Мастер-класс "Технология дифференцированного обучения на уроках истории"
Мастер-класс "Технология дифференцированного обучения на уроках истории"
Представленный материал из опыта работы позволит учителям построить урок так, чтобы не обойти стороной ни одного ученика и обеспечить усвоение материала каждому.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Технология дифференцированного обучения на уроках истории"»
Технология дифференцированного обучения на уроках истории.
Одним из требований реализации ФГОС является личностно-ориентированное обучение, которое способствует самоопределению личности в жизни.
Основной задачей дифференцированного обучения является раскрытие индивидуальности ребенка, помощь в ее развитии.
Дифференцированное обучение сводится к максимальному развитию задатков и способностей каждого учащегося. Развитие личности школьника в условиях дифференцированного обучения в личностно-ориентированном образовании ставит своей целью обеспечить учащимся свободный выбор обучения на вариативной основе дифференцированного подхода с учетом индивидуальных особенностей личности на основе государственного образовательного стандарта образования, выведенного на смысловой уровень.
Применение дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определенным программным минимумом знаний, умений и навыков.
Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств или часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучающихся, способствующей формированию и развитию их личностных качеств.
Современные концепции среднего образования исходят из приоритета цели воспитания и развития личности школьника на основе формирования учебной деятельности. Важно создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться. Обучение должно быть «вариативным к индивидуальным особенностям школьников».
Одним из средств реализации индивидуального подхода к детям является дифференциация обучения. Организация учителем внутриклассной дифференциации предполагает несколько этапов:
определение критерия, на основе которого выделяются группы учащихся.
проведение диагностики по выбранному критерию.
распределение обучающихся по группам с учетом результатов диагностики.
выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий.
реализация дифференцированного подхода к школьникам на различных этапах урока.
диагностический контроль результатов работы, в соответствии с которым может изменяться состав групп и характер дифференцированных заданий.
Именно уровневая дифференциация считается важнейшим средством реализации индивидуального подхода к обучающимся в процессе обучения.
В качестве дифференциации по уровню обученности целесообразно класс разделить на группы:
Три группы обучающихся:
Обучающиеся с низким уровнем обучаемости и обученности(стартовый, минимально допустимый).
При организации работы таким ученикам предлагается подсказка в виде плана.
Обучающиеся со средним уровнем (базовый).
Таким обучающимся достаточно предоставить алгоритм выполнения задания.
Обучающиеся с высоким уровнем (продвинутый, творческий).
Ребята с высоким уровнем обученности самостоятельно справляются с заданием. Им предлагаются задания на сравнения, выявления и решения какой-либо проблемы.
При делении учеников на группы необходима корректность. В среднем и старшем звене ребята уже сами могут выбрать тот уровень на котором они будут выполнять задания. Из практики видно, что ученики адекватно оценивают свои способности и стремятся к выполнению задания повышенного уровня сложности, чтобы повысить свою оценку. Каждая группа ставит свои цели, виды и уровень заданий. Таким образом, учитель, организуя дифференцированноен обучение в классе, реализует сразу несколько задач: пробуждает интерес к выполнению заданий, ликвидирует пробелы у обучающихся с низким уровнем обученности; у обучающихся со средним уровнем закрепляет интерес с предмету, формирует умения работать самостоятельно; формирует новые способы действий, развивает умения выполнять задания повышенной сложности, умения решать нестандартные задачи, совершенствует навыки самостоятельной организации обучения.
При этом для каждой группы предлагаются различные варианты заданий.
Например, на уроке истории в 8 классе по теме «Отечественная война 1812 г.», группе с низким уровнем предлагается задание на воспроизведение текста. Ученики работают с текстом учебника, выделяют причины и планы войны.
На данном уроке можно отдельным обучающимся предложить дифференцированные задания. Так например, слабым можно предожить найти в учебнике даты и сражения Отечественной войны 1812 г., рассказать по учебнику о партизанах. Сильно мотивированному ученику предлагаю сделать презентацию «Памятники Отечественной войне 1812 г».
На уроке в 6 классе по теме «Восточные славяне», первой группе предлагается задание: работая с картой атласа выделить и перенести на контурную карту расположение восточнославянских племен и работая с Повестью временных лет рассказать о племенах. Вторая группа работает с иллюстрациями и заполняет таблицу «Занятия восточнославянских племен». На основе Повести временных лет выделяет сходство и различие между племенами. Третья группа анализирует схему «Управление восточнославянских племен», дает характеристику.
Изучая реформы Петра I, можно предложить ребятам следующие задания:
Рассказать о реформах Петра I в экономической, политической, военной сферах.
Рассказать по тексту об изменениях в быту.
Оценить роль петровских преобразований для будущего развития России.
Применяя технологию дифференцированного обучения учитель создает благоприятные условия для развития личности, основываясь на индивидуальных особенностях развития ребенка.