kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Краеведение как средство формирования гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краеведение – один из важнейших элементов исторического образования. Изучение краеведческого материала помогает повысить интерес к истории своего народа, развивает духовные потребности, воспитывает патриотизм, любовь к Родине. На примере изучения отдельных эпизодов местной истории можно проследить процесс российской и мировой истории, приобщить учащихся к научно-исследовательской работе. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Краеведение как средство формирования гражданско-патриотического воспитания обучающихся»


Ю.В. Михайлова,

учитель истории и обществознания

МОУ «Звениговская средняя общеобразовательная школа №1»


Краеведение как средство формирования

гражданско-патриотического воспитания обучающихся


Краеведение – один из важнейших элементов исторического образования. Изучение краеведческого материала помогает повысить интерес к истории своего народа, развивает духовные потребности, воспитывает патриотизм, любовь к Родине. На примере изучения отдельных эпизодов местной истории можно проследить процесс российской и мировой истории, приобщить учащихся к научно-исследовательской работе.

Научно-исследовательская, поисковая деятельность является одной из форм обучения в современной школе. Исследовательская деятельность учащихся есть творческий процесс совместной деятельности учащегося и педагога по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется передача между ними культурных ценностей, результатом чего является формирование научного мировоззрения.

С целью приобщения талантливых и способных учащихся к исследовательской деятельности, создания условий для их самообразования и профессиональной ориентации мною создан краеведческий кружок «По тропам родного края», «Школа юного экскурсовода» при МОУ «Звениговская СОШ №1». В данной работе использую инновационные формы: мультимедиа-технологии; заочные путешествия; круглый стол; участие в патриотических акциях; встреча с земляками; вахта памяти. Такие формы работы в кружковой деятельности имеют просветительский и патриотический характер, в процессе которого учащиеся овладевают коммуникативными навыками.

В кружок «По тропам родного края» ходят учащиеся с 1 по 4 класса, а в кружок «Школа юного экскурсовода» 7 по 10 класс, изъявившие желание заняться исследовательской работой. Занятия ведутся не только в школе, но и Звениговском районном краеведческом музее. Учащиеся на основе экспонатов музея пишут свои исследовательские работы. В фондах музея хранятся личные вещи, фотографии, воспоминания уроженцев Звениговского района, таких как первого марийского композитора – И.С. Ключников - Палантая, первого марийского кандидата искусствоведения, композитора Я.А. Эшпая, марийского поэта и писателя Ивана Осмина, писателей А.С. Мичурин - Азмекея и С.С. Мичурин - Ятмана, первой марийской художницы Е.Д. Атлашкиной. Это дает учащимся узнать о малоизвестных фактах своих земляков и отразить это в своих исследовательских работах. Для более подробного исследования и сбора материала ребята активно посещают Национальный музей им. Т. Евсеева, музей завода им. С.Н. Бутякова, архив муниципального образования «Звениговский муниципальный район»,Государственный архив Республики Марий Эл.

В исследовании культурного наследия малой родины школьники активно используют новые технологии. Мы имеем цифровые фотоаппараты, видеокамеру,доступ к интернету. Все это дает широкие возможности для деятельности: цифруем старые фотографии и документы, собираем видеоматериалы про ветеранов ВОВ. Ученик Звениговской СОШ №1 Владимир Тараев вместе со своим братом Анатолий приняли участие во всероссийском проекте «Наша общая победа». Появление проекта связано с тем, что численность ветеранов ВОВ уменьшается с каждым днем, через несколько лет дети смогут изучать историю тех героических лет только со страниц учебников. Проект преследует цель сохранить для истории видеоархив «живых» воспоминаний представителей поколения, переживших войну. На этот сайт они загрузили 4 воспоминания ветеранов ВОВ 1941-1945 гг. из Звениговского района.

Все учащиеся, посещающие кружки являются активными участниками научно-практических конференций, конкурсов, имеют опыт исследовательской работы.Традиционными для школ стали работы по краеведению, представляемые на научно – практических конференциях школьников, как районного, так и республиканскогоуровня «История и культура: от прошлого к настоящему», «Чтобы помнили», «Нам о России надо говорить». «Моя страна – моя Россия», «Край родной марийский» и т.д. Темы говорят сами за себя: «Е.Д. Атлашкина – первая профессиональная художница из народа мари», «В.В. Смирнова - первая киноактриса из народа мари», «Мои земляки – участники локальных вооруженных конфликтов», «Жизненный путь Тайгильдина Г.В.», «В родных местах ромашкой пахнет», др.

Интересные работы по изучению истории родного края отражается в публикациях в районной и республиканских газетах («Звениговская неделя», «Марийская правда», «Марий Эл»). Эти публикации развивают мотивацию к изучению истории. Ученики не слепо посещают кружок, а понимают, что результаты исследования можно превратить во что-то конкретное.

Одной из задач работы краеведческого кружка является предпрофессиональная подготовка учащихся. Они приобретают навыки, необходимые в работе экскурсоводов, гидов, краеведов. Свои навыки они уже используют в Звениговском районном краеведческом музее.

Таким образом, краеведение дает возможность учащимся заниматься научным поиском, научной деятельностью, способствует развитию коммуникативных навыков и творчества, формированию гражданско-патриотического воспитания.

Библиографический список:

  1. Соловьева, Н.В. Педагогические возможности музея как элемента социокультурной среды /Соловьева Н.В. Воронеж, 1996. - 119 с.

1



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Михайлова Юлия Валерьевна

Дата: 23.10.2017

Номер свидетельства: 434100


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства