Подготовка выпускников к единому государственному экзамену по истории и обществознанию
Подготовка выпускников к единому государственному экзамену по истории и обществознанию
Решение проблемы подготовки учеников к единому государственному экзамену по истории и обществознанию. Сочетание традиционных методов (заучивание) с новыми технологиями в преподавании гуманитарных предметов.Когда запоминание терминов, понятий, дат происходит в творческой совместной деятельности ученика и учителя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Подготовка выпускников к единому государственному экзамену по истории и обществознанию»
Подготовка выпускников к единому государственному экзамену по истории и обществознанию
Рассматриваемая проблема весьма актуальна в наши дни. С каждым годом в школе увеличивается количество выпускников , сдающих единый государственный экзамен по истории и обществознанию. Однако, несмотря на положительные результаты, учителя выпускных классов испытывают затруднения в выборе приёмов формирования базовых умений и навыков.
Во-первых , на втором концентре обучения нет учебника, отвечающего современным требованиям. Поэтому учитель поставлен перед проблемой отбора содержания материала.
Во-вторых, в наши дни появилось большое количество учебных пособий, справочников, научных книг. Широко используются ресурсы Интернета.
С одной стороны, это хорошо, - ученик не испытывает затруднений в поиске информации, но с другой, - он не всегда владеет способами работы с этой информацией.
Таким образом, перед учителями выпускных классов встала задача – как помочь выпускнику подготовиться к итоговой аттестации в стремительно растущем потоке информации.
Доказано, что ученик, имеющий опыт участия в тестировании, имеет определённые преимущества перед индивидом, впервые участвующим в подобном обследовании. Данные преимущества складываются из ранее преодолённого чувства неизвестности, сформировавшейся уверенности в себе, сложившегося отношения к тестовой ситуации, из приобретённых навыков работы с тестовыми заданиями, осознания сходности принципов решения задач в определённой группе тестов.
В наблюдении за учащимися выяснилось, что ребята отличаются повышенной мнительностью, тревожностью, эмоциональной нестабильностью и некоторыми другими индивидуально-личностными особенностями, в связи с чем недостаточная тестовая подготовка может привести к значительным искажениям результатов обследования. В нашей школе не только учебные занятия по истории и обществознанию, но и самоподготовка учащихся наполнена тестовыми материалами.
Учащимся предлагается схема: прочёл параграф в учебнике – закрепи его решением соответствующих тестов. Такой подход позволяет выявить проблемы в знаниях и ещё раз (или неоднократно) вернуться к тем разделам учебника, которые усвоены недостаточно прочно.
Анализ сдачи единого государственного экзамена по истории и обществознанию выявил следующие недостатки: учащиеся не могут дать определения некоторых понятий. Почему так происходит? Ученики добросовестно выписывают определения в тетрадь. Найти данную информацию они могут в словаре, либо пользуются Интернетом. Это их право. Ошибка состоит в том, что выписывают определения, не задумываясь о том, чтобы оно было сформулировано кратко, было понятно и доступно для запоминания на долгий срок. Например, «демократия» - народовластие, форма политического, государственного устройства, основанная на признании народа как источника власти, его права принимать участие в решении общественных , государственных вопросов, на признании принципов свободы, равенства и других прав граждан, предусматривающая введение правовых и процедурных гарантий их реализации во всех сферах жизни общества» (словарь терминов по учебнику «Россия и мир 10 класс. Авторы: О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарёв, В.А. Рогожин) и демократия (греческое демос – народ). – «Форма государственного политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти» (исторический словарь). Разница очевидна. Что делать в сложившейся ситуации? Вызубрить все определения невозможно. Не следует забывать о том, что ученику кроме экзаменов по выбору нужно сдавать и обязательные. Выход из ситуации есть. Один из них – составление кроссвордов. Для этого ученику потребуется переработать информацию, а не автоматически переписывать её в тетрадь. Вопрос в кроссворде должен быть кратким, доступным для понимания аудитории. Составление кроссвордов, как один из приёмов осмысленного запоминания исторических понятий, оказывается достаточно результативным.
Сложность в том, что учащиеся не могут указать точных исторических дат, имён, событий. Причины понятны: учащиеся имеют значительные учебные пробелы, другие нагрузки, дома не успеваю выучить даты и связанные с ними имена и события. В данной ситуации учитель сообщает, что урок будет посвящён заучиванию материала наизусть. Возникает вопрос, как построить урок, чтобы процесс заучивания был познавательным и интересным. В начале учебного года учитель готовит карточки с четверостишиями и с вопросами к ним. Затем учащиеся получают творческие задания на дом. Найти стихи или сочинить самим и поставить вопросы к их решению. Например:
Встав на Угре-реке зимний лёд, прочный лёд,
Голод с холодом верх забирают,
на Москву через лёд хан Ахмат не идёт,
рог орды отступленье играет.
(Н. Кончаловская)
1. Назовите событие, о котором говориться в стихотворении?
2. Укажите дату данного события?
А князя храброго Донским
С тех пор прозвал народ,
И слава добрая за ним
До наших дней живёт.
(Н. Кончаловская)
1. Как звали этого князя?
2. За что он получил прозвище Донской?
3. В каком году произошло событие, о котором здесь говориться?
Отметим, что такие творческие задания активизируют интеллектуальную деятельность учеников, вызывают положительные эмоции, позволяют находить сотрудничество как между учителем и классом, так и между самими учащимися и способствуют успешному усвоению учебного материала.
Учителю предоставлена возможность снять эмоциональное напряжение учеников в пользу прочного и осознанного усвоения учебного материала.
Далее, наши учащиеся не владеют алгоритмом ответа. Что такое алгоритмы? - это инструктивные предписания (правила, инструкции, памятки), определяющие чёткую последовательность элементарных для данного субъекта операций по решению учебной задачи и синтезу. Что нужно сделать учителю, чтобы ученик усвоил алгоритм? В процессе обучения знакомить учащихся с алгоритмами. Например, памятка-алгоритм на сравнение исторических событий и явлений: 1) Проанализируй событие или явление, выдели линии сравнения. 2) Определи черты сходства и различия. 3) Если возможно, выдели этапы в явлении, определи, что изменилось в этапах, а что осталось без изменений. 4) Сделай все необходимые выводы из произведённого сравнения. 5) Свои действия можешь оформить в текстовую таблицу.
Рассказать учащимся о том, что знание алгоритмов помогает раскрыть цель, содержание и усвоение того или иного учебного материала. Систематическое применение алгоритмов помогает перенести их в другие условия. Например, применить при сдаче единого государственного экзамена в части 1и в части 2.Благодаря многократному использованию алгоритмов, достигается долгосрочное запоминание материала. В результате у школьников вырабатывается устойчивый навык изучения программного материала.
Таким образом, учитель находит эффективные пути подготовки выпускников к единому государственному экзамену, используя традиционные приёмы и современные технологии, добиваясь положительных результатов.