Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение «Репьевская СОШ»
Мастер-класс на тему:
«Организация и сущность внеурочной деятельности по краеведению»
Подготовила и провела
Овчинникова Г.П.
учитель истории и
обществознания,
высшая квалификационная
категория.
2014 год
Аннотация
« Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Мастер-класс разработан для слушателей семинара учителей истории и обществознания. Он знакомит педагогов с принципами , целями и задачами школьного краеведения, формами работы учителя по краеведению . Позволяет определить взаимосвязь урочной и внеурочной работы. Педагог делится опытом работы по данному направлению.
Организация и сущность
внеурочной деятельности по краеведению»
(слайд 1 ,2)
Добрый день! Вашему вниманию представляю мастер-класс на тему «Организация и сущность внеурочной деятельности по краеведению»
Эпиграфом пусть станут слова Д.С.Лихачева:
"Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это – самый массовый вид науки".
(слайд3)
Историю края должны мы узнать ,
Обычаи, нравы его постигать.
В походы ходить, чтоб свой край изучать,
Хороших людей по пути повстречать.
Нам корни семьи своей следует знать,
Семейный альбом нам почаще листать.
О многом расскажут страницы альбома:
Как быт был устроен тогда дома,
Какая одежда и обувь была,
Какие традиции хранила семья.
Всё это «ИСТОКАМИ» кратко зовётся,
И вряд ли из нас кто-нибудь да найдётся,
Кто знать бы совсем не желал,
Как дед наш в те годы землю пахал,
Как сеял, как хлеб свой растил,
Как всё убирал, боронил,
Словом, просто как жил.
Что вы понимаете под словом «краеведение»?(работа в группах)
(слайд 3)
И так, под краеведением мы понимаем:
Краеведение – есть, в сущности «жизневедение» - приобретение знаний из окружающего тебя и передача их людям. Главное качество краеведа – пристальный и вдумчивый взгляд.
Краеведение – изучение отдельных местностей страны с точки зрения их географических, культурно – исторических, экономических особенностей.
Ожегов С.И
Когда возникло краеведение как наука? (участники
отвечают на поставленный вопрос ))
(слайд 4)
Термин «краеведение», возникший в начале XX века, имеет своим объектом изучения края как ближайшую к человеку территорию, которую можно увидеть, обозреть, исследовать, изучить. Термин «краеведение» более всего подходит к школьным курсам, ориентирующим учащихся на изучение их жизненного пространства, ибо соответствует восприятию ребенка. Под краеведением обычно понимают изучение края местными силами в совокупности явлений общественно- политических, культурных, экономических и природных. Краеведение подразумевает не только знания о местном крае, но и пути познания, поиска и распространения этих знаний. Это не только способ сохранения и освоения исторического опыта, но и обретение личного опыта, возможность социализации подростка, вовлечение ребёнка в деятельность наравне с взрослыми. Другими словами, это способ сохранения и освоения исторического опыта
Какова главная цель краеведения? (высказывают свое мнение0
Главной целью изучения краеведения поставлено не столько усвоение системы знаний по истории края (хотя это тоже очень важно), сколько формирование молодого человека как гражданина, патриота своего города, села, а в конечном итоге своей страны. Не знать истории своей малой Родины это просто неуважение к людям, создавшим условия, в которых ты живёшь. Краеведение является важным воспитательным фактором, средством развития патриотизма, любви к своей «малой родине». Оно позволяет приблизить историю страны к уровню зримых, конкретных её проявлений о родном крае, наполнить её персоналиями, показать, что каждый человек является объектом и субъектом истории.
(слайд 4)
Исходя, из цели вытекают следующие задачи:
(слайд5)
усвоить комплекс краеведческих знаний о природе, истории и культуре родного края в процессе учебной и внеучебной деятельности;
создать условия в образовательном пространстве для проявления и развития ключевых компетентностей школьников;
сформировать потребность в активной жизненной позиции по сохранению и преобразованию родного края;
воспитать патриотизм и экологическую культуру юных граждан.
Осуществляется краеведческая работа через урочную и внеурочную деятельность,
через сотрудничество «учитель – ученик – родитель».
В какой взаимосвязи находятся урочная и внеурочная деятельность по краеведению?
( слушатели высказывают свое мнение).
Классная и внеурочная работа по истории органически связана между собой, так как решает одни и те же задачи.(обращается внимание на слайд)
(слайд 6)
Помогает образованию
и воспитанию
Изучает познавательный материал
вне программы
Расширяет кругозор, углубляет знания, развивает умения и навыки, формирует нравственный облик, духовно обогащает
внеклассная
работа
урок
урок
Решает задачи развития самостоятельной, познавательной деятельности
Пробуждает потребность в познании культурно-исторических ценностей, способствует социализации личности
Принципы,
Принципы краеведения
Принцип природосообразности предполагает, что краеведческая деятельность школьников должна основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя;
Принцип культуросообразности предполагает, что деятельность школьников должна основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры;
Принцип коллективности предполагает, что краеведческая деятельность детей, осуществляясь в детско-взрослых коллективах различного типа, даёт школьнику опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных гражданского самопознания, самоопределения и самореализации;
Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе тесного взаимодействия педагога и учащихся в социальном творчестве, содержанием которого является обмен гражданскими ценностями (ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам образования как представителям различных поколений и субкультур; индивидуальными ценностями конкретных субъектов образования), а также совместное продуцирование гражданских ценностей;
Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение в процессе социального творчества субъективной значимости для школьников идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой и историей. Реализация принципа патриотической направленности в программе внеурочной деятельности предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы политических, этнокультурных, исторических, гражданско-политических явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечеству; стимулирование переживаний, которые выступают регуляторами конкретных действий, ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отечеству;
Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и “выведение” школьника в самостоятельное проектное действие, разворачивающееся в логике замысел – реализация – рефлексия. В ходе проектирования перед человеком всегда стоит задача представить себе ещё не существующее, но желаемое и будучи осуществлённое в результате его активности. Это может быть и событие, и предмет, - главное, что ученик должен себе представить, что это должно быть и чем это должно быть для него. В логике действия данного принципа в программе предусматриваются исследовательские и социальные проекты школьников.
Принцип поддержки самоопределения воспитанника. Самоопределение - процесс формирования личностью собственного осмыслённого и ответственного отношения к социальной действительности. Приобретение школьниками опыта социального самоопределения происходит в совместной с взрослыми и сверстниками социально значимой деятельности.
Внеурочная краеведческая работа осуществляется через различные формы работы.
Перед вами кластер «Основные формы внеурочной работы по краеведению»
Перечислите внеурочные формы работы.
(групповая работа по заполнению схемы) (слайд 8-9)
«Основные формы организации внеклассной работы по краеведению»
Основными особенностями внеклассной краеведческой работы в школе являются: возможность удовлетворения и дальнейшего развития индивидуальных познавательных интересов и наклонностей учащихся, широкие возможности использования разнообразных форм и методов работы.
Внеклассная работа по историческому краеведению может быть массовой, групповой и индивидуальной.
Работа в группах:
1группа-массовые формы работы по краеведению.
2 группа – групповая форма работы по краеведению.
3 группа – индивидуальная форма работы по краеведению .
(слайд10)
Массовые формы внеурочной работы – экскурсии, экспедиции, вечера, олимпиады, викторины, конференции. Сюда же можно отнести создание школьных уголков, музеев, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, замечательными людьми, краеведческие игры, внеклассное чтение.
Групповыми формами внеклассной работы являются: кружок, лекторий, издание рукописных книг, журналов, стенгазет, бюллетеней.
Индивидуальная работа по краеведению предполагает чтение литературы по местной истории, работу с документальными материалами архива, вещественными памятниками музея, подготовку рефератов, докладов, запись воспоминаний, описание памятников истории и культуры, наблюдение за жизнью и бытом изучаемого народа, выполнение познавательных заданий, изготовление наглядных пособий и др.
Для организации внеурочной деятельности по краеведению в нашей школе под моим руководством действует клуб «Поиск», организованный с 1995 года для учащихся 5-11 классов.
(слайд 11)
Основные направления его деятельности состоят в подготовке сообщений, рефератов, докладов к урокам, связанных с историей района, села, в сборе информации об истории села, в подготовке и проведении викторин и конкурсов по краеведческой тематике. Источниками изучения истории родного края для учащихся на уроках и во внеурочное время становятся воспоминания родных, домашние архивы, материалы школьного краеведческого музея и районного архива, районная газета, краеведческая литература. Формы творческих работ учащихся различны: описание родословной, сочинения, проекты, исследовательские работы.
(слайд11)
За последние три года ребята выполнили исследовательские работы: «Репьевский некрополь», «Не исчезай, моё село!», «И у церкви бывают судьбы», «Когда стреляли пушки, газеты не молчали», «Время правления Перовского – « золотой век» Оренбургского края», «Мой труд вливается в труд моей страны!». Работы стали победителями и лауреатами районных и областных конкурсов таких как : «Отечество! Растим патриотов» «Краеведческий коледоскоп» и др.
(слайд 12)
В краеведческой работе я использую информационно – коммуникационные технологии. Ребята с удовольствием делают компьютерные презентации, посвященные Великой Отечественной войне, построенные на местном краеведческом материале на темы: «Московская битва», «Сталинградская битва», «Курская битва» «Репьевский некрополь» и др. Занимаясь проектно-исследовательской деятельностью, у учащихся развивается интерес к своему родному селу, к своим корням, истории предков. Таким образом, достигается главная цель краеведческой деятельности – воспитание истинных патриотов своей Родины. Среди наиболее распространенных и действенных форм гражданско-патриотического воспитания школьников важное место занимают Уроки Мужества.
(слайд 14, 15,16)
Опыт работы показывает, что рассказ о героических традициях становится более эффективным, если он опирается на местные факты и в них принимают участие живые свидетели истории. Большой воспитательный потенциал имел Урок мужества на тему «Людских судеб - черная боль! Чернобыль! ». Был собран материал о тюльганцах – ликвидаторах последствий аварии и собранный материал оформлен в презентацию. Пригласили на мероприятие участника ликвидации Шонина Н.М. Он смог так заинтересовать детей свом рассказом, что дети не заметили как прошли два часа общения. Уместным было приглашение на этот урок и Отца Дмитрия, который тоже показал хорошие знания событий аварии на Чернобыльской АЭС.
Много интересного рассказал , а также провел панихиду по погибшим и умершим ликвидаторам. Данный урок Мужества не только расширил знания учащихся, но и заставил задуматься о том, какую опасность таит в себе атомная энергия. Традиционными стали Уроки, посвященные встречам с воинами локальных конфликтов на темы:
(слайд 17)
«Солдатами не рождаются, солдатами становятся» (с участниками чеченских событий и воинами-контрактниками, несущими службу на Кавказе), «Город мужества и славы» «Афганистан, ты боль моей души!». На эти встречи приглашаются наши выпускники.
В феврале 2014 года была организована встреча с выпускниками школы: воинами-афганцами Пахомовым И.Н. И Юденко Ю.Г.Они рассказали о службе в Афганистане, о выполнении боевых операций. Такие уроки мужества способствуют формированию у учащихся активной жизненной позиции и учат выполнять конституционную обязанность — служение Отечеству. За всю историю существования школы не было случая трусости и предательства.
Что необходимо учитывать при подготовке уроков Мужества?
(слушатели мастер - класса отвечают на поставленный вопрос)
Для успешного проведения уроков Мужества необходимо учитывать следующие рекомендации:
(слайд18)
прежде всего, необходимо собрать как можно больше информации о событиях, героях, которым посвящено данное мероприятие;
подобрать фоновую музыку, фрагменты художественных и видеофильмов, создать компьютерные проекты (презентации);
тщательно продумать план проведения Урока;
распределить роли для каждого ученика;
провести предварительную беседу с приглашенными гостями;
поминутно рассчитать время на все этапы мероприятия;
предусмотреть и проверить всё необходимое оборудование и оснащение проводимого мероприятия.
В формировании гражданских качеств личности сельских школьников немаловажную роль играет школьный музей. Работа музея при правильном и целенаправленном руководстве обогащает учащихся конкретными знаниями, расширяет их кругозор, повышает интерес к учебе, содействует формированию мировоззрения, воспитывает чувство патриотизма. Уже более 15 лет ведет свою работу школьный историко-краеведческий музей.
( слайд 19)
Цель создания музея – воспитание гражданских качеств личности учащихся на боевых и трудовых традициях старших поколений. Кто мы? Какие наши корни? Для чего мы живем? Каков смысл жизни? Над этими вопросами наша школа работает вплотную. Ребятами собран и оформлен на стендовых экспозициях большой краеведческий материал на темы « История Репьевского храма», «Они сражались за Родину», «Истоки села», «У войны не женское лицо» «Репьевский некрополь». «Наша школьная страна» и др. Высокий потенциал музея способствует решению задач по сохранению истории родного села и традиций. Музей располагает интересными коллекциями, собранные самими детьми, педагогами, жителями села.
Силами экскурсоводов проводятся экскурсии на темы «Учителя школы на фронте и в тылу» «Школа начинается с директора», «Они сражались за Родину» и др. Стали традиционными конференции, на которых дети защищают свои исследовательские работы. Членами клуба «Поиск» выпускаются Боевые листки, пишутся заметки в районную газету.
Поднять статус молодежи в обществе, привлечь их к общественной деятельности и сформировать их патриотическую и гражданскую позицию способствует волонтерская деятельность. С 2010 года в нашей школе действует волонтерский отряд «Добрые сердца». Деятельность отряда носит добровольный характер. Ее участники ведут работу в форме социального служения, осуществляемую по своему волеизъявлению, направленную на бескорыстное оказание социально значимых услуг.
( слайд 20)
Волонтеры реализуют проекты среди, которых акция «Обелиск» (уход за могилами ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов педагогического труда». ( с 2005г. осуществляю я организацию и проведение акции ). В ходе акции мы не просто убираем могилы ветеранов войны и педагогического труда, но и знакомимся с биографиями этих людей. Под постоянным контролем находится могила жены С.А.Кичигина. В ходе этой акции подростки осознают необходимость оказания безвозмездной помощи другому человеку, готовность пожертвовать своими интересами для приобретения новых жизненных ценностей, благодаря чему происходит нравственное становление личности, и формируются патриотические качества.
(слайд21)
Родить патриота нельзя, его нужно воспитать. Большую помощь оказывает нам в этом внеурочная и внеклассная краеведческая работа.
Дмитрий Лихачев сказал:
« Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». В этом и заключается предназначение современной школы. Спасибо за внимание!
(слайд22-23)
Рефлексия
Предлагаю высказать свое мнение о проведенном мастер- классе в форме приема «Плюс –минус -интересно»
В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции.
В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось , показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, оказалась для вас не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
В графу «И» - «интересно» вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
П. (плюс) | М. (минус) | И. (интересно) |
| | |
Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика.