«Наш край в межвоенный период» (1918-1941г.).
Цели: 1.Изучение событий происходивших в Могилёве накануне 2-ой Мировой войны и в начальный период Великой Отечественной войны..
2.Развивать умение самостоятельно работать, анализировать, делать выводы, работать с документами.
3.Гордость за историческое прошлое родного города.
Оборудование: Фотографии родного города, могилёвский справочник.
Методика проведения – ланкастерская школа, с использованием информационной образовательной технологии.
. Ход мероприятия.
I. Вводно- подготовительный этап мероприятия. ( Занятия)
. Учащимся заранее давались задания и рефераты по данной тематике.
- «Могилёв в 1918-1920гг.»
- «Могилёв в 1920-1930 гг.»
- «Могилёв в 1930-1941гг.»
- «Развитие культуры Могилёва в данный период»
- «Знаменитые земляки» Могилев 1997
Андрей Рамонов
Как симфония, тихая ночь
Прокружит над бесшумной рекой.
По осколкам сна пусть бежит прочь
Вновь приходит рассвет в город твой.
Вновь с аккордами колоколов
Вечно чтущих обычай церквей,
Просыпаешься ты- Могилев,
Ускользнув из объятий ночей.
Как по клавишам ветер шальной
По омытой листве пробежит.
Соскользнув на асфальт мостовой,
Он мелодией ветра звенит.
С наслажденьем вдыхают мосты
Ароматный и ласковый свет,
У дорог что-то шепчут цветы.
Город мой- есть что вспомнить тебе.
И расскажут пусть кручи Днепра
Как на бой поднимался народ,
Как волною вздымалась война
Не щадя ни простых, ни господ.
Как пути разъяренной толпы
Вечно алчущих крови врагов
По жестокому зову судьбы
Приводили к тебе- Могилев
Но как своры безумных собак,
Боязливо поджавших хвосты,
Уносили назад на зубах
Поражения горькую пыль.
Честь и слава твоим сыновьям!
И поклон дочерям до земли!
Могилев- помни их имена...
Неподвластен векам подвиг их.
И всегда после тяжких годин
Восставал из огня Могилев.
Возрождался из мертвых руин,
Вспоминая былое как сон.
Молчаливо струит время бег,
Словно книги считая листы.
Семьсот тридцать минуло уже
Поколений зимы и весны.
И на улочках старых дома
И листвою осыпанный клен
И высокие кручи Днепра-
Это ты- город мой- Могилев.
Вновь окутаны дымкой леса,
Вновь поют соловьи до зари,
Вновь играет с листвою роса,
Вновь с рассветом уснут фонари.
Вновь у солнцем омытой реки
Кто-то скажет кому-то- люблю.
У дорог что-то шепчут цветы-
В Могилеве встречают весну.
II. Основные моменты проведения мероприятия..(занятия)
1.Деятельность учителя;
- краткое вступление в тему;
Предмет истории – то в прошедшем, что не проходит, как наследство, урок, незаконченный процесс, как вечный закон. Изучая дедов, узнаём внуков, т.е. изучая предков, узнаём самих себя. Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего мы в нём живём, как и к чему должны стремиться, механическими куклами, которые не родятся, а делаются, не умирают, по закону жизни, а ломаются по чьему-то детскому капризу.
( В.О.Ключевский )
- чему посвящено данное мероприятие ; (занятие) - представляет учащихся, которые будут помогать в проведении данного мероприятия; (занятия)
- задаёт вопросы учащимся: а) Что вы знаете из истории нашего города?
б) Когда возник г.Могилёв?
- далее учитель обращает внимание на фотографии старого города - вот так
выглядел наш Могилёв до войны.
- вопрос учащимся- В каком году началась война?
- Кто первым принял на себя удар фашистских войск?
- Сколько дней защищались жители нашего города?
- краткий экскурс по теме (вступительное слово);
На берегу Днепра ,на высоком плато , раскинулся один из древних городов Беларуси – Могилёв. Днепр делит город пополам - на правобережье и левобережье. Летописи , упоминая о многих селениях и городах , соседних с Могилёвом, не говорят о нём до Х||| в. Около 1267 г. Галицкий князь Лев Данилович построил на месте нынешнего города замок , назвав его Могилёвом. Однако существуют и другие версии происхождения названия города. Управляемый старостами , Могилёв находился сначала во владении литовских князей , а потом польских королей. В актах имя Могилёв начинает встречаться с 1320 г. , когда он был в зависимости от витебских князей. С 1526 г. Могилёвский замок стал называться городом.
Выбор места для основания города не случаен. При впадении реки Дубровенки заканчивается Могилёвская излучина Днепра и река на отрезке от Любужа к Могилёву подходит не с севера , а с востока и на участке от городского пляжа до пристани течёт даже с юга на север , что позволяло контролировать движение плывущей по реке флотилии , а в случае необходимости и напасть на неё из-за высокого мыса прикрывавшего реку Дубровенку. Поэтому легенда о разбойничьих атаманах Машеке и Гвозде вполне несёт в себе отзвук правдоподобия. Некоторые исследователи считают , что название Могилёв происходит от имени полоцкого князя Льва Владимировича ( Льва Могучего ). По мнению польского историка Г. Ловмяньского , в 1-й пол. 16 в. Могилёв был самым крупным городом бел. Поднепровья. К началу 17 в. Город стал одним из крупнейших ремесленно-торговых центров Беларуси , к середине столетия – и всего Великого княжества Литовского.
28.01.1577 г. Могилёв получил право на самоуправление – магдебургское право. Власть в городе перешла в руки магистрата ( рады ) . С предоставлением магдебургского права Могилёву разрешили построить ратушу , ему был пожалован герб : на голубом поле каменная башня. Облик города начал резко изменяться. Вообще Могилёв относится к тем древнейшим белорусским городам, которые развивались около укреплённого замка. Замок выполнял две функции : военную и административную. Вся территория Могилёва делилась на 15 сотен.
Новый период в строительстве начинается с начала 17в.В этот период на территории Беларуси происходили значительные перемены в крепостном строительстве. Вместо деревянных башен и ограждений вводились земляные насыпные валы с бастионами по типу западноевропейских. В тех местах где валы пересекались с подъездными дорогами , строились ворота , которые открывали въезд в город. Исчезла деревянная церковь. На её месте появился большой жилой дом для королевского старосты.
В 17в. в основном сформировалась планировочная структура Могилёва , которая в дальнейшем расширялась и благоустраивалась.
- просмотр слайдов (презентация).
- даёт слово помощникам;
- подводит итог мероприятию(занятию) - заключительное слово.
2. Деятельность учащихся.
-выступают с рефератами по данной теме;
- отвечают на вопросы учителя;
- сопровождают рассказ показом слайдов (презентация).
III. Заключительная часть:
«У нас что ни город, то норов», - часто говаривали в старину. Нам есть что помнить, есть чем гордиться. Но все ли наше бесценное наследие бережем мы, как следует? Для того чтобы беречь, надо знать. К сожалению, не исключение, а обычное явление, когда, изучая историю и культуру государства, мы ничего не знаем об истории и культуре тех мест, где родились и выросли, не знаем не только прошлого, но и не задумываемся о настоящем. Главная цель нашего мероприятия состоит в том, чтобы заложить первый кирпичик для строительства прочного моста между прошлым, настоящим и будущим. Но не только этим хочется ограничиться. Верится, что человек, который считает себя истинным патриотом своего города, способен будет принять эстафету поколений, сохраняя и приумножая наше культурное богатство. Мы говорим: «Без прошлого нет будущего». Это не пустые слова. Если знаешь и уважаешь прошлое своей семьи, историю своего города, то оценишь и поймешь тех людей, жизнью и трудом которых пишется история наших дней. По мнению Леонида Леонова, «чувство родины в каждом гражданине соразмерно его личному вкладу в общее дело». Вопрос «корней», связи с прошлым во имя будущего остро звучит сегодня. Самосознание нации слагается из самосознания индивидуумов – граждан Отечества… Здание это строится не в один день. Оно слагается из миллионов кирпичиков, сцепленных самым крепким цементом – любовью к Родине, любовью к родному городу. Кто-то сказал, что многообразие жизни определяется количеством взирающих на нее глаз, из чего можно заключить, что предела этому многообразию нет. Тем не менее, каждый взгляд на мир интересен и ценен, более того, он уникален. Города, как и люди, имеют свою биографию, свою родословную. Вот и Могилёв имеет свою уникальную биографию, гармонично сочетающую в себе старое и новое. Пройдите по его улицам, и вы увидите его живое лицо, его историю, сотканную из противоречивых событий разных эпох. У этого города удивительное прошлое и, надеемся, не менее удивительное будущее.
- задаёт вопросы: а - Что нового узнали об истории родного города?
б - Поделитесь ли вы этими знаниями с другими?
в - Почему? С какой целью?
г - Пригодятся ли вам данные знания?
д - где?
I V. Рефлексия
V. Организация домашнего задания. Подготовить краткий рассказ на тему: В чью честь было названо та или иная улица нашего города, и почему?
Данный материал можно использовать на уроках, во внеклассных мероприятиях.