Научно-методическая статья "Система управления культурой в СССР в 1964-1985 гг."
Научно-методическая статья "Система управления культурой в СССР в 1964-1985 гг."
Основателем советского государства В. И. Лениным были разработаны основные принципы государственного руководства культурой: «в советской республике вся постановка дела просвещения как в политико-просветительской области вообще, так и специально в области искусства, должна быть проникнута духом классовой борьбы». При этом утверждалось, что «только миросозерцание марксизма является правильным выражением интересов, точки зрения и культуры». И. В. Сталин в своем труде «Марксизм и вопросы языкознания» подтвердил ленинские установки и в частности монополию партии на управление культурными процессами: «буржуазия и ее националистическая партия действительно руководят буржуазной культурой, так же как пролетариат и его интернационалистическая партия руководят пролетарской культурой». Эти принципы не менялись в течение всего советского периода отечественной истории. И в 1964 – 1985 годах литература и искусство рассматривались как «мощное средство коммунистического воспитания», «идейное оружие партии».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Научно-методическая статья "Система управления культурой в СССР в 1964-1985 гг." »
Исмайылова Эсмира Рзахан кызы
Управление культурой в 1964-1985 годах.
В октябре 1964 г. Н.С.Хрущев был обвинен в «волюнтаризме» и «субъективизме», снят со всех постов и отправлен на пенсию. Пост Первого секретаря ЦК КПСС занял Л.И. Брежнев. Вопрос был решен на пленуме ЦК партии, подготовленном ближайшими соратниками в глубокой тайне от лидера. Решения пленума отражали стремление партии добиться известной стабилизации и реалистичности, несвойственных политике Н.С. Хрущева. Встала альтернатива – либо, избавившись от перегибов, последовательно продолжать проведение в жизнь политики, намеченной на XX съезде партии, либо идти по пути командной экономики и тоталитарной системы власти, не прибегая к реформам и не затрагивая глубинных факторов, тормозящих развитие общества. К сожалению, развитие событий пошло по второму пути, свернувшему процесс демократизации и повернувшему к консервации отживших элементов общественных отношений. Руководство дало клятву никогда больше не нарушать «ленинские принципы» коллективности руководства и не допускать впредь совмещения в одном лице должности руководителя партии и главы правительства, как это было при Сталине и Хрущеве. Таким образом, период «оттепели» сменяется эпохой «застоя».
Основателем советского государства В. И. Лениным были разработаны основные принципы государственного руководства культурой: «в советской республике вся постановка дела просвещения как в политико-просветительской области вообще, так и специально в области искусства, должна быть проникнута духом классовой борьбы». При этом утверждалось, что «только миросозерцание марксизма является правильным выражением интересов, точки зрения и культуры». И. В. Сталин в своем труде «Марксизм и вопросы языкознания» подтвердил ленинские установки и в частности монополию партии на управление культурными процессами: «буржуазия и ее националистическая партия действительно руководят буржуазной культурой, так же как пролетариат и его интернационалистическая партия руководят пролетарской культурой». Эти принципы не менялись в течение всего советского периода отечественной истории. И в 1964 – 1985 годах литература и искусство рассматривались как «мощное средство коммунистического воспитания», «идейное оружие партии».
До 1953 года в нашей стране никогда не существовало такого ведомства как Министерство культуры, а управление культурными процессами было рассредоточено по разным партийно-правительственным учреждениям. На протяжении советского периода система органов партийно-государственного руководства подвергалась многочисленным реорганизациям. Одной из наиболее крупных реформ в этой области явилось создание 15 марта 1953 года союзно-республиканского Министерства культуры, которое выполняло различные функции.
Постановлением Совета министров от 28 марта 1963 года была определена следующая структура Министерства:
Главное управление высшего образования
Главное управление кинематографии
Главное управление по делам искусств
Главное управление радиоинформации
Главное управление радиовещания
Главное управление профессионального образования
Главное управление издательств, полиграфии и книжной торговли
Совинформбюро (на правах Главного управления)
Главное управление кинофикации и кинопроката
Главное строительное управление
Главное управление производственных предприятий
Главное управления и сбыта
Управление по делам культурно- просветительских учреждений
Управление средних специальных учебных заведений
Управление руководящих кадров
Управление внешних сношений
Планово- экономическое управление
Финансовое управление
Управление капитального строительства
Центральная бухгалтерия
Первый отдел
Военно-мобилизационный отдел
Отдел экспертизы, проектов и смет по строительству
Юридический отдел
Отдел военизированной и пожарно-сторожевой охраны
Транспортный отдел
Инспекция при министре
Секретариат министра
Канцелярия министра
Арбитраж
Хозяйственное управление
При Министерстве культуры состоят:
Высшая аттестационная комиссия (ВАК)
Государственная инспекция по охране памятников истории и искусства
Министерству также непосредственно подчинялся Союзгосцирк, имевший в середине 1950-х годов несколько лет статус Главного управления цирков. Управления Министерства подразделялись на отделы по отраслям культуры, – например отдел театров и т.п.
В 1963 году структура Министерства культуры получила законченный вид и практически не претерпела глобальных изменений в течение последующих десятилетий, вплоть до ликвидации союзного Министерства культуры:
Структура центрального аппарата Министерства культуры СССР
Согласно приказу министра от 14 октября 1963 года
Управление театров
Управление музыкальных учреждений
Управление изобразительных искусств и охраны памятников
Управление культурно- просветительских учреждений
Главная библиотечная инспекция
Управление кадров и учебных заведений
Планово- финансовое управление (с Центральной бухгалтерией)
Управление внешних сношений
Отдел капитального строительства и новой техники
Отдел снабжения
Первый отдел
Управление делами
Высшим органом управления Министерства культуры являлась, как и в других правительственных органах коллегия. В ее состав входили: сам министр, его первые заместители и заместители, а также начальники некоторых Главных управлений.
Деятельность Министерства регулировалась Положением о Министерстве культуры СССР, утвержденным Постановлением Совета министров СССР от 20 июня 1953 года. Согласно этому документу министр обладал весьма широкими полномочиями. Так, он определял персональный состав коллегии и представлял его на утверждение в Совет министров СССР, утверждал положения о Главных управлениях и управлениях Министерства, назначал и смещал их начальников, а также руководителей подразделений непосредственно подчиненных Министерству (директоров учебных заведений, киностудий и т.п.), создавал организации и изменял их подчиненность. На практике некоторые кадровые вопросы был уполномочен решать первый заместитель министра. Впрочем, по многим кадровым вопросам союзное Министерство являлось лишь передаточным звеном. Характерен пример назначения на должности чиновников областного ранга. Схема была весьма сложна и многоступенчата. Республиканское Министерство представляло кандидатуру на обсуждение в союзное. Последнее, в свою очередь рассматривало анкетные данные - одобряло или отвергало претендента. В случае одобрения кандидатура на должность чиновника областного ранга представлялась на окончательное утверждение в ЦК КПСС.
Министр одновременно являлся председателем коллегии, вел ее, подводил итоги обсуждения, выносил окончательный вердикт по тому или иному вопросу. Он также оформлял решения коллегии в виде приказов и инструкций. В положении, правда, зафиксирована возможность ограничения власти министра: «в случае разногласия между министром и коллегией министр проводит в жизнь свое решение, доводя о возникших разногласиях до сведения Совета министров СССР, а члены коллегии в свою очередь могут апеллировать в Совет министров СССР». Однако, ни одного прецедента разногласий коллегии и министра по принимаемым решениям не зафиксировано. Первый заместитель во время отсутствия министра (по болезни, в случае увольнения) выполнял его функции, – вел заседания коллегии, занимался текущими делами.
Полномочия и функции Министерства культуры были закреплены в Положении, принятом 20 июня 1953 года, согласно которому оно должно было обладать практически неограниченными возможностями в сфере управления наукой и культурой. Причем контроль над этими сферами должен был быть всеобъемлющим как в части административной, так и в материальной. В частности Министерство утверждало учебники, направляло деятельность высших учебных заведений, руководило и управляло производством кинофильмов, вносило в Совет министров предложения по развитию кинематографа, устанавливало порядок утверждения литературно- режиссерских сценариев, утверждало планы производства отечественных фильмов и осуществляло прокат на территории СССР. Министерство должно было стать, по замыслу авторов положения государственным органом, который «осуществляет руководство всеми видами искусства в СССР и направляет деятельность творческих союзов… в деле создания произведений для театрально - зрелищных учреждений». Оно также составляло сводные и годовые тематические планы издания литературы, должно было осуществлять учебно-методическое руководство делами подготовки и воспитания специалистов в сфере образования. Кроме того, Министерство решало финансовые вопросы в подведомственных ему учреждениях - в частности должно было утверждать порядок установления тарифно-квалификационных категорий творческим работникам, разрабатывать и вносить на утверждение в Совет министров типовые расценки и гонорары. Министерство, согласно положению должно было руководить подведомственными ему предприятиями и стройками. Таким образом, посредством Министерства культуры, согласно принятому положению должен был осуществляться фактически тотальный контроль в сфере культуры и образования.
Центральным информационным органом Советского государства являлся ТАСС. В январе 1972 года ТАСС был преобразован в Союзно-республиканский орган – ТАСС при СМ СССР – на правах государственного комитета.
В этот период министрами культуры СССР были люди, по профессии далекие от проблем культуры, - Елена Алексеевна Фурцева (1960-1974) и Петр Нилович Демичев (1974-1986). Оба с юношеских лет – на комсомольско-партийной аппаратной работе. По воспоминаниям многих деятелей литературы и искусства Е.А. Фурцева более или менее вникла в проблемы культуры по существу, да и то на закате жизни (закончила жизнь самоубийством в 1974 г.). А «биолог» П.Н. Демичев в усложнявшихся культурно-творческих процессах вообще выглядел беспомощным. Кадры высших и средних руководителей редко формировались из профессионалов, а на местах «управляли» сплошь дилетанты. Соответствующее отношение к таким «руководителям» было и со стороны художественной интеллигенции.
Список литературы и источников:
Коржихина Т.П. История государственных учреждений СССР [Текст] // Т.П. Коржихина. – М., 1986.
Машковский В.П. История отечественной культуры XX века. Часть 2. [Текст] // В.П. Машковский. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001.
Министерство культуры СССР [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki, свободный. (Дата обращения 13.10.2014 г.)
Семенов В.В. История государственных учреждений Советского Союза [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.spsl.nsc.ru/history/descr/rus, свободный. (Дата обращения 13.10.2014 г.)
Исаев И.А. История государства и права России. – М., 2008.