«Критериальное оценивание как эффективный инструмент формирований учебной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания»
«Критериальное оценивание как эффективный инструмент формирований учебной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания»
Аннотация
Тема работы «Критериальное оценивание как эффективный инструмент формирований учебной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания». Актуальность данной темы очевидна, так как идут активные поиски методов работы и систем оценивания учебных достижений учащихся. В работе даны примеры критериального оценивания устного ответа, всей работы на уроке, представлена рейтинговая карта оценки по истории и обществознания. Применение критериального подхода на уроках истории позволяет учителям, учащимся и родителям отслеживать процесс обучения учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Критериальное оценивание как эффективный инструмент формирований учебной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания» »
Аннотация
Тема работы «Критериальное оценивание как эффективный инструмент формирований учебной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания». Актуальность данной темы очевидна, так как идут активные поиски методов работы и систем оценивания учебных достижений учащихся. В работе даны примеры критериального оценивания устного ответа, всей работы на уроке, представлена рейтинговая карта оценки по истории и обществознания. Применение критериального подхода на уроках истории позволяет учителям, учащимся и родителям отслеживать процесс обучения учащихся.
Бекмагамбетова А.М.
учитель истории Урицкая средняя школа Сарыкольский район
Критериальное оценивание как эффективный инструмент формирований учебной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания.
Глубочайшим свойством человеческой природы
является страстное стремление людей
быть оцененным по достоинству.
У.Джеймс.
Сегодня в Казахстане в условиях модернизации содержания общего образования и разработки новых стандартов общего образования идет широкое обсуждение необходимости создания новых подходов к оценке образовательных результатов учащихся.
В переходную эпоху идут активные поиски методов работы и систем оценивания. Альтернативой «натаскиванию на тесты» может стать критериальное оценивание. Критериальное оценивание – способ оценивания того или иного параметра (знаний, умений, компетенций) на основе критериев, т.е. объективных показателей выраженности данного параметра, которые могут быть выявлены путем наблюдения за ходом выполнения задания или путем анализа представленного результата.
«Критерии – это признаки, по которым дети должны высказывать мнение о своей деятельности, оценить свои знания и умения, а в дальнейшем определить пути коррекции своей деятельности». Критерии должны быть довольно четкие. Ученики договариваются с учителем, что за каждое правильно выполненное действие можно получит определенное количество баллов. [3]
Критериальный подход в системе оценивания учебных достижений школьников дает информацию учителю, ученикам, родителям о том, как идет процесс обучения. Применение критериального подхода формирует у учащихся осознанное усвоение изучаемого, придает уверенность в себе, в своих знаниях и умениях.
Выделяют некоторые принципиальные элементы технологии и свойства критериального оценивания [1].
Общественный договор – обязательное условие при критериальном оценивании. Общественный договор может осуществляться на нескольких уровнях: в начале учебного года на первых уроках учитель и ученики договариваются, по каким критериям будут оцениваться работы учащихся в этом учебном году; в начале четверти или полугодия учитель договаривается с учениками о том, когда будут проводиться итоговые работы по каждой теме, каковы формы этих работ (тест, эссе, исследование) и по каким именно критериям они будут оцениваться; наконец, каждая работа также может оцениваться на основании ряда критериев и инструкций к ним, которые также вырабатываются в ходе общественного договора.
Работа над ошибками логично встраивается именно при критериальном оценивании. Промежуточное оценивание небольших самостоятельных работ показывает, насколько успешно ученик осваивает изучаемый материал данной темы. Одновременно оно выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неуспехах. При этом у него есть время до итоговой работы, чтобы улучшить то, что в промежуточной работе оказалось выполненным недостаточно хорошо. Соответственно, любые, даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов, так как оценки за них в журнал не выставляются. Таким образом, получая оценку за промежуточную работу, ученик получает четкие ориентиры, что надо сделать, чтобы повысить свою оценку за итоговую работу. При критериальном оценивании учитываются результаты только итоговых работ.
Самооценивание. Понятность для учащегося оснований оценивания, которая достигается при использовании рубрик, делает возможным самостоятельное оценивание учеником своей работы. Важно, чтобы самооценивание предшествовало предъявлению оценок учителем.
Методом самооценки может стать заполнение в течение урока следующей таблицы, которая демонстрирует устойчивое развитие во время урока [4].
Основные понятия
Знал до изучения темы
Узнал
Могу применить
Прибавление, а не уменьшение. Мы привыкли к ситуации, когда оценивание традиционно осуществляется в два шага. Работа сначала условно оценивается в пять баллов, которые потом начинают снижаться (минус за каждую обнаруженную ошибку). В критериальном оценивании описаны уровни достижений (в том числе и самые незначительные), соответствующие каждому баллу. При этом оценивается приращение: ты что-то сделал, пусть не много, но это уже хорошо, и ты получаешь за это балл. Ты сам несешь ответственность за свою учебу. Важно, что все балльные шкалы начинаются с нуля. Это делает очевидным, что оценивается не личность ученика, а его деятельность.
Сравнение с самим собой. При критериальном оценивании нет условий для сравнения себя с другими. Ты успешен по одному критерию, а я – по другому. Такие ярлыки, как «отличник», «троечник», «хорошист», отпадают сами собой, зато появляются дополнительные возможности оценивать и наращивать свои достижения по тому или иному критерию.
Критериальное оценивание не предполагает отказа от цифровой, формальной отметки, от балльной системы. Важно только, чтобы каждый балл был содержательно наполнен и им обозначался конкретный уровень достижений.
Итоговое оценивание- по каждому из критериев выводится итоговый балл, затем итоговые баллы критериев суммируются, и через специальную переводную шкалу трансформируется в 5 –балльную.
Критериальное оценивание подразумевает ряд установок: оцениваться с помощью отметки может только работа учащегося, а не его личность; работа учащегося сравнивается не непосредственно с работами других учеников, а с эталоном (образом отлично выполненной работы); эталон известен учащимся заранее; разработан четкий алгоритм выведения отметки, по которому учащийся может сам определить свой уровень достижения и определить свою отметку. [2]
Особенности критериального подхода:
Оценка образовательных достижений учащихся становится открытой, более объективной, прозрачной;
Способствует установлению доброжелательных отношений между участниками образовательного процесса;
Появляется возможность рефлексии деятельности ученика;
Ученик осмысливает результаты своей деятельности;
Позволяет выделить отдельные элементы работы и оценивать их поэлементно.
Позволяет повысить уровень обученности и качество знаний учащихся.
Снижение школьной тревожности ученика.
Ниже представлены примеры критериального оценивания на уроках истории:
Работа на уроке.
1. Активность в ответах на вопросы - до 15 баллов
а) ученик называет факт, имя, событие - 1
б) ученик даёт определение - 2
в) ученик использует дополнительный источник - 2
г) ученик высказывает и объясняет свою точку зрения,
называет причины события - 4
д) ученик сопоставляет изученный материал с ранее
изученным, делает правильный вывод - 5
2. Составление таблицы по теме, работа с текстом учебника и другими
источниками (иллюстрациями, документами и т.д.) - до 5 баллов