kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Модульная технология на уроках истории древнего мира в 5 классе. Урок-образ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал  представляет структуру модульного урока-образа в 5  классе. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Модульная технология на уроках истории древнего мира в 5 классе. Урок-образ.»

Модульная технология на уроках истории Древнего мира в 5-м классе

Урок-образ.

Урок-образ — это первый этап каждой новой темы. Тема включает в себя всю совокупность новых типов уроков, но всегда начинается с урока-образа. К примеру, в теме «Древний Египет» в 5-м классе первый урок пред­ставляет собой символическую совокупность будущих шести уроков темы.

Первый урок-образ есть опережающее целостное сим­волическое начало всей темы. Так как урок-образ начи­нает тему, то он представляет собой двуединую направ­ленность. Во-первых, в уроке осуществляется опора на личностный опыт школьников, который соотносится с предметным содержанием всей темы. Во-вторых, урок открывает возможности детского сознания, в которых возникают опережающие, символические, рациональ­ные, смысловые и событийные, «чистые» в своей энерге­тике представления о теме в целом. Результатом урока-образа по существу и является целостное опережающее образное представление учащихся о будущей теме.

Урок-образ, отвечая за самодвижение детского созна­ния, представляет собой модуль, который открывает от­ношение детей к будущему явлению истории и культуры, а через него — к собственному целостному состоянию сознания. Структура модульного урока-образа такова:

1) микромодуль мотивационного образа;

  1. микромодуль опережающего рационального пред­ставления;

  2. микромодуль смысла;

  3. микромодуль действия;

5)микромодуль актуализации и проповеди.

Микромодуль — это такой этап урока, в котором соз­даются условия для восхождения детского сознания от непосредственных интуиции к его «чистым» состояни­ям, переходящим далее к продуктивным результатам в форме знаково-символического инобытия такого рода состояния. Например:

  • от детских образных интуиции в первом микромо­дуле через открытие образно «чистого» состояния к творению символов и знаков, определенных со­держанием урока;

  • от детских рациональных интуитивных размышле­ний к состояниям «чистого» мышления, а от них — к логическим построениям, определенным темой урока во втором микромодуле;

  • от личностно-смысловых жизненных интуиции ребенка к переживанию «чистой» идеи судьбы, а от нее — к символическому выражению тожде­ства судеб школьника и персоны культуры в тре­тьем микромодуле;

  • от интуитивно-волевого опыта детских поступков к «чистоте» волевого актав ответственной ситуации, а от него — к знаково-символическому действию (поступку) в четвертом микромодуле;

  • и, наконец, запечатленный в сознании школьника знаково-символический структурный синтез урока приводит детское сознание в условиях пятого ми­кромодуля к состоянию «чистого» влияния, кото­рое результируется далее во вдохновенном жела­нии в реорганизации микросреды и собственного сознания в контексте духовных идеалов урока.

  • Итак, урок-образ представляет собой новую форму, состоящую из пяти микромодулей, функционирующих последовательно. Каждый микромодуль реализует свою частную и поурочную цель. Последовательность микро­модульного построения нарушать ни в коем случае нель­зя, иначе это войдет в противоречие с этапами самодви­жения детского сознания. Все микромодули должны действовать в уроке на основе триединства средств: сло­во, наглядность, действие (музыка, жест), развиваться в необходимом темпоритме с элементами ускорения, где каждый последующий микромодуль должен быть инте­ресней предыдущего. Пять микромодулей урока-образа должны быть построены на основе диалога между лич­ностным опытом школьника и инвариантным опытом субъектов и персон истории культуры и жизни. Пока­жем еще раз общую структуру урока-образа в соответ­ствии с представленными характеристиками.

  • Микромодуль мотивационного образа — это первый этап урока, в котором создаются условия для восхожде­ния детского личностного стихийного опыта на уровень знаков и символов всей темы.

  • Микромодуль опережающего рационального пред­ставления. Его задача состоит в том, чтобы создать условия для восхождения неразвитого рационально-логического опыта детей на уровень опережающей рационально-логической схематики всей темы.

  • Микромодуль смысла — это создание условий для опережающих личностно-смысловых диалогов в контек­сте судьбы эпохи и судьбы школьника нового поколения.

  • Микромодуль действия это опережающее для всей темы выполнение самостоятельного действия, в котором синтезируются воображаемые поступки, коллективные и персональные поступки субъектов и персон будущей темы (часто в виде театрализованных диалогов с персо­нами истории).

  • Микромодуль актуализации и проповеди — это созда­ние условий для перевода детского сознания из абстракт­ных, опережающих образных схем смыслов и действий урока в структуру непосредственного опыта жизни для его понимания и гармонизации.

  • В каком-то смысле урок-образ можно сравнить с уроком-лекцией либо с уроком объяснения нового ма­териала. Однако старый знаниевый подход ориентировал учителя на подведение учащихся к усвоению веду­щих понятий всей темы, а также для подбора фактов и их понимания.

  • В уроке-образе идея усвоения понятий остается, од­нако не в столь категоричном виде, как это было ранее. Здесь понятия усваиваются, но с ориентацией на их априорное существование в детском сознании. Более детальная характеристика урока-образа будет представ­лена далее. Однако заметим: главное отличие состоит в том, что символы и знаки не изучаются. К ним сознание школьника восходит через состояние «чистой» образ­ности. Ребенок достигает понимания понятия, но через состояние радости мышления. У школьников появля­ется отношение к эпохе и к ее субъектам, но через пере­живание своей судьбы. Дети испытывают потребность в действии, но лишь через переживание «чистого» акта собственной воли.

  • Таким образом, опыт показал, что условия, в которых детские образные интуиции переходят в свое знаково-символическое бытие, — это явление гораздо более эф­фективное как для «чистого» сознания ребенка, так и для его предметно-содержательного выражения.

  • Микромодуль мотивационного образа

  • Это микромодуль, с которого начинается в целом урок-образ. В нем содержательно, взаимно проникают тенденции личностного опыта школьника и тотальные символы темы. Первоначально опытные впечатления пока хаотичны, хотя вполне напоминают какой-то инту­итивный порядок. Однако его существенное обобщение и восхождение к символам возможны лишь в условиях, которые создает структура микромодуля мотивационно-го образа. Во-первых, с помощью беседы актуализиру­ется стихийный опыт детей. Во-вторых, далее с помо­щью беседы, которая также отталкивается от детских

  • рациональных построений, выстраивается понятийный конструкт этих же впечатлений. В-третьих, с помощью характеристики дети вводятся в ситуацию пережива­ния собственного личностного опыта. В-четвертых, на основе триединства средств «слово, наглядность, музы­ка» школьники воспринимают, переживают тотальные символы будущей темы.

  • К примеру, в микромодуле мотивационного образа в уроке-образе по теме «Древний Египет» в 5-м классе со­держательная структура развивается так:

  • 1. Актуальная беседа

  • Учитель предлагает пятиклассникам представить, что они заблудились в лесу и связь со взрослыми поте­ряна. «В каком месте вы будете организовывать про­странство для стоянки, чтобы выжить и дождаться по­мощи?» — спрашивает учитель. После недолгих пред­положений большинство ребят решили остановиться у реки, объясняя это наличием питьевой воды, еды (рыба). Наконец, река — это путь, по которому можно выйти к людям.

  • 2. Актуальное объяснение

  • «Что же такое река для человека?» — спрашивает учитель и вместе с детьми дает определение, что река —

  • это важнейшее условие для выживания. Затем дети в тетрадях записывают определение понятия «выжи­вание».

  • 3. Смысловая характеристика

  • Учитель: «Река — это еще и место человеческих со­зерцаний и откровений. Ведь вы наверняка были когда-нибудь с родителями у реки. Вспомните те пережива­ния, которые вы испытывали, всматриваясь в ее покой и глубину...» (Дети вспоминают.) «Да, —обобщает учитель, — река в ее неисчезающем вечном движении и есть чувство покоя, которое соединяет человека с громадами леса и гор, с гармонией целостного природного мира. Речной характер склонен из величавого движения пере­ходить к веселью пробивающихся глубинных потоков, рождающих бурные переливы и мощь всё сметающих паводков. Река так похожа на человеческую жизнь, а в переживании непрерывности прошлого, настояще­го и будущего она, как человек, имеет свою судьбу. Две судьбы открылись, созерцая друг друга, — судьба реки и судьба человека. И переживание этой встречи стано­вится истоком жизненного вдохновения».

  • 4. Символическое сюжетное повествование. Триединство средств

  • «Священные песни египтян» (звучит древнеарабская музыка), силуэт Нила на слайде.

  • Учитель: «Итак, ребята, три тысячи лет назад у реки с коротким названием Нил жили люди. И река дала им благополучие и любовь.

  • Сегодня мы отправимся к великой древней реке Нил. Но сначала — музыка Древнего Египта. Древние заве­щали, что слушать ее можно только с чистым сердцем. Если сердце человека чистое, то ему откроется самое прекрасное, что есть в мире.

  • Итак, ребята, подумайте о любви. О том, как вы лю­бите своих маму, папу, братиков и сестричек. Подумай­те, как хорошо вам было в лесу или на море. А сейчас закройте глаза, и вы услышите эту музыку». (Дети за­крывают глаза.)

  • Через некоторое время учитель продолжает: «На пу­стыню опускается ночь. Тихо и неслышно движение воз­духа. Темнота сливается с песком, словно песок — это отражение звезд. Где-то в этой бескрайности остановил­ся древний народ бедуины. Спит Древний Египет, спят бедуины и их кони. И только один из них не спит, смот­рит в небо и говорит с ним, как с человеком. И небо от­вечает ему: "И в крови твоей мужественность космоса, в сердце твоем священная сила, подаренная солнцем, очисти свое сердце, держи в нем только правду, любовь к своей священной земле. И наградит тебя земля.

  • Слава тебе, Нил,

  • Приходящий, чтобы оживить Египет.

  • Орошающий пустыню далеко от воды,

  • Владыка рыб и птиц, творец зерна

  • И травы для скота,

  • Приносящий хлеб и пищу всякую.

  • Если он медлит, жизнь прекращается

  • И люди гибнут.

  • Когда же он приходит, земля

  • Ликует и всё живое в радости.

  • О солнце,

  • Когда ты заходишь на западе земля

  • Погружается во тьму, подобную смерти.

  • Во мраке выходят

  • Из своих логовищ хищные звери

  • И выползают ядовитые гады.

  • Когда ты всходишь на востоке,

  • Гонишь мраки вся земля торжествует.

  • От лучей твоих оживают растения на полях.

  • Птицы взлетают из гнезд и поют тебе хвалу. Сияние твое проникает в глубины вод, И на поверхности реки плещутся рыбы. Люди просыпаются, поднимают руки к тебе

  • И принимаются за работу".

  • Познакомимся поближе с этой древней землей и ее людьми.

Тема нашего урока: "Древний Египет"».

  • (Далее начинается условное путешествие по Древ­нему Египту.)

  • Покажем это путешествие более развернуто. (Дети ведут дневник путешественника.) В лодке, сделанной из бумаги и стоящей на столе учителя, мы совершаем плавание по Нилу. Нам помогает вельможа, с которым мы познакомились в Мемфисе.

  • Путешествие начинается с испытания — прохожде­ния лодки между порогами Нила... (Дети записыва­ют пороги.)

  • Далее мы видим на берегу людей, уставших от ми­ражей и из последних сил стремящихся к оазису. Мы причаливаем к берегу, видим пирамиды и оставляем на папирусе свое послание. (Дети записывают: оа­зис, папирус, мираж. Ha одной из стоянок заходим в египетский храм и узнаем о главном боге Ра. Наконец, встречаемся с фараоном... (Дети записывают: храм, фараон, бог Ра.)

  • За десять минут перед ассоциативным взглядом ре­бенка предстал весь Древний Египет. Осталось прове­рить записи путешественников.

  • Этап опережающей понятийной схематизации

  • Для этого этапа характерен переход от рационально-логического целостного воображения явлений к опере­жаемым этапным схемам и ведущим понятиям, охватывающим будущее явление. Надо заметить, что это всего лишь условие для открытия в сознании школьника «чи­стых» состояний мышления.

При этом и схематика, и понятийность рождаются из присущей сознанию школьника неразвитой схематиза­ции и логизации мира. Это могут быть будущие этапы войны, революции, периоды становления древней ци­вилизации.

Главное здесь состоит в том, что ритмы явлений куль­туры априори даны человеку. Он сам задает себе перио­ды и этапы жизни, в его сознании живут истоки всех ведущих понятий человечества. В сознании ребенка запечатлены природно-климатические периоды года: осень, зима, весна, лето. А есть и этапы его жизни: дет­ство, отрочество, юность; есть недели, месяцы и годы. И всё здесь периодизировано и этапизировано челове­ком. И лишь через себя он способен взглянуть на иден­тичные ритмы тотальных явлений. Так лее как и на по­нятия, содержания которых он якобы не знает, не подо­зревая о том, что государство как понятие и как явление родилось из его же сознания, является зеркалом его со­знания, так же как и собственность, монополии, геопо­литика, ислам, православие, буддизм и многое другое. Создать на уроке условия, с помощью которых учитель открывает сначала истоки появления понятия, а затем предлагает детям создать его современную формулу. При таком подходе вы становитесь свидетелем актов «чистого» мышления.

В основе данного микромодуля лежит определенная опытом и научными исследованиями схема метода кон­центра. Суть его в следующем: от открытого символа или знака урок переходит в схему, которая становится кон­центром рационального представления; далее изучае­мый материал делится на логические части, представ­ляющие аспекты концентра, и в строго определенной логике функционирует в уроке. Механизм логической части начинается с актуальной беседы, затем переходит в представление исторического содержания, начина­ющегося с логического проблемного задания и имею­щего ориентировочную основу (план, схематизация, вычленение главного). Когда выполнение логического задания завершено, в логической части возникает смыс­ловой сюжетный фрагмент с действующими участника­ми исторического процесса. Далее рациональные итоги и смысловые откровения синтезируются в историческом суждении, главное понятие которого наполняет схему концентр. Так же развиваются и все остальные логиче­ские части: каждый раз доходя до суждения, они воз­вращаются к концентру и наполняют его содержанием. Когда же аспектный анализ завершен, метод концентра вступает в четвертый этап в проверке понимания основ­ного содержания концентра, а далее пятый этап — ин­теллектуальное творческое задание, открывающее сущ­ность содержания концентра.

Урок-образ

Тема: «Древнее Двуречье»

I. Микромодуль мотивационной беседы
Учитель: «Ребята, какие реки вы знаете? Какая река

протекает в нашем городе? А вы знаете место, где реки как будто встречаются друг с другом? А ведь такое ме­сто есть». (Дети включаются в разговор с учителем и отвечают на его вопросы.)

II. Символ

Учитель: «Молодцы, ребята! Ответьте еще на несколь­ко вопросов:

  • Сколько глаз у человека? — Два.

  • Сколько ног у человека? — Две

  • Сколько туфелек было у Золушки? — Две.

  • Самая плохая оценка? — «Двойка».

Цифра «2» — это важная цифра, которая на нашем сегодняшнем уроке будет самой главной. Сегодня мы поговорим с вами об удивительной стране древности — Древнем Двуречье. Само название о многом говорит.

Сейчас мы с вами отправимся в увлекательное путе­шествие, по ходу которого вы все станете исследовате­лями. Вам будут даны карты, которыми можно пользо­ваться, отмечать всё самое необходимое. Еще вы долж­ны будете вести дневники путешествия, которые будут прикреплены к карте. (Необходимо распечатать каж­дому ученику карту Двуречья.)

(Учитель начинает рассказ о Двуречье.) В разное время эту страну называли Междуречьем, Месопотамией или Вавилонией. Древнее Двуречье находилось на территории Передней Азии, в долине которой протекают реки Тигр и Евфрат, там издревле существо­вали очаги земледелия. Примерная дата возникновения государства — 7000 лет назад. О древнейшей истории Двуречья мы знаем очень мало, так как на месте многих поселений, городов не сохранилось ни руин, ни гробниц, подобных египетским пирамидам, ни остатков храмов — лишь глиняные холмы.

На землях Древнего Двуречья не было ни строитель­ного камня, ни леса, ни полезных ископаемых, а страна была богатой. Почему?» (Дети выполняют первое ин­дивидуальное задание. Используют описания, сделан­ные Геродотом, путешествуют по Древнему Двуречью. Учащиеся работают с источником, отвечают на по­ставленный вопрос.)

Учитель: «Ребята, как связаны цифра «2» и Древняя Месопотамия? (Две реки — Тигр и Евфрат.)

Природа Южной Месопотамии

Учитель: «Вся Вавилония, подобно Египту, перереза­на каналами. Самый большой из этих каналов судоходен. В юго-восточном направлении он течет из Евфрата в другую реку — Тигр. На ней находился город Нин. Из всех стран на свете эта земля производит, безусловно, самые лучшие плоды Деметры. Напротив, плодовые де­ревья там даже вообще не произрастают: ни смоковни­ца, ни виноградная лоза, ни маслина. Что же до плодов Деметры, то земля приносит их в таком изобилии, что урожай возрастает в двести, а в хорошие годы — даже и в триста раз. Листья пшеницы и ячменя достигают целых четыре пальца в ширину. Что просо и сезам бы­вают там высотой с дерево, хорошо известно, но не ста­нем останавливаться на этом. Мы знаем, сколь большое недоверие встретит наш рассказ о плодородии разных хлебных злаков у тех, кто сам не бывал в Вавилонии.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Модульная технология на уроках истории древнего мира в 5 классе. Урок-образ.

Автор: Щемилкина Людмила Александровна

Дата: 31.08.2016

Номер свидетельства: 341817


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства