Критериальное оценивание результатов обучения на уроках общественных дисциплин по обновленным программам
Критериальное оценивание результатов обучения на уроках общественных дисциплин по обновленным программам
Критериальное оценивание- это процесс, основанный на сравнении учебных достижений, учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.
Критериальное оценивание выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неудачах. При этом даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов.
В наше время перед системой образования встает проблема развития у выпускников школ готовности и способности адаптироваться к новым социально-культурным требованиям; потребности самостоятельно находить ответы на вопросы, которые ставит жизнь; способности оценивать последствия своих поступков и быть готовыми нести ответственность и др. Этого можно достичь, если направить учебный процесс в школе на самообучение и саморазвитие как основу формирования учебно- познавательной компетентности школьников и их готовности и способности к самообразованию в течение всей жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Критериальное оценивание результатов обучения на уроках общественных дисциплин по обновленным программам »
Костанайская область
Узункольский район
КГУ «Троебратская средняя школа»
Тема: Критериальное оценивание результатов обучения на уроках общественных дисциплин по обновленным программам
Подготовил: Демченко Ксения Владимировна
учитель истории
с.Троебрасткое 2014
Тема: Критериальное оценивание результатов обучения на уроках общественных дисциплин по обновленным программам
В Послании Президента РК Н. Назарбаева «Казахстанский путь – 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» одними из главных приоритетов являются качественное образование, вхождение в мировое образовательное пространство. В связи с этим, в 2020 году в Казахстане осуществится полный переход на 12-летнюю модель обучения. В школах оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, направленных на правильный выбор учителем эффективных приемов и средств обучения. Основной целью нового Государственного общеобязательного стандарта образования Республики Казахстан является подготовка педагогов по основным вопросам критериального оценивания для внедрения системы критериального оценивания учебных достижений, учащихся в учебный процесс. Альтернативой традиционной системе оценивания является критериальное оценивание 12-летней школы, разработанное АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» и Национальной академией образования им. Ы.Алтынсарина. В основе критериального оценивания лежит критериальный подход – определение степени индивидуального приближения ученика к ожидаемым результатам образования. Объективность оценок при критериальном оценивании подтверждается дескрипторами, в создании которых принимают участие ученики, модерацией, обсуждением и сравнением оценок. Новая система оценивания позволит ученику стать активным не только в процессе обучения, но и в оценивании результатов своего обучения. Критериальная система оценивания позволяет учителю делать акценты на успехах ученика, отмечая зоны роста, выделяя то, чему еще предстоит научиться.
Критериальное оценивание- это процесс, основанный на сравнении учебных достижений, учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся. Критериальное оценивание выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неудачах. При этом даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов. В наше время перед системой образования встает проблема развития у выпускников школ готовности и способности адаптироваться к новым социально-культурным требованиям; потребности самостоятельно находить ответы на вопросы, которые ставит жизнь; способности оценивать последствия своих поступков и быть готовыми нести ответственность и др. Этого можно достичь, если направить учебный процесс в школе на самообучение и саморазвитие как основу формирования учебно- познавательной компетентности школьников и их готовности и способности к самообразованию в течение всей жизни. Для достижения "учебной самостоятельности" особое значение имеет контрольно-оценочная работа, самостоятельность ребенка, то есть готовность и способность контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей. Чтобы сформировать эти умения, -необходимо внести существенные изменения в контрольно-оценочную деятельность в школе, пересмотреть ее цели, содержание и технологии. Основной проблемой в оценивании остается субъективизм школьной отметки. Вопрос отсутствия четких критериев в выборе отметки и отсутствия- в отметке конструктивной информации о том, что именно является причиной низкого или высокого балла, а также трудность ранжирования результатов средствами пятибалльной оценки — все это требует скорейшего решения. Проблему оценивания учебных достижений учащихся можно решить путем формирования критериальной оценки результатов освоения учащимися основных образовательных программ.
Для самосовершенствования как учителя и для улучшения своей педагогической практики, для меня важно научиться давать качественную обратную связь для развития каждого учащегося, наблюдая за учащимися на своих уроках, я обратила внимание на то, что учащиеся, не могут правильно оценивать одноклассников и самих себя, и порой сами учителя не дают качественную обратную связь- это является тормозом в развитии учащегося как личности. Традиционная система оценивания устарела и не может объективно направить учащихся в нужном направлении для достижения цели. Для педагогов важно мотивировать учащихся к изучению предмета, здесь важно учитывать голос ученика. Для учащегося важно знать за что он получил оценку, что нужно сделать для достижения цели. Учащиеся смогут самостоятельно оценивать свою работу на уроке, участвовать во взаимооценивании и корректировать собственный процесс развития. Оценивание в классе не является лишь техническим приемом. Учителя оценивают, выставляя оценки в письменной или в устной форме. За любой используемой ими формой значатся не только объективные или недостаточно объективные нормы и стандарты, но и понятия о развитии, обучении и мотивации ученика, а также ценности, касающиеся таких категорий, как самооценка, способности и усилия. Критериальное оценивание снижает субъективность выставления отметки, обеспечивает учителя и учеников механизмами, одинаково эффективно работающими как при оценивании, так и при самооценивании, являющемся важнейшим компонентом образовательного процесса. Критерии должны быть тщательно отобраны с целью измерения уровня достижений для каждой возрастной группы, который отмечается определённым баллом и содержит описание- дескриптор. Критерии оценивания должны быть подготовлены учителем заранее, а при необходимости, они могут быть разработаны совместно с учащимися. Например, учитель перед выполнением проверочной работы просит учащихся в группах или в парах обсудить критерии оценивания, по которым будет оцениваться работа. По итогам озвученных критериев совместно с учащимися учитель выбирает приоритетные критерии. Важно помнить, что учитель должен обсуждать, объяснять критерии оценивания учащимся во избежание не понимания ими критериев. Содержание критериев должно быть изложено понятными доступным языком. Они должны быть представлены учащимся наглядно (написаны на доске, плакате и др.). Критерии оценивания разрабатываются и используются при применении всех видов оценивания: диагностического, формативного, суммативного.
Учащийся становится активным участником педагогического процесса, совместно с педагогом вырабатывает критерии оценивания. Например, к устному ответу учитель может предложить заранее приготовленные критерии и ознакомив учащихся, либо составить с учащимися. Например,
Оценочный лист учащегося
Критерии оценки\ дата
Полнота ответа
Уверенность в себе
Достоверность
Качество речи
Использование карты
Использование терминов
Соблюдение регламента
Свое мнение
Итог
Критерии для оценивания устного ответа на уроках истории
Оценка «5» ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема
программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых
понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного
материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать
ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано
делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе
ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески
применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно,
четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает
ответ в логической последовательности с использованием принятой
терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст
учебника; излагает материал литературным языком; правильно и
обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно
и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы,
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в
решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного
недочета, который легко исправляет по требованию учителя.
Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает
полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает
незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного
материала, определения понятий, неточности при использовании научных
терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной
логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку
или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при
требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил
учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно
отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном
материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы,
устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на
практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила
культуры устной и письменной речи, использует научные термины.
3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой,
учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных
работ.
Оценка «3» ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в
усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению
программного материала; материал излагает не систематизировано,
фрагментарно, не всегда последовательно.
2. Показывает недостаточную сформированности отдельных знаний и
умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии,
определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве
доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил
ошибки при их изложении.
4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении
конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных
примеров практического применения теорий.
5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или
Воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает
отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при
воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает
неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает
выводов и обобщений.
2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного
материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо
сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению
конкретных вопросов.
3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок,
которые не может исправить даже при помощи учителя.
4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
5. Полностью не усвоил материал.
Оценка «1» ставится, если ученик:
1. Отказался ответить по теме при неуважительной причине или при полном
незнании основных положений темы.
Таким образом, введение критериального оценивания обеспечивает переход к деятельному подходу в организации учебного процесса, который ориентирован на развитие компетенций ученика. Оценка работы ученика должна быть стимулирующей и мотивирующей. Главный тезис: «Учение с увлечением!».
Таким образом, данный вид оценивания позволяет: -Учителям: 1.Разрабатывать критерии, способствующие получению качественных результатов. 2. Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности. 3.Улучшить качество преподавания. 4.Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей. -Учащимся: 1. Использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания. 2. Знать и понимать критерии оценивания. 3. Участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников. 4. Критически мыслить, выражать свои мысли, точки зрения и идеи
ВЫВОДЫ 1. Критерии оценивания должны быть основаны на целях обучения, и в процессе обучения учитель всегда должен обращать внимание учащихся на критерии оценивания. 2. Критериальное оценивание учебных достижений, учащихся позволяет сделать процесс выполнения работы целенаправленным, а процесс оценивания – прозрачным. 3. Критерии оценивания должны быть понятными учащимся. 4. При формативном оценивании необходимо использовать не более 3 критериев. 5. Критерии оценивания должны быть озвучены до начала выполнения проверочных работ.
6. Критерии оценивания могут быть разработаны совместно с учащимися.