kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методика подготовки к государственной итоговой аттестации по истории. Подготовка к историческому сочинению (25 задание).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как известно, историческое сочинение – задание 25 ЕГЭ по истории, является творческим заданием, основная цель которого – проверить исторический кругозор выпускника при характеристике определенной исторической эпохи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методика подготовки к государственной итоговой аттестации по истории. Подготовка к историческому сочинению (25 задание).»

Выполнила: Терновая Оксана Павловна,

учитель истории и обществознания

МБОУ «Гимназия», г.Полярный.




Методика подготовки к государственной итоговой аттестации по истории.


Подготовка к историческому сочинению (25 задание).


История – наука, изучающая прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Выработка сознательного оценочного отношения к историческим событиям, процессам и явлениям, деятелям – важнейшая задача преподавания истории в школе. В принятых к реализации Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) выдвинуто требование учёта интересов и возможностей учащегося, меняется образовательная парадигма, и

приоритетной целью образования становится не только «передача суммы знаний, а развитие личности» каждого школьника, его способности определять ценностные приоритеты на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применять исторические знания в учебной и социальной деятельности. В процессе познания предмета формируется историческое мышление. Объекты прошлого воспринимаются в их причинно-следственных связях, знания о них систематизируются, прежде всего, во времени, в

хронологической логике.

При обучении истории формируются:

- фактологические знания, включающие знания о конкретных исторических фактах, локализованных во времени и пространстве;

- теоретические знания, включающие в себя понятия разной степени обобщённости, существенные причинно-следственные связи, позволяющие понимать обусловленность событий, тенденции и закономерности исторического развития.

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования. Традиционно в ЕГЭ предметом проверки подготовки выпускника по истории были предметные результаты, однако в контексте требований ФГОС важно применять критерии, процедуры и формы представления образовательных достижений с выявлением

метапредметных и личностных результатов. При этом необходимо органично вписать систему их оценки в текущий образовательный процесс, в существующую форму государственной итоговой аттестации, модернизируя и дополняя прежние подходы.



ЧТО ТАКОЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЧИНЕНИЕ?

Как известно, историческое сочинение – задание 25 ЕГЭ по истории, является творческим заданием, основная цель которого – проверить исторический кругозор выпускника при характеристике определенной исторической эпохи.

Ведено в структуру ЕГЭ по истории оно было в 2016 году впервые, заменив применявшееся ранее специфическое письменное задание «Исторический портрет».

ПОЧЕМУ СОЧИНЕНИЕ?

Итак, требуется писать именно сочинение, конспективное изложение событий приведет к потере 1 балла за 1 из 7 критериев, по которым проверяется сочинение.

Данная концепция, видимо, будет продвигаться разработчиками материалов ЕГЭ в ближайшее время. Так, все знают, что уже третий год, с 2014, все выпускники пишут обязательное «президентское сочинение», являющееся допуском к обязательному ЕГЭ по русскому языку.

Да и новый министр науки и образования Васильева, утверждает, что:

«Нужно подумать и внести поправки о том, что вузы, особенно вузы очень сложные, социально значимые, должны иметь входящие письменные экзамены. Без этого нельзя. Я глубоко убеждена, что медицинские вузы, инженерные вузы — все вузы без исключения должны иметь письменный экзамен».

«Историческое сочинение» с 2016 г., это совершенно иной тип задания, при выполнении которого, в отличие от портрета, требуется выполнить более широкий набор критериев (7 вместо бывших 3).

СОЧИНЕННИЕ ПО ИСТОРИИ: ЧТО ОНО ПРОВЕРЯЕТ?

Задание ЕГЭ по написанию исторического сочинения проверяет:

- знание основных событий, явлений, процессов, характеризующих целостность отечественной и всемирной истории, их даты, хронологическую последовательность;

- знание исторических понятий, терминов, их использование;

- знание исторических деятелей (персоналий) и установление соответствия между событиями и историческими деятелями определенного периода истории;

- умение использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временнόго и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений определенного периода истории России;

- понимание исторической обусловленности событий (явлений, процессов), их исторического значения;

- понимание современных версий и трактовок важнейших проблем отечественной и всемирной истории, результатов деятельности исторических персоналий;

- умение представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности.

- умение систематизировать, обобщать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях исторического процесса, т.е. воссоздавать целое путем объединения частей, компонентов (синтез).

Наиболее сложно формировать и проверять неформализованные знания по истории, например, оценочные знания. К таким знаниям относятся сведения о различных научных точках зрения, мнениях, версиях описания исторических событий, интерпретации их причинно-следственных связей, сущности и значении и т.д. В сознании учеников эти сведения могут представать в виде чужих или собственных оценок.

При оценивании этого вида знаний, как правило, во внимание принимаются глубина, полнота раскрытия вопроса, обоснованность суждений и оценок, соответствующая нормативному уровню подготовки по предмету. Представляется важным также отметить, что один и тот же описанный факт, причинно-следственная вязь и т.д. должны оцениваться один раз, то есть единожды учитываться при том или ином критерии (как и ошибки).

Данное задание является альтернативным: выпускник имеет возможность выбрать из трёх предлагаемых периодов истории России только ОДИН и продемонстрировать на наиболее знакомом ему историческом материале свои знания и умения, понимание закономерностей исторического развития общества.

Само сочинение должно обязательно содержать следующие компоненты:

- конкретные события (явления, процессы) – не менее двух;

- две исторические личности и их роль в событиях (явлениях, процессах)

данного периода истории России;

- две причинно-следственные связи, существовавшие между событиями

(явлениями, процессами) периода;

- одну историческую оценку значимости периода;

- исторические термины, понятия в ходе изложения, их корректное

использование.


ПОДГОТОВКА К ИСТОРИЧЕСКОМУ СОЧИНЕНИЮ.

При подготовке выпускников к выполнению 25 задания – историческому сочинению, начиная уже с 2015-2016 учебного года использовала учебно- методическое пособие «История. Подготовка к ЕГЭ», О.Г. Веряскина, Е.Г. Губанова, С.И. Мумикова «История. ЕГ. 10—11 классы. Исторический период. Сочинение. Комплексный тренажер» - Ростов н/Д: Легион, 2016.

Данное пособие охватывает содержание курса истории России с IX века до начала ХХ века с включением всеобщей истории, нацелено на создание у школьников целостного представления о крупных эпохах отечественной истории, охватывает значительный пласт фактического материала. В то же время собое внимание уделяется формированию аналитических и информационно-коммуникативных умений обучающихся. Кроме справочного материала, в пособие включены задания, направленные на проверку умений: систематизировать исторические факты; устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи; использовать источники информации разных типов (текстовый источник, таблица, историческая карта, иллюстрация) для решения познавательных задач; аргументировать различные версии оценки с привлечением исторических знаний; представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности.

В каждую тему включены разделы «Линия времени», «Историческая карта», «Словарь», «Лицо эпохи», «Культура», «эпоха в схемах и таблицах», «Историческое сочинение».

При подготовке с историческому сочинению ученикам приходится решить задания всех разделов, только после этого они могут написать сочинение, по предложенному шаблону. Ответов в данном пособии нет, поэтому ученикам самим приходится выполнять все задания.



Пособие включает в себя 14 тем, до начала ХХ века включительно. Задания ХХ- ХХI вв. отсутствую. Для того, чтобы полноценно подготовиться к 25 заданию, начиная с сентября 2016 года, ученикам было предложено продолжить составление тетради самостоятельно.

При изучении текущего материала по истории 11 класса, ребята начали готовить задания по образцу тетради-тренажера.

Периоды по ХХ веку:

1894-1914

1914-1918

1917-1922

1921-1928

1929-1941

июнь 1941-ноябрь 1942

ноябрь 1942-декабрь 1943

январь 1944-май 1945

1945-1953

1953-1964

1964-1985

1985-1991

Подготовка к выполнению заданий занимает достаточно много времени. Поэтому, для облегчения работы, ученикам предложено поделится для работы по группам (каждая группа готовит свой раздел). После того как ученики подготовят материал по своему разделу, все блоки соединяются в единое целое. Итогом работы является историческое сочинение по предложенному образцу.

Подготовка к заданию 25 таким образом дает возможность повторить и обобщить материал для подготовки к ЕГЭ в целом.

Проанализировав результаты ЕГЭ 2016 года, я сделала для себя вывод, что такого вида подготовка дает положительные результаты, так как мои выпускники набрали баллы выше областного, в среднем 64 балла, а по сочинению средний – 9 баллов.


Краткая шпаргалка написания сочинения по историческому периоду.


___ (нужный период) — это период правления ___. Этот царь (князь, правитель) провел многие преобразования ___. Назову наиболее важные из них.

• Событие (явление, процесс) № 1 + итог.

• Историческая личность, связанная с этим событием (явлением, процессом), и ее роль.

• Событие (явление, процесс) № 2 + итог.

• Историческая личность, связанная с этим событием (явлением, процессом), и ее роль.

• Рассмотрим, какие существуют причинно-следственные связи между данными событиями (явлениями, процессами) в период правления ___. Оба события — ___ и ___ — были продиктованы общими причинами: ___.

• Результатами этих событий (то есть их следствием) стали ___, ___, ___.

• ___ правил в течение продолжительного времени — ___ лет. Его правление нельзя оценить однозначно.

• С одной стороны, ___.

• Но, с другой стороны, ___.

• Сама фигура ___ также неоднозначно оценивается отечественными и зарубежными историками как прошлого так и современности. Образ ___ в историографии довольно противоречив.

• Эпоха правления ___ в целом стала периодом ___.


 

Критерии оценивания 

Баллы

К1

 

Указание событий(явлений, процессов)

2

Правильно указаны два события(явления, процесса) 

2

Правильно указано одно событие(явление, процесс)

1

События(явления, процессы) не указаны или указаны неверно

0

К2

Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории

2

Правильно  названы  две  исторические  личности,  правильно охарактеризована роль этих личностей в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России

2

Правильно  названы  одна-две  исторические  личности, правильно  охарактеризована  роль  только  одной  личности в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России

1

Правильно названы одна-две исторические личности, их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России охарактеризована неправильно.

ИЛИ

Правильно названы одна-две исторические личности, их роль в указанных событиях(явлениях, процессах) данного периода истории России не охарактеризована.

ИЛИ

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ

Исторические личности названы неверно.

ИЛИ

Исторические личности не названы

0

К3

Причинно-следственные связи

2

Правильно  указаны  две  причинно-следственные  связи, существовавшие между событиями (явлениями, процессами)

2

Правильно  указана  одна  причинно-следственная  связь, существовавшая между событиями(явлениями, процессами)

1

Причинно-следственные связи указаны неверно.

ИЛИ

Причинно-следственные связи не указаны

0

К4

Оценка значения периода для истории России

1

Дана оценка значения периода для истории России с опорой на исторические факты и(или) мнения историков

1

Оценка значения периода для истории России сформулирована в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и(или) мнений историков.

ИЛИ

Оценка значения периода для истории России не дана

0

К5

Использование исторической терминологии

1

При  изложении  корректно  использована  историческая терминология

1

Все  исторические  термины,  понятия  использованы некорректно.

ИЛИ

Исторические термины, понятия не использованы

0

К6

Наличие фактических ошибок.

1 или 2 балла  по  критерию  К6 может  быть  выставлено только  в  случае,  если  по  критериям  К1–К4  выставлено в сумме не менее 4 баллов

2

В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки

2

Допущена одна фактическая ошибка

1

Допущены две или более фактические ошибки

0

К 7

Форма изложения.

1 балл  по  критерию  К7 может  быть  выставлен  только в  случае,  если  по  критериям  К1–К4 выставлено  в  сумме не менее 4 баллов

1

 

Ответ  представлен  в  виде  исторического  сочинения (последовательное, связное изложение материала)

1

 

Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений

0

 

Максимальный балл 

 

11




Использованная литература:

  1. Журавлева О.Н. Историческое сочинение: особенности подготовки к выполнению и оцениванию задания ЕГЭ. Учебно-методическое пособие. — СПб.: СПб АППО, 2016. — 53 с.

  2. Историческое сочинение. Новое задание на ЕГЭ / Вурста Н.И. -Ростов-на-Дону, 2016. — 221 с.

  3. Федеральный институт педагогических измерений: http://fipi.ru.

  4. Историко-культурный стандарт // Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. 83 с. С. 16-83 // Электронный ресурс: http://www.apkpro.ru /doc/koncepn_umk.pdf

  5. История. ЕГЭ. 10-11 классы. Исторический период. Сочинение. Комплексный тренажёр

Веряскина Ольга Георгиевна, Губанова Елена Георгиевна, Мумикова Светлана Ивановна, Легион, 2016.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Терновая Оксана Павловна

Дата: 23.01.2017

Номер свидетельства: 382915


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства