2
Работа с текстом на уроке истории в 9 классе.
Тема урока: Немецкое наступление 1942 года и предпосылки коренного перелома.
Текст Бабий Яр.
Работа с текстом в 3 этапа:
- Предтекстовый этап – подготовка к чтению.
Для того, чтобы заинтересовать и вовлечь учащихся в работу, для создания положительной мотивации прослушивание песни А. Розенбаума «Бабий Яр».
Приём предсказывание/ предугадывание: О чём будет этот текст?
- Текстовый этап.
Приём «Работа с вопросником». Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, находить ответы на вопросы. Учащимся предлагаются вопросы к тексту в прямой и косвенной форме, требующие анализа, рассуждения и опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска учащиеся обсуждают в парах ответы, уточняют и обсуждают их.
Приём «Задай вопрос». Цель: овладение приёмом постановки вопросов. Составить вопросы, начинающиеся со слов «Почему…? «Где…?», «Что…?» и т.д. Время и количество вопросов ограничено. Отмечаются лучшие вопросы. Ученики отвечают на эти вопросы.
- Послетекстовый этап.
Приём : синквейн.
1 строка: Тема – 1 слово ( имя существительное)
2 строка: Описание темы – 2 слова ( имя прилагательное)
3 строка: Описание действия 3 слова ( глагол)
4 строка: Отношение к теме - фраза из 4 слов ( предложение, цитата)
5 строка: Суть темы- 1 слово (1 слово – синоним)
Просмотр содержимого документа
«об уроке»
Просмотр содержимого документа
«синквейн»
Просмотр содержимого документа
«текст Бабий Яр»
Бабий Яр
Нацистская Германия проводила политику геноцида «расово неполноценных» евреев и цыган. «Окончательное решение» еврейского вопроса предусматривало поголовное уничтожение еврейского населения Германии и оккупированных стран.
Ярким примером фашистского геноцида стал расстрел советских евреев в овраге Бабий Яр под Киевом. В городе были расклеены объявления германского военного командования: «Все жиды города Киева и его окрестностей должны явиться в понедельник 29 сентября 1941 года к 8 часам утра на угол Мельниковской и Дохтуровской с документами, деньгами, ценными вещами, теплой одеждой, бельем и прочим. Кто из жидов не выполнит этого распоряжения и будет найден в другом месте, будет расстрелян».
Писатель Анатолий Кузнецов в документальной повести «Бабий Яр», по показаниям немногих чудом уцелевших евреев, нарисовал жуткую картину массовой казни:
«Украинские полицаи (судя по акценту - не местные, а явно с Западной Украины) грубо хватали людей, лупили, кричали: - Раздягаться! Быстро! Быстро!
Кто мешкал, с того сдирали одежду силой, били ногами, кастетами, дубинками, опьяненные злобой, в каком-то садистском раже.
Слева была стена, справа - яма, а выступ, очевидно, был вырезан специально для расстрела, и был он такой узкий, что, идя по нему, люди инстинктивно жались к песчаной стенке, чтобы не свалиться.
На противоположной стороне карьера установлены ручные пулеметы, и там было несколько немецких солдат. Они жгли костер, на котором, кажется, что-то варили. Когда всю цепочку загнали на выступ, один из немцев отделился от костра, взялся за пулемет и начал стрелять».
В Бабьем Яре гитлеровцы расстреляли около 200 тыс. мирных жителей, главным образом евреев. Всего нацисты уничтожили 6 млн. евреев (из них около 2 млн. на территории СССР) и 300 тыс. цыган.
Какое впечатление произвел на вас текст?
Какое событие из истории Великой Отечественной войны описывается в тексте?
Какие статистические данные содержатся в тексте?
Как называется такая политика гитлеровской Германии? С какой идеологией она связана?
На днях СМИ сообщили о том, как изучают историю Великой Отечественной войны в современной Украине. Что вам об этом известно?
Соотнесите эту информацию с фактами из текста и выскажите свою точку зрения.