Патриотическое воспитание обучающихся через систему работы школьного музея боевой славы.
Патриотическое воспитание обучающихся через систему работы школьного музея боевой славы.
В связи с реформированием современного российского общества воспитание учащихся в традициях русской культуры и истории родного края должно быть главным направлением при обновлении содержания и организации педагогического процесса. Причин для этого очень много: все ощущают мировоззренческую пустоту, которую целенаправленно пытаются заполнить культом богатства. Сегодняшний педагог прекрасно понимает, что культ богатства явно не соответствует исконно русскому мировоззренческому идеалу, русской духовной традиции, сущность которой великолепно выразил замечательный ученый, педагог, философ Павел Флоренский: «Если идеал Запада - материальное благополучие, то идеал России - преображение души. Идеал связан со служением Отечеству».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание обучающихся через систему работы школьного музея боевой славы. »
Клусова О.Ю., директор МОУ СОШ № 49, учитель истории высшей квалификационной категории, до 2009 года руководитель поискового отряда «Школьного музея боевой славы ГМЧ»
Патриотическое воспитание обучающихся через систему работы школьного музея боевой славы.
В связи с реформированием современного российского общества воспитание учащихся в традициях русской культуры и истории родного края должно быть главным направлением при обновлении содержания и организации педагогического процесса. Причин для этого очень много: все ощущают мировоззренческую пустоту, которую целенаправленно пытаются заполнить культом богатства. Сегодняшний педагог прекрасно понимает, что культ богатства явно не соответствует исконно русскому мировоззренческому идеалу, русской духовной традиции, сущность которой великолепно выразил замечательный ученый, педагог, философ Павел Флоренский: «Если идеал Запада - материальное благополучие, то идеал России - преображение души. Идеал связан со служением Отечеству». События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на сознание обучающихся, резко снизилось воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной утрата нашим обществом и обучающимися в том числе, традиционного российского патриотического сознания.В этих условиях очевидна неотложность решения острейших проблем патриотического воспитания школьников. Только систематическая и целенаправленная деятельность может способствовать формированию и развитию личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Для меня как для учителя истории и как для гражданина своей страны поднятая тема крайне актуальна, ведь если ничего не сделать сейчас, то будущее России весьма сомнительно. В нашей школе мы решили вести такую работу на примере конкретного вида войск, на примерах конкретных людей, их подвигах и героических поступков. Дело все в том, что зажечь интерес ребенка, подростка могут только конкретные примеры, а не пространные речи. Хотелось бы поделиться опытом успешной работы по патриотическому воспитанию в нашей школе.
Педагогами школы данная работа ведется с 1986 года. 30 декабря 1987 года школьному музею было присвоено звание «Школьного музея Гвардейских миномётных частей» и вручено свидетельство за № 6080. В 2007 году протоколом № 1 от 5 мая Министерством образования и науки Российской Федерации Федеральным центром детско -юношеского туризма и краеведения ему было выдано СВИДЕТЕЛЬСТВО музея образовательного учреждения ( школьного музея) МОУ СОШ № 49 Советского района г. Нижнего Новгорода. Музей зарегистрирован ГОУ ДОД ЦДЮТЭ НО.
Наш музей является единственным в Нижегородской области, рассказывающим о славных страницах формирования и боевых подвигах ГМЧ. Музей занимает два помещения на третьем этаже основного здания: I - музей где проводятся встречи с ветеранами, экскурсии со школьниками; II- хранилище вспомогательного и дополнительного фондов где проводятся заседания Совета музея, работает фондовая и другие группы. Здесь можно ознакомиться с историей создания уникальных военных машин «Катюш», проследить путь ГМЧ, сформированных в г. Горьком. Материал для музея собирался с 1979 года ветеранами, учащимися и учителями школы № 49 Советского района. Основные фонды представлены в витринах, на стендах, на подиумах.
Совсем по иному слушают ребята уроки истории, которые преподают им поседевшие ракетчики. Выводили на берег «Катюши» наши бесстрашные воины, и лился поток огненного возмездия на головы врага. Оживает история на обычных школьных картах, в простых словах участников войны. Низкий поклон ветеранам, ведь в дар музею они отдали самое ценное для них: личные фронтовые письма, вещи, книги, документы, газетные вырезки о боевом прошлом ГМЧ. Ко Дню Победы учащиеся готовят праздничный концерт, выставку рисунков, подарки для ветеранов. Трогательно звучат фронтовые песни в исполнении юного поколения, тогда открываются души и становится почти зримой духовная связь поколений. Администрация школы, учителя, ученики, родители объединяют усилия, чтобы сохранить редчайшие материалы музея, создать условия для их хранения.
Задачам, провозглашенным несколько лет назад, движение оставалось верным все эти годы. Можно утверждать, что возникновение движения дало мощный толчок инициативе педагогов и детей, школьному краеведению в целом, развитию научного общества учащихся.
Стала оживляться поисковая работа. С большей заботой стали относиться школьники к ветеранам, проживающим в микрорайоне.
Из общего числа проблем, от решения которых зависит успех патриотического воспитания школьников, можно выделить следующие:
Не во всех классах прослеживается единство целей и действий . В основном педагоги работают с одаренными детьми, большинству же «средних детей» не обеспечивается возможность для всестороннего, гармоничного развития личности.
Не во всех классах взяли на учет и организовали заботу о ветеранах, участниках войны, тружениках тыла, вдовах погибших воинов, проживающих на территории микрорайона школы. По-прежнему редки выезды детей в походы и экспедиции (например, по местам боев) из-за отсутствия финансирования.
Названые проблемы определяют перспективы развития системы патриотического воспитания в школе:
I. Создание целостной системы краеведческого образования в школе;
II. Более широкое включение детей в конкретную творческую деятельность;
III. Совершенствование системы организационно- методического обеспечения реализации программы и системы взаимодействия между учреждениями образования, культуры, общественными организациями;
IV. Совершенствование и разработка новых методов реализации модулей программы;
Совершенствование методики обучения детей.
Общественная значимость проводимых дел и их системный характер являются основными принципами работы музея, предлагающей многообразные формы деятельности, свободу выбора участниками видов этой деятельности, возможность участия в этих делах, как детских объединений, так и индивидуальных участников.
В 2009 учебном году была создана программа кружка «Музейное дело», в основу которой легли перспективы развития музея и основные принципы его работы. Данная программа придала патриотическому воспитанию в нашей школе системный, оформленный порядок.
Программа представляет из себя целостную систему целенаправленного педагогического воздействия, направленную на воспитание личности гражданина патриота Родины способного встать на защиту ее интересов,
Программа построена по модулям, каждый из которых имеет самостоятельное наполнение и включает в себя учебную, внеучебную деятельность, и подкреплен системой массовых дел. В программе могут участвовать школьники с 1 по 11 класс: модули видоизменяются, наполняются новым содержанием, постепенно усложняются. Учащиеся могут проходить путь от одного модуля к другому, более сложному. Но даже разовое, эпизодическое участие в отдельных акциях может иметь большое воспитательное значение в формировании личности школьника. Степень популярности того или иного направления будет регулярно отслеживаться, удовлетворенность педагогов и учащихся тем или иным делом, состояние их комфортности или затруднений будет выявляться путем опросов, анкетирования и других методов, что позволит своевременно вносить коррективы в модули программы.
В заключении хотелось бы отметить, что именно в уважении к прошлому, знании истории своей Родины и есть залог успешного развития как от дельной личности, так и общества в целом. Иваны не помнящие родства не смогут поднять нашу страну, не смогут построить гуманное общество.