kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Некоторые вопросы отношения церкви и государства в предвоенные годы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвящена политике Советского государства к религии в 20-30-е годы, а также аналогичные события в Володарском и Дзержинском районах. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Некоторые вопросы отношения церкви и государства в предвоенные годы"»

Некоторые вопросы отношения церкви и государства в предвоенные годы


«Тогда ему пришла в голову мысль. Он стал соображать, не найдётся ли на свете каких-нибудь презренных людей, которым бы римская буржуазия питала бы еще большую ненависть, нежели к нему, и на которых можно было бы свалить это гнусное преступление – поджог города». (1)

«Религия – есть опиум народа. Религия – род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную человека жизнь.

В то время в нашей программе отношение к религии выражалось в требовании полного отделения церкви от государства и школы от церкви». (2)




Позиция большевиков к религии была сформирована ещё задолго до их победы, поэтому наступление на церковь и религию началось сразу и бесповоротно после победы большевиков.

«Пролетарская диктатура должна неуклонно осуществлять фактическое освобождение трудящихся масс от религиозных предрассудков, добиваясь этого посредством пропаганды и повышения сознания масс, вместе с тем заботливо избегая всякого оскорбления чувств верующей части населения и закрепление религиозного фанатизма». (23 февраля 1919 год Ленин) (3)

Первая советская Конституция не гарантировала всю полноту гражданских прав, так называемым «лишенцам». К этой категории были отнесены: - лица, прибегшие к наемному труду с целью извлечения прибыли; - торговцы, коммерческие посредники; - монахи и духовные служители церкви, отправители религиозных культов; - служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений.

В этом списке нас интересуют служители религиозных культов. Их список был расширен к выборам 1926-27 года. Они лишались прав в том случае, если источником их существования являлся доход от исполнения религиозных обрядов. Восстановление в правах было вполне в духе времени: нужно было отречься от сана, сделать это публично и иметь пятилетний стаж общественно-полезного труда. Согласно документам, в СССР были лишены прав в 1929 году 8,6% взрослого населения (4). Служители культа попадали в разряд лишенцев, они лишались медицинского обслуживания, продовольственных карточек, подвергались гонениям. Вскоре это коснулось и членов семей «лишенцев», они тоже попали под каток государственной политики и стали самой многочисленной прослойкой «лишенцев».

Вполне понятно, что государство еще только готовилось к большой волне террора. Этому есть ряд объяснений: - большинство советских граждан оказались верующими по переписке 1937 года, а религия являлась опиумом для народа; - священники и служители религиозных организаций не вписывались в сталинскую модель социалистического устройства общества. Ее еще только предстояло упростить, к чему и готовилось государство.



«Военные действия» с религией большевики вели, как учили их вожди: - пропаганда; - экономическая эксплуатация; - репрессии;

Всё подкреплялось соответствующими документами и законами.

Сопротивление было бесполезно, но оно присутствовало.

Конституция 1918 года провозгласила отделение церкви от государства,

школы от церкви и свободу антирелигиозной пропаганды. В конституцию 1925 года была внесена поправка, принятая ХIV Всероссийским съездом Советов, которая отменяла право на религиозную пропаганду и даже разговоры на религиозную тему, где содержались элементы агитации.(5) Конституция 1936 года предоставляла только свободу отправления религиозных культов, полностью отменялось не только религиозная пропаганда, но исповедование религии, правда лишенцы восстанавливались в правах.

Антирелигиозная пропаганда была очень разнообразна, но и примитивна.

Достаточно вспомнить художественный фильм «Страсти по Чапаю», где жена Фурманова-Стешенко читает лекцию бойцам дивизии на религиозную тему. Неожиданно один из бойцов задаёт ей вопрос: «Разбирается ли она в навозе?», на который получает ответ, что не разбирается. Тогда боец удивляется данным словам. Как, не разбираясь в простых вещах, можно говорить о боге.

Но всё было гораздо серьёзнее. Антирелигиозная литература выходит в огромных количествах


Издаётся периодическая печать газет «Атеист» и «Безбожник» под редакцией Е. Ярославского, печатаются плакаты, книги, журналы, газеты, стихи, создаётся «Союз безбожников СССР».

Но основную роль в борьбе с религией играет отделение «школы от церкви». Большевики считали, что только грамотный человек является атеистом, и это давало определённый эффект. Отделение школы от церкви, преподавание религиозных вероучений в государственных, общественных и частных учебных заведениях, где преподавались общеобразовательные предметы, было запрещено. Молодёжь вырастала без влияния церкви и религии.

Особое место в общей политике советского государства занимали репрессии по отношению к духовенству. Священнослужители подлежали уничтожению, как элементы чуждые новой власти и строю. Тема репрессий в отношении служителей церкви и мирян актуальна до сих пор, хотя механизм репрессий вполне известен. Целью репрессий в отношении духовенства было стремление государственных органов исключить из активной жизни как можно больше священников. Как писал игумен Дамаскин Орловский, «в будущем страны не находилось места духовенству и церкви». (6) Основным проводником репрессий было ГПУ, а именно VI отделение, возглавляемое Е.А. Тучковым. Рупором новой политики были Емельян Ярославский, который возглавлял «Антирелигиозную комиссию». Финансовая эксплуатация достигла невиданных размахов, церковь лишалась всего ценного. Было изъято имущества и драгоценностей на сумму семь миллиардов рублей. Вся хозяйственная деятельность церкви облагалась налогами, священники – принудительными работами на лесозаготовках. По стране прокатилась волна закрытия храмов: 1928 год – было закрыто 354 храма. 1929 год – 1119 храмов. В 1932 году из 500 храмов в Москве осталось 87 храмов, а к 1935 году в Советской России осталось не более 25000 храмов.

Самой применяемой статьей УК РСФСР, по которой привлекались к судебной ответственности духовенство и служители церкви, была статья 58-10 (контрреволюционная агитация). Потенциал этой статьи был огромен. Он позволял на законных основаниях привлекать к уголовной ответственности всякого недовольного действиями советской власти. По этой статье были осуждены тысячи людей, первая часть которой предусматривала даже расстрел и длительные сроки заключения. Аресту, заключению, расстрелу в 1930 году было подвергнуто 13 тысяч священнослужителей, к 1930 году количество священников не превышало 20000 тыс. человек. К 1938 году церковная организация была разгромлена: закрыли 8 тысяч церквей, ликвидировали 70 епархий, расстреляли 60 архиереев. (7) Церковная организация была практически уничтожена по всему СССР руками своих же «заблудших» граждан. Нельзя сказать, что народ не сопротивлялся закрытию церквей. В 1928 году в правительство поступило 2861 жалоба, в 1930 году – 17637 жалоб (8), но голос народа не был услышан до Великой Отечественной Войны, когда власть реально испугалась.

Что же происходило в нашем районе?

Многие священники к этому времени уже отбыли свой срок. Но к 1937 году было принято решение о закрытии храмов и ликвидации священнослужителей.

Всем священникам были предъявлены обвинения. 8 священников, 2 дьякона и 1 мирянин были невинно обвинены и приговорены к расстрелу, что было исполнено 08.09.1937 года. К 1937 году на территории Дзержинского и Володарского районов было создано одно благочиние. К нему относились следующие храмы:

- Храм в честь великомученика и целителя Пантелеймона в селе Красная Горка;

- Храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы - город Володарск;

- Храм в честь святителя и чудотворца Николая - село Решетиха;

- Храм в честь благоверного князя Михаила Черниговского – село Петряевка;

- Храм в честь Пресвятой Троицы – село Черное;

- Храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы – село Жёлнино.

Всего шесть храмов.

В городе Дзержинск на территории Воскресенского храма установлена гранитная памятная плита, на которой поимённо перечислены священнослужители и миряне: Федор Васильевич Серебровский, иеромонах Израиль Иванович Маркин, священник Василий Философович Руфин, священник Николай Константинович Дроздовский, священник Иоанн Александрович Кордатов, священник Павел Михайлович Раев, священник Николай Александрович Мажорский, священник Павел Николаевич Вознесенский, диакон Леонид Иванович Высоковский, диакон Андрей Николаевич Ветелёв и мирянин-извозчик Василий Трофимович Кузьмичёв.



Священник Павел Михайлович Раев родился в 1879 году, русский. До 1935 года служил в храме п. Жёлнино, с 1935 по 1937 гг. - священник храма в п. Петряевка, арестован 15 августа 1937 года, расстрелян 14 сентября 1937 года.

В том числе и священник Иоанн Александрович Кардатов, который родился в 1872 году, русский, священник храма в п. Жёлнино (с 1935 по 1937 г). В 1929 году осужден на три года с 1929 по 1932 г. Повторно арестован 22 августа 1937 г., расстрелян 08 сентября 1937 года (9).

Постановлением президиума Горьковского суда от 15 января 1958 года все священнослужители Володарского и Дзержинского районов признаны невиновными.

Таким образом, отношение Российской православной церкви и Советского государства было очень сложным. Но государство пошло на уступки церкви: было восстановлено патриаршество, храмы возобновили свою работу, но это был только компромисс. Реальное улучшение наступило только в 90 годы, и церковь смогла вернуть своё влияние.

Список литературы

1. Ренан Эрнест Жозеф «Антихрист. Избиение Христиан». Глава 7. Издательство «Советский писатель» 1991 г.

2. В. И. Ленин. Полное собрание сочинений. Том 7, часть 1, стр. 4 Издательство «Политическая литература», Москва,1975 г.

3. В. И. Ленин. Полное собрание сочинений. Том 38, стр.94 Издательство «Политическая литература», Москва,1975 г.

4. Е.Ф. Кринко «Репрессии по законы; лишение избирательных прав Советских граждан» Издательство « Уро. Ран.». Выпуск 7 Сыктывкар, 2011 г. – стр. 6.

5. Декрет ВЦИК 13.10.1925. «Об утверждении инструкции о выборах
городских сельских советов. Глава 3,статья 19.

6. М.В. Шкоровский «РПЦ при Сталине и Хрущеве», стр. 257-274. Издательство «Москва»: Крутицкое патриаршее подворье, 2000 г.

7. Уроки столетия: репрессии духовенства в 1937году. 2017год.

8. М.В. Шкоровский «Русская православная церковь в XX веке», стр. 127

Издательство «М. Вече» , 2010 г.

9. Сведения о священнослужителях и мирянах, репрессированных и невинно
убиенных в 1937году в Володарском и Дзержинском районе.

10. З.Ш. Мавлютова «Лишение избирательных прав православного духовенства». Вестник Челябинского университета. Выпуск №33 2009 №23





Преподаватель ГБПОУ ДТК

Чугунов М.М.

Г. Дзержинск.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
"Некоторые вопросы отношения церкви и государства в предвоенные годы"

Автор: Чугунов Михаил Михайлович

Дата: 27.02.2018

Номер свидетельства: 459902


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства