kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организационные механизмы научно-исследовательской деятельности учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организационные механизмы научно-исследовательской деятельности учащихся

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Организационные механизмы научно-исследовательской деятельности учащихся»

Организационные механизмы научно-исследовательской деятельности учащихся учитель истории Долженко Е.В .

Организационные механизмы научно-исследовательской деятельности учащихся

учитель истории

Долженко Е.В .

 Научно - исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста, в ходе которого реализуются следующие этапы (вне зависимости от области исследования): Изучение теоретического материала; Выделение проблемы, постановка целей и задач исследования; Формулировка рабочей гипотезы; Освоение методики исследования; Сбор собственного экспериментального материала; Обработка материала; Обобщение, анализ, выводы; Представление исследовательской работы.  А.В.Леонтович

Научно - исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста, в ходе которого реализуются следующие этапы (вне зависимости от области исследования):

  • Изучение теоретического материала;
  • Выделение проблемы, постановка целей и задач исследования;
  • Формулировка рабочей гипотезы;
  • Освоение методики исследования;
  • Сбор собственного экспериментального материала;
  • Обработка материала;
  • Обобщение, анализ, выводы;
  • Представление исследовательской работы.

А.В.Леонтович

Исследовательская деятельность учащихся имеет очень высокий педагогический потенциал, что проявляется в следующем:   1. Высокая степень мотивации учащихся к самостоятельному получению результата;   2. Личная значимость результата, обусловленная как интересом к самой теме, так и осознанием ее «научной новизны», ощущение собственной успешности, получение положительных эмоций при работе над темой;   3. Возможность сверять результаты своей работы и собственные успехи с работой «коллег», что усиливает механизмы самообразования и самовоспитания.

Исследовательская деятельность учащихся имеет очень высокий педагогический потенциал, что проявляется в следующем: 1. Высокая степень мотивации учащихся к самостоятельному получению результата; 2. Личная значимость результата, обусловленная как интересом к самой теме, так и осознанием ее «научной новизны», ощущение собственной успешности, получение положительных эмоций при работе над темой; 3. Возможность сверять результаты своей работы и собственные успехи с работой «коллег», что усиливает механизмы самообразования и самовоспитания.

Метапредметные УУД,  формируемые на этапе исследования умение планировать пути достижения цели, анализировать условия ее достижения; умение проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;  анализировать различные источники информации.

Метапредметные УУД, формируемые на этапе исследования

  • умение планировать пути достижения цели, анализировать условия ее достижения;
  • умение проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • анализировать различные источники информации.
 Исследовательская деятельность предполагает личностное общение учителя и ученика.  В результате реализуется характерная функциональная связь – «духовный наставник – младший товарищ», посредством которой происходит трансляция ценностных ориентаций и нравственных установок от учителя к ученику, что обеспечивает высокий воспитательный эффект исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность предполагает личностное общение учителя и ученика.

В результате реализуется характерная функциональная связь – «духовный наставник – младший товарищ», посредством которой происходит трансляция ценностных ориентаций и нравственных установок от учителя к ученику, что обеспечивает высокий воспитательный эффект исследовательской деятельности.

     План консультативных занятий  «Индивидуальная исследовательская деятельность»      Номер занятия Тема занятия 1 Знакомство с особенностями исследовательской деятельности. Выбор темы 2 Понятие актуальности исследования. Обоснование актуальности. Примеры формулировок актуальности исследования. 3 Гипотеза и проблема исследования. Что такое «проблема». Поиск проблем в выбранных тематиках исследования. 4 Гипотеза и проблема исследования. Что такое «проблема». Поиск проблем в выбранных тематиках исследования.

План консультативных занятий «Индивидуальная исследовательская деятельность»  

Номер занятия

Тема занятия

1

Знакомство с особенностями исследовательской деятельности. Выбор темы

2

Понятие актуальности исследования. Обоснование актуальности. Примеры формулировок актуальности исследования.

3

Гипотеза и проблема исследования. Что такое «проблема». Поиск проблем в выбранных тематиках исследования.

4

Гипотеза и проблема исследования. Что такое «проблема». Поиск проблем в выбранных тематиках исследования.

     План консультативных занятий  «Индивидуальная исследовательская деятельность»      Номер занятия Тема занятия 5-6 Планирование исследовательской работы. Значение планирования и требования к плану. Общие требования к оформлению текстов (рефератов) исследования. 7-10 Поиск источников по выбранной теме. Отбор фактического материала. Достоверность информации. Правила пользования Интернет-ресурсами. Сбор информации и ее систематизация. 11-20 Работа над основной частью исследования. 21-24 Результаты исследования. Обоснование полученных результатов. Заключение. Общие требования к данному разделу. 25-28 Как оформить презентацию исследования. Рекомендации по составлению тезисов, конспектов, докладов. Подготовка публичного выступления.

План консультативных занятий «Индивидуальная исследовательская деятельность»  

Номер занятия

Тема занятия

5-6

Планирование исследовательской работы. Значение планирования и требования к плану. Общие требования к оформлению текстов (рефератов) исследования.

7-10

Поиск источников по выбранной теме. Отбор фактического материала. Достоверность информации. Правила пользования Интернет-ресурсами. Сбор информации и ее систематизация.

11-20

Работа над основной частью исследования.

21-24

Результаты исследования. Обоснование полученных результатов. Заключение. Общие требования к данному разделу.

25-28

Как оформить презентацию исследования. Рекомендации по составлению тезисов, конспектов, докладов. Подготовка публичного выступления.

Методы исследования:  Статистический метод - это метод исследования количественной стороны массовых общественных и других явлений и процессов. Метод обратных заключений – метод определение прошлого по существующим пережиткам в настоящем. Метод аналогии - метод, использующий аналог (т.е. идеальный или материальный предмет, адекватно отражающий исследуемый процесс или предмет); вывод о наличии какого-либо признака у исследуемого объекта при таком методе делается на основе сходства, существующего в других признаках.  Сравнительный – исторический метод – метод, с помощью которого путём сравнения выявляется общее и особенное в исторических явлениях

Методы исследования:

Статистический метод - это метод исследования количественной стороны массовых общественных и других явлений и процессов.

Метод обратных заключений – метод определение прошлого по

существующим пережиткам в настоящем.

Метод аналогии - метод, использующий аналог (т.е. идеальный или материальный предмет, адекватно отражающий исследуемый

процесс или предмет); вывод о наличии какого-либо признака у

исследуемого объекта при таком методе делается на основе сходства, существующего в других признаках. 

Сравнительный – исторический метод – метод, с помощью которого путём сравнения выявляется общее и особенное в исторических явлениях

 Индукция   - способ умозаключения от частного к общему.   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона Анализ  - процедура мысленного (иногда иреального)  расчленения изучаемого объекта на составные части,  стороны, свойства и изучение их.   Энциклопедический словарь. А.А. Ивина. 2004 . Синтез - объединение полученных в результате анализа частей объектов, их сторон или свойств в  единое  целое.    Энциклопедический словарь.  А.А. Ивина. 2004 .

Индукция   - способ умозаключения от частного к общему.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Анализ  - процедура мысленного (иногда иреального) 

расчленения изучаемого объекта на составные части, 

стороны, свойства и изучение их. 

Энциклопедический словарь. А.А. Ивина. 2004 .

Синтез - объединение полученных в результате анализа

частей объектов, их сторон или свойств в  единое  целое. 

Энциклопедический словарь.  А.А. Ивина. 2004 .

В структуре научного знания выделяют два уровня научного исследования Эмпирический  Теоретический Данный уровень исследования опирается на абстрактное мышление, для которого исходным пунктом исследования выступаю результаты, полученные в ходе чувствительного восприятия. Эмпирия (лат.) – опыт. первичное научное знание, которое получается при контакте с изучаемым объектом.

В структуре научного знания выделяют два уровня научного исследования

Эмпирический

Теоретический

Данный уровень исследования опирается на абстрактное мышление, для которого исходным пунктом исследования выступаю результаты, полученные в ходе чувствительного восприятия.

Эмпирия (лат.) – опыт.

первичное научное знание, которое получается при контакте с изучаемым объектом.

Основные этапы выполнения научно – исследовательской работы учащимися Этап 1. Мотивация к НИР Этап 2. Выбор направлений исследований Этап 3. Постановка задачи Этап 4. Фиксация и предварительная обработка данных Этап 5. Обсуждение результатов исследований, выдвижение и проверка гипотез Этап 6. Оформление результатов работы Этап 7. Представление исследовательской работы

Основные этапы выполнения научно – исследовательской работы учащимися

  • Этап 1. Мотивация к НИР
  • Этап 2. Выбор направлений исследований
  • Этап 3. Постановка задачи
  • Этап 4. Фиксация и предварительная обработка данных
  • Этап 5. Обсуждение результатов исследований, выдвижение и проверка гипотез
  • Этап 6. Оформление результатов работы
  • Этап 7. Представление исследовательской работы

2007-2008

учебный год

ФИ учащихся

Тема НПР

Абдрахманова Эля 

2008-2009

учебный год

Ценностные ориентиры и моральный облик современной молодёжи

(Лауреат муниципальной и участник межрегиональной НПК)

Хамюк

Анна

«Крестьянское переселенческое хозяйство в Сибири в конце XIX -начале XX вв.» (участник муниципальной НПК)

Ложникова Ксения

  2010-2011

учебный год

2012-2013

учебный год

Ложникова Ксения

Особенности гражданской позиции старшеклассников

(Лауреат муниципальной и участник межрегиональной НПК)

Особенности восприятия семейно- брачных отношений современными старшеклассниками

(Лауреат муниципальной и лауреат межрегиональной НПК)

Завьялова Ольга  

Анализ приёмов внешнего мерчандайзинга, применяемых в детских магазинах г. Тара Омской области на 2013 г.

(Лауреат муниципальной и участник межрегиональной НПК)

Погодаева Мария

2014-2015 

учебный год

Современная антиалкогольная политика российского государства

(участник муниципальной НПК)

Пальченко Арина

2015-2016

учебный год

Повседневная жизнь сельской семьи 1930-х годов

(по мемуарам Черняевой Анфисы Ильиничны)

(Лауреат муниципальной и лауреат межрегиональной НПК)

Пальченко Арина

Повседневная жизнь сельской семьи тыла в годы Великой отечественной войны (по мемуарам Черняевой Анфисы Ильиничны)

(Лауреат муниципальной и участник межрегиональной НПК)

  • Интернет-ресурсы по проблемам исследовательской деятельности:
  • www . researcher . ru Портал исследовательской деятельности учащихся при участии: Дома научно-технического творчества молодежи МГДД(Ю)Т, Лицея 1553 "Лицея на Донской", Представительства корпорации Intel в России, "Физтех-центра" Московского физико-технического института. Публикуются тексты по методологии и методике исследовательской деятельности учащихся ученых и педагогов из Москвы и других городов России, исследовательские работы школьников, организованы сетевые проекты, даются ссылки на другие Интернет-ресурсы.
  • www . vernadsky . dnttm . ru сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского. Русская и английская версии. Публикуются нормативные документы по конкурсу, рекомендации по участию в нем, детские исследовательские работы. Организована система on - line регистрации рецензентов, каждый посетитель сайта может написать отзыв или рецензию на выбранную работу.
  • www . issl . dnttm . ru сайт журнала «Исследовательская работа школьника». Публикуются основные материалы проекта, избранные тексты, информация по подписке.
  • www . konkurs . dnttm . ru обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр. Организовано on - line размещение нормативных документов по конкурсам от всех желающих.
  • Пособие по разработке методической карты по организации исследовательской работы школьников. – http://www.iteach.ru/metodika.esp.
Спасибо за внимание
  • Спасибо за внимание


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Организационные механизмы научно-исследовательской деятельности учащихся

Автор: Долженко Елена Владимировна

Дата: 12.06.2016

Номер свидетельства: 334211


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства