Просмотр содержимого документа
«Опыт организации внеурочной работы преподавателей истории и обществознания гбпоу "балашихинский техникум"в условиях дистанционного обучения»
Методика
Опыт Организации внеурочной работы преподавателей истории и обществознания ГБПОУ "Балашихинский техникум"в условиях дистанционного обучения
Учреждения сферы образования, как и весь мир, в 2019-2020 гг. столкнулись с новыми вызовами, многие из которых оказались не такими, какими мы их себе представляли раньше, выступая на форумах, конференциях и педсоветах. Система образования проходит проверкуна свою работоспособность в условиях, когда, с одной стороны, имеются новейшие широкие информационные возможности взаимодействия участников образовательного процесса, с другой - человечество сталкивается со страхами и угрозами, которые, как ещё недавно казалось, остались в далёком прошлом. Условия работы изменились, но Приказ Минпросвещения России об организации образовательной деятельности в условиях распространения на территории РФ новой коронавирусной инфекции № 104 от 17 марта 2020 г. указывает на необходимость среди прочего «активизировать с учётом изменившихся условий реализации образовательных программ воспитательную работу, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства"1.
Очевидно, что дистанционный формат работы образовательных учреждений проявит несистематичность и нестабильность воспитательной деятельности, если она имела место ранее. Он не явит затруднения из-за непродуманного расписания и отсутствия координации. Ситуация проявляет и несостоятельность характерного желания переложить ответственность за патриотическое, эстетическое, спортивно-оздоровительное и прочие направления воспитания на учреждения культуры, спорта, дополнительного образования и т. п. - многие подобные учреждения в санитарно- эпидемиологических целях закрылись для посещения. С другой стороны, временное высвобождение от части повседневной нагрузки сотрудников музеев, спортивных и художественных школ, научно-просветительских и патриотических обществ и организаций даёт шанс активнее вовлечь их в дистанционную воспитательную работу педагогов школ. Но эти возможности смогут оперативно реализовать те учителя и школьные коллективы, которые ранее установили эффективное взаимодействие с коллегами вне образовательных учреждений.
В каком объёме должна быть реализована внеурочная деятельность в условиях временного перехода на дистанционные форматы контактной работы педагогов и обучающихся? Необходимо ориентироваться на соблюдение локальных актов образовательного учреждения (расписание, планы внеурочной деятельности и т. д.) в полном объёме. При этом особенно важно сохранить привязку внеурочных занятий и мероприятий к установленному расписанием времени. Соблюдать рабочий режим обучающимся, находящимся на дому, очень важно. И эта задача решаемая. Чем скорее педагоги информируют детей и родителей о том, что необходимо выходить на дистанционное взаимодействие в привычное по устоявшемуся расписанию времени-тем легче будет отладить взаимодействие. Сами дистанционные контактыу компьютерных экранов не могут быть равны по продолжительности очному уроку или внеучебному занятию - они должны быть короче, при дистанционном режиме необходимо особенно внимательно соблюдать требования СанПиН 2,4.2.2821-10" Санитарно-эпидемиологические требования кусловном и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (см. п. 10.18 и др.). Время взаимодействия уместно и логично привязывать к устоявшемуся режиму работы. Стремления педагога дистанционно реализовать свою нагрузку в полном объёме не должно обернуться нарушением санитарных правил и норм, которые среди прочего указывают:
1) «Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет для учащихся VII-XIкл.-35 мин»;
2) «С целью профилактики утомления обучающихся не допускает использование на 1 уроке более двух видов электронных средств обучения. После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой необходимо проводить комплекс профилактических упражнений глаз, а в конце урока физические упражнения для профилактики общего утомления»2.
Стоит особо отметить, что активно обсуждаемые проблемы чрезмерной занятости учащихся теми или иными учeбными заданиями и занятиями не решаются самим фактом нахождения в образовательном учреждении. В целом дистанционное обучение массово проявит то, насколько в отношении наших учащихся к обучению соотносятся добровольность и обязательность. В ходе обмена опытом работы с коллегами выясняется, что в первые дни перехода на дистанционный режим проявилось устремление многихпедагогов, содной стороны, засыпать обучающихся всевозможными учебными заданиями (дабы «не отставать по программе»), а с другой - отказаться от любых попыток реализовывать дистанционно воспитательную деятельность. Почему так происходит? Во-первых, многие педагоги воспитательную деятельность ассоциируют только с очными мероприятиями, а поскольку массовые внеурочные мероприятия ограничили ещё до перехода на дистанционное обучение, то к середине марта некоторые себя убедили, что воспитательной работой сейчас можно не заниматься. Это не так, о чём дано прямое указание в приказе Минпросвещения. Во-вторых, многие считают, что учеба важнее воспитания, поэтому в сложной ситуации все усилия нужно бросить на поддержание именно учебного процесса. Это неверно стратегически, т. к. в образовании воспитание и обучение неразрывно в принципе.
Классный руководитель,применительно к системе СПО- куратор, традиционно играет значительную рольв системе отечественного среднего образования. А.В. Давыдова пишет: «Классный час по-прежнему остается основной формой воспитательной работы в школе. Теперь он вошёл в школьное расписание, что дает классному руководителю еженедельно общаться по часу с детьми, решать организационные и воспитательные вопросы»3.Такую же роль играют классные часы в системе среднего профессионального образования.
В условиях перехода на дистанционное обучение данные классные часы, внеурочные занятиямогут осуществляться в формате веб-обучения в виде конференции. Формат вебинаров или веб-конференций посилен для многих педагогов и обучающихся. Современный ПК, телефоны и т.д. снабжены необходимыми для этого камерами и микрофонами. Учащиеся по ссылке,распространяемой классным руководителем по ставшим уже привычным каналам связи (электронная почта, группы в WhatsApp) заходят через веб-приложение на вебинар (вебконференцию),находясь у своего компьютера, а связь между ними поддерживается через Интернет. Для этого могут использоваться многие сервисы: Zoom,Microsoftteamsи др.Важно,чтобы образовательные учреждения оперативно коллективно определялись,какой сервис для проведения видеоконференций станет основным(поскольку рассеивание обучающихся по разным каналам связи затрудняют процессы взаимодействия). Формат видеоконференции, по началу конечно же может быть не привычен для обеих сторон. Однако это технологии осваиваются сравнительно быстро. Если педагог ранее не пользовался такой формой обучения, то для него на этом этапе важно не сколько техническое знание, сколько психологическая уравновешенность: не бояться пробовать, не бояться ошибиться, не бояться обратиться в процессе видео конференции к учащимся. Педагогическая эффективность классного часа в форме «вебинар» будет обусловлена качеством, которые были важны для учителя и в очном общении с обучающимися: хорошая речь, умения последовательно и логично излагать нужное содержание и т.д.Важно заметить, что подобный вебинар в известном смысле приобретает характер гибрида классного часа и родительского собрания.В то время пока учащиеся могут находиться дома со своими родителями, на вебинары они могут выходить вместе. Преподавателю следует учесть это при выстраивании повестки, организации её обсуждения, оформления наглядных материалов.
В текущей ситуации подтверждается давно известный тезис методической науки:важным элементом организации внеурочной работы образовательного учреждения является взаимодействие педагогов предметников с кураторами групп, с родителями. Если рабочие контакты педагогов со старостами, родительскими и студенческими объединениями не были исключительно формальными, то полноценное дистанционное взаимодействие может быть отлажено быстрее. Многие педагоги через почты и социальные сети связаны с обучающимися, однако необходимо понимать, что сформировавшаяся структура сетевого педагогического взаимодействия сейчас должна тоже измениться. Она должна охватить действительно всех педагогов и обучающихся. Акцент в сетевом взаимодействии должен сместиться с обсуждения в сети очно проходившего учебно-воспитательного процесса на эффективные сетевые механизмы его организации. Выражаясь проще, теперь нужно загружать сети непересудами и непродуктивным бесконечным обменом мнениями,а использовать их для реального дела.
В период дистанционного обучения нужно не только подумать о том,кто и как учтет вашу работу,но постараться, чтобы запланированные внеурочные формы в принципе были дистанционно реализованы.
Преподавателю истории и обществознания этой весной особенно важно было найти дистанционную форму работы по патриотическому воспитанию и изучению истории Великой Отечественной войны. В дни, когда миллионы людей были обеспокоены своим здоровьем и благополучием, мы можем черпать силы и оптимизм в опыте наших предков. Преподаватель найдет в открытых источниках много фактов из истории Великой Отечественной войны, свидетельствующих о том, что наш народ предпринимал эффективные меры эпидемическим угрозам и в сложных условиях боёв, осад, трудного быта эвакуированных и т.д. Об этом важно рассказывать детям и родителям, используя разнообразные информационно- коммуникационные средства.
В период дистанционной работы накоплен определенный опыт проведения внеурочных мероприятий в нашем образовательном учреждении ГБПОУ "Балашихинский техникум".Работа проводилась с учетом принятых решений и требований Приказа Минпросвещения России об организации образовательной деятельности в условиях распространения на территории РФ новой коронавирусной инфекции № 104 от 17 марта 2020 г., соответствующих решений органов управления образованием Московской области и города, .распоряжений директора образовательного учреждения. Студенты техникума приняли активное участие в ряде всероссийских творческих конкурсах и олимпиадах:Всероссийский творческий конкурс "Мы гордимся Великой Победой" в апреле - мае этого года, Международной SKILS - олимпиаде по истории, приуроченной к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, Всероссийской литературной викторине, посвященнойюбилею Победы "И память о войне нам книга оживит". Формы участия самые разнообразные, а именно представление презентаций, подготовленных в программе MSPowerPoint, рисунки, компьютерная графика,викторины. Моя задача, как преподавателя истории, состояла в том, чтобы оказать помощь в выборе конкретной темы или сюжета, консультация по источникам необходимой информации. Совместно с преподавателями информатики выработать методические рекомендации по применению IT- технологий в оформлении работ. Мы получили неплохой опыт, свидетельством тому семь дипломов первой и второй степени за результаты на Всероссийских мероприятиях, десятки сертификатов участника.
В ходе подготовки к V областной научно-исследовательской конференции «Четыре года шла война»,посвященной празднованию 75 -ой годовщины Победы, студентам были рекомендованы электронные ресурсы местного краеведческого музея город Балашиха, материаловкраеведческих исследований, в частности электронный вариант книг: А.Галанин, Н.Сотников «Большая Балашиха.Энциклопедический словарь», «Балашиха. Прошлое и настоящее»,публикации местной прессы. Хорошим подспорьем стал накопленный информационный материал в виде видеотеки кабинета истории, а именно: проектные конкурсные работы, презентации. рефераты. В ходе подготовки к конкурсу, в качестве примера, особенно хотелось отметить важный элемент взаимодействия с родителями студента Синдеева Д., которые в этот период находились на "удаленке".Обладая нужными навыками, они оказали практическую помощь в оформлении исследовательской работы.Представленные работы студентов Комкова Ильи и Лукашова Ильи в номинации "Все для фронта,все для победы",Синдеева Дмитрия "Герои партизаны наши земляки" были удостоены дипломов за первое место.
Вполне реализуемы в формате веб-конференций традиционные уроки мужества. В последние годы по объективным причинам, к сожалению,всё более редкими становились встречи студентов, с ветеранами,детьми войны, (которые сегодня в весьма почтенном возрасте). Накануне празднования 75-ой годовщины Великой Победы в соответствии с планом воспитательных мероприятий в техникуме прежде всего преподаватели истории, обществознания оказывали методическую помощь в выборе тематики и содержании работ студентов в конкурсе презентаций. В этих целях хорошим подспорьем стала имеющаяся в образовательном учреждениивидеотека по материалам проводимых в техникуме реальных встреч с ветеранами войны, тружениками тыла, награжденными медалью "За доблестный труд в Великой отечественной войне", детьми войны, которые пережили блокаду Ленинграда.Однако в данный момент, когда многие пожилые люди находятся дома со своими более "продвинутыми" технически детьми и внуками, находящимися на самоизоляции, - есть возможность и время организовать общими усилиями такие встречи в форматевеб-конференции.Это будет важно и для юных поколений, и для находящихся в группе риска граждан пожилого возраста. Найти их в сетях не так трудно.Не велика вероятность связаться с 95-летним ветераном войны, но поговорить с теми пожилыми людьми,кто знает о войне с первых уст фронтовиков вполне возможно. Контакты с ними есть у многих образовательных учреждений. Во многих случаях помочь с установлением связей с ветеранами могут местные власти, муниципалитеты, общественные и ветеранские организации.Но очевидно, что без педагога такое дистанционное взаимодействие выстроить невозможно.
Узнать историю своих родственников-участников войны позволяют сайтыМинобороны, например, сайт "Память народа" (URL: https://pamyat-naroda.ru) и архивов, сайты музеев.Огромную информацию содержат семейные архивы, реликвии и фотоальбомы.Тем самым будут сохраняться,пополнятьсяи передаваться новым поколениям сведения о наших героях. По каналам веб-конференции можно поделиться опытом поиска и систематизации информации. Через соцсети можно распространять ссылки на рекомендуемые ресурсы. В условиях самоизоляции такая работа не должна прерываться,она может получить новый более широкий отклик в семьях обучающихся, есть семьи,в которых не сохранилось сведенийо поколениях, переживших войну. Но с историей Великой Отечественной войны связан каждый наш гражданин. Именно об этом слова президента нашей страны Путина В.В.:"Для меня и моих сверстников важно,чтобы наши дети, внуки, правнуки понимали, через какие испытания и муки прошли их предки.Как почему смогли выстоять и победить? Откуда взялась их поистине железная сила духа,которая удивляла и восхищала весь мир?"4. Перефразируя слова замечательной песни можно сказать: «Нет в России земли такой,где б ни памятен был свой герой». Не каждый сегодня может знать имена дедов и прадедов, но каждый из нас живет в том или ином уголке страны.Через краеведческую работу мы находим связь с историей Великой Отечественной войны. Преподавателю истории, как никому другому, следует использовать этот ресурс, особенно в условиях вводимых ограничений на контакты, проведение массовых мероприятий и по-иному взглянуть на историю своего края, своегорайона, своего города.Сетевая активность краеведческих музеев, интернет-сообществ краеведов должна увеличиться, педагоги могут помочь ученикам подключиться к дистанционной краеведческой работе.
Внеурочная деятельность педагогов определяется требованиями ФГОС ООО: «Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, общественно-полезные практики, военно-патриотические объединения и т.д.»5. Представляется, что в процитированном случае стандарты предполагают не исчерпывающие списки форм,а перечисляют их возможные примеры. Дух же, регулирующей внеурочную деятельность нормативно-правовой базы, в известном смысле поощряет разнообразие форм и новаторские поиски в данной сфере.
С 1 сентября 2020 года вступает в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации по вопросам воспитания обучающихся».Не вызывает сомнений, что это направление работы образовательных учреждений неизмеримо возрастает, поскольку её организация регламентируется законом. Согласно пункту 2 статьи 121«Общие требования к организации воспитания обучающихся», воспитание обучающихся при освоении ими основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, образовательных программ высшего образования (программ бакалавриата и программ специалитета) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется на основе включаемых в такие образовательные программы рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых с учетом включенных в примерные образовательные программы, указанные в части 91статьи 12 настоящего Федерального закона, примерных рабочих программ воспитания и примерных календарных планов воспитательной работы6.
6 Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации по вопросам воспитания обучающихся».