kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Появление и общая характеристика средневекового университета

Нажмите, чтобы узнать подробности

с возникновением университетов в культурном развитии феодального общества произошли необратимые сдвиги. Начался длительный трудный процесс становления европейской светской интеллигенции, а церковь стала терять монополию на образование. Роль университетов и общественной жизни феодальной Европы была сложной и противоречивой. Она не ограничивалась тем, что официальная схоластика стояла на страже интересов господствующего класса, а из университетской среды выходили кадры образованного духовенства и чиновников. Университеты были шумными перекрестками Европы, где встречались дети разных народов и представители разных поколений. Под знаком влияния идей этих мыслителей развивалась передовая наука и общественная мысль XIII—XV вв. завоевывая свое право на существование в тяжелой и неравной борьбе с официальной идеологией.

Просмотр содержимого документа
«Появление и общая характеристика средневекового университета»

Появление и общая характеристика средневекового университета.

В настоящее время с понятием «Университет» соединяют представление о высшем учебном заведении, которое, имеет своей целью
свободное преподавание и развитие всех отраслей науки, независимо от их практического применения. Университет вместе с тем, пользуется широким самоуправлением и предоставляет студентам значительный простор в выборе и направлении их научных занятий.

Обучение и образование всегда являлось и является до сих пор связующим звеном общества с культурой, особенно таковым является высшее образование. Когда мы говорим об университетах и об образовании, необходимо говорить о проникновении духовной культуры меньшинства в широкие круги общества. По мнению Л. П. Карсавина, «разум всегда готов закоснеть в достигнутом, удовольствоваться ограниченным, им определенным». Сам по себе он сила консервативная, источник и творец авторитета и веры в авторитет» [67: 166]. В силу разъединения разума и инстинкта и сосредоточения преобладающей деятельности каждого из них в разных слоях жизни общества чрезвычайно важным является вопрос о культурном общении: о воздействии инстинкта на меньшинство и о распространении опознаваемой меньшинством, «определяемой» им культуры живущих преимущественно инстинктом масс» [67: 166].

Усилившееся еще при Карле Великом проникновение духовной культуры меньшинства в широкие круги общества ускорялось и росло в XI в., создавая новые школы и новые культурные центры. Труд меньшинства перестал быть трудом одиночек и мелких групп, создавал культурное общество и общение. Он стал интенсивнее и действеннее [67: 167].

Любая система образования исторична, она весьма и весьма тесно связана с эволюцией общества. Определенной стадии развития каждого общества, как правило, соответствует и определенная система образования и воспитания. В каждом обществе существует свой механизм получения образования. Так, средние века в нашем сознании ассоциируются, прежде всего с тремя институтами - Церковью, Империей и Университетом. Из них два первых пришли в средние века из античности, и лишь университет рожден именно средними веками [112: 202].

В начале II тысячелетия в Европе начинают действовать новые социально - экономические и политические факторы: развитие городов и появление городских коммун, подъем сельского хозяйства, развитие торговли. Развитие новых форм торговли и в определенной степени ремесла вызывает необходимость в грамотных людях [126]. Расширяются связи с мусульманскими территориями. Знакомству с более высокой арабской культурой способствовали и крестовые походы, и различные взаимоотношения (от войны до союза), культурные последствия всех этих явлений весьма значительны. Начали расширяться знания европейцев в области математики, астрономии, географии, медицины и других наук. Развитие наук вызывает необходимость в специализации [126].

Появляются новые социальные группы, усложняются различные формы государственных образований. Кроме того, для Европы была характерна конкуренция различных институтов власти, например папства и империи. Это приводило к усложнению права и росту различных управленческих структур. Резко растет необходимость в грамотных людях и специалистах, что привело к возникновению новой системы высшего образования, т.е. к созданию университетов [43: 98-99].

Создание университетов стало важной вехой развития науки и образования. Университеты родились в системе церковных школ. В конце XI - начале XII в. ряд кафедральных и монастырских школ Европы превращается в крупные учебные центры, которые затем становятся первыми университетами [56: 160].

Еще в XII в. на берегах Сены, существовала кафедральная школа, где многие профессора, с разрешения канцлера кафедрального капитула преподавали на свой страх и риск «свободные искусства» [81: 79]. В XII в. профессора и учащиеся слились в одну ассоциацию, в «Universitas magistrorum ct scolarium Parisiensium» [120: 379]. Профессоры и их ученики образуют корпорации с особой юрисдикцией, с особыми органами самоуправления и с привилегиями, полученными от местных и универсальных властей (папы и императора). Термином «studentes» обозначали равно учителей и учащихся. В качестве учебного заведения старинный университет назывался «schola» или «studium». Наука, преподаваемая в таком учебном заведении, в силу санкции одной из универсальных властей (главным образом папы), имела общепризнанный авторитет; ученые степени, выдаваемые им, пользовались общеевропейским значением. Первые университеты были органами средневековой науки, которая во всех странах преподавалась в одинаковой форме, на общем для всех народов латинском языке [120: 380]. Естественно появилось деление по специальностям или факультетам: богословскому, медицинскому, юридическому и «артистическому» [119: 112].

Быстро сложилась университетская организация, определилась общая метода преподавания, а учащие и учащиеся благодаря покровительству пап, королей и частных лиц приобрели рад привилегий и возможность сравнительно спокойного существования в возникших с конца XII в. «коллегиях» [67: 167].

Студенты могли не останавливать свое обучение на выучивании основных наук, и могли здесь же продолжить обучение и даже иногда работать. Проучившись несколько лет на факультете искусств, школяр мог сдать экзамен на первую ученую степень - бакалавра. Бакалавр продолжал учиться начинал преподавать. Бакалавр, мог получить звание магистра свободных искусств. Доктор богословия, доктор канонического (церковного) или гражданского права и доктор медицины были самыми авторитетными людьми [11: 78].

Университет, как и монастырские школы, развивался под патронажем церкви, и значительную часть его преподавателей и студентов составляли представители духовенства. Но университет был намного более гибкой и приспособленной к жизни структурой. Дело в том, что университет работал на открытом рынке образования.

С самого начала студенты имели право выбора университета, преподавателя и факультета. Преподаватели также имели право выбора университета. Было обычной практикой, что преподаватель, проработав несколько лет в одном месте, переезжал в другое, а за наиболее известными учителями устремлялись и студенты. Относительная свобода приводила к тому, что университеты намного лучше улавливали нужды общества [126]

Первые университеты создавались как высшие образовательные учреждения. Название пошло от латинского слова «универсум», т.е. сообщество. Чтобы стать университетом, учреждению нужно было получить папскую буллу (указ) о своем создании. В XIV веке складывается и концепция университета. Средневековый университет, несомненно, был продуктом именно западноевропейской средневековой цивилизации. До появления средневековых университетов, существовала целая система школ. Но эти школы были достаточно жестко подчинены государству. Ни о какой автономии, а, следовательно, и свободе мысли речи не было.

Но только в Западной Европе возник университет как специальная организация для образования. Его специфику определяли три важнейших момента - автономия, выборность властей и дискуссия как основа обучения и науки. Важнейшим отличием университета была его значительная независимость от различных властей, будь то церковные или светские [83: 38].

«Universitatis» по-латыни означает «объединение». Университет - это сообщество учащихся и учителей, во многом напоминающее ремесленный цех. Возглавляли его учителя - магистры. Студенты и профессора объединялись и для того чтобы отстаивать свою независимость и привилегии от города, в котором университет был расположен.

И если с местными властями возникали серьезные разногласия, то и магистры и школяры уходили в другое место. Обычно спустя некоторое время их просили вернуться. В университеты собирались школяры (так в Средневековье назывались студенты) со всей Европы [119: 111].

В общей массе средневековых университетов выделяются так называемые «материнские». Это - университеты Болоньи, Парижа, Оксфорда и Саламанки. Это были наиболее крупные и престижные университеты того времени. Они считались наиболее важными в своей стране. Более того, они пользовались большим авторитетом во всем «христианском мире» (разумеется, католическом).

Так Болонский университет считался самым известным и престижным юридическим вузом. Парижский теологический факультет оказывал огромное влияние на политику церкви и французского государства. Оксфордский славился тем, что здесь в меньшей степени были представлены богословские проблемы, зато большее внимание уделялось естественным наукам. В Саламанке наиболее активно изучали литературу арабов и евреев. Считалось, что здесь активно изучают и черную магию. Остальные университеты во многом подражали им. Особенно подражали Парижскому университету, который даже прозвали в средние века «Синаем учености» [126].

К XII - XIII веку средневековые университеты дают почти вертикальный всплеск. Уже в Болонском университете к началу XIII века обучалось до 10 тысяч человек со всей Европы. Затем в одной только Италии высшие школы возникает множество университетов: Модена (1182), Реджио (1188), Виченца (1204). Ареццо (1215). Падуя (1222), Неаполь (1224), Сиена (1246). Несколько позже университеты появляются в Риме (1303), Перудже (1308), Тревизо (1318), Пизе (1348), Флоренции (1349) [74]. Основание и права университета подтверждались привилегиями - особыми документами, подписанными римскими папами или царствующими особами. Привилегии закрепляли университетскую автономию (собственный суд, управление, дарования ученых степеней и пр.), освобождали студентов от военной службы и т. д.

Сеть университетов довольно быстро расширялась. Рост университетского образования отвечал велению времени. Появление университета способствовало оживлению общественной жизни, торговле и увеличению доходов. Поэтому города охотно соглашались на открытие университетов [102: 213].

Открытие университета обставлялось определенными условиями. Городская община оговаривала известный минимум учащихся. Например, город Винченца (Северная Италия), учредив в 1261 г. университетский курс канонического права, согласился оплачивать труд профессора лишь при наличии у него не менее 20 студентов.

Церковь стремилась удержать университетское образование под своим влиянием. Ватикан являлся официальным покровителем ряда университетов. Главным предметом в университетах было богословие. Преподавателями почти сплошь служили выходцы из духовного сословия. Церковь держала в университетах своих представителей - канцлеров, которые были в прямом подчинении архиепископов. И, тем не менее, университеты раннего средневековья по программе, организации и методам обучения выглядели светской альтернативой церковному образованию. Фактически средневековые университеты были профессиональными цехами зарождавшейся с началом развития капитализма интеллигенции, активно востребованной растущими городами. Городская культурная среда, подпитывавшая новый тип высшей школы, не только формировалась в координатах разделения векторов светской и духовной власти, сформированной в рамках новой универсальной религии - христианства, но и становления производственных цехов [74].

Важной чертой университетов являлся их в известной мере наднациональный, демократический характер. Так, на скамьях сидели люди всех возрастов из многих стран. В первое время для организации университета не требовалось больших затрат. Годились практически любые помещения. Вместо скамей слушатели ли располагаться на соломе. Студенты нередко выбирали профессоров из своей среды. Порядок записи в университет выглядел вольным. Обучение было платным. Студенты-бедняки снимали для жилья каморки, перебивались случайными заработками, уроками, нищенствовали, странствовали. К XIV в. даже сложилась особая категория странствующих студентов - ваганты, которые являлись неотъемлемой частью системы средневековых университетов, и неоднократно перебирались из одного университета в другой. Многие ваганты не отличались нравственностью, нередко становились подлинным бичом для обывателей. Но из них выросло немало подвижников науки и образования. Студент учился очень долго. Он мог начать учебу в одном городе, а потом, прослышав о том, что в другом городе преподает знаменитый профессор, отправиться туда. Так он мог странствовать на протяжении многих лет, слушая лекции в разных местах. Проблема незнания языков при этом не возникала [120: 113]. Студенты и преподаватели объединялись в национальные землячества (нации, коллегии) [111: 49].

Факультеты, или колледжи в университетах появились позже, во второй половине XIII в. Ими назывались те или иные оные подразделения, а также корпорации студентов и профессоров этих подразделений. Землячества и факультеты определяли жизнь первых университетов, которая мало изменялась и трансформировалась. Представители наций (прокураторы) и факультетов (деканы) сообща выбирали официального главу университета - ректора. Ректор обладал временными полномочиями (обычно на год). Нередко, обязанности ректора выполнял один из студентов. Фактическая власть в университете принадлежала нациям. К концу XV в. положение изменилось. Главные должностные лица университета стали назначаться властями, и нации утратили свое влияние [74]. Нации могли обеднять как представителей различных провинций одной страны или представителей различных стран. Так парижский университет включал 4 нации- французы, пикардийцы, нормандцы, англичане. А университет в Оксфорде делился на южан и северян. Последние включали в свой состав шотландцев и ирландцев. Преподаватели как бывшие студенты также принадлежали к нациям. Поддержка своей диаспоры играла большую роль в жизни преподавателей и студентов. Обычно студенты стремились учиться у преподавателя своей нации. Студенты могли снимать себе квартиры. Но многие жили в колледжах (коллегиях). Коллегии располагали своим имуществом. Это собственно здания коллегии и различные ренты, пожертвованные либо в качестве благотворительности или бывшими студентами коллегии [114: 14]. Это давало им возможность стать учреждениями, которые предоставляли своим членам не только кров, но и пищу и даже стипендии [127].

Ученые степени присуждали факультеты, приобретение которых оценивалось в духе средневековой традиции ученичества и царского воспитания. Юноше в 13 - 14 лет являясь в университет, надлежало записаться у профессора, который был за него в ответе. Студент занимался у профессора от трех до семи лет и в случае успешной учебы получал степень бакалавра, которая вначале рассматривалась лишь как ступень к научной степени. Бакалавр посещал лекции других профессоров, помогал обучать вновь пришедших студентов [56: 126].

Содержание обучения определялось программой семи свободных искусств. Так, на факультете искусств в основном читали сочинения Аристотеля по логике, физике, этике, метафизике, которые были переведены в XII в. с арабского и греческого языков. Одной из особенностей раннего городского рационализма, еще не освободившегося от пути религиозного мышления, является стремление опереться не столько на опытное знание, сколько на новые авторитеты. Главное место в интеллектуальном потоке заняли труды Аристотеля. Опираясь на его авторитет, они вступают в единоборство с церковью и пытаются подвергнуть критике религиозные истины о сотворении мира и бессмертии души. В ответ на это в XIII веке в документах появляется другая сторона программы свободных искусств, это например, «Свидетельство современника о сожжении книг Аристотеля» [25: 272-273] появившееся в начале XIII в. В нем рассказывается, что «в те дни читали в Париже некие книжки, составленные, как говорили, Аристотелем, излагавшие метафизику, недавно занесенные из Константинополя и переведенные с греческого на латинский язык. Они не только подали хитроумными идеями повод новой ереси, но и могли возбудить новые, еще не появившиеся, все они были присуждены к сожжению, и на том, же соборе было постановлено, чтобы впредь никто не осмеливался под страхом отлучения их переписывать, читать или каким-либо образом хранить» [25: 272-273]. О подобных случаях может свидетельствовать и другой официальный документ, вышедший в 1210 году «Постановление Парижского церковного собора об осуждении амальрикан и запрещении изучения трудов Давида Динэ и Аристотеля» [20: 35], - «Пусть никто не читает публично или частным образом книги Аристотеля по философии природы, как и комментарии к ним» [20: 35].

От студента требовалось посещать лекции: обязательные дневные (ординарные) и повторительные вечерние. Вот как описывает подобное занятие бывший студент Т. Платтер. «В один и тот же час, в одном и том же помещении профессора диктовали выдержки из сочинений латинских авторов. Студенты записывали эти выдержки, затем переводили и комментировали» [15: 51]. Свидетельства об ординарных и даже экстраординарных лекциях можно встретить у знаменитых лекторов. Таким является Одоферд [7: 101] - юрист и популярный болонский преподаватель начала XIII в. В своих лекциях по римскому праву [7: 101] он их упоминает: «С вашего разрешения я начинаю старые Дигесты (сборник мнений знаменитых римских юристов - одна из трех частей «Свода гражданского права» кодифицированного при византийском императоре Юстиниане) на восьмой день после праздника св. Михаила и по воле провидения полностью закончу их вместе со всеми ординарными и экстраординарными лекциями к середине августа или около того времени» [7: 101].

Наряду с лекциями еженедельно происходили диспуты с обязательным присутствием студентов. Преподаватель (обычно магистр или лиценциат) назначал тему диспута. Его помощник - бакалавр - вел дискуссию, т. е. отвечал на вопросы и комментировал вступления. В случае необходимости магистр приходил бакалавру на помощь. Один-два раза в год устраивались диспуты «о чем угодно» (без жестко оговоренной темы). В этом случае нередко обсуждались животрепещущие научные и мировоззренческие проблемы. Участники диспутов вели себя весьма свободно, прерывая оратора свистом и криками [74].

Многие считают, что университеты были прямыми потомками соборных школ, на самом деле это не так. Так как масса молодежи, стекавшейся учиться в новые центры образования, была гораздо многолюднее и пестрее. Поэтому требовались новые отличные от соборных школ, формы организации учебного процесса [120: 114].

Молодежь становилась гораздо разборчивее и ее привлекали не стены заведения, а личность и знания преподавателя, поэтому, когда Абеляр покинул собор Парижской Богоматери и стал читать лекции то тут, то там по окрестностям Парижа, вокруг него толпились не меньше учеников, чем в обычной соборной школе. В начале XII века Пьер Абеляр[1: 14] сам писал: «…мое учение приобрело такую силу и авторитет, что лица, наиболее усердно поддерживавшие раньше моего учителя (Гильом из Шампо) и особенно сильно нападавшие на мое учение, теперь перешли в мою школу» [1: 14]. Но и учителя и ученики были обычно людьми пришлыми и не имели никаких прав в городе. Чтобы оградить свое право на существование, они должны были объединиться в корпорацию и просить у папы римского привилегию своих прав, которую тот охотно давал им. Пример такой привилегии можно увидеть в 1255 году, от папы Александра IV университету в Саламанке [22: 53]: «мы считаем совершенно правильным и достойным, чтобы те, кто возделывает ежедневными занятиями поле познания в поисках жемчужины науки, получали радость, находя у нас расположение и милостивое взимание к их просьбам. И поскольку они будут чувствовать поддержку апостольского расположения, их деятельность будет более свободно следовать намеченному пути. Как мы уразумели из вашего послания, часто случается, что лицам, которые, прошли испытание и получили одобрение, в университете Саламанки несмотря на то, что они подготовлены к тому, чтобы учить на любом факультете, без достаточных оснований не разрешается учить, где-либо в другом месте, если только они не подвергаются новому экзамену. Для того чтобы они не подвергались экзамену так часто, как только им случается учить где-либо в другом месте, вы взываете к апостольской доброте и просите позаботиться о вашем, спокойствии в этом. Поэтому мы, разрешаем настоящей грамотой вам и вашим преемникам: после того как магистры и школяры на любом из факультативов университета в Саламанке получат разрешение обучение на основании имеющего законную силу предшествующего экзамена, они получат право учить в любом университете, исключая Париж и Болонью, без каких-либо дальнейших экзаменов и противодействия какого бы то ни было на том факультете, на котором они уже подверглись экзамену в Саламанке» [22: 53-54]. Упомянутый Саламанский университет был ocнован в 1215 г. и в XIII-XIV вв. стал одним из крупнейших научных центров Европы. Настоящая грамота санкционирует органическое право, которое давалось властью, носившей универсальный характер. Это одна из самых важных привилегий которая отличала высшую школу от низшей [22: 53-54].

Таким образом, университеты выходили из-под влияния местных и духовных властей. В Париже начальником университета считался канцлер собора Парижской богоматери, но власть его была номинальной [120: 114].

Цель у всей учащейся молодежи была одна - занять хорошее место, где бы знания приносили высокий доход. С появлением университетов грамотных людей стало, так много, что общество уже с трудом находило, куда пристроить их. Теперь образованным священникам или монахам пришлось столкнуться с конкуренцией образованных мирян [120: 114].

Важной причиной признания университетов является, разумеется, и то, что они оказались нужны как церкви, так и государству. В XIII-XV вв.
вступлением эпохи развитого феодализма и складывания централизованных монархий государству стали требоваться высококвалифицированные юристы, летописцы, дипломаты. Католическая церковь нуждалась в опытных и образованных проповедниках, знатока церковного права и т. п.

Свое вмешательство в жизнь университетов папство начало с того, что пользуя стихийно сложившийся интернациональный характер новых образовательных центров, сделало основание новых университетов прерогативой универсальных властей (из 73 университетов, возникших в Европе до начала XVI в., 50 было официально основано папами). Католическая церковь взяла на себя функцию отбора и канонизации огромного учебного материала, который затем стал изучаться во всех университетах.

Примирившись в конце концов с существованием юридических и медицинских факультетов, которые во многом отвечали практически потребностям времени, церковь сосредоточила основной огонь на факультетах «свободных искусств», поскольку именно они оставались в ХШ- ХIV в. центрами свободомыслия.

Вместе с этим церковь стремится добиться перемещения центра умственной жизни университетов на факультеты теологии и канонического права.

Папство, используя универсальный характер своей власти, присвоило себе и дарование магистрам, получившим степень в одном университете права преподавать и в других университетах. Представителями папства в университетах были назначаемые из среды верховенства канцлеры и хранители привилегий (консерваторы). Защитниками интересов папства были и представители нищенствующих орденов проникновение которых в университетскую о среду значительно снизило их научный уровень. Наконец, в случаях неповиновения школяров приводилась в движение система отлучений. Таким образом, на демократическую организацию университетов была наложена могучая власть Рима, которая пыталась использовать самые разнообразные средства, чтобы заставить их служить своим интересам.

Однако это удавалось далеко не всегда, поскольку рядом с папством в качестве «охранителей» университетов стояли королевская и императорская власть и городские коммуны. Города, вначале враждебно встретившие разноязычную студенческую вольницу, в дальнейшем научила использовать университеты для удовлетворения своих умственных запросов и практических нужд, а иногда и для теоретического обоснования своих прав. Уплата жалованья профессорам из городской казны и часто нарушаясь из-за произвола городских властей или вольного поведения школяров, но имел постоянную тенденцию к возобновлению, первыми документами, свидетельствующими об интересе королевской власти к университетам, являются грамоты Фридриха Барбароссы (1158) [3: 46], Грамота Филиппа II Августа Парижскому университету (1210) [21: 48], которые заложили основы университетской политики европейских государей.

В числе воспитанников университетов всегда было много людей, которыми королевская власть охотно замещала административные и судебные должности в аппарате управления. Поэтому уже с XIV и в начале XV в. королевская власть стремится превратить университеты в королевские национальные учреждения. И действительно, прогрессивные по своему характеру сдвиги в развитии централизованных государств, привели конце концов университеты в русло развития национальных культур. Однако прежде чем это произошло, сложная политическая борьба, в которую были вовлечены папство, города, королевская власть и местные церковные власти, создавала определенные возможности для сохранена университетами элементов юридической и административной автономии. Хотя эти «свободы» были величиной переменной и часто зависели от произвола пап, королей, императоров и политики городов, все же они накладывали определенный отпечаток на образовательную деятельность университетов.

Одним из противоречий как государственной, так и папской политики в отношении университетов было то, что, стараясь поставить их на служб своим интересам, ни церковь, ни королевская власть, ни города не были в состоянии в полной мере обеспечить материальную базу для существования новых учреждений и приобщить всю массу преподавателей университетов к образу, жизни господствующего класса. Следует также иметь в виду, что, хотя уже с середины XIII в. существовала определенная система платы труда преподавателей при помощи церковных бенефициев или жалования, выдаваемого светской властью, во многих университета: хранилась и оплата на основе частного договора учителя с учениками.

XV в. некоторые называют временем упадка университетов - они берутся под более жесткий контроль местными властями, порой утрачивают свой интернациональный характер. Однако в этот период становится ясно, что ни одно политическое формирование, претендующее на самостоятельность не может обойтись без своего университета [113: 17].

К концу XV века было основано 86 университетов. Только в единичных случаях число студентов и магистров измерялось на тысячи (Париж, Неаполь, Болонья, Оксфорд, Саламанка). Обычно речь шла лишь о сотнях, а то и о десятках человек. Но, несмотря на многочисленные различия университеты образовывали единую систему со схожими принципами организации, унифицированными требованиями и иерархией степеней, однотипными программами [113: 17].

Итак, с возникновением университетов в культурном развитии феодального общества произошли необратимые сдвиги. Начался длительный трудный процесс становления европейской светской интеллигенции, а церковь стала терять монополию на образование. Роль университетов и общественной жизни феодальной Европы была сложной и противоречивой. Она не ограничивалась тем, что официальная схоластика стояла на страже интересов господствующего класса, а из университетской среды выходили кадры образованного духовенства и чиновников. Университеты были шумными перекрестками Европы, где встречались дети разных народов и представители разных поколений. Под знаком влияния идей этих мыслителей развивалась передовая наука и общественная мысль XIII—XV вв. завоевывая свое право на существование в тяжелой и неравной борьбе с официальной идеологией.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Появление и общая характеристика средневекового университета

Автор: Кобозева Мария Алексеевна

Дата: 09.01.2017

Номер свидетельства: 376991

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства