Данный материал полностью соответсвует требованиям к составлению исторических материалов. Предлагаемый материал может быть полезен как преподавателям первого и второго года профессиональной деятельности, так и обучающимся всех уровней обучения. Составленный материал знакомит с краткой историей крещения Армении и может быть направлен на формирование мероприятий по патриотизму и межнациональному объединению, что очень актуально на сегодняшний день.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Очень актуальным на сегодняшний день остаётся вопрос о приходе разных народов к Христианству. Европейские государства не всегда принимают во внимание, что многие государства целенаправленно и самостоятельно пришли к христианству. Я как составитель данного материала, хотел бы вкратце описать, как к этому решению пришла Армения.
По древним преданиям, сохраненным церковными писателями, Закавказье посетили с проповедью пять Святых Апостолов:
- Святой Андрей,
- Святой Матфий,
- Святой Варфоломей,
- Святой Фаддей.
Апостол Варфоломей после путешествия своего у индийцев, которым оставил Евангелие от Матфея на еврейском языке, благовествовал в Великой Армении и здесь, в городе Албане (Албанополисе), от которого вся область называлась Албаниею, потерпел мученическую смерть - так гласят все краткие сказания о нем III, IV и последующих веков. Из более же обстоятельных преданий о сем Апостоле узнаем, что его проповедь, сопровождавшаяся многочисленными чудесами, имела в Великой Армении большой успех. Святой благовестник привлек ко Христу самого Царя Армении Полимия со всем его домом, многих бояр и бесчисленное множество народа, пока, по повелению брата Царева Астиага, подущенного жрецами идольскими, не был стремглав распят на Кресте.
Оба Апостола Фаддея проповедовали также в Армении. Сначала прибыл сюда Фаддей от семидесяти (память 4 января и 21 августа) к эдесскому владельцу Авгарю, управлявшему Армениею. Этот владелец еще во дни земной жизни Спасителя, услышавши о совершаемых Им чудесных исцелениях всякого рода болезней, отправлял к Нему послов просить себе уврачевания от неисцелимой проказы и удостоился получить от Господа, вместе с нерукотворенным Его образом, обетование, что вскоре к нему прислан будет один из Апостолов, который дарует ему совершенное здравие не только телесное, но и духовное. Вот вследствие сего-то обетования и приходил в Армению Святой Фаддей, который, действительно, исцеливши Авгаря, крестил его со всем его домом, а вслед за тем, многими другими чудесами обратив ко Христу всех жителей Эдессы и утвердив между ними благочестие, отошел в Месопотамию, Сирию и Киликию, где и почил о Господе. Явно, что этот Апостол, которого армяне единодушно называют своим первым Апостолом, не проникал собственно в Армению и, особенно, в ту часть ее, которая находится ныне в пределах нашего отечества, ибо город Эдесса лежал не в самой Армении, а в верхней Сирии, или Месопотамии, принадлежавшей только тогда к Армении. Разве принять за достоверное известие армянских летописцев, которые уверяют, что Фаддей от семидесяти проповедовал целые 18 лет (с 32 г. по 49-й) в самой Армении, Великой и Малой, что здесь он и скончался, здесь и погребен в области Шаваршан, в деревне Артаз и что на могиле его здесь устроен даже монастырь. Спустя несколько времени, при третьем армянском царе Санатруке, племяннике Авгаревом, после многотрудных своих путешествий во Иудее, Галилее, Самарии, Идумее, Аравии, Сирии и Месопотамии достиг наконец в Армению со своею проповедию и другой Апостол Фаддей (июнь 19 и 30), известный под именем Иуды Левия. Он был уже не в одной только Эдессе, но проходил в самую глубь Армении и в стране Араратской, просветивши многих Святою верою в продолжение трех лет с 66 по 69 г., подобно Апостолу Варфоломею (июнь 11, август 30 и августа 25), подвизавшемуся здесь около сего же времени, скончался мученически на древе Крестном. Этот Фаддей действительно есть Апостол самой Армении, и даже той, которая лежит в наших пределах.
Впрочем, хотя Закавказский край наш посетили несколько Святых Апостолов и почти все они имели немаловажные успехи, однако ж нельзя сказать, чтобы Христианство утвердилось в этом крае еще с того времени и было принято беспрекословно. Нет, и здесь, как в других странах мира, оно встретило себе вначале множество препятствий: со стороны всех жителей-язычников, слепо преданных вере отцов, со стороны жрецов языческих, которым угрожало многими лишениями, со стороны царей и правителей, издавна привыкших показывать себя покровителями и защитниками религии народной. И здесь долго терпело оно, особенно в Армении, ожесточенные гонения, и если не совершенно было искоренено в некоторых местах, зато оставалось в самом жалком виде. Не прежде как с начала четвертого века настал здесь для христианства новый, лучший период, когда святая вера, будучи принята и покровительствуема самими владыками Армении и Иверии, сделалась более или менее господствующею между всеми подвластными им народами.
Будучи армянином и гражданином Российской Федерации я горжусь, что эти два родных мне государства являются хранителями христианских традиций и помогут не одному поколению граждан этих двух великих государств преумножать и сохранять идеи братства и справедливости.