Методическая разработка по истории Казахстана на тему Разноуровневые задания по истории Казахстана по разделу «Казахстан в древности»
Методическая разработка по истории Казахстана на тему Разноуровневые задания по истории Казахстана по разделу «Казахстан в древности»
В методической разработке представлены задания трех уровней сложности, задания для самостоятельной работы, разноуровневые тестовые задания при работе с которыми студенты смогут закрепить теоретические знания и углубленно изучить тему по истории Казахстана: «Казахстан в древности».
Данная методическая разработка по истории Казахстана рекомендуется студентам колледжа и преподавателям истории Казахстана для работы по закреплению изученного материала и дополнительного контроля знаний по теме курса истории Казахстана «Казахстан в древности». Через причинно-следственные связи и выводы студенты смогут закрепить знания и расширят познавательный интерес к изучению истории Казахстана.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по истории Казахстана на тему Разноуровневые задания по истории Казахстана по разделу «Казахстан в древности»»
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Методическая разработка
по предмету: «История Казахстана»
На тему:Разноуровневые задания по истории Казахстана по разделу «Казахстан в древности»
Преподаватель: Саду А.М.
Учебный год: 2015 – 2016 гг
Петропавл қ., 2016 ж.
Введение
Разноуровневое обучение —организация образовательного процесса, при которой каждый обучающийся имеет возможность овладевать материалом в зависимости от его способностей, уровня облученности и индивидуальных особенностей.
Разноуровневое обучение поддерживается на всех этапах организации образовательного процесса: объяснение нового теоретического материала; формирование знаний, умений и навыков; отработка и закрепление знаний, обобщение и систематизация знаний, проведение текущего контроля знаний.
В разноуровневом учебном процессе могут быть использованы как задания из существующих учебно-дидактических пособий, так и задания, составленные преподавателем.
Цель разноуровневого обучения— обеспечение качественного усвоения обучающимися содержания образования и устранение их перегрузки.
Задачиразноуровневогообучения:
-повысить эффективность и качество обучения;
-создать ситуацию успешности в обучении для каждого обучающегося;
-обеспечить оптимальность объема учебного материала;
-создать условия для повышения учебной мотивации и интереса к предмету;
-обеспечить возможность обучения на профильном уровне.
Данная методическая разработка содержит разноуровневые задания, тесты, контрольные вопросы по курсу изучения древнего Казахстана. Дидактические материалы включают в себя трехуровневые задания для текущего контроля по каждой теме эпохи древности.
Требования к заданиям:
1 уровень. Они должны быть направлены на припоминание и актуализацию уже имеющихся усвоенных знаний без их видоизменения.
2 уровень. Задания в измененной ситуации, на сравнение, описание и упорядочение ранее изученного материала, т.е. решение аналогичных задач, требующих преобразования полученных знаний. Проверочные задания, выполняющие функцию обратной связи. На этом уровне учащиеся способны самостоятельно воспроизводить информацию и применять ее в различных ситуациях.
3 уровень. Задания познавательно – поискового характера в процессе выполнения, которых учащиеся приобретают новые знания. Такая работа требует выполнения следующих видов мыслительной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, выделения главного, обобщения и систематизации.
Имеются тестовые задания, которые можно использовать для самостоятельной работы на уроках истории.
Такая работа позволяет учитывать индивидуальные способности обучающегося и дает возможность выполнить данную работу на допустимом уровне для каждого. Что ведет к общему развитию всех учащихся, как сильных, так и слабых.
I. Казахстан в эпоху палеолита
I уровень
Что такое история, археология, антропология?
На какие периоды делится эпоха человечества? Чем они отличаются друг от друга?
Расскажите о растительном и животном мире Казахстана в древности?
4. На какие периоды делится эпоха камня?
5. Что такое формация? Расскажите о формационной периодизации?
6. Что в переводе означает: «Homo habilis», «Homo erectus», «Homo sapiens»
7. Расскажите об основных этапах развития человека? И районах их обнаружения?
8. Где и когда были обнаружены первые следы человека на территории Казахстана?
9. Опишите общественную организация каменного века?
10. Расскажите об особенностях развития палеолита: раннего, среднего, позднего?
II уровень
1. Заполните схему
2. Заполните схему
3. Заполните таблицу
Эпоха
Хронология
Название культуры
Искусство
Ранний или нижний палеолит
Поздний или верхний палеолит
4. Заполните таблицу: Археологические памятники эпохи палеолита
№
Основные районы
Основные памятники
1
2
3
4
5. Заполните таблицу:
Вопросы
Ранний
Средний
Поздний
Культуры
Тип человека
Тип человеческого коллектива
Орудия труда
Важные изменения периода
Жилище
Искусство
Стоянки
Ill уровень
Тестовые задания
1. Хронологические рамки палеолита: А) 12-10 тыс. лет.до н.э.- 5 тыс. лет до н.э.
В) 2,6 млн. лет до н.э. – 12-10 тыс. лет до н.э. С) 50-40 тыс. лет назад - 12-10 тыс. лет до н.э.
D) 2,6 тыс. лет до н.э. - 12-10 тыс. лет до н.э. Е) 15 тыс. лет до н.э. - 5 тыс. лет до н.э.
2. В какой части Казахстана обнаружены стоянки палеолитического периода? A) в бассейне р. Сырдарьи
6. Найденная в Каргалинском ущелье диадема принадлежала племени________________
7. Глава государства усуней носил титул_________________________________________
8. Столица усуней г. Чигучен находилась ________________________________________
III уровень
Тестовые задания
1. На какой территории расселились уйсуны?
А) По Сырдарье
В) В Центральном Казахстане
С) В Северном Казахстане
Д) В Мангисау
Е) В Жетысу
2. Как назывался верховный правитель уйсунов?
А) Хан
В) Царь
С) Гуньмо
Д) Шаньюй
Е) Шах 3. На каком языке говорили племена уйсунов?
А) на индоиранском
В) на древнетюркском
С) на арабском
Д) на греческом
Е) не известно
4. Кто из древних историков оставил сведения об уйсунах? А) Геродот
В) Сыма Цянь
С) Страбон
Д) Плиний
Е) Птоломей 5. Племена усуней, переселившись в Семиречье, подчинили племена саков-тиграхауда? A) 160 г. до н.э. B) 183 г.. до н.э. C) 174 г. н.э. D) 80 г. до н.э. E) 92 г. н.э.
6. Столица Усуней Чигучен переводится как?
A) Белый город
B) Город в зеленой долине
C) Город красной долины
D) город желтой долины
E) Город у озера
7. Золотые украшения усуни выполняли методом зерни, который предполагал?
A) напаивание цветной проволоки на основу
B) шнуровое плетение золотых проволочек
C) напаивание золотых шариков на основу
D) заливка отдельных гнезд специальным составом
E) вставка драгоценных камней в изделие
8. На Каргалинской диадеме преобладают изображения?
A) небесных тел
B) геометрического орнамента
C) людей
D) фантастических животных
E) растений
9. Количество воинов могли выставить племена уйсуней?
A) 25 тыс.
B) 50 тыс.
C) 100 тыс.
D) 180 тыс.
E) 240 тыс.
10. Крылатые кони, изображенные на Каргалинской диадеме символизируют?
A) землю
B) небо
C) луну
D) солнце
E) звезды
VIII. Канглы на территории Казахстана
I уровень
1. В какие века канглы населяли территорию Казахстана?
2. На какой территории расположились объединенные племена канглы?
3. Кто оставил письменные сведения о государстве канглы?
4. Столица государства кангюи?
5. Назовите титул правителя кангюев?
5. Какой культ был распространен среди кангюев?
6. Переход власти от отца к сыну у племен канглы?
7. В каких сосудах кангюи хранили зерно?
8. В середине I века до н.э. канглы воевали с племенным союзом?
9. Для чего кангюи использовали рабов?
10. Назовите основное занятие кангюев?
II уровень
1. Заполни таблицу: Соотнесите термин и опделение:
а) хуммы
А) столица государтсва кангюев
б) Битянь
Б) переход власти от отца к сыну
в) наследственность
В) сосуд в котором кангюи хранили зерно
г) Кок-Мардан
Г) заваеванные народы
д) рабы
Д) центр городской культуры кангюев
2. Закончи предложение
1.В III в. до н. э. Кангюи занимали территорию____________________________________
3. Кангюи не поддерживали политических, экономических и культурных отношений с___
4. В середине I века до н.э. канглы воевали с племенным союзом______________________
5. Рабы, в основном, использовались кангюями____________________________________
6. Какой культ был распространен среди кангюев___________________________________
III уровень
Тестовые задания
1. Где проживали племена канлы?
А) В Жетысу
В) В Южном Казахстане
С) В Мангистау
Д) В Центральном Казахстане
Е) В Восточном Казахстане
2. Укажите столицу государства кангюй?
А) Битянь
В) Суяб
С) Янгикент
Д) Уйгу
Е) Аркаим
3. В каких сосудах кангюи хранили зерно?
А) в кувшинах В) в горшках
С) в казанах
Д) в хумах
Е) кангюи зерно не выращивали
4. В среде кангюев был распространен культ?
A) коня
B) вождя
C) слнца
D) огня
E) предков
5. Важной отраслью в хозяйстве кангюйцев было? А) скотоводство B) земледелие C) охота D) сбор плодов дикорастущих яблонь, груш, фисташки E) гончарное производство
6. Переход власти от отца к сыну ум племени канглы основывался на?
A) доверии
B) обязанностях
C) наследственности
D) Адате
E) Жеты-Жаргы
7. Объединенные племена канглов расположились на территории? А) Семиречья В) Южного Казахстана C) Мангыстау D) Восточного Казахстана E) Центрального Казахстана
8. В III в. до н.э. на юге Казахстана образовалось племенное объединение?
A) усуней
B) саков
C) хунну
D) кангюев
E) сарматов
9. Кангюи стремились сохранить под своим контролем? A) территорию государства
B) Великий шелковый путь
C) заваеванные земли
D) территорию Семиречья
E) нет правильного ответа
10. С кем кангюи не поддерживали политических, экономических и культурных отношений? A) Персией
B) Китаем
C) Финикией
D) Сирией
E) нет правильного ответа
IX. Гунны на территории Казахстана
I уровень
1. Какое время охватывает эпоха гуннов?
2. Когда на территорию Казахстана вторглись гунны?
3. Какой титул носил правитель гуннских племен?
4. Столица государства гунну?
5. Назовите основное занятие гуннов?
5. Кто возглавил гуннов при переселении на территорию Казахстана?
6. Когда произошло деление гуннских племен на северных и южных?
7. Кто встал во главе гуннских племен в 3 веке до н.э.?
8. Какому событию положили начало гунны?
9. Во глвае с кем гунны вторглись в Восточную Римскую империю?
10.Под каким именем известен Аттила в казахских легендах ?
II уровень
1. Соотнесите имена и события:
А.Модэ
1 В 375году гунны под предводительством кого переправились через Волгу.
Б.Чжи-чжи
2. Наибольшего усиления гунны достигли во II-I вв. до н.э., при правлении...
В. Баламбера
3. Кто в 445году объединил разрозненные племена гуннов в Румынии и Венгрии.
Г. Аттила
4. Северные гунны в конце I в. до н.э., чтобы сохранить независимость, во главе с каким шаньюем двинулись на запад.
2. Соотнесите события и даты:
А. 375 г.
1. Гунны совершили походы в Закавказье и Месопотамию
Б. 55году до н.э
2. Аттилаобъединил разрозненные племена гуннов в Румынии и Венгрии.
В. 395 г.
З. Гуннские родовые союзы распались
Г.437 г.
4. Аттилавторгся в Италию и подошел к Риму
Д.445 г.
5. Гунны под предводительством Баламберапереправились через Волгу
Е. 452 г.
6. Гунны совершили поход в глубь Европы, на территории Франции разгромили Бургундское королевство
Ж. 453 г.
7. Гуннское государство разделилосьна южных и северных гуннов
3. Продолжи предложения.....
1. Вид жилища кочевых гуннов_______________________________________________
2. Титул «шаньюй» носил правитель племени___________________________________
3. Какое количество родов было в хуннском обществе____________________________
4. В III в. до н. э. во главе хуннских племен стал_________________________________
5. У племен Семиречья и Южного Казахстана появляются монголоидные черты проникновением сюда____________________
6. Передвижение племен хунну положило начало________________________________
7. Вторая волна переселения гунов началась____________________________________
8. Правитель северных гуннов ЧжиЧжи заключает союз с кангюями против__________
9. В хуннском обществе три раза в год собирали_________________________________
10. На каком языке говорили племена гуннов___________________________________
III уровень
Тестовые задания
1. Разделение могущественного гуннского государства на две части - южную и северную произошло в?
А) 44 г. н. э.
В) 73 г. н.э.
С) 88 г. н.э.
D) 55 г. н.э.
Е) 24 г. н.э.
2. В хуннском обществе было ... родов?
A) 25
В) 24
С) 17
D) 19
Е) 30
3. Время "Великого переселения" народов?
А) II-IV вв.
В) II-V вв.
С) П-VI вв.
D) II-VII вв.
Е) III-VII вв.
4. Аттила был вождем племени, которые были известны в Европе как:
А) гунны
В) аланы
С) сарматы
D) нет правильного ответа
Е) роксоланы
5. В период первого проникновения гуннов на территорию Казакстана у власти находился?
А) У-Ди
В) Модэ
С) Чжи-Чжи
D) Тоумынь
Е) Атилла
6. Шаньюй это титул правителя:
А) саков
В) усуней
С) гуннов
D) кангюев
Е) сарматов
7. Правитель гуннов, совершивший походы на европейские страны?
А) Модэ
В) Чжи-Чжи
С) Таомынь
D) Атилла
Е) Шаймен
8. Основу войска гуннов составляла?
А) пехота
В) лучники
С) конница
D) наемники
Е) колесницы
9. В хуннском обществе три раза в год собирали...
А) народное собрание
В) совет старейших
С) военный совет
D) собрание жрецов
Е) придворный совет
10. В каком году произошло вторжение хуннов в Казахстан?
А) 93 г. до н.э.
В) 55 г. до н.э.
С) 47 г. до н.э.
D) 45 г. до н.э.
Е) 30 г. до н.э.
X. Сарматы на территории Казахстана
I уровень
1. В какое время сарматы населяли западные регионы нашей страны?
2. Какие древнегреческие и римские историки оставили письменные сведения о сарматах?
3. Назовите известный могильник сарматов?
4. Столица сарматов?
5. Какую территорию занимали сарматы в 3 в. до н.э.?
5. Какие племена входили в сарматский племенной союз?
6. Какая культура оказала влияние на развитие сарматского общества?
7. В I веке до н.э. сарматы в союзе с Митридатом ведут войну?
8. Какими племенами была сарматы до прихода хуннов?
9. Назовите основной вид хозяйственной деятельности сарматов?
10. Каким клеем сарматские племена склеивали луки из двух и более пород дерева?
II уровень
1. Заполните таблицу
Критерии
Саки
Сарматы
Время расселения
Территория
Столица
Титул правителя
Общественное устройтсво
Хозяйство
Культура
2. Продолжи предложения.....
1. О каких племенах Диодор сказал, что они опустошили значительную часть Скифии, истребляя побежденных и обратив страну в пустыню_____________________________
2. Племенной союз сарматов в III в. до н.э. занимал территорию____________________
3. Основной вид хозяйственной деятельности сарматов____________________________
4. Какие племена входили в сарматский племенной союз___________________________
5. Каким клеем сарматские племена склеивали луки из двух и более пород дерева_______
6. В сарматских погребениях археологи часто находят вещи из_______________________
7. В I веке до н.э. сарматы в союзе с Митридатом ведут войну с______________________
8. Какая культура оказала влияние на развитие сарматского общества_________________
9. В сарматских погребениях археологи часто находят изображения греческого бога_____
10. Тюркизация сарматов начинается с приходом___________________________________
III уровень
Тестовые задания
1. Племена, входившие в сарматский племенной союз?
A) сираки, аорсы, кангюи
B) роксоланы, сираки, аланы
C) саки, савроматы, усуни
D) жужани, шекты, адай
E) атыгай, аланы, гунны
2. На развитие сарматского общества оказывала влияние?
A) римская культура
B) греческая культура
C) китайская культура
D) арабская культура
E) тюркская культура
3. Луки из двух и более пород дерева сарматы склеивали?
A) древесным клеем
B) клеем неизвестного происхождения
C) рыбьим клеем
D) казеиновым клеем
E) каменным клеем
4. Назовите основной вид хозяйственной деятельности сарматов?
A) охота и рыболовство
B) полукочевое скотоводство
C) кочевое скотоводство
D) земледелие
E) оседлое скотоводство
5. О племени сарматов оставил сведения античный ученый:
A) Диодор
B) Геродот
C) Страбон
D) Тацит
E) Ксеркс
6. До прихода хуннов сарматы были?
A) ираноязычными
B) индоязычными
C) тюркоязычными
D) персоязычными
E) арабоязычными
7. В I в. до н. э. сарматы в союзе с Митридатом ведут войну с...
A) Римом
B) Византией
C) тюрками
D) хуннами
E) персами
8. “Они опустошили значительную часть Скифии, истребляя побежденных и обратив большую часть страны в пустыню” – писал Диодор о племенах...
A) саксов
B) хуннов
C) сарматов
D) усуней
E) канглов
9. Тюркизация сарматов начинается с приходом?
A) тюрков
B) аланов
C) усуней
D) хуннов
E) персов
10. В сарматских погребениях археологи часто находят вещи?
A) тюрксого происхождения
B) арабского происхождения
C) из Греции
D) из Китая
E) из Монголии
Литература:
Асфендияров С.Д. История Казахстана. Алматы, 1993.
Асфендияров С.Д. Прошлое Казахстана в источниках и материалах. Алматы, 1935.
Гумилев А. Древние тюрки. Москва, 1987.
Данияров К. История Казахского государства 15-20 вв. В 2-х частях. Алматы, 2000.
Ешмухаметов. Из истории казахов: сборник. Алматы, 1999.
История Казахстана:Белые пятна. Сб.статей. Алматы, 1991.
Козыбаев М.К. История и современность. Алматы, 1991.
Кляшторный С.Г., Султанов Г.И. Казахстан. Летопись трех тысячелетий. Алматы, 1992.
Курс лекции «История Казахстана с древнейших времен до наших дней»