kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Научная статья "К вопросу о казахской государственности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

очень спорный вопрос о процессе складывания казахской народности

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Научная статья "К вопросу о казахской государственности"»






Научная статья




К ВОПРОСУ КАЗАХСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ






МатвееваАнтонида Петровна



КГУ «Екатериновская общеобразовательная школа»,

Жамбылский район,

Северо-Казахстанскаяобласть,

с. Екатериновка



















Март 2018г


К ВОПРОСУ КАЗАХСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ


Казахстан вот уже 27 год живет в условиях возрожденного независимого государства. Именно возрожденного, считают ученые – номановеды, поскольку, появившись еще в XV веке, оно существовало вплоть до начала XIX века, пока Казахстан не оказался в составе России.

Академик НАН РК, востоковед – арабист Булат Кумеков, утверждая, что это именно так, а не иначе, ссылается на арабские, персидские и тюркские источники мусульманского круга.

От саков - к казахам

В XV веке, как свидетельствуют источники, на огромных пространствах Великой степи – Дешт – и – Кыпчак, простиравшегося от устья Дуная до низовий Сырдарьи и озера Балхаш, в восточном его регионе зародилось первое Казахское ханство, основы которого закладывались за несколько веков до нашей эры.

История Казахского ханства появилась не в одночасье, его протоистоки уходят в глубину веков, в общество саков. Государство саков сложилось примерно в VI – V веках до нашей эры. Золотой воин, найденный в окрестностях Алматы, как раз жил в ту эпоху.

Если опираться на находки археологов, в этом древнем обществе имелись важнейшие атрибуты государственности: верховная власть, имущественное неравенство, социальная дифференциация и письменность, необходимая для нужд административной, хозяйственной и дипломатической практики.

Тюркский каганат

Во II веке до нашей эры преемники саков образовали свои государства: усуни на территории нынешнего Жетысу, канглы – в бассейне Сырдарьи, а родственный им этнос кыпчак, находившийся под политической гегемонией гуннов,- на территории Казахстана.

Как зафиксировано в древних китайских источниках, эти политические объединения просуществовали по V век нашей эры, в VI веке на территории нынешней Монголии и Казахстана появилась первая евразийская империя Тюркский каганат. Тюркские правители – каганы – покорили огромные земли от Маньчжурии до Черного моря.

Государство тюрков было поделено на Восточный каганат с центром в Монголии и Западный – с центром на территории современного Жетысу. Улук – каганы , верховные правители, сидели в Монголии, а на местах находились кичикаганы, но олитическое влияние при первом правителе Западного каганата Истеми-кагане в 70 –х годах VI века доходило , как свидетельствуют арабские исторические сочинения , до причерноморских степей. Византийский император Ираклий, признавая политическую гегемонию в 628 году возложил на голову Тон-ягбу- кагана свою собственную корону.

На развалинах Тюркского каганата , который произошел в VIII веке, образовался целый государственных структур. На западе (Кавказ и Западный Прикаспий)- хазарский каганат, на Волге – государство булгаров, а на собственно территории Казахстана появились три государства: огузов – на Сырдарье, карлуков – в Жетысу и кимеков – в бассейне Иртыша. На востоке, на Енисее, возникло государство кыргызов, а на территории Монголии – Уйгурский каганат. Все эти государства продолжили развитие древних тюркских традиций – политических, социальных и культурных.

Кыпчаки, которые в это время расселились на территории Центрального Казахстана и Южного Урала, находились в политической зависимости от Кимекского каганата,, образованного в IX на территории Восточного и Центрального Казахстана. Это продолжалось вплоть до начала XI века, когда кыпчакские ханы захватили власть и образовали свое государство – Кыпчакское ханство. То есть они оказались наследниками государства кимеков.

Усилившись за счет потенциала последних ,кыпчаки стали расширять свою территорию. Вскоре они вытеснили Огузов с бассейна Сырдарьи. Захваченная ими обширная территория - от Иртыша до Каспийского моря – в зарубежной историографии стала носить название Дешт – и – Кыпчак (степь кыпчаков).

Впервые этот этногеографический термин был упомянут Насир – и Хусрау, персидским поэтом XI века. Так начиналась кыпчакская эпоха.

Кыпчакская эпоха

Используя военный и экономический потенциал покоренных ими огузов, победители двинулись на запад, чтобы еще больше расширить свою территорию. И в 70-х годах XI века они были уже в причерноморских степях. Огромные земли – от Иртыша и до Черного моря – оказались в руках кыпчакских ханов. Чтобы лучше управлять им, Кыпчакское ханство было поделено на две части: Восточно – Кыпчакское и Западно-Кыпчакское. Последнее находилось в подчинении первого: все улуг-ханы выходили с Востока, то есть с территории Казахстана. А на Западе управление находилось в руках знатных, но не династийных племен – бурчоглы и таксоба. В XII веке кыпчаки стали самым многочисленным народом, который к тому же занимал самую большую территорию Дешт – и – Кыпчак.

Все, кто проживал в границах Кыпчакского государства, как отмечал знаток тюркского мира Махмуд аль Кашгари (1029- 1101гг) в своем знаменитом произведении «Диван луга тат-тюрк», постепенно стали называть себя кыпчаками, даже если они не относились к этому племени.

Эту ситуацию в какой-то степени можно сравнить с современностью. Если любого нашего соотечественника спрашивают за пределами нашей страны о национальной принадлежности, то он называет себя казахом, но казах казаха спрашивает: »Кто ты?», то каждый называет свой жуз – Младший, Средний или Старший, потом идут уточнения по родовой принадлежности. Такая же ситуация была и в XII веке применительно к кыпчакской общности: огуз, кимек, карлук или кимек, когда его спрашивали извне о его племени, от отвечал, что он кыпчак.

Победитель заговорил на языке побежденного

Когда говорят о последствиях нашествия монголов, то речь идет вовсе не о разрушениях городов (ни одна война не обходится без этого), не о физическом истреблении(хороших или плохих войн не бывает, есть сопротивление и есть уничтожение), отрицательные последствия состоят в том, что монголы прервали завершающий этап формирования кыпчакского народа и положили конец мощному Кыпчакскому ханству. В начале XIII века начался этап формирования такого народа, как кыпчаки, и уже завершался, как вдруг он был прерван монгольским нашествием.

С приходом монголов образовалась Золотая Орда - Алтын Орды, известная большая как Улус Джучи или Улус Бату, а во многих источниках как государство Дешт – и- Кыпчак, или даже Кыпчакское ханство, либо Куманское царство. Почему? Да потому, что уже во второй половине XIII века в борении двух культур и традиций – монгольской и кыпчакской – верх одержали кыпчаки. И как результат – потомкам Чингисхана – чингизидам – стала принадлежать политическая власть, а кыпчакам – духовная.

Двинувшись в начале XIII века на запад, Чингисхан прекрасно понимал, что если там и есть сила, которая может преодолеть его, то только кыпчаки. Везде, куда он вторгался со своим войском до этого, ему легко было удержать власть: монголы по своему военному потенциалу намного превосходили любое оседлое земледельческое государство, но кыпчаки были такими же, как и они сами, - здесь действовали степной образ жизни, традиции и культура.

Поэтому одолеть кыпчаков окончательно они могли только при помощи дипломатии, хитрости и натравливанию их друг на друга, ну и, разумеется, уничтожения династийного рода ель-борели. До этого Чингисхан также поступил с татарскими племенами – чтобы никто не мог оспорить власть его и потомков, расправился с династийным родом, который мог претендовать на государственное управление.

В силу вышеназванных причин к концу XIII века пошел процесс кыпчакизации и тюркизации не только монгольской династийной ветви – чингизидов, но и всех монголов, которые пребывали на территории Дешт-и-Кыпчака. Захватчики говорили на кыпчакском и придерживались традиций и быта покоренного народа.

Властная структура чингизидов и оказала влияние на сюжет генеалогических преданий – шежире. Пытаясь приблизиться к политической элите, некоторые тюркские структуры становились авторами надуманных линий. Например, о том, что Тюрк и Монгол - сыновья одного отца.

Государства Ак Орда, появившееся в конце III века, стало первым государственным образованием на территории Казахстана после монгольского периода. Оно было основано на кыпчакской структуре, только лишь власть принадлежала ассимилировавшимся среди местного населения чингизидам. Эта нить - правление чингизидов, дойдя и до времени образования Казахского ханства в XV веке, продолжалась вплоть до XIX века – до тех пор, пока казахи не оказались в составе России.

Кыпчакский фактор и современность

Но коль основу образования казахского народа составили все племена, кочевавшие по всей территории Дешт- и-Кыпчак – от Иртыша до причерноморских степей - карлуки, усуни, адаи и найманы, почему мы говорим только о кыпчаках?

В руках знатных кыпчаков была сосредоточена политическая власть, они являлись ведущей структурой общества того времени. А это в свою очередь оказало влияние на развитие этнического процесса. Мощные кыпчакские традиции и культура впитали в себя духовность всех других степных этносов. И поэтому другие племена, которые расселялись вместе с кыпчаками на этой территории, стали постепенно называть себя кыпчаками, хотя они таковыми не были.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Кадыржан Абуев. Истоки казахской государственности и её символы.

Акмолинская правда. №53, 12. 05. 2012

2 Жумашев Р.М. История Казахстана с древнейших времен до наших дней. Караганда, 2003






























Анкета-заявка

на участие во II Республиканском конкурсе «Педагоги XXI века»

по номинации «Лучшая статья»

ФИО автора (полностью)

Матвеева Антонида Петровна

Дата рождения

01.10.1060

E-mail, тел номер(обязательно)

yekatrinovskaya@yandex.ru

87052651963

Место работы

КГУ «Екатериновская основная средняя школа»

Адрес учреждения

Село Екатериновка, Жамбылский район, Северо-Казахстанская область

Должность

Учитель, директор школы

Стаж работы, категория

39 лет, высшая категория

Преподаваемый предмет

История;

человек, общество, право



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Научная статья "К вопросу о казахской государственности"

Автор: Матвеева Антонида Петровна

Дата: 17.04.2018

Номер свидетельства: 466540

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "статья на тему "550 лет образованию казахского ханства" "
    ["seo_title"] => string(60) "stat-ia-na-tiemu-550-liet-obrazovaniiu-kazakhskogho-khanstva"
    ["file_id"] => string(6) "148149"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419599839"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Разговор у книжной полки, посвященный Дню Первого Президента Республики Казахстан "
    ["seo_title"] => string(94) "razghovor-u-knizhnoi-polki-posviashchiennyi-dniu-piervogho-priezidienta-riespubliki-kazakhstan"
    ["file_id"] => string(6) "139052"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417631818"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Устный журнал «Первый Президент Республики Казахстан» "
    ["seo_title"] => string(57) "ustnyi-zhurnal-piervyi-priezidient-riespubliki-kazakhstan"
    ["file_id"] => string(6) "135992"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417014668"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Статья "Ветераны – педагоги всегда с нами" "
    ["seo_title"] => string(46) "stat-ia-vietierany-piedaghoghi-vsieghda-s-nami"
    ["file_id"] => string(6) "119535"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413458860"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Статья "Педагоги-ветераны всегда с нами" "
    ["seo_title"] => string(46) "stat-ia-piedaghoghi-vietierany-vsieghda-s-nami"
    ["file_id"] => string(6) "119541"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413460100"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства