НОРМАТИВНО – ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШОЛЫ
(На примере дисциплины «История Кубанского казачества»)
В настоящее время в российской системе образования проходят реформы. Основная задача модернизации образования – значительное обновление его содержания. Главным условием решения этой задачи явилось введение государственного стандарта общего образования, который направлен на создание единого образовательного пространства и воспитание «личности будущего», которая будет владеть основными компетенциями в любой отрасли знания.
Возрождение казачества, вообще, и кубанского казачеств, в частности, не может считаться сколько-нибудь достаточным без возрождения традиционного казачьего образа жизни и его составляющей – казачьего образования. Интерес к казачьему прошлому, проявляемый в настоящее время обществом, слабо отражен в педагогическом процессе.
Снижение жизненного уровня большинства населения, чрезмерная занятость многих родителей производственными делами, обострение внутренних семейных отношений как проявление материального неблагополучия – все это привело к отчуждению многих детей от родителей и родителей от детей. Отчуждённость стала проявляться в том, что дети из таких семей зачастую плохо учатся, часто хулиганят, пропускают занятия. Именно с такой категорией социально запущенных детей все чаще сталкиваются учителя.
Многие общеобразовательные учреждения решают вопросы сплоченности родителей, педагогов, детей, воспитания нравственности, духовности и патриотизма. Одним из путей решения этих проблем является создание казачьих школ или казачьих классов. На Кубани основным предметом компонента региональной направленности обучения выступает история кубанского казачества.
Вопрос о казачьих школах и классах казачьей направленности поднимается с 1996 года. Данный вопрос нашел свое отражение на федеральном уровне в ряде нормативных актов:
- Распоряжение Президента Российской Федерации от 9 апреля 1997 года № 118-пр «О создании общеобразовательных учреждений – кадетских школ (школ интернатов)»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 1997 года № 1427 «Об утверждении типового положения о кадетской школе (кадетской школе-интернате)».
В следствие этого на Краснодарский край разработал пути решения вопроса взаимодействия казачьих обществ и общеобразовательных учреждений, регламентированные в следующих актах:
- Постановление главы администрации Краснодарского края от 18 ноября 2002 года № 1307 «О деятельности военно-патриотических центров обучения казачьей молодежи основам военной службы»;
- Постановление главы администрации Краснодарского края от 11 августа 2004 года № 799 «Об утверждении положения об образовании казачьих классов ОУ на территории Краснодарского края»;
- Соглашение от 25 апреля 2005 года «О сотруднические департамента по делам казачества, военным вопросам и воспитанию допризывной молодёжи администрации краснодарского края и департамента образования и науки Краснодарского края в решении задач повышения эффективности работы в учреждениях казачьей направленности, в казачьих классах»;
- Письмо ДОН от 25 июля 2006 года № 02-01/1017 «О содержании образования в казачьих классах»;
- Письмо ДОН от 31 августа 2007 года № 47-1703/07-14 «О классах и группах казачьей направленности.
В практической деятельности по введению в составе регионального компонента обучения истории кубанского казачества учителя, как и педагоги других ОУ Славянского района руководствуются нормативно-правовой базой: соглашение ОУ с управление образованием и локальными актами – это приказом и учебным планом.
Начиная, с 2010 года в Славянском районе школам присваивается, статус казачьих школ, в вариативную часть учебного плана введены следующие предметы «История кубанского казачества», «ОПК». Начиная со второго класса, годовая нагрузка учащихся по данным дисциплинам составляет 34 часа.
Основная цель курса - воспитание у учащихся любви к Родине, повышение их национального самосознания, формирование объективного взгляда на историю казачества. Цель данной дисциплины состоит в том, чтобы дать знания об основных событиях казачьей истории, показать место казачества в российском обществе на протяжении веков, роль казаков в образовании Российского государства, а также положение кубанского казачества среди других казачьих войск и его значение в заселении и защите Краснодарского края. Задачами дисциплины является необходимость сформировать у учащихся умения и навыки работы с историческими источниками и научной литературой, выработать способы анализа исторических процессов казачьей жизни.
В практику деятельности педагогов, работающих в школе, включены следующие формы работы:
Беседы казаков-наставников с учащимися;
создание музеев, музейных уголков казачьей культуры;
экскурсии, встречи с интересными людьми - носителями традиционной культуры;
просмотры видеофильмов о казачестве;
создание детских общественных объединений;
классные часы и массовые воспитательные мероприятия этнокультурного характера (фольклорные праздники, ярмарки, викторины, фестивали казачьей культуры, защита исследовательских проектов, конференции, устные журналы, театрализованные представления, выставки и т. д.);
участие в казачьих парадах, спортивных соревнованиях, творческих выступлениях.
Большие возможности для формирования патриотизма и гражданственности учащихся классов казачьей направленности дает внеклассная воспитательная работа.
Условием успешной реализации регионального компонента образования является его кадровое и научно-методическое обеспечение. Способность учителя связать базовый (федеральный) компонент содержания образования с особенностями региона, его исторической, географической, экономической, социальной, экологической и культурной спецификой, является одной из ценностей образования. В связи с этим, немаловажной задачей школы является организация профессиональной подготовки педагогов по реализации регионального компонента.