kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации по изучению темы "Русско-турецкая война"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе указаны цели: познакомить учащихся с ходом русско-турецкой войны 1877-1878гг; развивать навыки работы с картой,  выделять главное в тексте учебника, рассказывать прочитанный материал, ставить и разрешать проблемы; на примере доблести и мужества российской армии воспитывать чувство любвии гордости за Родину.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по изучению темы "Русско-турецкая война" »


Тема урока: Русско – турецкая война 1877–1878 гг.

Цели урока:

1.Познакомить учащихся с ходом русско-турецкой войны1877-1878 годов.

2.Развивать навыки работы с картой, умения выделять главное в тексте учебника, рассказывать прочитанный материал, ставить и разрешать проблемы.

3.На примере доблести и мужества российской армии воспитывать чувство любви и гордости за Родину.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: карта учебника «Русско-турецкая война 1877-1878 гг.»

Основные понятия и даты: Балканский кризис, конгресс, 1878-Сан-Ситефанский мирный договор, Берлинский конгресс, ноябрь 1877-падение Плевны.

План урока:

1.Балканский кризис.

2.Ход русско-турецкой войны.

3. Сан-Стефанский мирный договор.

4. Берлинский кризис.

5.Значение и причины победы России в войне.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

  2. Проверка д/з

1)

-Назовите основные направления внешней политики Александра 2.

-Какое событие во внешней политике России в то время можно назвать « триумфом российской дипломатии»?

-Какие действия предпринимала Россия для укрепления своих границ?

2)Тестовое задание

1. Какие страны входили в «Союз трёх императоров»?

  1. Россия, Германия, Япония

  2. Россия, Франция, Англия

  3. Россия, Австро-Венгрия, Германия

  4. Германия, Австро-Венгрия, Италия

2. Что было главной внешнеполитической задачей России во второй половине XIX в.?

  1. подавление революционного движения в других странах

  2. создание военного союза с Османской империей

  3. отмена ограничительных статей Парижского мирного договора

  4. получение права на создание Балтийского флота

3. Укажите хронологические рамки Кавказской войны:

1) 1812-1873 гг.

2) 1826-1855 гг.

3) 1817-1864 гг.

4) 1853-1856 гг.

4. Стремление России расширить своё присутствие в Средней Азии диктовалось необходимостью:

  1. использовать этот регион как источник хлопка для текстильной промышленности и рынок сбыта российских товаров

  2. увеличить количество рекрутов в русскую армию

  3. выйти к берегам Каспийского моря

  4. приобрести месторождения нефти и газа

5. Согласно Айгунскому договору 1858 г. граница с этим государством устанавливалась по реке Амур:

  1. Япония

  2. Индия

  3. Китай

  4. Монголия

6. Прочтите отрывок из документа и укажите дату и название проданной территории.

«...Продажа эта была бы весьма своевременна, ибо не следует себя обманывать и надобно предвидеть, что Соединённые Штаты, стремясь постоянно к округлению своих колоний и желая господствовать нераздельно в Северной Америке, возьмут у нас помянутые колонии...».

  1. Изучение нового материала.

Балканский полуостров в 70е гг. XIX века находился под властью Турции. Но все дело в том, что в этом районе Европы переплетались интересы целого ряда стран.

  • Назовите эти страны.

  • А теперь сформулируйте первую причину русско-турецкой войны.

Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

Причины:

  1. Обострение противоречий между западноевропейскими государствами на Балканах.

  2. Освободительная борьба балканских народов.

Цели сторон:      

  • Россия – Восстановить влияние на Балканах.

  • Турция – Сохранить влияние на Балканах.       

  • Южные славяне покорно сносили турецкий гнет?

Так мы вышли на вторую причину войны, записываем ее в таблицу.

Все свои надежды на освобождение народы Балканского полуострова связывали с Россией. Та, в свою очередь, пыталась решить вопрос путем мирных переговоров и соглашений, но Турция была непреклонна.

Тогда

"Исчерпав до конца миролюбие Наше, Мы вынуждены высокомерным упорством Порты приступить к действиям более решительным. Того требуют и чувство справедливости, и чувство собственного Нашего достоинства. Турция отказом своим поставляет Нас в необходимость обратиться к силе оружия... Ныне, призывая благословение Божие на доблестные войска Наши, Мы повелели им вступить в пределы Турции." 
12 апреля 1877 г. 
Александр II
Манифест об объявлении войны Турции.

Так началась очередная война с давним противником России.

Апрель 1877 т. - начало русско-турецкой войны.

  • Как вы думаете, какую цель преследовал Александр II вступая в войну?
    Запишем эту цель в таблицу.

  • А что же турецкий султан? Каковы были его стремления?
    Сделать запись в таблицу.

В условиях перестройки всей внутренней жизни страны русское правительство не смогло подготовиться к длительной войне. Финансовое положение оставалось тяжелым. Военные преобразования и перевооружение армии не были завершены. Боевая подготовка ее еще во многом отставала от требований нового времени. Да и ярких личностей военачальников, честно говоря, не было. Но боевой дух русской армии был очень высоким, на том она и держалась.

Военные действия развернулись на Балканах и в Закавказье.

Работа с исторической картой.

По плану русского командования намечалось форсировать Дунай, стремительным наступлением перейти Балканы и двинуться на турецкую столицу – Константинополь.

Выполнение этого плана требовало значительного количества войск. Между тем силы, выделенные на балканский театр военных действий, были недостаточны. Опираясь на свои крепости, турки надеялись не допустить перехода русских войск через Дунай.

Однако расчеты турецкого командования были сорваны.

15 июня 1877 г. русская армия успешно форсировала Дунай.

Войска под командованием генерала И.В Гурко быстро заняли древнюю столицу Болгарии г. Тырново, а затем захватили важный проход через Балканы - Шипкинский перевал. Дальнейшее продвижение было приостановлено из-за недостатка сил.

Успешнее развивалось наступление на западном направлении. Была взята крепость Никополь, в плен сдались 7 тыс. человек со 113 орудиями.

Восточный отряд под командованием сына Александра II – Александра Александровича (будущего императора Александра III) сковал противника у крепости Рущук.

Турецкое командование расценило первоначальные успехи русских войск как временные, и уже в конце июня турки заняли оборону в районе Плевны, осложнилось положение и у Шипкинского перевала. Сорокатысячная армия под командованием Сулейман-паши со всей силой обрушилась на пятитысячный русский отряд под командованием генерала Н.Г. Столетова. В течение трех суток герои Шипки мужественно сражались, но им грозило полное окружение. Отряд нуждался в подкреплении, и оно подошло. Совершив многокилометровый марш по горам, с ходу вступили в бой
стрелковая дивизия и бригада М.И. Драгомирова. Угроза окружения была устранена. Сулейман-паша еще не раз пытался взять перевал, но без успеха. С этого момента началось знаменитое "шипкинское сидение" – славная страница в истории боевого содружества русского и болгарского народов.

В течение трех летних месяцев русские пытались атаковать Плевну. В ходе второго штурма отличился молодой, одаренный генерал М.Д. Скобелев. И хотя неприятеля отбить не удалось, Скобелева заметили как военачальника. В нем удачно сочетались замечательные качества, воспринятые у полководцев прошлого - Суворова, Кутузова, Багратиона. Начальство поражало то, что Скобелев хорошо знал быт солдат, внутренний мир и чувства подчиненных. Онобрушивался с гневом на говоривших, что, мол, теперь война и солдат может голодать, быть плохо одетым. За это солдаты отвечали ему безграничной преданностью, любовью и с гордостью говорили: "Мы – скобелевцы!"

Именно им пришлось штурмовать Плевну и в третий раз 30 августа 1877 г. Казалось, удача была на стороне русских, но... отступили (сказалось трехкратное превосходство неприятеля). Нелегко далось Скобелеву это решение.

В трех штурмах Плевны русская армия потеряла 32 тысячи человек убитыми. Потери большие, а цель так и не достигнута.

6 сентября было принято решение действовать против турецкой армии блокадой, взять Плевну измором. Началось еще одно сидение, теперь уже плевненское. Между русскими и турецкими войсками установилось как бы негласное соглашение: стреляют турки - русские отвечают, русские начинают - турки отвечают. В русской армии все - от солдата до генерала понимали, что вечно так продолжаться не может и ждали прорыва Осман-паши. 27 ноября все имевшиеся запасы продовольствия были розданы на руки солдатам, а 28 пятидесятитысячная масса турок обрушилась на русские позиции. Но прорыв не удался. Оставалось одно - сдаться.

Плевна, стоившая огромных жертв, пала. Армия Осман-паши была пленена. Турция лишилась одной из своих лучших полевых армий. И возместить эту существенную потерю в самое ближайшее время не представлялось возможным.

Взятие Плевны русскими произвело огромный эффект как на фронте, так и в глубине России. Многие полагали, что самое трудное позади и война скоро кончится. Но для этого требовалось еще до наступления зимы перейти Балканы и занять Софию. Кратчайший путь на Балканы лежал через Шипкинский перевал.

27 декабря состоялось решающее Шейновское сражение. Русских в бой вел любимец солдат генерал Скобелев. Воины, обученные им, одержали победу, турки капитулировали.

После этой победы перед русскими войсками открывался путь на Андрианополь и Константинополь.

На Кавказе русские войска взяли крепости Баязет, Ардаган, Карс. Над Турцией нависла угроза полного разгрома. Это напугало Англию и Австро-Венгрию, так как привело бы к усилению России. Англия ввела свой флот в Мраморное море и грозила России разрывом дипломатических отношений в случае занятия Константинополя. Австро-Венгрия заявила
протест против продолжения военных действий.

Перед правящими кругами России возникла опасность большой войны с европейскими странами, к которой Россия еще не была готова. Командование остановило войска в местечке Сан-Стефано (близ Константинополя), и в феврале 1878 г. здесь был подписан предварительный мирный договор.

Февраль 1878 г. - Сан-Стефанский мирный договор.

  • Используя текст учебника, записать в тетрадь условия Сан-Стефанского мира.Англия и Австро-Венгрия были недовольны укреплением позиций России на Балканах и созданием независимого государства – Болгарии. Они потребовали пересмотреть условия Сан-Стефанского договора на европейском конгрессе и начали угрожать России войной. Взвесив все «за» и «против» царское правительство согласилось на созыв конгресса, который состоялся летом 1878 г. в Берлине.

  • Июнь-июль 1878 г. – Берлинский конгресс. Продолжить работу с учебником. Выписать в тетрадь, какие изменения в условия Сан-Стефанского мира внес Берлинский конгресс.

Берлинский договор урезал результаты побед России. Но одно неизменно: 130 лет назад балканские народы получили свободу от турецкого господства, и принесла эту свободу русская армия. Опыт русско-турецкой войны вошел во многие наставления и уставы. И что еще замечательно, наконец-то, в русской армии появились талантливые командиры: Н.Н.Обручев, М.И.Драгомиров. Н.Г.Столетов, П.П.Карцов и, первый среди равных, М.Д.Скобелев.


4.Обобщение нового материала.

Тестовое задание

1. Что было причиной Русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг.?

  1. союзные обязательства перед Англией и Францией

  2. отказ Турции вывести свои войска с Крымского полуострова

  3. стремление России упрочить влияние на Балканах

  4. победа антитурецкого восстания в Сербии, Болгарии и Черногории

2. Русскую армию в русско-турецкой войне 1877 – 1878 гг. возглавлял:

  1. Александр II

  2. генерал И. В. Гурко

  3. генерал М. Г. Черняев

  4. брат императора Николай Николаевич

3. Какое событие связано с военными действиями на Балканском фронте в ходе Русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг.?

  1. штурм Измаила

  2. осада Плевны

  3. овладение крепостями Баязет и Ардаган

  4. Синопское сражение

4. Известными военачальниками русско-турецкой войны были:

  1. П. С. Нахимов, В. А. Корнилов

  2. А. П. Ермолов, А. И. Барятинский

  3. И. В. Гурко, М. Д. Скобелев

  4. И. Ф. Паскевич, И. И. Дибич

5. Расположите в хронологическом порядке события русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг. (ответ запишите в виде сочетания цифр).

  1. оборона Шипкинского перевала

  2. Сан-Стефанский мир

  3. форсирование Дуная

  4. взятие Плевны

6. О созыве какого конгресса идет речь в отрывке из ра­боты российского историка?

Россия, только что с трудом осилив Турцию, слыв­шую «больным человеком», оказалась перед лицом коалиции из Англии и Австро-Венгрии, т. е. коалиции «из двух здоровяков». Для новой войны сразу с дву­мя противниками, из которых каждый был сильнее Турции, у России не было ни сил, ни условий (внутри страны уже назревала новая революционная ситуа­ция). Царизм обратился было за дипломатической поддержкой к Германии, но Бисмарк заявил, что он готов играть лишь роль «честного маклера», и пред­ложил созвать международную конференцию по вос­точному вопросу.



5.Д/З: параграф 28.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Методические рекомендации по изучению темы "Русско-турецкая война"

Автор: Королева Валентина Николаевна

Дата: 30.08.2015

Номер свидетельства: 227708


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства