kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Курилов Виктор Иосифович

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа дисциплины ОДБ.04 «История» для обучающихся по программам под-готовки квалифицированных рабочих, служащих 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Курилов Виктор Иосифович»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

"БАЛАШИХИНСКИЙ ТЕХНИКУМ"



Утверждаю

Зам. директора по УР ГБПОУ МО «Балашихинский техникум»

___________________ Р.Н.Гринева








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


дисциплины ОДБ.04 «История»

для обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих





Авторы: Курилов В. И. преподаватель

Рецензент: Муравьева И.В. преподаватель




Рассмотрена и одобрена

методической комиссией

общеобразовательных дисциплин

Председатель: Федорова И.А.

Протокол № от августа 2018 г.





г. Балашиха

2018г.


Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисципли­ны «История», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных про­грамм среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) для обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих:

23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей/ слесарь по ремонту автомобилей, водитель автомобиля;

15.01.33 Токарь на станках с числовым программным управлением/ токарь, токарь-расточник;

08.01.25 Мастер отделочных строительных и декоративных работ/ штукатур; маляр строительный;





Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Балашихинский техникум».

Автор: Курилов В.И. преподаватель ГБПОУ МО «Балашихинский техникум»

Рецензент: Муравьева И.В., преподаватель ГБПОУ МО «Балашихинский техникум»



Рассмотрена и одобрена методической комиссией общеобразовательных дисциплин

Председатель: __________________ Федорова И.А.

Протокол № от августа 2018 г.






СОДЕРЖАНИЕ




стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

  1. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

30

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

34





1. паспорт

рАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

История

1.1. Область применения программы

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «История» предназначена для изучения истории в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих и служащих. Рабочая программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования; программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ППКРС).

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «История» является учебным предметом обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования. В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «История» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС).

В учебных планах ППКРС учебная дисциплина «История» входит в состав общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО соответствующего профиля профессионального образования.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Содержание программы «История» направлено на достижение следующих целей: • формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном мире, гражданской идентичности личности; • формирование понимания истории как процесса эволюции общества; цивилизации и истории как науки;

• усвоение интегративной системы знаний об истории человечества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе; • развитие способности у обучающихся осмысливать важнейшие исторические события, процессы и явления;

• формирование у обучающихся системы базовых национальных ценностей на основе осмысления общественного развития, осознания уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество; •воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к истории своего Отечества как единого многонационального государства, построенного на основе равенства всех народов России.

В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС).

В реальном образовательном процессе формирование указанных компетенций происходит при изучении каждой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны. Освоение содержания учебной дисциплины «История » обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

1.Личностных: 1.1. сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну); 1.2. становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические99ценности; 1.3. готовность к служению Отечеству, его защите; 1.4 сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

1.5 сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 1.6 толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

2.Метапредметных:

2.1 умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2.2 умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 2.3 владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 2.4 готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать;

2.5 умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 2.6 умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; 3. Предметных:

3.1- представление о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;

3.2 -владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

3.3- умение применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;

3.4-владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;

3.5- умение вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике



1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины



Объем образовательной программы 202 часа, в том числе:

во взаимодействии с преподавателем 202 часов;

практические работы 73 часа;































2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Объем образовательной программы

202

Во взаимодействии с преподавателем

202

в том числе:


Практические работы

73



Промежуточная аттестация в форме Экзамен


2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины «История»



Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Результат


1

2

3

4

5


Введение

Введение

Значение изучения истории. Проблема достоверности исторических знаний. Исторические источники, их виды, основные методы работы с ними. Вспомогательные исторические дисциплины. Историческое событие и исторический факт. Концепции исторического развития (формационная , цивилизационная, их сочетание). Периодизация всемирной истории России -как часть мировой и современной истории.




2

1



1.1-1.5

2.1-2.6

3.1-3.4

Раздел 1.

Древнейшая стадия истории человечества.


4


2


Тема 1

Человеческое сообщество первобытной эпохи.



Содержание учебного материала


4







Происхождение человека. Источники знаний о древнейшем человеке. Проблемы антропогенеза. Древнейшие виды человека. Появление человека современного вида. Палеолит. Люди эпохи палеолита. Условия жизни и занятия первобытных людей. Социальные отношения. Родовая община. Археологические памятники палеолита на территории России

Неолитическая революция. и ее последствия. Понятие «неолитическая революция». Причины неолитической революции. Зарождение производящего хозяйства, появление земледелия и животноводства. Последствия неолитической революции. Древнейшие поселения земледельцев и животноводов. Неолитическая революция на территории современной России.

Начало формирования народов. Индоевропейцы и проблема их прародины. Эволюция общественных отношений, усиление неравенства. Соседская община. Племена и союзы племен. Укрепление власти вождей. Возникновение элементов государственности. Древнейшие города


1.1-1.5

2.1-2.5

3.1-3.5

Практические занятия № 1 Неолитическая революция на территории современной России.


.

1



1.1-1.5

2.1-2.6

3.1-3.5

Раздел 2. Цивилизации Древнего мира.




9


2


Тема 2.1

Древнейшие государства


Содержание учебного материала


3




Древнейшие государства. Понятие цивилизации, их особенности. Специфика древнеегипетской цивилизации. Города-государства Шумера. Вавилон. Законы царя Хаммурапи. Финикийцы и их достижения. Древние евреи в Палестине. Хараппская цивилизация Индии. Индия под властью ариев. Зарождение древнекитайской цивилизации

Великие державы Древнего Востока. Предпосылки складывания великих держав, их особенности. Последствия появления великих держав. Хеттское царство. Ассирийская военная держава. Урарту. Мидийско-Персидская держава — крупнейшее государство Древнего Востока. Государства Индии. Объединение Китая. Империи Цинь и Хань.

Практические занятия № 2 Культура и религия Древнего Востока


1.1-1.5

2.1-2.6

3.1-3.5

Тема 2.2

Античные цивилизации

Содержание учебного материала


3





Древняя Греция. Минойская и микенская цивилизации. Складывание полисного строя. Характерные черты полиса. Великая греческая колонизация и ее последствия. Развитие демократии в Афинах. Спарта и ее роль в истории Древней Греции. Македонское завоевание Греции. Походы Александра Македонского и их результаты. Эллинистические государствасинтез античной и древневосточной цивилизации.

Древний Рим. Рим в период правления царей. Рождение Римской республики. Римские завоевания. Борьба с Карфагеном. Превращение Римской республики в мировую державу. Рабство в Риме, восстание рабов под предводительством Спартака . От республики к империи. Периоды принципата и домината. Войны, Римской империи. Кризис и падение Римской империи.


1.1-1.5

2.1-2.6

3.1-3.5

Тема 2.3

Культура и религия Древнего мира., античных цивилизаций

Содержание учебного материала


3




Культура и религия Древнего мира. Особенности культуры и религиозных воззрений Древнего Востока. Монотеизм. Иудаизм. Буддизм — древнейшая мировая религия. Зарождение конфуцианства в Китае. Практические занятия № 3 Достижения культуры Древней Греции. Особенности древнеримской культуры.

Практические занятия № 4 Возникновение христианства. Превращение христианства в государственную религию


1.1-1.5

2.1-2.6

3.1-3.5

Раздел 3

Цивилизации Запада и Востока в Средние века.



16


2


Тема 3.1 Великое переселение народов и образование варварских королевств в Европе.

Содержание учебного материала.

Великое переселение народов и образование варварских королевств в Европе.

Средние века: понятие, хронологические рамки, периодизация. Варвары и их вторжения на территорию Римской империи. Синтез позднеримского и варварского начал в европейском обществе раннего Средневековья. Варварские правды




1







1.1-1.5

2.1-2.6

3.1-3.5

Тема 3.2

Цивилизации Востока в Средние века






Содержание учебного материала.


6











1

1





Возникновение ислама. Арабские завоевания .Основы мусульманского вероучения. Образование Арабского халифата. Арабские завоевания. Мусульмане и христиане. Халифат . Распад халифата. Культура исламского мира. Развитие науки. Арабы, как связующее звено между культурами античного мира и средневековой Европы

Культура исламского мира Византийская империя Территория, власть, управление. Расцвет Византии при Юстиниане. Принятие христианства славянскими народами. Византия и страны Востока. Турецкие завоевания и падение Византии. Влияние Византии на государственность и культуру России. Культура Византии. Восток в Средние века. Средневековая Индия. Делийский султанат. Культура средневековой Индии. Особенности развития Китая. Китайская культура и ее влияние на соседние народы. Монголы. Чингисхан. Распад Монгольской империи Становление и эволюция государственности в Японии. Самураи. Правление сёгунов.

Практические занятия №5: Культура исламского мира

Практические занятия №6 : Культура Византии.



1.1-1.5

2.1-2.6

3.1-3.5






1.4-1.6

2.1-2.6

3.1-3.5

Тема 3.3

Запад в Средние века





















Содержание учебного материала.


9



Империя Карла Великого и ее распад. Феодальная раздробленность в Европе.

Королевство франков. Франкские короли и римские папы папы. Карл Великий, его завоевания и держава.. Распад Каролингской империи. . Британия в раннее Средневековье. Норманны и их походы. Норманнское завоевание Англии.

Основные черты западноевропейского феодализма. Средневековое общество. Феодализм: понятие, основные черты, причины возникновения феодализма.


Католическая церковь в Средние века. . Христианская церковь в Средневековье. . Разделение церквей, католицизм и православие. Крестовые походы, их последствия. Ереси в Средние века: причины их возникновения и распространения. Инквизиция. Упадок папства

Крестовые походы, их последствия

Зарождение централизованных государств в Европе. Англия и Франция в Средние века. Франция на пути к единому государству. Оформление сословного представительства (Парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции). Столетняя война и ее итоги. Рождение Османской империи и государства Европы. Пиренейский полуостров в Средние века. Реконкиста. Перемены во внутренней жизни европейских стран. . Завершение складывания национальных государств.


1.1-1.5

2.1-2.6

3.1-3.5

Практическое занятие №7 Структура и сословия средневекового общества

Практическое занятие №8«Роль городов в средневековой Западной Европе»

Практические занятия № 9 Структура и сословия средневекового общества

Практическое занятие №10 Средневековая культура Западной Европы.


1

1

1

1


1.4-1.6

2.1-2.6

3.1,3.3-3.5

Раздел 4. От древней Руси к Российскому государству


15


2


Тема 4.1 Образование Древнерусского государства











Содержание учебного материала

Образование Древнерусского государства. Восточные славяне: происхождение, расселение, занятия, общественное устройство. Взаимоотношения с соседними народами и государствами. Предпосылки и причины образования Древнерусского государства. Возникновение государства Русь. Варяжская проблема. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Походы Святослава..

Крещение Руси и его значение. Крещение Руси: причины, основные события, значение. Христианство и язычество. Церковная организация на Руси. Монастыри. Распространение культуры и письменности.

Общество Древней Руси. Социально-экономический и политический строй Древней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Древнерусские города, развитие ремесел и торговли. Русская Правда. Политика Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Древняя Русь и ее соседи.

Раздробленность на Руси. Политическая раздробленность: причины и последствия. Крупнейшие самостоятельные центры Руси--Новгородская земля, Владимиро-Суздальское княжество. Зарождение стремления к объединению русских земель.

Древнерусская культура. Особенности древнерусской культуры. Возникновение письменности. Летописание. Литература (слово, житие, поучение, хождение). Былинный эпос. Деревянное и каменное зодчество. Живопись (мозаики, фрески). Иконы. Декоративно-прикладное искусство. Развитие местных художественных школ.

Монгольское завоевание и его последствия. Зависимость русских земель от Орды и ее последствия. Борьба населения русских земель против ордынского владычеств. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию/ Борьба Руси против экспансии с Запада. Александр Ярославич. Зависимость русских земель от Орды и ее последствия.

Практическое занятие №11 Предпосылки и причины образования Древнерусского государства

Практическое занятие №12 Крещение Руси и его значение

Практическое занятие №13 Имя России: Александр Невский.




9























1

1

1





1.1-1.5

2.1-2.6

3.1-3.5






















1.4-1.6 2.1-2.6

3.1-3.5


Тема 4.2

От Руси к России.

Содержание учебного материала.





6











Возвышение Москвы. Причины и основные этапы объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Причины и ход возвышения Москвы. Дмитрий Донской. Начало борьбы с ордынским владычеством

Формировавание единого Русского государства. Русь при преемниках Дмитрия Донского. Отношения между Москвой и Ордой, Москвой и Литвой. Феодальная война второй четверти XV в., ее итоги. Завершение объединения русских земель. Иван III. Присоединение Новгорода Прекращение зависимости Руси от Золотой Орды. Войны с Казанью, Литвой, Ливонским орденом и Швецией.

Образование единого Русского государства и его значение. Усиление великокняжеской власти. Судебник 1497 года. Происхождение герба России. Система землевладения Предпосылки и начало складывания крепостнической системы.


1.1-1.5

2.1-2.6

3.1-3.5

Практическое занятие №14 Куликовская битва, её значение


1


1.4-1.6

2.1-2.6

3.1,3.3-3.5

Раздел 5

Россия в XVI -XVII веках: от великого княжества к царству

























12



2


Тема 5.1 Россия в правление Ивана Грозного.

Содержание учебного материала.


3







1



Россия в правление Ивана Грозного. Россия в период боярского правления. Иван IV. Избранная рада. Реформы 1550-х годов и их значение. Становление приказной системы. Укрепление армии. Стоглавый собор. Опричнина, споры о ее смысле. Последствия опричнины. Россия в конце XVI века, нарастание кризиса. Учреждение патриаршества. Закрепощение крестьян Внешняя политика Ивана Грозного Походы на Казань. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, борьба с Крымским ханством, покорение Сибири. Ливонская война, ее итоги и последствия

Практическое занятие №15 Опричнина и её последствия


1.1-1.5

2.1-2.6

3.1-3.5

Тема 5.2 Экономическое и социальное развитие России в XVII веке.













Содержание учебного материала.

Смутное время начала XVII века Царствование Б. Годунова. Смута: причины, участники, последствия. Освободительная борьба против интервентов. Окончание Смуты и возрождение российской государственности. Ополчение К. Минина и Д. Пожарского. Освобождение Москвы. Начало царствования династии Романовых


Экономическое и социальное развитие России в XVII веке Восстановление хозяйства. Новые явления в экономике страны . Развитие торговли, начало формирования всероссийского рынка. Окончательное закрепощение крестьян. Народные движения в XVII веке. Восстание под предводительством С.Т. Разина.



Становление абсолютизма в России. Власть и церковь. Реформы патриарха Никона. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Русские первопроходцы. Внешняя политика России в XVII веке. Россия и Речь Посполитая.. Присоединение к России Левобережной Украины . Отношения России с Крымским ханством и Османской империей.


Культура Руси конца XIII—XVII веков. Культура XIII—XV веков. Летописание. Важнейшие памятники литературы. Развитие зодчества . Расцвет иконописи (Ф.Грек, А.Рублев). Культура XVI века. Книгопечатание (И.Федоров). Публицистика. Зодчество (шатровые храмы). «Домострой». Культура XVII века. Традиции и новые веяния, усиление светского характера культуры. Образование.



9


1.1-1.5

2.1-2.6

3.1-3.5

Практическое занятие № 16 Народные движения в XVII веке

Практическое занятие №17. Реформы патриарха Никона.

Практическое занятие № 18 Шедевры русской культура XVII веке





1

1

1


1.4-1.6

2.1-2.6

3.1,3.3-3.5

Раздел 6

Страны Запада и Востока в ХVI- ХVIII в







14




Тема 6.1 Страны Запада в Новое время.























Содержание учебного материала




12





























Экономическое развитие и перемены в западноевропейском обществе. Великие географические открытия. Зарождение ранних капиталистических отношений. Мануфактура. Открытия в науке, усовершенствование в технике. Развитие торговли и товарно-денежных отношений. Революция цен и ее последствия

Возрождение и гуманизм в Западной Европе. Эпоха Возрождения. Понятие «Возрождение». Истоки и предпосылки становления культуры Ренессанса в Италии. Гуманизм и новая концепция человеческой личности .Высокое Возрождение в Италии. Искусство Возрождения.

Реформация и контрреформация. Понятие «протестантизм». Мартин Лютер. Реформация в Германии, лютеранство. Религиозные войны. Крестьянская война в Германии. Жан Кальвин и распространение его учения.. Контрреформация и попытки преобразований в католическом мире. Орден иезуитов

Становление абсолютизма в европейских странах. Абсолютизм как общественно-политическая система.. Общие черты и особенности абсолютизма в странах Европы. «Просвещенный абсолютизм», его значение и особенности в Пруссии, при монархии Габсбургов. .Итоги характер и значение английской революции.17 в.


Международные отношения в XVII—XVIII веках. Религиозные, экономические и колониальные противоречия. Причины, ход, особенности, последствия Тридцатилетней войны. Вестфальский мир и его значение. Династические войны XVIII века. (Война за испанское наследство, Война за австрийское наследство). Семилетняя война — прообраз мировой войны

Развитие европейской культуры и науки в XVII—XVIII веках. Эпоха просвещения. Новые художественные стили: классицизм, барокко, рококо. Крупнейшие писатели, художники Просвещение: эпоха и идеология. Развитие науки, важнейшие достижения. Идеология Просвещения и значение ее распространения.

Война за независимость и образование США

Французская революция конца XVIII века. Предпосылки и причины Французской революции конца XVIII в. Начало революции. Декларация прав человека и гражданина. Свержение монархии и установление республики. Итоги революции. Международное значение революции


1.1-1.5

2.1-2.6

3.1-3.5


Практическое занятие: №19: Великие географические открытия: значение, последствия.

Практическое занятие: № 20: Титаны эпохи Возрождения




1

1

1


1.4-1.6

2.1-2.6

3.1,3.3-3.5

Тема 6.2 Страны Востока в XVI- XVIII веке.




Страны Востока в XVI — XVIII веках. Османские завоевания в Европе. Османская империя и причины ее упадка. Маньчжурское завоевание Китая. Империя Цин и ее особенности. Начало проникновения европейцев в Китай. Сёгунат Токугавы Страны Востока и колониальная экспансия европейцев. Причины колониальной экспанссии. Колонии в Америке. Колонизация Индии.


Практическое занятие: № 21: Колониальная экспансия европейцев в XVI — XVIII веках



2


1.1-1.5

2.1-2.6

3.1-3.5



1.4-1.6

2.1-2.6

3.1,3.3-3.5


Дифференцированный зачет

1


1.1-1.5

2.1-2.6

3.1-3.5

Раздел 7.

Россия в конце ХVIIVIII веков: от царства к империи


12


2


Тема 7.1 Россия в эпоху реформ Петра I,

Содержание учебного материала


4




Россия в эпоху петровских преобразований. Начало царствования Петра I. Стрелецкое восстание. Правление царевны Софьи. Крымские походы В. В. Голицына. Начало правления Петра I Государственные реформы Петра I. Реорганизация армии. Реформы государственного управления . Указ о единонаследии. Табель о рангах.. Утверждение абсолютизма.. Развитие экономики. Политика протекционизма и меркантилизма. Социальные движения.. Внешняя политика Петра I . Северная война и её итоги Итоги и цена преобразований Петра Великого.

1.1-1.5

2.1-2.6

3.1-3.5

Практическое занятие №22 : Северная столица в петровские времена.

Практическое занятие №23 : Итоги и цена преобразований Петра Великого Северная столица в петровские времена.

1

1


1.4-1.6

2.1-2.6

3.1,3.3-3.5

Тема 7.2

Россия во вто- рой половине ХVIII века Правление Екатерины II


Содержание учебного материала

Экономическое и социальное развитие в XVIII веке. Народные движения. Развитие промышленности и торговли во второй четверти — конце ХУШ века. Основные сословия российского общества, их положение. Народные движения Усиление крепостничества. Восстание под предводительством Е.И.Пугачева и его значение.


8




1.1-1.5

2.1-2.6

3.1-3.5


Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I (1725 – 1762 гг) Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия Расширение привилегий дворянства. Внешняя политика Участие России в Семилетней войне.

Россия во второй половине ХVIII в Правление Екатерины II. Политика «просвещенного абсолютизма»: основные направления, мероприятия, значение. Внешняя политика Екатерины II. Русско-турецкие войны и их итоги .Присоединение и освоение Крыма и Новороссии. Правление Павла I

Русская культура в XVIII веке. Нововведения в культуре петровских времен. Культура и быт России во второй половине XVIII века. Становление отечественной науки. Общественная мысль (Н.И.Новиков, А.Н.Радищев).




Практическое занятие № 24: Восстание под предводительством Е. И. Пугачева и его значение.

Практическое занятие № 25 Русская культура XVIII века

1

1


1.4-1.6

2.1-2.6

3.1,3.3-3.5

Раздел 8. Становление индустриаль-ной цивилизации.





6



2




Тема 8.1

Развитие капиталистических

отношений и социальной структуры индустриально-го общества

Содержание учебного материала

Промышленный переворот и его последствия. Важнейшие изобретения. Технический переворот в промышленности. От мануфактуры к фабрике. Машинное производство.. Социальные последствия промышленной революции. Индустриальное общество. Международные отношения в 19 веке. Войны Французской революции и Наполеоновские войны. Крушение наполеоновской империи и его причины. Создание Венской системы международных отношений. Священный союз. Восточный вопрос и обострение противоречий между европейскими державами.

Политическое развитие стран Европы и Америки. Европейские революции середины ХIХ в. Объединительные процессы в Европе и Америке. Социально-экономическое развитие США в конце XVIII — первой половине XIX века. Гражданская война в США. Социалистическое движение в ХIХ веке

Развитие западноевропейской культуры. Литература. Изобразительное искусство. Музыка. Научные открытия эпохи индустриализации . Влияние культурных изменений на повседневную жизнь и быт людей.



6






1.1-1.5

2.1-2.6

3.1-3.5

Практическое занятие №26: «Крымская (Восточная) война и ее последствия».

Практическое занятие №27: Гражданская война в США


1

1


1.4-1.6

2.1-2.6

3.1,3.3-3.5

Раздел 9.

Процесс модернизации в традицион- ных обществах Востока.







3



2


Тема 9.1

Восток на пути модернизации








Содержание учебного материала.


3





Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии. Индия. Особенности социально -экономического и политического развития стран Востока. Освободительная борьба народов колоний и зависимых стран.


Китай и Япония: попытка модернизации. Упадок и окончательное закабаление Китая западными странами. Особенности японского общества в период сёгуната Токугава. Насильственное «открытие» Японии. Революция Мэйдзи и ее последствия .



1.1-1.5

2.1-2.6

3.1-3.5

Практическое занятие №28: Освободительная борьба народов колоний и зависимых стран.

1



Раздел 10.

Российская импери в ХIХ я веке.



15


2


Тема 10.1

Россия в первой половине ХIХ века.

Содержание учебного материала


5


















1






Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX века . Реформы начала царствования Александра I. Проект М.М.Сперанского Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир 1807 года и его последствия. Отечественная война 1812 года

Декабристское движение.

Внутренняя политика Николая I. Социально -экономическое развитие России во второй четверти XIX века. Крестьянский вопрос, реформа П. Д. Киселева . Начало промышленного переворота, его экономические и социальные последствия. Теория официальной народности.

Общественное движение во второй четверти XIX века. Оппозиционная общественная мысль. «Философическое письмо» П. Я. Чаадаева. Славянофилы (К. С. и И. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин и др.) и западники (К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев, Т. Н. Грановский и др.). Революционно социалистические течения (А.И.Герцен, Н.П.Огарев, В.Г. Белинский). Общество петрашевцев. Создание А. И. Герценом теории русского социализма и его издательская деятельность.

Внешняя политика России во второй четверти XIX века. Россия и революционные события

1830 —1831 и 1848 —1849 годов в Европе. Восточный вопрос. Войны с Ираном и Турцией. Кавказская война. Крымская война 1853 — 1856 годов: причины, этапы военных действий, итоги. Героическая оборона Севастополя и ее герои.


Практическое занятие№29. Значение движения декабристов


1.1-1.5

2.1-2.6

3.1-3.5














1.4-1.6

2.1-2.6

3.1,3.3-3.5

Тема 10.2









Содержание учебного материала.




6









Отмена крепостного права и реформы 60 — 70-х годов XIX века. Контрреформы.

Император Александр II и его окружение. Планы и проекты переустройства России. Подготовка крестьянской реформы . Основные положения крестьянской реформы 1861 года и условия освобождения крестьян. Значение отмены крепостного права.


Россия в эпоху великих реформ Александра II.Земская и городская реформы, создание системы местного самоуправления. Судебная реформа, суд присяжных. Введение всеобщей воинской повинности. Реформы в области образования и печати. Итоги и следствия реформ 1860 — 1870-х годов. . Александр III. Причины контрреформ, их основные направления и последствия.


Общественное движение в России во второй половине ХIХ в. Общественное движение в России в последней трети XIX века. Консервативные, либеральные, радикальные течения общественной мысли. Народническое движение: идеология (М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев), организации, тактика. Деятельность «Земли и воли» и «Народной воли». Распространение марксизма и зарождение российской социал-демократии. Начало рабочего движения.


Экономическое развитие во второй половине XIX века. Социально-экономическое развитие пореформенной России. Курс на модернизацию промышленности. Экономические и финансовые реформы (Н.Х.Бунге, С.Ю.Витте). Разработка рабочего законодательства.

Внешняя политика России во второй половине XIX века. Европейская политика. А.М.Горчаков и преодоление последствий поражения в Крымской войне. Присоединение Казахстана и Средней Азии Политика России на Дальнем Востоке.


Русская культура XIX века. Развитие науки и техники. Географические экспедиции, их участники. Расширение сети школ и университетов. Основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм). Место России в мировой культуре.



1.1-1.5

2.1-2.6

3.1-3.5

Практическое занятие №30 : Отмена крепостного права в России.

Практическое занятие №31 : Начало рабочего движения в России.

Практическое занятие №32 : Развитие науки и техники в России.

1

1


1.4-1.6

2.1-2.6

3.1,3.3-3.5

Раздел 11.

От новой истории к новейшей.





15


2





Тема 11.1


Западное общество на переломе XIX – XX века.




Содержание учебного материала


Мир в начале ХХ века. Понятие «новейшая история». Важнейшие изменения на карте мира. Первые войны за передел мира. Окончательное формирование двух блоков в Европе (Тройственного союза и Антанты), нарастание противоречий между ними. Подготовка к большой войне. Экономика и социальное развитие ведущих стран Европы

Пробуждение Азии в начале ХХ века. Колонии, зависимые страны и метрополии. Начало антиколониальной борьбы. Синьхайская революция в Китае. Младотурецкая революция. Национально-освободительная борьба в Индии против британского господства. Индийский национальный конгресс. М. Ганди.

Практическое занятие №33: Революционное движение в странах Азии



3



1.1-1.5

2.1-2.6

3.1-3.5

Тема 11.2

Россия в начале ХХ в.

Содержание учебного материала


12



Россия на рубеже XIX—XX веков. Динамика промышленного развития. Роль государства в экономике России. Аграрный вопрос. Общественное движение. Усиление рабочего и крестьянского движения. Внешняя политика России. Русско-японская война 1904 —1905 гг.


Революция 1905 —1907 годов в России. Причины, характер, основные события. Становление конституционной монархии и элементов гражданского общества. Политические партии. Результаты первой российской революции в политических и социальных аспектах


Россия в период столыпинских реформ. П. Столыпин как государственный деятель. Программа П. А. Столыпина, ее главные цели и комплексный характер. Основное содержание и этапы реализации аграрной реформы, ее влияние на экономическое и социальное развитие России

Серебряный век русской культуры

.Россия в первой мировой войне ( 1914 —1918 гг.). Особенности и участники войны. Восточный фронт и его роль в войне. Нарастание общенационального кризиса в России. Итоги Первой мировой войны. Парижская и Вашингтонская конференции и их решения.

Февральская революция в России. От Февраля к Октябрю. Причины революции. Отречение Николая II от престола. Падение монархии как начало Великой российской революции. Двоевластие. Три кризиса Временного правительства. Корниловский мятеж. Большевики : курс на восстание.

Октябрьская революция в России и ее последствия. События 24 — 25 октября в Петрограде, приход к власти большевиков во главе с В. И. Лениным. Союз большевиков и левых эсеров. Установление власти Советов в основных регионах России.


Гражданская война в России. Причины Гражданской войны. Красные и белые: политические ориентации, лозунги и реальные действия, социальная опора. Цели и этапы участия иностранных государств в Гражданской войне. Ход военных действий на фронтах в 1918 —1920 годах. Завершающий период Гражданской войны. Причины победы красных. Последствия и итоги Гражданской войны.


1.1-1.5

2.1-2.6

3.1-3.5

Практическое занятие №34 : Политические партии в России Практическое занятие № 35: Серебряный век русской культуры

Практическое занятие № 36: : Отречение последнего императора России..Как это было

Практическое занятие №37 : Последствия и итоги Гражданской войны.

1

1

1

1


1.4-1.6

2.1-2.6

3.1,3.3-3.5

Раздел 12.

Между мировыми войнами







14


2


Тема 12.1

Мир в межвоенный период в 20-30е годы ХХ в.




Содержание учебного материала







5








Страны Европы и США в 20-30-е годы ХХ в. . Экономическое развитие ведущих стран мира. Причины мирового экономического кризиса 1929 —1933 годов. «Новый курс» президента США Ф.Рузвельта и его результаты.


Недемократические режимы. Возникновение фашизма. Рост фашистских движений в Западной Европе. Захват фашистами власти в Италии. Режим Муссолини в Италии. Победа нацистов в Германии. Авторитарные режимы в большинстве стран Европы: общие черты и национальные особенности.


Турция, Китай, Индия, Япония. Воздействие Первой мировой войны и Великой российской революции на страны Азии. Установление республики в Турции, деятельность М. Кемаля. Великая национальная революция 1925 — 1927 годов в Китае. Сопротивления английским колонизаторам в Индии.. Милитаризация Японии, ее переход к внешнеполитической экспансии.


Международные отношения в 20-30-е годы. Деятельность Лиги наций. Агрессия Японии на Дальнем Востоке. Начало японо-китайской войны. Международные отношения накануне второй мировой войны. Мюнхенский сговор. Западная политика умиротворения агрессоров.


1.1-1.5

2.1-2.6

3.1-3.5

Практическое занятие № 38: Зарождение фашизма в Европе Практическое занятие № 39: Мюнхенский сговор и его последствия.

.













1


1.4-1.6

2.1-2.6

3.3-3.5

Тема 12.2

Социально-экономическое развитие Советской России в 20-30 годы.

Содержание учебного материала





9







Новая экономическая политика в Советской России. Образование СССР. Кризис «военного коммунизма». Новая экономическая политика «НЭП»: сущность и направления. Национальная политика советской власти. Укрепление позиций страны на международной арене.


Политическая жизнь в 1920-е годы. Образование СССР: предпосылки объединения республик, альтернативные проекты и практические решения. Национальная политика советской власти. Укрепление позиций страны на международной арене

Индустриализация и коллективизация в СССР. Дискуссия о путях индустриализации. Советская модель модернизации. Индустриализация: цели, методы, экономические и социальные итоги и следствия. Первые пятилетки:задачи и результаты. Коллективизация сельского хозяйства: формы, методы, экономические и социальные последствия. Результаты коллективизации


Советское государство и общество в 1920 — 1930-е годы. Особенности советской политической системы. . Культ вождя. И.В. Сталин. Массовые репрессии, их последствия. Изменение социальной структуры советского общества. Стахановское движение. Повседневная жизнь и быт населения городов и деревень. Итоги развития СССР в 1930-е годы. Конституция СССР 1936 года .Укрепление обороноспособности страны перед военной угрозой


.Советская культура в 1920— 1930-е годы. «Культурная революция»: задачи и направления. Ликвидация неграмотности, создание системы народного образования. Культурное разнообразие 1920-х годов. Достижения литературы и искусства. Развитие кинематографа. Развитие советской науки.

1.1-1.5

2.1-2.6

3.1-3.5


Практическое занятие № 40: Образование СССР

Практическое занятие № 41: Стахановское движение.

Практическое занятие № 42: Молодежь в годы индустриализации

Практическое занятие № 43: Обобщающий урок по разделу .


1

1

1

1


1.4-1.6

2.1-2.6

3.1,3.3-3.5

Раздел 13. Вторая мировая война, Великая Отечественная война












18


2


Тема 13.1. Вторая Мировая войне.











Содержание учебного материала




3











Накануне мировой войны. Нарастание угрозы войны. Политика «умиротворения» агрессора и переход Германии к решительным действиям. Советско-германский пакт о ненападении и секретный дополнительный протокол. Военно-политические планы сторон. Подготовка к войне.


Первый период Второй мировой войны. Бои на Тихом океане. Нападение Германии на Польшу.

«Странная война» на Западном фронте. Поражение Франции. Оккупация и подчинение Германией стран Европы. Битва за Англию.



1.1-1.5

2.1-2.6

3.1-3.5


Практическое занятие № 43. Пакт Молотова-Риббентропа

Практическое занятие № 44 Нападение Германии на Польшу.



1


1.1-1.6

2.1-2.6

3.1-3.5

Тема 13.2

Великая Отечественная война 1941-1945 г.г.




















Содержание учебного материала


СССР в канун второй мировой войны. Укрепление безопасности СССР: присоединение Западной Белоруссии и Западной Украины, Бессарабии и Северной Буковины, Советско-финляндская война, советизация прибалтийских республик. Нацистская программа завоевания СССР. Подготовка СССР и Германии к войне


Великая Отечественная война как самостоятельный и определяющий этап Второй мировой войны. Цели сторон, соотношение сил. Основные сражения и их итоги на первом этапе войны (22 июня 1941 года — ноябрь 1942 года). Деятельность советского руководства по организации обороны страны. Историческое значение Московской битвы. Нападение Японии на США.




Второй период Второй мировой войны. Военные действия на советско-германском фронте в 1942 году. Сталинградская битва и начало коренного перелома в ходе войны. Военные действия в Северной Африке. Складывание антигитлеровской коалиции и ее значение. Конференции глав союзных держав и их решения.

Оккупационный режим. Геноцид. Холокост. Партизанское движение в СССР, формы борьбы, роль и значение. Движение Сопротивления. Коллаборационизм, его причины в разных странах Европы и Азии.

Советский тыл в годы войны. Эвакуация. Вклад в победу деятелей науки и культуры. Изменение положения Русской православной церкви и других конфессий в годы войны

Главные задачи и основные наступательные операции Красной Армии на третьем этапе войны (1944). Открытие Второго фронта в Европе. Военные операции 1945 года. Разгром Германии



15




1.1-1.5

2.1-2.6

3.1-3.5


Окончание Второй мировой войны. Советско-японская война. Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Значение победы над фашизмом. Решающий вклад СССР в Победу. Людские и материальные потери воюющих сторон.





Практическое занятие № 45: Советско-финляндская война (.1939-1940гг). Практическое занятие № 46: Историческое значение Московской битвы.

Практическое занятие № 47: Курская битва и завершение коренного перелома

Практическое занятие № 48: .Партизанское движение в СССР.

Практическое занятие № 49: Второй фронт в Европе, его роль в разгроме Германии

Практическое занятие № 50: Решающий вклад СССР в Победу над нацизмом

Практическое занятие № 51: Жители Балашихи в годы Великой Отечественной войны


1

1

1

1

1

1



1.1-1.6

2.1-2.6

3.1-3.5


Раздел 14.

Мир во второй половине ХХ - начале ХХI века








15


2


Тема 14.1

Послевоенное устройство мира.

































Содержание учебного материала

Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны». Итоги Второй мировой войны и новая геополитическая ситуация в мире. Решения Потсдамской конференции. Создание ООН . Начало «холодной войны». Создание НАТО и СЭВ. Особая позиция Югославии. Формирование двухполюсного (биполярного) мира. Создание НАТО и ОВД. Берлинский кризис. Раскол Германии. Война в Корее. Гонка вооружений


Ведущие капиталистические страны .Превращение США в ведущую мировую державу. .Послевоенное восстановление стран Западной Европы. «План Маршалла». Европейская интеграция, ее причины, цели, ход, последствия. Особенности развития Японии


Страны Восточной Европы. Установление власти коммунистических сил после Второй мировой войны в странах Восточной Европы. Начало социалистического строительства. Экономическое и политическое развитие социалистических государств в Европе в 19601970-е годы. Перемены в странах Восточной Европы в конце ХХ века.


Крушение колониальной системы. . Освобождение от колониальной зависимости стран Азии (Вьетнама, Индии, Индонезии). Деколонизация Африки Основные проблемы освободившихся стран. Социалистический и капиталистический пути развития. Особенности внутри- и внешнеполитического развития этих государств.


Индия, Пакистан, Китай. Особенности внутри- и внешнеполитического развития этих

государств. Реформы в Индии Образование КНР. Мао Цзэдун. «Большой скачок», народные коммуны и «культурная революция» в КНР. Реформы в Китае.


Страны Латинской Америки. Особенности экономического и политического развития стран Латинской Америки. Господство США в Латинской Америке. Кубинская революция. Ф.Кастро. Строительство социализма на Кубе. Куба после распада СССР. «Левый поворот» в конце ХХ — начале ХХI века.



10




1.1-1.6

2.1-2.6

3.1-3.5


Практическое занятие № 52 Создание ООН и её деятельность

Практическое занятие № 53 Европейская интеграция цели и проблемы.

Практическое занятие № 54 Бархатные революции в Восточной Европе.

Практическое занятие № 55 Крушение колониальной системы

Практическое занятие № 56 КНР:по пути модернизации и реформ.



1

1

1

1

1



1.1-1.6

2.1-2.6

3.1-3.5

Тема 14.2

Международные отношения в послевоенный период.


Содержание учебного материала


3






Международные отношения. Международные конфликты и кризисы в 1950 — 1960-е годы СССР и США-сверхдержавы. Достижение примерного военно-стратегического паритета СССР и США. Разрядка международной напряженности в 1970-е годы. Хельсинкское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе


Кризис разрядки. Новое политическое мышление. Конец двухполярного мира и превращение США в единственную сверхдержаву. Расширение НАТО на Восток. Войны, США и их союзников в Афганистане, Ираке, вмешательство в события в Ливии, Сирии. Многополярный мир, его основные центры.


1.1-1.6

2.1-2.6

3.1-3.5


Тема 14.3

Культура второй половины ХХ — начала XXI века

Развитие культуры.. Крупнейшие научные открытия второй половины ХХ — начала XXI века . Освоение космоса. Новые черты культуры. Реалистические и модернистские направления в искусстве. Массовая культура. Индустрия развлечений. Постмодернизм — стирание грани между элитарной и массовой культурой. Глобализация и национальные культуры.


2




Практическое занятие № 57 Карибский кризис и его исторические уроки

Практическое занятие № 58 : Хельсинкское совещание по безопасности и сотрудничеству в Е

Практическое занятие № 59 : Крупнейшие научные открытия второй пол. ХХ - начала XXI века


1


1.4-1.6

2.1-2.6

3.1-3.5


Раздел 15.

Апогей и кризис советской системы. 1945-1991 годы.




15



2


Тема 15.1

Советское общество в послевоенный период(1945-1985гг.)


Содержание учебного материала



7






СССР в послевоенные годы. Начало «холодной войны». Послевоенное общество, духовный подъем людей. Противоречия социально-политического развития. Восстановление хозяйства Идеология и культура в послевоенный период


СССР в 1950-х — начале 1960-х годов. Перемены после смерти И. В. Сталина. Борьба за власть, победа Н.С. Хрущева. XX съезд КПСС и его значение. Начало реабилитации жертв политических репрессий. Основные направления реформирования советской экономики и его результаты. Достижения в промышленности. Ситуация в сельском хозяйстве. Освоение целины Курс на строительство коммунизма. . Социальная политика; жилищное строительство


СССР во второй половине 1960-х — начале 1980-х годов. Противоречия внутриполитического курса Н.С.Хрущева. Л.И.Брежнев. . Экономическая реформа 1965 года: задачи и результаты. Концепция развитого социализма. Власть и общество. Конституция СССР 1977 года. Инакомыслие, диссиденты.

СССР в системе международных отношений. Установление военно-стратегического паритета между СССР и США. Переход к политике разрядки международной напряженности. Участие СССР в военных действиях в Афганистане.


1.1-1.6

2.1-2.6

3.1-3.5


Практическое занятие №60 Советское общество после войны. в 1945-1953 г.г.

Практическое занятие № 61 XX съезд КПСС и его значение. Практическое занятие № 62: Диссидентское движениие в СССР



1.1-1.6

2.1-2.6

3.1-3.5

Тема 15.2

СССР в период перестройки.



СССР в годы перестройки. Предпосылки перемен. М.С. Горбачев. Причины реформ М.С. Горбачева. Политика ускорения и ее неудача Причины нарастания проблем

Этапы реформирования .Нарастание проблем в экономике. Экономические реформы, их результаты. Разработка проектов приватизации и перехода к рынку

Реформы политической системы. Изменение государственного устройства СССР. Национальная политика и межнациональные отношения. Политика гласности и ее последствия. Изменения в общественном сознании.

Августовские события 1991 года. Распад СССР. Образование СНГ. Причины и последствия кризиса советской системы и распада СССР

Развитие советской культуры, науки и техники в СССР (1945 —1991 годы). Развитие культуры в послевоенные годы. Советская культура в конце 1950-х — 1960-е годы. «Оттепель» в литературе. Власть и творческая интеллигенция. Советская культура в середине 1960 — 1980-х годов . Культура в годы перестройки. Развитие науки и техники в СССР. Освоение космоса

8




1.1-1.6

2.1-2.6

3.1-3.5




Практическое занятие № 63 Перестройка: этапы реформирования

Практическое занятие № 64: Проблемы межнациональных отношений

Практическое занятие № 65 :Беловежские соглашения. Образование СНГ

Практическое занятие № 66: Достижения советской космонавтики



1

1

1

1


1.4-1.6

2.1-2.6 3.1-3.5

Раздел 16

Российская Федерация на рубеже ХХ-ХХI веков.



15


2


Тема 16.1

Российская Федерация на современном этапе.











Содержание учебного материала




9











Формирование российской государственности. Изменения в системе власти. Б.Н.Ельцин. Политический кризис осени 1993 года. Принятие Конституции России 1993 года


Экономические реформы 1990-х годов: основные этапы и результаты. Трудности и противоречия перехода к рыночной экономике. Основные направления национальной политики успехи и просчеты. Нарастание противоречий между центром и регионами. Военно-политический кризис в Чечне. Отставка Б.Н. Ельцина


Деятельность Президента России В.В.Путина: курс на продолжение реформ, стабилизацию положения в стране, сохранение целостности России, укрепление государственности, обеспечение гражданского согласия и единства общества. Новые государственные символы России


1.1-1.6

2.1-2.6

3.1-3.5


Практическое занятие № 67: Принятие Конституции России 1993 года .Практическое занятие № 68 : Военно-политический кризис в Чечне

Практическое занятие № 69 : Новые государственные символы России

Практическое занятие № 70 : Воссоединение Крыма с Россией".

1

1

1

1



1.1-1.6

2.1-2.6

3.1-3.5


Тема 16.2

Россия в систе- ме современ- ных междуна- родных отношений









Тема 16.3

Культура и духовная жизнь общества


Геополитическое положение и внешняя политика России в 1990-е годы. Россия и Запад . Балканский кризис 1999 года. Отношения со странами СНГ. Восточное направление внешней политики. Разработка новой внешнеполитической стратегии в начале XXI века.

Укрепление международного престижа России. Решение задач борьбы с терроризмом. Российская Федерация в системе современных международных отношений



Практическое занятие № 71: Интеграционные структуры СНГ

Практическое занятие № 72: РФ в борьбе с международным терроризмом





Культура и духовная жизнь общества в конце ХХ — начале XXI века. Распространение информационных технологий в различных сферах жизни общества. Многообразие стилей художественной культуры. Достижения и противоречия культурного развития.




4





1

1






2







1.1-1.6

2.1-2.6

3.1-3.5

Практическое занятие № 73: Достижения российской культуры


1





ЭКЗАМЕН






ВСЕГО: 202 ЧАСа

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:


  1. - ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.);

  2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

  3. - продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач).

3. Условия реализации учебной дисциплины



3.1. Материально-техническое обеспечение

Освоение программы учебной дисциплины «История» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.

Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся1.

В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по истории, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «История» входят:

  • многофункциональный комплекс преподавателя;

  • наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых, поэтов, писателей и др.);

  • информационно-коммуникационные средства;

  • экранно-звуковые пособия;

  • комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;

  • библиотечный фонд.

В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК),обеспечивающие освоение учебной дисциплины «История»,рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.

Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, научнной и научно-популярной и другой литературой по вопросам исторического образования.

В процессе освоения программы учебной дисциплины студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам по предмету, имеющимися в свободном доступе в сети Интернет(электронным книгам, практикумам, тестам и др.).

3.2. Информационное обеспечение обучения.

Рекомендуемая литература для студентов.

  1. Артемов В.А., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно - научного, социально-экономического профилей: учебник для студ.учреждений сред. проф. образования в 2ч.Ч.2 – М. : Издательский центр «Академия», 2015,- 320 с.

  2. Артемов В.А., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно - научного, социально-экономического профилей: дидактические материалы :учеб. пособие для учреждений нач. и сред. проф образования в 2ч. – М. : Издательский центр «Академия», 2013, - 368 с.

  3. Артемов В.А., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно - научного, социально-экономического профилей: учебник для студенческих учреждений среднего профессионального образования – М. : Издательский центр «Академия», 2015, - 448 с.

  4. Загладин Н.В. «Всеобщая история конец XIX – начало XXI в.» – М.:ООО «Русское слово - учебник» 2015, - 416 с.

Дополнительные источники (печатные и электронные издания).

Георгиева Н.Г. Георгиев В.А. Орлов А.С. Исторический словарь. 2-е изд. доп. Издательский центр «Проспект», 2017, - 640 с.

Для преподавателей.

Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».

Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».

Интернет ресурсы:

  1. www.gumer.info (Библиотека Гумер).

  2. www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/feudal.htm (Библиотека Исторического факультета МГУ).

  3. www.plekhanovfound.ru/library (Библиотека социал-демократа).

  4. www. bibliotekar. ru (Библиотекарь. Ру: электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам). https://ru. wikipedia. org (Википедия: свободная энциклопедия).

  5. https://ru.wikisource.org (Викитека: свободная библиотека). www.wco.ru/icons (Виртуальный каталог икон). www.militera.lib.ru (Военная литература: собрание текстов). www.world-war2.chat.ru (Вторая Мировая война в русском Интернете). www.kulichki.com/~gumilev/HE1 (Древний Восток).

  6. www.old-rus-maps.ru (Европейские гравированные географические чертежи и карты России, изданные в XVI—XVIII столетиях).

  7. www.biograf-book.narod.ru (Избранные биографии: биографическая литература СССР). www.magister.msk.ru/library/library.htm (Интернет-издательство «Библиотека»: электронные издания произведений и биографических и критических материалов).

  8. www. intellect-video. com/russian-history (История России и СССР: онлайн-видео). www.historicus.ru (Историк: общественно-политический журнал). www.history.tom.ru (История России от князей до Президента). www. statehistory. ru (История государства).

  9. www.kulichki.com/grandwar («Как наши деды воевали»: рассказы о военных конфликтах Российской империи).

  10. www.raremaps.ru (Коллекция старинных карт Российской империи). www.old-maps.narod.ru (Коллекция старинных карт территорий и городов России). www. mifologia. chat. ru (Мифология народов мира). www.krugosvet.ru (Онлайн-энциклопедия «Кругосвет»).

  11. www.liber.rsuh.ru (Информационный комплекс РГГУ «Научная библиотека»). www.august-1914.ru (Первая мировая война: интернет-проект). www.9may. ru (Проект-акция: «Наша Победа. День за днем»). www.temples.ru (Проект «Храмы России»).

  12. www.radzivil.chat.ru (Радзивилловская летопись с иллюстрациями).

  13. www.borodulincollection.com/index.html (Раритеты фотохроники СССР: 1917—1991 гг. — коллекция Льва Бородулина).

  14. www.rusrevolution.info (Революция и Гражданская война: интернет-проект). www.rodina.rg.ru (Родина: российский исторический иллюстрированный журнал). www.all-photo.ru/empire/index.ru.html (Российская империя в фотографиях). www.fershal.narod.ru (Российский мемуарий). www.avorhist.ru (Русь Древняя и удельная).

  15. www.memoirs.ru (Русские мемуары: Россия в дневниках и воспоминаниях). www.scepsis.ru/library/history/page1 (Скепсис: научно-просветительский журнал). www. arhivtime. ru (Следы времени: интернет-архив старинных фотографий, открыток, документов).

  16. www. sovmusic. ru (Советская музыка).

  17. www. infoliolib. info (Университетская электронная библиотека Infolio). www.hist.msu.ru/ER/Etext/index.html (электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова).

  18. www. library. spbu. ru (Научная библиотека им. М. Горького СПбГУ). www.ec-dejavu.ru

























4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность предметных результатов, но и развитие личностных и метапредметных результатов обучения.

Результаты

(личностные и метапредметные)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Личностные результаты

-формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну);


-проявление гражданственности, патриотизма;

- знание истории своей страны;

- демонстрация поведения, достойного гражданина РФ

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

-становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;


- проявление активной жизненной позиции

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.


-готовность к служению Отечеству, его защите

- проявление общественного сознания;

- воспитанность и тактичность;

- демонстрация готовности к самостоятельной, творческой деятельности

Своевременность постановки на воинский учет

Проведение воинских сборов

-формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;


- демонстрация сформированности мировоззрения, отвечающего современным реалиям;

- взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения;

- сотрудничество со сверстниками и преподавателями при выполнении различного рода деятельности


Успешное прохождение учебной практики.

Участие в коллективных мероприятиях, проводимых на различных уровнях















































































Результаты

(личностные и метапредметные)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

готовность к продолжению образования и повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности на основе развития личных информационно-коммуникационных компетенций;

- демонстрация желания учиться;

- сознательное отношение к продолжению образования в ВУЗе

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

-формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности

- способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности

Творческие и исследовательские проекты


-толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;






- демонстрация интереса к будущей профессии;

-выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач

Занятия по специальным дисциплинам

Творческие проекты

метапредметные результаты

-умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;


- организация самостоятельных занятий в ходе изучения общеобразовательных дисциплин;

- умение планировать собственную деятельность;

- осуществление контроля и корректировки своей деятельности;

- использование различных ресурсов для достижения поставленных целей

Контроль графика выполнения индивидуальной самостоятельной работы обучающегося;

умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;


-демонстрация коммуникативных способностей;

- умение вести диалог, учитывая позицию других участников деятельности;

- умение разрешить конфликтную ситуацию

Наблюдение за ролью обучающегося в группе; портфолио

владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;


- демонстрация способностей к учебно-исследовательской и проектной деятельности;

- использование различных методов решения практических задач;

- демонстрация способности самостоятельно давать оценку ситуации и находить выход из неё;

Семинары

Конкурсы

Олимпиады

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной

программы

-готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать; умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;


- эффективный поиск необходимой информации;

- использование различных источников информации, включая электронные;

- демонстрация способности самостоятельно использовать необходимую информацию для выполнения поставленных учебных задач;

- соблюдение техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.

Подготовка рефератов, докладов, курсовое проектирование, использование электронных источников.

Анализ интернет ресурсов при выполнение творческих заданий

-умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;


- умение оценивать свою собственную деятельность, анализировать и делать правильные выводы

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы



5. Возможности использования программы в других ПООП



Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования; программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих(ППКРС).





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Курилов Виктор Иосифович

Автор: Курилов Виктор Иосифович

Дата: 01.11.2020

Номер свидетельства: 562056


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства