kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Наш край в межвоенный период» (1918-1941г.).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:     1.Изучение событий происходивших в Могилёве  накануне 2-ой Мировой войны и в начальный период Великой Отечественной войны.

               2.Развивать умение самостоятельно работать, анализировать,        делать выводы, работать с документами.

              3.Гордость за историческое прошлое  родного города.

Методика проведения – ланкастерская школа, с использованием информационной образовательной технологии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Наш край в межвоенный период»


«Наш край в межвоенный период» (1918-1941г.).


Цели: 1.Изучение событий происходивших в Могилёве накануне 2-ой Мировой войны и в начальный период Великой Отечественной войны..

2.Развивать умение самостоятельно работать, анализировать, делать выводы, работать с документами.

3.Гордость за историческое прошлое родного города.

Оборудование: Фотографии родного города, могилёвский справочник.

Методика проведения – ланкастерская школа, с использованием информационной образовательной технологии.


. Ход мероприятия.


I. Вводно- подготовительный этап мероприятия. ( Занятия)

. Учащимся заранее давались задания и рефераты по данной тематике.

- «Могилёв в 1918-1920гг.»

- «Могилёв в 1920-1930 гг.»

- «Могилёв в 1930-1941гг.»

- «Развитие культуры Могилёва в данный период»

- «Знаменитые земляки» Могилев 1997

Андрей Рамонов

Как симфония, тихая ночь
Прокружит над бесшумной рекой.
По осколкам сна пусть бежит прочь
Вновь приходит рассвет в город твой.

Вновь с аккордами колоколов
Вечно чтущих обычай церквей,
Просыпаешься ты- Могилев,
Ускользнув из объятий ночей.

Как по клавишам ветер шальной
По омытой листве пробежит.
Соскользнув на асфальт мостовой,
Он мелодией ветра звенит.

С наслажденьем вдыхают мосты
Ароматный и ласковый свет,
У дорог что-то шепчут цветы.
Город мой- есть что вспомнить тебе.

И расскажут пусть кручи Днепра
Как на бой поднимался народ,
Как волною вздымалась война
Не щадя ни простых, ни господ.

Как пути разъяренной толпы
Вечно алчущих крови врагов
По жестокому зову судьбы
Приводили к тебе- Могилев

Но как своры безумных собак,
Боязливо поджавших хвосты,
Уносили назад на зубах
Поражения горькую пыль.

Честь и слава твоим сыновьям!
И поклон дочерям до земли!
Могилев- помни их имена...
Неподвластен векам подвиг их.

И всегда после тяжких годин
Восставал из огня Могилев.
Возрождался из мертвых руин,
Вспоминая былое как сон.

Молчаливо струит время бег,
Словно книги считая листы.
Семьсот тридцать минуло уже
Поколений зимы и весны.

И на улочках старых дома
И листвою осыпанный клен
И высокие кручи Днепра-
Это ты- город мой- Могилев.

Вновь окутаны дымкой леса,
Вновь поют соловьи до зари,
Вновь играет с листвою роса,
Вновь с рассветом уснут фонари.

Вновь у солнцем омытой реки
Кто-то скажет кому-то- люблю.
У дорог что-то шепчут цветы-
В Могилеве встречают весну.






II. Основные моменты проведения мероприятия..(занятия)

1.Деятельность учителя;

- краткое вступление в тему;

Предмет истории – то в прошедшем, что не проходит, как наследство, урок, незаконченный процесс, как вечный закон. Изучая дедов, узнаём внуков, т.е. изучая предков, узнаём самих себя. Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего мы в нём живём, как и к чему должны стремиться, механическими куклами, которые не родятся, а делаются, не умирают, по закону жизни, а ломаются по чьему-то детскому капризу.

( В.О.Ключевский )

- чему посвящено данное мероприятие ; (занятие) - представляет учащихся, которые будут помогать в проведении данного мероприятия; (занятия)

- задаёт вопросы учащимся: а) Что вы знаете из истории нашего города?

б) Когда возник г.Могилёв?

- далее учитель обращает внимание на фотографии старого города - вот так

выглядел наш Могилёв до войны.


- вопрос учащимся- В каком году началась война?

- Кто первым принял на себя удар фашистских войск?

- Сколько дней защищались жители нашего города?

- краткий экскурс по теме (вступительное слово);

На берегу Днепра ,на высоком плато , раскинулся один из древних городов Беларуси – Могилёв. Днепр делит город пополам - на правобережье и левобережье. Летописи , упоминая о многих селениях и городах , соседних с Могилёвом, не говорят о нём до Х||| в. Около 1267 г. Галицкий князь Лев Данилович построил на месте нынешнего города замок , назвав его Могилёвом. Однако существуют и другие версии происхождения названия города. Управляемый старостами , Могилёв находился сначала во владении литовских князей , а потом польских королей. В актах имя Могилёв начинает встречаться с 1320 г. , когда он был в зависимости от витебских князей. С 1526 г. Могилёвский замок стал называться городом.

Выбор места для основания города не случаен. При впадении реки Дубровенки заканчивается Могилёвская излучина Днепра и река на отрезке от Любужа к Могилёву подходит не с севера , а с востока и на участке от городского пляжа до пристани течёт даже с юга на север , что позволяло контролировать движение плывущей по реке флотилии , а в случае необходимости и напасть на неё из-за высокого мыса прикрывавшего реку Дубровенку. Поэтому легенда о разбойничьих атаманах Машеке и Гвозде вполне несёт в себе отзвук правдоподобия. Некоторые исследователи считают , что название Могилёв происходит от имени полоцкого князя Льва Владимировича ( Льва Могучего ). По мнению польского историка Г. Ловмяньского , в 1-й пол. 16 в. Могилёв был самым крупным городом бел. Поднепровья. К началу 17 в. Город стал одним из крупнейших ремесленно-торговых центров Беларуси , к середине столетия – и всего Великого княжества Литовского.

28.01.1577 г. Могилёв получил право на самоуправление – магдебургское право. Власть в городе перешла в руки магистрата ( рады ) . С предоставлением магдебургского права Могилёву разрешили построить ратушу , ему был пожалован герб : на голубом поле каменная башня. Облик города начал резко изменяться. Вообще Могилёв относится к тем древнейшим белорусским городам, которые развивались около укреплённого замка. Замок выполнял две функции : военную и административную. Вся территория Могилёва делилась на 15 сотен.

Новый период в строительстве начинается с начала 17в.В этот период на территории Беларуси происходили значительные перемены в крепостном строительстве. Вместо деревянных башен и ограждений вводились земляные насыпные валы с бастионами по типу западноевропейских. В тех местах где валы пересекались с подъездными дорогами , строились ворота , которые открывали въезд в город. Исчезла деревянная церковь. На её месте появился большой жилой дом для королевского старосты.

В 17в. в основном сформировалась планировочная структура Могилёва , которая в дальнейшем расширялась и благоустраивалась.

- просмотр слайдов (презентация).

- даёт слово помощникам;

- подводит итог мероприятию(занятию) - заключительное слово.


2. Деятельность учащихся.

-выступают с рефератами по данной теме;

- отвечают на вопросы учителя;

- сопровождают рассказ показом слайдов (презентация).

III. Заключительная часть:

«У нас что ни город, то норов», - часто говаривали в старину. Нам есть что помнить, есть чем гордиться. Но все ли наше бесценное наследие бережем мы, как следует? Для того чтобы беречь, надо знать. К сожалению, не исключение, а обычное явление, когда, изучая историю и культуру государства, мы ничего не знаем об истории и культуре тех мест, где родились и выросли, не знаем не только прошлого, но и не задумываемся о настоящем. Главная цель нашего мероприятия состоит в том, чтобы заложить первый кирпичик для строительства прочного моста между прошлым, настоящим и будущим. Но не только этим хочется ограничиться. Верится, что человек, который считает себя истинным патриотом своего города, способен будет принять эстафету поколений, сохраняя и приумножая наше культурное богатство. Мы говорим: «Без прошлого нет будущего». Это не пустые слова. Если знаешь и уважаешь прошлое своей семьи, историю своего города, то оценишь и поймешь тех людей, жизнью и трудом которых пишется история наших дней. По мнению Леонида Леонова, «чувство родины в каждом гражданине соразмерно его личному вкладу в общее дело». Вопрос «корней», связи с прошлым во имя будущего остро звучит сегодня. Самосознание нации слагается из самосознания индивидуумов – граждан Отечества… Здание это строится не в один день. Оно слагается из миллионов кирпичиков, сцепленных самым крепким цементом – любовью к Родине, любовью к родному городу. Кто-то сказал, что многообразие жизни определяется количеством взирающих на нее глаз, из чего можно заключить, что предела этому многообразию нет. Тем не менее, каждый взгляд на мир интересен и ценен, более того, он уникален. Города, как и люди, имеют свою биографию, свою родословную. Вот и Могилёв имеет свою уникальную биографию, гармонично сочетающую в себе старое и новое. Пройдите по его улицам, и вы увидите его живое лицо, его историю, сотканную из противоречивых событий разных эпох. У этого города удивительное прошлое и, надеемся, не менее удивительное будущее.





- задаёт вопросы: а - Что нового узнали об истории родного города?

б - Поделитесь ли вы этими знаниями с другими?

в - Почему? С какой целью?

г - Пригодятся ли вам данные знания?

д - где?





I V. Рефлексия






V. Организация домашнего задания. Подготовить краткий рассказ на тему: В чью честь было названо та или иная улица нашего города, и почему?



Данный материал можно использовать на уроках, во внеклассных мероприятиях.



Просмотр содержимого документа
«Предмет истории»











Предмет истории – то в прошедшем , что не проходит, как наследство, урок, незаконченный процесс , как вечный закон. Изучая дедов, узнаём внуков, т.е. изучая предков, узнаём самих себя. Без знания истории мы должны признать себя случайностями , не знающими как и зачем мы пришли в мир , как и для чего мы в нём живём , как и к чему должны стремиться , механическими куклами , которые не родятся , а делаются , не умирают , по закону жизни , а ломаются по чьему-то детскому капризу.





( В.О.Ключевский )

Просмотр содержимого презентации
«Начало обороны Могилева»

На сколько хорошо я знаю историю своего города…

На сколько хорошо я знаю историю своего города…

ТЕМА: Наш край в 1918-1945 гг.

ТЕМА:

Наш край в 1918-1945 гг.

Ты стаіш шмат вякоў ля сівога кургана Машэкі,   А аблічча тваё застаецца заўжды маладым.   Расцвітай, Магілеў, любы горад маёй Беларусі,   Хай тваю прыгажосць нясе людзям   дняпроўская плынь. А. Шлеянкоў

Ты стаіш шмат вякоў ля сівога кургана Машэкі, А аблічча тваё застаецца заўжды маладым. Расцвітай, Магілеў, любы горад маёй Беларусі, Хай тваю прыгажосць нясе людзям дняпроўская плынь.

А. Шлеянкоў

Что я знаю? Что я узнал? Что хочу узнать?

Что я знаю?

Что я узнал?

Что хочу узнать?

Могилёв – это целая эпоха, состоящая из прошлого, настоящего и будущего.

Могилёв – это целая эпоха, состоящая из прошлого, настоящего и будущего.

В истории города, как в зеркале отразились события переломных периодов в судьбах ВКЛ и РП, Русского государства и Российской империи.

В истории города, как в зеркале отразились события переломных периодов в судьбах ВКЛ и РП, Русского государства и Российской империи.

«Всё было ясно и предопределено самим Богом в возвышении днепровского города» Сурта

«Всё было ясно и предопределено самим Богом в возвышении днепровского города»

Сурта

Могилёв «имел вид обширной пристани, знаменитой по всей России, и состоял он из домов украшенных чем-то вроде картин удивительных и изящных».

Могилёв «имел вид обширной пристани, знаменитой по всей России, и состоял он из домов украшенных чем-то вроде картин удивительных и изящных».

МОГИЛЁВ  в межвоенный период

МОГИЛЁВ в межвоенный период

МОГИЛЁВ  в годы ВОВ

МОГИЛЁВ в годы ВОВ

Начало обороны Могилева  3 июля 1941 года

Начало обороны Могилева 3 июля 1941 года

Героическая 13-ая армия…

Героическая 13-ая армия…

23-ДНЕВНАЯ ГЕРОИЧЕСКАЯ ОБОРОНА мОГИЛЕВА

23-ДНЕВНАЯ ГЕРОИЧЕСКАЯ ОБОРОНА мОГИЛЕВА

В обороне Могилева выделяются 3 этапа

В обороне Могилева выделяются 3 этапа

I этап Первый этап, продолжавшийся с 3 по 9 июля , включал в себя бои разведывательных и передовых отрядов на дальних подступах к городу. I

I этап

Первый этап, продолжавшийся с 3 по 9 июля , включал в себя бои разведывательных и передовых отрядов на дальних подступах к городу.

I

I I этап Второй этап, продолжавшийся с 9 по 16 июля , включал в себя упорные оборонительные бои в предполье, на основной полосе обороны перед Могилёвом.

I I этап

Второй этап, продолжавшийся с 9 по 16 июля , включал в себя упорные оборонительные бои в предполье, на основной полосе обороны перед Могилёвом.

I I I этап Третий этап, продолжавшийся с 16 по 27 июля , когда войска, оборонявшие Могилев, оказались в окружении. I

I I I этап

Третий этап, продолжавшийся с 16 по 27 июля , когда войска, оборонявшие Могилев, оказались в окружении.

I

Героическая 23-дневная оборона Могилева явила собой пример доблести и самоотверженности…

Героическая 23-дневная оборона Могилева явила собой пример доблести и самоотверженности…

БУЙНИЧЕСКОЕ ПОЛЕ

БУЙНИЧЕСКОЕ ПОЛЕ

НА БУЙНИЧЕСКОМ ПОЛЕ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ПРОХОДИЛИ ОЖЕСТОЧЕННЫЕ БОИ ВОИНОВ 172-Й СТРЕЛКОВОЙ ДИВИЗИИ(ГЕНЕРАЛ-МАЙОР М.Т.РОМАНОВ) 61-ОГО СТРЕЛКОВОГО КОРПУСА 13-Й АРМИИ С НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИМИ ЗАХВАТЧИКАМИВО ВРЕМЯ МОГИЛЕВСКОЙ ОБОРОНЫ 1941Г.

НА БУЙНИЧЕСКОМ ПОЛЕ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

ПРОХОДИЛИ ОЖЕСТОЧЕННЫЕ БОИ

ВОИНОВ 172-Й СТРЕЛКОВОЙ ДИВИЗИИ(ГЕНЕРАЛ-МАЙОР М.Т.РОМАНОВ) 61-ОГО СТРЕЛКОВОГО КОРПУСА 13-Й АРМИИ С НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИМИ ЗАХВАТЧИКАМИВО ВРЕМЯ МОГИЛЕВСКОЙ ОБОРОНЫ 1941Г.

Рубеж Тишковка-Буйничи-селец, перекрывая автодорогу могилев-бобруйск и железную дорогу могилев-жлобин, защищали воины 388-го стрелкового полка (полковник С.Ф.Кутепов)

Рубеж Тишковка-Буйничи-селец, перекрывая автодорогу могилев-бобруйск и железную дорогу могилев-жлобин, защищали воины 388-го стрелкового полка (полковник С.Ф.Кутепов)

С 10-го июля противник систематически подвергал позиции 388-го полка массированной бомбардировке и артеллерийному обстрелу.

С 10-го июля противник систематически подвергал позиции 388-го полка массированной бомбардировке и артеллерийному обстрелу.

12-го июля, упредив атаку противника, советская артиллерия нанесла огонь по скоплению  нем. Танков нанесла врагу значительные потери.

12-го июля, упредив атаку противника, советская артиллерия нанесла огонь по скоплению нем. Танков нанесла врагу значительные потери.

13-го июля враг ворвался на позиции 3-го батальона;  воины полка контратаковали противника и отстояли рубеж обороны.

13-го июля враг ворвался на позиции 3-го батальона; воины полка контратаковали противника и отстояли рубеж обороны.

Бои носили ожесточенный характер и в последующие дни, свои позиции сов. войны удерживали до 22-го июля

Бои носили ожесточенный характер и в последующие дни, свои позиции сов. войны удерживали до 22-го июля

ГЕРОИ  ОБОРОНЯВШИЕ МОГИЛЕВ  ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ  ВОЙНЫ

ГЕРОИ ОБОРОНЯВШИЕ МОГИЛЕВ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

ПОНОМАРЕНКО ПАНТЕЛЕЙМОН КОНДРАТЬЕВИЧ   Первый секретарь ЦК КП(б) Белоруссии, член военного совета Западного фронта, участник разработки плана и организации обороны Могилева.

ПОНОМАРЕНКО ПАНТЕЛЕЙМОН КОНДРАТЬЕВИЧ

Первый секретарь ЦК КП(б) Белоруссии, член военного совета Западного фронта, участник разработки плана и организации обороны Могилева.

Симонов Константин Михайлович Писатель. 12-14 июля 1941 года как военный корреспондент посетил передовую линию могилевской обороны. О событиях тех дней Симонов рассказывал в романе «живые и мертвые», книге дневников «каждый день длинный».

Симонов Константин Михайлович

Писатель. 12-14 июля 1941 года как военный корреспондент посетил передовую линию могилевской обороны. О событиях тех дней Симонов рассказывал в романе «живые и мертвые», книге дневников «каждый день длинный».

Кутепов Семен Федорович Участник обороны города Могилева во время ВОВ. Член КПСС с 1939г. Участник 1-ой мировой войны. Участник гражданской войны. Участник русско-Финляндской войны.

Кутепов Семен Федорович

Участник обороны города Могилева во время ВОВ. Член КПСС с 1939г. Участник 1-ой мировой войны. Участник гражданской войны. Участник русско-Финляндской войны.

Мовчанский Дмитрий Степанович Секретарь Могилевского подпольного обкома КП(б)Б. награжден медалями и орденами.

Мовчанский Дмитрий Степанович

Секретарь Могилевского подпольного обкома КП(б)Б. награжден медалями и орденами.

Карпинская  Т атьяна Романовна Член ВЛКСМ. Во время ВОВ с лета 1941 участвовала в спасении оставшихся в госпиталях раненых советских войск. В июле 1943г вместе с матерью была зверски замучена немецко-фашистскими оккупантами.

Карпинская Т атьяна Романовна

Член ВЛКСМ. Во время ВОВ с лета 1941 участвовала в спасении оставшихся в госпиталях раненых советских войск. В июле 1943г вместе с матерью была зверски замучена немецко-фашистскими оккупантами.

Памятники погибшим солдатам во время великой отечественной войне

Памятники погибшим солдатам во время великой отечественной войне

Памятник на буйническом поле Смирнов-сержант. Иван Дмитриевич Грошев-красноармеец. Семин-красноармеец. Бондарь-связист, красноармеец. Громов-связист. Медников-старший лейтенант, старший адъютант командира батальена. Орешин-младший политрук. Степанов- младший сержант. Сушков- младший сержант. Тарасевич Савва Михайлович-сержант. Давыдов-капитан. 340-й легкоартиллерийский полк: Пашун-заместитель политрука. Прохоров-младший политрук. Аксеонов-лейтенант, командир 45-мм орудия. Капустин-младший лейтенант. Орлов Борис Михайлович-капитан, начальник связи полка.

Памятник на буйническом поле

Смирнов-сержант.

Иван Дмитриевич Грошев-красноармеец.

Семин-красноармеец.

Бондарь-связист, красноармеец.

Громов-связист.

Медников-старший лейтенант, старший адъютант командира батальена.

Орешин-младший политрук.

Степанов- младший сержант.

Сушков- младший сержант.

Тарасевич Савва Михайлович-сержант.

Давыдов-капитан.

340-й легкоартиллерийский полк:

Пашун-заместитель политрука.

Прохоров-младший политрук.

Аксеонов-лейтенант, командир 45-мм орудия.

Капустин-младший лейтенант.

Орлов Борис Михайлович-капитан, начальник связи полка.

Сквер имени И.С. Лазаренко

Сквер имени И.С. Лазаренко

Ты жыві, Магілёў, любы горад зямлі беларускай,   Хай тваю прыгажосць нясе людзям   дняпроўская плынь. А. Шлеянкоў

Ты жыві, Магілёў, любы горад зямлі беларускай, Хай тваю прыгажосць нясе людзям дняпроўская плынь.

А. Шлеянкоў


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Наш край в межвоенный период» (1918-1941г.).

Автор: Чигряй Светлана Ивановна

Дата: 28.12.2020

Номер свидетельства: 568863


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства