Универсальные учебные познавательные действия: владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы; владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий; соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата; представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.); работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.) — извлекать информацию из источника; различать виды источников исторической информации; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно). | 1. Изучите информацию в учебнике (параграф 1, стр. 11) и заполните схему «Сходство первобытного человека с современным человеком и обезьяной» Сходство первобытного человека с современным человеком с обезьяной 2. На основании полученной (смотри задание 1) информации, сделайте и озвучьте вывод о внешнем облике первобытного человека (коллективное обсуждение) 3. С помощью сигнальных карточек (красные – неправильно, зеленые – правильно) оцените суждения детей. Озвучьте свое мнение. 1) Арсений считает, что копьё и гарпун использовались первобытными людьми для собирательства (нет) 2) Станислав считает, дубина использовались первобытными людьми для охоты (да) 3) Ярослав считает, что первобытные люди ловили рыбу палкой-копалкой (нет) 4) Ясмина считает, что умение изготавливать орудия труда было главным отличием древнейших людей от животных (да) 4. Составьте кластер по теме «Орудия труда первобытного человека» (работа в группе) 5. Заполнение таблицы: «Основные занятия древнейших людей» в ходе коллективного обсуждения: (ребята высказывают свои предположения о том, какие основные занятия первобытных людей они знают, заполняют первый столбик таблицы. Далее, изучив текст на стр. 12, 13 учебника, заполняют вторую колонку): Основные занятия древнейших людей | Я знаю | Я узнал | | | |
Универсальные учебные коммуникативные действия: общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении; осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе — на региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу. | 6. Предположите и озвучьте свою точку зрения на вопрос: почему древнейший человек не мог прожить в одиночку? (работа в группах) 7. Работа по карточкам: слова в карточках сгруппированы по определенному признаку, но одно слово в каждой карточке не имеет этого признака и поэтому является лишним. Ваша задача определить признак, выявить лишнее слово и высказать свою точку зрения. Карточка 1.: дикие козы, лошади, олени, бизоны, шерстистые носороги, пещерные медведи, мамонты, динозавры. Карточка 2.: копьё, гарпун, дубина, палка-копалка, ружьё |
Универсальные учебные регулятивные действий: владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа решения); ——владение приемами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей. | 8. Закончите одно из предложений: - сегодня на уроке мне понравилось… - мне сегодня удалось… -до начала урока я думал(а), что…., а сейчас знаю… - мне не понравилось… 9. Подготовьте сообщение о человеке разумном. Подумайте, где Вы можете найти информацию. Составьте алгоритм СВОИХ ДЕЙСТВИЙ при создании сообщения. |
Эмоциональный интеллект, понимание себя и других: выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми; ——ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических ситуациях и окружающей действительности); ——регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения. | 10. Представьте, что Вы – один из первобытных людей. Предстоит охота на дикого зверя (мамонта). Каковы Ваши действия во время охоты? Каковы действия остальных участников охоты? Опишите план своих действий и действий своих сородичей. |