Просмотр содержимого документа
«Поисковое направление краеведческого движения школьников и студентов в современной России»
«Поисковое направление краеведческого движения школьников и студентов в современной России»
Существует много направлений гражданско-патриотического воспитания молодежи. По нашему мнению, несмотря на их значимость, ведущее направление принадлежит поисковому движению (комплексу мероприятий по поиску и увековечению памяти павших защитников Отечества). Так как поисковики на сегодняшний момент – единственная сила в современном российском обществе, которая не только на словах, но и на деле сохраняет память о Великой Отечественной войне. В последнее десятилетие произошел всплеск интереса к поиску, так как поисковая деятельность создаёт все условия для развития личности.
Современное развитие российского общества требует возрождения патриотизма, как непременного условия становления России – великой державы. Патриотизм – фундамент общественного и государственного зданий, опора жизнеспособности и необходимое условие эффективного функционирования всей системы социальных и государственных институтов. Это особенно важно и актуально для педагогических вузов, т.к. именно в их стенах происходит становление будущих учителей. Поэтому в процессе их подготовки необходимо формировать и развивать целый комплекс позитивных качеств личности, основу которых составляют духовно-нравственная и социо-культурная составляющие. Не существует ни одного универсального рецепта, как воспитать настоящего гражданина, любящего свою Родину. Одним из путей реализации данной задачи является приоритетное изучение истории родного края, так как именно знание своей малой родины играет большую роль в становлении гражданственности и патриотизма.
Несмотря на то, что сегодня на первый план в обществе вышло стремление к собственной выгоде и престижу, необходимо все же ориентироваться на воспитание школьников и студентов, готовых приносить пользу как обществу, так и человечеству в целом. Поэтому возникла необходимость поиска новых форм воспитательной работы с молодежью.
Одним из важнейших направлений по подготовке учителя в современных условиях является воспитательная работа. Связано это с тем, что в настоящее время для школы и родителей главное – это учебная деятельность, а воспитание отодвигается на второй план. Как чувство патриотизма, благодарности, уважения к нашим ветеранам, чувство долга перед теми, кто не вернулся с войны, можно сформировать у сегодняшнего поколения, порой такого безразличного не то, что к прошлому, но и к настоящему своей Родины?
По нашему мнению, для реализации данной задачи в образовательных учреждениях должна быть создана система, имеющая самые различные составляющие, наиболее важными среди них должны стать: изучение истории родного края, музейно-архивная деятельность и гражданско-патриотическое воспитание. Выше перечисленные элементы играют большую роль в становлении гражданственности и патриотизма.
Только недавно у нас стали заниматься судьбой пропавших без вести. В 1988 г. в г. Калуге состоялась учредительная конференция поисковиков – энтузиастов, искателей судеб воинов. Разрозненные отряды, до этого действовавшие на свой страх и риск, объединились, стали совершенствоваться формы и методы работы, ежегодно стали проходить Всесоюзные, а затем и Всероссийские Вахты Памяти. В память народную возвращались тысячи имён защитников Родины. С 1989 г. учащиеся, студенты и молодежь из Челябинской области стали выезжать на места боев в участвовать в поиске и захоронении останков советских солдат. За 21 год поисковые отряды были созданы, действовали и действуют во многих территориях области. Выпускник исторического факультета И.Е. Абрахин стал организатором и руководителем студенческого поискового движения в Челябинской области. Первыми поисковыми отрядами стали отряд Челябинского пединститута (И.Е. Абрахин), «Таганай» (Златоуст, школа № 15, О.Н. Элиосова), п. Аргаяш (школа № 1, Г.И. Неретина), «Рифей» (Магнитогорск, сводный отряд, В.А. Погодина, Н. Халитова). Продолжателями их дела стали отряды «Поиск (Челябинск, школа № 84, В.М. Кузнецов, И.А. Новиков, Д.С. Копасов, О.А. Зорина, И.А. Никифоров, М.С. Кокотеева), «Русичи» (Челябинск, автотранспортный техникум, А.В. Плаксин), «Этерна» (Челябинск, педуниверситет, В.К. Ткаченко), Южноуральск (школа № 4, И.В. Старилова), Аша (Е.А. Малышев), с. Ерал (Ашинский район), д. Кундравы (Чебаркульский район), Чебаркуль (детский дом № 1). В последние годы были созданы отряды центра патриотического воспитания «Росток» (Еткульский район, с. Таянды, Е.Г. Зязев), «Русь» (Союз ветеранов боевых действий Центрального района Челябинска, О. Грознецкий), кадетский корпус святого Георгия Победоносца школы № 22 Челябинска, «Уралец» (Озерск, Б. Чигирин), исторических факультетов Челябинского педуниверситета (И.А. Новиков) и Магнитогорского госуниверситета (А. Любецкий). Поисковые отряды проводили экспедиции от Мурманска до Северной Осетии, а отряд из Аши работал и в Германии.
С 2004 г. действует военно-исторический поисковый отряд исторического факультета «Медальон» и студенты-историки стали участвовать в поисковых экспедициях в Республику Карелия. Поисковый отряд исторического факультета работает совместно с Челябинским городским военно-патриотическим отрядом «Поиск» школы № 84. Их основными задачами является: поиск, перезахоронение солдат-южноуральцев, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны на Медвежьегорско-Масельском направлении Карельского фронта и увековечение памяти погибших защитников Отечества.
В годы войны на защиту страны встали все, кто мог держать в руках оружие. Вчерашние школьники осаждали военкоматы, просились на фронт, иногда прибавляя себе возраст. И уходили, чтобы не вернуться. На территории Челябинской области были сформированы десятки частей и соединений. Среди них дивизии и бригады, принимавшие участие в боевых действиях на Карельском фронте: 367-я стрелковая дивизия и 65-я морская стрелковая бригада. Их судьба оказалась трагической, так как почти 80 % личного состава погибло или пропало без вести в январе-феврале 1942 г. Из попавших в окружение вышли единицы.
К сожалению не все затерявшиеся в карельских лесах и болотах первичные воинские захоронения известны, найдены и зафиксированы на местности, далеко еще не все павшие солдаты преданы земле. По оценкам поисковиков Карелии на территории республики до сих пор не захоронено как минимум 10-12 тыс. воинов. За время работы челябинских поисковиков подняты и захоронены останки более 900 бойцов и командиров Красной Армии, найдено более 40 медальонов, часть из которых удалось расшифровать. Однако остается еще неизвестной целая группа выявленных в ЦАМО первичных воинских захоронений. Работу в данном направлении необходимо продолжать.
Поисковые экспедиции – это наиболее мощный фактор формирования нравственного стержня личности, так как за короткое время рождается коллектив единомышленников, объединенный благородной целью – воскресить имена пропавших без вести и предать земле останки павших защитников Родины. Через сердца школьников и студентов проходит мысль: «У человека нет будущего, если он не помнит своего прошлого», так как через поисковую деятельность мы возвращаемся к истокам, которые живут и крепнут в настоящем. В работе важно все: и поиск останков павших, и участие в ритуалах воинского захоронения, и встречи с участниками войны, очевидцами боев, родственниками погибших, с поисковиками из других отрядов.
Кроме всего прочего, поисковая деятельность формирует у подрастающего поколения высокие духовно-нравственные ценности, среди которых особое значение имеют гражданственность, патриотизм, ответственность за судьбу Отечества и готовность к ее защите, уважение к отечественной истории, культуре, к традициям нашего народа, коллективизм.
Рассматривая фотографии, сделанные в поисковых экспедициях, и, ужасаясь кадрами поисковых видеофильмов, посторонние люди спрашивают: как ваши нервы всё это выдерживают? Какая романтика может быть в розыске не захороненных воинов, создании новых могил? Всё очень просто. Возвращая доброе имя павшим без вести и забытым в грязи воронок защитникам Отечества, мы неведомыми нитями, окончаниями нервов связываемся с ними. Их состояние души становится нашим. Мы протягиваем руку помощи им, они оберегают нас. В июле 2010 г. отряд будет участвовать в проведении очередной экспедиции в республике Карелии.
Президент России Д.А. Медведев высоко оценил деятельность поисковиков, побывав 7 мая 2010 г. в Волоколамске (Московская область) и познакомившись с работой военно-патриотического поискового клуба «Панфиловец». «Я с ребятами общался. Молодцы! Они посвящают своё время и силы поиску без вести пропавших солдат, делают это по зову сердца, что называется, не ради денег или славы. Вот с них-то и нужно брать пример. Наш долг не только знать имя каждого погибшего бойца, но и в соответствии с традициями захоронить его со всеми воинскими почестями, так, как это, кстати, делают во всём мире. И в этом, кстати, и проявляется наша особая память о войне, о её героях».
Таким образом, поисковая деятельность – это ведущая составляющая гражданско-патриотического направления краеведческого движения, педагогический феномен и серьезнейшая молодежная политика, так как она воспитывает уважение и благодарность к павшим бойцам, учит пониманию подвигов, совершенных нашими дедами и прадедами, наполняет сердца школьников и студентов верой в правое дело. Это наиболее яркая и доходчивая форма передачи молодежи боевых традиций старших поколений. Поиск формирует общечеловеческие нормы гуманистической морали, позволяет реализовать себя как личность. Поисковое движение воспитывает у молодого поколения чувство гордости за своё Отечество. Также это мощный фактор формирования нравственного стержня личности, так как действует коллектив единомышленников, объединенный благородной целью – воскресить имена пропавших без вести и предать земле останки павших защитников Родины. Именно благодаря деятельности поисковых отрядов и проведению экспедиций при непосредственном участии молодых людей, студентов и школьников мы можем сформировать и осознать чувство «патриота», настоящего гражданина, любящего свою Родину.
Именно региональная история и краеведческий материал в самых различных аспектах играют важную роль при подготовке будущих учителей. Именно от личностных качеств, ценностных ориентаций, идеалов и знаний Учителя зависит будущее России.