kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Краевед по призванию»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В Богословской школе работает школьный музей, организатором и бессменным руководителем музея является учитель истории Анатолий Фёдорович Тарасов – 21 сентября 2013 года исполняется 50 лет, как Тарасов А.Ф. посвятил себя краеведению. Несмотря на возраст он не бросил своих сподвижников сельских краеведов и музей в новом учебном году по прежнему продолжает работать от центра воспитательной работы района.

Цель данной работы:

1. Изучение жизненного пути краеведа Анатолия Федоровича Тарасова.

Задачи:

1. Познакомиться с историей жизни Тарасова А.Ф.

2.Узнать о краеведческой деятельности Тарасова А.Ф.

3. Собрать документы, фотографии, книги, письма и т.д. Тарасова А.Ф. для организации выставки о краеведе в школьном музее.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Краевед по призванию» »

МОБУСОШ им.С.А. Суркова с. Богословка

Пензенский район, Пензенская область











«Краевед по призванию»




подготовил Левин Дмитрий

ученик 7 а класса

руководитель учитель истории Самочкина Г.Х.









Богословка, 2013 г.




Содержание


Краевед по призванию………………………………………………..4

Работа школьного музея……………………………………………..9

Заключение…………………………………………………………..12

Список использованной литературы:………………………………13























В Богословской школе работает школьный музей, организатором и бессменным руководителем музея является учитель истории Анатолий Фёдорович Тарасов – 21 сентября 2013 года исполняется 50 лет, как Тарасов А.Ф. посвятил себя краеведению. Несмотря на возраст он не бросил своих сподвижников сельских краеведов и музей в новом учебном году по прежнему продолжает работать от центра воспитательной работы района.


Цель данной работы:

1. Изучение жизненного пути краеведа Анатолия Федоровича Тарасова.

Задачи:

1. Познакомиться с историей жизни Тарасова А.Ф.

2.Узнать о краеведческой деятельности Тарасова А.Ф.

3. Собрать документы, фотографии, книги, письма и т.д. Тарасова А.Ф. для организации выставки о краеведе в школьном музее.















Краевед по призванию

Родился А.Ф. Тарасов в 1942 году в селе Анучино, связанном с дворянской фамилией Араповых. С детства он с интересом слушал рассказы старожилов. Они не отличались глубоким анализом, в них не было побудительных причин и следствий, но в них была сама жизнь. Так он оказался в самобытной исторической ауре. В Душе зарождалось не абстрактно - академическое восприятие истории, а личностно -эмоциональное, которое определило его судьбу как краеведа.

По окончанию школы Анатолий поступил в Пензенский педагогический институт, где преподаватели В.И. Лебедев, Н.П. Никольская, П.Г. Сумерин пробудили в нём интерес к научному исследованию исторических событий. Уже на втором курсе он подготовил научный доклад «Коллективизация крестьянских хозяйств в Пензенском крае», с которым выступил на Всероссийской межвузовской конференции в г. Вологде. Успешное выступление укрепило его ориентацию на краеведение.

Педагогическую деятельность Анатолий Фёдорович начал в Сосновском детском доме, где он сделал первые шаги как краевед - организатор. В 1968 году детский дом закрыли, и Тарасова перевели в Богословскую школу.

С началом занятий краеведческо - поисковая работа, начало которой было положено в Сосновке, получила дальнейшее, более качественное развитие. Чтобы расширить возможности сбора и систематизации исторических сведений. Анатолий Федорович организовал при школе краеведческий кружок и штаб «Поиск». В состав штаба вошли директор школы Ю.А. Кузнецов, учителя, члены комитета комсомола, пионерской дружины. Молодой педагог через незримый мостик доверия, когда души ребят особенно открыты для восприятия жизни, повёл их вместе с коллегами по тропе памяти.

Земля Богословки имеет богатую историю. Перед юными краеведами Анатолий Фёдорович поставил трудную, но очень интересную и ответственную задачу — собрать материал об истории села, его бытие, обычаях и традициях, первые исторические сведения, требовавшие проверки и физического подтверждения. Анатолий Федорович и его воспитанники получили от старожилов села А.В. Глуховой, А.И. Володиной, С.С. Глуховой, К.С. Перкиной.

Большой вклад в разгром фашистской Германии внесли и жители Богословки. Среди них были пехотинцы, лётчики, танкисты, сапёры, связисты. Изучить боевой путь каждого участника Великой Отечественной войны, установить обстоятельства и место гибели земляков оказалось не легко. Сто человек не вернулись с фронта.

Сотни писем писали в Центральный архив Минобороны СССР, райвоенкоматы. Вели переписку с радиокомитетами Польши, Венгрии, Чехословакии, Румынии, ГДР. Писали в Москву, в посольства этих стран. Статью Тарасова опубликовали польский журнал. Большую помощь в поиске оказало командование Западной группы войск. Открывались новые имена, новые герои.

Удалось установить боевой путь лётчика Б.Ф. Федюшова, повторившего под Сталинградом в августе 1942 года подвиг Н. Гастелло. Долгим был поиск родственников Героя Советского Союза Н.М. Бубнова из Белоруссии и с Украины прислали фотографии с места захоронения Безрукова и Сорокоумова. Завязалась переписка с Героем Советского Союза, прославленной лётчицей B.C. Гризодубовой. В её полку отважно защищал воздушные рубежи Родины В.И. Никишин — один из представителей прославленной династии лётчиков Никишиных.

Из ГДР прислали фотографий, письма A. П. Левина и книжку «Спасибо ж, братья» о захоронении советских воинов. Из Польши сообщили: «И.А. Курышев погиб 01.09.44 г., захоронен в Варшаве». Писатель Антоний Юрьев прислал Тарасову свою книгу с дарственной надписью: «Уважаемый Анатолий Фёдорович, эту книжку посылаю Вам в память и как доказательство того, что в ПНР помнят тех, кто ценою своей жизни освобождал братский народ. С признательностью к Вашему труду. Сохранять память о них. Гданьск. 4.05.85г. Антонии Юрьев».

В результате многолетней кропотливой работы с документами в областном архиве, краеведческом музее, встреч со старожилами села был собран богатейший материал по истории Богословка.

В музее побывали гости из Пензы, районных центров. Польши, ГДР, Кореи. Здесь проходят встречи с ветеранами воины и труда, пензенскими писателями Л.И. Яшиной, О.М. Савиным, Ф.Н. Ракушиным, Героем Советского Союза М.П. Волковым, капитаном 1 ранга подводником И.Я. Князевым, музейным работником из Ленинграда А.Х. Бахтеевым. И другими интересными людьми.

Любопытно, что на месте Богословки первоначально проживала мордва-эрзя, да и село называлось Ерзенёвка. Потом, во время нашествия монголов село было полностью разорено. И сожжено до тла. Только в 1710 году. На месте Ерзенёвки возникло новое село. Долгое время местность пустовала. Только в XVIII веке на месте Ерзенёвки возникло новое поселение Деревня Гавриловка. А когда в 1712 г. был построен храм во имя св. апостола и евангилиста Иоанна Богослова, возникло и новое название села.

В этнографическом отделе музея поражают не только образцы женских костюмов, характерных для здешних сёл. Краеведы пошли дальше, они разучили народные обряды, лирические песни и исполняют их для посетителей, погружая их в атмосферу «преданий старины глубокой». Этой же цели служат памятники минувшего: фотографии, документы, письма, личные вещи, предметы быта прошлых лет и многое другое. Вот, например, немецкая бритва в футляре, принадлежавшая В.В. Сорокоумову. Во время братания на фронте Первой мировой войны Василию Васильевичу подарил германский солдат...

Усилиями краеведов был установлен и такой любопытный факт: оказывается, местный колхоз, организованный в 1928 году, носил имя Н.И. Вавилова, академика, учёного-селекционера.

В начале 30-х годов правление колхоза оживлённо переписывалось с Николаем Ивановичем. Письма приходили на имя председателя колхоза, а отвечали ему всем правлением. Ежегодно по рекомендации Вавилова в Богословку приезжали на практику аспиранты Всесоюзного института растениеводства...

Но 13 июня 1943 года на общем колхозном собрании председатель И.В. Лягин поставил вопрос о смене названия колхоза. Учёный, мол, потерял всякую связь с колхозом. Уже три года на множество рапортов ему ответа не было получено ни одного... Поэтому собрание постановило: просить районные и областные организации присвоить колхозу имя Сталина. Тогда, к сожалению, никто в колхозе не знал, в чём причина молчания Н.И.Вавилова, что ещё в 1940 году, в августе месяце, Николай Иванович был арестован, что его обвинили в шпионаже и измене Родине, и что Военный трибунал приговорил его к расстрелу...

Сегодня, правда, к чести Богословки Н.И. Вавилов не забыт. Одна из улиц села носит его имя. В школьном музее выделена специальная экспозиция: «Выдающемуся Учёному и Человеку». Актив музея поддерживал переписку с сыном учёного академиком Юрием Николаевичем. А также - с Всесоюзным институтом растениеводства им. Н.И. Вавилова, с комиссией АН СССР по сохранению и разработке научного наследия академика Н.И. Вавилова...

В год столетия со дня рождения Вавилова по инициативе Тарасова учащиеся провели ярмарку солидарности, а вырученные деньги направили на создание памятника учёному при Полтавской сельскохозяйственной опытной станции, где он начинал в 1910 году работу как практикант. Тогда же, в Пензенском педагогическом институте проходила научная конференция, на которой А.Ф. Тарасов выступил с докладом о связях Н.И. Вавилова с колхозниками села и о влиянии учёного на повышение производительности труда сельчан.

Рассказывает музей и о трёх Героях Социалистического труда села Богословки. Это доярка совхоза «Магистральный» Е.А. Лобач, Генеральный директор Панкратовского объединения совхозов по производству свинины В.А. Бельденков, ветеран труда Ф.В. Серёдкин.

Особая гордость школы выпускник Виктор Володин. Доктор экономических наук, профессор, декан экономического факультета Пензенского Государственного университета. Он всегда желанный гость в стенах родной школы.







Работа школьного музея

План работы музея - основополагающая часть общешкольного плана воспитательной работы. 700 основных и 800 вспомогательных экспонатов распределены по разделам: «Из истории села», «Этнография», «Гражданская война», «Коллективизация», «История колхоза им. Н.И. Вавилова», «Великая Отечественная война», «тыл - фронту». Много материалов посвящено истории совхозов «Панкратовский» и «Магистральный». На базе материалов музея работает кружок «Юный краевед». Школьники с большим желанием ведут поисковую работу. Благодаря юным краеведам собран полный материал о награждённых медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». Активно продолжается поиск людей репрессированных в годы сталинизма. Идёт сбор материала о судьбе детей эвакуированных в Богословку в годы войны.

Школьники сами проводят экскурсии. Здесь проходят областные и районные семинары краеведов, встречи с интересными людьми.

За годы работы, музей посетило большое количество гостей. Знакомится с его работой приезжали гости не только из областного центра, но и из ближнего и дальнего зарубежья: Германии, Кореи, Венгрии, Польши... Анатолий Фёдорович Тарасов не успокаивается на достигнутом. Он ищет и находит новые формы подачи краеведческого материала. На основе исторических документов он написал пьесу «Утро в барской усадьбе Дубенских». Главные роли исполняют члены кружка «Юный краевед». В пьесе представлен лишь небольшой эпизод из жизни Дубенских, но она имеет успех, и нашла своего зрителя. Сегодня Тарасов работает над второй частью пьесы. «Люблю историю, люблю свой край, без этого не мыслю своей жизни», - признаётся Анатолий Фёдорович. Этой любовью он «заразил» и своих воспитанников.


Выступление Богословских краеведов на конференциях отличаются разнообразием подачи материала. Доклады Татьяны Советкиной и Олеси Светкиной по теме; «Мордовский свадебный обряд» опубликованы в областном сборнике о праздниках и обрядах. Доклады сопровождаются магнитофонными записями, звучат живые голоса свидетелей тех или иных исторических событий больших и малых, стихи, рассказы с элементами театрализации.

За успешное выступление на многих всероссийских и международных конкурсах, конференциях, краеведы награждены 40 дипломами, почётными грамотами, ценными подарками.

Краеведом, конечно, надо родиться. Но этого мало, главное - суметь им стать. А для этого необходимо ту искру Божью, которая дана от рождения, раздуть в плодотворный огонь творчества и бросить в него себя без оглядки, без сожаления и сомнения. И это только первый шаг. Дальше - постоянный кропотливый труд, поглощающий все силы, и физические, и духовные. Краевед по сути подвижник, у него на всю жизнь, по словам поэта, одна, но пламенная страсть. И только тот, кто сумеет пронести эту страсть через годы, не изменит своему призванию ни промыслом, ни делом ни при каких обстоятельствах, только тот станет истинным учителем.

Достойно пронести это почётное звание по жизни чрезвычайно трудно, и не каждому, даже очень яркому от рождения таланту, такое по плечу. Сколько их, подававших большие надежды на творческом старте, погасло до времени и оставило после себя лишь горечь сожаления об утраченном.

Анатолий Фёдорович сумел пронести эту страсть через годы, не изменив своему призванию ни помыслом, ни делом, и стал истинным краеведом - исследователем. Он снискал известность и признание не только как краевед, организатор музея, но и как исследователь-публицист. Чтобы сделать доступными результаты интересной поисково-исследовательской работы, Анатолий Фёдорович издал брошюры «Богословка», «Имени профессора Н.И. Вавилова», «Бельдёнков» и много других. Брошюры привлекают читателей свежестью, новизной и достоверностью краеведческой информации.




















Заключение


Сегодня без музея жизнь в селе Богословка была бы неполной. Сколько прекрасных страниц из истории здешних мест оказались востребованными. Сколько людей осознало свою связь с этой древней землёй - благодаря созданному здесь музею. Благодаря Анатолию Фёдоровичу и его единомышленникам не зарастает трона памяти в Богословке. Хочется верить, что поколение, воспитанное на боевых и трудовых традициях, о которых рассказывает музей, будет достойным их продолжением.

Живёт в Богословке уникальный краевед - исследователь, учитель, истинный русский интеллигент Анатолий Фёдорович Тарасов. Любят и уважают его односельчане. И он не одинок. Его ученики - его единомышленники. Они поистине связующее звено поколений.

Отдавая себя всецело любимой работе, А.Ф. Тарасов не делит день надвое: половина - школе, музею, а вторая половина дому, отдыху. Для него всё едино. Краеведение стёрло границу между этими половинами - оно стало для него смыслом жизни.

В селе далеко за полночь. Один за другим сомкнули ресницы окна многоэтажек. Только из оконных проёмов квартиры Тарасова ярко льётся свет. Свеча горит, себя сжигая. Убелённый сединой краевед - исследователь работает, для него завтра начинается сегодня.





Список использованной литературы:

1. Тарасов А.Ф. Во имя Родины. – Пенза, 2005. – 132с.

2. Тарасов А.Ф. Франческо Петрарка. – Пенза, 2003. – 39 с.

3. Тарасов А.Ф. Имени профессора Вавилова. – Пенза, 2003. – 27 с.

4. Тарасов А.Ф. Мы помним вас, товарищ директор! – Пенза, 2006. – 152с.

5. Тарасов А.Ф. История Богословского колхоза. – Пенза, 2005. – 75с.

6. Тарасов А.Ф. Кругом родные все места. – Пенза, 2009. – 19с.






8




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Краевед по призванию»

Автор: Самочкина Гульназ Хуснулловна

Дата: 19.06.2014

Номер свидетельства: 107222


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства