kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс на тему: Средства наглядности на уроках истории.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Средства наглядности на уроках истории актуальны и требует тщательного изучения, в связи с тем, что современная школа ставит перед учителем истории следующие цели и задачи:

•        сделать процесс обучения мотивированным и целеустремлённым;

•        включать дополнительные внутренние резервы и дополнительные методические приёмы для улучшения результатов учебной деятельности;

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс на тему: Средства наглядности на уроках истории.»

5


Средства наглядности на уроках истории.

Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету» К.Д. Ушинский


Средства наглядности на уроках истории актуальны и требует тщательного изучения, в связи с тем, что современная школа ставит перед учителем истории следующие цели и задачи:

•        сделать процесс обучения мотивированным и целеустремлённым;

•        включать дополнительные внутренние резервы и дополнительные методические приёмы для улучшения результатов учебной деятельности;

Наглядность в обучении способствует тому, что у школьников, благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира, формируются представления, правильно отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами. В современной дидактике понятие наглядности относится к различным видам восприятия (зрительным, слуховым, осязательным и др.). Ни один из видов наглядных пособий не обладает абсолютными преимуществами перед другим. Например, в курсе истории целесообразно рассматривать предметы, сохранившиеся от изучаемой эпохи, макеты и картины, изображающие соответствующие явления, исторические карты, смотреть кинофильмы и т. д.

Очень важно использовать наглядные средства целенаправленно, не загромождать уроки большим количеством наглядных пособий, т. к. это мешает учащимся сосредоточиться и обдумать наиболее существенные вопросы. Такое применение наглядности в обучении не приносит пользы, а скорее вредит и усвоению знаний, и развитию школьников.

Средства наглядности подразделяются:

  1. на изобразительные (картины, портреты (их репродукции), фотографии);

  2. графические (схемы, таблицы, карты и т.п.)

  3. предметные (реконструированные предметы культуры, быта, производства);

  4. подлинные предметы материальной культуры (орудия труда, оружие, кости, украшения и т. д.)

  5. естественные монументальные (храмы, сооружения и т.п.)

  6. аудиовизуальные (телефильмы, кинофильмы, радио, звукозаписи, компьютерные версии и т.п.)

В современных условиях в школьной практике наиболее часто используются изобразительные, графические и аудиовизуальные средства наглядности: портреты, картины, схемы и т. д.


Рассмотрим некоторые из видов наглядностей, рассмотренных в вышеизложенной классификации.


Портрет. СЛАЙД


Портрет – «произведение изобразительного искусства, содержащее изображение какого-либо определенного человека или группы определенных людей»



Так, изучая тему «Великая Отечественная война», при рассмотрении портрета полководца Г.К.Жукова обращаю внимание учащихся на его лицо, высокий лоб, волевой подбородок, строгий, умный взгляд – все говорит о сильной, волевой личности, обладающей недюжинным талантом, способностью принимать решения и брать на себя ответственность за их реализацию и конечный результат и т.п.



Такая характеристика соответствует роли и месту Жукова в истории: полководческий талант, проявившийся в Великую Отечественную войну, гордость, высокое личное достоинство, принципиальное до жестокости отстаивание своих позиций (единственный из маршалов, смевший открыто возражать Сталину публично, за что он подвергался снятию или понижению в должностях как во время войны, так и после) и т.д.

Большое внимание обращается на награды, знаки отличия. Все это комментируется учителем, что, в конечном итоге, дает содержательную характеристику изображенной личности и ее места в истории.


СЛАЙД

Работа с портретом может строиться на изучении одежды, головного убора, обуви, причесок, что в свою очередь характеризует время, традиции, стиль и т.п. Так, рассматривая портреты русских князей, царей, бояр (до XVIII в.), учащиеся обращают внимание на восточный стиль их одежды – в золоте и бриллиантах длинные шубы, конусного типа головные уборы, бороды и усы на лице и т.д. Начиная с петровской эпохи, портреты современников выглядят больше по-европейски: выбритые лица, завитые парики, расшитые камзолы, модные цветные «галстуки», высокие башмаки с золотыми пряжками; у женщин – открытые платья с большими вырезами на груди и спине, причудливые парики, прически в виде фрегата, замка, букета цветов, несусветной величины шляпы.


Картины. СЛАЙД

Картина - «произведение живописи в красках на куске холста, доске, листе бумаге Репродукция – «воспроизведение и размножение изображения (рисунка, картины, чертежа, печатного текста) полиграфическими средствами или фотографическим способом»

Наибольшую ценность для развития образности представляют картины (репродукции). Более достоверными изображениями считаются картины, которые написаны современниками событий.




Репродукции демонстрируются с помощью компьютера и проектора. Картины используются практически на всех видах занятий. Выбор определяется тем, насколько широк и глубок охват изображенных на ней исторических событий, насколько изображение соответствует теме и будет способствовать ее раскрытию.

Учащимся предлагаются картины, содержание которых носило судьбоносный для Отечества характер.











Слайд

В.А. Серов

«Петр I»


Строительство Санкт-Петербурга, создание русского флота, стремительное движение к новому – вот что характеризует поза Петра, ясно видящего цель, строящиеся вдали корабли, море на переднем и дальнем плане, склады бревен, ветреная погода, идущие, но едва поспевающие люди – так может быть прочитана эта картина.

На них изображены события, сыгравшие огромную роль в истории России.



Учитель, подбирая портреты и картины для использования на занятиях, всегда исходит из одного фактора – их информативной направленности.

Картины – это источники познания на уровне живого созерцания исторической действительности.


Графическая наглядность.


Графическая наглядность находит наиболее частое применение в ходе изложения учебного материала учителем и ответов учащихся.


С целью повышения качества обучения, графическая наглядность должна отвечать ряду требований:

  • соответствие средства содержанию изучаемого материала;

  • неперегруженность объектами для запоминания;

  • четкость изображения;

  • ширoкая цветовая гамма изображения и т.д.

Наиболее распространенными графическими средствами наглядности в преподавании истории являются схемы, таблицы.

Слайд Например при изучении темы в 9 классе «Реформы государственного управления»» можно использовать вот такую стуктурную схему.



СЛАЙД Таблицы – это перечень цифровых данных или каких-либо других сведений, расположенных в определенном порядке по графам.


Видеоматериалы.

Неоспоримы достоинства использования видео носителей на уроках, прежде всего, их оперативность и маневренность, возможность повторного применения, использование стоп-кадра. Просмотр создает эффект присутствия, подлинности фактов и событий истории, вызывает интерес к истории как к предмету обучения.

К видеоматериалам предъявляются требования, в частности, их высокий эстетический уровень и эмоциональное воздействие, познавательная значимость, фактологическая достоверность, связь художественных образов с реальной жизнью в данную историческую эпоху, подбор занятий, наиболее целесообразных для эффективного решения поставленных образовательных, развивающих и воспитательных задач.

Использую на уроках истории отрывки из таких фильмов, как «Первая мировая война», «Александр Невский», «Обыкновенный фашизм», « Война и мир», « Они сражались за Родину»). Фрагменты этих подготовленных к уроку фильмов позволяют ученикам сделать собственные выводы и принять участие в обсуждении просмотренного.,


.Презентация как наглядное средство обучения

Использование презентаций в работе учителя прочно вошло в нашу жизнь.

Презентация – прежде всего средство наглядности, а уже потом - текстовый материал. Т.е. при создании презентации особое внимание уделяется иллюстративному материалу, а главное требование к тексту – его краткость и содержательная емкость. Дополнительную информацию учитель всегда может рассказать устно.

Каждый слайд не должен быть перегружен одновременно и картами, и фотографиями, и таблицами, и схемами одновременно. Гораздо лучше усваивается предлагаемый материал, когда он включает в себя не более трех визуальных объектов.

Карты. (СЛАЙД) без опоры на историческую географию преподавание некоторых событий и процессов становится бессмысленным. И в данной ситуации на помощь опять приходит интернет и компьютер. Заранее подготовленные учителем карты государств и сражений гораздо быстрее могут быть использованы на уроке, чем те которые нужно доставать из шкафов, распаковывать, размещать на доске.



Заключение.


Таким образом, на основании можем сделать вывод о необходимости оптимального использования средств наглядного обучения на уроках, что в свою очередь приводит к следующим результатам:

- помогает сделать процесс обучения более мотивированным и целеустремленным;

- использование различных наглядных средств позволяет увеличить эффективность и качество усвоения учащимися учебного материала;

- помогает включать дополнительные резервы и методические приемы для улучшения результатов учебной деятельности;

- раскрывает методику эффективной работы со средствами наглядного обучения;

- обладая значительной силой эмоционального воздействия, наглядные пособия (картины, иллюстрации и монеты) имеют большое воспитательное значение в преподавании истории;

- ознакомление с вещественными памятниками и применение наглядностей на уроках истории пробуждают у детей интерес к изучению прошлого, к истории, как науке, активизируют их мыслительную деятельность, внимание и творческое воображение.

Можно с уверенностью отметить, что использование наглядных средств обучения дает гораздо более высокий результат, нежели проведение обычного, «стандартного» урока по аналогичной теме. Использование наглядности, позволяет школьникам воспринимать подаваемую информацию не только в аудиальном, но и а визуальном формате, что в разы увеличивает методическую значимость проведенного урока.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Мастер-класс на тему: Средства наглядности на уроках истории.

Автор: Серпокрылов Вячеслав Александрович

Дата: 30.06.2020

Номер свидетельства: 554334


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства