kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Описание опыта по теме« Технология встречных усилий на уроках истории и обществознания как средство достижения планируемых результатов».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание опыта по проблеме : "Технолдогия встречных усилий на уроках истории как средство достижения планируемых результатов"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Описание опыта по теме« Технология встречных усилий на уроках истории и обществознания как средство достижения планируемых результатов».»


Тема: « Технология встречных усилий на уроках истории и обществознания как средстводостижения планируемых результатов».

Подготовила учитель истории и обществознания

Медведева Ирина Александровна.

  1. Вступление.

В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу, к его работе по совершенствованию урока, как основной формы обучения. Три основных вопроса педагогики, три вечные тайны, которые волновали меня всегда: «Кого учить? Чему учить? Как учить?». Не знаю, открылись ли они вам, но я, кажется, поняла главное: какие бы замечательные стандарты не внедряли разработчики, какие бы новые документы не издавали законодатели в сфере образования, все это - лишь рамка, оболочка, пусть даже очень красивая, но пустая. А чтобы стандарты заработали, достигли своей цели, необходимо наполнить их личностным смыслом, диалогом между учителем и учеником. И тогда в этой стандартной рамке каждый учитель, подобно художнику, создаст свое произведение искусства, свою неповторимую картину, имя которой - Урок. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» — слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Федеральные государственные образовательные стандарты предъявляют новые требования к результатам образования. В них впервые зафиксированы требования к результатам освоения основной образовательной программы трех уровней или трех типов – это предметные результаты, или знания в предметных областях,но кроме предметных результатов в ФГОС предъявлены требования также к метапредметным и к личностным результатам.Метапредметные умения включают в себя умения планировать собственную деятельность. То есть ребенок сам должен сопоставить задачу с теми условиями, в которых задача предъявлена, суметь сопоставить содержание этой задачи с собственными умениями, оценить свои собственные действия и внести, если это необходимо, коррективы.

Еще один метапредметный результат – универсальные учебные действия. Это действия, связанные с работой в группе, способностью соотносить свои действия с действиями других, способностью выполнять различные функции в группе. То есть, другими словами, способность к эффективному действию при решении тех или иных задач.Если говорить о личностных результатах, то самое главное, что должно происходить с ребенком в этом плане, – это развитие его чувства ответственности, способности принимать решения, овладения начальными формами адаптации в современном быстро изменяющемся мире, способности понимать и уважать точку зрения другого.

Итак, что же нового должен уметь учитель для того, чтобы обеспечить достижение этих результатов ? Прежде всего, учитель должен овладеть технологией, которая способствует развитию детской рефлексии – способности планировать и оценивать свои собственные действия. Эффективным инструментом достижения планируемых результатов в образовательном процессе является использование современных образовательных технологий, в основе которых лежит системно-деятельностный подход.

Одной из таких технологий, которая, на мой взгляд, позволяет обеспечить достижение планируемых результатов, является технология встречных усилий учителя и обучающихся. Технология встречных усилий учителя и обучающихся формирует умения работать сообща на единый результат, воспитывает толерантность, уважительное отношение к другому человеку, точке зрения, позиции.

Новизна в том, что ТВУ формирует положительную мотивацию к

процессу обучения, повышает культуру умственного труда субъектов

обучения, вырабатывает навыки совместных действий, воспитывает

осознанное отношение к процессу и результату учебной деятельности.

Моя задача как учителя – помочь ребёнку обрести знания, поддержать его,

внушить веру в себя, в свой разум, в свои силы, в успех, в конечный

результат!

Лев Толстой заметил: «Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью...»

Действительно, нужно дать возможность ребятам самим искать ответ, нужно научить их думать. Научившись думать самостоятельно, мои ученики сами смогут овладевать знаниями и анализировать проблемы. Учитель - это не просто носитель информации, не передаточное устройство, а наставник, направляющий, создающий условия для личностного роста, развития. Современный учитель должен идти в ногу со временем и выполнить заказ общества.

II. Представление технологии.


Одной из заповедей моей работы стали слова Б.Житкова:

«Надо, чтобы учиться было радостно, трепетно, победно»

Эти слова об атмосфере на уроке, о состоянии души ребёнка. Надо, чтобы

на каждый урок он шёл как на праздник, чтобы загорались глаза от пусть

маленьких, но открытий. Поэтому стараюсь избегать штампов, ищу новые

приёмы и методы, стараюсь активизировать каждого ученика.Технология встречных усилий разработана Коротаевой Евгенией Владиславовной(доктор педагогических наук, профессор Уральского педагогического университета, действительный член Академии педагогических и социальных наук, член Уральского отделения Российской академии образования)







































Условно урок делится на пять этапов:

· Разминка».

Содержание первого этапа деятельности: психотренинговые упражнения, обязательно связанные с темой урока, цель которых - создать эмоциональный настрой на совместную учебную работу. Эмоциональная атмосфера становится той основой, благодаря которой естественно возникает возможность перейти к необходимым усилиям на последующих этапах урока.

· Контрольно-подготовительный.

Здесь происходит «уплотнение» имеющихся знаний, создается основа для дальнейшего продуктивного освоения учебного материала. Такой подход требует не только эмоциональной, но и интеллектуальной отдачи.



· Вызов.

Цель «вызова» заключается в создании ситуации преодоления: учитель (ученик) сознательно ставит себе или партнеру задачу, решение которой потребует определенных усилий. Ситуация требует осознанного участия в процессе познавательной деятельности, принятия ответственности за собственные действия, т.е. формирует реальную субъектную ситуацию в учении и обучении.

· Сотворчество.

Главное- это поддержка активности, интереса, усилий, возникших на предыдущих этапах урока, и сведение этих усилий и информационных находок в совокупное знание по изучаемому предмету.

Деятельность учителя должна складываться из организационных и координирующих ( но не управляющих) функций и не только в конце данного этапа, при подведении итогов, руководящая роль возвращается к педагогу. Возникают условия для гибкого конструирования информации, учебного материала, что развивает креактивность восприятия,- именно поэтому данный этап назван сотворчеством.

· Рефлексия.

Основное его содержание- осмысление результатов работы, их общая и индивидуальная оценки, соучастие учеников в определении домашнего задания.

 Как и любая технология, технология встречных усилий базируется на дидактических принципах обучения. В первую очередь - это принцип сознательности и активности, в основе которого наиболее востребованные технологией приемы и правила. Необходимым условием сознательного обучения всегда являлось ясное понимание целей и задач предстоящей работы, использование всех видов и форм познавательной деятельности, приемов взаимообучения, воспитание активности.

      Немаловажное значение в технологии встречных усилий имеет принцип доступности, эффективность которого заключается в умении учителя организовать и осуществить обучение в соответствии с возрастными закономерностями развития ученика. Классические «правила, относящиеся к практической реализации этого принципа сформулированы еще Я.А. Коменским: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному.

      Значительна роль принципа систематичности и последовательности обучения, который опирается на научные положения, играющие роль закономерных начал: человек только тогда обладает настоящим и действенным знанием, когда имеет четкую картину внешнего мира, представляющую систему взаимосвязанных понятий. Процесс обучения, состоящий из отдельных шагов, протекает тем успешнее и приносит тем большие результаты, чем меньше в нем перерывов, нарушений последовательности, неуправляемых моментов.

     Достойное место в технологии встречных усилий занимает принцип наглядности, правила которого рекомендуют применять наглядность не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций. Современная наглядность позволяет организовать эффективную поисковую и исследовательскую работу школьников. В настоящее время большое значение приобретает применение современных средств наглядности: учебного телевидения, видеозаписи, слайдов, возможностей компьютерных технологий.

         На каждом этапе реализуются свои педагогические приёмы, которые

способны активизировать, соединять усилия мои и моих учеников в процессе

познания.

Считаю наиболее эффективными приёмами технологии

встречных усилий, которые я чаще всего использую в своей работе следующие:

РАЗМИНКА

Прием "отсроченная отгадка" — это способ вхождения в урок. До объявления темы учитель предлагает необычный факт, комментарий, который показывает тему урока, но не называет ее. Ученики в ходе обсуждения должны выдвинуть свои версии того, что за тема будет изучаться на уроке, что нового они узнают, о чем вообще пойдет речь.

Вместо фактов и комментариев можно предложить загадку, видеоматериал, серию фотографий, картин, пример из жизни, статистические данные. Главное, чтобы это было ярко, впечатляюще, необычно.

Итак, начало урока.

- Мы с вами продолжаем увлекательное путешествие в Древнюю Грецию. Вы знаете, что грекам пришлось отстаивать свободу и независимость своей Родины. Однажды в Афинах произошло событие, которое потрясло всех. Гонец, прибывший в Афины, сообщил: «Радуйтесь, мы победили!» Он чуть слышно произнес эти слова и пал мертвым. Какое состязание проводится в память о быстроногом эллине? На это вопрос вы постараетесь ответить в конце нашего урока.

-В начале XVIII в. не все, даже самые образованные, люди умели различать "право" и "лево", зато с легкостью могли отличить сено от соломы. Вот царь Петр и придумал привязывать к одной ноге солдата сено, а к другой — солому. Вскоре все солдаты русской армии шагали в ногу и запросто выполняли команды, звучащие на плацу.

А еще Петр увлекался стоматологией и рвал зубы всем желающим, завез в Россию картофель и тюльпаны и выдавал медали….за пьянство.

- Обсудим, что будет являться предметом изучения на нашем сегодняшнем уроке?(рассматриваться реформы и свершения Петра)

Перед началом изучения нового материала о реформах 60-70-х годов в России учитель задаёт вопрос:

– Почему эти реформы многие историки называют «революцией сверху»?

Ученики знакомятся с новой информацией и обосновывают выражение «революция сверху».

Эпиграф Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие,

То за трапезой сидит в золотом венце

Грозный царь – Иван Васильевич

(М. Ю. Лермонтов)

предложить ученикам сформулировать тему урока по эпиграфу.

- Как вы думаете, почему даже природа не благосклонна к царю Ивану Грозному?







 “Верный христианин ищет правду, слушает правду, изучает правду, говорит правду, защищает правду до смерти” (Ян Гус)

(6 класс. История средних веков. «Гуситское движение в Чехии»)

Универсальный приём, направленный насоздание внешней мотивации изучения темы урока. Данный прием позволяет привлечь интерес учащихся к изучению новой темы, не блокируя восприятия непонятными терминами. Пример: Учитель записывает на доске слово «Тема», выдерживает паузу до тех пор, пока все не обратят внимание на руку учителя, которая не хочет выводит саму тему. Учитель: Ребята, извините, но моя рука отказалась написать тему урока, и, кажется, неслучайно! Вот вам еще одна загадка, которую вы разгадаете уже в середине урока: почему рука отказалась записать тему урока? - Данный вопрос записывает в уголке классной доски. Учитель: Ребята, вам предстоит проанализировать и доказать, с точки зрения полезности, отсутствие темы в начале урока! Но начинать урок нам все равно надо, и начнем с хорошо знакомого материала…

КОНТРОЛЬНО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

«Лови ошибку»

Марафо́нская битва — одно из крупнейших сухопутных сражений греко-персидских войн, состоявшееся 12 сентября 480г. до н. э. неподалёку от греческого города Марафон приблизительно в 60 километрах от Афин.

В битве при Марафоне персидская армия потерпела сокрушительное поражение. Под руководством Фемистокласоюзным войском афинян и платейцев была уничтожена бо́льшая часть армии противника. Для эллинов сражение стало первой победой над войском персов. Для персов поражение их армии не имело больших последствий: их государство находилось на пике могущества и обладало огромными ресурсами. После этой неудачной экспедиции Кир стал собирать огромное войско для покорения всей Греции.

Можно допускать ошибки в датах («Великая Отечественная война закончилась в 1946-м году»), в хронологии и фактах, смешивая события и персонажей из разных эпох, чтобы у учеников после исправления сформировалось четкое представление о последовательности исторических лиц и событий. Например: «После победы в Северной войне Петр I отправился за границу изучать корабельное мастерство». Или: «Екатерина I пыталась подавить Пугачевское восстание» (Пугачевское восстание пришлось на правления Екатерины II)

«Корзина идей, понятий, имен»

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ребята вместе знают об изучаемой теме.

Итак, алгоритм работы с "Корзиной идей":

  • Объявляется тема урока.

  • Индивидуальная работа. Каждый ученик тезисно записывает в тетради все, что ему известно по теме. Этот этап длится недолго — 2-3 минуты.

  • Работа в парах или в группах. Учащиеся обмениваются информацией, выясняя, в чем совпали их мнения, а в чем возникли разногласия. Время проведения — 3 минуты.

  • Работа с классом. На этом этапе каждая группа высказывает свое мнение по теме, приводит свои знания или высказывает идеи по данному вопросу. Причем ответы не должны повторятся. Все высказывания учитель кратко записывает на доске.

«ВЫЗОВ»

Ситуация требует осознанного участия в процессе познавательной деятельности, принятия ответственности за собственные действия, т.е. формирует реальную субъектную ситуацию в учении и обучении.

Например, тема «Средневековая деревня и ее обитатели»

- Как эти иллюстрации связаны с темой нашего урока? (6 класс. История средних веков. «В рыцарском замке»)

-Как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока?

Я предлагаю вам сформулировать свои (важные для них лично) цели учебной деятельности (разобраться в сути явления; понять главное определение; составить опорный конспект и пр.) Таким образом, учащиеся включаются в процесс организации учебной деятельности не как пассивные, а как активные участники.

СОТВОРЧЕСТВО

Этап сотворчество – самый главный: необходимо поддерживать активность, интерес учащихся, совместно решать задачи урока. Учитель выполняет организационную и координирующую функции. И только при подведении итогов руководящая роль возвращается к педагогу.

Кластер – это графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами или явлениями. В нем записываются основные понятия, о которых идет речь, с помощью стрелок и расположения слов в табличке показывается, как связываются между собой рассматриваемые понятия.

«Грозди» - графический прием систематизации материала. Наши мысли располагаются в определенном порядке. Правила очень простые.

Выделяем центр – это наша тема, от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия. Многие ученики сравнивают этот приём с моделью солнечной системы.

Система кластеров охватывает большее количество информации, чем учащиеся получают при обычной письменной работе. Ученики легко используют этот прием.

Составление кластера«Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады», история 7 класс.







ИНСЕРТ



Название приема представляет собой аббревиатуру:

I — interactive (интерактивная).

N — noting (познавательная).

S — system for (система).

E — effective (дляэффективного).

R — reading (чтения).

T — thinking (и размышления).

Перевод несколько вольный, но передает суть метода. Итак, инсерт — это прием, используемый при работе с текстом, с новой информацией.

В методике Инсерт часто называют и технологией эффективного чтения.

1. Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:

V — я это знаю;

+ — это новая информация для меня;

- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;

? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

Маркировки в тексте удобнее делать на полях карандашом. Или можно подложит полоску бумаги, чтобы не пачкать учебники.

2. Заполняется таблица

V

+

?

Здесь тезисно записываются термины и понятия, встречающиеся в тексте, которые уже были известны.

Отмечается все новое, что стало известно из текста

Отмечаются противоречия. То есть, ученик отмечает то, что идет вразрез с его знаниями и убеждениями.

Перечисляются непонятные моменты, те, что требуют уточнения или вопросы, возникшие по мере прочтения текста.

 

Вот пример заполнения таблицы Инсерт на уроке истории по теме "Реформы Петра I"

V

+

?

Петр I — первый российский император.

Издал "Табель о рангах"

Петр I перенес празднование Нового Года на 1 января.

Что еще нового появилось в России во время правления Петра I?

3. Чтение таблицы несколькими учениками (выборочно). Никакого обсуждения, просто зачитывание тезисов.

4. Повторное чтение текста. Эта стадия переводит урок уже в этап осмысления. При этом таблица может пополниться, либо какие-то тезисы уже перейдут из одной колонки в другую.

5. Рефлексия. На данном этапе обсуждаются записи, внесенные в таблицу. Идет анализ того, как накапливаются знания. Путь от старого к новому становится более наглядным и понятным.

РЕФЛЕКСИЯ

Важным, с моей точки зрения, является рефлексивныйэтап. Рефлексивный этап урока, как вы знаете, - это осмысление результатов своего труда, общая оценка урока. Как можно увидеть эти результаты? В чём они могут проявиться? Во-первых, это обращение к тем приёмам, которые были использованы на первых этапах урока: возвращение к эпиграфу, с просьбой оценить, как он соответствовал теме урока. Можно сравнить предыдущий уровень знаний с новым уровнем. ( Приём «Знаю/не знаю»).

Рефлексия позволяет учащимся осмыслить всё то, что они изучали на уроке в собственном контексте. Этот анализ будет полезен, если он будет обращён в словесную или письменную форму. «Хаос мыслей, который был в сознании в процессе самостоятельного осмысления, структурируется, превращаясь в новое знание» . Кроме того, в процессе обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного учащиеся имеют возможность осознать, что один и тот же текст может вызывать различные оценки.

Учитель возвращает учащихся к первоначальным записям -предположениям, вносит изменения, дополнения; дает творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Учащиеся соотносят «новую» информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления содержания

Верные- неверные утверждения;

Четвертый лишний;

Продолжи ряд;

Угадай слово;

Крестики-нолики;

Да-нетки;

Фома неверующий;

Историческая азбука;

Исторический футбол;

Имя, дата, событие;

Ромашка Блума;

Синквейн;

Телеграмма;

Паспорт и др.

Прием «Верные - неверные утверждения»

Описание: утверждения могут быть самыми неожиданными и нелогичными. Задача ученика – согласиться или не согласиться с данными предположениями, поставить «плюс» или «минус».

Пример:

  • вельмож хоронили в гробницах (да);

  • обед вельмож состоял из лепешки, луковицы и вяленой рыбы (нет);

  • фараон мог приказать побить вельможу палками (да);

  • вельможа, подходя к трону фараона, вставал на колени и падал лицом вниз (да);

  • вельможа пахал землю у себя на участке (нет);

  • вельможа не работал (нет).

  • вельможа носил много украшений (да);

Прием «Четвертый лишний»

Учитель предлагает учащимся четыре слова, необходимо исключить одно их них, самостоятельно определив основание, по которому объединены остальные три слова.

Прием «Продолжи ряд»

Учащиеся в цепочке из трех-четырех слов угадывают принцип, основание, по которому они подобраны, и демонстрируют свое понимание подбором подходящего слова.

Прием «Угадай слово»

К нескольким представленным характеристикам подобрать одно слово (один термин),желательно дать правильный ответ при меньшем количестве характеристик прочитанных учителем.

Прием «Крестики-нолики»

Описание: на утверждения (суждения) учителя предполагаются ответы: «да» или «нет». Ответ «да» обозначается «Х», ответ «нет» — «0». Учащиеся записывают ответы в таблицу, состоящую из пронумерованных клеток (число клеток в квадрате может быть и большим). По окончании игры учитель проверяет работы и, при необходимости, проводит работу над ошибками, а также демонстрирует правильно заполненную таблицу. Желательно заранее оговорить условия (например, в игре обязательно должны быть победители).

Физкультминутка «да/нет»

Описание: «отвечая» на утверждения учителя «да» или «нет», ребята, стоящие рядом с партами, выполняют определённые движения (например, ответ «да» предполагает поднятие рук вверх, а ответ «нет»— приседания).

Пример: устная викторина на уроке истории по теме «Религия древних греков»

  • Греки считали, что боги живут в золотых дворцах на вершине горы Олимп. (Да)

  • Зевс был верховным богом и владыкой подземного царства мертвых. (Нет)

  • Автором поэм «Илиада» и «Одиссея» ученые считают Гомера. (Да)

  • Гера, Афина, Афродита не поделили между собой золотую оливку. (Нет.)

  • Греческие боги назывались олимпийскими, потому что были сильными и быстрыми, как спортсмены. (Нет)

  • Царствует над всеми греческими богами громовержец Зевс. (Да)

Прием «Фома Неверующий»

Описание: ученик участвует в управлении обучением, исполняя роль недоверчивого ученика. Как только произносится нечто, что может вызывать сомнения у учеников, Фома поднимает руку. «Я не верю! Докажите, что…».

Прием «Историческая азбука»

Описание: ребятам предлагается по 1, 2, или 4 человека за определённый временной промежуток написать список  из слов, тесно связанных с изучаемой темой. Важен элемент соревнования: побеждает тот (или те), чей список окажется самым правильным и длинным.

Прием «Исторический футбол»

Описание: класс делится на команды (обычно по рядам), каждая из которых получает задание составить вопросы по определённому материалу: два простых (со слов кто, что, когда) и один сложный (со слов почему, зачем, в чём различие; что, если; объясните и т.д.). Обычно работа выполняется индивидуально в тетрадях, а групповая принадлежность необходима лишь при определении очереди вопроса: 1 ряд задаёт вопрос 2, 2-3-му, 3-1-му. Если никто из команды не смог ответить на вопрос, то весь ряд лишается права задавать вопрос в течение 1 тура, а значит- рискует рейтингом.

Прием «Имя, дата, событие»

Описание: разгадывание с классом недостающих звеньев в логической цепочке на доске.

  • Дмитрий Донской →   ?  → Куликовская битва

  • ?   →   1242 →   Ледовое побоище

  • ΙΙ вариант: дети самостоятельно в тетрадях готовят свои задания, а потом предлагают их классу.

Прием «Ромашка Блума»

Описание: "Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков - шесть вопросов. 
Пример.

  • Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".

  • Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление учащемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.

  • Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей.

  • Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?",

  • Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?",

  • Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?",

Прием Синквейн

Описание:

На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

Последняя строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

Примеры

Тема «Революция в Англии в 1640-1660 гг.»

Революция

Буржуазная, пуританская

Разрушает, уничтожает, устанавливает

Итог – создание парламентской монархии

Великобритания





Тема «Древний Египет»

Египет

Жаркий, плодородный

Занимаются, разливается, роют

Египет – дар Нила

Земледелие



Приём «Диаманта»

Описание: диаманта – стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением, полезно для работы с понятиями, противоположными по значению

  • 1, 7 строчки – существительные антонимы;

  • 2 – два прилагательных к первому существительному;

  • 3 – три глагола к первому существительному;

  • 4 – два словосочетания с существительными;

  • 5 – три глагола ко второму существительному;

6 – два прилагательных ко второму существительному.


Пример. Язычество

Древнее, жестокое

Почитают, преклоняются, обожествляют

Многобожие, идол, святилище

Верят, крестятся, молятся

Православное, единое

Христианство



Пример использования приемов синквейн и диаманта на уроке истории в 7 классе.

Синквейн

Иван Грозный!

Умный , образованный.

Преобразовал, укрепил, создал.

Расширил территорию государства.

Царь!



Диаманта

Иван Грозный!

Умный, жестокий.

Венчался, реформировал, укрепил.

Всемогущий Иван Грозный, поверженный хан Кучум.

Прекратил, напал, проиграл

Дерзкий, самоуверенный.

Хан Кучум.



































Приём "Телеграмма"

Пример. Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.

Приём "Паспорт"

1. Кто это историческая личность (портрет) – Гай Юлий Цезарь.

2. Дата рождения – октябрь 49 г. до н. э

3. К какому роду принадлежал Гай Юлий Цезарь – Цезарь принадлежал к знатному патрицианскому роду Юлиев.

4. Причины смерти – зависть заговорщиков.

5. Внешний вид – высокий рост, светлокожий, хорошего телосложения, крепок.

6. Основные качества – умный политик, целеустремленный стратег.

7. Достижения – расширил территорию, изменил культурный и политический облик Европы, реформировал общество.

8. Дата смерти – 15 марта 44 г. до н. э.

III. Результативность использования данной технологии.

Используя методы и приемы технологии встречных усилий, я смогла

добиться следующих результатов:

· изменилось отношение детей к уроку истории и обществознания;

· у учащихся изменилось отношение к собственным ошибкам и

затруднениям, возникающим в ходе работы над текстом;

· сформировалась положительная мотивация к учебной деятельности.

· создана атмосфера доверия, сотрудничества в системе „учитель –

ученик - класс”.

· осознанное отношение к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности, что подтверждается результатами обучения и личными достижениями учащихся.

Все школьники успешно усваивают учебный материал по истории и обществознанию, уверены в своих знаниях, с удовольствием участвуют в различных конкурсах и олимпиадах. С 2014-2015 г. учащиеся участвовали в 27 мероприятиях по предмету.

Об эффективности технологии, ее актуальности и перспективности говорит и то, что я успешно участвую в различных профессиональных конкурсах и олимпиадах.

Делюсь опытом использования данной технологии с коллегами, представляя свой опыт в разных формах:

- выступления на педсоветах, во время круглых столов, на ШМО;

- провожу открытые уроки (1-2 раза в год), мастер-классы и др.

2014-2015 уч. год

Урок истории в 5 классе по теме «Древнейшая Греция» при подготовке к педсовету с повесткой: «Развитие базовых компетенций и педагогической культуры учителей школы в соответствии с профессиональным стандартом педагога» (протокол от 30.12.2014 Г. № 5 )

Эссе в аспекте проблемы «Творчество – Стандарт – Качество образования» и выступление во время круглого стола по теме «Профессиональный стандарт педагога. Надежды и трудности» (15.12.2014 г.)

Презентация опыта работы по проблеме «Воспитание обучающихся на культурно-исторических ценностях и традициях России и Донского края» (протокол педсовета от 20.03.2015 г. № 6.)

2015-2016 уч. год

КС «Направления деятельности педагогического коллектива по обеспечению преемственности в преподавании при переходе с уровня начальной школы на уровень основного общего образования» 07.12.2015 г.

Мастер-класс по теме «Использование в практической деятельности учителя технологии встречных усилий» 21.12.2015 г.

2016-2017 уч.год

Занятие теоретического семинара «Современные технологии построения УВП. ППО» по теме «Метапредметный подход в образовании: опыт, значение, перспективы».

Урок истории в 6 классе по теме «Средневековое искусство» при подготовке к педсовету с повесткой «Метапредметный подход в практике преподавания снов наук» 12.12.2016 г.

Методическая оперативка по теме:

«Формы и методы работы по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения в рамках реализации ООП» 13.03.2017 г.

Презентация опыта работы учителя-предметника по проблеме «Реализация задач гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания на уроках и во внеурочной деятельности по предмету» на педсовете с повесткой «» (протокол от 26.04.2017 г № 8)

2017-2018 уч. год

етодическая оперативка по теме: «Планируемые результаты междисциплинарных программ» (с ИКТ- сопровождением) 04.12.2017 г.



Постоянно повышаю свою квалификацию, участвуя в семинарах, вебинарах.

Конечно, как сказал Цицерон: «Вершины достигаются не сразу», но

ведь учимся же мы не для школы, а для себя, для жизни. В этом-то как раз и

заключается актуальность и перспективность педагогики встречных усилий.

Закончить свое выступление хотелось бы словами:

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицу,

Пока идёшь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется. ( Н.Рыленков)

Я желаю каждому найти свою дорогу. Пусть наша работа будет

«радостной, победной, трепетной»!

















































































































20



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Медведева Ирина Александровна.

Дата: 10.03.2020

Номер свидетельства: 542325


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства