Методические рекомендации к уроку истории "становление средневековой европы"
Методические рекомендации к уроку истории "становление средневековой европы"
Обобщить и систематизировать знания по теме «Становление Европы» - повторить пути установления феодального строя; - обобщить признаки феодального строя в Византии, в странах Арабского халифата, в Западной и Центральной Европе. - обобщить знания учащихся о средневековой жизни крестьян и горожан, развитии городов и торговли.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации к уроку истории "становление средневековой европы"»
РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ«СТАНОВЛЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ»
Подготовила:
И.И. Бадикова,
учитель истории
МОУ «ОШ № 36»
- Обобщить и систематизировать знания по теме «Становление Европы»
- повторить пути установления феодального строя;
- обобщить признаки феодального строя в Византии, в странах Арабского халифата, в Западной и Центральной Европе.
- обобщить знания учащихся о средневековой жизни крестьян и горожан, развитии городов и торговли.
процесс перехода народов Западной и Центральной Европы к классовому обществу;
основные и существенные признаки сложившегося феодального общественного строя.
эти признаки усваиваются более прочно и сознательно в сопоставлении с признаками рабовладельческого строя, известными из истории древнего мира.
Универсальные учебные действия
К важнейшим личностным результатам изучения темы относятся следующие убеждения и качества:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения темы выражаются в следующих качествах:
· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
·владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
·готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения темы учащимися включают:
· овладение целостными представлениями об историческом пути народов Средневековой Западной Европы и человечества как необходимой основой для миропонимания средневековья и познания современного мира;
· способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
· умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических из источников прошлого и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
· расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в Средневековой истории и в современном этапе;
· готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников стран и мира.
Знания, представления и умения :
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
· указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
· соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
· характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
· группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
· читать историческую карту с опорой на легенду;
· проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
· сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция):
· рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
· характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
· на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
· различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
· соотносить единичные исторические факты и общие явления;
· называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
· раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
· сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
· излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
Результаты усвоения социально-адаптивной, информационно-технологической и коммуникативной компетентностей
способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
способность выделять главное в тексте и второстепенное;
способность анализировать графическую, статистическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и пр.;
способность выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно). Способность развёрнуто излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями;
способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации информации в соответствии с целью;
способность (на уровне возраста) вести диалог, публично выступать с докладом, защитой презентации;
способность организовывать свою деятельность и соотносить её с целью группы, коллектива;
способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества;
способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;
способность оценивать и корректировать своё поведение в социальной среде.
Универсальные учебне действия
Деятельностная цель: формирование у обучающихся знаний и новых способов действий по теме
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет повторения элементов: королевство, налоги, монарх, сословия
Воспитательная цель: воспитание культуры общения обучающихся через сотрудничество в команде, формирование познавательного интереса и самостоятельности, формирование моральных качеств: милосердие, сострадание, человеколюбие
Познавательные результаты
- личностные: формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления литературного произведения;
метапредметные: владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
-предметные: умение применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого.
Тип урока: повторительно -обобщающий
Формируемые УУД
Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
Личностные
Организация направленного внимания на начало
Целеполагание,
Актуализация, мотивация
Центральное, наиболее широкое понятие в истории средних веков – феодальный строй. Сначала оно формируется в динамике, т.е. как процесс феодального строя. Исходным моментом для объяснения этого процесса служит показ разложения первобытнообщинного строя у германцев с привлечением знаний учащихся о разложении и упадке рабовладельческого строя в поздней Римской империи. Тем самым становление феодализма на значительной части территории Западной Европы характеризуется как синтез двух параллельно протекавших процессов, ускоренных завоеваниями германцев.
Предпосылки перехода к феодализму складывались в варварском обществе. Основной этого процесса было появление имущественного и социального неравенства, выделение знати. Разложение родового строя в варварском обществе было ускорено завоеваниями, в ходе которых началось складывание соседской общины.
Одно из главных понятий темы – классы феодального общества. Формирование этих классов показывается как результат двух взаимосвязанных процессов – роста крупного землевладения и превращение свободных людей в зависимых крестьян. В развитии феодальных отношений у франков рассматриваются два основных этапа:
1) возникновение крупного землевладения короля после завоевания Галлии, а затем и знати в результате королевских пожалований, когда широко применялся труд рабов и колонов, сохранившихся от римских времен;
2) переход земельных наделов свободных галло-римлян и германцев к феодализирующейся знати и церкви
В ходе изучения темы продолжается работы оп выяснению роли христианской религии и церкви в эксплуататорском обществе. Показываются экономические и политические основы союза королевской власти у франков с христианской церковью. Учащиеся получают представление о церковной иерархии, о путях роста церковно – монастырского землевладения, у некоторых средствах идеологического воздействия духовенства на верующих. В связи с изучением культуры раннего средневековья выясняется, что низкий уровень развития и науки и техники был основной причиной религиозного характера господствующего в обществе мировоззрения.
Тема открывает достаточно широкие возможности для трудового и нравственного воспитания школьников. Изучение жизни крестьян позволяет привлечь внимание к особенностям их труда, воспитывать к нему уважение .
Тест по теме «Становление Средневековой Европы»
. Великое переселение народов это:
А) завоевания германцев под напором гуннов;
Б) открытие новых земель и основание колоний;
В) походы в «святую землю»;
Г) переселение европейцев в Америку.
Укажите дату возникновения государства у франков:
А) 500 г.; Б) 410 г.; В) 395г.; Г) 486 г.
Кто был провозглашен королем франков, вместо свергнутого короля из династии Меровингов?
А) Хлодвиг, Б) Пипин Короткий, В) Карл Мартелл, Г) Меровей.
В каком году Карл Великий был провозглашен императором?
А) 395 г.; Б) 800 г.; В) 500 г.; Г) 732 г.
В период феодальной раздробленности:
А) знать поддерживает короля;
Б) король обладает сильной властью;
В) феодалы не подчиняются королю;
Г) король подавляет междоусобные войны.
Укажите, что мог король Франции:
А) содержать постоянное войско и чиновников;
Б) издавать законы общие для всей страны;
В) создавать войско из вассалов, получивших феод в его владении;
Г) собирать налоги с населения на всей территории государства.