Научно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках истории и обществознания.
Преобразования, происходящие в последнее время в России, ставят особые задачи перед системой образования. Новое время выдвинуло на первый план важность индивидуальных идей, творческих и исследовательских способностей, независимого мышления.
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности своего ребенка. Задача нашей школы – поддержать ребенка, развить его способности и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще в школе. Поэтому для меня важно выявить всех, кто интересуется историей и обществознанием, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести на дорогу поиска в науке,
в жизни, помочь полнее реализовать свои способности.
Свою главную задачу вижу в том, чтобы дать возможность своим ученикам развивать свой интеллект в самостоятельной творческой и исследовательской деятельности с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. На протяжении всех лет работы в данной школе руководствуюсь главным правилом участия в научно-исследовательской деятельности учеников – это «никакого принуждения», только личный интерес и личная увлеченность.
Убеждена в том, что в современную эпоху быстрого обновления знаний важное место в формировании творческих способностей обучающихся занимает исследовательский метод обучения, который применяю на своих уроках. Он дает возможность:
- овладеть методами научного познания;
- выявить мотивацию, потребность заниматься исследованием;
- приобрести полноценные, осознанные, оперативно и гибко используемые знания;
- развивать творческое мышление.
Что дает обучающимся творческо-исследовательская работа? Проведя социологический опрос среди своих учеников 9-11-х классов, пришла к выводу, что большинство из них считают, что она:
- дает возможность осознать свою значимость;
- знакомит с методами научной и творческой работы;
- укрепляет желание углубить свои знания;
- учит общению со сверстниками и единомышленниками;
- развивает интерес к предмету;
- расширяет кругозор;
- связывает с будущей профессией;
- приносит удовлетворение процессом работы;
- формирует желание самоутвердиться и принимать участие в научных исследованиях, представляя свои работы на различных конференциях, конкурсах, и получать награды.
Знакомлю ребят с различными методиками выполнения работ, способами сбора, обработки и анализа материала. Воспитываю определенные компетентности обучающихся, например: определять цели и задачи деятельности, выдвигать проблему, планировать и оценивать деятельность.
Вся моя работа направлена на выработку умений осуществлять поиск нужной информации, обобщать и формулировать результаты.
Формирование навыков ведения учебно-исследовательской работы организую по следующим направлениям:
- ведение учеником небольшого исследования – сообщение, доклад;
- изучение специального учебного курса «Введение в научно-исследовательскую работу»;
- развитие познавательных, исследовательских навыков непосредственно при изучении своего предмета.
Личный опыт показывает, что применение исследовательского метода требует больших временных затрат. Поэтому, кроме работы в кружках, на элективных курсах, нужно обязательно проводить индивидуальные консультации с обучающимися.
Личностно-ориентированный подход в учебно-исследовательской работе организую по двум направлениям:
1. На классных занятиях в рамках базисного учебного плана:
- проблемные уроки для 9-11-х классов: «Достаточны ли намеченные пути и средства проведения в жизнь принципов Всеобщей декларации?», «Проблема «Россия – Запад» в начале ХХ века», «Эпоха Сталина – трагедия народа?» и другие;
- практические и лабораторные работы для учащихся старших классов:
«Я – избиратель», «Суд присяжных», «Надо ли было отменять крепостное право?», «Небесполезные афоризмы»;
- проектная деятельность для 10-11-х классов: «Несовершеннолетние семьи», «Отдых, досуг и культурная жизнь ребенка», «Мельница жизни», «Сохранение казны – дело государственной важности».
2. На внеклассных занятиях:
- реферативная работа обучающихся 9-11-х классов: «Северная война и преобразования», «Крестьянский вождь – Емельян Пугачев», «СССР в годы войны и мира» и другие;
- учебно-исследовательские работы: за три года работы подготовила 26 победителей областных конференций и конкурсов, из них 9 – Всероссийских;
- интеллектуальные марафоны: «Знатоки экономики» -11 класс;
- олимпиады: за три года – 7 победителей в районных олимпиадах по истории и обществознанию;
- конференции: для 9-11-х классов: «Какой брак нужен современному обществу?», «Право на жизнь», «Рядовой истории», «Таинство покаяния», «Прошлое и настоящее Пугачевских звонов» и другие;
- конкурсы для 7-9-х классов: «Закон и правопорядок», «Лучший кроссворд по теме «Смутное время», «Гимн глазами детей», конкурс стенгазет
«Достойные сыны Отечества».
Считаю, что обязательным условием развития творческих и исследовательских способностей обучающихся является устранение доминирующей роли учителя. Самое сложное для учителя – быть консультантом. Какое-то время мне самой было очень трудно удержаться от подсказок. Но теперь я точно знаю, что очень важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы.
В учебно-исследовательской деятельности использую инновационные образовательные технологии как способ организации учебного процесса, форму профильного обучения и профессиональной ориентации. Каждодневная работа, основанная на разработках разных методик учителей-новаторов, прошлых поколений и современных, на личном опыте, дала возможность определить мою роль на разных этапах организации исследовательской деятельности:
1. Диагностика. Выявляю детей, предрасположенных к исследовательской работе, тестирую. На данном этапе должно быть наиболее тесное взаимодействие учителя и ученика.
2. Определяем вместе с учеником тему, цели и постановку задач. Но здесь моя роль - только консультанта.
3. Выполнение работы. Предоставляю ученику максимальную самостоятельность.
4. Защита работы (анализ деятельности). На этом этапе учитель и ученик – равноправные партнеры. Анализируются причины неудач и пути решения.
Все мои ученики, прежде чем отправить свои работы на конкурсы, представляют их на конференциях, которые проходят в рамках Декадника по истории и обществознанию. Лучшие работы обязательно награждаются грамотами, дипломами. Обучающиеся, чьи работы оказываются наиболее успешными, получают право на участие в областных научно-практических конференциях: «Инициатива молодых», «Отечество. Саратовский край в истории России», международной конференции « От школьного проекта – к профессиональной карьере», в заочных и очных Всероссийских конференциях «Меня оценят в 21 веке», «ЮНЭКО», «Национальное Достояние».
Из личного опыта могу поделиться тем, что нужно для успешной поисково-исследовательской работы:
1. Разбудить желание и интерес к поиску и творчеству, сформировать исследовательскую мотивацию, т.е. ребенок должен захотеть понимать информацию и сообщать ее другим. Еще в школе ученик учится говорить обдуманно, целенаправленно, решать проблемы, дискутировать и выступать с рефератами, уметь слушать других и себя.
2. Научить ребенка работать с источниками и архивными материалами. Конечно, этими умениями обучающиеся овладевают на уроках. Но необходимо, чтобы они сами полистали старые газеты, притронулись к фотографиям и письмам. Все эти документы хранят кладовую тайн истории. Хочу привести цитату из одной работы о фронтовых письмах: « О многом могут рассказать нам фронтовые письма. Многому нас научить. Научить любить свою Родину, трудиться, как беречь свое доброе имя. Они обращены к своим родным и близким, но по существу обращены к каждому из нас. Поэтому они нам и дороги, эти бесценные, пропахшие порохом документы». Поэтому мы тесно сотрудничаем с двумя музеями нашего города: краеведческим и музеем им. В.И.Чапаева.
3. Встречаться обязательно с людьми, которые представляют те области знаний, по которым пишется работа. Например, если работа по религиоведению, то обязательно консультируемся с настоятелем Воскресенского храма отцом Алексеем.
4. Посещать предприятия и различные организации. Например, чтобы лучше разобраться в функциях казначейской системы (одна из работ, представленных на Всероссийский конкурс «Меня оценят в 21 веке» - «Сохранение казны - дело государственной важности!»), ученица брала интервью у руководителя отделения федерального казначейства по Пугачевскому району Оловянникова Дмитрия Александровича. Как известно, интервьюирование - это один из практических методов исследования.
5. Уметь анализировать общественное мнение , создавать и проводить анкетирование среди своих сверстников, на основе результатов составлять схемы и диаграммы. Результаты и анализ социологического опроса всегда присутствуют в работах моих учеников.
6. Обязательно высказать свою позицию и личное мнение по той проблеме, о которой идет речь в работе.
7. Научить работать детей в группе. Для этого провожу специальные занятия, где учу ребят давать логичный и последовательный ответ, доказывать и опровергать, делать собственный вывод и т.д. И самое главное - получать положительные эмоции!
8. Уметь делиться знаниями. Исследование - один из типов мыследеятельности. Основной продукт исследования- знания. Если нет желания делиться, то какой тогда смысл в написании работы? Поэтому главное уметь предоставить результат своего творческого труда. И не важно, на уроке или на всероссийском конкурсе!
Мой опыт работы в школе показывает, что позитивная мотивация к исследовательской работе может быть только тогда, когда выполняются следующие условия:
- уважительное отношение к ученику;
- поддержание чувства собственного достоинства в каждом ученике;
- признание права личности быть непохожей на других;
- предоставление права на свободу выбора;
- оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;
- учет индивидуально-психологических особенностей детей.
Анализируя свою работу, прихожу к следующим выводам:
- усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения обучающихся;
- значительно расширяется кругозор ребят и желание больше читать дополнительной литературы;
- вооружает школьников универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценки;
- формирует социальный опыт в труде и общении;
- способствует профессиональному росту, расширяя знания как в области своего предмета, так и в педагогической науке, дает возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал;
- расширяет контакты на профессиональной основе с коллегами из других учебных заведений, преподавателями вузов, родителями учащихся.
Без сомнения, исследование - особая область изучения, которая должна стать предметом целенаправленного обучения учащихся.