kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Особенности организации коррекционной работы на уроках истории с детьми с нарушением интеллекта ».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важнейшей задачей урока истории является коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, подготовка подростка к жизни.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Особенности организации коррекционной работы на уроках истории с детьми с нарушением интеллекта ».»


«Особенности организации коррекционной работы на уроках истории с детьми с нарушением интеллекта ».

История в школе для детей с нарушением интеллекта является предметом, в процессе изучения которого обучающиеся овладевают историческим материалом, приобретают необходимые знания и умения. Кроме того, важнейшей задачей предмета является коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, подготовка подростка к жизни, социальная и правовая адаптация выпускника в обществе.

Поэтому, конечной целью изучения истории в коррекционной школе для детей с нарушением интеллекта должно быть создание общего представления о событиях, происходивших в России, начиная с древнейших времен и заканчивая современностью. Необходимо сделать акцент на крупных исторических событиях Отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи, создать образ наиболее ярких фактов и выдающихся деятелей, олицетворяющих данный период истории. Такой подход к изучению предмета способствует лучшему запоминанию фактов и их последовательности. Изучение исторических событий должно вестись в порядке хронологии, это обеспечивает более глубокое понимание материала, облегчает и ускоряет формирование знаний обучающихся, имеющих нарушения в интеллектуальной сфере.

Для успешного овладения историческими знаниями используются разнообразные формы организации учебного процесса, но основной формой обучения остаётся урок.

При подготовке к уроку всегда возникает проблема: как донести сложный, насыщенный разнообразными событиями, причинно – следственными связями, фактами, понятиями, именами исторический материал до сознания ребёнка с нарушением интеллекта, в то время как мы понимаем, что прочное и осознанное усвоение исторических знаний основывается на логике и абстрактном мышлении. Как раз именно этого-то и не достает нашим ученикам!

Поэтому поиск приемов и форм работы на уроке является ежедневной задачей учителя.

  1. Регулярная работа на уроке способствует формированию умений - способности использовать имеющиеся знания или понятия для решения задач, а также навыков - сознательно автоматизированных действий, достигаемых путем упражнений. Так какие же необходимы условия для этого ? Это создание стимула к действию, наглядный показ действия, многократное повторение действия самими обучающимися, воспитание самоконтроля, контроль со стороны учителя.

Слайд 2

1. Основные умения и навыки обучающихся, формируемые на

уроке истории:

1. Пересказ.

2. Оценка исторических явлений.

3. Сообщение исторических фактов.

4. Временные (работа с датами).

5. Пространственные (картографические).

6. Выделение главного и второстепенного.

7. Формулировка вывода.

8. Навыки самостоятельной работы.

Слайд 3

2. Основные упражнения, используемые для формирования

исторических знаний, умений и навыков:

  1. Чтение текста учебника, ответы на вопросы.

  2. Решение кроссвордов.

  3. Работа с настенной и контурной картой.

  4. Решение хронологических задач.

  5. Выполнение тестовых заданий

  6. Работа с тематическим словарём, оперирование терминами.

Слайд 4

2. Живое слово учителя на уроке играет ведущую роль в обучении истории. Рассказ учителя об исторических событиях должен быть исторически точным, но не перегруженным мелкими подробностями, незначительными деталями. Рассказ учителя сочетается с выборочным чтением текстов из учебной книги, а также других источников.

Сообщая новый материал, учитель должен показать его взаимосвязь с изученным ранее.

3. На уроках истории в коррекционной школе с целью формирования умений и навыков учащихся необходимо использовать различные виды самостоятельной учебно – познавательной деятельности. Самостоятельная работа на уроке способствует формированию необходимых умений и навыков по истории: анализировать исторический материал, излагать материал, обобщать, сопоставлять, локализировать исторические факты и процессы во времени и пространстве. Необходимо отметить, что наши дети нуждаются в том чтобы, одни и те же виды работы многократно повторялись из урока в урок при систематическом контроле за их выполнением.

Слайд.5

4. Особое внимание на уроке должно быть уделено изучению исторических дат. Установление хронологической последовательности, работа с «лентой времени» для определения того, сколько лет прошло от одного события до другого, что было раньше, а что позже и на сколько способствуют развитию мыслительной деятельности, временных представлений обучающихся.

5. Одна из важнейших проблем, которая стоит перед учителем на уроке - это развитие речи на уроке, формирование исторического словаря. Большую помощь в этом оказывают тематические словари, работа с которыми стала неотъемлемой частью работы над историческим материалом на разных этапах урока.

6. На уроке должна осуществляться систематическая работа с исторической картой, как настенной, так и картами, имеющимися в атласах. Выполнение работ на контурных картах способствует не только запоминанию фактов, но и несет элементы творчества, что проявляется в оформлении, выборе цвета и т.д. Такой подход является существенной частью коррекционной работы на уроках истории.

Слайд 6.

7. На уроках истории используются рассказ, беседа, работа со схемами, таблицами, раздаточным материалом. Особая роль на уроке принадлежит учебнику. Работа с текстом параграфа осуществляется постоянно. Это чтение текста, ответы на вопросы, выборочное объяснительное чтение текста учебной книги. Эти средства позволяют сформировать умения и навыки по истории, развивать логическое мышление, формировать пространственные и временные представления.

8. Важный элемент обучения истории - создание на уроке точных зрительных образов. Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе то, о чём идет речь. Учебные картины, таблицы, схемы, иллюстрации применяются постоянно. Но особая роль на современном уроке принадлежит демонстрации видеоматериалов. Недаром говорят: лучше один раз увидеть…

Хороший результат приносит не только просмотр фрагментов видеоматериалов по теме урока, но и показ презентаций. Это наиболее современный и доступный способ демонстрации большого количества наглядности по любой теме урока. И здесь неоценимую помощь в подборе материала оказывает Интернет.

Во время такого урока организуется работа обучающихся, применяются наиболее целесообразные задания в соответствии с целью и задачами урока.

Так, на итогово – обобщающем уроке по теме «Начало Северной войны» ребята отвечали на вопросы и ответы записывались в тетрадь. По одному предложению на каждый вопрос. А в итоге получился записанный рассказ «Начало Северной войны». И каждый ученик, прочитав по одному предложению, почувствовал себя автором этого рассказа. Было видно, что ребята получили удовлетворение от успешно выполненной работы.

Конечно, от учителя требуется определённая подготовка для проведения такого урока ( создание презентации), но такая форма урока дает видимый результат. И не только в накоплении знаний, но и что также немаловажно – в пробуждении интереса к самому уроку, ожиданию того, что урок будет интересен, нескучен, познавателен.

Слайд 7-9

9. Современный урок истории - это урок, где теоретический материал не может быть представлен без опоры на конкретные исторические источники, факты, документы, предметы той или иной эпохи.

Созданию таких представлений об историческом материале содействует проведение тематических экскурсий. Проведению экскурсий должно предшествовать разъяснение, с какой целью она проводится, что предстоит посмотреть. Внимание детей на экскурсиях и при заключительной беседе привлекается к наиболее существенным, значимым объектам, учитель акцентирует, подчеркивает, побуждает к обобщению. Мы стараемся проводить экскурсии таким образом, чтобы их тематика органически вписывалась в учебный процесс, чтобы можно было использовать полученные знания на уроках.

С детьми мы посещали школьную музейную комнату, музей военно-морского флота, в планах посетить музей в 10 школе, исторические места нашего города, посещаем различные виртуальные экскурсии.

В прошлом учебном году была проведена также экскурсия в школьную музейную комнату «Русская горница». Ребята увидели коллекцию музея, древнерусского средневекового прошлого, предметы русской горницы и многое-многое другое. Узнали какими промыслами занимались наши земляки в прошлом. В дальнейшем во время уроков увиденное и услышанное на экскурсии успешно используется для лучшего усвоения материала, более прочного закрепления. Это такие темы уроков, как «Древнейшие сведения о Руси», «Славянские племена и их соседи», «Культура Руси в XV-XVI в.в.» (8 класс).

Слайд 10

10. Хотелось бы отметить, что успешному и осознанному восприятию исторического материала на уроке способствует также та информация, которую учащиеся получают во время проведения общешкольных мероприятий с исторической тематикой. В качестве примера отмечу цикл мероприятий «Живи как Невский», «Космос –это мы», «Бородинская битва». Здесь огромное поле для патриотического воспитания подрастающего поколения, прекрасное средство формирования сознания, чувств, отношения к национальной истории, культуре, государству. Всё увиденное и услышанное детьми мы обязательно закрепляем на уроке. Говорим, вспоминаем, обмениваемся впечатлениями. И в этот момент педагогу видно, на сколько затронуты чувства, эмоции. Чаще всего дети не равнодушны. Поверьте, такое отношение детей не оставляет равнодушным и педагога. Хочется придумать для них что-то ещё, красочное, эмоциональное, познавательное с тем, чтобы они полюбили историю на всю жизнь!

То есть речь идет о том, что урок – эта та форма организации учебного процесса, которая позволяет свести воедино большую общую работу по формированию исторических знаний, речь идёт не о фрагментарном, а о комплексном изучении предмета, который отрабатывается и закрепляется на уроке.

11. И ещё хотелось бы отметить один очень важный момент. Исходя из того, что мы работаем с детьми, имеющими нарушения в умственном и физическом развитии, при этом степень этих нарушений различна, на уроке непременно должен осуществляться дифференцированный подход к каждому ученику. Уровень заданий, которые предлагает учитель ребёнку, не должен выходить за рамки возможностей ученика, но и не должен быть излишне упрощённым. Должно осуществляться наблюдение за динамикой развития умений и навыков учащихся с тем, чтобы постепенно вводить новые задания, продвигаться от простого к более сложному.

Научность содержания, чёткое планирование цели и задач урока, связь каждого урока с предшествующим и последующим, правильный выбор учителем типа, структуры и методики проведения урока, развитие творческой атмосферы неизбежно ведет к положительному результату: прочному формированию исторических знаний, умений и навыков с целью коррекционного воздействия, формированию Человека и Гражданина. Родная история должна стать неотъемлемой частью души ребенка.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ерофеева Елена Ивановна

Дата: 24.11.2022

Номер свидетельства: 618337


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства