kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педагогический проект «Построение процесса обучения на основе образовательных технологий на уроках истории и обществознанияпри подготовке к ГИА»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инновационный проект, описывающий приемы проектирования процесса обучения с применением технологии развития критического мышления и проблемной технологии в комплексе, направленный на достижение запланированных результатов, способствующих формированию активной жизненной позиции, позволяющей легко ориентироваться в неоднородном информационном пространстве.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект «Построение процесса обучения на основе образовательных технологий на уроках истории и обществознанияпри подготовке к ГИА» »

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Вандышевская средняя общеобразовательная школа»









Педагогический проект

на тему:

«Построение процесса обучения на основе современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания

при подготовке к ГИА»















Учитель: Фомина Светлана Витальевна









д. Вандышевка, 2013 г.

Содержание



1.

Краткая аннотация проекта

3

2.

Обоснование необходимости проекта

3

3.

Цели и задачи проекта

5

4.

Ресурсное обеспечение

6

5.

Партнеры

7

6.

Этапы реализации проекта

7

7.

Основное содержание

8

8.

Предполагаемые образовательные результаты проекта и социальный эффект

20

9.

Перспективы дальнейшего развития проекта

23


Заключение

24


Список литературы

25


Приложение


27

1.Краткая аннотация проекта

Уровень образования

  1. Основное общее образование

  2. Среднее (полное) образование

Возрастная группа учащихся

7 – 11 класс

Предмет

История и обществознание

Целевая аудитория

Учителя истории и обществознания

Тип ресурса

Практико-ориентированный проект

Краткое описание ресурса

Инновационный проект, описывающий приемы проектирования процесса обучения с применением технологии развития критического мышления и проблемной технологии в комплексе, направленный на достижение запланированных результатов, способствующих формированию активной жизненной позиции, позволяющей легко ориентироваться в неоднородном информационном пространстве.

Автор

Фомина Светлана Витальевна

Тема

«Построение процесса обучения на основе современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания при подготовке к ГИА»



2.Обоснование необходимости проекта


Важнейшим социальным требованием к школе, заявленным в «Концепции модернизации российского образования», является ориентация образования не только на усвоение определённой суммы знаний, но и на развитие личности, познавательных и созидательных способностей.

Образование рассматривается как целенаправленный организованный, управляемый и контролируемый процесс взаимодействия педагогов и обучающихся, направленный на формирование нужной и полезной обществу личности, на становление инициативности, самостоятельности, ответственности.

Предметы история и обществознание призваны не только расширить кругозор учащихся, познакомить их с прошлым различных народов, углубиться в изучение собственной истории, но и научить извлекать из историко - обществоведческого опыта собственный личностный опыт, а реально существующая образовательная система направлена на усвоение понятий, способов деятельности, применения знаний в определённой предметной сфере.

Такое положение дел перестало устаивать всех: государство, которое осознало необходимость обновления образования на всех уровнях, общество, которое пришло к выводу, что человек, являющийся носителем устаревшей информации, не владеющий эффективными стратегиями мышления, не способен иметь активную гражданскую позицию, включаться в политическую действительность, быть созидателем, компетентным специалистом.

В связи с этим очевидны следующие противоречия:

–между целями учения и стилем преподавания, который мешает развитию способности ребенка учиться;

– между социальными ожиданиями и потребностями социума и состоянием современного образования.

Одним из способов разрешения данных противоречий может быть комплексное применение технологии развития критического мышления, проблемной технологии и информационно - коммуникативных технологий на уроках истории и обществознания, которые способны решить ряд задач, касающихся обновления образовательного процесса в целом и историко - обществоведческого – в частности.

Поэтому учителю необходимо овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования.

У каждого предмета есть свои особенности в организации учебного процесса при использовании современных образовательных технологий. Уроки истории и обществознания предполагают формирование универсальных способов и практических навыков работы с разными источниками информации, умение работать с документами, с понятиями, проектировать монологический ответ по теме по алгоритмам, памяткам - самое главное - умение проводить параллель истории с современностью.

Данный опыт может быть использован учителями истории и обществознания в любом образовательном учреждении, так как не требует дополнительных материальных затрат, приемлем для всех видов действующих программ.


3.Цели и задачи проекта


Цель данного педагогического проекта: выявление и создание условий для развития учащихся (овладение знаниями, навыками, умениями, развитие мыслительных и творческих способностей, познавательной мотивации) через внедрение в педагогическую практику комплексного использования технологии развития критического мышления и проблемного обучения.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

– изучить и проанализировать психолого-педагогическую, научно-методическую литературу по теме проекта;

– обеспечить формирование продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации учащихся в процессе овладения знаниями;

– выявить и создать условия для внедрения технологии развития критического мышления (ТРКМ) и проблемного обучения в практику работы (разработка лично – значимых и проблемных заданий с различными способами подачи нового материала, уроков с элементами проблемного обучения и ТРКМ) для трансляции педагогического опыта.

Применяются методы обучения как активные, основанные на коммуникациях, так и интерактивные, стимулирующие познавательный процесс, разнообразящие процесс обучения, раскрепощающие личность, проявляющие творческую активность, помогающие установить психологический контакт между учителем и учеником. Преобладающими методами данных технологий является проблемно - поисковый и сознательно-коммуникативный.

Проект предусматривает изучение комплекса методов и методик практической педагогической деятельности, опубликованных в ряде трудов по педагогике и психологии. В своей работе опираюсь на элементы теорий: о ведущих типах деятельности в отдельные возрастные периоды (А.Н.Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и др.); о содержании и этапах формирования учебной деятельности (Д.Б.Эльконин, Н.А.Менчинская, Н.Ф.Талызина, Л.В.Занков и др.); о мотивации учения и развитии познавательных интересов школьников (В.С.Ильин, А.К.Маркова, Л.И.Божович, Г.И.Щукина и др.); о проблемном обучении (А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов, И.Я.Лернер, Н.ЕДайри и др)


4.Ресурсное обеспечение


Ресурсное обеспечение проекта является достаточным для его реализации:

– кабинет истории соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, оснащен комплектом мебели для учащихся и учителя;

– кабинет снабжен комплектами дидактических материалов для истории и обществознания;

– кабинет оснащен АРМом, имеется возможность применения на уроках мультимедийных средств: компьютера, проектора, есть постоянный выход в интернет;

– в кабинете в достаточном объёме представлена дополнительная литература по истории и обществознанию для учащихся и учителя;

– имеются электронные пособия по истории и обществознанию, накапливаются обучающие компьютерные презентации, подготовленные учителем и учащимися.

Уровень собственной квалификации считаю достаточным для реализации заявленного проекта: имею высшую квалификационную категорию, высшее педагогическое образование. Продолжаю пополнять знания по содержанию и методике преподавания истории и обществознания не только во время курсовой подготовки, но и в процессе самообразования.

5.Партнеры

Работая над данным проектом, пришла к выводу, что необходимо сотрудничество с учителями филологического цикла, классными руководителями. В практике моей работы имеется опыт проведения интегрированных уроков совместно с учителем литературы, МХК.


6.Этапы реализации проекта


№ пп

этапа

содержание

сроки

Характеристика деятельности

1

подготовительный (диагностический)

2009-2010 уч.г

подбор психолого - педагогической литературы по теме проекта, изучение методики совершенствования урока в условиях модернизации образования.

2

основной (деятельностный)

2010 - 2011г.





2011- 2012г.


апробация и применение изученных технологий и корректировка применения того или иного приема реализации технологии при проведении урока;

мониторинг промежуточных и выходных результатов, корректировка дальнейшей работы.

3

заключительный (или результативно-аналитический)

2013г.

анализ результатов, оценка эффективности методики, обобщение и распространение опыта.



7. Основное содержание проекта


«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».

Л.Н. Толстой



Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня не столько важно дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.

Каждый раз, составляя проект очередного урока, мы задаем себе одни и те же вопросы:

– как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;

– какой учебный материал подобрать и какой дидактической обработке его подвергнуть;

– какие методы и средства обучения выбрать;

– как организовать собственную деятельность и деятельность учеников;

– как сделать, чтобы взаимодействие всех компонентов привело к системе знаний, умений и навыков.

Таким образом, педагогу, как основному субъекту инноваций, сегодня, в отсутствии опыта и разработанных методик реализации новых подходов, просто необходим опыт педагогического проектирования.

Книжная культура восприятия учащимися многих предметов неуклонно снижается. Из года в год отмечается снижение способности учеников к логическому построению материала, к умениям делать выводы и обобщения, объяснять сущность многих явлений и даже связно излагать информацию повествовательного характера.

Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Деятельностный подход к жизни вообще и к обучению в частности является значительным достижением психологии. Известный психолог Леонтьев говорил, что человеческая жизнь-это «система сменяющих друг друга деятельностей». Процесс обучения как передача информации от учителя к ученику, считают психологи, противоречит самой природе человека – только через собственную деятельность каждый познает мир. Несоответствие между деятельностью, диктуемой природой, и той, которую начинают требовать выполнять в школе, рождает актуальную социальную проблему: неподготовленность выпускников к самостоятельной жизни и работе. Общество, в котором они живут, очень отличается от общества, в котором выросли мы, решения, которые им предстоит принимать, не могут определяться только прошлым.

Необходимо у каждого ученика сформировать новый стиль мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.

Чтобы научить ребёнка мыслить по новому, я использую в комплексе технологию развития критического мышления и проблемную технологию.

Построение процесса обучения на основе современных образовательных технологий: технология развития критического мышления.

Технология развития критического мышления разработана в конце ХХ века в США такими учеными-психологами как  Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит. В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной. Технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией, способствующие развитию таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания позволяет развивать навыки критического анализа, повысить самостоятельность учащихся, обеспечивает учёт индивидуальных особенностей учащихся. Развитие критического мышления способствует развитию творческого потенциала, развитию умения сотрудничать и работать в группе, самостоятельно систематизировать информацию, способствует формированию активной гражданской позиции учащегося.

Технологический аспект критического мышления составляет базовая модель урока, состоящая из трех этапов (фаз), а также разнообразные методические приемы, используемые на каждом из этапов урока. Фазы ТРКМ хорошо согласуются с привычными для российских учителей дидактическими циклами занятий. Три фазы (этапа) технологии развития критического мышления: (Приложение 1)

1. Вызов. Учащиеся «вспоминают», что им известно по изучаемому вопросу (высказывают предположения), систематизируют информацию до ее изучения; задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ, формулируют собственные цели.

2. Осмысление. Учащиеся читают (слушают) текст, используя предложенные преподавателем активные методы чтения, делают пометки на нолях или ведут записи по мере осмысления новой информации, отслеживают понимание при работе с изучаемым материалом, активно конструировать (корректируют) цели своего учения.

3. Рефлексия. Учащиеся соотносят получаемую новую информацию с уже известной, используя знания, полученные на стадии осмысления. Производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации сформулированной ранее индивидуально цели учения. Выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи. Важным является то, чтобы в процессе рефлексии учащиеся самостоятельно могли оценить свой путь от представления к пониманию.

И все же главным остается живое общение участников урока, где поддерживается интерес к предмету, создается атмосфера сотрудничества и творчества, а это достигается за счёт использования разнообразных методических приёмов на разных стадиях урока.

Рассмотрим основные наиболее часто применяемые мною приёмы данной технологии.

Концептуальная таблица” используется, когда необходимо провести сравнение нескольких объектов по нескольким вопросам. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит. В зависимости от цели, поставленной на уроке, таблица может заполняться учащимися на уроке или дома, постепенно или вся целиком как результат обобщения. Затем проводим обсуждение правильности заполненного материала, уточнение, дополнение, исправление; сравнение сил.

В дальнейшем учащиеся при составлении таблиц могут сами выбирать объекты сравнения или линии сравнения (Приложение 2)


Категория сравнения

Категория сравнения

Категория сравнения

Факты




Факты





«Сводная таблица» помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Выглядит эта таблица просто: Средняя колонка называется "линией сравнения". В ней перечислены те категории, по которым мы предполагаем, сравнивать какие-то явления, события, факты. В колонки, расположенные по обе стороны от "линии сравнения", заносится информация, которую и предстоит сравнить

Данные сравнительные таблицы помогают увидеть учащимся не только отличительные признаки объектов, но и позволяют быстрее и прочнее запоминать информацию. Составление сравнительных таблиц можно использовать как на стадии вызова, так и на стадии осмысления. На стадии вызова лучше всего попросить ребят заполнять ее карандашом, так как после работы с текстом у детей могут возникнуть исправления, которые выполняются ручкой.

Сводная таблица позволяет более качественно подготовить домашнее задание, так как является уже готовой памяткой, сделанной на уроке. При использовании приема "Сводная таблица" желательно, чтобы линий сравнения было не меньше трех, но и не больше шести. Такое количество позиций легче удержать в памяти. Нужно обязательно задавать вопросы тем, кто составлял таблицу. Эти вопросы должны быть интересны. Дети старших классов обязательно должны выделять линию сравнения сами, так как работать по навязанному сценарию не интересно. Гораздо интереснее опираться на то, что придумал сам (Приложение 3)

Тема 1

Тема 2

Линия сравнения

Тема 3

Тема 4







Прием «Составление кластера» (Приложение 4)

Прием "Кластеры" использую как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии, т.е. может быть способом мотивации к размышлению до изучения темы или формой систематизирования информации при подведении итогов. В зависимости от цели организую индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную – в виде общего совместного обсуждения. Например, задание: составьте кластер к слову «Социальная норма» (обществознание 9 класс, тема «Право в системе социальных норм») или «Оттепель» (история 9,11 класс). Обучающиеся выписывают все слова, которые у них ассоциируются с данным словом.

Сначала данную работу они выполняют самостоятельно, основываясь на тех знаниях, которые они имеют на начало урока. Затем читают параграф учебника, они продолжают работу по составлению кластера, это позволит сделать кластер более полным.

Этот прием развивает умение строить прогнозы и обосновывать их, учит искусству проводить аналогии, устанавливать связи, развивает навык одновременного рассмотрения нескольких вариантов, столь необходимый при решении жизненных проблем.

Как можно объединить технологию развития критического мышления и проблемного обучения на уроках истории и обществознания?

В своей практике я использую лично – значимые проблемные ситуации, это – создание ситуаций эмоционального включения обучающегося в проблемную деятельность, учитывающих интересы ученика, его желания, потребности, возможности и проявляющиеся в наличии у него проблемных вопросов. Лично – значимые проблемные ситуации помогают решить многие педагогические задачи: развитие личностных качеств, самостоятельный поиск новой информации, воспитание активной личности, формирование инициативности, ответственности, способности к сотрудничеству, прочность усвоения знаний, решение проблемы психологического комфорта на уроках.

Как создать такую ситуацию? В основе постановки проблемных ситуаций должны лежать ценности:

– формирование и развитие личности, знание, самосознание, самоактуализация, сотрудничество, взаимопомощь, общение в учебной деятельности, лидерство, успех;

– формирование и развитие жизненных ценностей: счастливая семейная жизнь, воспитание детей, полноценное приобщение к культуре, познание самого себя или «Я-концепция», развитие своих способностей, полноценное общение с людьми, успешная политическая карьера, профессиональная деятельность, достижение материального благополучия.

Для решения ЛЗПС в виде выполнения творческой работы применяются те же приемы, что и при технологии развития критического мышления: кластер, схемы, таблицы, тезисный план урока. Лично – значимые проблемные ситуации позволяют развивать творческие способности, образное и творческое мышление, направлены на успех.

Как показывает опыт практической работы, лично-значимые проблемные ситуации могут использоваться по всему курсу истории и обществознания. Но наибольшую эффективность постановка и решение ЛЗПС дает в 7-8 классах (возможности применения ЛЗПС в преподавании истории в 7-8 классах представлены в Приложении 5)

Знания, полученные в результате решения лично – значимой проблемной задачи, твердо усваиваются, так как дети добывали их самостоятельно, а не получали в готовом виде.

Рассмотрим примеры интеграции технологий при проведении уроков истории и обществознания.

«Отечественная война 1812 года», 8 класс (Приложение 6). Стадия вызова: отрывок из произведения М.Ю.Лермонтова «Бородино». Стадия осмысления – постановка проблемного вопроса «Главная причина поражения Наполеона в России, по мнению историка Е.В.Тарле «… была ошибка, происходящая от полного незнания и непонимания русского народа»

Прав ли был историк?» и решение его в процессе выполнения творческих заданий. Рефлексия – возврат к проблемному вопросу и оценка своей деятельности.

«Положение основных слоев общества», 8 класс. Стадия вызова – Лично – значимая проблема «Повседневная жизнь человека изменяется в зависимости не только от его индивидуальности, но и от тех преобразований, которые происходят в индустриальном обществе». Стадия осмысления – постановка и решение проблемного вопроса в процессе выполнения творческого задания – составление кластера «Основные слои общества». Рефлексия – возврат к лично – значимой проблеме вопросу и оценка своей деятельности.

«Внешняя политика Александра III», 8 класс. Стадия вызова – проблемная ситуация «Как слова Александра III: «Когда русский царь удит рыбу, Европа может подождать» характеризуют особенности внешней политики конца XIX века?». Стадия осмысления – работа в группах по направлениям внешней политики и составление сводной таблицы. Стадия рефлексии – возврат к проблемному вопросу и оценивание своего вклада в решение задачи урока.

«Образование СССР», 9 класс. Стадия вызова – проблемный вопрос «Почему образование СССР, по мнению историков, имело неоднозначные последствия». Стадия осмысления – работа с документами (альтернативные варианты образования СССР), текстом п.19, выполнение творческого задания – составление кластера или схемы (по выбору). Стадия рефлексии – Стадия рефлексии – возврат к проблемному вопросу и оценивание своего вклада в решение задачи урока.

«Восстановление экономики после ВО войны», 9 класс. Стадия вызова – формулировка темы урока «Цена восстановления: подвиг народа». Ученикам предлагается доказать или опровергнуть данное высказывание. Стадия осмысления – работа с творческими заданиями рабочей тетради к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России: XX- начало XXI века». Стадия рефлексии – возврат к формулировке темы урока и оценивание своего вклада в решение задачи урока.

«Оттепель» в духовной жизни», 9 класс. Стадия вызова – составление кластера из слов ассоциаций на слово «оттепель». Стадия осмысления – работа в группах, заполнение таблицы:

Направления

Характер изменений

Значение изменений для дальнейшего развития страны

литература



искусство



наука



образование




Стадия рефлексии – обсуждение результатов, и возврат к кластеру. Д/з может быть творческим: на основе таблицы составить кластер по одному из направлений или по всей теме.

«Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности», 8 класс. Тема урока может быть сформулирована по первому пункту параграфа «Земля выбрасывала своих детей». Стадия вызова – постановка лично – значимой проблемы «Возможность эмиграции для решения экономических проблем существовала прежде и существует теперь, но следует понимать, что этот шаг необязательно влечет за собой успех, а также ведет к разлуке с родиной и своими близкими» или « Немецкий ученый Вернер Зомбарт назвал XIX в. временем, когда «земля выбрасывала своих детей». Как вы думаете, какие процессы, происходящие в обществе, заставили его дать такую оценку эпохе? Согласны ли вы с такой оценкой? Если нет, предложите другой вариант». Стадия осмысления – заранее подготовленные сообщения детей по материалу параграфа или работа в группах, выполнение творческих заданий (Как вы думаете, почему появление среднего класса считается признаком стабильности общества? Подумайте, как индустриальная революция повлияла на социальную структуру западноевропейского общества. Чем вы можете объяснить то, что в XIX в. урбанизация стала одной из сторон процесса модернизации? Как вы понимаете следующее высказывание философа Карла Ясперса: «...Жизнь в среде, отчасти созданной им самим, является признаком самой сущности человека... Он утверждает свою реальность по мере того, как расширяет свою среду»? Какие, на ваш взгляд, результаты человеческой деятельности в XIX в. оказали влияние на повседневную жизнь человека не только того времени, но и современной эпохи?). Стадия рефлексии – возврат к проблемному вопросу в начале урока: Согласны ли вы с такой оценкой? Если нет, предложите другой вариант.

«Международные отношения: дипломатия или войны?», 8 класс. Сама тема урока предполагает решение проблемного вопроса, поэтому на данном уроке стадия вызова это и есть формулировка темы урока. Затем в течение урока дети самостоятельно доказывают или опровергают данное высказывание, приходят к выводу что, международные противоречия, сложившиеся на рубеже XIX—XX вв., наиболее опасные, и решение возможно как с помощью силы, так и дипломатии. Для себя делают вывод о необходимости достижения компромиссов в повседневной жизни (стадия рефлексии).

Лично – значимая проблемная ситуация помогла учащимся 7 класса лучше понять материал урока по теме: «Причины и начало революции в Англии». В ходе работы над проблемным вопросом «Сделайте вывод, в чем заключался корень противоречий, существовавших между королями и значительной частью общества в Англии в XVII в. «Итак, монархия есть подобие божественной власти. Во-первых, ее основание заключено в Священном Писании, во-вторых, она проистекает из древнего права нашего королевства, и, в-третьих, она коренится в законе природы... Титул короля божественного происхождения, поскольку короли только Богом посажены и только перед ним отчитываются за свои дела»,— заявлял Карл I» ребята пришли к выводу что, успех деятельности человека зависит от черт его характера, в том числе и от умения пойти на компромисс, если этого требуют важные обстоятельства.

Сословный быт, обычаи и нравы в XVII веке, 7 класс (Приложение 7) Вызов – постановка проблемного вопроса: «Как вы думаете, современные люди живут одинаково, или в их жизни есть различия?: Почему люди живут по-разному, с чем связаны различия в жизни людей? Насколько значимы были эти различия, и было ли что-то общее в жизни людей разных сословий в 17 веке? Стадия осмысления – работа со сводной таблицей. Учитель на доске, а ребята в тетради чертят таблицу и записывают названия колонок. В качестве названий колонок учитель предлагает взять названия сословий, добавив к ним царя и его семью, центральная колонка называется «Линии сравнения».

Царь и его семья

Бояре и дворяне

Линии сравнения

Посадский люд

Крестьяне

 

 

 

 

 

После подготовки таблицы учитель предлагает подумать над линиями сравнения, т.е., что можно сравнить у разных сословий. Предложения учащихся учитель записывает на доске в центральную колонку таблицы. Когда прозвучат все предложения, линии сравнения обсуждаются, чтобы выявить наиболее значимые, при необходимости учитель может добавить недостающие. Класс делится на 4 группы: 1) царская семья 2) бояре и дворяне –3) посадский люд, 4) крестьянство. Каждая группа работает со своим текстом (это не только текст параграфа, но и документы в конце параграфа) – читает и находит информацию для своей колонки в таблице. После завершения работы каждая группа называет найденную информацию и по ходу выступлений заполняется сводная таблица. Рефлексия – Оказывается в ΧVΙΙ веке …. Я понял, что …. Современные люди …. Несмотря на то, что прошло столько лет … Я думаю, что различия между сословиями …

«Семья и брак: правовые основы», 11класс (Приложение 8). Вызов – просмотр фрагмента мультфильма «Сказка о царе Салтане» или чтение отрывка, составление кластера «СЕМЬЯ – ЭТО…». Стадия осмысления – работа в группах с фрагментами Семейного кодекса, обобщение результатов. Рефлексия – возвращение к кластеру и постановка новой проблемы, через миниатюру «Любовь бывает разная…».

"Трудовой договор (контракт)", 11 класс (Приложение 9). Стадия вызов – Подумайте, что вы уже знаете о трудовом договоре? Свои соображения запишите кратко в таблицу, которая есть на столе в раздаточном материале у каждого ученика. Заполните первую колонку.

Знаю

Желаю узнать

Узнал(а)

 

 

 

Стадия осмысления: В каком нормативно - правовом акте можно почерпнуть знания о трудовом договоре? Назвать источники трудового права. Учащиеся перечисляют источники трудового права, среди них должен прозвучать Трудовой кодекс РФ. Работа на уроке будет основана на изучении статей Трудового кодекса РФ. Рефлексия – возврат к таблице: сделать записи в третью колонку "Узнал", все то, что они нового узнали на уроке. По желанию учащихся, они озвучивают свои записи. Важно обратить внимание на следующее, получили или нет, они ответы на вопросы, которые они сформулировали при заполнении колонки "Желаю узнать".

Технологии развития критического мышления и проблемного обучения хорошо сочетаются и с использованием традиционных методов обучения, и компьютерных технологий. Использование описанных технологий обучения в сочетании с информационно-компьютерными технологиями позволяет добиваться хороших результатов (Электронное приложение). Синтез технологий с ИКТ предоставляет возможность учителю использовать не только уже имеющиеся приёмы и методы, но и самостоятельно их создавать.



8. Предполагаемые образовательные результаты проекта и

социальный эффект.


Обобщая работу по использованию проблемной и технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания, можно сделать вывод, что отношение детей к изучаемому предмету изменилось в лучшую сторону:

– для основной части учащихся характерно положительное отношение к предмету;

– у многих появилась положительная реакция не только на новый материал (новизна эта относится и к практической, и к теоретической части), но и на способ решения новой задачи;

– на уроке формируется благоприятный психологический климат, позволяющий ученикам свободнее и увереннее чувствовать себя на уроке;

– ученики с увлечением включаются в работу, охватывая все большие объемы материала.

По результатам диагностики можно сделать вывод о положительной динамики успеваемости (абсолютной и качественной) по истории и обществознанию обучающихся во время реализации проекта.

Диагностика уровня знаний, умений и навыков учащихся по итогам года такова:


Мониторинг качества обученности по истории.

Год обучения

Абсолютная успеваемость

Качественная успеваемость

2009-2010

100%

63%

2010-2011

100%

68,26%

2011-2012

100%

72,2%

2012-2013

100%

76,6%







Мониторинг качества обученности по обществознанию.

Год обучения

Абсолютная успеваемость

Качественная успеваемость

2009-2010

100%

65,8%

2010-2011

100%

75,36%

2011-2012

100%

75%

2012-2013

100%

75%


Результаты ЕГЭ и ГИА.

Рейтинг учащихся по результатам ЕГЭ.

Год обучения

Количество сдававших

Средний балл

по школе

по району

2009

2 (50%)

51,4


2010

1 (20%)

75(75)

1

2011

4 (57,14%)

61,75 (64)

2

2012

6 (75%)

56,7 (61,8)

2

2013

3 (50%)

56,7 (70)

4



Рейтинг учащихся по результатам ГИА

Обществознание (тест)

Год

Сдавали экзамен

Ср.балл

Ср. тест балл

Кач-во в %

2011

7 (100%)

3,71

24,86

71,4

2012

12(80%)

3,9

28,1

66,7

2013

12(80%)

3,9

28,9

75









История

Год

Сдавали экзамен

Ср.балл

Ср. тест балл

Кач-во в %

2012

1(6,67)

5

35

100


Результативность исследовательской, проектной деятельности (высокий рейтинг образовательных достижений учащихся).

Итоги участия в олимпиадах


год

статус

предмет

Ф.И. участника

класс

2008-2009

I

Обществознание

Фомина Катя

9

II

Обществознание

Татарникова Настя

10

2010-2011

побед.

История

Фомина Екатерина

11

призёр

Обществознание

Фомина Екатерина

11

призёр

Обществознание

Давлетшина Алина

10

2011-2012

призёр

Обществознание

Вандышев Валера

9

призёр

Обществознание

Павлова Татьяна

10

2012-2013

призер

История

Нишонова Шахноза

10

призер

Обществознание

Хилажева Динара

8

2013-2014

призер

обществознание

Арсенова Даша

8


Медалисты по окончании школы: 2010 – Татарникова Настя; 2011 год – Лебедева Наташа, Лебедева Таня, Фомина Катя; 2013 год – Немцева Маша. Мои ученики конкурентоспособны после окончания школы. Более 80 % выпускников школы поступают в ВУЗ, где профилирующим предметом является обществознание. Практика, которую приобретают ученики на уроках истории и обществознания, является прочным фундаментом любой сферы деятельности.


9. Перспективы дальнейшего развития проекта.

Работа по теме проекта будет продолжена по следующим направлениям:

 внедрение в практику работы новых приемов используемых технологий на основе системно – деятельностного подхода;

– формирование ключевых компетенций школьников посредством наработанной системы преподавания;

– расширение банка методических разработок к урокам истории и обществознания и банка лично – значимых и проблемных, способствующих активизации умственной и творческой деятельности учащихся;

– освещение опыта работы по проблеме «Построение процесса обучения на основе современных образовательных технологий при подготовке к ГИА» в рамках стажировочной площадки «Моделирование современного урока на основе системно – деятельностного подхода при подготовке к ГИА».



Заключение


Возникает вопрос: как часто можно использовать данные технологии? Сами приемы можно и нужно использовать по мере необходимости для достижения конкретных целей. А вот общие идеи: приоритет мнения каждого ученика, важность каждого суждения, не авторитарность учителя, опора новых знаний на имеющийся опыт – не могут существовать отдельно и использоваться от случая к случаю. Опыт работы показывает, что можно использовать практически все «старые приемы». Суть не в них, а в принципах и в модели «вызов – осмысление содержания – рефлексия». Использование данных технологий позволяет активизировать деятельность учащихся на уроке. Они задают больше вопросов, читают текст учебника более вдумчиво, лучше выделяют основные идеи, составляют кластеры и таблицы. Самое главное важно понять, что смысл нового образовательного подхода состоит не в строгом следовании алгоритму тех или иных приемов, а в свободном творчестве учителя и учеников, работающих с использованием новых технологий обучения. Главный вопрос для рефлексивного анализа: достигнуты ли поставленные цели обучения? Утвердительный ответ означает, что выбранная технология обучения была эффективной независимо от того, являлась ли она классической в рамках данной педагогической технологии или возникла как продукт творческого поиска.

Моя задача - воспитать у ученика социальную ответственность, а для этого учебный процесс тесно увязывается с конкретными жизненными задачами, выяснением и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

Список литературы

1.Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. М.: - Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001.

2. Генике Е. Как преподавать студентам, которые не хотят учиться? // Жури. "ALMA MATER". 1999. № 10.

3. Генике Е, Портрет на фоне профессии // Газета «Первое сентября» от 15 мая 2001 г.

4. Деятельностно – ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Издательского дома «Первое сентября» - 2011, №9, стр.14-15.

5. Дмитриев С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С. В. Дмитриев // Школьные технологии. - 2003. - N 6. - С. 30-39

6. Загашев И. О., Заир-Бек С. И, Критическое мышление: технология развития. СПб.: Изд-во «Альянс «Дельта», 2003.

7. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. СПб.: Изд-во «Альянс «Дельта», 2003.

8. Заир-бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С.И. Заир-бек, И.В. Муштавинская. М.: Просвещение, 2011.

9. Захарова Н.И., Внедрение информационных технологий в учебный процесс, Журнал «Школа» №1, 2008г.

10. Ильин Г.Л. Как обеспечить качество обучения в информационном обществе? /Г.Л. Ильин //Народное образование.-2011.- №5.-стр.131

11. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. – М., 1985. Велби, изд-во Проспект, 2005. – 432с.

12. Педагогика: учеб./Л.П.Крившенко [и др.]; под ред. Л.П.Крившенко. – М.: ТК Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. - М., 1971.

13. Лернер И.В. Пути совершенствования методов обучения. -М.: «Народное образование», 1969, № 6.

14. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». (Утверждена Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271) (http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/)

15. Опыт применения технологии развития критического мышления на уроке XXI века: методические материалы для учителя. Под обшей редакцией Крыловой О. Н. СПб.: Аграф, 2004.

16. Оконь В.И. Основы проблемного обучения. - М., 1969.

17. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. М.: Просвещение, 2004.

18. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256с.

19. Столяренко А.М. Физиология высшей нервной деятельности для психологов и педагогов: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарно-социальным специальностям /А.М.Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 463с.

20. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т.1, М., 1994.

21. ФГОС основного общего образования по истории (стандарты нового поколения).– www.Standart.ru. – 10c.

22. Фонтанова А. Технология, которая позволяет нам стать другими // Газета «Первое сентября» от 16 января 2001 г.

23. ХалпернД. Психология развития критического мышления. СПб.: Питер, 2000.

24. Хуторский А. «Деятельность как содержание образования» /А. Хуторский «Народное образование» - 2003, №8, стр.107-114.

25. Чернявская А.П. Образовательные технологии./А.П.Чернявская, Л.В.Байбородова, Л.Н.Серебренникова и др. «Образовательные технологии». – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2005. – 108с.

26. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе. http://festival.1september.ru/articles/527236/


Список электронного приложения.


Приложение 1. Три фазы (этапа) технологии развития критического мышления.

Приложение 2. “Концептуальная таблица”

Приложение 3. «Сводная таблица»

Приложение 4. «Кластер»

Приложение 5. Сводная таблица «Возможности применения ЛЗПС в преподавании Новой истории в 7-8 классах»

Приложение 6. «Отечественная война 1812 года», 8 класс (урок -презентация)

Приложение 7. Сословный быт, обычаи и нравы в XVII веке, 7 класс (конспект + презентация)

Приложение 8. «Семья и брак: правовые основы», 11класс (конспект + презентация)

Приложение 9. "Трудовой договор (контракт)", 11 класс (конспект + презентация)

Приложение 10. Реформы Петра I. (урок - презентация)


23






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Фомина Светлана Витальевна

Дата: 09.12.2014

Номер свидетельства: 141540


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства