Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание и поисково-исследовательская работа в изучении истории родного села»
«Патриотическое воспитание и поисково-исследовательская работа в изучении истории родного села»
Выполнила:
учитель истории
МКОУ СОШ с. Тиинск
Мелекесского района
Гришина Г.П.
2013г.
Содержание.
Введение.
Стр.
Понятие «патриотизм» и «гражданин».
Стр.
Теоретические основы патриотического воспитания и поисково-исследовательской работы.
Стр.
Организация поисково-исследовательской работы и патриотическое воспитание в изучении истории с.Тиинск.
Стр.
Вывод
Стр.
Приложение
Стр.
Список литературы
Стр.
Введение.
Стандарт основного общего образования по истории в основной школе одной из основных целей называет: воспитание патриотизма, уважение к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.
Отчетливо вырисовываются пять основных качеств, востребованных Российским государством и обществом и реально формируемых в рамках школьного образования:
- патриотизм;
- межнациональное согласие;
- социальный мир;
- принятие общечеловеческих ценностей;
- умение преодолевать трудности.
В Послании Президента России Федеральному собранию Российской Федерации в 2008 году говорится: "… Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений".
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2011 г. подчеркнуто, что наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования. "Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь подростка. Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями школьников, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции".
Современный "национальный воспитательный идеал" - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
В Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения определены ценности, являющиеся основой духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности. Эти ценности выступают как базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях. Базовые национальные ценности, общие для всех россиян: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество. «Система базовых национальных ценностей имеет ключевое значение не только для образования, но и для всей организации жизни в нашей стране. Она определяет самосознание российского народа, характер отношений человека к семье, обществу, государству, труду, смысл человеческой жизни, расставляет приоритеты общественного и личностного развития».
В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации сформулированы теоретические основы патриотического воспитания как важнейшего направления деятельности общества и государства.
Понятие «патриотизм» и «гражданин».
Для каждого человека понятие «патриотизм» имеет индивидуальный смысл, в зависимости от уровня культуры, мировоззрения, жизненного опыта.
Так К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Н.А. Добролюбов утверждал, что «патриотизм» есть ничто иное, как «желание трудиться на пользу своей стране».
В.С. Соловьев считал, что «нравственная обязанность настоящего патриота - служить народу в человечестве и человечеству – в народе». Попытку наиболее подробно проанализировать это понятие сделал Н.М.Карамзин разделял любовь к Отечеству на физическую, моральную, политическую:
физическая - привязанность и любовь к своему месту рождения;
моральная – любовь к людям, с которыми мы росли, воспитывались и живем;
политическая – и есть патриотизм, национальная гордость и народное достоинство, которое следует вырабатывать на примерах героического прошлого и развивать в каждом, «ибо, если человеку оскорбительно называться сыном презренного отца, то не менее оскорбительно гражданину называться сыном презренного народа».
В словарях можно встретить следующие определения данных понятий. «Патриот» - любитель Отечества, ревнитель о благе его (В. Даль «Толковый словарь живого русского языка»); - человек, преданный своему Отечеству, служащий его интересам («Краткий политический словарь», 1989). «Патриотизм» (греч. Patris – Родина) - преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу. (С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка).
В современной литературе патриотизм определяется как социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к Родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.
Патриотическое воспитание в современной школе складывается из двух составляющих:
- военно-патриотическое
- гражданско-патриотическое
Проблему военно-патриотического воспитания отражена в статье «Инновационная стратегия военно-патриотического образования российских учащихся в современных условиях» В.Ю. Микрюкова. Автор предлагает следующие пути патриотического воспитания учащихся:
1) в области обучения ( на примерах воинской доблести: Ярослава Мудрого, Дмитрия Донского, Александра Невского, воинов Петра I, солдат и офицеров Великой Отечественной войны и т.д.);
2) в области внеклассной работы (беседы, лекции на патриотические темы, поисково- исследовательская работа, встречи с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги);
3) в области работы с родителями (создание альбомов «Моя родословная», «Моя семья», спортивные праздники, экскурсии и др.).
Не менее важным в воспитании школьников является гражданско-патриотическое воспитание.
Понятие «гражданин» в юридическом смысле рассматривается как принадлежность лица к государству, т.е. человек, обладающий правом гражданства. В русском языке с древнейших времен в понятие «гражданин» вкладывался особый нравственный смысл: быть гражданином – значит занимать определенную моральную позицию, связанную с чувством долга и ответственности по отношению к своему Отечеству, народу, национальным ценностям, святыням, культуре. Гражданские чувства проявляются в искренних душевных переживаниях за судьбу Родины, горячем желании видеть ее свободной и процветающей, готовности честно трудиться на благо страны, в умении обуздать свой эгоизм, придти на помощь нуждающимся. Вместе с тем, гражданская позиция всегда связана с критическим отношением к социальной несправедливости. И, конечно же, гражданин всегда готов проявить личное мужество, встать на защиту своей Родины от любых посягательств.
Теоретические основы патриотического воспитания и поисково-исследовательской работы.
В Концепции модернизации российского образования указано, что «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуациях выбора, прогнозировать по возможности их последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».
Современная модернизация российского государства, становление гражданского общества требуют, чтобы система образования содействовала формированию сознательного гражданина, эффективно участвующего в демократических процессах. «Существенным фактором гражданского становления подрастающего поколения россиян является его активная социализация.
Активную жизненную позицию молодого человека легче сформировать через деятельностное освоение явлений, где он практически приобретает навыки исследовательской деятельности и отстаивания своей точки зрения. Для того чтобы развивать у российских детей такие навыки, следует «включить школьника в окружающий мир во всем его многообразии». (И.В. Калиш «Гражданское образование – новая реальность российской школы», «НТЦ», 2005).
«Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением ими творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения. Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося). В традиционной образовательной системе, которая, как правило, определяет характер учебного процесса, реализуется стандартная позиционная схема «учитель» – «ученик». Первый транслирует знания, второй их усваивает; все это происходит в рамках отработанной классно-урочной схемы. При развитии исследовательской деятельности эти позиции сталкиваются с реалиями: нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в жизни чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Это инициирует начало эволюции от объект-субъектной парадигмы образовательной деятельности к ситуации совместного постижения окружающей действительности, выражением которой является позиционная пара «коллега-коллега». Вторая важнейшая позиционная пара – «наставник-младший товарищ» предполагает ситуацию конструктивного сотрудничества учителя и ученика». (А.В. Леонтович, «Исследовательская деятельность учащихся» (сборник статей), М.2003, Издание МГДД(Ю)Т).
Наиболее эффективным в патриотическом воспитании учащихся является вовлечение их в поисково-исследовательскую деятельность по изучению истории большой и малой Родины.
В ходе этой работы ребята реально переживают чувства привязанности к своей земле, совершают походы по памятным местам родного края, встречаются с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги. Участие в этой работе способствует формированию у ребят гражданских качеств.
Одним из направлений патриотического воспитания школьников является изучение истории родного края.
Существует несколько вариантов ее изучения.
Наиболее распространенными можно назвать- яркий образный рассказ учителя, сообщение учащихся по заранее заданной теме, но самый эффективный - организация поисково- исследовательской деятельности учащихся с последующим использованием собранных материалов на уроках истории.
Введение в образовательный процесс методов исследовательской деятельности является одним из направлений модернизации современного образования.
Поисково-исследовательская деятельность способствует развитию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, формированию у них критического и творческого мышления, умения работать с информацией, что в полной мере отвечает задаче современной школы - воспитанию социально активной личности, способной к самоутверждению и самосовершенствованию.
Изучая прошлого своего края, района, села, своей семьи ребенок осознает свою сопричастность к истории страны. Собранные в ходе работы материалы способствуют развитию исторического мышления учащихся. У них складывается целостная картина восприятия исторического прошлого: от истории малой родины к истории края, от истории края к истории России.
Если учитель способствует формированию патриотических качеств школьников, развивает чувства сопричастности к судьбе России, духовным ценностям и традициям русского народа, желанию защищать Отечество, то это способствует воспитанию полноценных граждан своей большой и малой РОДИНЫ. Формирование навыков патриотического воспитания идет через систему урочной, внеурочной и кружковой работы.
Исследовательская работа подразумевает творческую работу учащегося направленную на познание окружающего мира, самостоятельность в приобретении знаний и нахождении истины. Научно- исследовательская работа -это не только теоретическая , а в большей степени практическая часть. Исследовательская работа в краеведении строится на четком понимании исследователем , что необходимо найти, узнать, сопоставить. Для научно- исследовательской работы определяются формы, которые наиболее подходят в каждом отдельном исследовании. Формами исследования могут быть: интервью, работа в архивах, музеях, исследование исторических находок и документов с описанием, анализом и сравнением краеведческих источников. Важным аспектом исследовательской работы является формирование воспитательной функции. Не секрет, что изучении истории родного края переплетается с историей каждого живущего, с историей родного села, семьи, окружающих людей. Необходимо показать исследователю как переплетается история родного края с историей страны. Это задача учителя, который в исследовании должен быть направляющей стороной, соисследователем, соавтором.
Научно- исследовательская работа тогда считается законченной, когда становится достоянием общественности. Это может быть выступление на конференциях различного типа, печать в периодических изданиях, доклады на уроках и занятиях, презентации и т.д. с последующей оценкой, разбором ситуаций, критикой со стороны общественности. Все это делает исследование- продуктивным, заинтересовывает учащегося в дальнейшем продолжении работы, активизирует познавательную деятельность, развивает креативное мышление, интерес к краеведческой работе.
Цели поисково-исследовательской деятельности:
1. Выявление и поддержка учащихся склонных к занятию исследовательской деятельностью 2. Развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся 3. Развитие личности, способной к самоактуализации, самореализации, самоутверждению в постоянно изменяющихся социокультурных условиях. 4. Формирование и развитие, у учащихся, навыков исследовательской работы. 5. Развитие компетенций у учащихся, имеющих интерес к исследовательской деятельности.
Организация исследовательской деятельности подрастающего поколения способствуют решению следующих задач:
Развитию интереса, расширению и актуализации знаний;
Развитию интеллектуальной инициативы учащихся в процессе освоения основных и дополнительных образовательных программ;
Созданию предпосылок для развития научного образа мышления;
Освоению творческого подхода к любому виду деятельности;
Формированию установки на престижность занятий научной деятельностью, фундаментальными науками;
Становлению сферы содержательного предметного общения внутри детского коллектива, между учащимися, педагогами, учеными и специалистами;
Обучению информационным технологиям и работе со средствами коммуникации;
Формированию развивающей образовательной среды для ребенка;
Профессиональному самоопределению детей;
Получению предпрофильной подготовки;
Содержательной организации свободного времени детей.
В процессе поисково-исследовательской деятельности осуществляется формирование общеучебных умений и навыков:
Рефлексивные умения: умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи;
Поисковые (исследовательские) умения: умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; умение выдвигать гипотезы; умение устанавливать причинно-следственные связи;
Менеджерские умения и навыки: умение проектировать процесс умение планировать деятельность, время, ресурсы; умение принимать решения и прогнозировать их последствия; навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточные результаты);
Коммуникативные умения: умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.; умение вести дискуссию; умение отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс; навыки интервьюирования, устного опроса и т.д
5. Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи; умение уверенно держать себя во время выступления; артистические умения; умение использовать различные средства наглядности при выступлении; умение отвечать на незапланированные вопросы.
Этапы научно – исследовательской работы. 1 – выбор темы исследования и постановка задачи.
Тема должна быть для ребят интересна, посильна, доступны источники сбора информации.
2 – определение направлений работы, краеведческого поиска и путей сбора информации.
На этом этапе важно поставить цель исследования и задачи, которые будут решены в ходе работы, определить как материал будет собираться. 3 – работа по сбору материала.
Она ведется по разным направлениям, с использованием разных источников информации – работа с краеведческой литературой, архивными документами, беседа с краеведами и старожилами, картами, фотофиксация материалов. 4 – анализ и систематизация собранного материала и составление целостной картины. Оформление материалов.
Итогом этой работы и становится написание текста работы. Составляется план, в соответствии с которым излагается наработанный материал с учетом требований, которые предъявляются к исследовательским работам: раскрыть мотивы, побудившие к краеведческому исследованию, сформулировать цель работы, представить методы исследования, выводы и результаты, возможность использования в учебном процессе и дальнейшие перспективы краеведческой работы. В ходе подготовки работ решается еще одна проблема – оформление наглядного материала. Когда выступление сопровождается показом фотографий, зарисовок, документов, схем, это дает возможность присутствующим на выступлении в качестве зрителей и жюри лучше разобраться в представляемой проблеме. 5 – выступление на краеведческих конференциях и определение перспектив дальнейшей краеведческой работы.
Важно, чтобы выступающий уложился в рамки регламента, показал свободное владение темой исследования, представил материалы логично, эмоционально, умело привлекая наглядный материал.
Ученические исследования по краеведению и их особенности.
Краеведческая проблематика ученических исследований имеет свою специфику.
Краеведческие объекты или темы мало изучены, особенно история населенных пунктов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, культурно-просветительных учреждений, что создает большие возможности для успешной поисково-исследовательской работы учителя и учащихся.
Юный краевед не имеет готового текста, раскрывающего прошлое и настоящее родного села, города, предприятия, школы. Он должен сам принять участие в его составлении. Для этого ему надо посетить архив, музей, предприятие, встретиться с ветеранами труда, войны, поработать над книгой, газетой, документом, то есть включиться в настоящую научную работу.
В школе можно применять несколько вариантов исследовательского метода:
Учитель, сообщая о тех или иных открытиях в области науки, раскрывает сам процесс открытия и логику пути к нему.
Учитель, используя местные документы, экспонаты музеев, сам проводит их исследование, раскрывая при этом все пути поисков решения на разных его этапах.
Учащиеся по заданию учителя проводят самостоятельное историко- краеведческое исследование.
В зависимости от возраста учащихся и по мере их интеллектуального роста, исследовательская работа усложняется по количеству и сложности источников, разнообразию приемов работы, степени самостоятельности исследований.
Особенно широкое применение исследовательский метод находит во внеклассной историко-краеведческой работе. Обычно он осуществляется в процессе выполнения познавательных заданий по изучению истории села, города, края, рекомендованных краеведческим пособием или подготовленных учителем; в ходе проведения походов, экспедиций; в процессе создания школьных краеведческих музеев.
Особенностью краеведческой работы является то, что она ставит учителя и учащихся в положение исследователей. Это очень важно, так как ребята учатся не только приобретать готовые знания из краеведческой литературы, учебных пособий и лекций учителя, но и вести самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность под руководством учителя. Он должен быть подготовлен к проведению исследовательской работы, владеть методикой, уметь заинтересовать ребят, умело направлять их деятельность, а не стараться взвалить на себя большую часть работы.
Обязанности руководителя ученической исследовательской работы.
оказание помощи учащимся в выборе тем для исследований;
составление рабочих программ исследований;
составление примерного перечня тем исследовательских работ на основе степени изученности тех или иных вопросов в курсах школьных программ;
выработка рекомендаций по применению результатов ученической исследовательской работы в учебно-воспитательном процессе;
оказание помощи исполнителям исследовательских работ перед участием в научных конференциях, олимпиадах и конкурсах творческих работ;
оказание помощи ученикам и учителям в публикации результатов выполненных исследований и дальнейшей исследовательской деятельности.
Факторы успешности исследовательской деятельности :
соблюдение принципа добровольности в выборе темы и занятиях учеников этим видом работы;
максимальная самостоятельность ученика в процессе исследования;
компетентное и заинтересованное руководство педагога ученической исследовательской работой;
материально-техническая поддержка руководителей и исполнителей исследовательских работ.
Задача школы состоит в том, чтобы, наряду с усвоением необходимой суммы знаний, обеспечить высокое умственное развитие учащихся, вооружить их умением самостоятельно добывать знания.
Исследовательский метод - высшая форма воспитания творческой инициативы учащихся, их самостоятельности. Он как бы концентрирует в себе все то, что формируется системой активизации процесса обучения.
По мнению методиста М. Н. Саткина «исследовательский метод обучения находит применение тогда, когда умственное развитие учащихся достигает такого уровня, что они в состоянии осуществить самостоятельно все этапы поисковой деятельности.
Обдумав поставленную задачу, ученики сами намечают план поиска, строят предположение (гипотезу), определяют способ ее проверки, проводят наблюдения, фиксируют факты, сравнивают их, классифицируют, обобщают, доказывают, делают выводы, пишут рефераты. Здесь достигается наибольшая самостоятельность мысли учащихся».
Исследовательский метод в историко-краеведческой работе учащихся носит целенаправленный характер, пробуждая интерес к исследованиям, открытиям, создавая творческий подъем, активизируя познавательную деятельность учащихся, развивая у них умения и навыки исследовательской работы и творческого труда.
Для исследовательского метода характерны атмосфера постоянного поиска, радость собственного открытия и творческой мысли.
Применяя исследовательский метод, учащиеся становятся не потребителями готовой информации, а соучастниками творческого процесса. Пусть они не сделают новых научных открытий, но они повторят путь, пройденный учеными, наукой.
4. Организация поисково-исследовательской работы и патриотическое воспитание в изучении истории с.Тиинск.
Учащимися МКОУ СОШ с. Тиинск велась поисково – исследовательская работа по нескольким основным направлениям:
- создание школьной музейной комнаты и пополнение ее экспозиций, изучение и представление краеведческих находок, - изучение истории родного села и района, - сбор информации об истории школы, педагогах, выпускниках - изучение биографий земляков, - изучение отдельных вопросов истории родного края,
- работа по составлению родословных.
Формы и методы исследовательской работы:
1.Изучение архивных документов, литературных и газетных источников информации.
2.Выполнение поисково-исследовательских заданий по различным направлениям работы.
3.Беседы с односельчанами.
4.Запись воспоминаний бывших руководителей организаций c. Тиинск
5.Сбор вещественных материалов.
6.Экспедиции по родному краю.
Поисково-исследовательское задание
по теме: « Возникновение с.Тиинск».
Цель. Сбор материала об истории возникновения с.Тиинск.
Содержание задания:
1.Изучить архивные документы и материалы из средств массовой информации по истории возникновения нашего села.
2.Побеседовать со старожилами с. Тиинск и записать их воспоминания.
3.Выяснить историю появления названия села.
4. Выяснить происхождение старинных названий улиц села.
5. Какие исторические постройки сохранились на территории нашего села.
6.Провести сбор документальных материалов из средств массовой информации.
Поисково-исследовательская работа успешно используется при организации и деятельности школьного музея.
Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, позволяет иметь в школе в качестве наглядных пособий подлинные памятники истории и культуры.
Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга.
В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий - основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой. Кроме того, в школьном музее учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т.п. Изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными и материальными объектами наследия работая, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего села, учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном селе, школе. Музейная комната в МКОУ СОШ с. Тиинск была открыта в 2010 г. первоначально она вместила в себя экспонаты и материалы, хранившиеся ранее в кабинете истории и занимала комнату на втором этаже школьного здания площадью 38кв. м. В 2012 г. в связи с пополнением фондов и экспозиций, был открыт второй зал площадью 64кв. м. Мы поставили перед собой следующие задачи:
Организация поиска материалов для пополнения музейного фонда. Поиск, исследование, систематизация и обобщение материалов, связанных с историей семьи, школы, села ,района, края; Учет и хранение собранных документов предметов, материалов, их научная проверка, систематизация и методическая обработка; Оформление и экспонирование материалов; Организация экскурсий для детей, как обзорных для группового посещения, так и индивидуальных. Проведение экскурсий для родителей и гостей школы. Организация научно-исследовательской работы Взаимодействие со школьными музеями Мелекесского района и краеведческим музеем г . Димитровграда.
В поисковой работе участвовали школьники, педагоги, родители, жители села.
Был собран богатый краеведческий материал: документы, фотографии, предметы быта, орудия труда, воспоминания ветеранов. Среди интересных находок:
-сарафан тиинской крестьянки Люшиной Марфы конца 19 в.;
сундук 19-нач 20 в.; старинный самовар:
баночки с остатками крема для рук 50-х г.г. 20 в.
личные вещи ветерана педагогического труда Игнатовой М.И. (этажерка, сумочка, туфли, трюмо, стол, книги, пальто, коврик и т. д.)
портрет В.И. Чапаева (неизвестного художника) ранее находившийся в правлении колхоза;
личные вещи ветерана Великой Отечественной войны, председателя колхоза им. Чапаева-Бычкова Г.П
Новогодние игрушки и маски 50-х г.г. 20 в.
фотографии земляков нач. 20 в. и др.
Были оформлены экспозиции:
« Крестьянский быт»
« Из истории с. Тиинск»
«Моя школа»
«Герои Советского Союза»
«Они сражались за Родину»
«Комсомол не просто возраст, комсомол-моя судьба»
«И в тылу ковалась Победа»
«Из истории колхоза им. Чапаева»
«В.М.Теплов»
«Дорогие мои земляки» и др.
Ученики школы были организованы в поисковые группы по 10 человек по месту жительства. Они встречались со старейшими жителями с. Тиинск, записывали их воспоминания, собирали предметы быта, исторические документы, фотографии. Затем на школьной краеведческой конференции рассказывали о проделанной работе.
Результаты поисковой работы были оформлены в Книге Памяти с. Тиинск, альбомах: «Знаменитые люди нашего села», «Выпускники Тиинской школы» «Из истории школы с. Тиинск».
Наша музейная комната пока не имеет статус музея, но мы ведем активную работу по изучению истории нашего края, пропаганде краеведческих знаний.
Разработаны экскурсии для учащихся и гостей нашей школы:
«История основания с.Тиинск», « Быт нашего народа», «Старинные ремесла и современные мастера. Встречи с народными умельцами», «История родной школы», «Подвиг тиинцев в годы Великой Отечественной войны».
Цели экскурсионной работы:
-Знакомство с историей родного края, школы
-Приобщение учащихся к ценностям и традициям народов, населяющих наш край, воспитание уважения и бережного отношения к ним.
- Воспитание патриотизма, интереса к истории родного края, жизни, быту и культуре своих предков.
-Знакомство с орудиями труда, предметами быта местных жителей.
Ежегодно, 1 сентября мы проводим ознакомительную экскурсию для учеников 1 класса и их родителей.
В музейной комнате встречаемся с ветеранами войны и труда, старейшими педагогами, ветеранами комсомольского движения.
Нашу музейную комнату посетили школьники из других населенных пунктов Мелекесского района( Лесной Хмелевки, Слободы Выходцево, Новой Майны, Мулловки).
Своими положительными впечатлениями посетители делятся в Книге Отзывов. Музейная комната МКОУ СОШ с.Тиинск признана лучшей в районном конкурсе музеев образовательных учреждений и награждена Благодарственным Письмом Главы Администрации МО «Мелекесский район» и Знаком «65 лет Победы в Великой Отечественной войне».
Мы активно сотрудничаем с Краеведческим музеем г. Димитровграда.
Наши ученики не только знакомятся с экспозициями музея и организацией музейного дела, но и делятся с сотрудниками музея результатами поисково-исследовательской работы.
В 2013 в дар музею передан портрет и фотографии жителей Мелекесса нач. 20 века, атласы по истории 1947 и1953 года выпуска, биографические данные о старейших учителях супругах Ичанских.
Взаимосвязь научного и школьного краеведения состоит в использовании одних и тех же источников: документальных материалов местных архивов, экспедиций, памятников археологии и этнографии краеведческих музеев, краеведческой литературы, периодической печати, воспоминаний участников или очевидцев исторических событий, ветеранов труда и войны.
Ежегодно участвуем в Зональном музейном фестивале «Три сосны», который проводится в г. Димитровграде в Краеведческом музее.
В фестивале принимают участие музеи, образовательные учреждения и частные коллекционеры из г. Димитровграда, Мелекесского, Новомалыклинского и Чердаклинского районов.
Результаты участия:
2011 г.- 2 место в номинации «Лучшие программы и мероприятия по патриотическому воспитанию» (Сценарий выступления агитбригады «Ты помни») (см. Приложение 1)
2012 г.- 3 место в номинации «Дорогие мои земляки»
2013 г.- 2 место в номинации «Родному городу посвящается» (проект «Моя школа». Цель проекта-сбор материала об истории школы и старейших педагогах, пополнение экспозиций музейной комнаты).
Поисково - исследовательская деятельность школьников была успешной и в ходе реализации районного проекта «Орденоносцы Мелекесского района».
В первую книгу вошел наш краеведческий материал об односельчанах, награжденных Золотой Звездой Героя Советского Союза и орденом Ленина.
(фото и биографии)
Во вторую книгу вошли лишь фамилии наших земляков, награжденных орденами Советского Союза, а фотографии и биографические сведения остались невостребованными и тогда мы решили оформить свой альбом «Орденоносцы с. Тиинск.».
Следует отметить, что имена некоторых из орденоносцев дети отыскали исследуя исторический документ-рукописную историю с.Тиинск, написанную парторгом колхоза им. Чапаева Кирасировым И.В. Работая с ней и другими историческими источниками ученики смогли ответить на ряд вопросов из опросника по истории села (см. Приложение 2).
Практикуем с учащимися и написание родословных.
Сбор материалов об истории семей проходит через опросы родственников, через поездки в другие населенные пункты, где когда-то проживали родственники, переписку с родственниками из других сел и городов, работу с воспоминаниями и фотографиями. К работе привлекаются младшие школьники, которые составляют родословные своих семей.
Работа над родословными выявила и недостатки: слабое владение оформительскими навыками, неэмоциональное изложение материала слушателям.
Занимаясь поисково-исследовательской деятельностью мы сотрудничаем скраеведом Бычковой-Шумовской Н.Г.
Несмотря на то, что она в настоящее время живет в Тольятти, ее публикации о родном селе и земляках, основанные на архивных данных и личных воспоминаниях, появляются на страницах районной газеты «Мелекесские вести». Ею переданы в дар музейной комнате изыскания о старейших учителях села-Кочергиных, Чекурской М.А., о своих родителях-Бычковых Григории Павловиче и Марии Алексеевне. Материал насыщен документами, воспоминаниями, фотографиями.
Результаты поисково-исследовательской работы озвучиваются на классных часах, школьных, районных и областных конференциях, страницах районной прессы. Ученица 9 класса Кузнецова В. заняла 7 место во всероссийской заочной викторине «Никто не забыт, ничто не забыто».
Учащиеся 9-11 классов награждены Благодарственным письмом за выход в финал областных краеведческих чтений «Любовь к Отечеству», посвященных Историографу Государства Российского Н.М.Карамзину. (приложение 3)
Традиционными для нашей школы являются встречи с участниками Великой Отечественной войны, тружениками тыла, ветеранами педагогического труда, ветеранами комсомольского движения, участниками локальных войн.
Ежегодно 5 мая проводим День Памяти Юрия Соколова, выпускника нашей школы. Погибшего при выполнении воинского долга в Чеченской республике. В этот день мы встречаемся на траурном митинге, возлагаем цветы на могилу Юры, проводим спортивные соревнования, в которых участвуют и команды из других школ нашего района. Оформлен уголок памяти Юрия.
С привлечением краеведческого материала отмечаем День воинской славы России.
Работаем над поиском материалов по теме «Наши современники».
5. Вывод
Поисково - исследовательская работа со старшеклассниками МКОУ СОШ с.Тиинск по изучению истории родного края и патриотическое воспитание школьников осуществляется постоянно. Среди учеников всегда находятся те, кому интересно открывать новые страницы в истории своей семьи, своего села.
Им интересно знать как шло складывание российского государства, формировались институты управления, какие устанавливались взаимоотношения между народами на тех или иных этапах исторического развития, как решался национальный вопрос, какова была позиция России на мировой арене. Они пытаются найти ответы на жгучие вопросы современности в прошлом. Особое внимание привлекает к себе местная история, места, где они живут, где проходят детство и юность, а у многих и вся жизнь. Умения и навыки, формирующиеся в процессе научно-исследовательской деятельности учащихся, помогут им в дальнейшем в выборе профессиональной деятельности.
В.А.Чивилихин отмечал: «Всюду можно найти человека, который сильнее других и лучше прочих знает родные края-живые подробности больших событий истории, приметные строения в округе, родословные, судьбы интересных земляков, драгоценных документов и вещей. Их называют привычно краеведами, они прививают согражданам привязанность к их родине, а через нее к большой Родине, эти увлечения трудяги составляют кое — где высшую духовную ценность местного общества, потому — что выступают в добровольной роли « Хранителей Памяти».
Именно таких Хранителей памяти мы стремимся воспитать и в нашей школе.
От того, насколько дети хорошо знают и любят историю своего края зависит и глубина патриотического чувства школьников.
Участвуя в краеведческой работе и совершая свои маленькие открытия, школьники воспринимают исторические события не как нечто далекое или нереальное, а становятся соучастниками боевых и трудовых подвигов земляков, испытывают радость сопереживания, горесть утрат, познают героизм и будни сегодняшних дней. А живущие рядом люди оказываются реальными творцами истории.
Ученик имеет возможность глубже уяснить положения: история – это история людей; корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного села и страны; в ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, совестливость, чувство национального достоинства, дружбы между народами, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия.
Давайте люди все дружить, И к счастью своему идти, Чтоб в мире всей планете жить, И не сворачивать с пути. И надо, чтобы после нас Был не потоп и не зола, А чтоб огонь любви не гас, И были добрыми дела!
(Б.Егоров)
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
с. Тиинск Мелекесского района Ульяновской области
«Ты помни…»
Сценарий
выступления агитбригады.
Литературно-музыкальная композиция
на основе краеведческого материала,
посвященная Подвигу советского народа
в годы Великой Отечественной войны
Авторы:
Гришина Галина Петровна –
учитель истории,
руководитель кружка «Музей в школе»
Чеченина Елена Павловна –
учитель музыки,
руководитель вокального кружка «Росинка»
2011г.
«Ты помни…»
Сценарий выступления агитбригады МОУ СОШ с. Тиинск
Посвящается Подвигу советского народа
в годы Великой Отечественной войны.
Вед.: Отгремела война,
Свой кровавый собрав урожай…
Сколько лет пронеслось,
Сколько новых забот пережито…
Время мчится вперед,
Время к новым спешит рубежам,
Но никто не забыт!
И вовеки ничто не забыто!
(звучит песня «Ты помни…» в исполнении Е. Чечениной)
Вед: - Моя страна под небом чистым,
Ты помнишь грозные бои?
Под синевой, под обелиском
Лежат защитники твои…
Подвигу советского народа в годы Великой Отечественной войны
посвящается….
(под звуки вальса на сцену выходят парень и девушка – выпускники школы 1941 года. Парень дарит девушке цветы. На фоне музыки, в которую вторгаются звуки воздушной тревоги и отдаленный гул боев, они читают стихи)
Юноша - Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли
Девушка Такою все дышало тишиной,
Что вся земля спала еще, казалось,
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!
(Музыку вальса прерывает грохот взрыва, они вздрагивают, парень прикрывает девушку собой. Слышны аккорды фашистского марша, которые сменяются призывными звуками песни «Священная война». На сцену выходят юноши в солдатской форме и остальные участники агитбригады. Выстраиваются.)
1 чтец - Я помню страны позывные,
Они раздавались везде-
На пункты идти призывные,
Отечество наше в беде!
2 чтец – Живыми вернуться просили
Живыми вернутся не все…
Вагоны идут по России
По травам ее, по росе
( Звучит инструментальный фрагмент песни «Эх, дороги»)
3 чтец – В годы войны ушли на фронт тысячи мужчин и женщин. Из нашего Тиинска были призваны 438 человек, более 100 тиинцев мобилизованы для работы на военных предприятиях. Оставшиеся в тылу работали на полях и фермах, собирали и отравляли теплые вещи для солдат вносили деньги на создание танков и самолетов. Все тяготы войны легли на хрупкие женские плечи.
4 чтец – Михаил Исаковский так писал о подвиге русской женщины:
«Ты шла, затаив свое горе
Суровым путем трудовым
Весь фронт, что от моря до моря,
Кормила ты хлебом своим.
И воин, идущий на ботву,
И встретить готовый ее
Как клятву шептал, как молитву
Далекое имя твое…»
(участники агитбригады поют фрагмент песни «В землянке» )
«…Ты сейчас далеко-далеко
Между нами снега и снега
До тебя мне дойти не легко
А до смерти четыре шага
Пой гармоника вьюге назло
Заплутавшее счастье зови
Мне в холодной землянке тепло
От твоей негасимой любви…»
2 чтец - Зловещим заревом объятый
Грохочет длинный небосвод,
Мои товарищи-солдаты
Идут вперед за взводом взвод.
Не отдадим полей бескрайних, синих,
Где побеждали мы и победим.
Все - Не отдадим прекрасную Россию,
Не отдадим!
( Участники агитбригады поют фрагмент песни «Нам нужна одна Победа» )
«…Здесь птицы не поют,
Деревья не растут.
И только мы к плечу плечо
Врастаем в землю тут.
Взлетает красная ракета,
Бьет пулемет, неутомим,
И, значит, нам нужна одна победа,
Одна на всех. Мы за ценой не постоим!...»
5 чтец – Мяли танки теплые хлеба
И горела, как свеча, изба
Шли деревни. Не забыть вовек
Визга умирающих телег…
Шли солдаты бить и перебить
Как ходили прежде молотить
Затвердело сердце у земли…
А солдаты шли, и шли, и шли…
6 чтец - Трудными фронтовыми дрогами шагали и наши
односельчане-
7 чтец - Теплов Виктор Михайлович защищал Москву и Ленинград
6 чтец - Закатнов Андрей Степанович освобождал Украину,
6 чтец - Федосеев Николай Степанович, прошедший всю войну и, расписавшийся на стенах рейхстага.
8 чтец -Высшей награды звания Героя Советского Союза удостоены и наши односельчане –
2 чтец - Барышев Аркадий Федорович за форсирование реки Свирь и вызов огня на себя,
8 чтец - Шильдин Петр Степанович – командир стрелковой роты за захват и оборону плацдарма на правом берегу Днепра.
9 чтец - Ползли к высоте в огневой полосе
Бежали и снова ложились
Как будто на этой высотке вдруг все
Дороги и судьбы скрестились
(поют фрагмент песни «На безымянной высоте»)
«…Светилась, падая, ракета,
Как догоревшая звезда.
Кто хоть однажды видел это,
Тот не забудет никогда.
Он не забудет, Не забудет
Атаки яростные те-
У незнакомого поселка
На безымянной высоте…»
10 чтец - В девятый день ликующего мая,
Когда легла на землю тишина,
Промчалась весть от края и до края!
Мир победил! Окончена война.
6 чтец - Война закончилась,
Но песней опаленной
Над каждым домом до сих пор она кружит,
И не забыли мы,
Что 20 миллионов
Ушли в бессмертье,
Чтобы нам с тобою жить.
(звучит запись инструментальной фонограммы песни« Журавли»)
8 чтец - Еще тогда нас не было на свете,
Когда с Победой вы домой пришли,
Все - Солдаты мая, слава вам навеки
От всей Земли!
9чтец - Рядом с нами живут ветераны,
Что прошли по дорогам войны,
Пусть болят у них старые раны,
Но по-прежнему духом сильны.
7 чтец Ученики нашей школы регулярно встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны, проживающими в настоящее время в Тиинске. Их четверо
(показывают портреты ветеранов)
5 чтец- Федосеев Николай Степанович
6 чтец – Чирков Григорий Михайлович
7 чтец – Городничев Петр Тимофеевич
8 чтец – Фахрутдинов Александр Захарович
10 чтец - На улицах шумных и поздно, и рано
Седые встречаются нам ветераны…
Когда-то они, эти люди седые,
В атаки ходили и кровь проливали…
2 чтец - Красивые,
3 чтец - сильные
4 чтец - и молодые,
Все - Отчизну твою и мою защищали!
5 чтец - Уважаемые ветераны!
Дороги Победы трудны и туманны,
Политы слезами и потом и кровью,
6 чтец - Спасибо за все, вам мои ветераны-
За Ленинград, за Кубань, Подмосковье!
7 чтец - Спасибо за радость, за чистое небо,
Счастливое детство, степные курганы.
1 чтец - За запах горячего вкусного хлеба,-
Все - Спасибо за все вам, мои ветераны!
( под звуки припева песни «День Победы» участники агитбригады вручают поздравительные открытки ветеранам ВОВ, присутствующим в зале)
Приложение 2
Опросник по истории села
До какого колена Вы помните своих предков? 2. Где они проживали, чем занимались? 3. Как Ваши предки пришли на место жительства в Тиинск? 4. Кто и когда построил дом, в котором Вы живете? Перестраивался ли дом? Какие изменения были внесены? (Нарисовать схему дома, показав основные части внутреннего устройства). 5. Какие события, происходившие когда-либо в Тиинске Вы помните лично? 6. О каких событиях, происходивших в Тиинске, Вы знаете? Откуда Вы это знаете? 7. Какие известные в округе или стране люди когда-либо имели отношение к нашему селу? 8. Что Вы знаете о происхождении с Тиинск? Откуда Вы это знаете? 9. Известно ли Вам, откуда пришли первые переселенцы в эти места? Почему они выбрали именно это место? 10. Было ли здесь другое поселение до прихода переселенцев? 11. Есть ли поблизости от Тиинска городища, старые крепости, насыпи, рвы, пещеры? Как они называются? 12. Как Вы можете объяснить происхождение названия нашего села? 13. На какие части делится наше село, как они называются? Почему? 14. Каковы названия улиц с. Тиинск? 15. Как называют различные угодья вокруг Тиинска? Связано ли это с фамилиями, прозвищами жителей или это названия другого происхождения? 16. Какие исторические места находятся в Тиинске или в его окрестностях (обелиски, курганы, руины, священные камни и т.д.)? Как они называются в народе? Существуют ли легенды об их происхождении или связанные с их прежней историей? 17. Каковы традиции нашего села? Есть ли свои праздники, которые отмечаются всеми жителями? Существовали ли такие праздники раньше? Какие? 18. Были ли в селе места, где люди чаще всего собирались для обсуждения общих дел? Были ли специальные места для гуляния молодежи? Как они назывались? 19. Как называется наша церковь? Были ли другие церкви в Тиинске? Как они назывались? Какова их судьба? 20. Какие церковные праздники и как празднуются в Тиинске? Что означают эти праздники? 21. Существует ли у Вас представление о домовых, леших, оборотнях? 22. О каких народных приметах Вы можете рассказать? С чем они связаны? 24..Что известно Вам о колхозном движении в нашем крае? Каковы названия колхозов на территории нашего села? Кто был их председателями? Что известно вам о труде и жизни колхозников?
25.Хотели бы уехать из Тиинска в другое место жительства навсегда или на какое-то время? Почему?
Вопросник топонимики водных объектов 1. Где берут начало, через какие места протекают, куда и с какой стороны впадают местные речки и ручьи? Как они называются? Как назывались раньше? 2. Названия местных речек на всем протяжении одинаковые или разные? Как местные жители объясняют колебания в названиях одних и тех же объектов? 3. Где находятся омуты, ямы, запруды, речные извилины, мели, косы, острова, ерики? Как они называются? Как местные жители объясняют эти названия? 4. Где находятся места для купания, рыбной ловли, отдыха? Как они называются? 5. Где находятся большие и малые озера, пруды и другие искусственные водоемы? Как называются они, а также их части? Как жители объясняют происхождение этих названий? 6. Как называются родники, ключи, колодцы? Откуда такие названия? 7. Помнят ли жители, как назывались водные объекты, которых уже нет? Где они находились, когда и почему исчезли? 8. Помнят ли местные жители легенды и предания, связанные с водными объектами на территории региона?
Работу с топонимическим вопросником облегчает заранее подготовленная (пусть даже самая примитивная) схема.
Приложение 3.
Материал к областным краеведческим чтениям «Любовь к Отечеству»
Чекурские Михаил Николаевич и Мария Алексеевна
«…не помрачать честь сословия, помогать по лучшему разумению прибывающим к нам страждущим…»
«…я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Чисто и непорочно я буду проводить свою жизнь и свое искусство…»
Эти цитаты из факультетского обещания врача и клятвы Гиппократа стали девизом жизни для старейшего фельдшера Тиинской больницы Чекурского Михаила Николаевича (1891 – 1958 гг)
Окончив в 1913 году Ставропольскую фельдшерскую школу, Михаил Чекурский едет работать в наше село.
Умный, веселый, открытый людям фельдшер пришелся по душе тиинцам и они называли его «Наш доктор».
Михаил Чекурский лечил не только медикаментами, но и добрым ласковым словом, острой шуткой, был требователен к окружающим и себе. Старожилы до сих пор помнят, что в любой мороз любил доктор искупаться в проруби.
Михаил Николаевич был очень остроумным человеком. Добрый смех, юмор сглаживали напряженные жизненные ситуации, ведь людям в белых халатах приходилось быть добрыми и строгими, милосердными и жесткими, чтоб бороться с антисанитарией, невежеством, знахарством, дикостью людей. «Лечить надо не болезни, а человека!» - часто повторял доктор Чекурский, а это значило менять условия жизни, быт, привычки.
Много времени и сил отнимали хлопоты по строительству больницы, которая по тем временам была одной из самых современных в округе. Чекурский поражал энциклопедичностью своих знаний, успешно выполнял и функции терапевта и хирурга, стоматолога и психиатра.
Заботу о больных Михаил Николаевич успешно сочетал и с общественной работой, неоднократно избирался депутатом сельского и районного Советов, читал лекции в Народном Доме.
Приходилось быть и арбитром в сельских спорах и конфликтах.
За свой самоотверженный труд в системе здравоохранения и активную общественную работу неоднократно награждался почетными грамотами. Был удостоен высшей награды нашей страны – ордена Ленина.
Верной спутницей по жизни стала его жена Мария Алексеевна (Якушева) Чекурская (1890 – 1968гг) – сельская учительница.
Она не только обеспечивала его быт, растила дочь, поддерживала мужа в трудную минуту, но и была его верным соратником в делах.
Мария Алексеевна удивляла своей начитанностью, грамотной речью, умением раскрывать в школьниках ростки таланта. Убеждала родителей, считавших, что место девочки у прялки и печи, а мальчика – в подпасках, отдать своих детей в школу. Активно боролась с неграмотностью, проводила беседы в избе-читальне, ставила пьесы в Народном Доме, помогала становлению молодых педагогов.
В годы Великой Отечественной войны вместе с учениками помогали колхозникам в уборке урожая, писали письма на фронт, посылали посылки, читали сводки с театра военных действий.
Свой последний приют Михаил Николаевич и Мария Алексеевна нашли на Тиинской земле. Долгие годы на их могиле стояла скромная металлическая пирамидка с эпитафией на латинском языке «Да будет земля тебе легка». Эту табличку к памятнику мужа прикрепила Мария Алексеевна, пережившая его на десять лет.
Жители села с благодарностью вспоминают чету Чекурских за их милосердие, человечность, бескорыстное служение делу.
В 2012 году на их могиле по инициативе общественности Тиинска и при активном участии землячки, краеведа Натальи Григорьевны Шумовской, учащихся Тиинской школы, коллектива участковой больницы на средства односельчан установлен гранитный памятник. А фото и документы из семейного архива хранятся краеведческом музее
г. Димитровград и в школьной музейной комнате с. Тиинск.
Память об этих светлых людях живет в сердцах благодарных потомков.
Кочергины Иван Григорьевич и Екатерина Ивановна.
«Всю свою жизнь они посвятили детям!» - так говорят о старейших тиинских педагогах
Кочергиных Иване Григорьевиче и Екатерине Ивановне.
Их трудовая биография берет свой отсчет с начала 20 века.
Крестьянский мальчик Ваня Кочергин после окончания начальной школы поступает в Озерскую учительскую школу, затем экстерном сдает экзамен на звание народного учителя при Ставропольском городском училище и в 1902 г. назначается учителем в церковно-приходскую школу при Еленинской церкви пригорода Тиинск.
В формулярном списке церковно-приходской школы от 11 июня 1915 г. священник Троицкий отмечал: «Учитель Иван Кочергин дело преподавания ведет усердно и успешно, ни в чем предосудительном ни в нравственном, ни политическом отношении замечен не был. Холост. Содержит на свои средства малолетних брата и сестру».
В июне 1915 г. призван на русско-германскую войну. Воевал на фронте 3 года. После революции Октября 1917 г. был мобилизован в народную армию Каппеля, где служил в обозе.
20 декабря 1919 г. перешел в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии, принимал участие в боях, командовал ротой, затем заведовал пересыльным пунктом Мелекесского уездного военкомата.
С 1921 года возобновляет педагогическую деятельность и весь свой житейский опыт, знания передает тиинским ребятишкам. Здесь же в Тиинске и встречает свою любовь – молодую учительницу Екатерину Ивановну, приехавшую из Бригадировки. Иван Григорьевич заведует начальной школой, затем – школой крестьянской молодежи.
Екатерина Ивановна учит малышей, преподает географию и немецкий язык в школе, ведет курсы по ликвидации неграмотности. Вместе с мужем не покинули село и в голодные годы.
Наполняемость классов была высокой. В 1923 году в 1 классе у Екатерины Ивановны училось 95 детей, а у Ивана Григорьевича – 120.
Учительскую работу семья Кочергиных совмещала с общественной.
Иван Григорьевич был секретарем волисполкома, председателем ревкомиссии Тиинского сельского совета, работал в ревизионной комиссии колхоза.
Екатерина Ивановна – инструктор в двух Всесоюзных переписях населения, уполномоченная по займам, заседатель в народном суде. Являлась делегатом краевого съезда учителей - отличников Куйбышевского края.
Иван Григорьевич проработал в школе 47 лет, а Екатерина Ивановна – 38.
За безупречную и плодотворную работу Иван Григорьевич удостоен ордена Трудового Красного Знамени (1945 г.) и ордена Ленина (1953 г.).
Екатерина Ивановна награждена орденом Ленина (1949 г.). Ей присвоено высокое звание Заслуженного учителя школы РСФСР.
В селе Тиинск многие помнят и любят Кочергиных. «Это наши учителя! Они знали цену крестьянскому труду и быту», - говорят о них односельчане.
7. Нестерова Н.Г. «Развитие познавательной активности учащихся в процессе краеведческой деятельности». – Томск, 1994;
8. Савенков А.И. «Методика исследовательского обучения младших школьников». – Издательский дом Федоров, 2006;
9. Савенков А. И. «Путь в неизведанное: как развивать свои исследовательские способности». – М. , Генезис, 2005;
Вырщиков А.В. Российский патриотизм: истоки, содержание, воспитание в современных условиях. М. Планета. 2010.
Любан Т.Н. "Книга о российском патриотизме". Рецензия. / Воспитание школьников. №1 2011./
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения. М. Просвещение. 2012.
В.В.Козлов, А.М.Кондаков. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Стандарты второго поколения. М. Просвещение. 2011.
Синягина Н.Ю. «О патриотизме и воспитании патриота». Узбеков С.С. «Школьный музей в системе патриотического воспитания». /Воспитание школьников. №1 2011 г./