.Учебная программа для 5-9 классов уровня основного среднего образования. – Астана: НАО им. И. Алтынсарина, 2015. – 27 с. Зарегистрирована в Министерстве юстиции Республики Казахстан №11659 от 14 июля 2015 года.
Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях Республики Казахстан в 2015-2016 учебном году», НАО им. Ы.Алтынсарина, Астана,2015г.
Учебник для 7 класса общеобразовательной школы «История средневекового Казахстана», С. Жолдасбаев, Алматы «Атамура». 2012 год.
Послания Президента Республики Казахстан Н.А. Назарабаева.
«Концепция укрепления и развития казахстанской идентичности и единства» от 28.12.2015 года.
Учебник для вузов «МӘҢГІЛІК ЕЛ» под ред. д.п.н., академика Пралиева С.Ж., г. Алматы, издательство «Ұлағат», 20015 год.
Предполагаемы результаты урока:
Учащие имеют полное представление :
- о значении понятий «этнос», «этнополитическая общность», «народ», «народность», «нация»;
-об исторических периодах формирования казахского народа.
-о формировании на территории Казахстана племен и народов у которых формируются единый язык, культура, обычаи, традиции;
-о политическом положении первых государств на территории Казахстана;
-имеют представления об этническом составе государств на территории Казахстана;
Ход урока:
І. Орг. момент.
Психологический настрой.
Кто-то когда-то
Просто и мудро
Придумал здороваться
Доброе утро!
Доброе утро, солнце и птицам,
Доброе утро, улыбчивым лицам!
2.Подготовка к усвоению новой темы:
Учитель:
Ребята, сегодня первый урок «Этнополитические процессы в Казахстанев XIV-XV веках» по изучению 7 раздела: «Этнические процессы на территории Казахстана в XIV-XV веках. Формирование казахской нации».
Эпиграфом к нему будут слова взятые из «Концепции формирования государственной идентичности Республики Казахстан» от 23.05.1996 г.
«Этническим центром казахов является Казахстан. Нигде в мире они не обладают другой государственностью, которая проявляла бы заботу о сохранении и развитии казахов как этноса, об их культуре, образе жизни, языке, традициях».
? к учащимся:
Как вы понимаете данное высказывание?
Все ли слова цитаты понятны?
Как вы понимаете значение слова «этнос»?
3.Знакомство учащихся с целями и задачами урока, с планом работы на уроке.
Итак, наша первоочередная задача разобрать значение слов «этнос», «этнополитическая общность», «народ», «народность», «нация».
ПЛАН УРОКА:
I. Этнические процессы на территории Казахстана в древние века и в период средневековья.
II. Роль государств на территории Казахстана в консолидации казахского народа.
4.Изучение новой темы.
1.
Проблемный ?
Что же такое «этнос», «этнополитическая общность», «народ», «нация», «народность»?
Задание :
Ваша задача сейчас проанализировать выдержки из произведения известного учёного историка-этнолога, востоковеда Льва Николаевича Гумилёва «Конец и вновь начало» и дать объяснение понятиям 1 вариант- «этнос», 2 вариант- «нация». Время на прочтение 7 минут.
Психологические аспекты национального самосознания личности.
Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. – М., 2001.
Этнос (от греч. ethnos - племя, группа, народ) - исторически сложившаяся достаточно устойчивая общность людей, обладающая едиными языком и культурой, а также общим самосознанием. «Именно в рамках этносов, контактирующих друг с другом, творится история, ибо каждый исторический факт есть достояние жизни конкретных народов»
Л.Н. Гумилев считал, что этнос - явление географическое, всегда связанное с ландшафтом, который кормит приспособившихся к нему людей и развитие которого в то
же время зависит от особого сочетания природных явлений с социальными и искусственно созданными условиями. Вместе с тем, Гумилев всегда подчеркивал психологическое своеобразие этноса, считая, что это «коллектив людей, который противопоставляет себя всем другим коллективам не из сознательного расчета, а из чувства комплиментарности и подсознательного ощущения взаимной симпатии и общности людей, определяющего противопоставление «мы и они» и деление на своих и чужих».
Жизнь этноса, считал Гумилев, подобна жизни человека, и, как и человек, этнос смертен. Любой этнос всегда проявляет себя как сложная социальная система. К признакам, выражающим системные свойства существующего этноса и отделяющим его от других, относятся язык, народное искусство, традиции, обычаи, нормы поведения.
Традиционно этносы делятся на три типа.
К самому раннему типу относятся род и племя, характерные для первобытно-общинного строя.
Второй тип этноса - народность - обычно связывается с рабовладельческой и феодальной формациями или же обозначает этнические общности и группы, населяющие страну и имеющие те или иные формы национально-территориальной автономии.
Третий тип этноса - нация - возникает с развитием капиталистических отношений и всемерной интенсификацией экономических связей.
Что же касается нации (от лат. natio - народ) - большая социальная группа, высший этап развития этноса, представляющий собой определенную чрезвычайно сплоченную общность людей, характеризующуюся единством территории, языка, культуры, черт национальной психики, а также очень тесными экономическими связями.
Понятие «нация» несколько шире и сложнее понятий «этнос», «этническая группа», поскольку в любую нацию могут входить представители нескольких этнических групп, осознанно идентифицирующих себя с конкретной национальностью самоопределяющихся в отдельную территориально-государственную и (или) социокультурную систему.
Все же главную роль в формировании и развитии нации играют социально-экономические факторы. И одним из главных признаков существования нации является историческая память, представляющая собой заветы старины, предания отцов, чувство единородства, т.е. приобщенности к духовной миссии своего рода, народа, нации, Родины. Человек, обладающий исторической памятью, осознает свое место в духовной наследии поколений.
Обсуждение понятий, запись в тетрадь определений.
2.
Учитель:
· Формирование казахского народа длилось приблизительно четыре тысячи лет начиная с эпохи бронзы (2 тысячелетие до н.э.- начало 1 тысячелетия до н.э.), когда на территории Казахстана жили андроновские племена европеоидного типа.
· За четыре исторические эпохи казахский народ пережил культурно историческое развитие в языковом, этническом и антропологическом плане;
· Такие этнические группы, как: саки, уйсуни, канлы, кыпчаки, найманы составили основу казахского этноса.
3.
«Мозговой штурм»
1. Перечислите государства раннего средневековья (можно использовать содержание учебника)
Тюркский каганат 552-603 гг
Западно-тюркский каганат 603-704 гг
Тюргешский каганат 704-756 гг
Карлукский каганат 756-940 гг
Огузское государство конец IX -начало XIвв
Кимакский каганат конец IX -начало XIвв
Государство Караханидов 942-1210 гг
Государство Карахитаев 1128-1213 гг
Государство найманов и кереитов пер.полов XI-начало XIII вв
Кыпчакское ханство пер.полов XI-начало XIII вв
Вопрос:
Какова роль этих государств, в процессе формировании казахского народа?
(население этих государств легло в основу казахского этноса)
2.Как повлияло монгольское завоевание на формирование казахской народности?
Работа с учебником с.с. 131-132
(Принесло зло и ущерб монгольское нашествие местному населению. Приостановило процесс сложения казахской народности на 150-200 лет).
3. Какие государства существовали в послемонгольский период? (содержание учебника)
· Ак Орда - XIV - XV вв
· Государсво Могулистан - середине XIV - начало XVI вв
· Ханство Абулхаира - 1428-1468 гг
· Ногайская Орда - XIII – XV вв.
В состав данных государств входили такие этнополитические общности, как мангыты, узбеки, дулаты, кыпчаки и другие.
Проблемный вопрос
Какое же определение можно дать термину «этнополитическая общность»?
Таким образом,
Этнополитическая общность- это население определённого исторического региона, которое ещё не сформировалось до уровня народности и состояло из отдельных объединений родов и племён.
Запись определения в тетрадь.
4. Место кыпчакских племен в становлении казахского народа?
Работа с учебником с. 132.
Подведём итог.
Этнополитические общности на территории Казахстана, ещё не сложившиеся в народность стремятся обособиться. По свидетельству Рузбихана , казахи были самыми многочисленными и воинственными, стремящимися к самостоятельности.
5. Закрепление урока: (фронтальный опрос по новой теме)
1.Сколько этапов можно выделить в процессе сложения казахского народа?
2. Какие племена вошли в состав казахского народа? 3. Что такое «этнополитическая общность», «этнос», «нация», «народ», «народность» ?
6. Домашнее задание. § 31, вопросы в конце §, учить новые термины.
Приложение 2.
СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА 6 класс.
Тема: Государственные символы Республики Казахстан.
Цели: углубление знаний учащихся о символах Республики Казахстан.
Задачи:
•обобщить знания детей о государственной символике Республики Казахстан;
• создать условия для осознания учащимися значимости государственной символики;
• развивать познавательный интерес, расширять кругозор в области государственной символики;
• воспитывать у детей уважительное и бережное отношение к государственным символам Казахстана, к историческому прошлому и традициям народов нашей страны;
• воспитывать чувства патриотизма и любви к своей Родине.
Фома: интеллектуальная игра.
Используемое оборудование:
мультимедийное оборудование, музыкальное сопровождение, слайдовая презентация, раздаточный материал (буклеты).
Ход мероприятия.
Орг. момент.
Фанфары.
Мы рады приветствовать вас сегодня на нашем внеклассном мероприятии, которое пройдёт в форме интеллектуальной игры на знание истории государственных символов Республики Казахстан.
Сегодня за игровыми столами в интеллектуальном поединке сойдутся команды... 6-А и 6-Б классов, приглашаем их за свои столы.
Конечно, когда речь идет о конкурсе, игре или соревновании, очень важна роль арбитра. Справедливость и соблюдение правил, решение спорных вопросов сегодня зависит от нашего экспертного совета. Сегодня в составе экспертного совета…
Прежде чем непосредственно приступить к игре даём слово командам для представления…..
Представление команд (название, девиз, эмблема). (жюри оценивает)
Основная часть.
«Государственные символы – это одна из незыблемых основ нашего государства, нашего суверенитета. Они выражают священный объединяющий образ Независимости»
Нурсултан Назарбаев.
Такими словами, ребята, я хочу начать сегодня наше мероприятие, посвященное нашей необъятной Родине. Родина – это место, где мы родились и выросли. Сердце никогда не забудет нежный взгляд матери, дорогу в большую жизнь. Наша родина – Республика Казахстан. Получив независимость в 1991 году Казахстан, как суверенное государство, принял свои государственные символы.
А правила игры сегодня таковы. Перед вами, уважаемые участники, игровое поле, разбитое на сектора. По очереди команды выбирают сектор на свое усмотрение и отвечают на вопросы. Сектора имеют свою «стоимость», указанную на каждом секторе. В случае правильного ответа на вопрос команда получает указанное количество баллов, а в случае ошибки не получает ничего и право ответа переходит команде-сопернику. Команда, набравшая наибольшее количество баллов побеждает в игре.
А сейчас мы предлагаем провести жеребьёвку: кто первым из данного ряда слов выделит, что относится к Государственной символике, тот имеет право первым выбрать вопрос: (жюри наблюдает кто первым поднимает руку)
Кто является автором государственного флага РК? (Шакен Ниязбеков)
Назовите авторов государственного герба РК. (Жандарбек Малибеков Шота Уалиханов)
Почему при исполнении гимна принято вставать? (Так принято во всех странах мира)
4.Назовите дату принятия последнего, действующего Закона «О государственных символах Республики Казахстан» (4 июня 2007 года, изменения 28.06.2012) 5.Перечислите законодательно закрепленные государственные символы Республики Казахстан. (Государственный Флаг, Государственный Герб, Государственный Гимн)
20 баллов.
Что означает солнце на государственном флаге РК? (Покой и богатство)
Какое значение имеет изображение шанырака на государственном гербе РК? (Семейное благополучие, мир, спокойствие, общий дом)
Когда впервые был исполнен новый гимн РК? (11.01. на инаугурации Президента Н.А. в президентском дворце Акорда).
4.Назовите авторов Государственного Гимна Казахстана. (Музыка – композитора Шамши Калдаякова, слова – Жумекена Нажимеденова и Нурсултана Назарбаева)
5.Что символизирует изображение кереге? (единство трёх жузов)
30 баллов.
Что означает силуэт орла на государственном флаге РК? (Власть, державность, величие, гордость, свобода, зоркость, независимость, дальновидность, широта души степного народа)
Что означает пятиконечная звезда на государственном гербе РК? (Звезда с давних времен используется человечеством как символ власти, света, ведущего по жизни, манящей цели, стремления к возвышенному и вечности. На государственном гербе звезда выражает и нашу заветную мечту – присоединиться к современным высоко цивилизованным обществам, быть открытыми всем государствам и народам пяти континентов.)
В каком году был принят новый гимн РК? ( 10 января 2006 год – день рождения нового гимна Республики Казахстан).
4.Торжественная песня, которая исполняется в особо торжественных случаях (гимн )
5.Эмблема государства это (Герб)
40 баллов.
Цвет флага является своего рода носителем географической информации. Какой? (Он как бы на языке геральдики говорит всему миру о том, что Казахстан расположен на востоке земного шара, он — представитель восточной культуры...)
Что означает образ мифических коней на государственном гербе РК? (Храбрость льва, зрение орла и сила воли человека)
Когда впервые была написана музыка Гимна Казахстана? (В 1944 году композиторы Мукан Тулебаев, Евгений Брусиловский и Латиф Хамиди написали гимн Казахской ССР.)
Официальный отличительный знак государства ( Герб)
Синий цвет флага – это (Мир, спокойствие, благополучие, чистота намерений народа)
баллов.
1.Как должен использоваться Государственный Гимн Казахстана в учреждениях образования? (в организациях образования при церемониях открытия нового учебного года и окончания учебного года, а также при проведении иных торжественных мероприятий, пп.8 п.1 ст.8 гл.4 Закона «О государственных символах РК»)
В каких случаях Государственный Герб РК можно использовать в одежде? (Изображение Государственного Герба может быть использовано на знаках различия и форменной одежде, установленных для лиц, состоящих на воинской или иной государственной службе, в качестве элемента или геральдической ос-новы государственных наград Республики Казахстан, а также на спортивных костюмах спортсменов и других спортивных принадлежностях, п.3 ст.6 гл.3 Закона «О государственных символах РК»)
В каких случаях и на сколько Государственный Флаг РК может быть приспущен? (По случаю национального траура Государственный Флаг приспускается на половину высоты флагштока в течение срока национального траура, п.4 ст.4 гл.2 Закона «О государственных символах РК»)
Что представляет собой государственный флаг РК?
Что представляет собой государственный герб РК?
Звучит музыка капитаны, выходят капитаны команд.
Конкурс капитанов.
10 баллов.
1.Назовите дату официального утверждения новой столицы Республики Казахстан. (10 декабря 1997) 2.Где хранятся эталоны государственных символов нашей страны? (в Резиденции Президента)
20 баллов.
Какое учреждение расположено в сооружении, именуемом Акорда? (Резиденция Президента РК)
2. Почему в ходе обсуждения проекта герба была выбрана пятиконечная звезда? (Наше сердце и объятия открыты представителям всех пяти континентов.)
30 баллов
1.Сколько лучей у солнца на флаге РК? ( 32 луча)
2. Назовите размер флага. (Соотношение ширины флага к его длине 1:2)
40 баллов
Изображение какого государственного символа обязательно размещается на Свидетельстве о рождении и других документах, удостоверяющих личность гражданина Республики Казахстан? (герб, пп.4 п.2 ст. 6 гл. 3 Закона «О госу-дарственных символах РК»)
Расскажите припев гимна.
Қайырмасы:
Менің елім, менің елім,
Гүлің болып егілемін,
Жырың болып төгілемін, елім!
Туған жерім менің — Қазақстаным!
50 баллов.
В каких случаях изображения Государственных символов могут использоваться в качестве основы или элемента изображения? (Изображение Государственного Флага не может использоваться в качестве геральдической основы флагов общественных объединений и других организаций. Изображение Государственного Флага может быть использовано в качестве элемента или геральдической основы государственных наград, банкнот и монет Национального Банка РК, п.3 ст. 4 гл.2 Закона «О государственных символах РК») 2. Может ли владелец книжного магазина установить над парадным входом Государственный Флаг? Почему? (да, п.12 ст. 4 гл. 2 Закона «О государственных символах РК»)
Заключение.
Символы нашего государства есть неоспоримые свидетельства его суверенитета и независимости, единства народа и власти, выражая тем самым определенную государственную идею казахстанской демократии, консолидации и устремленности к общечеловеческим ценностям. Трудно кого-либо заставить гордиться государственными символами, но знать и уважать их обязан каждый гражданин, если он считает себя патриотом своей страны. А нам есть, чем гордиться: новая столица Астана стала символом процветания нашей молодой республики.
И пока жюри подводит итоги посмотрите видеоролик.
Церемония награждения.
Приложение 3.
СЦЕНАРИЙ УРОКА ПО ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА. 8 класс.
Тема 1: Начало формирования этнических групп в Казахстане.
Казахское население за пределами края. 1 час.
§§ 37-38. (уч.2012 г. изд.)
Тип урока: информативный.
Жанр урока: Ассамблея народов Казахстана
Форма урока: ролевая игра-реконструкция с элементами диалога.
Цели : детально рассмотреть одно из последствий переселенческой политики царизма-появление на территории Казахстана этнических групп и формирование казахских диаспор за пределами Казасхтана.
Задачи:
1. Образовательные:
- рассмотреть и уяснить понятия «миграция», « диаспора», «ассимиляция».
-познакомить с историей создания Ассамблеи народов Казахстана
- изучить историю этнических групп
2. Воспитательные:
-Способствовать социализации личности ребёнка на основе этнической идентификации с Родиной
-Способствовать формированию «Мы»-концепции, согласно национальной идее «Мәңгілік Ел»
-Способствовать формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства гордости за свою страну
-Способствовать формированию уважительного отношения к представителям разных диаспор, уважительного отношения к их культуре.
3. Развивающие:
1.развивать у учащихся важнейшие интеллектуальные умения:
-высказываться по изучаемой теме
-определять и раскрывать содержание исторических понятий, использовать их на уроке
1.Индивидуально-обособленная (подбор информации об Ассамблеи народов Казахстана, этнических группах, казахской диаспоре, составление вопросов для диалога)
2.Фронтальная
3.Групповая
4.Коллективная
УМК: ГОСО, утвержденным постановлением Правительства РК от 23 августа 2012 года №1080.
Учебная программа «История Казахстана», утвержденной Приказом МОН РК №115 от 3. 04. 2013 г. НАО им. Ы.Алтынсарина, Астана, 2013
Внесены изменения и дополнения согласно приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 июня 2015 года №393.Учебная программа для 5-9 классов уровня основного среднего образования. – Астана: НАО им. И. Алтынсарина, 2015. – 27 с. Зарегистрирована в Министерстве юстиции Республики Казахстан №11659 от 14 июля 2015 года.
Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях Республики Казахстан в 2015-2016 учебном году», НАО им. Ы.Алтынсарина, Астана,2015г.
Учебник для 8 класса общеобразовательной школы «История Казахстана XVIII в.-1914 г.», З.Е. Кабульдинов, А.Т. Кайыпбаева, Алматы «Атамура», 2012 год.
Ресурсы Интернета об Ассамблеи народов Казахстана.
Предполагаемы результаты урока:
Учащие имеют полное представление :
- о значении понятий «миграция», « диаспора», «ассимиляция».
-об истории создания Ассамблеи народов Казахстана, её целях и задачах.
-о формировании на территории Казахстана этнических групп и казахской диаспоры за пределами Казахстана
-истории этнических групп Казахстана: русские, украинцы, татары, белорусы, немцы, поляки.
-о казахах за пределами Казахстана
- составить вопросы для интервью
Ход урока:
І. Орг. момент.
2. Подготовка к усвоению новой темы:
Учитель:
Здравствуйте, уважаемые присутствующие!
Приветствую вас сегодня на заседании нашей малой Ассамблеи народов Казахстана.
У нас сегодня в гостях представители государствообразующего этноса- казахи и некоторых этносов, проживающих на территории Казахстана, представители СМИ.
Господин (жа) секретарь …………….. познакомит нас с планом работы Ассамблеи.
Учащийся рассказывает об истории Ассамблеи, её целях и говорит о плане урока.
Ассамблея народов Казахстана.
Идея создания Ассамблеи народа Казахстана была впервые высказана Президентом страны Н.А.Назарбаевым в 1992 году, на Первом Форуме народов Казахстана, посвященном первой годовщине Независимости. Указ о создании Ассамблеи был подписан Президентом страны Н.А.Назарбаевым 1 марта 1995 года. Главные задачи деятельности Ассамблеи- Сохранение в республике межнационального и межконфессионального согласия, стабильности в обществе; выработка предложений по проведению государственной политики, способствующей развитию дружественных отношений между представителями этносов, проживающими на территории Казахстана, содействие их духовно-культурному возрождению и развитию на основе соблюдения принципа равноправия; формирование политической культуры граждан, опирающейся на цивилизованные и демократические нормы; обеспечение учета многообразных национальных интересов в проводимой государством национальной политике и поиск компромиссов для разрешения возникающих в обществе социальных противоречий . Первый Президент Республики Казахстан является пожизненным Председателем Ассамблеи. В настоящее время в состав Ассамблеи входят 350 членов — это представители государственных органов, этнокультурных и других общественных объединений. Ассамблея в своей работе тесно взаимодействует с ассамблеями регионов, которые созданы во всех областных центрах, в Астане и Алматы. Начавшийся активный процесс возрождения национальных культур привел к созданию 22 республиканских и региональных этнокультурных объединений, которые объединяют 470 областных, городских и районных организаций. Сегодня в республике имеют этнообразования немцев, казахов, корейцев, татар, славян, чеченцев и ингушей, азербайджанцев, уйгур, русских, украинцев, евреев, поляков, турков, греков, армян, белорусов, дунган, курдов, узбеков, казаков, туркменов, болгар, дагестанцев, кыргызов, таджиков, карачаевцев и балкарцев, китайцев, чувашей, каракалпаков, ассирийцев, чехов, народов Прибалтики, грузин, осетин, лезгин, иранцев, бурятов, венгров, румын. В стране действуют более 100 национальных школ, функционируют 170 воскресных школ, где люди разных национальностей изучают 23 родных языка. Деятельность Ассамблеи способствует росту международного авторитета Республики Казахстан как страны, эффективно решающей проблемы межэтнических отношений. Вклад Ассамблеи по достоинству оценен на самом высоком уровне. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, совершивший визит в нашу страну, назвал Казахстан примером межэтнического согласия, стабильного, устойчивого развития для других государств мира. Высоко отозвался о казахстанском народе и Римский Папа Иоанн Павел II, посетивший Казахстан.
План урока.
1. Формирование этнических групп в Казахстане:
• Русское население.
• Украинцы.
• Татары.
• Белорусы.
• Немцы в Казахстане.
• Поляки.
2. Формирование казахского населения за пределами края:
Причины миграции казахов за пределы Казахстана.
Казахи на территории внутренних губерний Российской империи.
Особенности формирования казахского населения в Китае.
Казахи в Монголии.
Казахи в Туркмении.
Казахское население Узбекистана.
Казахи Афганистана.
Учитель:
На столах у вас лежат протоколы нашего заседания, которые вы заполняете по ходу заседания. Они вам помогут вам «Знать! Уметь!»
Знать!
Краткую историю этнических групп.
Уметь!
Оперировать историческими терминами:
Диаспора-
Миграция-
Ассимиляция-
ТАБЛИЦА № 1.
НАЧАЛО ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП В КАЗАХСТАНЕ.
Народы
Количество переселенцев
( в % соотношении)
Территория расселения
Положение переселенцев
Занятия
Развитие культуры
Русские
Украинцы
Татары
Белорусы
Немцы
Поляки
Представители других народов
ТАБЛИЦА № 2.
КАЗАХСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ ЗА ПРЕДЕЛАМИ КРАЯ.
Казахская диаспора
События, послужившие причиной эмиграции.
Территория расселения.
Количество переселенцев.
Занятия.
Казахи внутренних губерний Российской империи
Казахское население в Китае
Казахи, проживающие в Монголии.
Казахи, проживающие в Узбекистане.
Казахи в Афганистане.
4.Изучение новой темы.
В Республике Казахстан придаётся важнейшее значение межнациональному согласию. Об этом говорят ежегодные Послания Президента народу Казахстана, об этом говориться и в национальной идее «Мәңгілік Ел».
В Казахстане проживает более 130 представителей наций и народностей. В Республике проживает 17,948,000 человека (по данным на 1 июля 2014 года). Коренное население Казахстана – казахи – составляют 63,1% населения; русские (23,7%), украинцы (2,1%), узбеки (2,9%), татары (1,3%), уйгуры (1,4%), немцы (1,1%), а также представители других национальностей (4,4%).
В 1897 году в Казахстане проживало 4147, 7 тысяч человек из них 80%-казахи. Остальные жители представители других этнических групп.
Какова же их история?
Об этом нам расскажут они сами.
Учащиеся выступают по одному от первого лица: «Я русский, украинец, татары, белорусы, немцы, поляки» и рассказывают об этнических группах.
Все остальные в это время заполняют таблицу.
Учитель:
В результате переписи 1897 года узбеки-29.5 тыс. чел, башкиры-2,6 тыс. чел. туркмены-2,8 тыс. чел., калмыки-997 чел.
Со временем представители этнических групп подверглись постепенной ассимиляции-изменение, растворение одного народа в составе другого.
А теперь предоставляем слово корреспонденту газеты «Казах»
Ученик:
Я хотел (ла) бы обратиться к представителям государствообразующей нации, но которые по разным причинам оказались за пределами своей исторической Родины и составившими казахскую диаспору- этническая группа, живущая в новом районе своего расселения на положении национально – культурного меньшинства. ?
1.Почему вы покинули Родину?
2.И в каких регионах вы осели?
«Ученики-казахи» по одному отвечают на вопросы, кто проживают в России, Китае, Монголии, Туркмении, Узбекистане, Афганистане. Используя термин миграция- перемещение, переселение (например, населения внутри страны или из одной страны в другую).
Учитель:
Таким образом, в новое на территории сопредельных государств проживало значительное количество казахов и процесс формирования казахского населения за пределами Родины продолжался. А также на территории Казахстана проживало немало представителей других этнических групп. И до сегодняшних дней Казахстан- это полиэтническое государство, где сохраняется культурное наследие народов.
А теперь вернёмся к нашим протоколам и нашему разговору.
5. Закрепление урока: (фронтальный опрос по новой теме)
1.Причины переселения русских, украинцев, поляков и других этнических групп. (Отмена крепостного права. Колониальная переселенческая политика царизма).
2.Причины миграции казахов за пределы Казахстана. (Отмена крепостного права.
Колониальная переселенческая политика царизма).
3.На территории каких стран появились казахские диаспоры. (Китай, Россия, Монголия, Афганистан, Узбекистан, Туркмения).
4.Этническая группа, живущая в новом районе своего расселения на положении национально-культурного меньшинства. (Диаспора)
5. Перемещение, переселение. (Миграция).
6. Домашнее задание. §§ 37-38, вопросы в конце §, учить новые термины.
Мы завершили работу малой Ассамблеи народов Казахстана.
Спасибо всем за участие!
Приложение 4.
План работы кружка «Музейное дело» на 2015-2016 учебный год.
Девиз:
«Память - это тот посох, на который человек опирается в своем жизненном пути, она делает его зрячим…» (В.П.Астафьев).
Цель:
Помочь каждому ребенку занять активную жизненную позицию в ходе исследовательско - поисковой деятельности, в процессе познания окружающего мира; стать достойным гражданином своей страны, защитником Родины.
Задачи:
1.способствовать развитию интереса у молодого поколения к изучению своего края через практическое участие в работе музея, в сохранении памяти истории родного края и его людей;
2. Утверждать в сознании и чувствах ребят уважение к традициям, культурному и историческому прошлому своей страны, своего города;
3. Прививать школьникам чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Республики Казахстан;
4. Создавать условия для самовыражения, самореализации каждого члена школьного коллектива, через конкретные дела патриотической направленности.
№
Мероприятия
Сроки
1
Подразделение экспозиционно - фондовой работы
Сохранность фондов, их хранение и экспонирование
Постоянно в течении года
Переучет основного и вспомогательного фонда
Октябрь, январь
Оформление справочной картотеки
октябрь
Оформление новых экспозиций:
Экспозиция: «Учителями славиться Зыряновск» (о ветеранах педагогического труда школы)
ноябрь
Экспозиция «Выпускники школы в профессии учителя».
декабрь
« Старинная вещь, которая хранится в моей семье»
В течении года
Подбор наглядного материала для уроков Мужества:
Октябрята – кто они?
Пионеры – герои.
Герои Великой отечественной.
Январь
Февраль
апрель
2
Подразделение экскурсионной работы
Обзорная экскурсия по музею
октябрь
Январь
май
Тематические экскурсии по музею
В течении года
Сбор материала для новых экскурсий
В течение года
Участие в конкурсе «Открытка ветерану»
май
Конкурс сочинений «Школа моя родная»
Октябрь-ноябрь
Участие в акции «Навстречу юбилею»
ноябрь
Участие в конкурсе чтецов, посвященных 71-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне
апрель
Конкурс рисунков – плакатов патриотической направленности
Февраль апрель
3
Подразделение поисковой работы
«Вахта памяти»
В течении года
Фотоплакат об итогах поисковой работы
май
Сбор материалов: «Учителями славиться Зыряновск» (о ветеранах педагогического труда школы « Старинная вещь, которая хранится в моей семье». «Лучшие из лучших». «Умельцы нашей школы». «Спортивная история школы». «Выпускники школы в профессии учителя».
В течении года
) Акция «Подарок школьному музею».
В течении года
Конкурс фотографий о жизни школы
февраль
Помощь в написании исследовательской работы учащимися 5 класса, 9 класса
В течении года
4
Подразделение информационно – пропагандистской работы
«Визит года» (интересные встречи с заслуженными жителями микрорайона)
ноябрь
Ведение летописи главных дел и событий
В течении года
Книга Памяти школы (об учителях в истории школы)
Организационный период в течении года
Наглядное оформление музея по истории края
В течении года
5
Подразделение шефской работы
Шефская работа с тружениками тыла в годы Великой Отечественной войны.
Операция «Забота»
Апрель
Май
В течении года
Запись воспоминаний жителей микрорайона
В течении года
Проводит конкурс на лучшую организацию шефской работы среди классов школы
апрель
Проводит конкурс на лучший рассказ о ветеранах войны и труда
март
Проводит тесное сотрудничество с Советом ветеранов микрорайона
В течении года
6
Подразделение научно – исследовательской работы
Рефераты по истории войны и участия в ней наших жителей
март
Определение тем исследовательской работы
Сентябрь
ноябрь
7
Подразделение организационно – массовой работы
Уроки мужества
Апрель
Май
Конкурс чтецов ко дню Победы
апрель
Викторины «Что я знаю о Великой Отечественной войне», «Город наш – как ты живешь?»
Апрель
январь
Смотр патриотической песни «Молодость наших родителей»