kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Краеведческий материал "Славные страницы истории Селияровской школы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краеведческий материал "Славные страницы истории Селияровской школы" - это историческая справка о школе с.Селиярово, где отражены основные вехи её становления с самых давних времён. Материал ценен тем, что опирается на достоверные краеведческие источники, собиравшиеся по крупицам не один год.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Краеведческий материал "Славные страницы истории Селияровской школы"»

Славные страницы истории Селияровской школы…

То, о чём мы сейчас расскажем,

Все как следует знать должны,

Ведь история школы нашей -

Часть истории всей страны.



Школа… Эти слова отзываются светлым чувством в душе каждого…. Школа занимает в жизни человека особое место. Школа – это таинственный мир со своими правилами, порядками, законами, со своей незабываемой жизнью. В 2015 году школе в селе Селиярово Ханты-Мансийского района исполнилось 130 лет. Много это или мало? Может быть, в глобальном масштабе это очень мало. Но в масштабе жизни конкретного человека – выпускника школы – это целая эпоха.

Говоря о появлении школы в нашем селе, незаслуженно упускаются важные факты из ранней истории… О чём же они повествуют?

Первые шаги по организации школ на Обь-Иртышском Севере России были положены ещё в начале XVIII века Петром I, возлагавшим большие надежды на церковь и школу, как на средства влияния на непокорённые народы. В этом деле первым помощником императору явился Тобольский и Сибирский митрополит Филофей Лещинский, бывший настоятель Брянского Свенского монастыря, духовно возросший в Киево-Печерской Лавре. Главными предметами деятельности митрополита Филофея были: устроение церквей и улучшение быта сибирского духовенства, организация первой в Сибири духовной архиерейской школы, борьба с расколом и миссионерская деятельность среди инородцев. За 25-летний период пребывания Филофея Лещинского митрополитом Тобольским количество церквей в Сибири возросло со 160 до 448, в строительстве 37 из них он принимал личное участие. По одной из версий при содействии Ф. Лещинского появился и Селияровский приход. А так как священники были людьми образованными, они и несли грамоту в массы, организуя при храмах церковные школы.

В 1873 году в с. Селиярово уже на новом месте расположения села была возведена церковь. В клировых ведомостях Успенской церкви с.Селияровского за 1885-1891гг. значится, что церковно-приходская одноклассная школа в селе была учреждена в 1885 году.

Дальшейшее упоминание о школе в селе Селиярово связывают с меценатской деятельностью известного рыбопромышленника и купца, Евгения Акимовича Рязанцева. Он-то и явился основателем первой школы трехлетки, которую возвел под железную крышу с вывеской «Церковно-приходская трехлетняя школа». В 1888 году Рязанцев, проявив инициативу как церковный староста, подал прошение Его Преосвященству Владыке Тобольскому и Сибирскому с просьбой назначить в Селияровскую церковно-приходскую школу правоспособную учительницу. От себя он пообещал предоставить учительнице помещение, стол (пропитание) и 50 рублей деньгами на ежегодное жалование. К прошению было приложено 12 рублей на проезд учительницы из Тобольска в село Селияровское. Тобольский епархиальный училищный совет прошение Евгения Рязанцева удовлетворил, направив в село учительницей Еликониду Попову, окончившую курс в Тобольском епархиальном женском училище. Согласно журналу Епархиального училищного совета, за обучение детей учительница получала «50 рублей из сумм совета и 50 рублей от церковного селияровского старосты крестьянина Евгения Рязанцева при готовой квартире и столе от Рязанцева». Иных источников средств на содержание школы в первые годы ее существования не имелось.

В 1890-1891 годах, учитывая данные Тобольского епархиального училищного совета (отчёт о состоянии церковно-приходских школ за 1890/91 годы-ведомость №1 и №3), в Селияровской церковной школе в смешанном классе обучались 6 мальчиков и 8 девочек. Обучение производили Еликонида Попова и Наблюдатель Благочинный, священник Нестор Вергунов. Тот же источник указывает, что школа имела свой собственный дом и всё также содержалась на средства, выделяемые Тобольским епархиальным училищным советом в размере 70 рублей и средства попечителей в размере 50 рублей.

Церковно-приходская школа на 3 класса могла вмещать не более 15 человек. В школе в основном обучались дети местного населения и преимущественно мальчики, а девочки обучались только из более зажиточных хозяйств. Девочки бедняков по традиции прошлых лет в школу не отпускались, их дело было водиться с детьми и прясть коноплю. Дети ханты в школу вообще не принимались. Главным предметом был Закон Божий, который преподавался самими священниками из прихода. По остальным же предметам учили так: ученик должен был уметь расписываться, читать печатный текст и считать до 100. Главная цель таких школ: «Ребяток учить грамоте, а потом словесной грамматике и прочим на словенском языке книгам и катехизис православной веры» - исполнялась исправно.

В 1917 году свершилась Октябрьская революция. Новая власть повсеместно начинает формирование органов образования, следуя ленинскому курсу ликвидации безграмотности, постановлениям ЦК ВКП(б) и ВЦИК. Под школу в селе Селиярово отдают лучшее здание – конфискованный дом купца Рязанцева. Две комнаты купеческого дома были приспособлены под классы и использовались вплоть до 1985 года.

В протоколах Самаровского волостного съезда учителей выявлены сведения о расходах на содержание школ I-й ступени, в том числе Селияровской, за 1919-1920 учебный год.

Предметы расходов Селияровской церкви в 1919-1920 гг.

Сумма

На наём помещения для школы

0

На отопление

1000

На освещение

3/600

На наём сторожа

800

На мелкий ремонт здания

1000

На уборку нечистот

300

На мелкие хозяйственные расходы

100

На пополнение ученических библиотек

500

На обзаведение и ремонт классной мебели и наглядных пособий

600

На пополнение учительских библиотек

200

На организацию школьных праздников

200

На приобретение материалов для рукоделия

400

ВСЕГО:

6700

В фонде Р-167 «Отдела народного образования исполнительного комитета Тобольского уездного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов» в статистических сведениях по сельским школам тобольского уезда выявлен «Весенний отчётный лист» Селияровской школы за 1920 год. В нём указано, что в 1919-1920 учебном году в учебном заведении насчитывалось 4 класса или 3 параллельных отделения, в них обучались 13 мальчиков и 5 девочек (из них: 14 человек – 8-9 лет, 4 человека – 10-11 лет). Данные отчёта свидетельствуют о проведении экскурсий 1 раз в течение месяца, о проведении двух детских школьных спектаклей за отчётный период, об уничтожении религиозной православной библиотеки и об отсутствии библиотеки для учительского состава, об открытии 15 мая 1920 года при школе народной читальни. Вся история школы того периода отличалась нестабильностью: часто происходила смена кадрового состава – заведующего (директора) и членов педколлектива.

В тридцатые годы постепенно стабилизировался учебно-воспитательный процесс, улучшилось обеспечение программами, методическими пособиями и учебниками, были оборудованы столярная и слесарная мастерские, организован интернат. Школа была укомплектована учителями, хотя преподавательский состав Селияровской школы частично менялся. Причины тому были разные. Скупые чернильные строки книг приказов, в которых укладываются отдельные людские судьбы, заставляют задуматься о суровости той эпохи. Порой за незначительную оплошность, человека наказывали как преступника. И учителя того времени, отнюдь не были исключением из этого правила.

С 1934 года начал осуществляться переход к обязательному семилетнему обучению. Так в 1935 году Селияровская школа стала семилетней. В эти же годы были созданы пионерская и комсомольская организации.

Далеко не радостные коррективы в работу школы внесла Великая Отечественная война. В одночасье изменилось всё. Первой реакцией был массовый отзыв мужчин-учителей из отпусков в июле 1941 года. Далее следовали приказы в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23.06.1941 года считать уволенными по мобилизации… Несмотря на начало войны, наша школа как и тысячи образовательных учреждений СССР, приступила к работе 1 сентября 1941 г. Коллектив учителей, по большей части женский, самоотверженно продолжил учебную и воспитательную деятельность, ведя при этом широкую общественную работу, отдавая все силы на благо Родины. Наполняемость классов в то время была небольшая, но трудностей было достаточно: оснащение минимальное, не было наглядных пособий, не хватало тетрадей, писать приходилось на обрывках газет, чернила делали из сажи. Но школа, как и вся наша страна, выстояла в военные годы, педагоги не переставали учить и воспитывать детей. Они преподавали своим воспитанникам не только премудрости наук, но и учили человечности, прививали честность и порядочность, одним словом «выводили в люди». Превозмогая все трудности, они работали на будущее, так как результат труда преподавателя виден лишь спустя много лет. Они были настоящими энтузиастами.

После войны на работу в школу вернулись демобилизованные из Советской Армии педагоги. Учительский состав школы послевоенных лет стал более стабилен. Из школы учителя уходили только по особо важным причинам. Педколлектив пополнялся лишь молодыми специалистами или приезжими педагогами по вызову районо на место выбывшего или ушедшего на заслуженный отдых учителя.

В послевоенное время Селияровская семилетка стала центром образования для детей, проживавших в окрестных деревнях, где были только начальные школы: Алекино, Чебыково, Сугунчум, Бала, Долгое Плёсо… Селияровская школа добродушно принимала всех, кто хотел дальше продолжить своё образование. В числе таковых учеников был и Василий Семёнович Сондыков, в настоящем известный политик, неоднократно занимавший пост председателя Думы Югры.

В разное время разные директора возглавляли нашу школу. Архивные данные Комитета по образованию Ханты-Мансийского района позволили систематизировать список руководителей Селияровской школы, он исчисляется более десятка фамилиями. Именно они отдавали все свои силы, ум, энергию и любовь родной школе, именно они всегда были окрылены идеей. И мы с гордостью называем их имена. Это:

1.Панкина А.Ф. – с 15.08.1933г. – по 01.10.1937г.

2. Исаева А.Е. – с 01.09.1937г. – по 01.08.1939г.

3. Кулаков В.И. – с 01.08.1939г. – по 15.07.1940г.

4.Сорокин А. Л. – с 15.07. 1940г. – по 20.01.1942г.

5.Сиротин В. А. – с 20.01.1942г. – по 01.06.1942г.

6.Усков И.Д. с 01.07.1942 года и всю войну

7.Пальянова Парасковья Прокопьевна – с 1946г. – по 20.08.1952г.

8.Сырыков Иринарх Алексеевич – с 12.08.1952г. – по 28.08.1954г.

9.Тарасенко Иван Романович – с 07.09.1954г. – по 10.01.1956г.

10.Фомин Григорий Филимонович – с 11.01.1956г. по 1957г.

11.Малышкин Василий Михайлович – с 1957г. – по 1962г.

12.Буйнов Пётр Владимирович – с 1962г. – по 1980г.

13.Пуртов Владислав Виникентьевич – с 1980г. – по 1981г.

14.Лозицкий Павел Трофимович – с 1981 – по 1984г.

15.Каримов Марс Галиулович – с 1984г. – по 1988г.

16.Козачук Василий Степанович – с 1988г. – по 1990г.

17.Шалкова Наталья Петровна – с 1991г. – по 19.02.2002г.

18.Лапшина Антонина Михайловна – с 19.02.2002г. – по апрель 2014г.

19.Ернова Ирина Павловна – с апреля 2014г.– по настоящее время


В начале 50-х годов директором школы стала Пальянова Парасковья Прокопьевна. По мнению людей, её знавших, она была неординарным человеком, обладала широкой эрудицией, феноменальной памятью. Мудрая и принципиальная, творчески увлечённая и разносторонне образованная, душевная и строгая, она становится кумиром старшеклассников.

Во второй половине 50-х годов коллектив учителей долгое время возглавлял бывший фронтовик Василий Михайлович Малышкин. В воспоминаниях ветерана педагогического труда Саламатина Э. Н. он предстаёт очень спокойным и уравновешенным человеком, относящимся к молодым специалистам «по-особенному», стараясь помочь в трудную минуту не только советом, но и делом. С его слов он ни к чему не был равнодушен, всегда говорил спокойно, без крика, объяснял с улыбкой. В воспоминаниях педагогов и учеников тех лет он навсегда останется энергичным, деловым, справедливым человеком, прекрасным учителем. Вместе с ним работали Хозяинова Клавдия Филипповна, Хорева Мария Ефимовна, Шехирева Валентина Михайловна, Шехирева Таисия Михайловна, Яблонских Евдокия Викторовна.

В 1962 году в нашу школу пришёл Петр Владимирович Буйнов, под его руководством трудятся Елфимов Бронислав Александрович, Сондыкова Таисия Михайловна, Васильева Альбина Федоровна, Китайкина Октябрина Евлампиевна. С большой благодарностью ученики семидесятых годов вспоминают своих учителей: Сухова Александра Михайловича, Бобылева Николая Павловича, Саламатину Людмилу Викторовну, Шахову Лидию Федоровну, Сумкину Раису Константиновну, Буйнову Валентину Алексеевну, Бахметдинову Раису Юрьевну, Казанцеву Валентину Васильевну.

В то время из множества учебно-воспитательных задач одно из приоритетных мест отводилось общественно-полезному труду.  

При школе имелся земельный участок, который использовался в весеннее время в исследовательских целях: были сделаны грядки, на которых производились посадки огородных культур. На всех хозяйственных объектах увлечённо вместе с педагогами трудились учащиеся школы. Учителя прививали им необходимые навыки по самообслуживанию, по уходу за растениями. А ребята с большой любовью и самоотдачей ухаживали за пришкольным участком. Работа здесь всегда кипела. Коллективный труд шёл на пользу школьникам, потому что являлся важнейшим фактором формирования их социального опыта и личности. Ученический коллектив Селияровской школы всегда был на передовых позициях: первым помощником колхозу «Сибирь» в разгар сельскохозяйственной страды, активисты в сборе дикоросов и лекарственного сырья. Доказательством тому служат воспоминания учеников прошлых лет: «Если бы вы зашли в классы, то обязательно заметили разложенный для просушки брусничный лист или пучки луговых трав…»

В эти годы среди школ было организовано соцсоревнование, передовым школам района вручалось переходящее Красное знамя. И здесь наша школа занимала неоднократно лидерские позиции и была одной из передовых в районе. Сплочённость, трудолюбие, взаимовыручка всех, творческое начало каждого в целом давали общий положительный результат.

О каждом, работающем в предыдущие годы учителе рассказать что-либо сложно, но некоторые из них заслуживают особого внимания. Долгие годы своей жизни в Селияровской школе трудились на ниве просвещения такие педагоги как: Саламатин Эдуард Николаевич, Саламатина Людмила Викторовна, Сергеева Людмила Васильевна, Китайкина Октябрина Евлампиевна, Горшкова Эмилия Петровна, Васильева Альбина Фёдоровна, Яблонских Светлана Геннадьевна.

Какой идейной была школьная жизнь 70-х! Пионерские отряды, сборы. Сколько было волнения в день приёма в октябрята, пионеры, комсомол! Многочисленные походы, совместные концерты учеников и учителей.

Делая ставку на молодое поколение, педагоги отдавали детям кусочек своей души, понимая, что за молодыми будущее. В те годы в школе не было телевизоров, видеомагнитофонов, компьютеров, плееров, больших замечательных библиотек, но никто не обеднел душой, так как много общались и творили хорошие дела. Сообща, дружно и сплочённо учительский коллектив работал над совершенствованием учебно-воспитательного процесса. Росла школа, рос ученический коллектив, учителя постоянно работали над собой, добивались методического мастерства.

Каримову М.Г. пришлось руководить школой в непростые годы перестройки и гласности, распада СССР и создания СНГ. В это время были упразднены октябрятская, пионерская и комсомольская организации, не стало красных галстуков, барабанного боя, горна. Но несмотря ни на что, каждый новый учебный год был полон радостями, надеждами, взлетами и победами.

Более десяти лет директором школы работала нынешняя глава сельского поселения Селиярово Шалкова Наталья Петровна. Прекрасный организатор многих школьных дел, замечательный педагог, в меру строгая, до педантичности пунктуальная, она умела найти подход к любому, даже самому трудному ребёнку.

В 1989 году было построено новое двухэтажное здание школы в деревянном исполнении со столовой на первом этаже, спортивным залом, достаточно просторными классами. В таком виде школа просуществовала до 2007 года. И хотя она в полной мере не соответствовала требованиям современного времени, это позволило совершенствовать кабинетную систему обучения.

12 лет школу возглавляла Лапшина Антонина Михайловна. Она, будучи директором, видела и знала всех, ценила за добросовестное отношение к работе, за внимание и чуткость к детям, за желание подготовить их как можно лучше к жизни, выбору профессии. Со временем администрацией Ханты-Мансийского района было принято решение о строительстве капитального здания нового типа. При руководстве Антонины Михайловны школа стала школой нового века, пережила заметное преображение. 30 марта 2007 года школа отпраздновала своё новоселье, в эксплуатацию было введено новое здание. По-домашнему тепло и уютно стало в классных комнатах. Не случайно говорят, что имидж школы во многом зависит от того, кто стоит во главе педагогического коллектива.

На современном этапе школой руководит молодой и энергичный директор Ернова Ирина Павловна. Работать в храме наук легко, так как отношения между преподавателями, администрацией основаны на взаимопонимании, доверии, разумной требовательности. Наши педагоги увлечены своей работой, они любят детей, постоянно повышают качество знаний по предметам и развивают творческие способности своих воспитанников. Каждый педагог владеет всем арсеналом новейшей методики, умеет донести волшебную красоту своего предмета до ребячьих сердец.

Итогом работы педагогического коллектива явилось положительное отношение большинства учащихся и их родителей к своей школе. Школа - удивительное место. Благодаря нашим ученикам, она всегда молода, всегда полна жизни. Среди первых выпускников школы есть уже бабушки и дедушки. Многие из тех, кого учителя помнят сидящими за партой, теперь приводят к нам своих детей или являются гордыми родителями выпускников. Радушный учительский коллектив всегда рад встрече с ними!

Гордостью любой школы являются её выпускники. Их всех перечислить невозможно, ровно как не счесть и профессий, которыми они овладели: политики, писатели, строители, военные, работники сельского хозяйства, врачи, инженеры и, конечно же, учителя. Наши бывшие ученики приходят в родную школу и работают, обучают и воспитывают детей своего посёлка, вносят большой вклад в развитие школы. Так стали учителями и проработали в родных пенатах не один десяток лет: Сивкова Наталья Владимировна, Ернов Александр Владимирович, Шехирева Нина Николаевна. Отдельные выпускники награждены медалями за особые успехи в изучении основ наук: золотая медалистка: Замятина Мария, серебряные медалисты: Шишкина Алиса, Юдин Максим.

Сейчас в школе обучается 110 учеников. Она по праву считается в районе одной из передовых, а также является центром методической работы и распространения передового  педагогического опыта. У нашей школы славное прошлое, но мы надеемся, что будущее откроется для неё в ещё более ярких красках.



Активисты историко-краеведческого

кружка МКОУ ХМР СОШ с.Селиярово, 2015 год


 

 



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Краеведческий материал "Славные страницы истории Селияровской школы"

Автор: Конышева Елена Дмитриевна

Дата: 18.12.2015

Номер свидетельства: 267786


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства