Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по теме самообразования "Целеполагание на уроках истории в соответствии с ФГОС"»
«Целеполагание на уроках истории в соответствии с ФГОС»
Ведущим элементом процесса обучения является целеполагание. Помимо общей и главной цели – передачи детям совокупности знаний, умений и навыков, развития умственных сил учащихся – педагог постоянно ставит перед собой частные задачи по обеспечению усвоения школьниками знаний, умений и навыков.
Учебная мотивация – необходимое условие дальнейшего успешного обучения. Значение целеполагания заключается в том, что оно организует и мобилизует творческие силы учителя, помогает отбирать и выбирать наиболее эффективные содержания, методы и формы работы.
Цель – это ключевой фактор педагогической деятельности, она идеально предвосхищает и направляет движение общего труда учителя и его учеников к их общему же результату. В учебном процессе цель “работает” наиболее интенсивно, когда ее хорошо представляет себе не только педагог, но и дети. Разъяснение целей обучения детям является мощным стимулом их познавательной деятельности, а особенно качественно это получится у школьников, если они самостоятельно смогут поставить эту цель, а учитель окажет сопровождение.
Под целью урока следует понимать предвосхищаемый результат — образовательный продукт, который должен быть реальным, конкретным, а главное, понятным детям. Только тогда работа ученика на уроке не будет бесцельной.
Цели бывают трех направлений и затрагивают разные процессы в получении знаний, умений и навыков.
1. Обучающие цели связаны с формированием знаний об исторических фактах. Сформулировать обучающую цель урока — значит определить его главную идею и раскрывающие ее основные события, явления, которые должны быть усвоены учениками. Глаголы-подсказки для постановки цели: «выбрать», «назвать», «дать определение», «написать», «перечислить», «систематизировать».
2. Развивающие цели касаются формирования общих и предметных умений. Определяя развивающие цели урока, следует опираться на перечень обязательных учебных умений, определенных государственным стандартом: соотнести, сопоставить, классифицировать, сгруппировать, объяснить, сделать выводы, доказать, обосновать суждения, выдвинуть (проверить) гипотезу.
3. Воспитательные цели связаны с формированием ценностных отношений. Они формулируются в терминах: пробудить интерес к самостоятельному решению задач, побудить учащихся к активности, выразить свое отношение…
Для постановки целей существую разные приемы, причем их бесконечное множество, смотря какую для себя примет педагог. У некоторых получается на каждом уроке транслировать новый прием, а кто-то работает постоянно на определенном перечне приемов целеполагания.
Хочется привести несколько приемов, с которыми работаю я. Первый из них – это «Вопрос». Сформулировав вопрос, ребята формулируют разные ответы на него и приходят к общему знаменателю, к общему решению.
Второй способ – это домысливание, при котором задается тема урока, а также слова-помощники, а обучающиеся включают свои мысли и дорабатывают основную цель.
Третий способ – это решение кроссворда, в котором даны понятия из предыдущих тем, таким образом возможно повторить материал. А также выделяется главное слово, которое и будет обозначать основу новой темы, а дальше формулировка совместно с учителем.
Существует еще несколько способов и приемов с которыми легко поставить цель на урок: расшифровка ребусов, собрать пазлы, начать урок со стихотворения, в котором изложены детали нового материала и так далее.
Для качественного целеполагания обязательно необходимы креативность и творческий подход педагога, а также заинтересованность учеников, что собственно всегда взаимно помогает друг другу.