Описание обобщенного опыта работы по теме: "Преподавание истории и обществознания с использованием ЦОР как средство повышения качества знаний учащихся»
Описание обобщенного опыта работы по теме: "Преподавание истории и обществознания с использованием ЦОР как средство повышения качества знаний учащихся»
Успешность обучения во многом зависит от того, в какой форме организована познавательная деятельность учащихся. Любой урок осуществляется путем функционирования различных форм деятельности учителя и учеников, форм их взаимодействия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Описание обобщенного опыта работы по теме: "Преподавание истории и обществознания с использованием ЦОР как средство повышения качества знаний учащихся»»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
МО «Кошехабльский район»
«Средняя общеобразовательная школа №9»
с. Вольное
Обобщение опыта работы
учителя истории и обществознания
Мамишевой Жанны Муратовны
«Преподавание
истории и обществознания с использованием ЦОР как средство повышения качества знаний учащихся»
2023г.
Содержание
1.Справочно-информационные сведения об опыте.
2.Технологические сведения об опыте.
2.1. Актуальность опыта.
2.2. Педагогические задачи, успешно решаемые с использованием цифровых образовательных ресурсов.
2.3.Применение ЦОР и информационно-коммуникативных технологий на уроках
истории и обществознания и возможности использования Интернет-ресурсов.
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории средствами ИКТ
Цифровые Образовательные ресурсы.
электронные исторические карты
презентации на уроках истории и обществознаниях
подготовка к ГИА. Материал для подготовки к экзаменам
ауди, видеоматериалы на уроках
электронный журнал и дневник
Дистанционное обучение с помощью ИКТ
Методическая работа учителя с использованием ЦОР
3. Этапы урока с использованием информационно-коммуникативных технологий.
- типы уроков с использованием ЦОР;
- использование ИКТ на уроке при изучении, закреплении нового материала;
использование информационных технологий в процессе обобщения и
контроля знаний.
4. Результаты педагогического опыта при использовании ЦОР и ИКТ.
5. Заключение
6. Библиографическая литература
7. Информационные источники.
8. Приложение
Опыт, накопленный человечеством, усваивается каждым новым поколением в процессе активной познавательной деятельности. В процессе обучения человек должен овладеть различными видами как практической, так и теоретической деятельности в их взаимосвязи. Проблема повышения познавательной активности учащихся на уроках разрабатывалась Ю.К. Бабанским, М.А. Даниловым, И.Я. Лернером, В.А. Крутецким и другими учеными. Ими выделены основные принципы системного подхода к установлению содержания школьного образования. Научные исследования Л.П. Аристовой, Е.Я. Голанта, М.А. Данилова, Б.П. Есипова, П.И. Пидкасистого, И.С. Якиманской посвящены проблеме анализа сформированности активности и самостоятельности, как важнейшего показателя плодотворности учения.
Последнее десятилетие работы сельской общеобразовательной школы отмечено наиболее интенсивными поисками разнообразных средств активизации познавательной деятельности обучающихся. Это связано, прежде всего, с внедрением в практику обучения новых информационных технологий, цифровых образовательных программ.
Технологические сведения об опыте.
Актуальность опыта
Успешность обучения во многом зависит от того, в какой форме организована познавательная деятельность учащихся. Любой урок осуществляется путем функционирования различных форм деятельности учителя и учеников, форм их взаимодействия.
В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:
-учащиеся имеют значительные учебные нагрузки в связи с увеличением объема содержания образования;
-приоритетными являются репродуктивные методы обучения;
-в силу исторически сложившихся взаимоотношений между учителем и учеником, последний, являющийся одновременно объектом и субъектом, не всегда может проявить свою субъективную сущность.
Актуальность данного опыта очевидна. Без использования современных цифровых образовательных ресурсов уже невозможно представить образовательный процесс, отвечающий требованиям современного информационного общества.
Цифровые образовательные ресурсы - важнейшая составляющая всех направлений деятельности современного учителя, способствующая оптимизации и интеграции учебной и вне учебной деятельности. Дополняя широкий спектр педагогических технологий, ИКТ помогают решить вопросы формирования общей коммуникативной компетенции - условия успешной социализации выпускников.
В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знания. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможности новых компьютерных технологий.
Цельмоей работы:
понять и оценить возможности использования цифровых образовательных ресурсов для обеспечения качественного и доступного образования,
показать эффективность метода для активизации познавательного интереса у учащихся,
Воспитывать ответственность, самостоятельность, гуманность, любовь к истории.
Цель исследования – изучить эффективность использования ЦОРов на уроках истории и обществознания.
Задачи:
- теоретически обосновать необходимость и значение применения цифровых образовательных ресурсов на уроках истории и обществознания;
- проанализировать учебно-методическую литературу по предмету исследования;
- изучить проблему активизации познавательной деятельности учащихся;
- проанализировать возможности использования цифровых образовательных ресурсов на уроках;
- доказать эффективность использования цифровых образовательных ресурсов на уроках.
Объект - познавательная активность обучающихся на уроках.
Предмет- цифровые образовательные ресурсы как средство активизации познавательной активности школьников на уроках истории и обществознания.
2.2. Педагогические задачи, успешно решаемые с использованием цифровых образовательных ресурсов ЦОР.
Успешность обучения во многом зависит от того, в какой форме организована познавательная деятельность учащихся. Любой урок осуществляется путем функционирования различных форм деятельности учителя и учеников, форм их взаимодействия.
В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:
-учащиеся имеют значительные учебные нагрузки в связи с увеличением объема содержания образования;
-приоритетными являются репродуктивные методы обучения;
-в силу исторически сложившихся взаимоотношений между учителем и учеником, последний, являющийся одновременно объектом и субъектом, не всегда может проявить свою субъективную сущность.
Поэтому информационные технологии (ИТ), цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), занимают важное место в современном образовательном процессе, с их помощью учитель делает процесс обучения увлекательным. Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию (анимированные карты, портреты исторических деятелей, их современников, схемы и таблицы), пользоваться самыми различными источниками информации. Достоинства ЦОРов в преподавании истории и обществознания очевидны: они выполняют роль наглядности формируют языковую культуру учащихся (т.к. материал читается профессиональными дикторами).
2.3. Применение ЦОР и информационно-коммуникативной технологии на уроках истории для обеспечения качества усвоения материала
Система современного образования ведет к смене приоритетов в деятельности учителя: не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика. Информационно-коммуникативные технологии становятся необходимым компонентом урока истории в современной школе и современный учитель – это высокопрофессиональный педагог, использующий в своей работе информационные технологии. Урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцировано и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения..
В процессе применения ИКТ формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно, получающий необходимую информацию из максимально большего количества источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, экспериментировать, делать выводы.
Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества, в том числе:
- развитие наглядно-образного, интуитивного, творческого видов мышления;
- развитие коммуникативных способностей;
- формирование умений принимать оптимальные решения;
- формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.
ИКТ влияет на все уровни учебно-воспитательного процесса, обеспечивая: - повышение эффективности и качества обучения за счет реализации ИКТ;
- обеспечение побудительных мотивов, обуславливающих активизацию познавательной деятельности;
- углубление межпредметных связей.
Использование ИКТ в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Учащиеся должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии.
Активное применение ИКТ в учебном процессе как показывает практика:
- способствует повышению качества знаний учащихся, уровню воспитанности, общему и специальному развитию детей;
- позволяет более оптимально расходовать силы и средства педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития;
- позволяет добиваться стабильности результатов учебно-воспитательного процесса;
- ИКТ позволяет организовать новые формы, методы обучения и воспитания. Перспективы использования информационных технологий на уроках очень разнообразны и безграничны. Существует масса технологий, которые, выполнив свою миссию, ушли в прошлое. ИК технологии к таким технологиям не относятся, т.к. за ними - будущее. Они будут видоизменяться: расширяться, углубляться, модернизироваться, но останутся в школах навсегда. В настоящее время расширение информационного пространства – основная тенденция общественного развития, которая соответствует социальному заказу. Поэтому нужна постоянная модернизация и поиск более эффективных методов работы в образовании. Использование ИКТ отвечает данным требованиям.
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории средствами ИКТ
Живя в мире высоких информационных технологий, само общество вовлекает всех в процесс информатизации. Потребность человека занять свое место в социуме, приводит к необходимости применения современных информационных технологий на практике. Поэтому я высоко оцениваю возможности информатизации. Образовательные ресурсы нового поколения позволяют на качественно новом уровне преподавать историю, используя самые разнообразные методы и технологии. Это, прежде всего, возможность для учителя иметь под рукой огромное количество иллюстративного материала, а главное очень быстрый доступ к нему, возможность подготавливать для школьников ресурсы, содержащие необходимый материал, возможность для учителя создавать самостоятельно тесты для проверки усвоения определенного материала, непосредственное знакомство учителя с новинками методической литературы.
Применение информационно-коммуникативной технологий на уроках истории и обществознания и возможности использования Интернет-ресурсов.
Цифровые Образовательные ресурсы.
Учитывая психологические особенности ребенка и каналы восприятия информации, считаю необходимым говорить об использовании и применении ИКТ с точки зрения наглядности. Самый простой метод использования ИКТ - демонстрационно-иллюстративный. При этом текст параграфа учебника или рассказ учителя иллюстрируется соответствующими ЦОРами, расширяя представления учащихся об изучаемом материале, реализуя принцип наглядности и обогащая информационный ряд процесса обучения. При использовании набора ЦОР достигается особенно важный для учащихся результат - визуализация изучаемого материала. Начиная изучение раздела и крупных подразделов, я рекомендую продемонстрировать учащимся изображения местности изучаемого региона и изображения людей, которые там жили, создавали цивилизации - жизнь которых и составляет основное содержание исторического процесса. Например, начиная тему «Древний Египет», можно продемонстрировать вид долины Нила, реку Нил, или при изучении истории первобытного общества наглядно показать каменные или бронзовые орудия труда древнейшего человека, а так же использовать различные схемы, отражающие устройство органов власти и т.п.
Очень важно использовать ИКТ также в качестве наглядности при изучении вопросов, касающихся культуры определенного периода. Иллюстраций учебника явно недостаточно, чтобы дать полное представление об основных достижениях культуры, показать памятники архитектуры или картины авторов и т.п. Хотя, практика показывает, что наибольшую трудность при выполнении заданий ЕГЭ или олимпиадных заданий вызывают именно вопросы, касающиеся культуры. Кроме того, многие учебники истории содержат черно-белые иллюстрации, а это в свою очередь препятствует более полному и насыщенному восприятию материала. Мы не всегда имеем возможности для организации выездных экскурсий за пределы села или района, а фонды крупных музеев нам недоступны, поэтому большим потенциалом в реализации принципа наглядности с использованием ИКТ является организация виртуальных экскурсий. Это возможно благодаря, например, таким энциклопедиям: Кирилла и Мефодия, «Шедевры русской живописи», «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», «Золотое кольцо России», «Википедия». Мы часто говорим о том, что историю делают люди, поэтому важно показать и выявить для учащихся роль личности в истории. Набор таких ЦОРов: «Энциклопедия истории России 862-1917 гг.» , «История государства Российского Н.М.Карамзина», «Династия Романовых. Три века российской истории», «От Кремля до Рейхстага» может сыграть ключевую роль в процессе включения учащихся в «живую историю». У учащихся появляется возможность не только зрительно увидеть портрет того или иного деятеля, полководца и т.д., но и получить краткую библиографическую справку, что так же способствует расширению кругозора учащихся. Важно не только показать тот или иной портрет или дать справку, но и привязать личность к конкретной эпохе или историческому событию. В решении этой проблемы важную роль играет использование таких ЦОРов как: «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» - «Биографии: Россия» для получения разнообразной информации при подготовке индивидуальных сообщений. Приготовленные детьми сообщения с использованием ЦОРов или Интернета можно использовать на разных этапах урока, в том числе как опережающие задания, а также как исследовательские и творческие проекты, которые призваны способствовать повышению мотивации к изучению истории. При изучении определенных разделов, тем, учащимся обратится к материалам соответствующих ЦОР, например, «Кирилл и Мефодий», чтобы подобрать дополнительные сведения о той или иной исторической личности, составить доклад, провести поиск. Это способствует организации самостоятельной работы учащихся на сайте Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов school-collection.edu.ru/catalog...
Электронные исторические карты
Работа с картами является необходимым навыком при изучении истории. Недостаток оснащенности кабинетов истории картами возможно компенсировать за счет заданий с использованием карт в ЦОРах. У учителя есть возможность выбрать необходимую из имеющихся карт для формирования более полного представления об изучаемом событие или эпохе, поскольку именно с этого учителя истории начинают изучение истории отдельных цивилизаций. Кроме того, в ЦОРах содержатся задания, предполагающие работу с контурными картами, которые я в основном применяю при закреплении, обобщении и систематизации знаний. Практика показывает, что большой интерес учащихся вызывают интерактивные карты. Возможность увидеть то или иное сражение в движение, с соответствующими комментариями существенно повышают интерес учащихся к предмету. Каждый учитель истории знает, что работа с картой начинается со знакомства с памяткой по работе с картой, мы учим учащихся как правильно показывать границы государства или тот или иной район восстания, реку или город и т.п., поэтому при использовании карт на ЦОРах это нужно учитывать.
Презентации на уроках истории и обществознаниях
За время преподавания мною разработаны уроки с применением ИКТ по темам, а также отдельные мультимедийные презентации. Все презентации систематизированы по классам и разделам, темам. Например: история России, 6 класс, раздел «Древняя Русь»: темы - «Восточные славяне в древности», «Первые русские князья», «Борьба с западными завоевателями», «Ордынское нашествие на Русь»; обществознание, 11 класс, раздел «Экономическая сфера жизни общества»: темы - «Экономические системы», «Слагаемые успеха в бизнесе», «Труд, занятость, безработица». Применяются презентации, созданные обучающимися, что позволяет развивать их информационные и коммуникационные компетенции.
Презентации очень широко используются и в воспитательной работе: при проведении классных часов, политинформаций, при праздновании юбилейных дат, например - «20-летие принятия Конституции РФ», «70-летие Великой Отечественной войны».
Сайты с ЦОРими – презентации к урокам истории и обществознания
http://www.myshared.ru/slide/257112/
openclass.ru/node/25795
nsportal.ru/shkola/...
istorik.ucoz.com/index/prezi_.
infourok.ru/prezentaciya-k-...
pedportal.net/starshie-klassy/...
Письменные источники по истории и обществозанию
К ним относятся в первую очередь источники по правоведению для проведения уроков обществознания. В отдельной папке на рабочем столе имеются скачанные следующие документы:
Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ, Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Всеобщая декларация прав человека и тд. на сайтах:
Подготовка учащихся к прохождению итоговой аттестации в форме ЕГЭ является важной составляющей работы учителя. Она может осуществляться как в рамках школьного урока, так и во внеурочной деятельности (через элективные курсы, факультативы, индивидуальные занятия и консультации), а также через дистанционное обучение.
Основной этап подготовки к итоговой аттестации – это формирование предметной компетенции. Исторические и обществоведческие знания – компонент общечеловеческой культуры. В этом аспекте все большее значение приобретают ИКТ технологии, обладающие развивающим потенциалом. Задача учителя – подобрать нужные ресурсы и сориентировать в них обучающихся.
В нашей школе созданы все условия для использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе. Имеется два компьютерных класса, кабинеты физики, математики, биологии, начальной школы оснащены интерактивными досками, практически во всех учебных классах имеются мультимедийные проекторы, стационарные компьютеры или ноутбуки. Все компьютеры подключены к сети ИНТЕРНЕТ.
Уроки провожу в двух формах: либо в компьютерном классе, либо в своем кабинете. В своей работе использую медиатеку дисков. Среди которых, можно выделить учебные электронные пособия «Кирилл и Мефодий».
Содержание используемых дисков полностью соответствует Государственному Стандарту образования. Эти программы можно использовать в комплекте с любым печатным учебником. В серии электронных пособий реализованы те возможности, которые отсутствуют в печатном учебнике, это тысячи ярких иллюстраций, фотографии, видеосюжеты. Подготовка обучающихся к ГИА проводится мною системно, начиная со среднего звена. Уже с шестого класса применяю тестовый контроль ЗУН. Для создания тестов использую «Контрольно-измерительные материалы. История. 6-9 класс. Обществознание. 5-9 класс» Москва. «ВАКО» 2016 г. Структура КИМов аналогична структуре тестов в формате ЕГЭ и ОГЭ, что позволяет постепенно подготовить учащихся к работе с подобными материалами. Все задания соответствуют требованиям школьной программы и возрастным особенностям обучающихся. Тесты сгруппированы по темам в соответствии с программой.
Предложенный материал можно использовать на любом этапе урока: при проверке домашнего задания, закреплении материала, контроле и оценке знаний. Тематические тесты содержат вопросы базового уровня и уровня повышенной сложности. Время выполнения 7-15 минут. Использую пособия «ГИА: шаг за шагом».
Обобщающие контрольные работы, итоговые контрольные работы провожу в форме ЕГЭ. («Тематические и итоговые контрольные работы 6-9 классы. Обществознание. С.В. Краюшкина. 2015, М. «Экзамен», «Тематические тестовые задания для подготовки к ЕГЭ. История 11 класс. Л.И. Ларина, Я.В.Соловьев, Д.А. Фадеева 2016 г. М «Экзамен», «Репитиционные варианты ОГЭ. Обществознание. М. Интеллект-Центр. О.А. Котова, Т.Е. Лискова»).
Электронные таблицы пришли на смену бумажным. С их помощью легче изучать материала. Более наглядным становится объяснение.
Ещё одним из вариантов использования ИКТ в учебном процессе и при подготовке к ЕГЭ является применение мультимедийных презентаций, которые позволяют представить учебный материал как систему ярких опорных образов, с исчерпывающей информацией в строгой последовательности. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся.
Применение новых информационных технологий в частности ЦОРов является одним из важных аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, они позволяют разнообразить урок, сэкономить время, сделать урок запоминающимся.
Подключение школ к сети Интернет существенно расширило возможности образовательного процесса. Получая из сети Интернет учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки:
целенаправленно находить информацию в Интернет и систематизировать ее по заданным признакам; видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении, устанавливать ассоциативные и целесообразные связи между информационными сообщениями; четко формулировать то, что узнали из мультимедийного информационного источника, визуальную информацию переводить в вербальную знаковую систему и наоборот;
отличать корректную аргументацию от некорректной, находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению, принимать личностную позицию по отношению к скрытому смыслу
Подготовка учащихся к ЕГЭ требует изменения подходов к планированию уроков в старших классах: больше времени отводится на проведение уроков практикумов, где непосредственно разбираются задания ЕГЭ. Практически каждый урок начинается с тестовой разминки, где включаются задания базового уровня или устного терминологического диктанта.
Задания повышенного уровня задаю на дом. Каждый ученик получает свой вариант, а на уроке озвучиваются ответы всех учащихся и производится разбор. Эффект этого вида работы заключается в том, что за относительно короткое время удается разобрать достаточно большое количество заданий, происходит обмен информацией между учащимися, в работу вовлечены практически все учащиеся класса.
Современные уроки истории – он-лайн уроки. Сайт «Уроки истории – онлайн» http:// istorgi-online.ru/
Для того чтобы помочь ученикам качественно подготовиться к сдаче ЕГЭ я использую возможности внеурочной деятельности (элективные курсы, кружковая работа, индивидуально-групповые консультации).
Мной была разработана программа курса “Обществознание: подготовка к ЕГЭ»”. Данная программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю в 11 классе) и позволяет повторить все разделы курса.
Тематическое планирование курса приведено ниже.
Введение. Структура и содержание экзаменационной работы
Блок «Человек и общество»
Блок «Человек. Познание»
Блок "Социальная сфера"
Блок "Экономическая сфера "
Блок "Политология"
Блок "Право"
Общая характеристика заданий части 3 (С). Особенности заданий С1-С4
Специфика заданий С5-С8
Эссе как творческая работа выпускника
Итоговый контроль. Пробный ЕГЭ
Учебно-тематическое планирование занятий составлено в соответствии с содержанием программы и кодификатором элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена. В плане для каждого занятия указаны цифровые образовательные ресурсы, необходимые для его проведения.
Подготовку к итоговой аттестации начинаю с постановки целей, формулирования задач, планирования работы. Рассматриваю возможности образовательной среды, которая обладает всеми необходимыми элементами для организации учебной деятельности. В моей копилке имеется каталог сайтов для подготовки к экзамену. ЕГЭ каталог (печатные издания для подготовки к ЕГЭ, учебники, диски и др.), Всем кто учится – alleng.ru .
Разбираем основные виды заданий, встречающиеся в проверочных, контрольных, экзаменационных работах.
1. Задания с выбором одного правильного ответа из нескольких.
2. Задания с выбором нескольких правильных ответов.
3. Задания на сопоставление объекта с его свойствами, особенностями
4. Задания на определение последовательности событий, явлений, процессов
5. Задания со свободным ответом.Найдите ошибки в приведенном тексте.
Знакомимся с кодификатором (распечатываем каждому).
Знакомимся с особенностями ЕГЭ (консультация).
Особое внимание при подготовке к ЕГЭ уделяю изучению процедуры экзамена, структуры экзаменационной работы и порядка заполнения бланков ответов. Для этого использую официальный портал Единого государственного экзамена http://www.ege.edu.ru/.
На сайте ФИПИ http://www.fipi.ru обучающиеся знакомятся с демонстрационной версией ЕГЭ текущего года.
Демоверсии прошлых лет использую как тренировочные варианты.
Открытый сегмент федеральной базы тестовых заданий позволяет проверить знания по отдельным темам и по всему курсу, выявить пробелы в знаниях.
Для подготовки к ЕГЭ использую мультимедиа учебники:
http://900igr.net/kartinka/obschestvoznanie/kafedra-istorii-i-obschestvoznanija-217833.html - Учебники по истории и обществознанию.
http://edu.znate.ru/docs/17/index-3949583.html 2.6. Учебники по истории и обществознанию
http://refdt.ru/docs/445/index-9332.html Учебники по истории и обществознанию.
Мультимедиа учебник – это комплексная программа, сочетающая в себе: учебные, демонстрационные, анимационные, справочные, контролирующие программы. Занятия по данным программам способствуют систематизации материала.
На сайте Федерального центра информационно-образовательных ресурсов можно найти различные модули ОМС: информационные, практические, контрольные.
Занятия начинаем с просмотра презентаций, составляем конспект, закрепляем знания - тематические тесты.
На заключительном этапе подготовки к итоговой аттестации, важным и значимым становятся тренировочные упражнения. Большое внимание уделяю решению тестовых заданий. Для этого использую репетиторы ЕГЭ на компакт-дисках (100 баллов), тестовые системы Local или MyTest. Также использую сайты Интернет, например, http://www.examen.ru/ege- – сайт Экзамен.
Abiturcenter – где можно пройти тесты on-line,
Все для поступающих – edunews (показывают правильные ответы).
Легко в учении – easyschool (можно выбирать уровень сложности)
Для проведения тренировочных и диагностических работ использую задания Открытого банка заданий ФИПИ, где каждый обучающийся имеет возможность выполнить задание в удобное для него время и при возникновении вопросов задать их преподавателю.
Новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса на уроке и во внеурочной деятельности дает возможность решать проблему снижения мотивации к изучению предмета, освоения стандарта на хорошем и высоком уровне при уменьшении количества часов в старшей школе, позволяет подготовить обучающихся к сдаче экзамена по истории и обществознанию в форме ОГЭ и ЕГЭ.
Обществознание
Материал для подготовки к экзаменам
http://егэ-история.рф видео блог «История государства Российского» 500 серий
http://unikum.rudn.ru/ege_history.html Центр довузовского образования «Уникум» , Университет дружбы народов
http://www.youtube.com/watch?v=5qxgrfnOQVs – можно много полезного найти для проведения консультаций на ютьюбе
https://soc-oge.sdamgia.ru/guestbookобразовательный портал для подготовки к экзаменам (сайт Дмитрия Гущина)
Ауди, видеоматериалы на уроках
Ауди и видеоматериалы позволяют сделать урок или внеклассное мероприятие более насыщенным и интересным. Для этого также на рабочем столе учителя имеется папки с собранными и систематизированными записями по классам и разделам курса истории. Например: очень оживляют уроки аудизаписи по Отечественной войне 1812г. - это рассказы о вступлении армии Наполеона в Россию, о Бородинском сражении 26 августа 1812г.; ауди и видеоматериалы по истории Великой Отечественной войны — это запись Ю.Левитана о начале войны, фрагменты военной хроники, фрагмент из художественного фильма «Освобождение» - «Штурм Берлина», парад Победы 24 июня 1941г. Работа с видеоматериалами на уроках истории. Одним из средств активизации познавательной мотивации обучающегося на уроках истории является учебно-исследовательская деятельность. Формирование исследовательских умений на уроках истории Отечества XX в. возможно в процессе работы не только с документами, научными, научно-популярными и учебными текстами, но и видеоматериалами.
kopilkaurokov.ru/istoriya/...
istorikazov.ru/Videomaterialy.html
history.good-people.pro/...
Электронный журнал и дневник
«Электронный журнал и дневник» — сервис, позволяющий участникам учебного процесса получать информацию об учебных расписаниях, текущих и итоговых оценках и домашних заданиях в режиме онлайн. Также электронный школьный документооборот должен обеспечить снижение административной нагрузки на общеобразовательные учреждения. Кроме того, различные системы электронных дневников могут поддерживать и другие, дополнительные функции — электронные портфолио учащихся, новостные ленты, социальные сети и т. д.
Электронный журнал создает большие возможности для получения информации и для учащихся, и для их родителей. Он позволяет регулярно отслеживать успеваемость, посещаемость учащихся родителями. Также журнал позволяет при необходимости в случае отсутствия ученика получать через журнал информацию о пройденном материале и о полученных домашних заданиях.
Сетевые информационные системы::
«Дневник.ру»
«ЭлЖур»
«УЭШКА»
«Smiles.Школьная карта»
«СМС Школа»
«Электронная Школа 2.0»
Дистанционное обучение с помощью ИКТ
Сегодня в школах созданы широкие возможности для дистанционного обучения детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Для этого в школах и дома у детей с ОВЗ установлена необходимая техника для обучения с использованием скайп-технологий и создана дистанционная школа «Центр образования», где разработаны уроки истории и обществознания с 5-11 классы с широким использованием исторического текста, иллюстраций, исторических карт, ауди и видеоматериалов.
При дистанционном обучении учитель выступает в роли удаленного организатора учебной деятельности учащихся. Работа протекает не в классе, где весь учебный процесс протекает под руководством педагога или его вмешательство в самостоятельную учебную деятельность учащихся возможно в любой момент. Следовательно, учитель должен задать четкий алгоритм и последовательность работы. Для того чтобы понять, как может выглядеть данный алгоритм, целесообразно рассмотреть основные разновидности имеющихся ЦОР по обществознанию, кратко охарактеризовать их дидактический потенциал.
Для успешной работы необходимо выстроить общую схему анализа каждого ЦОР независимого от его типа. Такой подход позволит определить возможности использования конкретного ресурса в системе дистанционного образования. Для этого:
определить тему, при изучении которой целесообразно обращение к ресурсу;
установить, какие элементы содержания образования могут быть предъявлены через изучение данного ЦОР;
установить, какой опыт познавательной и практической деятельности может получить учащийся, работая с данным ЦОР, какие умения и навыки могут формироваться в процессе работы;
подобрать возможные формы работы учащихся с ресурсом.
На этой базе далее следует создать инструкцию для учащихся, в которой будет указано, какие познавательные операции надлежит им выполнить, и даны конкретные задания для работы.
Рассмотрим на примерах ЦОР разных видов, какое применение могут в обучении могут они иметь, как может учитель организовать работу в дистанционном режиме с ними. Это станет «кирпичиками», так сказать, типовыми строительными материалами, из которых в дальнейшем можно собирать конструкции конкретных уроков-занятий.
Среди многообразия имеющихся в нашем распоряжении ЦОР можно выделить следующие основные разновидности:
Словарь. Особенность словаря состоит в том, что в нем раскрывается содержание важнейших терминов, которые включены в образовательные стандарты основной школы.
Обращение к словарю необходимо для полного понимания содержания курса. Работа со словарем обогащает лексический запас учащихся, помогает им совершенствовать свою компетентность в чтении и понимании разнообразной, в том числе и неадаптированной для учебных целей социальной информации. Точное по смыслу употребление соответствующих терминов нередко требуется и при выполнении контрольных заданий, как к отдельным темам, так и ко всему курсу. Возможно обращение к словарю при выполнении творческих заданий, а также для подготовки к контрольной работе, экзамену. Уверенное владение терминологией – одно из условий успешного изучения курса.
Рассмотрим пример.
Перед нами краткая словарная статья, сопровождающаяся небольшим иллюстративным материалом. Использование данного ресурса целесообразно при изучении темы «Социальная структура общества».
Работа с данным ЦОР направлена на раскрытие таких элементов содержания как: «Социальная структура общества. Социальная роль. Формальные и неформальные группы. Социальный статус»
Казалось бы, краткий объем статьи дает небольшие возможности для работы с ней. Однако можно предложить соотнести между собой текст статьи и изобразительный ряд ЦОРа. Тогда можно поставить перед учащимися вопросы на определение групповой принадлежности, представленных на рисунке людей. Высказать предположение об их нормах и ценностях, а также раскрыть, по каким внешним признакам мы это определили. Социальные признаки – ключ к пониманию того, что такое социальные группы, в чем заключаются социальные статусы людей. Тем самым, отвечая на поставленные вопросы, учащиеся на практике смогут приблизиться к пониманию значения теоретических положений из образовательного стандарта, которые мы процитировали.
Подобные формы работы позволяют развивать такое умение учащихся как «характеризоватьосновные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития».
Я привела данный разбор как примерный. Конечно, значительная часть ЦОРов богаче по содержанию, чем данный. Но в том-то и состоит задача учителя, чтобы через систему поставленных заданий побудить учащихся к вдумчивому анализу всей содержащейся в ЦОР социальной информации, соотнесению текстовых и нетекстовых ее форм предъявления.
Оригинальный текст . В наборе ЦОР приведены фрагменты оригинальных текстов. Фрагменты снабжены указаниями на источник, в большинстве случаев содержат краткую информацию об авторе, а также могут содержать вопросы и задания, организующие изучение приведенных текстов. Работа с подобными ресурсами способствует существенному расширению объема знаний учащихся по сравнению с материалом учебного пособия.
Обращение к ресурсу позволяет реализовать такие требования к результатам образовательной деятельности, как умение
работать с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
подготавливать рефераты, осваивать приемы оформления результатов исследования актуальных социальных проблем.
Особое внимание стоит обратить на вопросы и задания к текстовым ресурсам. Данные вопросы и задания являются примерными и ни в коей мере не сковывают творческий поиск и педагогический метод учителя.
Вот пример подобного текстового ресурса (фрагмент).
Данный ЦОР целесообразно использовать при изучении темы «Развитие общества».
Работа с данным ЦОР может быть направлена на раскрытие таких элементов содержания как: «Социальные изменения и их формы. Традиционное, индустриальное, информационное общества».
Данный текстовой фрагмент достаточно сложен по содержанию. Он насыщен терминами, статистическими данными. Поскольку уровень подготовки учащихся всегда разнится, к тексту следует поставить разные по уровню сложности вопросы. Это могут быть вопросы:
на составление плана текста, выделение его основных смысловых фрагментов;
на понимание авторской позиции;
на поиск примеров для явлений, о которых говорится в тексте;
на использование сведений, извлеченных из текста, в других познавательных ситуациях (для сильных учащихся);
соотнесение информации текста со знаниями курса, формулирование оценочных суждений и собственной аргументации.
Подобное задание может служить развитию умения «первичного анализа и использования социальной (в том числе экономической и правовой) информации».
Диаграммы, таблицы, схемы. Диаграммы и таблицы помогают систематизировать изученный материал, устанавливают важные для понимания тех или иных изучаемых объектов черты сходства или различия, компактно представляют числовые данные и т.д. Работа с ними помогает овладеть приемами анализа, систематизации, сравнения данных. Особенно эффективны статистические таблицы, поскольку наглядны и компактны, дают возможность наглядно представить действующие тенденции, количественные соотношения между изучаемыми фактами, процессами, явлениями.
Схема – это способ представления информации. Схематизация материала – не самоцель, а лишь способ выделить самое существенное, при этом показать наглядно структуру изучаемого объекта или важные связи его с другими сторонами или объектами.
При выборе форм работы с ЦОР данного типа следует также отталкиваться от их содержания. В данном случае целесообразно предложить учащимся смоделировать конкретные социальные ситуации, иллюстрирующие разные этапы пирамиды социального конфликта. На более высоком уровне можно предложить им рассуждение на тему, в какой степени вообще возможно устранение противоречия в интересах разных членов общества. Тогда задание будет носить проблемный характер, будет ориентировано на развитие такого умения как «наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические знания».
Мультимедийные презентации. Представляют материал в определенной логической последовательности, в наглядной форме. Это своего рода план-конспект занятия, позволяющий ввести учащихся в изучение того или иного социального явления, той или иной темы.
Учитель, задавая учащимся ознакомиться с ресурсом, должен предложить им определенные задания или вопросы по каждой части презентации. Важно, чтобы информация не воспринималась пассивно, а тут же подвергалась простейшему анализу. Вопросы могут носить и простейший, репродуктивный характер и быть ориентированы на более высокие умения и навыки – моделирование социальных ситуаций, анализ ситуаций, смоделированных учителем, на основе знаний, которые учащиеся извлекают из работы с ЦОР.
Скажем, в данном случае, можно подготовить для уроков описания случаев безработицы и предложить установить, к какому ее типу относится каждый случай; другой вариант – поручить учащимся составить примеры случаев безработицы разных типов самостоятельно; наконец, можно дать в задании описание каких-либо явлений в экономике страны и предложить порассуждать, причиной безработицы каких типов может стать то или иное явление.
Разумеется, предложенный список заданий является примерным.
Упражнения и опросы. Для тренинга и контроля знаний учащихся в состав ЦОР включены такие типы ресурсов, как «упражнения» и «опросы».
Учитель также должен пользоваться заданиям, предлагаемыми для подготовки учащихся к ГИА в 9 классе, использовать некоторые задания из открытого сегмента заданий ЕГЭ по обществознанию, отбирая те из них, которые возможно выполнить на базе содержания обществоведческой подготовки в основной школе.
Использование ЦОР в дистанционном обучении зависит от целей и задач урока, уровня подготовленности учащихся, развитости их операционно-действенных умений и навыков. ЦОР выступают в обществознании не только и не столько дополнительным источником информации по отношению к учебнику, сколько средством активизации самостоятельной познавательной деятельности. Организуя работу с ЦОР, учитель должен помнить о практикоориентированности курса, а именно о развитии практических умений в соответствии с требованиями Федерального компонента образовательного стандарта для основной школы.
Методическая работа учителя с использованием ИКТ
Интернет и информационно-компьютерные технологии содержат большие возможности для методической работы учителя, для эффективной подготовки к урокам. Для этого можно использовать следующие сайты в интернете:
Кроме того, в методической работе очень помогает обменник файлов, который позволяет быстро обмениваться информацией с администрацией школы и коллегами.
Таким образом, интернет - это часть информационно - коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Я использую образовательные ресурсы Интернета для поиска исторических источников, текстов монографий и курсов лекций, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, рефератов. Хотелось бы сказать, что ни компьютер сам по себе, ни ИКТ ни какое - либо другое средство обучения не в состоянии заменить педагога, живое слово, непосредственное общение. Цель, главным образом, состоит во включении компьютерных технологий в процесс обучения путем организованной и педагогически обоснованной учебной и внеурочной деятельности. С моей точки зрения, применение ИКТ надо рассматривать как одну из возможных технологий преподавания предмета, разумно сочетая с традиционными формации обучения, не увлекаясь и не чрезмерно злоупотребляя модным веянием в современной школе. Использование ИКТ в большей степени говорит нам о единстве образовательного процесса, поскольку их применение должно быть ориентированно на учебную нагрузку школьников и не нарушать здоровьесберегающих факторов развития ребенка, иначе результативность их использования будет невысокой.
Этапы урока с использованием информационно-коммуникативной технологии.
ИКТ используются при объяснении, закреплении и обобщении учебного материала на уроках истории. Чтобы урок с использованием ИТ прошел успешно, необходимо иметь и использовать соответствующее оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, большой экран; учебные электронные издания, материалы из Интернета, либо собственные разработки уроков.
Типы уроков с использованием ИКТ:
Комбинированный урок, который сочетает в себе объяснение учителя с применением ИТ и работу учащихся (индивидуальную, групповую, парную) с вопросами и заданиями, представленными в рамках мультимедиа-презентации.
Урок-лекция по изучению нового материала, который предполагает в течение всего занятия использование ИТ в качестве иллюстративного материала.
Урок-семинар, когда учащиеся готовят собственные выступления с использованием ИТ.
Защита проектных работ учащимися с использованием ИТ.
Урок обобщения, когда в течение всего занятия используются ИКТ (включая в работу текст, аудио- и видеоматериалы, материалы готовых CD-ROM, мультимедиа-презентации, разработанные, учителем, учащимися).
Компьютер позволяет оптимизировать труд учителя. Он дает возможность упорядоченно хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков. Это позволяет сэкономить массу времени при подготовке и проведении урока. Весь материал упорядочен по классам в соответствии с календарно-тематическим планированием.
Учитель получает неограниченные возможности в изготовлении раздаточных печатных материалов к каждому уроку с учетом целей и задач обучения и индивидуальных особенностей учащихся. Компьютер позволяет использовать готовые электронные программные продукты. Это мультимедиа учебники, энциклопедии и справочники, галереи, тестовые программы и тренажеры для подготовки к ГИА и ЕГЭ.
Использование ИКТ на уроке при изучении, закреплении нового материала.
Появление различных образовательных ресурсов, посвященных истории, существенно облегчило и разнообразило работу учителя. Особо следует остановиться на расширении возможностей в изучении тем, касающихся культуры. Только с помощью медиа- и компьютерных технологий у нас появилась возможность в полной мере приобщить детей к сокровищам нетолько российской, но и мировой культуры, показать шедевры мировой архитектуры, скульптуры, зодчества, которые многим не доведется увидеть в реальной жизни.
Безусловно, интерес представляет и попытка смоделировать исторические события, великие битвы. Используя желание детей смотреть кинофильмы, можно ненавязчиво вызвать их интерес к теме или вообще истории, показать, что материал урока может быть легко усвоен, а затем на этой базе строить ситуацию успеха ребенка.
Несомненно, следует обратить внимание и на некоторые сложности, возникающие в процессе применения компьютерных технологий. Если с нерабочим настроем детей перед просмотром мультимедийного ролика удается справиться ко второму-третьему уроку, то вскоре появляются проблемы иного рода. Они во многом связаны с тем, что интерактивные ресурсы созданы для усредненных школьников, но мы имеем дело с личностями. Кто-то из детей просто не успевает вникать в суть происходящего на экране, потому что вынужден вслушиваться и привыкать к голосу диктора, ведь у каждого учителя своя манера говорить, а нужно еще что-то запомнить! Учитель корректирует фразы и подстраивается под ритм жизни, дыхания каждого класса, каждого ребенка, делая паузы и варьируя темп речи, диктор, же этого не делает. Именно поэтому, на мой взгляд, компьютер никогда не заменит живого учителя, способного чувствовать настрой и настроение ученика. Важно использовать их правильно, максимально адаптировано, в необходимых количествах и наилучшего качества. Отдельного разговора заслуживает вопрос о качестве ресурса. Скорее всего, наилучшим является тот, который учитель делает для себя сам, ориентируясь на конкретных детей. Но не менее важно и то, как он будет «подан» детям.
Был опробован такой вариант использования интерактивного ресурса, подразумевающего звуковые ролики (“От Кремля до рейхстага”, “История России. XX век” и т. д.) Ресурс используется в процессе объяснения новой темы, причем, на доске заранее записываются вопросы, на которые дети должны ответить в результате просмотра ролика. Таким образом, ученики заранее настраиваются на работу, выделение главного, размышление. По мере просмотра может возникнуть необходимость записать что-то в тетради, поскольку зачастую пауз в ролике не делается, следует приостановить просмотр, а если это не возможно, наложением голоса учителя обратить внимание детей на тот или иной факт. Конечно, внимание детей будет несколько рассеяно, но вскоре, как видно из опыта, они привыкают слушать учителя и диктора одновременно. После просмотра ролика необходимо дать детям время подвести итоги, вновь обратиться к вопросам, заданным в начале объяснения новой темы, позволить им задать вопросы уточняющего характера и затем приступать к обсуждению. Естественно, следует варьировать качественные характеристики вопросов для старших и младших классов, добавляя по мере взросления детей аспекты проблемности.
Как показывает практика, использование медиа-ресурсов не только разнообразит уроки, но способствует более глубокому, заинтересованному включению детей в образовательный процесс.
При изложении нового материала, в частности при изучении различных войн и сражений, облегчает работу представление для детей анимационных карт (их можно создать самому учителю при помощи материалов электронного учебника или электронного издания). Также анимационные карты, как и флэш-ролики сейчас можно подобрать к уроку в сети Интернет.
На таких уроках целесообразно применить опережающее обучение, учащиеся готовят сообщения о героической обороне Брестской крепости, о подвиге героев - панфиловцев, о подвиге Гастело. При этом используются иллюстрации и мультимедийные презентации об обороне крепости, картина “ Защита Брестской крепости ”, плакат “ Родина - мать зовет ”.
На уроке “ Всё для фронта! Всё для Победы! ” используются грамзаписи: “ Седьмая симфония ” Шостаковича, стихотворение Твардовского «Жди меня», фотографии серии “ Монумент героическим защитникам Ленинграда ”, презентация “ Мамаев курган ”.
Использование информационных технологий в процессе обобщения и контроля знаний.
На уроках истории применяю также презентации с элементами контроля усвоения знаний – это такие задания, как тесты. Их же можно применить на уроках, посвященных культурным аспектам, где необходимо, например, из предложенных архитектурных сооружений выделить те, которые созданы в стиле классицизма; или найти общие черты в архитектуре Запада и Востока и т. д.
Сайты с тестами к урокам истории и обществознания:
onlinetestpad.com/ru-ru/Test/..
hbisite.ru/load/v_pomoshh_...
historyteacher.ru/uchenikam/5-...
nsportal.ru/shkola/...
Я самостоятельно создаю тестовый материал, адаптированный к требованиям уровня знаний школьников и к применению в урочном процессе. Эти тестирующие материалы не исключают индивидуальную подготовку и дают возможности контроля. Сейчас накоплены интерактивные тесты, задания частично взяты из сборников по подготовке к ГИА разных лет.
Компьютер позволяет осуществлять обратную связь. По ходу работы дети сами и учитель сразу могут видеть результат. Если не удавалось составить цепь правильно, доступа к следующему заданию нет. Тогда дети рассуждают, где они ошиблись, что сделали не так, т.е. мы наблюдаем формирование навыков самоконтроля и самооценки. Если ребенок испытывает серьезные затруднения, на помощь приходит учитель – осуществляется индивидуальный подход к ученику. Формируем навыки подлинно исследовательской деятельности.
Средства наглядного представления можно использовать не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций. Очевидно, что с точки зрения педагогики лучшим является то пособие, которое изготовлено самими учащимися. Для этого необходимо обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Учащиеся самостоятельно готовят сообщения о политических деятелях, военачальниках, других исторических личностях. Также составляют презентации, посвященные различным темам. Я нахожу в сети большие возможности для методической поддержки процесса обучения.
Использование Интернета на уроках истории значительно увеличивает объем информации, задействованной в историческом образовании, позволяет свободно реализовать современные интерактивные технологии, в том числе проектные и модульные.
Внедрение ИКТ в образовательный процесс требует разработки совершенно новой методики преподавания истории, которая во многом связана с исследовательскими, проектными технологиями. Существует острый дефицит методической поддержки уже созданных продуктов.
4. Результаты педагогического опыта при использовании ИКТ
С точки зрения использования ИКТ на уроке, их можно разделить на четыре группы:
Уроки демонстрационного типа. Этот тип уроков самый распространенный на сегодняшний день. Информация демонстрируется на большом экране и может быть использована на любом этапе урока.
Уроки компьютерного тестирования. Тестовые программы позволяют очень быстро оценить результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Они укрепляют обратную связь в системе учитель- ученик.
Уроки тренинга или конструирования. На таком уроке учащиеся индивидуально или в группе работают с конструктивной средой с целью достижения какой-то цели.
Интегрированные уроки. Такой урок проводят учитель-предметник и учитель информатики.
При объяснении нового материала я использую графики, схемы, рисунки, различные иллюстрации. Вместе с аудиторией расшифровываем обозначения, решаем кроссворды, сравниваем документы; дети самостоятельно могут ознакомиться с предложенным теоретическим материалом, выбрать главное, а потом ответить на устные вопросы учителя.
Особенно удобно использовать компьютер для контроля знаний. Дети получают возможность занять место у машины, им предлагаются задания: ответить на вопросы теста, расшифровать обозначения на рисунке и так далее. Получается очень интересно, быстро, удобно. Учащиеся закрепляют знания, проверяют себя и при этом совершенствуют навыки работы на компьютере.
С помощью CD – общества «Кирилл и Мефодий» проводятся аудио-и видео уроки, уроки виде обучающих игр
И, наконец, компьютер позволяет создавать свои образовательные ресурсы, программа Power Point позволяет создавать презентации, которые могут быть частью, основой урока или творческой работой учащихся.
Создаю презентации по истории, использую и готовые презентации по разным курсам и темам. Авторы этих работ – учителя-практики. Естественно, каждый учитель по-своему видит урок, поэтому в готовых версиях ему хочется что-то изменить. Готовая разработка легко модифицируется под конкретные варианты урока. Преподаватель может добавлять или пропускать слайды, наполнять их другим содержанием (заменять текст, рисунок, диаграмму), использовать традиционные приемы работы. Но использовать предлагаемый Интернет-сайтами материал без его адаптации к конкретному уроку, классу и учителю невозможно. Использование презентаций особенно эффективно на тех уроках, когда нужно объяснить большой по объему и разнообразный по содержанию материал, например, на уроках по истории культуры.
В процессе работы учителя с использованием ИКТ происходит:
-создание информационной среды процесса обучения истории;
-выявление уровней развития самостоятельной деятельности обучаемых;
-отбор учебного материала для самостоятельной деятельности учащихся направленных на развитие у учащихся основных мыслительных операций, которые необходимы для обработки и оценки информации;
-разработка учебных занятий, где осуществляется познавательная самостоятельная деятельность трех типов:
Репродуктивная
Поисковая, которая нацелена на поиск новых знаний и различных источников информации.
Творческая, которая связана с применением приобретенных знаний и умений в нестандартных ситуациях.
- применение компьютерных технологий на различных этапах проведения урока;
- применение различных типов и видов самостоятельных работ на основе компьютерных технологий;
- изменение позиции учителя: из транслятора содержания обучения в организатора информационных коммуникаций и эксперта,
- поддержка учащихся в ходе самостоятельной деятельности;
- мониторинг учебных достижений.
Организация самостоятельной работы на уроках истории с применением ИКТпоказывает, что:
1. Повысился познавательный интерес учащихся к истории: сократилось количество учеников, у которых ведущим мотивом учебной деятельности был мотив стабильности.
2. На основе обеспечения индивидуальных образовательных траекторий и дифференциации в содержании образования и его контролем вырос уровень освоения стандарта образования по истории.
3. Использование средств компьютерных технологий повлекло изменение методов обучения: увеличена доля исследовательских приемов: ученики отмечают личностные приобретения – «научился планировать свою работу», «нравится делать презентации, материал становится понятным для всех», «нравится руководить группой, потому что я должен знать несколько больше других».
4. Работа с разноплановой информацией по содержанию, форме подачи, источнику повлекло за собой изменение построения образовательного процесса на основе компетентностно-ориентированных технологий. Освоена технология развития критического мышления, проектный метод обучения.
5. Применение информационных технологий в преподавании истории на всех этапах урока, выполнение проектов по истории способствовали увеличению доли учеников, владеющих новыми информационными умениями.
6. Увеличилась доля учеников, способных к самостоятельной работе в обучении на уровнях продуктивной и творческой деятельности.
Использование ЦОР на урокеисториии обществознания
- способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, следовательно, и эффективности урока;
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
- обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
- изменяется к лучшему взаимоотношение с учениками далекими от истории, особенно с увлеченными ПК;
- изменяется, особенно у пяти - семиклассников, отношение к ПК, как к дорогой увлекательной игрушке. Ребята начинают его воспринимать в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности;
- появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством учителя информатики и истории.
И как естественное следствие всех этих составляющих имеет место повышение качества знания учащихся.
Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам.
самостоятельный поиск тематической информации по предмету
11
10
8
10
8(100)
10 (100)
систематизация исторической, правовой, социально-экономической информации
11
10
8
10
5 (50)
8(100)
5 (50)
обработка и перевод материала из одной знаковой системы в другую (текст, таблица, схема, карта)
11
10
8
10
1 (33)
5 (50)
7(67)
5 (50)
создание собственной презентации
11
10
8
10
8(100)
10(100)
Умение публично представить результаты своей работы, отбирая адекватные формы и методы презентации
11
10
8
10
4 (40)
8(100)
6 (60)
В процессе обучения истории и обществознанию я использую цифровые образовательные ресурсы, в частности, компьютерные учебники, которые у меня есть теперь уже в большом количестве:
1. Всеобщая История , учебное электронное издание. История Древнего мира (V класс).
2. Всеобщая История , учебное электронное издание. История Средних веков (VIкласс).
3. Всеобщая История , учебное электронное издание. Новая история (7- 8 классы)
4.. История России XIX века (VIII класс).
5. История России XXвек.
6. Неизвестная война (документальный фильм – ВОВ)
Компьютерные учебники позволяют облегчить усвоение обширного материала за счёт комплексного воздействия видеоряда и звука (музыка, шумы, дикторский текст), а также посредством чисто компьютерных возможностей: диалога с учеником, автоматизированного контроля усвоения пройденного материала. Учебники снабжены обширным справочным материалом: персоналиями, подробной хронологией, терминологическим словарем, анимированными картами, иллюстрациями (редкие фотографии, плакаты, картины, рисунки, схемы, диаграммы); кинохрониками, документами, уникальными фонограммами (речи политических деятелей, наиболее популярные песни разных лет и т.д.). Они являются одновременно учебником, рабочей тетрадью, атласом, хрестоматией, справочником и учебным видеофильмом. Кроме того, данные программы содержат удобную полнотекстовую поисковую систему, позволяющую использовать её в качестве энциклопедии. Очень важно то, что они сделаны именно для тех учебников, по которым я работаю. Темы учебника полностью совпадают с материалом на диске, что существенно облегчает работу по моему предмету.
Очень удобно изучать, повторять и закреплять учебный материал по истории России, так как он содержит сведения обо всех основных событиях истории, подборку интерактивных карт, презентаций, схем, иллюстраций и контрольно-проверочных тестов.
Преимущества компьютерных учебников заключается в следующем:
1. Яркое, иллюстративное изложение изучаемого материала делает учебный процесс разнообразным, нескучным.
2. Учебный материал излагается в доступной форме.
3. Анимированные схемы и презентации помогают лучше разобраться в большом объёме исторической информации, изучить отдельные аспекты истории в наглядной форме, что способствует и лучшему запоминанию.
4. Интерактивные карты иллюстрируют новый материал и позволяют зримо увидеть исторические и географические особенности стран.
5. Подборка интерактивных тестов даёт возможность проверить знания учащихся на основе объективной автоматизированной оценки.
Кроме того, большую ценность представляет работа с персоналиями, документами, историческими источниками. На школьных олимпиадах есть вопросы, включающие сведения о государственных, общественных и культурных деятелях. Этот материал не всегда есть в нужном объеме даже в районной библиотеке. Данная проблема решается в этом случае очень просто: электронный учебник предоставляет нам фотографии, портреты, картины, архитектурные сооружения, музыкальные произведения и т.д. Причем, на уроке отпадает необходимость обеспечивать документом индивидуально каждого ученика, достаточно вывести его на экран. Уроки истории играют огромную роль в патриотическом воспитании учащихся. И здесь на помощь снова приходят ИКТ. Достаточно было на уроке, посвященном окончанию Великой Отечественной войны, показать видеоролик о возвращении с фронта солдат, их встречу с родными, близкими под «Марш славянки», как на глазах детей появились слёзы… И больше не надо было никаких слов: очень яркое, эмоциональное завершение урока. Я уверена, что такое запомнится надолго. Ученики 9 класса уже после урока просили ещё раз повторить песни времён Великой Отечественной войны.… Так на уроке воспитывается любовь к родине, гордость за свой народ, формируется чувство национального самосознания, сопричастности ко всему, что происходило в твоей стране. Немалую ценность представляют и видео ролики с выступлениями руководителей государства, эпизоды из жизни людей того или иного времени. Таким образом, я не только достигаю образовательных целей, поддерживаю мотивацию к получению знаний, но и одновременно участвую в развитии, становлении личности. Я считаю, что такая форма урока очень плодотворна и достаточно эффективна. Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют заинтересовать, вовлечь в учебный процесс даже самого слабого ученика.
Очень полезно использовать на уроках в процессе объяснения и закрепления нового материала презентации. Презентация составляется в той форме, которая кажется учителю наиболее эффективной, есть возможность составить ее дифференцированно для каждого класса с учетом его особенностей. Их можно накапливать, постепенно дорабатывать и в итоге собрать банк по всем основным темам. В старших классах дети с удовольствием сами участвуют в этом процессе, составляя презентации по пройденным темам, демонстрируя их классу. В моём распоряжении имеются презентации, заимствованные у коллег и собственные.
История - одна из самых загадочных наук. Разгадать ее загадки помогают первоисточники. Раньше для этой цели я использовала письменные источники, которые изучала сама, а потом излагала кратко учащимся. Сейчас эта задача решается намного проще и интереснее. Например, что мы знаем о советско-финской войне, про которую в учебниках написано ровно полстраницы? А ведь это была настоящая катастрофа для советской армии за всю историю Советского Союза. Как мы, великая на тот момент держава, не могли так долго справиться с маленькой, ДО этого не замеченной ни в каких военных конфликтах Финляндией? Почему мы потеряли тысячи солдат убитыми и обмороженными, 120 раз штурмовали линию Маннергейма, и всё безрезультатно? Короткий фильм, основанный на достоверных источниках, в необычайно интересной форме раскрывает всё это. Выясняется, что свою защитную линию от возможной агрессии Советского Союза финны строили с 1921 по подобию Великой Китайской стены, которую, как писали древние историки, взять штурмом практически невозможно. Единственный вариант - голодный мор. Наше руководство, очевидно, ничего этого не знало, иначе бы не планировало захватить Финляндию за две недели. Всё это тщательнейшим образом скрывалось. Сейчас сохранились остатки этой линии, и историки изучают, по какому принципу она построена. Я привела только один пример использования фильма на уроке. Результат очевиден: в итоговой проверочной работе по этой теме все ученики, как один, независимо от их способностей, чётко изложили причины, ход и последствия финской войны и ее значение для нашей страны. Одним из основных направлений в деятельности учителя является подготовка учащихся к итоговой аттестации. И здесь мне помогает компьютер. Информационно-коммуникативные технологии помогают при проведении внеклассных мероприятий. Например, можно показать детям фильм на определённую тему и обсудить его, можно сделать презентацию к тематическому классному часу. При подготовке к различным праздникам тоже помогают компьютерные технологии и ресурсы Интернета. Большую помощь оказывает мне копировальная техника, которая позволяет распечатать задания, карточки, раздаточный материал. На данный момент я использую ИКТ в таком объеме и на таком уровне, который обеспечивают мне полученные знания, умения и навыки и имеющаяся в кабинете техника. Но я не собираюсь останавливаться на достигнутом, буду совершенствовать свою работу в этом направлении.
Каков же результат использования ЦОР?
увеличение познавательной активности учащихся, самостоятельного поиска информации из цифровых источников
накопление интерактивных форм контроля за знаниями учащихся в кабинете истории сформировалась коллекция работ учащихся и учителя (132 презентации, видеофильмы, тесты)
увеличилось качество обученности по истории на 6%
повышение качества обученности по результатам ЕГЭ - 2006-80%, 2008-100%, ГИА в 9 классе по обществознанию в 2015 сдали 100% учащихся.
Таким образом, применение ЦОР способствуют повышению не только мотивации к истории и обществознанию, но и качества обученности. И происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новые знания, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, оценивать разные точки зрения, участвовать в дискуссии. Готовится к сдаче ГИА. Значительны и воспитательные возможности использования ЦОР. Они способствуют установлению эмоциональных контактов, между учащимися, приучают работать как в команде, так и одному, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытывать чувство защищенности и взаимопонимания. По сравнению с традиционным обучением, использование ЦОР меняет характер взаимодействия учителя и учеников. Активность учителя уступает место активности учащихся, а задачей учителя становится создания условий для инициативы ребят.
5. Заключение
Целесообразность использования информационных и информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе вообще и на уроках истории в частности не вызывает сомнения. Инновационность данного метода на современном этапе заключается в иных подходах, чем это было ранее, к организации учебной и внеурочной деятельности учителя и учащихся.
Традиционные методы и приёмы обучения на уроках истории имеют свои определенные достоинства, но они не в полной мере способствуют развитию и саморазвитию учащихся в условиях современного информационного общества. Использование на уроках ИКТ способствует изменению методов и приемов обучения, структурированию элементов урока, увеличению объема получаемой в различных видах информации. Развивается творческая инициатива и самостоятельная деятельность учащихся
Использование компьютерной техники и информационных технологий значительно повышает эффективность процесса обучения благодаря его индивидуализации, наличию обратной связи, расширению наглядности. То, что невозможно сделать при помощи традиционных технологий на уроках истории, позволяет во многом реализовать информационные технологии. Они позволяют оперировать большим объемом информации и работают с большим быстродействием, реализовывая возможность лучшего усвоения материала, оптимизации учебного процесса и усиления мотивации учащихся к учебной деятельности. В заключении мне бы хотелось отметить, что применение в практике преподавания истории информационных методов обучения способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам.
Библиографическая литература
Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации:
Проблемы информатизации высшей школы. - М., 1998.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.- М.,1999
Современные педагогические технологии как фактор формирования ключевых компетентностей участников образовательного процесса. Часть 4. Освоение модульной технологии обучения Методические материалы. – Ярославль, 2005
Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. Народное образование. Москва, 2005
Чернов А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания. .// Преподавание истории в школе. 2001 № 8. С.40-46
7. Информационные источники:
Журнал "Обществознание в школе"
Журнал "Преподавание истории в школе"
http://history.ru/ Методика преподавания истории
http://it-n.ru/ Сеть творческих учителей
сайт ФИПИ - федеральный институт педагогических измерений.
http://www.km.ru/ – Сайт «Кирилл и Мефодий»
Приложение 1.
Положительные и отрицательные аспекты использования цифровых образовательных технологий в учебном процессе
Плюсы
Минусы
1. Учет индивидуальных особенностей учащихся
1. Никакая техника не заменит живого слова учителя
2. Развитие творческих способностей школьников
2. Информация с экрана воспринимается хуже, чем печатная
3. Воспитание интереса к предмету
3. Могут возникнуть разрывы между тем, что говорит учитель и тем, что воспринимает ученик
4. Обеспечение качественного усвоения программного материала
4. Дважды и трижды прочитанный материал, выраженный одними и теми же словами, всё равно может остаться не усвоенным
5. Дифференцированный подход в обучении
5. Трата большого количества времени учителя при создании цифровых образовательных ресурсов
6. Самостоятельность при выполнении работ
6. Возникает опасность избыточной наглядности
7. Возможность быстрого получения результата
7. Высокая зрительная утомляемость, психологическая нагрузка на ребёнка
8. Возможность повторного выполнения в случае, если неудовлетворительная оценка
9. Возможность использования электронных справочников, что активизирует познавательную активность учащихся
10. Упрощает процесс сбора и анализа информации об успеваемости
11. Исключает влияние психологических факторов на оценивание результата ученика
Приложение 2.
ЦОРы по обществознанию
ЭНЦИКЛОПЕДИИ И СЛОВАРИ
ПОЛЕЗНЫЕ САЙТЫ
Энциклопедия Энциклопедий
Словари Русского гуманитарного интернет-университета
Визуальный словарь
Глоссарий. Общество.
Энциклопедия культуры
Большой юридический словарь
Конституционное право России.
Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедии на Академике
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия
Мир энциклопедий
Энциклопедия Познай мир
Все о праве
Справочник юриста от А до Я
Официальная Россия
Виртуальный кабинет истории и обществознания
Обществознание. Вопросы и ответы.
Обществознание 10-11 кл. Презентации.
Обществознание. Шпаргалки.
Тесты ЕГЭ. 2002-2010 гг.
Коллекция цифровых материалов
Научная библиотека Порталус
Лекции по обществознанию
Ресурсы по обществознанию
Астрология, религия, наука
Обществознание для 9 класса
Лекции по политологии
Лекции по социологии
Интернет- ресурсы
Описание ресурса
Адрес
Ресурсы по истории
Электронная библиотека учебной литературы
http://www.alleng.ru/
Всемирная история в лицах
www.rulers.narod.ru
Вторая мировая война
www.1939-1945.net
Военная история
http://militera.lib.ru
Правители России
http://www.praviteli.org/
Энциклопедии Кирилла и Мефодия
http://www.kmschool.ru/r1/media/a1.asp
Интернет-проект «1812 год»
http://www.museum.ru/museum/1812/index.ht
Сайт, посвященный декабристам
http://decemb.hobby.ru/
Сайт с подборкой материалов по истории России: документы, таблицы, карты, ссылки
http://lants.tellur.ru/history/
Хронос. Коллекция ресурсов по истории. Подробные биографии, документы, статьи, карты.
http://www.hrono.info/biograf/index.php
Материалы по истории Древней Руси и Российской империи
http://rus-hist.on.ufanet.ru/
Ресурсы по обществознанию, экономике и праву
Сайт «Конституция Российской Федерации»
http://www.constitution.r/
Международные документы по правам человека на сайте «Права человека в России»
http://www.hro.org
Конституция, кодексы и законы Российской Федерации
http://www.gdezakon.ru/
Портал федеральных органов государственной власти РФ. Сайт Президента РФ, Правительства, Совета Федерации,
www.gov.ru
Сайт министерства образования и науки Российской Федерации
www.mon.gov.ru
Сайт «Конституция Российской Федерации»
http://www.constitution.r/
Международные документы по правам человека на сайте «Права человека в России»
http://www.ho.org
Конституция, кодексы и законы Российской Федерации
http://www.gdezakon.ru/
Методические ресурсы
Компьютер на уроках истории, обществознания и права
http://lesson-history.narod.ru
Сайт Всероссийских олимпиад
Ресурсы в помощь учителям истории, обществознания и права на сайте ТОИПКРО
http://rusolymp.ru/
Интернет-школа «Просвещение.ru»
http://www.internet-school.ru/
Портал информационной поддержки ЕГЭ
http://ege.edu.ru/
Компьютер на уроках истории, обществознания и права
http://lesson-history.narod.ru
Сайт Всероссийских олимпиад
Ресурсы в помощь учителям истории, обществознания и права на сайте ТОИПКРО