Просмотр содержимого документа
«Организационные механизмы научно-исследовательской деятельности учащихся»
Организационные механизмы научно-исследовательской деятельности учащихся
учитель истории
Долженко Е.В .
Научно - исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста, в ходе которого реализуются следующие этапы (вне зависимости от области исследования):
Изучение теоретического материала;
Выделение проблемы, постановка целей и задач исследования;
Формулировка рабочей гипотезы;
Освоение методики исследования;
Сбор собственного экспериментального материала;
Обработка материала;
Обобщение, анализ, выводы;
Представление исследовательской работы.
А.В.Леонтович
Исследовательская деятельность учащихся имеет очень высокий педагогический потенциал, что проявляется в следующем: 1. Высокая степень мотивации учащихся к самостоятельному получению результата; 2. Личная значимость результата, обусловленная как интересом к самой теме, так и осознанием ее «научной новизны», ощущение собственной успешности, получение положительных эмоций при работе над темой; 3. Возможность сверять результаты своей работы и собственные успехи с работой «коллег», что усиливает механизмы самообразования и самовоспитания.
Метапредметные УУД, формируемые на этапе исследования
умение планировать пути достижения цели, анализировать условия ее достижения;
умение проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
анализировать различные источники информации.
Исследовательская деятельность предполагает личностное общение учителя и ученика.
В результате реализуется характерная функциональная связь – «духовный наставник – младший товарищ», посредством которой происходит трансляция ценностных ориентаций и нравственных установок от учителя к ученику, что обеспечивает высокий воспитательный эффект исследовательской деятельности.
План консультативных занятий«Индивидуальная исследовательская деятельность»
Номер занятия
Тема занятия
1
Знакомство с особенностями исследовательской деятельности. Выбор темы
2
Понятие актуальности исследования. Обоснование актуальности. Примеры формулировок актуальности исследования.
3
Гипотеза и проблема исследования. Что такое «проблема». Поиск проблем в выбранных тематиках исследования.
4
Гипотеза и проблема исследования. Что такое «проблема». Поиск проблем в выбранных тематиках исследования.
План консультативных занятий«Индивидуальная исследовательская деятельность»
Номер занятия
Тема занятия
5-6
Планирование исследовательской работы. Значение планирования и требования к плану. Общие требования к оформлению текстов (рефератов) исследования.
7-10
Поиск источников по выбранной теме. Отбор фактического материала. Достоверность информации. Правила пользования Интернет-ресурсами. Сбор информации и ее систематизация.
11-20
Работа над основной частью исследования.
21-24
Результаты исследования. Обоснование полученных результатов. Заключение. Общие требования к данному разделу.
25-28
Как оформить презентацию исследования. Рекомендации по составлению тезисов, конспектов, докладов. Подготовка публичного выступления.
Методы исследования:
Статистический метод - это метод исследования количественной стороны массовых общественных и других явлений и процессов.
Метод обратных заключений – метод определение прошлого по
существующим пережиткам в настоящем.
Метод аналогии - метод, использующий аналог (т.е. идеальный или материальный предмет, адекватно отражающий исследуемый
процесс или предмет); вывод о наличии какого-либо признака у
исследуемого объекта при таком методе делается на основе сходства, существующего в других признаках.
Сравнительный – исторический метод – метод, с помощью которого путём сравнения выявляется общее и особенное в исторических явлениях
Индукция - способ умозаключения от частного к общему.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Анализ - процедура мысленного (иногда иреального)
расчленения изучаемого объекта на составные части,
стороны, свойства и изучение их.
Энциклопедический словарь. А.А. Ивина. 2004.
Синтез - объединение полученных в результате анализа
частей объектов, их сторон или свойств в единое целое.
Энциклопедический словарь. А.А. Ивина. 2004.
В структуре научного знания выделяют два уровня научного исследования
Эмпирический
Теоретический
Данный уровень исследования опирается на абстрактное мышление, для которого исходным пунктом исследования выступаю результаты, полученные в ходе чувствительного восприятия.
Эмпирия (лат.) – опыт.
первичное научное знание, которое получается при контакте с изучаемым объектом.
Основные этапы выполнения научно – исследовательской работы учащимися
Этап 1. Мотивация к НИР
Этап 2. Выбор направлений исследований
Этап 3. Постановка задачи
Этап 4. Фиксация и предварительная обработка данных
Этап 5. Обсуждение результатов исследований, выдвижение и проверка гипотез
Этап 6. Оформление результатов работы
Этап 7. Представление исследовательской работы
2007-2008
учебный год
ФИ учащихся
Тема НПР
Абдрахманова Эля
2008-2009
учебный год
Ценностные ориентиры и моральный облик современной молодёжи
(Лауреат муниципальной и участник межрегиональной НПК)
Хамюк
Анна
«Крестьянское переселенческое хозяйство в Сибири в конце XIX -начале XX вв.» (участник муниципальной НПК)
Ложникова Ксения
2010-2011
учебный год
2012-2013
учебный год
Ложникова Ксения
Особенности гражданской позиции старшеклассников
(Лауреат муниципальной и участник межрегиональной НПК)
Особенности восприятия семейно- брачных отношений современными старшеклассниками
(Лауреат муниципальной и лауреат межрегиональной НПК)
Завьялова Ольга
Анализ приёмов внешнего мерчандайзинга, применяемых в детских магазинах г. Тара Омской области на 2013 г.
(Лауреат муниципальной и участник межрегиональной НПК)
Погодаева Мария
2014-2015
учебный год
Современная антиалкогольная политика российского государства
(участник муниципальной НПК)
Пальченко Арина
2015-2016
учебный год
Повседневная жизнь сельской семьи 1930-х годов
(по мемуарам Черняевой Анфисы Ильиничны)
(Лауреат муниципальной и лауреат межрегиональной НПК)
Пальченко Арина
Повседневная жизнь сельской семьи тыла в годы Великой отечественной войны (по мемуарам Черняевой Анфисы Ильиничны)
(Лауреат муниципальной и участник межрегиональной НПК)
Интернет-ресурсы по проблемам исследовательской деятельности:
www . researcher . ru Портал исследовательской деятельности учащихся при участии: Дома научно-технического творчества молодежи МГДД(Ю)Т, Лицея 1553 "Лицея на Донской", Представительства корпорации Intel в России, "Физтех-центра" Московского физико-технического института. Публикуются тексты по методологии и методике исследовательской деятельности учащихся ученых и педагогов из Москвы и других городов России, исследовательские работы школьников, организованы сетевые проекты, даются ссылки на другие Интернет-ресурсы.
www . vernadsky . dnttm . ru сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского. Русская и английская версии. Публикуются нормативные документы по конкурсу, рекомендации по участию в нем, детские исследовательские работы. Организована система on - line регистрации рецензентов, каждый посетитель сайта может написать отзыв или рецензию на выбранную работу.
www . issl . dnttm . ru сайт журнала «Исследовательская работа школьника». Публикуются основные материалы проекта, избранные тексты, информация по подписке.
www . konkurs . dnttm . ru обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр. Организовано on - line размещение нормативных документов по конкурсам от всех желающих.
Пособие по разработке методической карты по организации исследовательской работы школьников. – http://www.iteach.ru/metodika.esp.